ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Романенко
Евгений Александрович
Кандидат наук государственного управления, доцент, докторант кафедры государственной политики и управления политическими процессами Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
e-mail: [email protected]
Evgeny A. Romanenko
National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, candidate of Public Administration Sciences, Associate Professor, doctoral student of the department of State Policy and Political Processes Management, Kiev, Ukraine
e-mail: [email protected] УДК 328.018
Транспарентность государственного управления как условие стабильности
государства
Transparency of Public Administration as the Condition of the Stability of State
В пределах статьи проведен концептуальный анализ транспарентности государственного управления как условия стабильности государства, который позволил идентифицировать ее как неотъемлемый коммуникативный компонент решения конфликтных ситуаций в системе взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества.
Ключевые слова и словосочетания: информация, транспарентность, государственное управление, права граждан.
The author analyzes concept of transparency of Public Administration as the condition of the stability of any state and essential component of conflicts' solution in the system of cooperation of state authorities and civil society.
Key words and word combinations: information, transparency, Public Administration, citizens' rights.
Свобода доступа, поиска, получения и распространения информации является одним из фундаментальных принципов развития гражданского общества, эффективности функционирования системы государственного управления и важным показателем цивилизованности политики государства, которая направляет все свои усилия на реализация прав и свобод граждан. В современных условиях организации системы государственного управления все больше возникает необходимость повышения уровня ее транспарентности как средства развития эффективных демократических норм и институтов, являющихся важной составляющей стабильности функционирования государства. Это определяет объективную необходимость транспарентности государственного управления обусловленную соответствующими факторами, учет которых будет способствовать утверждению принципов стабильного развития государства. К таким факторам относятся: формирование информационного общества; требования международного сообщества; внутренние условия развития политических процессов; глобализация политического пространства; необходимость демократизации [1,с.258]. В обратном порядке, неучет этих факторов будет способствовать дальнейшему углублению закрытости национальных систем государственного управления, отчуждения органов государственной власти от общества, а это в свою очередь будет провоцировать и дальнейшую нестабильность государства.
В контексте современных исследовательских подходов транспарентность рассматривается в трех основных аспектах как: неотъемлемое свойство публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления) в современном демократическом государстве [2, с. 33]; как элемент системы юридических
гарантий народовластия как основы конституционного строя современного демократического государства [3]; как конституционно-правовой принцип деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления [4].
В 2001 году американскими учеными Дж.Лкерлофом, М.Спейсом и Дж.Стиглицом, лауреатами Нобелевской премии в области экономики впервые было обнаружено асимметричность информации между эффективностью рынка и информационной неопределенностью, что непосредственно негативно сказывается на развитии национальных систем государственного управления [5,с.36]. По этому поводу, ими было доказано, что стабильность функционирования политических и государственно-управленческих систем направления связывается с качеством и доступностью циркулирующей в них информации. Учитывая это транспарентность государственного управления как условие стабильности развития государства определяется ее институциональным потенциалом, по обеспечению высокого качества функционирования государственно-управленческой системы, зависит от потоков информации которые в пределах нее функционируют и поступают снаружи.
В рамках анализа данной проблемы, следует исходить из понимания транспарентности «как свойства исполнительной власти, которое расширяет возможности ее взаимодействия с гражданским обществом через открытость принятия и реализации политических решений, а также активизации общественного контроля за деятельностью органов государственной власти» [6]. Учитывая это, формирование транспарентной системы государственного управления, через гласность, прозрачность и открытость способствует обеспечению ее эффективности, а затем усиливает стабильность функционирования ее институциональных структур.
Большинство исследователей проблему транспарентности государственного управления сводят к информатизации его институтов. По мнению Ю.Авиновой «если до недавнего прошлого характерной была гонка вооружения в ведущих странах мира, то сегодня - гонка информатизации, она означает не только обогащение в технической и информационной сферах, но и построение единого информационного пространства, создание информационного общества» [7]. Лозунгом начала XXI века стало «иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от не важной, значит обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть» [8]. Следовательно, транспарентность сводится к информированию граждан о реалищации органами государственной власти их полномочий, таким образом обеспечивает их привлечение к обсуждению и принятию государственно-управленческих решений и реализации общественного контроля за их реализацией.
В таком контексте транспарентность государственного управления является залогом стабильности развития и функционирования его институциональных структур, а в конечном итоге это определяет даже параметры геополитической мощи государств. Подтверждением этого является тезис высказанный на заседании Совета ООН в 2012 году Пан Ги Муном «современный мир делится на информационно богатые и информационно бедные страны, из них первые успешно развивающихся совершенствуются, процветают и правят, во вторых все эволюционные процессы происходят значительно медленнее, они вынуждены зависеть и подчиняться воле более успешных государств «[8]. Учитывая это, транспарентность государственного управления должна базироваться на внедрении соответствующих принципов демократизации, что тем самым послужило бы залогом стабильности развития государства. Систематизировав эти принципы в странах развитой демократии они сводятсяж к следующим положениям:
• развитие гражданского общества [9];
• обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ, органами государственной власти и обществом [10];
• открытость информации для граждан и защита их информационных прав [11];
• ориентация главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного распространения информации, воплощение в жизнь конституционного права на свободный поиск, создание и распространение информации [12];
• повышение доверия общественности к органам государственной власти [13];
• налаживание эффективных информационных отношений государства с другими государствами [12].
Таким образом, транспарентность государственного управления, прежде всего должна быть направлена
на реализацию национальных интересов в информационно-коммуникативной сфере общества, что в свою очередь, служит стабильности развития государства. К ним относятся:
• соблюдение конституционных прав граждан в области получения информации, сохранение и укрепление
духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала государства [14];
• информационное обеспечение государственной политики, включающей доведение до общественности достоверной информации о ее содержании, официально значимые позиции по социально значимым событиям жизни общества, обеспечение доступа граждан к соответствующим информационным ресурсам[15];
• развитие современных информационно-коммуникативных технологий, формирование, сохранение и эффективное использование отечественных информационных ресурсов и защита информационно-коммуникативных ресурсов от несанкционированного доступа.
В рамках данного исследования мы исходим из того, что транспарентность является важным инструментом реализации государственного управления, которое направлено на реализацию интересов общественности, а потому оно характеризует особую взаимосвязь органов государственной власти и гражданского общества, что и является залогом развития современного государства. Однако, если исходить из понимания транспарентности как конституционно-правового принципа, то следует указать на целесообразность его нормативно-правового закрепления, которое в большинстве государств Центральной и Восточной Европы не имеет четкого определения. По нашему мнению, нормативно-правовое закрепление принципа транспарентности государственного управления должно быть четко отражено в системе нормативно-правовых актов таких уровней, как: нормы Конституции Украины и конституций стран Европейского Союза; законодательные акты, которые бы регламентировали статус органов государственной власти, их полномочия и порядок функционирования, способы реализации государственно-властных полномочий; законодательство, которое бы определяло порядок поиска, получения, передачи производства и распространения информации, применения информационных технологий и защиты информации. Учитывая это, стратегическое значение приобретает совершенствование информационного законодательства, которое бы позволило конкретизировать в нормативно-правовом отношении основные способы транспарентности государственного управления по реализации интересов граждан и институтов гражданского общества с одной стороны и органов государственной власти и местного самоуправления с другой.
Анализируя транспарентность государственного управления как условие стабильности государства, стоит особое внимание уделить её реализации в сфере законодательной деятельности, которая обеспечивает возможность участия общественности и представителей негосударственных организаций в процессах инициирования, обсуждения законопроектов, что непосредственно влияет на стабильность государства. По этому поводу Г.Данилова выделяет следующие основные способы транспарентности законодательной деятельности, которые служат обеспечению стабильности развития государства, среди них: а) народная правотворческая инициатива; б) организация общественного обсуждения законопроектов, в том числе путем их опубликования в СМИ и в сети Интернет; в) парламентские слушания; г) привлечение к процессам обсуждения законопроектов неправительственных организаций и органов местного самоуправления [16,с.4]. Исходя из этого, необходимо модернизировать парламентскую практику деятельности путем эффективной реализации соответствующих способов транспарентности.
С целью обеспечения стабильности развития государства на институциональном уровне необходимо четко определить основные способы реализации транспарентности государственного управления. Исходя из мировой практики, к таким способам можно отнести: а) публикацию актов органов государственной власти, размещение «первичной» информации об их деятельности для общественного обсуждения; б) организацию регулярного общественного обсуждения актов органов государственной власти, которые имеют общественное значение, опубликования его результатов; в) привлечение представителей неправительственных организаций к участию в формировании направлений государственной политики путем создания так называемого «открытого правительства» как сообщества представителей неправительственных организаций при соответствующих органах государственной власти; г) обеспечение прозрачности процедур деятельности органов государственной власти в сфере предоставления публичных услуг и реализации государственных функций.
Важной проблемой в обеспечении транспарентности государственного управления как залога стабильности государства является готовность общества к реализации своих прав на получение, передачу, воспроизводство и распространение информации законным способом. При этом органы государственной власти не декларируют высокой готовности взаимодействовать с общественностью в контексте реализации государственной политики, а это существенно тормозит развитие гражданского общества, демократизацию и эффективность государственного управления, а затем опять-таки открывает люфт для нестабильности функционирования институтов государства. Именно поэтому, по нашему мнению, следует исходить из понимания транспарентности как стратегического инструмента демократии, который обеспечивает равенство прав на
информацию в жизнедеятельности общества, контроль граждан за органами государственной власти, благодаря чему обеспечивается развитие гражданского общества и наконец обеспечивается стабильность государства.
В контексте данного анализа следует также отметить, что реализация права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти детерминировано зависит не только от уровня развития информационного общества, а в одавляющей степени определяется уровнем политического развития, который предусматривает четкое урегулирование вопросов технократии, бюрократии, их открытости и прозрачности во взаимодействии с общественностью. В данном отношении речь идет о том, что транспарентность государственного управления как залог стабильности государства имеет еще и политически конюктурний контекст, который зависит от политических традиций реализации государственного управления. В постмодернистской Украины, унаследовавшей сильные тотальные традиции советской эпохи существует ментальная традиция ограничения транспарентности государственного управления, где до сих пор органическими составляющими его функционирования является понятие государственной и служебной тайны. Такая каузальность транспарентности государственного управления не позволяет превратить его в гибкую, эффективную и ответственную систему реализации интересов и потребностей общества, на переднем плане которой стоит развитие общественной инициативы. Благодаря этому, граждане активно обращаются в органы государственной власти и довольно часто получают формальные «отписки», а иногда и отказы, что приводит к снижению авторитета и уровня доверия к органам государственной власти, усиливает пессимистические настроения населения» [17]. Такая ситуация довольно часто углубляется еще и ввиду отсутствия четко сформулированной информационной стратегии органов государственной власти по реализации основных приоритетов государственной политики, а это, безусловно, сказывается и на стабильности функционирования государства.
Все это позволяет поставить вопрос о готовности общества принимать активное участие в процессах формирования и реализации государственного управления. В основном большинство постсоветских обществ успешно реализуют патерналистскую модель организации государственной власти, минимизируя участие общественности в социально-политических, экономических и государственно-управленческих процессах, а с другой стороны, органы государственной власти не считают стратегически важным участие гражданского общества в подготовке и принятии государственно-управленческих решений по реализации государственной политики, а иногда и сами блокируют его контроль за властными структурами. Безусловной причиной этого являются многовековые традиции закрытости государственного управления, что негативно сказывается на демократических процессах общества и не приводит к стабилизации развития их соответствующих сфер. Это актуализирует вопрос о разработке эффективных инструментов «совершенствования информации и правил, регулирующих ее распространение, что позволило бы уменьшить масштабы злоупотреблений в сфере транспарентности современной политики» [18].
Именно поэтому в рамках данного исследования мы исходим из понимания транспарентности системы государственного управления как важного механизма «развития общества без социальных конфликтов внутри страны и на международном уровне» [19]. Такой поход, по мнению И.Бенгера, способствовует стратегической стабильности государства, поскольку «повышение уровня транспарентности государственного управления может стать фундаментом, взаимосвязывающим демократическое общество с мировым гражданским обществом, которое в условиях глобализации совместно с государствами, национальными гражданскими обществами будет влиять на мировую политику, делать мир менее опасным и более цивилизованным »[19].
Транспарентность государственного управления как условие стабильности развития государства необходимо рассматривать в контексте демократизации механизмов деятельности его институтов по обеспечению права на получение информации гражданами. По мнению В.А.Никитова, только «основываясь на знаниях того, как в том или ином обществе юридически оформлено и защищается право человека на информацию о решении публичной власти, можно судить о степени демократичности такого общества» [20, с. 77]. Для того чтобы обеспечить стабильность развития государства, деятельность ее основных субъектов должна носить исключительно транспарентный характер, что позволит системно усиливать доверие к ним со стороны общества.
В то же время должны быть наработаны четкие правила и процедуры информирования граждан и налаживание обратной связи, что является важным показателем демократизации любой страны. С этой целью в современном мире осуществляется большинство административных преобразований, направленных на демократизацию и либерализацию всех сфер общественной жизни путем одновременного повышения эффективности органов государственной власти и обеспечения транспарентности их деятельности.
В то же время, следует учитывать и обратный факт, - высокий уровень транспарентности государственного управления в условиях развития современных информационно-коммуникативных технологий ставит вопрос и о вызовах и угрозах, которые она привносит. Такой контекст транспарентности выдвигает вопрос защиты национальных интересов, обеспечения национальной безопасности и налаживание международного сотрудничества между государствами. Исходя из этого, во Всеобщей декларации прав человека отмечается что «Концепции информационно-коммуникативных обществ сориентированы прежде всего на интересы людей в обществе, в рамках которого каждый мог бы свободно создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, распространять их, с тем, чтобы повысить качество своей жизни в полной мере реализовать свой потенциал, в обществе, которое базируется на принципах социальной, политической и экономической справедливости, полноценного участия и расширения прав, которые решали бы важные проблемы развития, стоящие перед человечеством, обществами, которые стремились бы к достижению целей устойчивого развития, демократии, ради создания более справедливого и равноправного, а потому устойчивого мира »[21].
Следовательно, транспарентность государственного управления направлена на обеспечение стабильности развития государства. Под ней по нашему мнению целесообразно понимать состояние социально-экономической, политической и духовной систем, которые характеризуются наличием необходимых условий и факторов, обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, согласия, диалогичности, баланса интересов органов государственной власти и общественности. Таким образом, транспарентность государственного управления является одним из условий легитимного разрешения противоречий во взаимодействии государства и общества на основе законов. Именно такой контекст понимания транспарентности государственного управления характеризует ее потенциал в утверждении устойчивого состояния развития общества, «позволяет ему эффективно функционировать и развиваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом способность контролировать процесс общественных изменений» [22, с. 33].
Транспарентность государственного управления способствует снижению социальной напряженности в обществе и достижению компромисса интересов между органами государственной власти и институтами гражданского общества. Однако транспарентность государственного управления не стоит понимать как четко кристаллизованную, постоянную конструкцию обеспечения стабильности государства; прежде всего она является динамично-имманентной, зависимой от времени и пространства. Транспарентность определяется интересами общества и, чтобы не потерять управление и контроль за органами государственной власти, она должна задавать собственные параметры коммуникативного обеспечения системы управления. Только при таких условиях транспарентность можно рассматривать не только как статичное условие достижения стабильности в развитии государства, но и динамичный фактор преодоления противоречий, поскольку она способна гарантировать создание ситуации, при которой отсутствуют вызовы функционированию системы государственного управления в условиях даже ее перехода в качественно новое состояние функционирования. По мнению Е.Баталова, транспарентность государственного управления как условие стабильности государства является «определяющим условием для успешного курса модернизации и реформ, качественной трансформации и последовательной демократизации политического режима, для долговременного состояния гражданского мира и согласия» [23, с. 199].
Транспарентность государственного управления способствует снижению социальной напряженности в обществе и достижению компромисса интересов между органами государственной власти и институтами гражданского общества. Однако транспарентность государственного управления не стоит понимать как четко кристаллизованную, постоянную конструкцию обеспечения стабильности государства; прежде всего она является динамично-имманентной, зависимой от времени и пространства. Транспарентность определяется интересами общества и, чтобы не потерять управление и контроль за органами государственной власти, она должна задавать собственные параметры коммуникативного обеспечения системы управления. Только при таких условиях транспарентность можно рассматривать не только как статичное условие достижения стабильности в развитии государства, но и динамичный фактор преодоления противоречий, поскольку она способна гарантировать создание ситуации, при которой отсутствуют вызовы функционированию системы государственного управления в условиях даже ее перехода в качественно новое состояние функционирования. По мнению Е.Баталова, транспарентность государственного управления как условие стабильности государства является «определяющим условием для успешного курса модернизации и реформ, качественной трансформации и последовательной демократизации политического режима, для долговременного состояния
гражданского мира и согласия» [23, с. 199].
Следует также исходить из того, что в современных условиях общественного развития транспарентность государственного управления обеспечивая формирование цивилизованных отношений между институтами государства и гражданского общества блокирует соответствующую социальную напряженность создавая необходимые условия для многоуровневого диалога между ними. Таким образом транспарентность государственного управления представляет собой стабилизационный инструмент бесконфликтного решения определенных проблем во взаимодействии между органами государственной власти и общественностью. В рамках данного процесса, если уровень транспарентности государственного управления достаточно высок, то общественность в полной мере приобретает возможности для активного воздействия на процессы его реализации. Исходя из этого всегда будет актуальным вопрос поиска оптимального формата диалога между органами государственной власти и обществом, в рамках которого последнее «всегда будет пытаться донести и артикулировать определенные проблемы, а власть - выбирать наиболее легкий вариант проведения такого диалога» [24, с. 112]. В контексте такого варианта утверждения транспарентности государственного управления является базовой ценностью и стратегической целью налаживания взаимодействия между органами государственной власти и общественностью. Транспарентность государственного управления гарантируя стабильность развития государства осуществляется за счет сбалансированных процедур и развитых демократических механизмов коммуникативного взаимодействия органов государственной власти и общественности. При нарушении таких демократических механизмов общество обладает потенциалом в полном объеме на них реагировать, потому что в противном случае происходит свертывание гражданского общества, сопровождается общественной апатией и снижением общественного контроля за органами государственной власти.
Исходя из этого можно четко идентифицировать основные факторы транспарентности государственного управления, обеспечивающие стабильность его развития. К ним относятся:
• эффективность системы демократического принятия государственно-управленческих решений;
• долгосрочность демократических процедур формирования государственной политики;
• свобода выбора [25];
• синхронность официальных процедур демократической деятельности органов государственной власти
с теми, которые традиционно практикуются обществом;
• вертикальная мобильность процессов реализации интересов общественности [26];
• реализация принципов толерантности как определяющий критерий решения конфликтных ситуаций.
В таком контексте, если государственная политика в полной мере синхронизируется с интересами
общественности происходит «простой обмен» - органы государственной власти получают ее доверие, а это в свою очередь становится гарантом стабильности развития государства. Следовательно, стабильность развития государства, определяется рейтингом доверия к его институтам управления, также аккумулируется вокруг обеспечения баланса «обратной связи» между ними. Для этого основной целью транспарентности государственного управления является минимизировать факторы неопределенности, непредсказуемости и закрытости, которые блокируют развитие общественного мнения в нужном направлении. Это свидетельствует о том, что стабильность развития государства всегда является результатом эффективной реализации приемов транспарентности государственного управления. В подтверждение этого Д.Хелд доказывает, что «стабильность как проект по определенным критериям можно сравнить с игрой, которая не решает проблемы, но позволяет организовать коммуникацию и сохранить устоявшийся в обществе расклад сил» [26].
Транспарентность государственного управления представляя собой коммуникативный потенциал для эффективного развития гражданского общества, обеспечивает внутреннюю и внешнюю стабильность государства. Высокие показатели транспарентности государственного управления составляют стратегическую основу для формирования его геополитических преимуществ в современном мире. Следовательно, транспарентность выступает одним из инструментов конкурентоспособности государства.
Таким образом, осуществленный нами анализ транспарентности государственного управления как условия стабильности государства позволил идентифицировать ее как неотъемлемый коммуникативный компонент решения конфликтных ситуаций в системе взаимодействия органов государственной власти и гражданского обществ, которые выступают дестабилизирующим фактором. Транспарентность государственного управления является эффективным коммуникативным механизмом артикуляции интересов и общественности, для продвижения их совместных проектов, на этой основе достижения согласия между ними.
Библиографический список:
1. Чичановский А.А. В тенетах свободы: Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях / А.А. Чичановский / М.: Славянский диалог, 2009. - 505 с.
2. Уилхем Д. Коммуникация и власть / Д. Уилхем / СПб: ТОО "ПНД-Систем", 2003. - 144 с.
3. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра / П. Шампань: М., 1997. - 258 с.
4. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. /А.В. Шевченко/М., 2004. - 248 с.
5. Стиглиц Дж. Прозрачное правительство «Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии» /Дж. Стиглиц/ Институт Всемирного банка Исследования по проблемам развития. ВКСЬ МИР.-М.2005.-636 с.
6. Demsetz H. Toward a Theory of Property Rights, 2007, AER. - 499 р.
7. Авинова Ю. Информационная политика Российского государства на современном этапе: концептуальные и основные задачи / Ю. Авинова [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.svobodainfo.org/info/ page?tid=633200007&nd=458202135
8. Зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. (Составление и ред. И.М.Дзялошинский). М., 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cir.ru/ docs/http/www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF/2004/vestniksf231-11/vestniksf231-11010.htm#p 1
9. Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации / под. ред. В. Грачева - М.: 2004. - 407 с.
10. Анисимцев Н. Транспарентность административно-государственного управления: японский вариант / Н.Анисимцев // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2001. - N° 6 [Электронный ресурс] - Режим доступа : /http://www.ptpu.ru/archive.htm.
11. Анохин М.Г., Комаровский В.С. Политика: возможность современных технологий. / М.Г. Анохин, В. С. Комаровский - М. 2011 - 557 с.
12. Акопов Г.В. Глобальные проблемы и опасность сетевой политики / Г.В. Акопов [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.problem.politnet.ru/
13. Васильев Г.Г. Становление информационной цивилизации и тенденции обновления регулятивной системы общества / Г.Г. Васильев // Роль государства в формировании современного общества. - М., 2009 - 607 с.
14. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция / Е.Т. Гайдар /- М.,1995. - 377 с.
15. Политические коммуникации в «век информации» / под. ред. М.С. Григорьева / Политическое управление: Сборник статтей. - М., 2011. - 678 с.
16. Диалог с властью: транспарентность в моделях отношения общества к государству / под ред. Г. Дыльнова. - Москва: Научная книга. 2013. - 563 с.
17. Хохлов Ю.Е Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Ю.Е. Хохлов / М. 2011. - 467 с.
18. Collins I. Grand Strategy. Principles and Practices. Annapolis. Matiland. 2013. - 297 р.
19. Beniger I.R. The Control Revolution: Technologic and Economical Origins of the Information Society. Cambridge. Mass.-London. 2012. - 348 р.
20. Информационное обеспечение государственного управления. / Авт.: Никитов В.А., Орлов Е.И., Старовойтов А.В., Савин Г.И.; Под ред. Ю.В.Гуляева. - М., 2010. - 678 с.
21. Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_015
22. Шефер И. Демократический контроль за государственным управленим / И. Шефер //Государственная служба: Контроль: Зарубежный опыт. - М., 2005. - 576 с.
23. Баталов Э. Без контроля над властью нет демократии / Баталов Э. М.: 2005 - 456 с.
24. Alvarez, R. Michael. Information and election / Ann Arbor University of Michigan press Gop,2007.-257 p.
25. Beniger I.R. The Control Revolution: Technologic and Economical Origins of the Information Society. Cambridge. Mass.-London. 2012. - 348 р.
26. Held D. Democracy and the Global Order //From the Modern State to Cosmopolitan Governance. Cambridge. Polity Press, 2013 - р.77-96