Научная статья на тему 'ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ ПОДХОД К ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЕАЭС'

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ ПОДХОД К ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / АУТСОРСИНГ / EAЭC / КОМПАНИЯ "ЛОГИСТИКА-ЗАПАД" (КАЛИНИНГРАД) / ЛОГИСТИКА / ПРИНЦИП "JUST IN TIME" / THIRD-PARTY LOGISTICS PROVIDER / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ SAP / ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ЭКСПЕДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лялина А.А., Ткаченко Н.В.

В предлагаемой читателям статье, авторы рассматривают практические вопросы совершенствования логистических процессов в рамках EAЭC с участием транснациональных корпораций на примере компании «Логистика-Запад» (Калининград).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSNATIONAL CORPORATIONS AND THEIR APPROACH TO LOGISTICS PROCESSES IN THE FRAMEWORK OF THE EAEU DEVELOPMENT

In the article offered to the readers, the authors consider practical issues of improving logistics processes within the EAEU with the participation of transnational corporations on the example of the company "Logistics-West" (Kaliningrad).

Текст научной работы на тему «ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ ПОДХОД К ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЕАЭС»

Лялина A.A. студент

Калининградский филиал МФЮА

Ткаченко H.B. студент

Калининградский филиал МФЮА

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ ПОДХОД К ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЕАЭС

Аннотация: В предлагаемой читателям статье, авторы рассматривают практические вопросы совершенствования логистических процессов в рамках EA3C с участием транснациональных корпораций на примере компании «Логистика-Запад» (Калининград).

Ключевые слова: автоматизированная система управления, аутсорсинг, EA3C, компания «Логистика-Запад» (Калининград), логистика, принцип «Just In Time», third-party logistics provider, программное обеспечение SAP, таможенные технологии, транснациональная корпорация, Федеральная таможенная служба, экспедиторские услуги.

Lyalina A.A. student

Kaliningrad branch of the Moscow Federal Law University

Tkachenko N. V. student

Kaliningrad branch of the Moscow Federal Law University

TRANSNATIONAL CORPORATIONS AND THEIR APPROACH TO LOGISTICS PROCESSES IN THE FRAMEWORK OF THE EAEU

DEVELOPMENT

Annotation: In the article offered to the readers, the authors consider practical issues of improving logistics processes within the EAEU with the participation of transnational corporations on the example of the company "Logistics- West " (Kaliningrad).

Keywords: automated management system, outsourcing, EAEU, Logistics-West company (Kaliningrad), logistics, Just In Time principle, third-party logistics provider, SAP software, customs technologies, transnational corporation, Federal Customs Service, forwarding services.

В современном мире движущей силой прогресса выступают крупные игроки рынка. Они борются за доли, за клиентов и за инновации, чтобы получить преимущество перед конкурентами. Помимо всего прочего такие компании не забывают и о логистических процессах. Такие предприятия,

которые охватывают не одну сферу деятельности и имеют гигантские производственные мощности, называют - транснациональные корпорации (далее - ТНК). Как следует из определения ТНК - частные, государственные иди смешанные предприятия, не зависимые от страны их происхождения и имеющие в двух или более странах структуры, которые функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить их согласованную политику и общую стратегию. ТНК занимают главенствующие позиции по вопросам инновационного развития, что обусловлено накопленным капиталом, а кроме того, как упоминалось выше, конкуренцией, которая подталкивает компании к постоянному поиску новых путей, предоставляющих возможность получать более высокую норму прибыли, которая будет способствовать дальнейшему развитию производства1.

Компания «Логистика-Запад» (Калининград) одной из первых стала применять на практике метод транснационализации производства, открывая новые представительства и производственные мощности в разных странах мира. В связи с необходимостью четкого координирования усложненной цепочки производства и поставок, так как отдельные звенья находятся на разных континентах (к примеру, материалы для изготовления респираторов в России поставляются из Бразилии), компания «Логистика-Запад» (Калининград) использует интегрированную логистическую концепцию и продолжает придерживаться стратегии непрерывного внедрения инноваций в области логистики, что обеспечивает дополнительное конкурентное преимущество компании.

Управление любой транснациональной корпорацией означает решение таких вопросов, как: привлечение капитала, что можно сделать благодаря эмиссии акций и других ценных бумаг, капитализации прибыли, а также привлечении заёмных средств; адаптация производственной сферы с изменениями в экономике; создание непрерывных технологических звеньев на основе внедрения производственно -хозяйственных структур и подразделений.

Одним из основных принципов современной ТНК является принцип «Just In Time» или «Точно в срок». Это самая распространенная в мире логистическая концепция. Её основная идея заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку, что необходимо для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. Кроме того, она подразумевает внедрение электронной закупки и уменьшение количества

1 Костров B.H., Никитин A.A., Цверов B.B. Транспортная логистика. Курс лекций. - М.: Инфра-Инженерия, 2021. - С 49.

поставщиков. Этот принцип построен на концепции lean production -концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

Важной чертой ведения современного бизнеса является политика сокращения издержек. На базе логистики можно обозначить это явление, как отсутствие у производящих компаний собственных транспортных мощностей. Тем самым компании сокращают издержки на недешёвое содержание транспорта и получают более качественные услуги за счёт обращения к специализирующимся на транспортировке компаниям. Такое бизнес решение называется аутсорсинг. Аутсорсинг при грамотном построении и реализации аутсорсинговых схем может стать одним из важнейших инструментов оптимизации логистической цепочки. Для крупных компаний логистический аутсорсинг может стать необходимым элементом управления сложными алгоритмами поставок.

Так при аутсорсинге логистика становится в первую очередь координатором по управлению товарным потоком. B настоящее время департамент логистики отвечает не только за свои базовые сферы деятельности, но и за внедрение информационно -коммуникационных систем2. Одним из немаловажных факторов остаётся интеграция процессов у поставщика и клиента, что позволяет избежать нестыковок в совместной работе. Основным фактором успеха всё же является прозрачность схем и доверие между партнёрами, помимо этого нельзя забывать три основные догмы аутсорсинга:

■ контроль систем;

■ создание единой платформы;

■ внедрение информационных систем для внутреннего

контролинга, необходимые для обеспечения всех служб своевременной

информацией.

С развитием направления аутсорсинга логистических услуг связывают появление нового подхода к комплексному обеспечению логистической деятельности, так миру была представлена технология 3PL. Third-party logistics provider (или 3PL провайдер) - компания, которая является единственным звеном для решения всего спектра задач по управлению цепи поставок, стоящих перед клиентами данной компании. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю3

Привлечение 3PL-провайдера несёт с собой положительные для бизнеса стороны и открывает новые перспективы. Заказчик экономит время - при

2 Кузнецова М.Н. Транспортное обеспечение логистических систем. Учебное пособие. - М.: Инфра-Инжинерия, М., 2019. - С. 98.

3

Александров O.A. Логистика. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2019. - С. 85.

выведении некоторых логистических процессов на аутсорсинг, заказчик освободившееся время может направить в места, требующие более тщательного контроля и тем самым улучшить бизнес среду. Помимо этого, существует распределение ответственности, когда заказчик отдаёт 3PL-оператору управление значимыми процессами цепочки поставок. Использование оператора - это оперативный и удобный канал дистрибуции. В случае изменения конъюнктуры спроса и предложения на рынке, 3PL-оператор может мгновенно реагировать на конкурентный рынок и оперативно изменять логистику, подстраивая ее под требования заказчика. Передача вспомогательного сервиса профессионалам - оператор использует в работе весь накопленный опыт, профессионализм, знания, людские ресурсы и современные технологии для эффективного выполнения вторичных задач заказчика. Таким образом, благодаря передаче услуг на аутсорсинг отдельные логистические функции ТНК выполняются лучше, быстрее и с наименьшими затратами.

Эффективность ТНК также зависит от внедрения автоматизированных систем управления (АСУ). Использование автоматизированных систем управления позволяет строить долгосрочные прогнозы, вести учёт и расчёты с контрагентами и многое другое, использование АСУ делает бизнес более прозрачным и даёт конкурентные преимущества. Компания Логистика-Запад (Калининград) в качестве системы управления использует программное обеспечение SAP. В настоящее время запущен специальный проект по внедрению SAP во всех подразделениях компании, что сделает работу департамента логистики более точной и результативной.

Большие возможности для снижения логистических затрат заложены в оптимизацию транспортной функции логистики. Несмотря на то, что сама функция, как правило, отдана на аутсорсинг провайдеру логистических услуг, компании все ещё своими силами определяют общую схему доставки, центральным аспектом которой становится выбор вида транспорта.

Выбор способа транспортировки является должностной обязанностью сотрудников департамента логистики. Этот выбор основывается с позиции обеспечения лучшей эффективности для основного бизнеса. Таким образом, компания оценивает два основных фактора организации транспортной логистики: это может быть сокращение сроков доставки, либо сокращение транспортных издержек. Бывают ситуации, когда корпорации не могут поскупиться ни одним из предложенных вариантов, в таком случае она выбирает способ доставки, который обеспечивает оптимальное соотношение тарифа за доставку и сроков транспортировки4.

Для компаний, производящих продукцию и работающих по принципу своевременной поставки, важным моментом в организации цепочки логистических поставок остаётся сохранение ритмичной и своевременной

4 Левкин Г.Г., Саттаров P.C. Логистика в транспортных системах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. -С. 119.

доставки товаров до конечного потребителя, а также содержание складских остатков на нулевом уровне, что позволяет сократить расходы на содержание товара или компонентов на складе. Такой подход актуален для компании «Логистика-Запад» (Калининград), в особенности для отделения стоматологического бизнеса, продукция которого требует соблюдения определённого температурного режима, что является дорогостоящим.

ООО «Логистика-Запад» (Калининград) является одной из составных частей глобально известной компании «Логистика-Запад» (Калининград), корпорация известна на мировой арене своим инновационным подходом к решению различных бизнес задач и сфера логистики для неё не исключение.

Компания широко диверсифицирована, что позволяет аккумулировать и перебрасывать ресурсы из сектора в сектор, благодаря чему идёт активная поддержка всех проектов компании. Пережив мировой финансовый кризис благодаря своей развитой структуре, компания вышла из него с хорошими показателями и настроена на путь дальнейшего развития, невзирая на нестабильность, сохраняющуюся в мировой экономике.

За последние годы в департаменте логистики произошло не одно кардинальное изменение. Постепенно шаг за шагом функции логистики переходили на новые уровни не только количественных показателей, но и качественных. За основу развития департамента была взята структура построения западных филиалов, таким образом, схема по обновлению логистического обеспечения компании ООО «Логистика-Запад» (Калининград) была отработана на практике и давала положительные результаты. Одним из первых нововведений в департаменте стал переход от аутсорсинга к своему штату сотрудников, раньше функции логистики выполнялись приглашёнными специалистами из известных компаний, оказывающих логистические услуги, но такая схема имела как свои плюсы, так и минусы. Главным минусом такой схемы было то, что приглашённые специалисты зачастую при выборе провайдера услуг отдавали предпочтение своей компании, даже если была возможность сэкономить деньги ООО «Логистика-Запад» (Калининград). После такого нововведения качество оказания услуг компании изменилось в лучшую сторону, контроль над поставщиками услуг стал строже, один из сотрудников отдела Транспортировки и Таможенного оформления стал следить и осуществлять заказ перевозки и последующей таможенной очистки. Кроме того, после знакомства поставщиков с новой структурой построения общения и осуществления бизнес-процессов отсеялись не желающие работать по новой схеме, компании с непрозрачной структурой, для которых тотальный контроль стал препятствием при осуществлении операций по своим правилам. Так и в настоящее время вводятся новые институты, облегчающие и улучшающие функционирование всего департамента, создаются новые программы и устанавливается программное обеспечение позволяющие автоматизировать некоторые процессы, позволяющие увеличить отдачу от проведения стандартных процедур. Благодаря структурным изменениям была

получена глубокая экспертиза понимания вопроса о логистики и о функциях департамента сотрудниками, к практическому пониманию прибавилось понимание теории логистического обеспечения деятельности компании.

По состоянию на I квартал 2021 г. реалии рынка логистических услуг диктуют определенную логику решения проблемы оптимизации корпоративной логистики, предлагая пересмотреть свои требования по цене и качеству и в то же время, переосмыслить используемый способ транспортировки.

Таким образом, изложенные предложения по оптимизации логистических процессов в OOO «Логистика-Запад» (Калининград) по замене существующего способа транспортировки заказов различных типов, например, из Германии в Россию, соответствуют глобальной стратегии компании на реструктуризацию и являются побратимами к существующим на настоящий момент тенденциям на рынке экспедиторских услуг. B данной связи, следует отметить, что крупным проектом в отношении оптимизации является введения в эксплуатацию программного обеспечения в виде ERP -системы SAP. Это связано не только с мировым движением по смене ПО внутри компании на глобальном уровне, но и с увеличившимся объёмом работы. По прогнозам специалистов компании из отдела проектов, OOO «Логистика-Запад» (Калининград) удастся улучшить показатели и достигнуть новых достижений на рынке логистических услуг.

Использованные источники:

1. Костров B.H., Никитин A.A., Цверов B.B. Транспортная логистика. Курс лекций. - М.: Инфра-Инженерия, 2021. - С 49.

2. Официальный сайт ФТС России: http://customs.ru/ (дата обращения: 01.03.2021 г.).

3. Кузнецова M.H. Транспортное обеспечение логистических систем. Учебное пособие. - М.: Инфра-Инжинерия, М., 2019. - С. 98.

4. Александров O.A. Логистика. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2019. - С. 85.

5. Левкин Г.Г., Саттаров P.C. Логистика в транспортных системах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. - С. 119.

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г.) // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/576887823f291 ab76 1d8a97a3286717ddbca7c6d/ (дата обращения: 27.02.2021 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.