Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_30 УДК 347.518
ТРАНСПОРТ КАК ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ TRANSPORT AS A SOURCE OF INCREASED DANGER
КАЗАКОВА Ирина Александровна,
кандидат юридических наук, доцент юридического факультета, Российский государственный социальный университет (РГСУ). 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1. E-mail: kazakova.irina2019@yandex.ru; КУРКИНА Наталья Васильевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент юридического факультета, Российский государственный социальный университет (РГСУ). 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1. E-mail: knv011@mail.ru;
КОНОВАЛОВА Ирина Анатольевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент юридического факультета, Российский государственный социальный университет (РГСУ). 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1. E-mail: konovalovaia@rgsu.net;
KAZAKOVA Irina Alexandrovna,
Candidate of law, associate professor of the faculty of law of the Russian State Social University (RSSU). 4 Wilhelm Peak str., p. 1, Moscow, 129226, Russia. E-mail: kazakova.irina2019@yandex.ru;
KURKINA Natalia Vasilyevna,
Candidate of law, associate professor, associate professor of the faculty of law of the Russian State Social University (RSSU). 4 Wilhelm Peak str., p. 1, Moscow, 129226, Russia. E-mail: knv011@mail.ru;
KONOVALOVA Irina Anatolyevna,
Candidate of law, associate professor, associate professor of the faculty of law of the Russian State Social University (RSSU). 4 Wilhelm Peak str., p. 1, Moscow, 129226, Russia. E-mail: konovalovaia@rgsu.net
Краткая аннотация: В статье рассматривается один из распространённых источников повышенной опасности - транспорт. Авторы исследуют понятие транспорта, транспортной системы, интеллектуальной транспортной системы и их влияние на обороноспособность страны, международные связи, экономические отношения, окружающую среду, здоровье и жизни людей, дальнейшее развитие общества. Высказаны рекомендации, способствующие снижению негативного влияния транспорта на окружающую среду и безопасность участников дорожного движения.
Abstract: The article discusses one of the common sources of increased danger - transport. The authors explore the concept of transport, the transport system, the intelligent transport system and their impact on the country's defense capability, international relations, economic relations, the environment, people's health and lives, and the further development of society. Recommendations are made to help reduce the negative impact of transport on the environment and the safety of road users.
Ключевые слова: транспорт, транспортная система, источник повышенной опасности, вред, безопасность, интеллектуальная транспортная система.
Keywords: transport, transport system, source of increased danger, harm, safety, intelligent transport system.
Для цитирования: Казакова И.А., Куркина Н.В., Коновалова И.А. Транспорт как источник повышенной опасности // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 30-33. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_30.
For citation: Kazakova I.A., Kurkina N.V., Konovalova I.A. Transport as a source of increased danger // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 30-33. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_30.
Статья поступила в редакцию: 29.03.2022
Одной из отраслей российской экономики является транспорт, без которого невозможна жизнь современного человека и общества. Но в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 все страны мира столкнулись с закрытием границ, снижением подвижности населения на транспорте общего пользования, сокращением деловой активности, переходом на дистанционный формат работы, снижением спроса на товары, концерты, мероприятия, транспортные и иные услуги, что значительно изменило жизнь людей и мировую экономику в целом и оказало влияние на транспортный комплекс. Не случайно целями государствен-
ной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на период до 2024 года заявлены повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта услуг транспортного комплекса до 22 млрд. долларов США, а к 2030 году до 30 млрд. долларов США. А достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» требует повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, которые возможны на основе роста доступности транспортных услуг для населения, что относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения [1].
В то же время транспорт относится к самому распространённому источнику повышенной опасности, угрожающему экологии, здоровью людей, их жизни и имуществу. Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения не уменьшается. Лидирующее положение среди отраслей транспортного комплекса в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками достигла 46,7 процента, а в шумовом воздействии на население городов 85 - 95 процентов. Полагаем, что снижение количества и тяжести транспортных происшествий, негативного влияния транспорта на окружающую среду станет одним из приоритетов государственной транспортной политики.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. По общему правилу, закреплённому в ст. 1079 ГК РФ, гражданско-правовая ответственность за вред, причинённый источником повышенной опасности, возлагается на лицо, осуществляющее деятельность, связанную с использованием источника повышенной опасности, создающую риск повышенной опасности для окружающих [2]. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов и т.п.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности [3].
Классическим примером причинения вреда источником повышенной опасности является вред, причинённый транспортным средством. Так, в дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, погибли 11 человек в расчете на 100 тыс. человек населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель составляет в Норвегии 2,1 человека в расчёте на 100 тыс. человек населения, в Швеции - 3,1 человека в расчёте на 100 тыс. человек населения и в Германии - 3,8 человека в расчёте на 100 тыс. человек населения.
Обратимся к понятию транспорта как источнику повышенной опасности.
Понятие «транспорт» следует рассматривать как систему, представляющую собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчинённых определённому принципу (подвижной состав, автомобили, дороги, терминалы и др.). При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики.
Российская Федерация - самое большое государство в мире. Её площадь превышает 17 млн. км2, а расстояние между крайними географическими точками составляет 8230 км. В такой огромной стране транспорт играет колоссальную роль и только благодаря ему становится возможным перемещение грузов, перевозка пассажиров, доставка корреспонденции, перемещение военной техники.
Транспорт в России занимает особое, созидающее место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности, с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства. Транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества. Развитие транспорта и производство его продукции в значительной степени зависят от политики в экономике. В начале 2021 года была введена в эксплуатацию в Московском регионе новая трасса - центральная кольцевая дорога, призванная стать основой опорной сети скоростных автодорог России и частью международных транспортных коридоров [4]. С введением этой трассы в эксплуатацию был реализован самый масштабный, мирового значения на сегодняшний день проект в области дорожной инфраструктуры. Безусловно, меры способствуют предупреждению дорожных происшествий, разгрузке столичных дорог и уменьшению пробок.
В настоящее время Россия располагает всеми видами современного транспорта, структурированного в ряд отрасле-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 6(210)
вых подсистем: воздушным (самолёты, вертолёты), наземным, в том числе подземным (метро), рельсовым (поезда, локомотивы, трамвай, МЦК в Москве), безрельсовым (автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы, велосипеды, грузоподъёмные краны и др.); водным (суда, катера, лодки, яхты и т. п.), в том числе подводным (подводные лодки) и космическим (ракеты, спутники) и т.д.
Но при всём его разнообразии, удобстве и пользе нельзя забывать, что транспорт является источником повышенной опасности и необходимо строго соблюдать установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта во избежание причинения вреда. Такие преступления как неправомерное завладение транспортным средством (ст. 166 УК РФ), разрушение объектов транспорта, его разукомплектование, хищение, захват, угон (ст. 211 УК РФ) и иные (в том числе гл. 27 УК РФ), безусловно угрожают транспортной безопасности [5].
Полагаем, что под транспортной системой следует понимать совокупность различных видов транспорта, которые эффективно взаимодействуют между собой независимо от формы собственности, ведомственной подчинённости и обеспечивают выполнение различных погрузочно-разгрузочных, строительных работ, а также перемещение грузов и пассажиров в целях максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.
Транспортные системы подразделяются на мировую транспортную систему, которая основана на развитии всемирной торговли, региональные транспортные системы (объединяет страны Союза Независимых Государств, таможенный союз Евразийского экономического союза - Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия, Киргизия), национальные транспортные системы, зональные транспортные системы (особая экономическая зона «Алабуга» в Республике Татарстан), корпоративные транспортные системы (компания ОАО «РЖД» в России).
Транспортная система включает в себя транспортную инфраструктуру, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т.д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты) [6]. Объекты транспортной инфраструктуры вместе с транспортными средствами образуют транспортный комплекс.
Государственное управление транспортной системой России осуществляет Министерство транспорта. В ведении этого органа власти находятся подведомственные агентства (по направлениям) и служба по надзору - Ространснадзор, а также целый ряд предприятий и организаций. Отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников транспортного движения, регулируются транспортным законодательством. К нему относятся международные правовые нормы, федеральные законы РФ, Указы президента, Постановления правительства, кодексы, Правила дорожного движения, Уставы автомобильного и железнодорожного транспорта, Правила перевозок, утверждённые тарифы.
В настоящее время для регулирования транспортных потоков, получения информативности в реальном времени в процессе взаимодействия участников транспортного движения, внедряется интеллектуальная транспортная система (ИТС), которая использует инновационные разработки в моделировании транспортных систем, что качественно повышает уровень взаимодействия участников движения. Внедрение ИТС связано с возникновением проблемы дорожных заторов и безопасности движения. В приложении 33 в таблице №183 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» указано распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, на 2024 год [7, 8]. Самыми передовыми технологиями в области ИТС выступают на мировом уровне Япония, Сингапур и Южная Корея.
Так, ИТС позволяет водителям через навигаторы получить данные о ситуациях на автомагистралях, о количестве скопившихся на дороге машин, ремонтных работах, загруженности дорог и объездных путях. На определённых участках дорог устанавливаются видеокамеры. Городские автобусы, грузовой и коммунальный транспорты оборудуют приборами (транспондерами), которые позволяют отслеживать нахождение машины и её скорость. Эта система позволяет осуществлять аварийные предупреждения для автомобилистов, предупреждение о лобовом столкновении, электронные платежи парковки, электронный сбор пошлин.
Совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами, а также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы представляют собой транспортные коридоры. В распоряжении Российской Федерации находятся
Транссибирская магистраль, воздушное пространство страны, северный морской путь, прибрежные акватории Тихого океана, Балтийского, Чёрного и Каспийского морей.
Под транспортным узлом следует понимать комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Крупнейшим транспортным узлом в России является Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другим таким узлом в России является Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути. Другие города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на автомобильный транспорт, доставляющий их в города и санатории крымского побережья.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой.
Важнейшей стратегической целью является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья населения и к минимуму должно быть сведено влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности. Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий и негативного влияния транспорта на окружающую среду позволит обеспечить достижение национальной цели «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» является инструментом достижения национальных целей, сформированных в соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [9].
Кроме того, с целью предупреждения дорожно-транспортных правонарушений, недопущению увечья или лишения жизни как среди водителей, так и среди пешеходов, в условиях технического прогресса необходимо более активно адаптировать к нашим условиям лучшие мировые интеллектуальные системы управления движением.
Библиография:
1. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г. № 1596 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» // Собрание законодательства РФ. 2018. N 1 (Часть II). Ст. 340.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Российская газета. 2010. N 24. 05 фев.
4. Центральная кольцевая автомобильная дорога // https://ru.wikipedia.org/
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
7. Федеральный закон от 06.12.2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Собрание законодательства РФ. .2021. N 50 (часть I). Ст. 8397.
8. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России // https://minfin.gov.ru.
9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2020. N 30. Ст. 4884.
References:
1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1596 dated 20.12.2017 (ed. dated 24.12.2021) "On approval of the State program of the Russian Federation "Development of the transport system" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. N 1 (Part II). Article 340.
2. The Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of 26.01.1996 No. 14-FZ (ed. of 01.07.2021, with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. N 5. St. 410.
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 1 dated 26.01.2010 "On the application by courts of civil legislation regulating relations on obligations as a result of harm to the life or health of a citizen" // Rossiyskaya Gazeta. 2010. N 24. 05 Feb.
4. Central Ring Road // https://ru.wikipedia.org/
5. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (ed. of 25.03.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. 1996. No. 25. St. 2954.
6. Federal Law No. 16-FZ of 09.02.2007 (as amended on 14.03.2022) "On Transport Security" // Assembly of the Legislation of the Russian Federation. 2007. N 7. St. 837.
7. Federal Law No. 390-FZ of 06.12.2021 "On the Federal Budget for 2022 and for the planning Period 2023 and 2024" // Collection of Legislation of the Russian Federation. .2021. N 50 (Part I). Article 8397.
8. Main directions of budget, tax and customs tariff policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024, approved by the Ministry of Finance of the Russian Federation // https://minfin.gov.ru .
9. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21.07.2020 "On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. N 30. St. 4884.