Научная статья на тему 'Трансмедиальный фестиваль «Cynetart» 2014: человек коммуникативный'

Трансмедиальный фестиваль «Cynetart» 2014: человек коммуникативный Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансмедиальный / коммуникативный / фестиваль / проект / техника / искусство / наука / эксперимент / виртуальный / transmedia / communicative / festival / project / technology / art / scince / experiment / virtual

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лейпсон Людмила Викторовна

Данная статья является попыткой осмысления процесса слияния и гомогенизации искусства, науки и техники. Материалом для анализа и размышлений становятся события одного из самых авторитетных трансмедиальных фестивалей Германии «CYNETART» (Дрезден) 2014 года. Его темой является человек коммуникативный, пытающийся с помощью новых информационных технологий установить связь и взаимопроникновение миров искусства и науки, реальной и виртуальной действительности и даже контакт с другими видами жизни на Земле. Автору статьи удалось присутствовать почти на всех проектах и перформансах фестиваля и принять в некоторых из них интерактивное участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transmedia festival CYNETABT 2014: Homo communicativus

The article reflects on the process of fusion and homogenization of art, science and new informational technologies. The material for analysis was taken from the festival CYNETART 2014 (Dresden), one of the most reputable events in transmedia art production in Germany. Subject of the festival is what could be called the ‘homo communicativus’, who is attempting by means of informational technologies to connect art and science, real and virtual worlds, and even to contact other forms of life on Earth. The author has visited the most of the festival projects and performances and interactively participated in some of them.

Текст научной работы на тему «Трансмедиальный фестиваль «Cynetart» 2014: человек коммуникативный»

УДК 783.6

JI. В. Лейпсон

ТРАНСМЕДИАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «CYNETART» 2014: ЧЕЛОВЕК КОММУНИКАТИВНЫЙ

настоящее время в Европе тема взаимодействий искусства и новейших информационных технологий переживает настоящий бум. За последние десятилетия появилось немалое количество трансдисциплинарных центров и фестивалей, представляющих диалог и слияние различных видов искусства, науки и компьютерной техники.

Одним из самых крупных в немецкоговорящем пространстве, имеющий уже восемнадцатилетнюю историю, является «СУКЕТАКТ-ЕеэиуаЬ в Дрездене. Он проводится с 1997 года и предоставляет площадку для искусства, основанного на новых информационных технологиях. Фестиваль существует на базе архитектурного комплекса Хеллерау, возникшего благодаря альтернативному реформаторскому движению начала XX века. Идеей этого движения стало создание единства жизненного пространства, работы, культуры, образования и здорового образа жизни. По мысли Эбенезера Говарда в 1909 году в пригороде Дрездена фабрикант Карл Шмидт-Хеллерау начал строительство «города-сада» с просторными жилыми помещениями, прилегающими к ним цехами фабрики, магазинами, школой, рынком, прачечными, Фестивальным домом для культурных мероприятий. Уже несколько лет спустя в Хеллерау собиралась культурная элита: Франц Кафка, Оскар Кокошка, Сергей Дягилев, Стефан Цвейг, Эмиль Жак-Далькроз (создатель ритмики и экспрессивного танца). Хеллерау имеет долгую и драматическую историю, в том числе и связанную с российской (в советское время его здания служили местом расположения Советских войск). Однако упомянем лишь последние важные события. В 2001 году открывается Академия

© Л. В. Лейпсон, 2015

Транс-Медиа-Хеллерау для интегрального исследования человеческого восприятия и современных информационных технологий. В фокусе ее интересов находится продукция и презентация творческих мультимедийных проектов (в том числе и в рамках фестиваля ♦ CYNETART») и вопросы последствий развития новейших медиа для образа человека и картины мира - прежде всего с художественной точки зрения. Академия является единственным в Германии центром творческого исследования интерактивного аудио-визуального виртуального пространства и его действия на человеческое восприятие. С 2003 года в Хеллерау расположился Дрезденский Центр современной музыки, с 2006 открылся вновь отреставрированный Фестивальный дом, как и сто лет назад, верный идее Gesamtkunstwerk, по вечерам красочно оформленный разноцветными лучами прожекторов.

Программы фестиваля «CYNETART» включают художественные экспериментальные и мультимедийные проекты, концерты, Performance, Workshops, выставки, фильмы, лекции, научные симпозиумы и дают представление о новых эстетических позициях искусства на точке пересечения различных дисциплин: с точными науками, медициной, естествознанием, техникой, политикой, экологией, социологией.

Так, например, июль 2013 года ознаменовался началом пятилетнего проекта (до 2018 года) под названием METABODY (Media Embodiment Tekhne and Bridges of Diversity), что означает «Средства коммуникации Воплощение Техника и Мосты многообразия»). Данный проект, воплощающийся во времени, рассматривается организаторами как лаборатория и обсерватория культурного

В

многообразия, которая выдвигает значение невербальной коммуникации и выразительного образа в качестве главного носителя культурного наследия. Преследуется цель внести ясность в возникший эффект гомогенизации междисциплинарного пространства искусств и инфо-мационных техник в процессе современной глобализации и технологизации общества. Этот проект будет включать научно-исследовательскую работу, а также строительство мобильной лаборатории - экспериментальной архитектонической структуры с интерактивными и мультисенсорными возможностями. С 2017 года лаборатория начнет свой тур по европейским городам. Ее особенная архитектура будет постоянно трансформироваться в зависимости от географического положения, присутствующей на данный момент предметности, событийности и человеческого фактора. Предполагается участие и взаимодействие широкого трансдисциплинарного поля: от танца, музыки к экспериментальной архитектуре, от медийных и изобразительных искусств к науке о мозге, от филосо-фиии к альтернативной математике, от информационных технологий к истории чувств, полу, вопросам инвалидности и культурным меньшинствам.

В ноябре 2014 года автору статьи удалось посетить фестиваль «СУЫЕТАЛТ», присутствовать на презентации первых результатов строения мобильной лаборатории и принять в некоторых проектах интерактивное участие. Центральной темой фестиваля стал человек в сети, человек коммуникативный. Данная статья является одновременно репортажем с места события и попыткой осмысления этого уникального опыта.

Премьерой в рамках проекта МЕТАВСШУ стала работа Джо Саймона Салиха - доцента по дигитальному и игровому дизайну Академии Транс-Медиа-Хеллерау - «НОЬОз1а£е». «НОЬС^айе» является единственным в мире исследованием голографического изображения в сценической ситуации. Голография — это особый метод воспроизведения трехмерных объектов. При помощи лазерной

техники регистрируется и восстанавливается изображение человека, предельно приближенное к реальности, и возникает так называемый аватар - персонаж виртуальной действительности, своего рода голографический двойник. Идея возникла из уже многолетнего развития феномена телематической связи пространств. На примере данного проекта автор изучает коммуникативные формы между реальным и виртуальным мирами, а также роль присутствия или отсутствия в них трехмерных аватаров. В качестве первой ступени он рассматривает интерактивную конфронтацию реальной персоны и голографического аватара в реальном времени. Это означает, что во время фестиваля (в первой половине дня) слушатель имеет возможность произвести ка-кие-либо танцевальные или любые другие движения перед экраном с голографическим изображением и создать свой собственный аватар (см. фото 1). Вечером того же дня можно было стать свидетелем танцевального перформанса (Иоганна Рогганс) в звуковом компьютерном оформлении и одновременном дублировании танцовщицы аватаром в виртуальном пространстве. Автору данной статьи удалось принять участие в обеих акциях проекта. Удивительным открытием стал тот факт, что при одновременном присутствии живого танцующего человека и его виртуального голографического двойника, все внимание к себе приковывает второй. Представляется, что этот феномен может стать исходным пунктом для важного коммуникативного исследования о влиянии виртуальной действительности на наше восприятие, а это, в свою очередь, поможет создать необходимые методы защиты от, к примеру, психологических форм зависимости, которым особенно подвержено юное поколение (не секрет, что компьютерные игры, интернет, телевизор постепенно приобретают свойства своеобразного наркотика в современном мире).

Голографическая модель-аватар и ее околодовывающее действие, избежать которого очень трудно, занимает и автора проекта: его интересует философский

Фото 1. HOLOstage

аспект голографической модели нашей реальности, возникшей в области квантовой физики. Ее создатели - коллега Альберта Эйнштейна физик Давид Бём и невролог Карл Прибрэм, а возникла она на основе исследований квантовой механики и теории относительности.

Несмотря на актуальные вопросы, затронутые в «HOLOstage», этот проект все же носил характер незаконченного эксперимента, своего рода work in progress.

Значительно более интересным в художественном отношении был мультимедийный перформанс берлинского ансамбля «StratoFyzika» под названием « 111/Г 1Л », соединивший танцевальный, звуковой, визуальный, технологический, психологический и подсознательный аспекты. Он стал, безусловно, кульминационной точкой фестиваля, представив блестящую совместную работу двух инженеров компьютерной техники

и танцовщицы (Алессандра Леоне, Ленка Кочисова, Хезер Николь). Напомним, что под словом «Тета» (буква греческого алфавита), заключенном в название этого перформанса, подразумеваются Тета-волны головного мозга, генерирующиеся правым полушарием. Тета-волны находятся на границе между сознанием и подсознанием, сном и бодрствованием; их импульсы способствуют возникновению особо творческих состояний и даже параномальных способностей, а нарушение тета-ритмов головного мозга может приводить к различным отклонениям (например, к гиперактивности, эпилепсии). Сознательно направленный на создание атмосферы гипногогии — пограничного состояния между сном и бодрствованием - этот перформанс создал настоящую лавину образов: образов цветных снов, теней и света, причудливых геометрических форм и словно пойманного в них человеческого тела; он поста-

вил во взаимосвязь движение с интенсивностью звучащего тона, создав одно общее пространство, поистине расплавил границу между реальным и виртуальным мирами, обратив взгляд в подсознательные формы бытия.

Однако опишем данную композицию более подробно. Исходными координатами служила виртуальная сцена, созданная компьютерной проекцией белого света: горизонтальный квадрат пола и прилегающий к ней квадрат вертикальной стенки. Выход танцовщицы в белом костюме происходит в тишине. Установленные наверху зала фотоэлементы генерируют звук: вместе с движениями танцовщицы появляется тон. А на белом полу и стенке появляются черные линии, повторяющие траекторию движения рук и ног танцовщицы, они не исчезают, а остаются на полоскости сцены, их становится все больше и больше; постепенно они заполняют белое пространство, превращая его в черный хаос. Это была первая часть композиции, выполненная в бело-черных тонах. Вторая часть сменила цветовую гамму на красные и белые цвета, ее можно интерпретировать как попытку выхода из хаоса и создание гармонии через движение по линиям лемнискаты (геометрическая кривая в форме восьмерки), которая уже со времен Древней Греции считалась символом бесконечности и гармонии. Танцовщица буквально «распутывает» своими движениями лемнискату и превращает перекрученную восьмерку в совершенную форму круга. Красный цвет превалирует. Третья часть композиции оказалась самой впечатляющей и загадочной: танцовщица лежит на черном полу. Вокруг нее одна за одной появляются белые короткие змейки, они обвивают ее, давят, теснят, заполняя собой все больше пространства до тех пор пока танцовщица, словно усилием воли, не собирает их в единый спиралевидный поток, который засасывается в белую воронку и исчезает. Образ сна, подсознательных страхов, пробуждения, воли? Ответы на эти вопросы были оставлены на усмотрение публики. Четвертая часть композиции была

связана с образами бело-черных теней и силуэтов: горизонтальных и вертикальных, увеличивающихся и уменьшающихся, раздваивающихся, растраивающихся на полу и на стене, снова сливающихся в единое целое. Пятая, и заключительная часть, стала в музыкальном отношении центром упорядоченных ритмических формул, в визуальном - организованных геометрических линий и форм, в цветовом - консолидирующей цвета всех предыдущих частей: белого, черного, красного.

Этот необыкновенно впечатляющий мультимедийный перформанс дал обнадеживающую картину удавшегося слияния человеческого фактора и эстетически полноценного художественного продукта компьютерного искусства. Безусловно, он взрывает границы между реальным и виртуальным мирами, между сознательным и подсознательным восприятием того и другого, между новейшими технологиями и искусством, и становится посредником между некогда разделенными сферами искусства, жизни и техники, неким резервуаром нового эстетического содержания или культурной информации современного поколения.

Представим еще один мультимедийный проект фестиваля, возникший за последние полгода в совместной работе международной кооперации двадцати художников медиального искусства Европы и Канады, назывался «European Mobile Dome Lab». Цель этого проекта -создание и исследование интерактивного пространства в форме купола («full-dome») как платформы для коллективных творческих инноваций. В Дрездене 2014 года состоялся первый открытый показ купола в Большом зале Фестивального дома Хеллерау. Он представлял собою довольно большое помещение полусферической формы (диаметр - 10 м, высота - 6,5 м) с проекционной аудио-визуальной площадью 360°. Один из участников этого проекта итальянский художник медиального искусства Армандо Меникаччи во вступительном слове кратко описал публике результаты сделанного и провел экскурсию внутри

Фото 2. European Mobile Dome Lab

купола, предоставив посетителям возможность сиюминутного интерактивного участия при помощи компьютера и подготовленных программ в цветовом, световом и звуковом оформлении купола, в проведении проецирующейся на его стены коммуникативной игры. Соединение аудио-визуального, архитектонического и социального аспектов создает, по замыслу авторов, трансдисциплинарное пространство восприятия. В дальнейшем планируется анализ коммуникативного значения купольного пространства и его экспериментального использования для дигитальных, медиальных и перформа-тивных искусств. Поскольку данный проект еще находится в работе, так же как и описанный выше «HOLOstage», не возникло окончательного впечатления, хотя в визуальном и игрово-коммуника-тивном отношении можно отметить яркие моменты (см. фото 2).

Одним из наиболее музыкально направленных проектов стала работа с почти устрашающим названием «Будущее роботов в электронной музыке», ее автор

Моритц Симон Гайст - дипломированный инженер по изготовлению роботов и художник медиального искусства в области звукового дизайна и электронной музыки. Он соединяет в своей работе области высоких технологий и медиального искусства и ставит своей целью создание ансамбля из музыкальных роботов на основе пяти моделей электронных музыкальных аппаратов. Он исследует как интерактивный аспект пары «человек-ро-бот», так и будущие возможности использования роботов в малоразработан-ных на данный момент областях, а именно: исследование и создание музыкальных роботов и их ансамблей; развитие подходящего музыкального содержания совместно с признанными музыкантами из области электронной музыки и финальная презентация результата этой работы, как видео-перформанса, в интернете в 2015 году.

Что же конкретно увидели и услышали и в чем смогли принять участие слушатели фестиваля? Уточним, что робот Гайста представлял собой довольно боль-

шую прямоугольную конструкцию-инсталляцию из девяти стучащих, трещащих, шуршащих, звенящих приспособлений наподобие ударных инструментов (см. фото 3). Гостям зала, в котором находился робот, предоставлялась возможность приводить эти звуковые приспособления в движение при помощи небольшого пульта управления, комбинировать различные звучания, чередуя tutti и solo, создавать свою индивидуальную «оркестровку» и «партитуру». Это был любопытный опыт, весьма захватывающий в тот момент, когда понимаешь, что открываются все новые и новые возможности звуковых комбинаций, сиюминутного выстраивания драматургии, создаваемой в данный момент собственной композиции.

Музыкально-научным проектом, привлекшим наибольшее количество зрителей, среди которых было много детей, стала исследовательская работа австрийских ученых и художников под названием «metamusic». Андреа Содом-

Фото 3. MR-808 interactive. Будущее роботов в электронной музыке

ка, Мартин Брайндл и Норберт Мат выводят человека коммуникативного за границы его собственного вида и вступают в диалог с представителями животного мира. Кроме этого они ставят вопрос: могут ли птицы сознательно музицировать, а не только имитировать или повторять заученное? В этой звуко-инсталляции представители Homo Sapiens попытались вступить в контакт с группой серых попугаев, а средством для этого стала дигитальная техника: изготовленные специально для птиц электронные инструменты. Результаты были представлены в квадрофонической трансляции и, признаться, очень разочаровали. Неясным остался и ответ на вопрос, поставленный учеными.

Еще более далекую коммуникативную цель поставили в своем проекте «MyConnect» Саша Спачал, Миян Шваге-ли и Анил Подгорник: в специально сконструированном аппарате человек подключается к электронным сенсорам и через импульсы, исходящие от его тела, устанавливает контакт с представителем растительного мира - в данном случае это был микроскопический гриб (см. фото 4). Гриб, в свою очередь, посылает ответные импульсы, улавливаемые дигитальной техникой: они транспонируются в легкие толчки и звуковые сигналы. Под микроскопом можно было также рассмотреть, какие визуальные изменения претерпевает гриб от контакта с импульсами человека. Автор данной статьи на себе испытал эту весьма экзотическую попытку коммуникации человека с микроскопическим растением, которая все вновь и вновь подтверждает жгучее желание Homo Sapiens не остаться одиноким в этом огромном универсуме микро- и макромиров, окружающих его.

Фестиваль представил широкий диапазон различных проектов: от летающих на дронах растений до игровых инсталляций с муравьями. Однако самой эпатирующей работой стал проект «Nigredo» Марко Донарумма и Марийе Баалманн. Для начала слушатель подписывает бумагу о том, что он проинформирован о силе шума, возникающего во время

Фото 4. МуСоппеМ

проведения инсталляции - она составляла примерно 120 децибелл (сравнимо с шумом турбин самолета) - а также о вреде, который он может нанести слуху, и о получении защитных средств для ушей. В темной комнате слушатель сидит на стуле один перед зеркалом, он подключен проводами к звуковым импульсам своего собственного тела (сердцу, мышцам, венам), они усилены во много раз и трансформированы в про-странственно-круговое движение звука, в мелькающий свет и сильные механические вибрации. Эта комбинация из возникающего скелетного резонанса, звуковых импульсов и пульсирующего света вызывает сильное отторжение, что приводит к движению внутренних органов и оптических нервов. Для авторов был важен психический аспект этого эксперимента, а именно - отчуждение восприятия собственного тела через многократное увеличение шумового, оптического и механического аспектов функций собственного организма.

Нельзя не признаться, что такой эксперимент стал причиной весьма негатив-

ных эмоций, возможно, близких тем, которые испытывала публика, присутствовавшая на премьерах авангардного искусства начала прошлого века. Здесь вспоминаются и громкие выступления футуристов, в частности, автора манифеста «Искусство шумов» Луижди Руссоло с его воющими, рычащими, трещащими шумовыми интонаторами «Интонарумо-ри», и побоища в зрительном зале и на сцене во время исполнения балета Эрика Сати «Парад», и скандал на представлениях «Весны священной» Игоря Стравинского. Автор отдает себе отчет в неравнозначности этих явлений и отнюдь не считает, что к данному конкретному проекту когда-нибудь обязательно придет признание. Он может незаметно уйти в архивы истории, не сыграв важной роли, или может оказать косвенное влияние на дальнейшее развитие трансмедиальных экспериментов. Как бы ни сложилась судьба этих явлений, каким бы ни было наше отношение к ним, важно то, что они сигнализируют нам о новом витке процесса гомогенизации искусства, науки и техники и тем самым созда-

ют новую картину мира и места человека в нем. Совершенно очевидно, что во многих проектах окончательно размыта граница между искусством и научным экспериментом, что однако является уже известной и обсуждаемой тенденцией со-временнности, как и отличительной чертой трансмедиальных фестивалей. Однако именно они считаются сегодня самыми инновативными, актуальными, хотя подчас и эпатирующими как по широкому спектру участвующих профессий, так и по затрагиваемым темам и используемым средствам; именно они дают возможность сегодня различным искусствам, наукам, новым информационным технологиям соединить свои усилия и создать площадку для смелых экперимен-тов и высказываний молодого поколения на их новом, может быть, не всегда понятном с точки зрения академического искусства языке, превращая утопии в стиле «scince fiction» в действительность. Они уже не ставят вопрос о легитимности использования того или другого средства как материала искусства, они оставляют за собой решение включения той или иной области человеческой деятельности в пространство своих экспериментов. Они создают широкое, чрезвычайно широкое эстетическое поле, которое не вмещается в понятие искусства (даже на базе информационных технологий). И это уже не только вопрос терминологии, это вопрос понятий. Георг Хай-ке - современник и коллега К. Штокхау-зена, музыкант и ученый-фонетик -вводит понятие эстетической коммуникации: «Под эстетической коммуникацией мы понимаем передачу эстетической информации, а именно той информации, в которой на первый план выступает не предметное или языковое содержание... О чем же идет речь в сфере эстетической коммуникации, о чем информирует нас эстетическая информация? При первом приближении мы можем сказать: во-пер-вых, эстетическая коммуникация проис-

ходит не в ситуации обыденности, а в искусственно созданной ситуации; во-вто-рых, условием является наличие в целом эстетического коммуникативного намерения экспедиента (творца)» [1, с. 1]. Г. Хайке отмечает, что «эстетическая коммуникация принципиально является уделом культуры» [1, с. 1]. Однако именно сегодня одной из самых обсуждаемых версий является самоопределяющаяся сущность категории культуры. Сегодня говорят о культуре не только как о сфере искусства и гуманитарного знания, но и об экологической культуре, о культуре быта, о культуре политической дискуссии, даже о культуре ведения войны. Это вносит много неясностей, споров и показывает потребность более четко очертить это понятие, подвести под него научную основу. Однако не является ли эта много-ликость понятия культуры, как и искусства сегодня, отражением процесса смешения и слияния, расширения и консолидации различных сфер нашей действительности, переходом в иные, отличные от сложившихся за последние века системы координат, меняющиеся пространства смыслов? В античной Греции под словом «Г;:£,"1|» (ТёкЬпе - техника) понималось отнюдь не то, что мы вкладываем в это понятие сегодня. Слово означало и искусство, и ремесло, и умение. В некоторых современных школьных учебных заведениях с недавнего времени вместо отдельного изучения биологии, химии, физики вводят общий предмет естественных наук: ученые возвращаются к мысли, что более перспективным является изучение наук в единстве, ибо ответы на самые важные, системные вопросы лежат в коммуникации и точках пересечения дисциплин, в сфере междисциплинарности. Дрезденский фестиваль «СУЫЕТАИТ» 2014 делает своим главным героем человека коммуникативного. Не он ли будущий, а возможно, уже и настоящий герой XXI века?

Литература / References

1. Heike G. Ästhetische Phonetik als Wissenschaft von der ästhetischen Kommunikation in Sprache und Sprachmusik. In: Festschrift Eberhard Stock {Hallesche

Schriften zur Sprachwissenschaft und Phonetik) 1998. URL: http://www.georg-heike.de/pdf7fsstock.pdf

Трансмедиальный фестиваль «СТМЕТАВ,Т» 2014: Человек коммуникативный

Данная статья является попыткой осмысления процесса слияния и гомогенизации искусства, науки и техники. Материалом для анализа и размышлений становятся события одного из самых авторитетных трансмедиальных фестивалей Германии «СУКЕТАШЧ (Дрезден) 2014 года. Его темой является человек коммуникативный, пытающийся с помощью новых информационных технологий установить связь и взаимопроникновение миров искусства и науки, реальной и виртуальной действительности и даже контакт с другими видами жизни на Земле. Автору статьи удалось присутствовать почти на всех проектах и перформансах фестиваля и принять в некоторых из них интерактивное участие.

Ключевые слова: трансмедиальный, коммуникативный, фестиваль, проект, техника, искусство, наука, эксперимент, виртуальный.

Transmedia festival CYNETABT 2014: Homo communicativus

The article reflects on the process of fusion and homogenization of art, science and new informational technologies. The material for analysis was taken from the festival CYNETART 2014 (Dresden), one of the most reputable events in transmedia art production in Germany. Subject of the festival is what could be called the 'homo communicativus', who is attempting by means of informational technologies to connect art and science, real and virtual worlds, and even to contact other forms of life on Earth. The author has visited the most of the festival projects and performances and interactively participated in some of them.

Keywords: transmedia, communicative, festival, project, technology, art, scince, experiment, virtual.

Лейпсон Людмила Викторовна - музыко- Ludmila Leipson — musicologist. Institution:

вед. Место работы: Свободная Вальдорфская Freie Waldorfschule Flensburg (Germany),

школа г. Фленсбурга (Германия). Valentiener Allee 1, D-24941 Flensburg.

E-mail: ludmila-leipson@yandex.ru E-mail: ludmila-leipson@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.