Научная статья на тему 'ТРАНСЛЯЦИЯ МОРДОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ'

ТРАНСЛЯЦИЯ МОРДОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МОРДВА / ДЕТИ / ТРАДИЦИИ / ТРАНСЛЯЦИЯ / БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдуганиев Н.Н.

В статье подчеркнута роль библиотек в социализации подрастающего поколения Республики Мордовия. В библиотеках проводят разные мероприятия, направленные на проявление интереса к национальным праздникам и обрядам. Библиотеки Республики Мордовия являются центром поддержки национальных культур, межнационального культурного обмена в гармонизации межэтнических взаимоотношений, изучения многообразия культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Абдуганиев Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSLATION OF MORDOVIAN CULTURE IN THE SOCIALIZATION OF THE YOUNGER GENERATION: FROM THE EXPERIENCE OF THE LIBRARIES OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article emphasizes the role of libraries in the socialization of the younger generation of the Republic of Mordovia. The libraries hold various events aimed at showing interest in national holidays and ceremonies. Libraries of the Republic of Mordovia are a center for supporting national cultures, interethnic cultural exchange in harmonizing interethnic relations, and studying the diversity of cultures.

Текст научной работы на тему «ТРАНСЛЯЦИЯ МОРДОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»

УДК 37.014

ТРАНСЛЯЦИЯ МОРДОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ TRANSLATION OF MORDOVIAN CULTURE IN THE SOCIALIZATION OF THE YOUNGER GENERATION: FROM THE EXPERIENCE OF THE LIBRARIES OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Абдуганиев Н. Н., аспирант ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» Россия, г. Москва nazir1970@yandex.ru

Аннотация. В статье подчеркнута роль библиотек в социализации подрастающего поколения Республики Мордовия. В библиотеках проводят разные мероприятия, направленные на проявление интереса к национальным праздникам и обрядам. Библиотеки Республики Мордовия являются центром поддержки национальных культур, межнационального культурного обмена в гармонизации межэтнических взаимоотношений, изучения многообразия культур.

Ключевые слова: семья, мордва, дети, традиции, трансляция, библиотека.

Abstract. The article emphasizes the role of libraries in the socialization of the younger generation of the Republic of Mordovia. The libraries hold various events aimed at showing interest in national holidays and ceremonies. Libraries of the Republic of Mordovia are a center for supporting national cultures, intereth-nic cultural exchange in harmonizing interethnic relations, and studying the diversity of cultures.

Key words: family, Mordvinians, children, traditions, broadcast, library.

В современных условиях семья как институт воспроизводит стихийно и на глубинном уровне этнокультурную идентичность. Трансляция ценностей этнической культуры происходит путем интенсивного включения детей в повседневную жизнь семьи через традиционные гендерные и ролевые модели поведения, язык, религию, фольклор и т.д. Создавая определенное пространство социализации, семья формирует основы этнически окрашенных моделей поведения и этнокультурной самоидентификации. При этом наиболее ярко данная тенденция проявляется в сельских локальностях и многопоколенных семьях. Вплоть до 30-х гг. XX в. у мордвы проживающих в Мордовии бытовали 2 формы семьи: простая (малая или нуклеарная) и сложная [2, с. 30]. К примеру, бытование у мордвы сложных семей подкрепляется сведениями, содержащимися в работе В. Н. Майнова [4, с. 55], В. А. Ауновского и др. Например, В. А. Ауновский описывая семейный быт мордвы Симбирской губернии 70-х гг. XIX в., отмечал, что «нередко можно встретить семьи из 20 и более человек, живущих нераздельно, в мире и согласии, и только по крайней тесноте, помещающихся в разных избах, но на одном дворе, под управлением деда или прадеда, которому все члены семьи оказывают полное послушание» [1, с. 154]. Во второй половине XX в., семьи сельской жителей преимущественно были простые (полные и неполные) из одного-двух поколений, состоящие из родителей с неженатыми (незамужними) детьми [2, 37]. По мере формирования новых отношений в семье [5, с. 368] вырабатываются новые взгляды на воспитание детей, которые определяются природно-географическими и социально-экономическими условиями, а также нормами обычного права и этическими соображениями и находят свое выражение в этнопедагогике. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических знаний и опыта, накопленных эмпирическим путем, используемых для обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения и реализуемых в повседневной жизни через произведения устного народного творчества, традиции, обычаи, детские игры и игрушки, художественно-прикладное искусство [9, с. 12]. Таким образом, семейно-бытовая культура народа складывалась в строго определенной этносоциальной сфере в течение длительного времени. Она формировалась и развивалась в процессе накопления и интеграции жизненного опыта членов семьи их системы взглядов, предпочтений, мнений, стереотипов поведения, способов взаимодействия с другими людьми. Та или иная организация семьи порождала и продолжает порождать специфические черты домашнего быта, обусловленные национальной принадлежностью членов семьи, традициями, обычаями и иными факторами [7]. При этом национальная специфика семейно-бытовой культуры всегда социально детерминирована. Целью этнической социализации как составной части, элемента общей социализации выступает развитие и саморазвитие личности в ходе усвоения этносоциальных ролей, культуры межэтнических отношений, принятых в обществе. Ее критериями выступают этническая идентичность личности, содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей и нормотипическое поведение как показатель ее адаптированности к среде. Агентами этносоциализации выступают семья, школа, СМИ, этнические общественные организации, учреждения социальной сферы, в т.ч. библиотеки [6, с. 156-165].

Образ жизни включает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе, куда входит уклад и стиль жизни в семье, в обществе. Основными областями

культуры общества являются отношения между людьми, человека с природой и с самим собой. К типам культурных учреждений относятся библиотеки, способствующие сотрудничеству между семьями и личностями [8, с. 110]. В библиотеках проводят разные мероприятия направленных на проявление интереса национальных праздников с элементами обрядов посвященных отдыху людей, использованием устно-поэтического народного творчества в воспитании детей и др.

Взаимодействие библиотеки и семьи - это наиболее эффективный путь приобщения ребенка к чтению. Важно подчеркнуть, что у родителей и библиотеки имеются свои средства воздействия на читателя - ребенка. Библиотека, предлагая формы и методы работы с семьей, позволяет расширить сферу воздействия семьи на процесс чтения. Задача библиотеки сегодня - изучить интересы семьи и помочь в воспитании человека высокой культуры и высокого уровня социальной адаптации. Так, МБУК «ЦГБС для взрослых» г. Саранска работает по комплексной Программе «Наследие по распространению, сохранению знаний об истории и культуре мордвы (с 2000) (МБУК «ЦГБС для взрослых»). ГБУК «Мордовская республиканская юношеская библиотека» работает постоянно действующая Программа «Краеведение: история, традиции, культура» (ГБУК «Мордовская республиканская юношеская библиотека»). МБУК «Ромодановская ЦРБ им. Н. Эркая» - «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ромодановском муниципальном районе» (2015-2019гг.) (МБУК «Ромодановская ЦРБ им. Н. Эркая»)1.

Системно и разнообразно для представителей национальных диаспор организуются библиографические обзоры. Они соответствуют содержанию и носят разнообразный характер - библиографические обзоры у выставки, пресс-обзор, краеведческая гостиная и др. Напр.: «Семейные обряды и праздники»: библиографический обзор (МБУК «КДЦ Большеберезниковского муниципального района РМ»).

Разнообразны и содержательны книжно-иллюстративные выставки. По тематике они приурочены к памятным датам, Дням родного языка и др. (выставка-память, выставка-юбилей; выставка-панорама, выставка-знакомство, книжно-иллюстративной выставка, выставка-персоналий, выставка-юбилей, книжная полка-презентация). Напр., «Многоцветное чудо» о мордовском национальном костюме (с 2015 г.) (выставка-знакомство) (с 2012 г.); «Мордва России» (МБУК «КДЦ Большеберезниковского р-на). «Нет на свете Родины милее, чем моя мордовская земля»: книжная выставка (МБУК «Ар-датовская ЦРБ им. Н. К. Крупской»); «Финно-Угрия. Духовно-нравственный потенциал»: выставка -панорама (МБУ «Центр культуры Ковылкинского р-на; «Жизнь мордвы в фотографиях М. Е. Евсевье-ва» (МБУК «Торбеевская районная библиотека); «Народы дружат книгами»: презентация выставки -просмотра, которая состоит из 3 разделов, где представлены 108 национальных и краеведческих книг 17 народностей (ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека»); «Передай добро по кругу»: творческие чтения (презентации мордовских национальных сказок) (ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека»).

Проводятся беседы, конкурсы, викторины, дни информации, День книжной дружбы. Напр., краеведческий час «Русские и мордва - кто мы, какие мы?» (МБУ «ЦРБ Чамзинского муниципального района»); конкурс «С волшебным клубочком по мордовским сказкам» (с 2015 г.).

Разнообразны формы проведения других информационных мероприятий по этнокультуре народов Мордовии - информационные площадки, библиопраздники, мультимедийный час, выставка-заставка, этнокалейдоскоп и др. Напр., Выставка национальных костюмов мордовских сел Торбеев-ского района (МБУК «Торбеевская районная библиотека»).

Интересна тематика культурно-просветительских мероприятий к знаменательным национальным датам, проводимые под рубриками: вечер, урок этнографии, День культуры народов мира, литературно-музыкальный или фольклорный праздник, литературно-краеведческая тропа, День дружбы, экскурсия, литературный, познавательный или краеведческий час, исторический серпантин, эрудит-игра. Напр., «Книга и чтение в жизни мордовского народа»: День информации (МБУ «ЦРБ Чамзинского муниципального района»); «Народы Мордовии - дружная семья»: урок этнографии (ЦРБ МБУ «ЦК» Зубово-Полянского муниципального района РМ); «Руки ваши золотые для нас шедевры создают»: выставка декоративно - прикладного искусства (МУ «ЕльниковскаяЦБ»); «Мой край здесь я живу»: конкурс стихов о родном крае (с 2015) (МБУК «ЦБ Кадошкинского муниципального района»). «Все народы в гости к нам»: литературно-музыкальный праздник (МУ «Ельниковская ЦБ»); «Вкусное солнышко»: фольклорный праздник (ежегодно) об обычаях Масленицы, в котором принимают участие дети различных конфессий и национальностей (татары, мордва, русские, цыгане) (МБУ «ЦРБ Чамзинского муниципального района»); Путешествие в мир двух культур», приуроченное к международному Дню дружбы (с 2019 г.): обзор материалов о фольклоре, обычаях, традициях, о национальной кухне и одежде мордовского народов («ЦРБ» Ичалковского муниципального района).

Родной язык - это первоначально усвоенный человеком язык (язык «колыбели», язык матери). На основании родного языка формируются первичные навыки речевого взаимодействия. С его помо-

1 Здесь и далее: результаты анкетирования библиотек Республики Мордовия.

щью осуществляется первичная социализация личности, ознакомление с нормами, ценностями, традициями своего этноса. Родной язык является одним из основных признаков этнической самоидентификации, поэтому, как правило, национальность совпадает с родным языком. С усвоением другого языка и использованием его не только в общественной практике, но и в быту, в семье, родной первоначальный язык постепенно вытесняется вновь приобретенным. В смешанных браках родным языком ребенка может стать язык матери или отца [3, с. 157]. Библиотеки РМ проводят много мероприятий посвященных родному языку. Напр., Эрзянь келеньчи (День эрзянского языка) (МБУК «Атяшевская ЦРБ»); «Я голову пред ним склоняю снова - его величество, родное слово»: тематический вечер, посвященное дню родного языка (ГКУК «Республиканская специальная библиотека для слепых»). «Молодежь и культура межнационального общения»: библиотечные уроки (с 2019 г.) (МБУ «Центр культуры» Краснослободская межпоселенческая библиотека Краснослободского муниципального района; Игра-путешествие по финно-угорской литературе «Финно-угрия! Мир детства и книги» (с 2018 г.) (МБУК «Центральная районная библиотека» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия).

Широкое отражение в деятельности библиотек нашло проведение традиционных мордовских праздников с выполнением обрядов, обычаев, куда приглашаются взрослые члены семьи, их дети. Напр., «Дней прошлых гордые следы»: эрудит-игра об обрядах и обычаях разных народов (МБУК «Ардатовская ЦРБ им. Н. К. Крупской»). Праздники национальной кухни, проводимые библиотеками также соответствуют тематике рассматриваемых вопросов. Напр., «Пачат! Пачат! Охи танцти пачат!»: день национальной кухни (МБУК «ЦГБС для взрослых»); «Национальные блюда мордвы» (МБУ «ЦРБ Чамзинского муниципального района»). «Национальная кухня»: выставка-угощение (МУ «Ельников-ская ЦБ») и др.

Познавательные часы популярны среди детей и взрослых: «Красоты мордовской вышивки, созданной на века»; о зимних праздниках «Веселись не скучай - зимний праздник встречай» (МБУК «ЦБ Инсарского муниципального района»).

Библиотеки участвуют в межрегиональных праздниках, тематических акциях, смотр-конкурсах, фестивалях. Напр., «Раськень ойме» (Душа народа): межрегиональный фестиваль ландшафтной скульптуры по мотивам финно-угорских народов (с. Подлесная Тавла) (с 2018 г.) (МБУК «Кочкуров-ская ЦРБ»).

Дискуссионные межэтнические площадки предполагают встречи с переселенцами, ныне проживающих на территории Мордовии. Напр., знакомство с этнокультурой народов в мини-музеях библиотек, конкурсы рисунков, интернет-музеи. Проводятся интернет-мосты. Напр., «Финно-угорские параллели»: межрегиональный интернет-мост к 1000-летию Единения мордовского народа с народами Российского государства совместно с ГБУК «Коми республиканская юношеская библиотека» (г. Сыктывкар). Основная цель межрегионального интернет-моста - познакомить молодежь с национальными традициями и культурой финно-угорских республик (ГБУК «Мордовская республиканская юношеская библиотека).

Библиотеки имеют и собственные разработки. Напр., рекламно-информационное издание «Раскень Озкс»; Издание буклета «Велень Озкс» (МБУК «Центральная районная библиотека» Боль-шеигнатовского муниципального района).

Таким образом, традиционный уклад семьи и семейные отношения являются основными движущими силами культуры и развития общества. Образ жизни включает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе, куда входит уклад и стиль жизни в семье, в обществе. Библиотеки Республики Мордовия являются центром поддержки национальных культур, межнационального культурного обмена в гармонизации межэтнических взаимоотношений, изучения многообразия культур и обеспечивают информационно-культурные и образовательные потребности в социализации подрастающего поколения республики.

Библиографический список:

1. Ауновский, В. Инородческие населенные места Симбирской губернии / В. Ауновский // Симбирский сборник. Том II. Симбирск: Тип. Губернского правления, 1870. - С. 150-231.

2. Балашов В. А. Облик современной семьи: социально-демографические и этнические аспекты /В. А. Балашов, Л. И. Савинов. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1987. - 143 с.

3. Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов / ответственный редактор доктор исторических наук, профессор В. И. Козлов. - Москва : ИЭА РАН, 1995. - 216 с.

4. Майнов, В. Н. Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов. - Санкт-Петербург : Типография Министерства внутренних дел, 1885. - 267 с.

5. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / главная редколлегия Н. П. Макаркин, А. С. Лузгин, Н. Ф. Мокшин [и др.]. - Изд. доп. и перераб. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 2004. - 992 с.

6. Никонова, Л. И. Культурно-познавательная анимация в гармонизации межэтнических отношений и развитии национальных культур: к перспективе деятельности библиотек Республики Мордо-

вия / Л. И. Никонова // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: сборник материалов Х Международного форума: 22-23 апреля 2016 года, Москва; Выпуск 10. - Москва : МГИК, 2017. -С. 156-165.

7. Никонова, Л. И. Мордва России: к истории вопроса, проблемы и полевые сведения / Л. И. Никонова, Л. Н. Щанкина // Финно-угорский мир : международный журнал, Саранск. - 2010. -№ 1 (6). - С. 40-49.

8. Хоруженко, К. М. Культурология / К. М. Хоруженко. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 335 с.

9. Очерки истории образования и педагогической мысли в Мордовском крае (середина XVI-начало XX вв.). - Саранск, 2001. - 154 с.

УДК 378.2

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СРЕДЕ DEVELOPMENT OF COMPETENCE OF THE HEAD OF EDUCATION ORGANIZATION

IN A COMPETITIVE ENVIRONMENT

Жаксылыкова К. З., магистр пед. наук, ст. преподаватель ФАО «НЦПК ©рлеу» Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования Республика Казахстан г.Алматы kenjekz5@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы компетентности руководителя современной организации образования. Проанализированы взаимосвязь и сходства понятия компетентность с менеджерской организационной деятельностью. Даны сведения о том, что конкурентоспособность всех организаций и основных отраслей в мире характеризуется такими качествами руководителя организации как квалифицированность, образованность в сфере инновационно-информационных технологий, коммуникабельность и компетентность, о чем часто говорится в последние годы. Даны представления о влиянии требований времени и научно-технического прогресса на развитие компетентности в организации образования. Приведено, что возникла необходимость в новом управленческом стиле, отличающемся от сформировавшегося стиля в управлении, с помощью результатов которого можно увидеть его достоинства и особенности.

Ключевые слова: концепция, современный, глобализация, умение, навык, инновация, экономическое развитие, конкурентоспособность, комплекс, менеджер, инновация, технология, педагогика, компетентность, спасобность, менеджмент, социальный, теория управление.

Abstract. The article considers the issues of competence of the head of a modern educational organization. The relationship and similarities of the concept of competence with managerial organizational activity are analyzed. Information is given that the competitiveness of all organizations and major industries in the world is characterized by such qualities of the head of an organization as qualification, education in the field of innovative information technologies, sociability and competence, which is often said in recent years. The ideas about the influence of time requirements and scientific and technological progress on the development of competence in the organization of education are given. It is shown that a need arose for a new management style, different from the established management style, with the help of which you can see its advantages and features.

Key word: modern, globalization, numeracy, habit, innovation, economic advancement, competitiveness, complex, manager, innovation, technology, pedagogy, competence, capability, management, social, theory of management.

В Законе РК «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культурности отдельного человека, адаптирования отдельного человека к общественной жизни, на создание оснований для сознательного выбора и освоения профессии, специальности [1]. Итак, общеобразовательные программы можно воспринимать как основной этап правильного выбора будущей профессии и освоения этой профессии на высоком уровне. Поэтому к руководителям организаций образования предъявляются высокие требования для того, чтобы будущее поколение получило качественное образование, профессиональные навыки в национальной системе непрерывного образования.

Конкурентоспособность всех организаций и основных отраслей в мире характеризуется такими качествами руководителя организации как квалифицированность, образованность в сфере инновационно-информационных технологий, коммуникабельность и компетентность, о чем часто говорится в последние годы.

Конкурентоспособность и взаимодействие всех организаций глобального рынка выдвинули такие вопросы крупного масштаба как быстрый рост стандарта качества, предъявление современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.