Научная статья на тему 'Социоинтегративный потенциал PR-коммуникаций как фактор модернизации российского общества (на примере PR-деятельности органов государственной власти РФ)'

Социоинтегративный потенциал PR-коммуникаций как фактор модернизации российского общества (на примере PR-деятельности органов государственной власти РФ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
303
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Advanced Engineering Research
ВАК
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / PR-КОММУНИКАЦИИ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГ / СОЦИОКОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / GOVERNMENTAL AUTHORITIES / SOCIETY / CIVIL SOCIETY / MODERNIZATION / PR-COMMUNICATIONS / SOCIAL COMMUNICATION / DIALOGUE / SOCIO-COMMUNICATIVE INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кошман Мария Валерьевна

Осуществлен социально-философский анализ практики PR-взаимодействия органов государственной власти с общественностью как фактора социальной консолидации и модернизации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-INTEGRATIVE POTENTIAL OF PR-COMMUNICATIONS AS FACTOR OF RUSSIAN SOCIETY MODERNIZATION (BASED ON PR-ACTIVITY OF RUSSIAN FEDERATION GOVERNMENTAL AUTHORITIES)

PR-interaction practice between state power and society is analysed on basis of social and philosophic approaches. It is considered a factor of social consolidation and modernization of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Социоинтегративный потенциал PR-коммуникаций как фактор модернизации российского общества (на примере PR-деятельности органов государственной власти РФ)»

УДК 316.772.4:351 М.В. КОШМАН

СОЦИОИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ PR-КОММУНИКАЦИЙ

КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

(НА ПРИМЕРЕ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ)

Осуществлен социально-философский анализ практики РЯ-взаимодействия органов государственной власти с общественностью как фактора социальной консолидации и модернизации российского общества. Ключевые слова: органы государственной власти, общественность, гражданское общество, модернизация, РЯ-коммуникации, связи с общественностью, социальная коммуникация, диалог, социокоммуникатив-ная интеграция.

Введение. Современное российское общество находится на очередном этапе серьезных социально-экономических и политических преобразований. Целью преобразовательной деятельности являются модернизация, развитие постиндустриального общества, преодоление ставшего критическим экономико-технологического отставания России от развитых стран, повышение качества жизни российских граждан.

Однако современная российская социокоммуникативная ситуация, на фоне которой по замыслу руководства страны должен произойти технологический прорыв и должна быть построена новая инновационная экономика, характеризуется рядом негативных тенденций, значительно снижающих эффективность преобразовательной деятельности, препятствующих преодолению исторически сложившегося волнового, циклического характера модернизационного процесса в России. Основными причинами непонимания и отсутствия поддержки политики социально-экономической и политической модернизации у значительной части российских граждан являются артикулируемые исследователями социокоммуникативная разобщенность, атомизиро-ванность российского общества, кризис социальной идентичности, слабое развитие гражданского общества, недоверие населения к органам государственной власти. Совершенно очевидно, с нашей точки зрения, что обозначившиеся тенденции в значительной степени обусловлены отсутствием в обществе конструктивного гражданского диалога и диалога в системе «власть -общество».

Таким образом, в сложившейся социокоммуникативной ситуации задача отработки и эффективного использования коммуникативных инструментов диалогизации гражданских и общественно-государственных отношений должна актуализироваться для всех акторов социальной деятельности.

Среди коммуникативных инструментов установления диалоговых отношений между субъектами многомерного социального пространства российского общества как важного фактора его успешной модернизации значительным потенциалом обладают диалогически ориентированные Рк-коммуникации. Субъект-субъектный, антиманипулятивный характер связей с общественностью как социальной коммуникации является необходимым условием достижения социальными субъектами согласованности действий в процессе коммуникативного взаимодействия, совместного смыслопорождения, ценностного осмысления реальности и целеполагания.

Объективной предпосылкой для эффективного использования социальными акторами связей с общественностью как диалогически ориентированной социальной коммуникации и инструмента снятия социального напряжения, преодоления в социуме ценностно-идеологических противоречий, консолидации российских граждан в целях реализации модернизационных проектов является интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, в частности интернет-технологий.

PR-деятельность органов государственной власти России. Важным фактором консолидации современного российского социума является коммуникационная деятельность, в частности, деятельность по связям с общественностью, органов государственного управления РФ.

Коммуникационная деятельность, реализуемая органами государственного управления в настоящее время, демонстрирует факт осознания властными элитами необходимости организации полиаспектного диалогического взаимодействия с широкой общественностью как важного фактора социокоммуникативной интеграции, демократизации общественно-политической жизни страны, становления и эффективного функционирования в России институтов гражданского общества. Связи с общественностью как диалогически ориентированная социальная коммуникация становятся одним из основных инструментов построения конструктивных отношений государственных органов с различными целевыми группами общественности.

Среди основных задач использования органами государственной власти связей с общественностью следует выделить обеспечение транспарентности их функционирования, организацию масштабного Рк-диалога с представителями широкой общественности в процессе решения актуальных проблем современного российского общества.

Органами государственной власти реализуется полиаспектная коммуникационная деятельность по организации Рк-диалога в системе «власть - общество». Важным направлением этой деятельности является организация коммуникативно-диалогического взаимодействия с общественностью в сети Интернет.

Важными специфическими характеристиками Рк-коммуникаций в сети Интернет, значительно увеличивающими их интегративный потенциал, являются интерактивность, возможность организации связи между субъектами напрямую, минуя посредников.

В целях организации многостороннего коммуникативного взаимодействия органов государственной власти с представителями широкой общественности в интернет-пространстве, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65 была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 гг.). Данная программа представляла собой расширенный план мероприятий по внедрению в сферу государственного управления новейших информационно-коммуникационных технологий, по формированию на основе совершенствования законодательно-правовой базы необходимых коммуникативнотехнологических условий для организации эффективного интерактивного взаимодействия властных структур с широкой общественностью.

Однако следует отметить, что претворение в жизнь программы «Электронная Россия» на практике оказалось проблематичным. Президент России Д. Медведев, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества, прошедшем в феврале 2009 г., отметил крайне низкий уровень работы госструктур по реализации данной программы в 2002-2008 гг., что привело к ее фактическому провалу [1]. В этой связи в сентябре 2009 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 721 в программу были внесены изменения.

Факт актуализации руководством страны проблемы формирования в России электронного правительства необходимо рассматривать, с нашей точки зрения, связывая с проблемой мирового финансового кризиса, обозначившегося в 2008 г., и резко усложнившейся на его фоне экономической и социально-политической ситуации в России.

В кризисные периоды потребность в инструментах повышения прозрачности функционирования госструктур, организации общественно-государственного диалога, реализации гражданских прав членов общества и, таким образом, снятия социального напряжения максимально возрастает. При этом важно понимать, что реализация на государственном уровне программ, направленных на организацию диалога в системе «власть - общество», в ситуации кризиса, социально-экономической нестабильности, может стать эффективным способом решения проблемы недоверия, отчуждения между государственной властью и гражданами, активного вовлечения общественности в модернизационно-преобразовательную деятельность, дополнительным стимулом для выражения членами социума своей гражданской позиции.

Согласно результатам исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в январе 2010 г., значительная часть российских граждан позитивно оценивает инициативу создания электронного правительства. Так, относительное большинство россиян выразило уверенность в том, что данная мера будет способствовать эф-

фективной работе чиновников (45%), повышению прозрачности работы органов власти (43%) и обеспечению общественного контроля над их деятельностью (41%) [2].

Важным фактором, обусловливающим актуальность формирования в России системы электронного правительства, является обозначившаяся положительная динамика в использовании россиянами сети Интернет. Согласно отчету, опубликованному ВЦИОМ по результатам социологического опроса, проведенного в апреле 2010 г., за последние четыре года значительно увеличилось число российских граждан регулярно использующих Интернет. Так, в 2006 г. доля респондентов-пользователей сети Интернет составила 22%, а в 2010 г. - 38% [3].

В ситуации динамичной интернетизации социума объективной необходимостью для органов государственного управления становится организация Рк-коммуникаций с гражданами в веб-пространстве.

Приоритетной целью программы «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), согласно изменениям, внесенным в нее постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября

2009 г. № 721, является создание в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства. Электронное правительство (e-Government) представляет собой одну из перспективных и востребованных в современном мире технологий организации диалогического Рк-взаимодействия между органами государственной власти и широкой общественностью.

Под электронным правительством в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. №632-р, подразумевается «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» [4].

В рамках реализации программы «Электронная Россия» (2002-2010 гг.) впервые в российской практике был принят закон, регулирующий коммуникативные отношения в системе «власть - общество». Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступивший в силу с 1 января 2010 г., призван обеспечить транспарентность функционирования органов государственной власти и содействовать развитию конструктивного диалога между властными структурами и широкой общественностью.

Принципы организации коммуникационной деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, сформулированные в рассматриваемом законе, в полной мере соответствуют принципам организации диалогически ориентированных Рк-коммуни-каций. К ним относятся:

«1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом» [5].

Значительное внимание в законе уделено организации двусторонних коммуникаций между госструктурами и гражданами в сети Интернет, что может расцениваться как серьезная подвижка в направлении информатизации социально-политической сферы российского общества, и, как следствие, в формировании коммуникативно-правовых условий для установления и развития активного открытого диалога между субъектами этой сферы.

Примером эффективного использования органами государственного управления и отдельными представителями государственной власти интернет-технологий в работе с общественностью, по нашему мнению, являются официальные сайты Президента Российской Федерации Д. Медведева (http://www.kremlin.ru), Председателя Правительства Российской Федерации В. Путина (http://premier.gov.ru), портал Правительства Российской Федерации

1148

(http://www.government.ru). С технологической и содержательной точки зрения отмеченные интернет-ресурсы в полной мере соответствуют основным задачам деятельности по связям с общественностью институтов государственной власти.

Эффективным PR-инструментом организации двусторонних симметричных коммуникаций между представителями институтов государственной власти и общественностью в интернет-пространстве являются блоги (англ. blog, от web log - сетевой журнал, дневник событий, интернет-дневник).

Дневник событий представляет собой интернет-площадку для развития дискуссии. Основной отличительной особенностью блога, определяющей его эффективность как инструмента организации субъект-субъектного - диалогического - взаимодействия в веб-пространстве, является его сетевой характер.

В среде российских политиков намечается положительная тенденция к освоению и активному использованию интернет-дневников как важного PR-инструмента в работе по установлению диалога в системе «власть - общество».

Организация двусторонних симметричных коммуникаций в блогосфере является одним из приоритетных направлений информационно-коммуникационной политики, осуществляемой Президентом России Д. Медведевым.

В 2008 г. на официальном сайте Президента РФ начал функционировать видеоблог Д. Медведева (http://blog.kremlin.ru/), в котором регулярно публикуются видеообращения главы государства к гражданам России. Первоначально видеоблог работал в одностороннем режиме, не предполагающем обратную связь с гражданами. В январе 2009 г. коммуникативные возможности интернет-ресурса http://blog.kremlin.ru/ были значительно расширены. С этого времени посетители сайта получили возможность оставлять комментарии относительно проблемных вопросов, затрагиваемых Д. Медведевым в своих видеовыступлениях.

В целях развития публичных дискуссий в рамках артикулируемых Президентом РФ Д. Медведевым в своем видеоблоге тем, расширения интернет-аудитории видеопосланий главы государства в апреле 2009 г. в «Живом журнале» - популярном в России сервисе сетевых журналов LiveJournal.com - начал работу блог Д. Медведева.

Инициатива Д. Медведева, связанная с утверждением в России практики организации PR-взаимодействия представителей органов государственного управления с широкой общественностью в блогосфере, демонстрирует ориентацию главы государства на преодоление тенденции отчуждения власти и общества, подчеркивает стремление Президента получать исчерпывающую информацию о том, как оцениваются гражданами страны идея модернизации российского общества и предпринимаемые органами государственного управления шаги в этом направлении.

По словам Д. Медведева, прямые интернет-коммуникации представителей власти с гражданами в блогосфере - это «необходимый срез общения. Срез общения, для того чтобы получить важную информацию, для того чтобы лучше понять настроение, для того чтобы понять логику поведения самых разных людей, которые участвуют в блоге, которые дискутируют по самым разным вопросам» [6].

Таким образом, PR-коммуникации представителей органов государственного управления с целевыми группами общественности в блогосфере могут стать эффективным инструментом решения целого ряда обозначенных нами социокоммуникативных проблем современного российского общества. Совершенно очевидно, что и широкие технологические возможности интернет-дневников в организации диалогического взаимодействия субъектов блогосферы, и социально востребованный актуальный контент блогов выступают важными условиями повышения коммуникативной активности российских граждан. Развитие на страницах блогов общественных дискуссий вокруг социально значимых проблем является существенной предпосылкой для формирования коллективной - гражданской, социокультурной, исторической - идентичности индивидов как важного фактора социокоммуникативной интеграции российского общества.

Отдельного внимания в контексте рассматриваемого вопроса заслуживает опыт использования органами государственного управления в работе по построению диалогических отно-

шений с общественностью таких PR-инструментов, как «прямые линии», телемосты, интернет-конференции.

Традиционным для россиян становится ежегодное интерактивное общение с руководством страны в рамках так называемых «прямых линий» - уникальной PR-технологии массированного диалогового взаимодействия через систему современных телекоммуникационных средств.

Инициатором внедрения и развития практики интерактивного диалогического взаимодействия официальных представителей органов государственной власти с широкой общественностью посредством современных телекоммуникационных и интернет-технологий выступил в 2001 г. В. Путин, занимавший в то время пост Президента Российской Федерации. Начиная с 2001 г., В. Путин провел шесть «прямых линий», находясь в статусе Президента РФ, и три раза отвечал на вопросы россиян в прямом эфире в качестве Председателя Правительства РФ.

Деятельность руководства страны по организации общественно-государственного диалога посредством проведения «прямых линий» была поддержана значительной частью российских граждан. Об этом говорят результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2004 г. Так, 80% респондентов одобрили инициативу руководства страны по организации «прямых линий». При этом большинство из них выразило уверенность в том, что подобный диалог полезен в равной степени и народу, и власти. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать «прямые линии», с одной стороны, как эффективный инструмент информирования правительства о настроениях, царящих в обществе, с другой - как чрезвычайно важный способ восстановления, «лечения» связи между гражданами и властью [7].

Практика проведения «прямых линий» с В. Путиным показывает, что они традиционно являются крупными эфирными событиями. Так, по данным ВЦИОМ, 3 декабря 2009 г. специальная программа «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», прошедшая в формате «прямой линии» в эфире телеканалов «Россия» и «Вести», привлекла внимание 55% российских граждан. При этом 15% россиян следили за общением В. Путина с гражданами в прямом эфире от начала и до конца, 28% респондентов видели отдельные фрагменты программы в эфире, а 12% узнали об основных вопросах и ответах из СМИ. Среди вопросов, задаваемых В. Путину в рамках «прямой линии» значительное внимание россиян привлекли вопросы, относящиеся к социальной политике (13%), к проблеме восстановления промышленности (4%), к экономической политике (3%), к борьбе с коррупцией (2%) [8].

Заинтересованность российских граждан в общении с руководством страны подтверждается результатами опроса «"Прямая линия" с В. Путиным», осуществленного фондом «Общественное мнение» в декабре 2009 г. В ходе исследования выяснилось, что наиболее актуальными вопросами для россиян, которые они хотели бы обсудить с руководством страны, являются вопросы социальной политики (25%), благосостояния людей (17%), укрепления законности и борьбы с преступностью, в частности с коррупцией во власти (8%), экономической политики (7%), образования и здравоохранения (5%). Однако существенная доля россиян не проявляет гражданского интереса к данным мероприятиям. Отрицательно на вопрос «Вам интересно или неинтересно смотреть сюжеты, где В. Путин отвечает на вопросы россиян в прямом эфире?» ответили 28% респондентов, а еще 10% затруднились с ответом на этот вопрос [9].

Следует отметить, что, несмотря на высокий процент россиян, не следивших за ходом «прямой линии» в 2009 г. (43%), данные эфирные события обладают значительным потенциалом в установлении общественно-государственного диалога, в разрешении проблемы отчуждения граждан и власти. Так, согласно данным ВЦИОМ, 40% респондентов дали положительный ответ на вопрос: «А в целом Вы удовлетворены тем, как Председатель Правительства отвечал на вопросы россиян?». При этом 15% опрошенных с большим интересом отнеслись ко всему выступлению В. Путина, 23% к определенным его темам, а 5% отметили, что выступление было интересным, но сильно затянутым [8].

Важным направлением информационно-коммуникационной деятельности органов государственной власти является взаимодействие с институтами структурирующегося в России гражданского общества.

Проблема формирования в Российской Федерации гражданского общества является чрезвычайно острой проблемой отечественного философско-политического дискурса.

Совершенно очевидно, что в ситуации социокоммуникативной дезинтеграции социума роль активного субъекта, создающего условия для развития продуктивного диалога между властью, гражданами и общественными объединениями как важного фактора структурирования в стране гражданского общества, должно взять на себя государство.

Обращаясь к истории развития гражданского общества в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв., нужно отметить, что попытки интенсифицировать его структурирование предпринимались властью на протяжении постсоветского периода, но существенных результатов в этом направлении достигнуто не было. Согласно данным социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в октябре 2007 г., понятие «гражданское общество» не актуализировано в массовом сознании современного российского социума. Так, 42% респондентов затруднились ответить, есть ли оно в России, а 33% опрошенных заявили, что его в стране нет [10].

Одну из основных причин проблематичного развития гражданского общества в нашей стране и отсутствия четкого понимания у россиян сущности данного феномена мы видим в том, что власти до недавнего времени игнорировали задачу организации конструктивного диалога с институтами гражданского общества.

Ключевая роль диалога между властью и общественными организациями в процессе структурирования гражданского общества и его здорового развития вытекает из самого понимания гражданского общества как социокоммуникативного пространства, в котором формируются, выражаются и консолидируются социально-экономические интересы его субъектов. При этом важность данного диалога подкрепляется тем фактом, что степень развитости гражданского общества зависит не только от числа функционирующих в нем неправительственных общественных организаций, а от их реальной способности стать связующим звеном между частными интересами своих членов и общими интересами государства, сделать из человека гражданина не только по форме, но и по содержанию. Таким образом, рассматривать гражданское общество вне его неразрывной связи с государством не представляется возможным.

Стратегическим шагом в установлении Рк-диалога между органами государственной власти и гражданским обществом в России стало создание Общественной палаты Российской Федерации (ОПРФ). Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 4 апреля 2005 г. Согласно данному закону, ОПРФ призвана обеспечить конструктивное взаимодействие граждан, общественных объединений и органов государственной власти всех уровней в целях решения наиболее важных вопросов социальноэкономического развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, соблюдения основ конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в РФ [11].

Факт учреждения Общественной палаты, которая по своей сути является совещательным органом, с нашей точки зрения, может расцениваться как существенное продвижение на пути социокоммуникативной интеграции, повышения уровня социальной солидарности, преодоления отчуждения в системе «власть - общество» и развития в России гражданских инициатив. Учитывая основные функции, которыми законом наделена ОПРФ, ее можно определить как некое промежуточное звено между властью и обществом, своего рода посредническую структуру, выполняющую задачу достижения и расширения общественно-государственного сотрудничества.

Таким образом, в социально-дифференцированных обществах создание институтов, подобных Общественной палате, является жизненной необходимостью, способом активизации гражданского общества.

В работе ОПРФ по реализации основных ее функций широко используются диалогически ориентированные Рк-коммуникации. Необходимость интеграции связей с общественностью в информационно-коммуникационную деятельность данного института предопределяется, главным образом, самой спецификой этой деятельности.

Комиссиями, институтами и межкомиссионными рабочими группами, формирующими структуру ОПРФ, ежегодно проводится более ста публичных мероприятий. Основными формами

организации PR-взаимодействия с целевыми группами общественности являются гражданские форумы, общественные слушания, пленарные заседания, «круглые столы», выездные заседания и др. [12].

В практику организации двусторонних PR-коммуникаций с общественностью внедряются новейшие информационно-коммуникационные технологии. В сети Интернет функционирует официальный сайт ОПРФ, блоги ОПРФ на официальном сайте (http://www.oprf.ru/ru/ blog/) и на сервисе сетевых журналов LiveJournal.com (http:// oprf.livejournal.com/), осуществляет вещание интернет-телевидение ОПРФ (http://oprf.ru/ru/press/conference).

Одним из основных направлений деятельности ОПРФ, требующим обязательного учета позиции общественного мнения и, следовательно, установления конструктивного PR-диалога с широкой общественностью, является экспертиза законопроектов, внесенных на рассмотрение в Государственную Думу РФ. С 2006 г. ОПРФ осуществила экспертизу более 150 проектов федеральных законов и правительственных нормативных актов. Принципиальное значение данной функции ОПРФ для развития в стране гражданского общества, на наш взгляд, не вызывает сомнения. Обязательным условием формирования гражданской идентичности является создание эффективной системы коммуникативно-диалогического взаимодействия между властью и обществом. В современном демократическом обществе неотъемлемым элементом данной системы выступает общественная экспертиза принимаемых на государственном уровне решений, участие граждан в законотворческом процессе.

Базовыми принципами общественной экспертизы являются принципы информационной открытости и публичности. Это означает, прежде всего, что в информационно-коммуникационной деятельности ОПРФ должны продуктивно использоваться PR-технологии, обеспечивающие возможность для участия широкой общественности в проведении экспертизы законопроектов. Несомненно, что значительным потенциалом в решении этой задачи обладают современные интернет-технологии - интернет-конференции, блоги, форумы. В деятельности ОПРФ по организации широкого взаимодействия с гражданами в процессе обсуждения законопроектов в качестве основного сетевого PR-инструмента используется форум, функционирующий на официальном сайте ОПРФ с марта 2009 г.

Таким образом, исследования подтверждают, что в информационно-коммуникационной деятельности ОПРФ проявляется стремление к диалогизации общественно-политических отношений.

Заключение. Проведенное исследование позволяет констатировать, что при всей сложности российской социокоммуникативной ситуации, характеризующейся такими понятиями, как «отчуждение», «дезинтеграция» и т.п., в стране намечается положительная тенденция к диалоги-зации отношений в системе «власть - общество». Информационно-коммуникационная деятельность органов государственного управления демонстрирует факт постепенного осознания властными элитами необходимости организации общественно-государственного диалога, в том числе посредством PR-коммуникаций и, таким образом, консолидации современного российского социума в целях эффективной модернизационно-преобразовательной деятельности.

Библиографический список

1. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества [Электрон. ресурс]: офиц. сайт Президента России. - Режим доступа:

http://www.kremlin.ru/transcripts/3161.

2. Пресс-выпуск № 1416. В Интернет - за справкой [Электрон. ресурс]:

офиц. сайт ВЦИОМ. - Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-

arkhiv/item/single/13100.html?no_cache=1&cHash=4e2e6b21c4.

3. Пресс-выпуск № 1466. Интернет в России: темпы проникновения и типы использования [Электрон. ресурс]: офиц. сайт ВЦИОМ. - Режим доступа:

http://wdom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13386.html?no_cache=1&cHash=70ad9d4c0a.

4. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до

2010 г. (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г.

1152

№632-р) [Электрон. ресурс]: офиц. сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. -Режим доступа: http://minkomsvjaz.ru/3495/3500/8336/.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электрон. ресурс] // Рос. газ. - Федер. Вып. - 2009. - № 4849. - Режим доступа : http : //www. rg. ru/2009/02/13/dostu p-dok. html.

6. Медведев Д. Год назад появился мой видеоблог [Электрон. ресурс]: видеоблог Дмитрия Медведева. - Режим доступа: http://blog.kremlin.ru/post/33/ transcript.

7. Диевский А. «Прямые линии» с президентом России: взгляд социолога [Электрон. ресурс] / А. Диевский. - Режим доступа: http://www.kreml.org/interview/68870480.

8. Пресс-выпуск №1392. Разговор с Владимиром Путиным - 2009: что услышали россияне [Электрон. ресурс]: офиц. сайт ВЦИОМ. - Режим доступа: http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/12913.html.

9. «Прямая линия» с В. Путиным. Данные исследования ФОМ [Электрон. ресурс]: офиц. сайт ФОМ. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/d50pr_lin.pdf.

10. Права и свободы - декларированные и реальные. Данные исследования ФОМ [Электрон. ресурс]: офиц. сайт ФОМ. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/d074423/printable/.

11. Федеральный закон от 04.04.2005 №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [Электрон. ресурс]: офиц. сайт Общественной палаты РФ. - Режим доступа: http://www.oprf.ru/about/law/418/.

12. Об общественной палате [Электрон. ресурс]: офиц. сайт Общественной палаты РФ. - Режим доступа: http://www.oprf.ru/ru/about/.

Материал поступил в редакцию 15.12.10.

References

1. Stenograficheskii otchet o zasedanii Soveta po razvitiyu informacionnogo obschestva

[Elektron. resurs]: ofic. sait Prezidenta Rossii. - Rejim dostupa:

http://www.kremlin.ru/transcripts/3161. - In Russian.

2. Press-vypusk № 1416. V Internet - za spravkoi [Elektron. resurs]: ofic. sait VCIOM. -

Rejim dostupa: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13100.html?no_cache=

1&cHash=4e2e6b21c4. - In Russian.

3. Press-vypusk № 1466. Internet v Rossii: tempy proniknoveniya i tipy ispol'zovaniya [Elektron. resurs]: ofic. sait VCIOM. - Rejim dostupa: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13386.html?no_cache=1&cHash=70ad9d4c0a. - In Russian.

4. Koncepciya formirovaniya v Rossiiskoi Federacii elektronnogo pravitel'stva do 2010 g.

(Odobrena rasporyajeniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 6 maya 2008 g. №632-r)

[Elektron. resurs]: ofic. sait Ministerstva svyazi i massovyh kommunikacii RF. - Rejim dostupa: http://minkomsvjaz.ru/3495/3500/8336/. - In Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federacii ot 9 fevralya 2009 g. №8-FZ «Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya» [Elektron. resurs] // Ros. gaz. - Feder. Vyp. - 2009. - № 4849. - Rejim dostupa: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html. - In Russian.

6. Medvedev D. God nazad poyavilsya moi videoblog [Elektron. resurs]: videoblog Dmitriya Medvedeva. - Rejim dostupa: http://blog.kremlin.ru/post/33/ transcript. - In Russian.

7. Dievskii A. «Pryamye linii» s prezidentom Rossii: vzglyad sociologa [Elektron. resurs] / A. Dievskii. - Rejim dostupa: http://www.kreml.org/interview/68870480. - In Russian.

8. Press-vypusk №1392. Razgovor s Vladimirom Putinym - 2009: chto uslyshali rossiyane [Elektron. resurs]: ofic. sait VCIOM. - Rejim dostupa: http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/12913.html. - In Russian.

9. «Pryamaya liniya» s V. Putinym. Dannye issledovaniya FOM [Elektron. resurs]: ofic. sait FOM. - Rejim dostupa: http://bd.fom.ru/pdf/d50pr_lin.pdf. - In Russian.

10.Prava i svobody - deklarirovannye i real'nye. Dannye issledovaniya FOM [Elektron. resurs]: ofic. sait FOM. - Rejim dostupa: http://bd.fom.ru/report/map/d074423/printable/. - In Russian.

11. Federal'nyi zakon ot 04.04.2005 №32-FZ «Ob Obschestvennoi palate Rossiiskoi Federacii» [Elektron. resurs]: ofic. sait Obschestvennoi palaty RF. - Rejim dostupa:

http://www.oprf.ru/about/law/418/. - In Russian.

12. Ob obschestvennoi palate [Elektron. resurs]: ofic. sait Obschestvennoi palaty RF. - Rejim dostupa: http://www.oprf.ru/ru/about/. - In Russian.

M.V. KOSHMAN

SOCIO-INTEGRATIVE POTENTIAL OF PR-COMMUNICATIONS AS FACTOR OF RUSSIAN SOCIETY MODERNIZATION (BASED ON PR-ACTIVITY OF RUSSIAN FEDERATION GOVERNMENTAL AUTHORITIES)

PR-interaction practice between state power and society is analysed on basis of social and philosophic approaches. It is considered a factor of social consolidation and modernization of the Russian society.

Key words: governmental authorities, society, civil society, modernization, PR-communications, social communication, dialogue, socio-communicative integration.

КОШМАН Мария Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» Донского государственного технического университета. Окончила Донской государственный технический университет (2004).

Область научных интересов: социальная философия, проблема социальной коммуникации в современном обществе.

Автор 14 научных публикаций.

kmv1301@rambler.ru.

Maria V. KOSHMAN, Senior Lecturer of the Public Relations Department, Don State Technical University. She graduated from Don State Technical University (2004).

Research interests: social philosophy, problem of social communication in modern society.

Author of 14 publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.