ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Баранов В.М., д.ю.н., профессор, зам.начальника
Чупрова А.Ю., к.ю.н., доцент, зам.начальника кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии
Нижегородская академия МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Глобализация, определяемая Международным валютным фондом как возрастающая интенсивная интеграция рынков, товаров, услуг и капиталов, в начале ХХ1 века рассматривается в качестве закономерного явления1. Переход к новой стадии структурной организации современного человечества не только ставит новые практические задачи, но и заставляет задуматься о сущности происходящих процессов и состоянии, в котором оказалось сегодня человеческое общество. Получившая мощный импульс практически во всех сферах жизни глобализация превратилась в важнейший и, пожалуй, необратимый фактор мирового развития.
Как и всякий сложный и противоречивый процесс, глобализация обладает и позитивными, и негативными, в том числе криминогенными, свойствами. Причем ее криминогенность в силу очевидных проблем уменьшения занятости и связанного с этим снижения уровня жизни, существенного ограничения возможностей национальных правительств в управлении обществом и предупреждении преступности, роста рынков финансовых спекуляций намного превышает ее антикриминоген-ные возможности2. Присущие же глобализации позитивные процессы: улучшение межгосударственных отношений; упрощение международных поездок; повышение прозрачности границ; развитие международной торговли, в том числе и электронной коммерции; увеличение объема международных перевозок; появление новых средств массовой коммуникации; расширение международного рынка труда породили мощный деструктивный феномен -криминальную глобализацию. На современном этапе уже можно вполне обоснованно констатировать формирование имеющего международный
1 См.: На пороге ХХІ века: Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. Всемирный банк. - Вашингтон, 2000.
2 См.: Лунев В.В. Глобализация, организованная преступ-
ность, терроризм. - М., 2004.
характер криминального сообщества как антипода обществу законопослушному3.
Наиболее опасной составляющей этого сообщества следует признать транснациональную преступность. Хотя этот термин часто упоминается в средствах массовой информации, используется представителями спецслужб, политиками, определения этого феномена нет в действующем российском законодательстве. Отсутствует оно и в нормативных документах национальных правоохранительных структур большинства стран. Однако для оперирования понятием «транснациональная преступность» необходимо, прежде всего, уяснить его содержание. С помощью понятийной характеристики транснациональной преступности можно представить масштабы угрозы, которую несет это явление, установить способы ее формирования, причины ее возникновения и существования. Это, в свою очередь, позволит международному сообществу попытаться предпринять адекватные меры противодействия ее распространению, объединив усилия всех государств.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (далее - Конвенция), принятая резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года, устанавливает, что преступление носит транснациональный характер, если оно: совершено более чем в одном государстве (ст. 3(2)(а)); совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве (ст. 3(2)(Ь)); совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет свою преступную деятельность более, чем в одном государстве (ст. 3(2)(с)); совершено в одном государстве, но его существенные последствия имели место в другом государстве (ст. 3(2)(ф).
Понятие организованной преступной группы раскрывается в статье 2(а) Конвенции. Таковой признается структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем, чтобы получить прямо или косвенно финансовую или иную материальную выгоду. Структурно оформленная группа означает группу, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступлений и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, имеет непрерывный характер членства и представляет собой развитую структуру (ст. 2(с)), а серьезным
3 См.: Преступность, ее виды и организованная преступность // Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. - М., 2001. - С. 5.
преступлением признается деяние, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания (ст. 2(Ь)).
Таким образом, в Конвенции подчеркивается, что транснациональная преступность - это прежде всего организованная преступная деятельность, осуществляемая в двух и более государствах, характеризующаяся корыстными мотивами, планированием и тщательной подготовкой преступлений, непрерывностью участия в такой группе, развитой структурой, наличием специальной цели - совершения серьезных преступлений. При этом разделение ролей между участниками таких групп не является обязательным.
Следует отметить, что данная в Конвенции характеристика транснациональной организованной преступности по своему содержанию мало чем отличается от распространенных в доктрине и законодательстве разных стран определений организованной преступности, за исключением указаний на игнорирование криминальными структурами государственных границ и юрисдикций. Однако этот признак нельзя признать базовым. Он присущ любым преступлениям международного характера, к которым относится транснациональная преступная деятельность. Социально-правовая природа транснациональной преступности гораздо сложнее и не может трактоваться столь узко.
В научных исследованиях это явление рассматривается как наиболее рациональное и профессиональное криминальное поведение. В нем выделяются такие специфические признаки, как глобальный масштаб и широкий спектр противоправной деятельности; разнообразие форм ее осуществления и эффективность инфраструктуры; структурное сходство с легальным бизнесом; непрерывность функционирования; международные связи преступных сообществ и предприятий, не имеющих криминального характера, но желающих пользоваться их услугами; выход криминального бизнеса за пределы национальных границ государств; способность создавать новые криминальные продукты; высокий уровень адаптации к происходящим в стране и мире изменениям; использование расхождений в уголовном законодательстве и правосудии различных стран; наличие коррупционных связей в органах власти и правоохранительных органах, что существенно уменьшает риск разоблачения; использование международных финансовых институтов, обеспечивающих быстрый перевод средств электронным путем в нужное место и нужным людям; участие исключительно в том виде деятельности, которая способна принести сверхприбыль4.
4 Подробнее см.: Меркушин В.В. Борьба с транснациональной организованной преступностью. - М., 2003; Овчинский В.С. ХХ1 век против мафии. Криминальная глобализация и Кон-
Особенно важно подчеркнуть, что вся транснациональная преступная деятельность напрямую связана с незаконным перемещением через границы товаров, денег, людей, информации путем использования благоприятной рыночной (как теневой, так и легальной) конъюнктуры с целью получения экономической выгоды.
Направления преступной деятельности
транснациональных структур чрезвычайно разнообразны. Незаконный оборот наркотических
средств, радиоактивных материалов, оружия, военной техники и технологий, работорговля, терроризм, интеллектуальное пиратство, контрабанда предметов искусства, человеческих органов и тканей, мошенничество в сфере высоких технологий и финансов, отмывание преступных доходов, пиратство, нелегальная миграция, хищения и реализация транспортных средств - основные бизнес-интересы транснациональных преступных форми-рований5.
Преступные группировки, как правило, не имеют однозначной специализации, а в зависимости от условий их функционирования и конъюнктуры «черного» рынка меняют свою криминальную ориентацию, осваивают новые сферы криминального бизнеса и даже создают новые продукты, если это содействует росту их доходов (наиболее яркий пример - создание популярного в США наркотика -крэка). Анализ доктрины, статистики, правоприменительной практики, в том числе и зарубежной, позволяет сделать вывод о том, что структура транснационального формирования определяется сферой его преступной деятельности. Среди исследователей нет единого мнения о наиболее характерной для таких групп структуре, в основном все они сводятся к двум позициям.
Первая базируется на том, что транснациональная преступная деятельность, с учетом ее глобального масштаба, мало чем отличается по своему строению и организации от крупнейших легальных корпораций, располагающих постоянными специализированными структурами для осуществления различных экономических операций: экспортно-импортных, торговых, кредитнофинансовых и других, что позволяет отграничивать ее от деятельности преступных организованных групп, имеющих возможность лишь эпизодически
венция ООН против транснациональной организованной преступности. - М., 2001; Аслаханов А.А. Транснациональная преступность как угроза безопасности России // Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и коррупцией: Тезисы участников «круглого стола». -Иркутск, 2005; Голик Ю.В. Преступность - планетарная проблема / Ю.В. Голик, А.И. Коробеев. - СПб., 2006.
5 См.: Номоконов В.А. Транснациональная преступность.
Экспансия. Диагностика. - Владивосток, 2000; Меркушин В.В. Борьба с транснациональной организованной преступностью.
- М., 2003; Голик Ю.В. Преступность - планетарная проблема / Ю.В. Голик, А.И. Коробеев. - СПб., 2006.
осуществлять отдельные международные опера-ции6.
Согласно второй точке зрения за последние годы произошли важные сдвиги в организационных структурах и методах деятельности исследуемых формирований. Сейчас они в меньшей степени представляют собой крупные иерархические организации. Чаще всего это небольшие группы или сетевые структуры, объединяющие лиц с конкретными навыками. Рост сложных сетевых структур организованной преступности идет параллельно процессу глобализации. При осуществлении некоторых видов своей деятельности преступные группы стали чаще привлекать «подрядчиков» со стороны (другие преступные группы) или формировать стратегические альянсы как с конкурентами, так и с союзниками. Новый сетевой характер преступных групп - это отчасти отражение возросшего использования ими современных информационных технологий и средств связи7.
Следует отметить, что в настоящее время фактически нет преступных организаций, деятельность которых связана лишь с одним направлением криминального бизнеса. Учитывая тот факт, что основной целью любой группы является получение экономической выгоды, вне всяких сомнений, любая транснациональная организация, поддерживающая или расширяющая свое дело, использует для отмывания полученных доходов современные финансовые технологии, в том числе и посредством совершения киберпреступлений. Минимизация риска разоблачения требует установления коррупционных связей.
Для транснациональной преступной деятельности характерна многовариантность криминальной активности. В таких случаях наиболее оптимальной является структура холдинга, интегрированность которого зависит от избранной специализации. Для большинства террористических групп, пиратских структур, традиционных наркоорганизаций, имеющих длительную историю, основными являются вертикально интегрированные связи и наличие строгой преступной иерархии. В остальных случаях можно говорить о горизонтальных связях внутри криминального холдинга. Однако в его базовых образованиях преступная иерархия вполне возможна. Отмирание соподчиненности в транснациональных структурах связано с тем, что они все чаще создаются с помощью сети Интернет, их участники могут ничего не знать о своих подельниках и никогда не встречаться с ними. Заказы то-
6 См.: Понятие и признаки транснациональной организованной преступности // http:// www.kpk.org.ua/2006/09/27
7 См.: Голик Ю.В. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Лопашенко. -Саратов, 2005. - С. 41-48.
вара или услуг, их оплата, способы доставки оговариваются посредством современных коммуникаций, что, безусловно, уменьшает риски и не ограничивает свободу участников группы.
Экспертами выделяется несколько уровней преступности этого вида. Нижний уровень - это преступные объединения физических лиц, к которым можно отнести преступные группы, организации и преступные сообщества. О транснациональном характере их деятельности свидетельствуют перемещение людей, товаров, иных предметов и денег через государственные границы, наличие за границей соучастников, банковских счетов и недвижимости.
Средний уровень - это организации, как правило, юридические лица. По степени криминализации последние могут представлять собой практически целиком преступные объединения, которые лишь прикрываются вывесками легальных предприятий или организаций, полностью находясь на службе у преступников. В России практически все преступные организации создают для прикрытия собственные легальные коммерческие структуры. Часто встречается смешанный вариант, когда легальная организация прибегает к услугам преступников для решения своих проблем либо сама в некоторых ситуациях использует преступные способы, средства или ресурсы. В России нередко та или иная организация создает дочерние фирмы, фонды и прочее для перекачки за границу финансовых средств, сокрытия доходов от налогообложения и других целей.
Высший уровень - это криминальногосударственные организации, в которых государство и его органы тайно используют преступные способы, средства, связи с преступными элементами для выполнения тех или иных задач8.
Транснациональная организованная преступность чаще всего характеризуется признаками среднего уровня, но это опять же зависит от направления преступной активности.
Все сферы деятельности транснациональной преступности связаны с получением дохода, однако далеко не всегда их можно оценить как деятельность экономическую. В России и за рубежом содержание экономической преступности толкуется по-разному. В настоящее время в России, можно говорить о существовании трех подходов к определению этого феномена: законодательного, научного и доктринального9.
Действующее законодательство выделяет в Особенной части специальный раздел - преступления в сфере экономики, объединяющий престу-
8 См.: Номоконов В.А. Транснациональная преступность. Экспансия. Диагностика. - Владивосток, 2000.
9 См.: Магомедов А. А. Противодействие преступности в сфе-
ре экономической деятельности: уголовно-правовые, крими-
нологические и организационные проблемы / А.А. Магомедов, С.Ф. Мазур. - М., 2006. - С. 92-105.
пления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
В распоряжении МВД России «О порядке определения экономической направленности выявляемых преступлений» от 28 января 1997 года № 1/1157 в перечне преступлений экономической направленности выделены три группы таких деяний. К таковым относят преступления в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях (за исключением ст. 202 УК РФ), против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (за исключением ст. 288 и 293 УК РФ) и преступления, предусмотренные статьями 146, 147 и 304 УК РФ. Преступления против собственности, в сфере компьютерной информации, хищение оружия и наркотиков имеют экономическую направленность при условии, что они совершаются в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности либо должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции на предприятиях независимо от формы собственности, или имеющими доступ к предмету посягательства, а также выполняющими обязанности по охране имущества.
В доктрине чаще всего содержание экономической преступности связывается с объектами преступных посягательств, либо преступной мотивацией или особенностями субъекта, либо сферой деятельности, в которой осуществляется посяга-тельство10.
Обобщая основные позиции ученых, к основным признакам экономической преступности можно отнести: совершение деяния в сфере предпринимательства, получение экономического результата и причинение вреда экономическим интересам личности, общества или государства, умышленный характер и наличие корыстных мотивов, выполнение деяния лицом, непосредственно осуществляющим предпринимательскую деятельность и включенным в систему экономических отношений, на которые они посягают11.
За рубежом в 1998 году представители «Большой восьмерки» уделили значительное внимание экономической, в первую очередь финансовой, преступности. В Заключении для предупреж-
10 См.: Пинкевич Т.В. Криминологическая характеристика экономической преступности в России. - Ставрополь, 2001; Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. - М., 2005; Криминология: Учебник для юрид.вузов / Под общ. ред.
B.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб., 1998; Егоршин В.М. Преступность в сфере экономической деятельности / В.М. Егоршин, В.В. Колесников. - СПб., 2000.
11 См.: Магомедов А.А. Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы / А.А. Магомедов,
C.Ф. Мазур. - С. 97-98.
дения финансовых правонарушений финансовая преступность была фактически отождествлена с преступностью экономической12. По мнению участников саммита, все формы транснациональной преступности, в особенности мошенничество, могут подорвать устойчивый рост и развитие национальных экономик13. Такие преступления представляют глобальную угрозу, поскольку могут привести к ослаблению государственных и общественных институтов, потере доверия граждан, и, следовательно, привести к эрозии демократических и экономических основ общества14.
Органы Евросоюза, отмечая серьезную и все более возрастающую угрозу международной организованной, в первую очередь экономической, преступности самому существованию Европейского Союза, приняли целый ряд законодательных актов, направленных на борьбу с коррупцией в частном секторе экономики15, отмыванием денег16, незаконной инсайдерской деятельностью17, мошенничест-вом18, поставив знак равенства между финансовой и экономической преступностью.
В Объединенном Королевстве закон19, регулирующий процедуру расследования экономических преступлений и определявший компетенцию нового органа - Подразделения по борьбе с серьезными мошенничествами (Serious Fraud Office), в компетенцию которого входило расследование «наиболее сложных и многогранных уголовных дел в сфере коммерческой деятельности»20, относил к таковым деяния, включающие в себя обман, преступления, связанные с отмыванием денег, составлением ложных отчетов21, правонарушения в сферах инвестирования, посягательства на интересы кредиторов компаний, банковских и иных финансовых институтов, центрального и местных правительств, манипуляции на финансовых рын-
12 См.: Conclusions of G7 Finance Ministers. 8th May 1998. Communique G8 Birmingham Summit 15-17 May 1998. (Цитируется по: Чупрова Е.В. Ответственность за экономические преступления по праву Англии. - М., 2007).
13 См.: Para 2 Communiqué of G8 Birmingham Summit.
14 Там же. - Para 19.
15 См., например, EU Council Framework Decision
2003/568/JHA of 22 July 2003 on combating corruption in the private sector.
16 См., например, Council Directive 91/308/EEC on prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering.
17 См., например, Directive 2003/6/Ec of the European Parliament And Of The Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse).
18 См., например, Council Framework Decision of 28 May 2001 combating fraud and counterfeiting of non-cash means of payment (2001/413/JHA).
19 См.: Criminal Justice Act 1987.
20 См.: SFO Annual Report 2001-2002. Letter to the Attorney General. - P. 1. (Цитируется по: Чупрова Е.В. Ответственность за экономические преступления по праву Англии. - М., 2007).
21 См.: SFO Annual Report 2001-2002. - Р. 29.
ках, а также с 2001 года22 к компетенции Подразделения по борьбе с серьезными мошенничествами было отнесено расследование преступлений, связанных с коррупцией и организованной преступностью в сфере расследования наиболее серьезных преступлений в экономике.
В западной криминологической науке не существует единой классификации соответствующих преступлений. Чаще всего они группируются по тем законам, которые нарушают, либо по объекту посягательства, либо просто дается перечень деяний, которые могут быть отнесены к экономическим преступлениям (таможенные и налоговые правонарушения, мошенничество, в том числе связанное с обманом и подлогом, проявления монополизма и недобросовестной конкуренции, компьютерные преступления, подделка денег и финансовых инст-рументов)23.
Являясь одним из сегментов транснациональной преступности, транснациональная экономическая преступность, представляющая угрозу экономической безопа.сности отдельных государств и их объединений, обладает следующими, присущими лишь ей, признаками: оказывает очевидное влияние на отдельные сферы экономической деятельности и на экономику страны в целом; создает самостоятельные отрасли теневой экономики, встроенные в экономику легальную; имеет возможность налаживать и поддерживать систематические транснациональные контакты, позволяющие осуществлять различные сделки, необходимые для поддержания и развития криминального бизнеса; обладает особой структурой - горизонтально интегрированного холдинга (организациями, специально созданными или используемыми для ведения или прикрытия криминальной активности); характеризуется преступными деяниями, не связанными с применением насилия.
Безусловно, этот бизнес должен быть направлен на получение экономического результата, отличаться высоким уровнем адаптации к социально-экономическим условиям, восприимчивостью к достижениям научно - технического прогресса и способностью к внедрению его результатов в свою деятельность. К направлениям, отвечающим указанным признакам, относятся компьютерная преступность, в том числе деяния, совершенные в сфере электронной коммерции, интеллектуальное пиратство, деятельность, связанная с хищением транспортных средств, контрабанда, незаконный оборот предметов искусства, финансовые мошенничества, отмывание денег.
22 См.: The Anti-terrrorism, Crime and Security Act 2001. (Цитируется по: Чупрова Е.В. Ответственность за экономические преступления по праву Англии. - М., 2007).
2 См.: Дементьева Е.Е. Проблемы борьбы с экономической преступностью в зарубежных странах: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1996.
В эту группу преступлений не включаются посягательства на собственность общекриминального характера, такие как кража, грабеж, мошеннический обман отдельных граждан, которые не оказывают заметного влияния на состояние экономики государства.
Следует отметить, что хищение и реализация автотранспорта отнесены нами к разновидности экономической преступности исходя из того, что этот вид незаконной деятельности оказался встроенным в легальную экономику. Угнанные автомобили и запчасти к ним продаются через легальные торговые предприятия, видоизменяются в легальных авторемонтных организациях и нередко лицами, не имеющими к преступности никакого отношения, приобретаются законопослушными гражданами. Конечно, способы завладения транспортными средствами могут быть различными, но чаще всего они с насилием не связаны.
Вышеназванные виды бизнеса могут быть как основными, так и дополнительными источниками дохода для криминальной структуры, в зависимости от базового вида деятельности. Некоторые из них предполагают наличие предварительного заказа (отмывание денег, незаконный оборот предметов искусства, хищения транспортных средств), в других случаях в основе бизнеса лежит высокий спрос на конкретные товары и услуги. Не имея возможности проанализировать все виды экономической транснациональной системы, авторы решили уделить внимание самому разрушительному из них, в какой-то мере подпитывающему все без исключения варианты криминальной активности транснациональных групп.
Наиболее опасной разновидностью транснациональной экономической преступности является компьютерная преступность. ООН на своем 11 Конгрессе выразила особую озабоченность ее резким ростом и констатировала появление за двадцать лет нового вида незаконной деятельности - киберпреступности, способной причинить вред любой области экономики. Современные коммуникационные технологии и обширные связи организованной преступности облегчили ей установление контактов с партнерами в других странах и на других континентах; современные банковские системы электронных расчетов дают возможность осуществлять международные преступные сделки по «отмыванию» доходов, полученных незаконным путем, а также различного рода финансовых махинаций.
Важнейшую проблему представляет наличие в современном мире имеющей неограниченные возможности параллельной банковской системы. В первую очередь это связано с очевидным упрощением процесса отмывания криминальных доходов. Современное законодательство основано на получении информации о подозрительных сделках. Однако эта система перестает работать во многих случаях осуществления трансакций электронным
путем. Лица, размещающие преступные деньги в киберпространстве, используют для этой цели неатрибутивные банковские карты, которые не могут быть использованы для снятия или пополнения денежных средств на счете. Однако на них могут поступать денежные суммы с других карт. Переводы делаются с телефона, компьютера с выходом в Интернет или путем помещения таких карт в электронные кошельки, перемещающие средства с одной карты на другую. Такие сделки осуществляются напрямую без участия третьих лиц и являются абсолютно анонимными. Деньги могут храниться на карте или персональном компьютере и переводиться до тех пор, пока у сторон имеются карты. В банках о таких переводах не остается информации. Основная опасность в данном случае заключается в том, что предоставляются широкие возможности для перевода любых денежных сумм через границы и создается параллельная банковская система, позволяющая игнорировать требования, которыми сопровождаются традиционные переводы, и скрывать происхождение денег. Имеющиеся в настоящее время программы для «вылавливания» и отслеживания таких сделок весьма дороги, требуют постоянного совершенствования и весьма негативно воспринимаются финансовыми институтами, на которые возлагается основное бремя расходов. Самое главное, они не позволяют достичь ожидаемого эффекта.
Усилившаяся в последнее десятилетие борьба с транснациональной преступной деятельностью приносит весьма скромные плоды, т. к. ведется бессистемно. Государство должно выработать комплекс мер законодательного, организационного, социального, морально-этического характера и настойчиво претворять их в жизнь, используя в том числе и принудительные меры воздействия.
Одной из причин, способствующей разрастанию транснациональной преступности, является, как уже отмечалось, существенные расхождения в законодательстве разных стран и несоответствие национального законодательства нормам международного права. Глобализация мировой экономики неизбежно требует решения проблем гармонизации российского и зарубежного законодательства. И хотя в последнее время усилились тенденции сближения правовых систем, отражающие интеграционные процессы в экономике, существенные различия между системами права (в том числе применительно к противодействию экономическим преступлениям) все еще сохраняются. Примером может служить соблюдающаяся в России банковская тайна, от сохранения которой отказались большинство стран Европы и США.
Исследователи транснациональной преступности отмечают корыстную мотивацию, присущую всем без исключения ее направлениям. С учетом размера получаемой виновными сверхприбыли следует признать, что такая мотивация вполне
обоснованна. Минимизация доходов от преступной деятельности становится одним из основных направлений ее предупреждения. Этот подход, в частности, прямо заявлен в Белой книге МВД Великобритании, в которой изложена четырехлетняя программа борьбы с преступностью. Уменьшение доходов может быть достигнуто при подрыве экономических основ транснациональной преступной деятельности путем реализации запрета на легализацию преступных доходов и конфискации преступно нажитого имущества.
Конвенция в статье 12(7) рекомендует возложить доказывание законности происхождения предполагаемых доходов от преступления или имущества, подлежащего конфискации, на самого подозреваемого. Аналогичные положения, не ущемляя права человека, действуют в законодательстве Великобритании, США, Франции, но не в России, хотя такие изменения в уголовнопроцессуальном законодательстве оказали бы значительное влияние на предупреждение отмывания криминальных доходов, безнаказанность которого превышает 90%. Так, в 2005 году выявлено 467 преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов, но к уголовной ответственности привлечено только 12 человек24.
Следует отметить, что, следуя своим международным обязательствам, Россия вернула в уголовное законодательство такую меру уголовноправового характера, как конфискацию имущества. Однако изменился не только статус конфискации, но и существенно сузилась сфера ее применения. Конфискация не может применяться за большинство преступлений против собственности и экономической деятельности, зачастую имеющих транснациональный характер.
До 2003 года конфискация как дополнительное наказание применялась нечасто, однако ее эффект в качестве превентивной меры был очевиден. В 2000 году конфискация имущества назначалась 20463 осужденным (2% от их общего числа), в том числе: 457 - за мошенничество, 73 - за присвоение и растрату, за преступления в сфере экономической деятельности - 158 (0,29%)25.
В 2001 году конфискация имущества была назначена 26178 осужденным (2,4% от их общего числа), в том числе: за мошенничество - 472, за присвоение и растрату - 66, за преступления в сфере экономической деятельности - 181 (0,3%).
В 2002 году конфискации подвергнуты 21438 человек (2% осужденных), в том числе: за мошенничество - 290, за присвоение и растрату - 62, за
24 См.: Магомедов А.А. Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы / А.А. Магомедов, С.Ф. Мазур. - С. 554.
25 Использованы данные Судебного Департамента при Верховном Суде России.
преступления в сфере экономической деятельности - 113 (0,3%).
В 2003 году конфискация имущества применялась в отношении 16663 человек (2,2% осужденных), в том числе: за мошенничество - 222, за присвоение и растрату - 36, за преступления в сфере экономической деятельности - 88 (0,3%).
Как видно из приведенных данных, с 2001 по
2003 годы применение конфискации оставалось приблизительно на одном уровне. В то же время наметилась очевидная тенденция к уменьшению числа осужденных за посягательства на собственность: в 2000 году - 753201 человек, в 2001 -721440
(-4%), в 2002 - 486604 (-33%), в 2003 - 384352 (21%). Отказ от этого вида наказания существенно изменил картину. Уже в 2004 году произошел значительный рост числа виновных в преступлениях против собственности - 438234 (+14%), в 2005 году негативные тенденции еще более усилились: осуждено 503792 человека (+15%). Относительно 2003 года прирост составил 31%. С момента исключения конфискации из системы наказаний произошли сдвиги и в уровне причиненного преступлениями материального ущерба. В 2004 году сумма потерь по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 46%, в 2005 - возросла в 5,35 раз относительно
2004 года и в 7,82 по сравнению с 2003 годом. Представленные данные позволяют сделать вывод о превентивной роли конфискации имущества и необходимости распространения ее действия на все экономические преступления, содержащиеся в уголовном законе для минимизации преступного дохода.
Конвенция требует, чтобы судами учитывался опасный характер преступлений, в том числе и в вопросах условного осуждения или досрочного освобождения виновных (ст. 11(4)). Однако принцип неотвратимости ответственности далеко не всегда реализуется российским правосудием. Проблема создается не только высокой латентностью экономических преступлений, но и игнорированием принципа равенства граждан перед законом (как легально, так и фактически), и характером наказания за эти преступления. Доля условно осужденных за экономические преступления за последние пять лет не опускалась ниже 70%.
Экономические преступления совершаются с использованием экономических структур в основном лицами, участвующими в бизнесе или должностными лицами, использующими предоставленные им возможности для преступной деятельности. Российское законодательство в отдельных случаях позволяет не только пресечь незаконную практику виновного, но и предотвратить его преступные действия в будущем, применяя наказание, указанное в статье 47 УК РФ: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Уголовное законодатель-
ство предусматривает возможность назначения этого вида наказания в ограниченном объеме. Сфера применения этого вида наказания еще более сужается современной судебной практикой.
В 2005 году лишение права занимать определенные должности в качестве основного наказания было назначено 466 осужденным (в 2004 году -377), в том числе: за присвоение и растрату без отягчающих обстоятельств - 1, за квалифицированное присвоение - 27, за особо квалифицированное присвоение - 281, что составляет менее 2% осужденных за эти деяния. При посягательствах на сферу экономики дисквалификация имела место в отношении 108 осужденных. При этом за мошенничество дополнительно были наказаны 32 осужденных (0,15%), за присвоение и растрату -43 (0,36%), за налоговые преступления - 22 (1%), за коммерческий подкуп - 11 (2%).
Должностные преступления совершаются лицами, обладающими большим объемом правомочий властного, организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, исключительно с использованием служебного положения. Поэтому лишение лица предоставленных по службе возможностей имеет важное предупредительное значение. Однако это не всегда учитывается при назначении наказания. В 2005 году за преступления, предусмотренные главой тридцатой, были осуждены 3018 человек, в том числе взяткополучателей - 1373. Дисквалификация применялась лишь к каждому пятому виновному в получении взятки и к 11% совершивших другие преступления, предусмотренные статьями 285-293 УК РФ (за исключением ст. 291 УК РФ).
Как видно, и в данном случае необходимы изменения законодательства, направленные на распространение дисквалификации на все преступления, при совершении которых субъект прямо использует предоставленные ему по службе правомочия. Возможно, имеет смысл увеличение сроков лишения виновных в экономических преступлениях прав на осуществление определенной деятельности или на занятие определенных должностей, аналогично тому, как предусмотрено в уголовном законодательстве США и Великобритании.
В настоящее время в юридической науке, в том числе и российской, высказываются мнения, согласно которым лица, работающие в определенных сферах экономической деятельности, обладают собственным кодексом поведения, основным побудительным мотивом в котором является экономическая целесообразность, а не установки закона.
Отказ от общепринятых этических установок тесно связан с двойственной природой экономических преступлений и зависит от характера моральных стандартов, которыми должны руководствоваться определенные группы деловых кругов в
своей повседневной практике, а также особенностей сталкивающихся интересов26.
«В условиях быстрого роста преступности при снижении морально-этических норм мы неотвратимо движемся к окончательному превращению нашего общества в криминальное»27. Это во многом относится и к ситуации, сложившейся в российском бизнесе, представители которого зачастую не рассматривают закон как обязательное правило поведения. За рубежом такой подход строго запрещен кодексами корпоративной этики, нарушение обязательных для всех представителей конкретного сообщества требований может привести к серьезным штрафам, длительной дисквалификации и даже запрету на профессию. Для правосудия деловая практика, предписанная таким кодексом, является единственно верной. В России кодексы этики практически не действуют, да и приняты они лишь для отдельных видов экономической деятельности. Государству в этом вопросе могла бы принадлежать решающая роль, поскольку позитивные ценностные ориентиры российских бизнесменов, в том числе и принудительно внедряемые государством, могут удержать часть из них от нарушения закона, снизив, пусть и незначительно, уровень транснациональной экономической преступности.
И последнее. Об «опережающей», если можно так выразиться, профилактике в сфере инновационной экономики. Ныне доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет 0,13% - в 192 раза меньше, чем у США, в 84 раза меньше, чем у Японии, в 15 раз меньше, чем у Китая28.
Вместе с тем, по прогнозам правительства России, в ближайшие несколько лет будет происходить перераспределение мирового рынка труда в сфере технологических услуг - из развитых стран в страны с развивающейся экономикой. Речь идет о сотнях миллиардов долларов. Вряд ли можно сомневаться в том, что криминальные структуры развитых стран упустят шанс и не попытаются «влиться» в инновационный экономический процесс. Вряд ли надо сомневаться, что российские организованные преступные группировки не станут налаживать с ними соответствующие связи.
Развитие инновационной составляющей в конечном итоге предполагает структурную модернизацию всей российской экономики. И она должна быть «чистой». По всей видимости, уже сейчас необходимы совместные усилия правоохранительных систем России и коллег из тех государств, ко-
26 См.: Aubert V. White Collar Crime and Social Stature // American Journal of Sociology. - 1952. - № 58. - November. -Р. 266.
27 Jaspan N. The Thief in the White Collar / N. Jaspan, H. Black. -Philadelphia, 1960. - P. 234.
28 См.: Шкель Т. В выигрыше даже начинающий. Депутаты позаботились о том, чтобы наукой было выгодно заниматься и в России // Российская газета. - 2007.- 6 апреля.
торые намерены финансировать прорывные технологии в ведущие отрасли хозяйства и приоритетные территории России (Дальний Восток, Юг России, Калининград). «Двойная» глубинная проверка инвесторов позволит своевременно выявить криминальные намерения и предотвратить угрозу криминализации экономики.
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ