Научная статья на тему 'ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ'

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / РЫНОК / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мякинников И.О.

В статье определено понятие транснациональных корпораций, рассматривается история их появления и развития, анализируется деятельность российских и зарубежных транснациональных корпораций и возможности их развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ»

газовых месторождений // Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, 2020. - С.139-140.

3. Тчаро Хоноре, Воробьев А.Е., Воробьев К.А. Цифровизация нефтяной промышленности: базовые подходы и обоснование «интеллектуальных» технологий // Вестник Евразийской науки, 2018 №2.

4. Арефьев С.В., Юнусов Р.Р., Валеев А.С., Корниенко А.Н., Дулкарнаев М.Р., Лабутин Д.В., Бриллиант Л.С., Печеркин М.Ф., Кокорин Д.А., Грандов Д.В., Комягин А.И. Методические основы и опыт внедрения цифровых технологий оперативного планирования и управления режимами работы добывающих и нагнетательных скважин. - М.: «Недропользование XXI век», 2017. - №6. - С.60-82.

5. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др. - М.: Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2019. - 606 с.

© Маликова К.А., 2021

УДК 339.923

Мякинников И.О.

Студент ЮРИУ РАНХиГС Ростов-на-Дону

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ MULTINATIONAL CORPORATIONS IN THE INTERNATIONAL FINANCIAL MARKET

Аннотация

В статье определено понятие транснациональных корпораций, рассматривается история их появления и развития, анализируется деятельность российских и зарубежных транснациональных корпораций и возможности их развития.

Ключевые слова:

транснациональная корпорация, рынок, глобализация, межгосударственное сотрудничество, предпринимательство, мировая экономика, интеграция.

Транснациональные корпорации произошли в результате процесса глобализации и повсеместной интеграции в рамках мировой экономической системы и международной хозяйственно-экономической деятельности. Рост межгосударственного сотрудничества по вопросам объединения усилий для наращивания производственных мощностей и потенциала каждой из национальных экономических систем, стали причиной появления новой организационно-правовой формы ведения предпринимательства - транснациональной корпорации (ТНК).

ТНК можно по праву назвать одной из движущих сил прогресса в рамках развития мировой экономики и усиления интеграции ее составляющих. Будучи мощными производственными объединениями, ТНК как экономические субъекты улучшают состояние национальной экономики и углубляют международные связи между иностранными государствами.

ТНК представляет собой компанию, которая имеет несколько производственных подразделений в иностранных государствах и в капитале которой присутствует 25-30% и более зарубежных активов, что подтверждает активное ведение международного бизнеса на мировом финансовом и производственном рынке [1, 138 с].

В процессе эволюции транснациональных корпораций выделяют несколько основных этапов:

1. Первый этап (вторая треть XIX - первая половина XX в.) В этот период ТНК создавались для разработки сырья в слаборазвитых государствах, параллельно организуя там торговые представительства.

Они инвестировали, прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения. Производство оставалось в промышленно развитых странах - не было высокой автоматизации и требовался квалифицированный персонал. Организаторами ТНК в этот период выступали обычно объединения фирм разных стран, которые делили рынки сбыта, проводили согласованную ценовую политику и т. д. [2, 247 с].

2. Второй этап (1960 - 1970-е гг.) Выросла роль зарубежных производственных подразделений, которые стали производить ту же продукцию, которая ранее производилась в «родной» для ТНК стране [2, 250 с]. Филиалы ТНК всё более и более переориентируются на обслуживание местного спроса. Переносу производства способствовала автоматизация операций, что позволило значительно шире использовать низкоквалифицированный и малограмотный персонал.

3. Третий этап (1980 - 1990-е гг.) В этот период ТНК создают глобальную систему производства и реализации. Главную роль в выборе мест для дочерних структур играет минимизация суммарных производственных и сбытовых издержек.

Для ТНК на этом этапе характерен переход на стратегии деконцентрации производства к стратегии инновационного развития. Конгломераты постепенно заменяются специализированными вертикально-интегрированными корпорациями. Происходит постепенный отказ от многоотраслевых структур и резкое увеличение инвестиций в инновационный бизнес.

На современном этапе стратегия ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт [1, 361 с]. Так же проявляется тенденция к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в принимающие страны. Происходит усиление зарубежной экспансии большого количества средних и малых фирм, которые, по сути, становятся новыми ТНК.

Однако данный сценарий развития ТНК характерен в большей степени для так называемых стран западного мира, стран с низким политическим риском и высоким уровнем экономической стабильности. К ним можно отнести США и страны Европейского Союза. Эти страны являются родиной большинства крупнейших транснациональных корпораций, существующих на данный момент, для них это вполне закономерный процесс.

Но далеко не во всех странах существовали комфортные условия для развития ТНК. Если говорить о России, то несложно заметить, что основные вехи эволюции транснациональных корпораций в некоторой степени пересекаются с периодами значимых социальных, экономических и политических потрясений.

Участие в Первой мировой войне, революция 1917 года и гражданская война, резкий переход к индустриализации вскоре за которым последовала Великая Отечественная война, неоднозначные экономические реформы 60-х-70-х годов, постоянная конкуренция со странами Западного блока, перестройка в 80-х годах и развал СССР в 1991 году [2, 117 с]. ХХ в., который являлся периодом роста и развития для западных ТНК, для России был полон потрясений и о сколь бы то ни было долговременной экономической и политической стабильности, необходимой для становления и развития крупных ТНК не могло идти речи. Кроме того, формирование крупных коммерческих корпораций прямо противоречило идеям коммунизма, к построению которого стремился СССР.

Условия для формирования транснациональных корпораций на территории России появились лишь в начале XXI в. По сути, российские ТНК только начинают свой исторический путь и, выходя на мировой рынок, они вынуждены конкурировать с уже сформировавшимися и имеющими большой опыт ведения бизнеса корпорациями [5].

Помимо отсутствия исторического опыта ведения международного бизнеса для российских корпораций еще большей проблемой является необходимость конкурировать с уже сформировавшимися западными ТНК, которые стремятся повсеместно наращивать свое присутствие. Они скупают фирмы, которые в последствии могли бы перерасти в крупный бизнес, тем самым наращивая собственные

производственные мощности и избавляясь от потенциальных конкурентов.

Одной из по-настоящему заметных сделок стала продажа шоколадной фабрики «А. Коркунов» в 2008 году. Бренд приобрела американская компания Wrigley, позже поглощенная корпорацией Mars (США). Компания заплатила предпринимателю на тот момент рекордные для российского бизнеса $300 миллионов [4].

Причиной покупки для Wrigley стало стремление выйти на рынок шоколадной продукции. Дело в том, что у компании, имеющей более чем столетний опыт на рынке, не было ни одного актива, который бы занимался производством исключительно шоколада, поэтому фабрика «А. Коркунов» стала для производителя жевательной резинки плацдармом для завоевания принципиально нового для себя бизнеса.

Еще одной крупной сделкой на российском рынке продуктов питания, стала покупка американской ТНК PepsiCo одного из крупнейших в России производителей молочной продукции и напитков ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания». В 2010 году руководители компаний договорились о продаже акций, а к концу 2011 года PepsiCo консолидировала 100% акций «Вимм-Билль-Данн». Вместе с этой покупкой к транснациональной корпорации перешли такие известные бренды как: соки и нектары «Любимый», детское питание «Агуша», «Кубанская Буренка», «Чудо», «Родники России», сыры «Ламбер» и некоторые другие [6].

Однако для зарубежных ТНК представляют интерес и другие российские рынки. К примеру, в 2018 году японская ТНК Japan Tobacco International (JTI) приобрела последнего крупного независимого производителя сигарет в России - фабрику «Донской Табак» за $1,6 млрд [7]. Сумма данной сделки является беспрецедентной для российского табачного рынка.

Готовность JTI (Япония) отдать столь большую сумму за Донской Табак говорит о высокой заинтересованности в этом активе, потому что в современных условиях крупные табачные корпорации могут повышать продажи только за счет приобретения уже сформировавшихся сильных брендов, которые заняли свою нишу на рынке [3, 112 с].

Подобные сделки являются лишь проявлениями одного и того же политико-экономического процесса. Российский капитал теряет компании с серьезным, может быть, даже глобальным потенциалом [2, 267 с]. Существует мнение, что это обычная мировая практика: большинство предприятий, которые доросли до уровня среднего бизнеса, либо поглощаются крупными корпорациями, либо, не выдерживая конкуренции уходят с рынка, и лишь единицам удается самим подняться не только до национальных, но и до транснациональных масштабов. В итоге не вполне понятно, с чем мы имеем дело - с объективной закономерностью или неспособностью российских компаний противостоять зарубежным конкурентам.

Таким образом, западные ТНК прошли долгий путь развития, они претерпели множество изменений в организационной структуре и принципах ведения экономической деятельности, и окончательно сформировались в роли крупных игроков на мировом финансовом рынке, соответствуя требованиям и вызовам современности.

Однако в России ТНК не имели возможности развиваться, в том числе и под влиянием внешнеэкономических причин, на протяжении всего XX в. и получили такую возможность в России только в последнее время. Поэтому очевидно, что их эволюционный путь, в значительной степени отличался от западных ТНК и только начинается.

Список использованной литературы:

1. Дерен В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт. - 2019. - 588 с.

2. Ермолаева Н. М. Мировая экономика и мировые экономические отношения. - М.: Аспект Пресс. - 2018. - 326 с.

3. Хасбулатов Р. И. Международные корпорации в мировой экономике. Учебник. - М.: Юрайт. - 2020. -396 с.

4. «Донской табак» простился с независимостью. [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический материал [сайт]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/ 19/5aabb6669a79476799010702

5. Как «Донской табак» стал японским. [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический материал [сайт]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/03/20/754269-donskoi-tabak

6. Роль транснациональных компаний на международном кредитном рынке. [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический материал [сайт]. Режим доступа: https://finuni.ru/rol-transnacionalnykh-korporaciy/

7. Транснациональная корпорация. [Электронный ресурс] // Интернет-энциклопедия [сайт]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транснациональная_компания

© Мякинников И.О., 2021

УДК33

Немкевич С.Ю.

магистрант 1курса РТА, г. Люберцы, РФ Научный руководитель: Шафиев Р.М.

докт. эконо. наук, профессор РТА, г. Люберцы, РФ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И КИТАЯ

НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы перспектив партнерских отношений между Россией и Китаем на Ближнем Востоке, методы развития экономических отношений, а также рассмотрены риски, связанные между взаимодействием двух держав на ближневосточном регионе.

Ключевые слова:

экспортеры углеводородного сырья, мировой экспорт, стратегический проект

Abstract

The Middle East is an interesting area for spreading the influence of both Russia and China, but in achieving these goals, the countries have different tools and capabilities, which leads to different approaches and points of contact between the countries under study and the countries of the Middle East.

Keywords:

hydrocarbon exporters, global exports, strategic project

Дружественные отношения между странами являются залогом стабильности политических и экономических систем и являются приоритетом при проведении внешней политики России и Китая.

Ближний Восток предоставляет собой достаточно интересное направление в развитии партнерских отношений для многих стран в силу следующих причин:

- наличие больших запасов энергоресурсов в виде нефти и газа;

- наличие существенных для мировой экономики транспортных коридоров межу различными частями мира (например, путь из стран тихоокеанского региона и Азии в Европу);

- возможность транзита влияния через страны Ближнего Востока в страны Северной и Центральной Африки;

- достаточно большое количество населения (совокупное население стран ближнего Востока и стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.