ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ КАК ФАКТОР ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Я. Ю. РАДЮКОВА
Современное развитие предприятий естественно-монопольных отраслей выступает не только конъюктурообразующим фактором в международной торговле и мировом движении капитала, но и определяет конкурентоспособность национальной экономики России в глобализирующемся мире. Высокая значимость естественных монополий определяется их высоким инновационным потенциалом, а также увеличением темпов их экономической экспансии в форме интернационализации производства.
Конкурентоспособность естественных монополий определяется целым рядом факторов, определяющих выгодность транснационализации для данных компаний, таких как создание рыночных барьеров, разработка инновационных перспективных товаров, отвечающих будущим потребностям мирового рынка; многоуровневый характер конкурентной борьбы в области человеческих, финансовых и материальных ресурсов, высокая динамичность и увеличение числа слияний и поглощений, и усиление роли информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, транснационализация естественных монополий выступает существенным фактором повышения конкурентоспособности естественных монополий, при условии стремления транснациональных корпораций к повышению уровня инновационности собственной деятельности, снижению уровня административных издержек.
Ключевые слова: глобализация, естественные монополии, транснационализация, транснациональные компании.
В последние годы процесс транснационализации естественных монополий приобретает массовый характер. Материнские компании, расположенные на «родине» монополистических образований, продолжают оставаться центром их производственно-хозяйственной деятельности, при этом меняется роль и место дочерних компаний в международном пространстве. В условиях глобализации именно дочерние компании формируют конкурентные преимущества монополистических структур, посредством инновационной деятельности, использования местных нематериальных активов, а также продвижения своих брендов на территории принимающих государств.
Естественные монополии в полной мере использующие имеющиеся возможности глобализа-ционных процессов, играют ключевую роль в развитии социального и реального секторов экономики, а также отдельных регионов и государств в целом. Так, согласно данным проводимых исследований 500 крупнейших транснациональных корпораций осуществляют более 1/3 экспортных поставок обрабатывающей промышленности [4], порядка 75 % торговых операций сырьевыми товарами и 4/5 инновационных технологий.
Развитие предприятий естественно-монопольных отраслей опережающими темпами является конъюктурообразующим фактором в международной торговле и мировом движении капитала, а также обеспечивает конкурентоспособность страны в мировом пространстве, устойчивость и динамизм экономического роста. В свою очередь, рост самих естественных монополий по сравнению с материальным производством и расширением ее хозяйственных функций - одна из закономерностей общественного развития.
Так, естественные монополии обладают огромным инновационным потенциалом, что способствует интенсивному развитию самих монополистических структур и наиболее эффективному использованию ресурсов. При этом, следует отметить, что негативное проявление монополизма, в условиях глобализации распространяется не на отдельно взятые рынки, а на целые национальные экономические системы. Таким образом, природа естественных монополий в условиях глобализации достаточно двойственна (рис. 1).
Набирающие обороты процессы транснационализации монополистических образований носят вполне закономерный характер, распространяя
господство на многие сферы экономической системы. Интернационализация производства открыла для монополистической эксплуатации весь мир, повысила значение «гонки» прямых заграничных капиталовложений в экономической экспансии. В результате резко возрастает значение так назы-
ваемой «зарубежной продукции» данных корпораций. При этом, глобализация и инновационная деятельность, изменения в поведении и предпочтениях потребителей, способствует обострению конкуренции между крупнейшими компаниями на мировых рынках [2].
и о
Естественные монополии
Развитые страны
- монополизация производства;
- монополизация ресурсов (финансовых, нематериальных, человеческих) и технологий;
- политическое и экономическое превосходство;
Природные ресурсы, рабочая сила, интеллектуальный капитал
Развивающиеся страны
Л
отсталость технологического развития; дифференциация населения; демографические проблемы; миграция населения; информационное давление; низкий уровень качества жизни населе-
н а
е I
е В
н е
о 8 ¡а
ч л с ь к о
о о
е э ■р к ао
Рис. 1. Двойственная природа естественных монополий под воздействием глобализационных процессов
Таким образом, одним из ключевых признаков глобализационной экономики становится высшая стадия монополизации, обусловленная не только масштабами корпоративного капитала, внедрением инновационных технологий, но и участием в глобальной корпорации. Как следствие, сегодня мы наблюдаем, что монополистические образования в международном пространстве заняли лидирующие позиции, отодвинув на задний план банковские структуры. Под воздействием усиливающихся глобализационных процессов именно естественные монополии, обладающие рыночной властью, возможностью выхода на международные рынки и развивающие корпоративные связи, в силах обеспечить реализацию страте-
гических интересов государства, способствуя повышению экономической безопасности национального хозяйства и конкурентоспособности на мировых рынках, а также являются жизнеобеспечивающими отраслями российской экономики.
В результате в современных условиях естественные монополии оказываются более конкурентоспособными на международном рынке, что обусловлено свободным доступом к природным ресурсам, наличием корпоративного капитала, монополией на инновационные технологии и др. Кроме того, конкурентоспособность глобальных монополистических образований, в отличии от национальных компаний обладает рядом специфических особенностей, такими как, мировой ха-
рактер производственно-хозяйственной деятельности; международный рынок сбыта; особенности работы монополистических образований, обусловленные деятельностью на отдельных национальных рынках; а также использованием ресурсов отдельных стран. Следует отметить, что именно «родина» транснациональных компаний является источником ее конкурентоспособности. Имея доступ к национальным природным ресурсам, естественные монополии стали ключевыми отраслями российской экономики и конкурентоспособными на международном рынке.
На сегодняшний день наша страна располагает крупнейшими запасами полезных ископаемых, что позволяет обеспечить солидный совокупный природно-ресурсный потенциал. Согласно статистическим данным, Россия располагает максимальным количеством совокупных мировых природных ресурсов - 21 %, что делает ее абсолютным мировым лидером по объему национального богатства, таких как нефть и газ, леса и рыбы, руды. Российские месторождения составляют более
10 % мировых запасов нефти, одну треть газа,
11 % угля и более одной четверти запасов железных руд, и является основным поставщиком энергоносителей в Европу. Кроме того, сохраняются перспективы наращивания поставок в Китай, Японию и страны АТР.
При выходе на международный рынок, помимо внешних факторов на деятельность и соответственно конкурентоспособность монополистических образований, оказывают влияние и такие внешние факторы, как доступность ресурсов, социально-экономическая ситуация в принимающей стороне, наличие квалифицированного персонала, стоимость рабочей силы, финансовая и технологическая инфраструктура, система государственного регулирования (рис. 2). При этом, по мере транснационализации деятельности естественных монополий степень воздействия внешних факторов усиливается, что ведет к ослабеванию зависимости дочерних фирм от материнской компании. В результате происходит трансформация конкурентных отношений, приобретающих международный характер.
Осуществляя производственно-хозяйственную деятельность на международном рынке, естественные монополии используют не только собственные конкурентные преимущества, но и сложившиеся конкурентные преимущества внешней среды, повышая тем самым уровень конкурентоспособности национальной экономики в глобализирующемся пространстве. Следователь-
но, естественные монополии становятся ключевым элементом национальной экономики. Например, в нынешних условиях российские транснациональные корпорации широко используют возможности глобализации, расширяя тем самым рынки сбыта, что способствует росту прибыли монополистических образований и росту доходной базы бюджета.
При этом следует отметить, что конкуренция естественных монополий, осуществляющих свою деятельность на международном рынке, имеет свои особенности:
- многоаспектность деятельности монополистических образований, основными из которых являются доля рынка, издержки, качество товаров и услуг, сроки поставки и исполнения заказов, технологические и коммерческие секреты, создание рыночных барьеров [1];
- инновационная деятельность, направленная на удовлетворение будущих потребностей;
- многоуровневый характер конкурентных отношений (национальный, транснациональный, национально-транснациональный и внутрикорпоративный уровень конкуренции), предполагающий развитие специфических форм конкурентных отношений в зависимости от соотношения национального и глобального уровней;
- высокая динамичность конкуренции монополистических образований и увеличение числа слияний и поглощений;
- усиление роли информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, усиление глобализационных процессов способствует ужесточению конкурентной борьбы за расширение сферы влияния между крупнейшими монополистическими образованиями мира, формированию и развитию новых рынков сбыта, что обуславливает усиление регулирования монополистической деятельности на национальном и международном уровне.
Изменение структуры конкурентных отношений способствует появлению и развитию новых компаний, использующих конкурентные преимущества глобализации. В результате, деятельность естественных монополий становится более многовариативной, направленной на минимизацию издержек и развитие инновационной деятельности. Вследствие глобализации конкурентных отношений меняется роль национальных рынков, а также усиливается зависимость транснациональных структур от международного финансового рынка.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИИ ЦЕЛЬ: захват максимальной доли международного рынка
Основные факторы конкурентоспособности
Особенности
- инновационная деятельность;
- адаптивность естественных монополий к социально-экономическим условиям принимающих государств;
- технологическое лидерство;
- наличие высококвалифицированного персонала;
- эффективное использование нематериальных активов;
- наличие свободного доступа к ресурсам, в том числе и природным
а §
а 5
- международный характер производства;
- специфика деятельности естественных монополий на различных национальных рынках;
- глобальные масштабы производства;
- международный рынок сбыта;
- использование нематериальных активов принимающих государств,
- международное разделение труда
Источник конкурентоспособности
«Родина» материнской компании
Социально-экономические условия страны базирования и принимающих стран
Финансовая и технологическая инфраструктура
Государственное регулирование деятельности естественных монополий
Рост уровня монополизации
Снижение уровня стабильности конкурентных позиций естественных монополий
Рис. 2. Конкурентоспособность естественных монополий под воздействием глобализационных процессов
Следует отметить, что наиболее активно процесс транснационализации российских компаний
протекает в таких сферах, как нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, сфера телекоммуникаций и металлургия. В условиях глобализации транснациональные корпорации, к числу которых в первую очередь относится такие российские компании, как: «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Норильский никель», «Северсталь», «Транснефть», «МТС», «Вымпелком» и др., а также международные финансово-промышленные группы, занимают ведущее место в системе экономических отношений, что ведет к усилению процессов монополизации. Главным образом это связанно с тем, что российская экономика носит ярко выраженный сырьевой характер, имеет место чрезмерная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Более половины объемов экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы. По данным Института проблем естественных монополий, 40 % ВВП России создается за счет экспорта сырья, в то время как машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8 % отечественного ВВП [3].
Однако, тенденция роста российского экспорта ресурсов и капитала, сопровождающаяся снижением объемов потребления на внутреннем рынке, обуславливает экспортно-сырьевую направленность национальной экономики. Так, экспорт российской нефти в последние годы составляет порядка 50 % [5], что, с одной стороны, позволяет обеспечить функционирование производственных мощностей и снизить социальную напряженность, посредством пополнения бюджетов ряда регионов, а с другой стороны - делает зависимой российскую экономику от международного рынка. В результате приходится констатировать, что на сегодняшний день национальная экономика крайне чувствительна к колебаниям цен на энергоресурсы.
Основным конкурентным преимуществом российских естественных монополий в условиях глобализации является сырьевая база России. Кроме того, тесное взаимодействие транснацио-нализирующихся монополистических образований с государством усиливает конкурентные позиции российских естественных монополий. Следовательно именно российские естественные монополии в недалеком будущем должны стать своего рода «локомотивом» повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Таким образом, транснационализация естественных монополий выступает существенным фактором повышения конкурентоспособности
естественных монополий, при условии стремления транснациональных корпораций к повышению уровня инновационности собственной деятельности, снижению уровня административных издержек.
Литература
1. Конина Н. Ю. Глобализация и изменение внешней среды деятельности ТНК // Экономические науки. 2008. № 5(42).
2. Радюкова Я. Ю., Жучков А. Ю. Естественные монополии в условиях усиления глобализационных процессов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2.
3. Решетникова Е. Стратегия вместо политики // Российская Бизнес-газета. Промышленное обозрение. 2011. № 822 (40).
4. Степичева О. А., Радюкова Я. Ю. Развитие ТНК как отражение проблем и перспектив глобального мирового хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 3.
5. Ульянова М. В. Влияние процессов глобализации на освоение минерально-сырьевых ресурсов России // Вестник Челябинского университета. 2009. № 1 (139). С. 64-69.
* * *
TRANSNATIONALIZATION OF NATURAL MONOPOLIES AS THE FACTOR OF THEIR COMPETITIVENESS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Ya. Yu. Radyukova
Modem development of the enterprises of natural and exclusive branches acts not only as a conjuncture forming factor in international trade and world movement of the capital, but also defines competitiveness of national economy of Russia in the being globalized world. The high importance of natural monopolies is defined by their high innovative potential, and also increase in rates of their economic expansion in the form of production internationalization. Competitiveness of natural monopolies is defined by a number of the factors defining advantage of transnationalization for these companies, such as creation of market barriers, development of the innovative perspective goods meeting future requirements of the world market; multilevel nature of competitive fight in the field of human, financial and material resources, high dynamism and increase in number of merges and absorption, and strengthening of a role of information and communication technologies. Thus, transnationalization of natural monopolies acts as an essential factor of increase of competitiveness of natural monopolies, at condition of aspiration of multinational corporations to increase of level of innovation of own activity, decrease in level of administrative expenses.
Key words: globalization, natural monopolies, transna-tionalization, multinational companies.