Научная статья на тему 'Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве современной России'

Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / медиапространство / интернет / политика / медийные каналы / политические процессы / пропаганда / дискурс-анализ / patriotism / media space / internet / politics / media channels / political processes / propaganda / discourse analysis

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андрей Александрович Афонин

Целью данной статьи является выявление ключевых трансляционных практик патриотизма в политическом медиапространстве России. Для достижения указанной цели в статье решаются следующие задачи: изучается понятие и сущность трансляционных практик; исследуются основные направления современного российского патриотизма, транслируемого в медиапространстве; определяется роль интернета в трансляции патриотических ценностей среди молодежи; выявляются основные трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве современной России. Анализируется текущая проблема распространения информации в политическом процессе и тема трансляционных практик патриотизма в современной России. Рассматриваются способы передачи патриотических идей через различные медийные каналы, роль государственных и негосударственных акторов в формировании патриотических настроений, стратегии использования медиа для укрепления нации и увеличения гражданской активности. В статье представлен анализ дискурса патриотизма в контексте влияния различных факторов с целью изучения поддержки гражданского согласия в условиях этнополитического разнообразия. Понимание тенденций цифрового развития и трендов пиар кампаний, помогает скорректировать стратегию продвижения организации. Мы живем в эпоху цифровых трансформаций, новых вызовов, когда работа, направленная на внешние коммуникации государства и общества, крайне важна. В современном обществе основы публичного взаимодействия с населением, современные информационные подачи приобретают новые акценты, это особенно значимо, когда СМИ оказывают большое влияние не только на информационную повестку в целом, но и мнение каждого гражданина в отдельности. В рамках статьи решаются задачи по изучению трансляционных практик, основных направлений патриотизма, роли интернета в передаче ценностей молодежи и выявлению ключевых практик патриотизма в политическом медиапространстве. Акцентируется проблематика патриотизма как ценностного феномена и значимость журналистов в объективной оценке событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Андрей Александрович Афонин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Translational practices of patriotism in the political media space of modern Russia

The purpose of this article is to identify the key broadcast practices of patriotism in the political media space of Russia. To achieve this goal, the article solves the following problems: the concept and essence of translational practices is studied; the main directions of modern Russian patriotism, broadcast in the media space, are explored; the role of the Internet in broadcasting patriotic values among young people is determined; the main broadcast practices of patriotism in the political media space of modern Russia are identified. The current problem of information dissemination in the political process and the topic of broadcast practices of patriotism in modern Russia are analyzed. The ways of transmitting patriotic ideas through various media channels, the role of state and non-state actors in the formation of patriotic sentiments, strategies for using media to strengthen the nation and increase civic activity are considered. The article presents an analysis of the discourse of patriotism in the context of the influence of various factors in order to study support for civil harmony in conditions of ethnopolitical diversity. Understanding digital development trends and PR campaign trends helps to adjust the organization’s promotion strategy. We live in an era of digital transformation, new challenges, when work aimed at external communications of the state and society is extremely important. In modern society, the basics of public interaction with the population, modern information presentations acquire new accents, this is especially significant when the media have a great influence not only on the information agenda as a whole, but also on the opinion of each citizen individually. The article solves the problems of studying broadcast practices, the main directions of patriotism, the role of the Internet in transmitting values to young people and identifying key practices of patriotism in the political media space. The issue of patriotism as a value phenomenon and the importance of journalists in an objective assessment of events are emphasized.

Текст научной работы на тему «Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве современной России»

Научная статья УДК 32

DOI: 10.20323/2658-428X^024-2-23-46 EDN: NJQXZZ

Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве современной России

Андрей Александрович Афонин

Старший преподаватель Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток [email protected], https://orcid.org/0009-0002-7431-0610

Аннотация. Целью данной статьи является выявление ключевых трансляционных практик патриотизма в политическом медиапространстве России. Для достижения указанной цели в статье решаются следующие задачи: изучается понятие и сущность трансляционных практик; исследуются основные направления современного российского патриотизма, транслируемого в медиапространстве; определяется роль интернета в трансляции патриотических ценностей среди молодежи; выявляются основные трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве современной России. Анализируется текущая проблема распространения информации в политическом процессе и тема трансляционных практик патриотизма в современной России. Рассматриваются способы передачи патриотических идей через различные медийные каналы, роль государственных и негосударственных акторов в формировании патриотических настроений, стратегии использования медиа для укрепления нации и увеличения гражданской активности. В статье представлен анализ дискурса патриотизма в контексте влияния различных факторов с целью изучения поддержки гражданского согласия в условиях этнополитического разнообразия. Понимание тенденций цифрового развития и трендов пиар кампаний, помогает скорректировать стратегию продвижения организации. Мы живем в эпоху цифровых трансформаций, новых вызовов, когда работа, направленная на внешние коммуникации государства и общества, крайне важна. В современном обществе основы публичного взаимодействия с населением, современные информационные подачи приобретают новые акценты, это особенно значимо, когда СМИ оказывают большое влияние не только на информационную повестку в целом, но и мнение каждого гражданина в отдельности. В рамках статьи решаются задачи по изучению трансляционных практик, основных направлений патриотизма, роли интернета в передаче ценностей молодежи и выявлению ключевых практик патриотизма в политическом медиапро-странстве. Акцентируется проблематика патриотизма как ценностного феномена и значимость журналистов в объективной оценке событий.

Ключевые слова: патриотизм; медиапространство; интернет; политика; медийные каналы; политические процессы; пропаганда; дискурс-анализ

46

© Афонин А. А., 2024

А. А. Афонин

Для цитирования: Афонин А. А. Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве современной России // Социально-политические исследования. 2024. № 2 (23). С. 46-55. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2024-2-23-46. https://elibrary.ru/NJQXZZ.

Original article

Translational practices of patriotism in the political media space of modern Russia

Andrey A. Afonin

Senior lecturer, Far eastern federal university, Vladivostok [email protected], https://orcid.org/0009-0002-7431-0610

Abstract. The purpose of this article is to identify the key broadcast practices of patriotism in the political media space of Russia. To achieve this goal, the article solves the following problems: the concept and essence of translational practices is studied; the main directions of modern Russian patriotism, broadcast in the media space, are explored; the role of the Internet in broadcasting patriotic values among young people is determined; the main broadcast practices of patriotism in the political media space of modern Russia are identified. The current problem of information dissemination in the political process and the topic of broadcast practices of patriotism in modern Russia are analyzed. The ways of transmitting patriotic ideas through various media channels, the role of state and non-state actors in the formation of patriotic sentiments, strategies for using media to strengthen the nation and increase civic activity are considered. The article presents an analysis of the discourse of patriotism in the context of the influence of various factors in order to study support for civil harmony in conditions of ethnopoliti-cal diversity. Understanding digital development trends and PR campaign trends helps to adjust the organization's promotion strategy. We live in an era of digital transformation, new challenges, when work aimed at external communications of the state and society is extremely important. In modern society, the basics of public interaction with the population, modern information presentations acquire new accents, this is especially significant when the media have a great influence not only on the information agenda as a whole, but also on the opinion of each citizen individually. The article solves the problems of studying broadcast practices, the main directions of patriotism, the role of the Internet in transmitting values to young people and identifying key practices of patriotism in the political media space. The issue of patriotism as a value phenomenon and the importance of journalists in an objective assessment of events are emphasized.

Key words: patriotism; media space; internet; politics; media channels; political processes; propaganda; discourse analysis

For citation: Afonin A. A. Translational practices of patriotism in the political media space of modern Russia. Social and political researches. 2024;2(23): 46-55. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2024-2-23-46.

https://elibrary.ru/NJQXZZ.

Введение мать способы передачи информации

Как известно, под трансляцион- или событий в реальном времени с ными практиками принято пони- помощью различных средств комму-

Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве 47 современной России

никации, таких как телевидение, радио, интернет и т. д. Трансляционные практики могут быть использованы для передачи спортивных соревнований, конференций, концертов, новостей и других видов событий, чтобы публика могла отслеживать их в прямом эфире.

Трансляционные практики патриотизма - это способы передачи и поощрения чувства любви и преданности к своей стране через средства массовой коммуникации (СМК), что может включать в себя трансляцию национальных праздников, патриотических мероприятий, видеоматериалов о героических подвигах народа, освещение каких-либо идей и событий и т. д.

Такие практики, по большому счету, могут использоваться для формирования и укрепления национальной идентичности, повышения гордости за свою страну, а также для увеличения эмоциональной привязанности граждан к своей Родине. Трансляционные практики патриотизма могут оказывать влияние на мировоззрение и поведение людей, способствуя укреплению единства и солидарности в обществе [Талышева, 2021].

Концепция патриотизма образуется в рамках циркуляции дискурса на обыденном и научном полях информации [Качусов, 2023; Асеева, 2022; Мурзина, 2019; Мартынов, 2020]. В свою очередь патриотический дискурс формируется при реализации символической политики такими акторами как государственные ведомства, медиа и пуб-

личные интеллектуалы [Блошко, 2021; Зиненко, 2019; Литвинов, 2018]. Патриотизм, который тесно связан с идентичностью, структурируется в ценностно-символическом пространстве общества, которое во многом зависит от информационной повестки дня, транслируемой традиционными СМИ и цифровыми коммуникациями [Мартынов, 2020; Гражданская идентичность россиян ... , 2022].

Отличительной чертой современного российского патриотизма является то, что он в большей мере является публичным, если можно так сказать, «модным». Молодые люди активно участвуют в различных массовых мероприятиях, но у большинства из них отсутствует реальное желание быть полезным своему Отечеству. Также следует обратить внимание на то, что на СМИ лежит ответственность за освещение информации [Маликов, 2022].

Результаты исследования

Говоря о трансляционных практиках патриотизма в современной России, следует отметить, что большинство из них в последнее время связаны с проведением Специальной военной операции (СВО) по «демилитаризации» и «денацификации» Украины, которая была объявлена президентом России Владимиром Путиным 24 февраля 2022 г.

В современном медиапростран-стве представлено большое количество информации, которая не всегда может раскрыть достоверную и исторически правдивую версию событий. Важным является то, что совре-

48

А . А. Афонин

менная журналистика, новые каналы массмедиа и современные источники информации (в частности интернет), становятся неотъемлемой частью любых военных действий, особенно экстремального периода, в этих условиях важно объективно оценивать происходящие события и явления, создавать авторское мнение, но при этом беспристрастное. К числу оперативных инструментов информационно-психологического воздействия относят:

- дезинформацию, то есть предоставление противнику данных, которые вводят его в заблуждение относительно истинного положения дел на фронте и в тылу;

- манипулирование, которое используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент;

- слухи и мифотворчество: слухи появляются спонтанно или специально в ситуации информационного вакуума, для воздействия на общественное сознание. Мифотворчество через информационные каналы интегрируется в контекст национального историко-политического процесса, оно наполняется позитивным и негативным содержанием, стимулируя необходимые процессы и события [Афонин, 2022].

Таким образом, работа журналистов, транслирующих и освещающих все основные действия на события СВО, так или иначе сказы-

вается на воспитании патриотизма в современной России.

Рассматривая патриотическое воспитание на сегодняшний день, можно отметить, что правительством принимаются новые нормативно-правовые акты, регламентирующие воспитательную работу в целом и патриотическое воспитание в частности, растет количество организаций патриотического воспитания, увеличивается их поддержка со стороны общества и государства. Можно сделать вывод о том, что в последние два года постепенно происходит систематизация и стандартизация патриотического воспитания, разъяснение его целей и принципов [Калинич, 2022].

Зачастую авторы рассматривают отражение идей патриотического воспитания в современном российском медиапространстве и говорят о том, что содержание современных медиаресурсов должно соответствовать интересам молодежи. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что информация должна поступать в доступной форме, соответственно представители молодежи смогут понимать ее, выбирать для себя ключевые моменты и рассказывать о ней другим. Чем больше людей обсуждают патриотические ценности, транслируемые политиками через медиапространство, значимость патриотического воспитания, тем больше у людей будет укрепляться любовь к своей Родине, уважение к ее историко-культурным ценностям.

Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве 49 современной России

Изучая работы, которые посвящены современному патриотическому воспитанию молодежи, можно отметить, что данная тема является одной из значимых тем воспитания личности [Шашкова, 2022; Шашкова, 2023; Асеев, 2021; Бортник, 2020; Асеева, 2021; Мусина, 2015]. Причина заключается в том, что именно это направление способствует формированию у молодых людей мировоззренческих ориентиров, идеалов, принципов и личностных качеств, которые благоприятствуют процессу самореализации личности [Маздогова, 2022].

Современная молодежь все более активно пользуется интернетом, поэтому она имеет доступ к бесконечному количеству информации, непрерывно транслируемой современными СМИ - социальными сетями и интернетом, то есть медиапространством. Во многих случаях молодым гражданам Российской Федерации приходится ориентироваться в значительных объемах информационного потока, что, в свою очередь, может привести к потере нравственных ориентиров. Важно учитывать, что вопрос развития патриотизма накапливается в культурной жизни народа, в общественных мероприятиях, которые формируют патриотическое настроение. По причине утраты в последние годы популярности телевидения среди молодежи, данное средство коммуникации теряет свою воспитательную роль, которая постепенно перетекает в интернет.

Роль интернета в трансляции патриотических ценностей в работе с молодежью как одного из передовых организационных средств в настоящее время значительно возрастает [Васенина, 2018]. Трансляционные практики, используемые для воспитания патриотизма, подразделяются на такие группы как материально-технические, образовательные и манипуляционные. Если на начальных этапах воспитания набольшую значимость имеют преимущественно материально-технические средства, включающие в себя, например, музеи, памятники подвигам героев, документальные фильмы и т. д., использование и знакомство с которыми осуществляется преимущественно под контролем родителей, педагогов, руководителей, то для современной молодежи больший интерес представляет самостоятельное изучение исторического прошлого своей Родины, с помощью ресурсов современного медиапространства (интернет), которые открывают безграничные возможности [Орлова, 2022].

В современной России можно выделить сразу несколько основных трансляционных практик патриотизма в политическом медиапро-странстве:

1. Государственные СМИ. Российское государство широко использует государственные СМИ для трансляции патриотических идей и показа достижений России. Государственные телеканалы

(например, «Первый канал», «Россия 1» и т. д.) максимально активно

50

А . А. Афонин

поддерживают патриотическую риторику и размещают материалы, посвященные военной мощи страны, историческим победам и национальным героям, успехам в СВО.

2. Манипуляции с информацией. Патриотический настрой населения может быть создан и поддержан путем манипуляций с информацией. К примеру, через представление определенных событий в патриотическом контексте и манипуляции фактами. Это может включать в себя утверждения о возможной предполагаемой агрессии со стороны западных стран, освещение успешных международных операций России, а также акцентирование на русофобии и на других «угрозах» для страны, которые на деле не представляются действительно реальными.

3. Патриотическая пропаганда. Патриотическую идеологию распространяют также различные политические партии, общественные организации и медиапространство в целом. Они активно применяют разного рода формы пропаганды, включая: публикацию материалов, проведение акций, организацию мероприятий и т. д. Целью такой пропаганды является формирование единого патриотического настроя и поддержка политических решений действующего правительства.

4. Эксплуатация исторического наследия. Важным элементом трансляции патриотизма в современной России является эксплуатация исторического наследия, в том числе демонстрация подвигов во-

еннослужащих (например, Победа в Великой Отечественной войне) и массовых акций, направленных на сохранение и популяризацию национальных ценностей и традиций.

5. Организация специальных медиа-мероприятий. Российское правительство активно спонсирует и организует различные медиа-мероприятия, включая разнообразные патриотические фестивали, конкурсы, выставки, фильмы и сериалы о подвигах героев. Эти мероприятия направлены на поддержку и укрепление патриотических настроений.

Важно отметить, что подобные трансляционные практики патриотизма в современной России зачастую вызывают дискуссии о степени искажения информации и о влиянии государственного контроля на ме-диапространство. Однако в патриотическом настрое большинства россиян подобные мероприятия находят поддержку и продолжают существовать, да и многие из них в действительности оказывают положительное влияние на формирование патриотических настроений в обществе.

Можно сказать, что развитие политического процесса в современной России во многом заключается в том, что наблюдается актуализация проблем патриотизма в политической риторике, существующей в медиапространстве. При этом современная эпоха, ее противоречия и альтернативы формируют новый, неоднозначный, многогранный облик российского патриотизма. С одной стороны, возрастает много-

Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве 51 современной России

образие человеческих сообществ, усиливаются специфические особенности культуры различных этносов, растет тяготение к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное понимание необходимости единства и взаимозависимости народов внутри страны в условиях новых вызовов и угроз. В то же время важнейшей проблемой не только для России, но и для всего мирового сообщества являются угрозы межнациональных конфликтов и противоречий, вызываемые в ряде случаев обострением национализма и внутреннего сепаратизма [Пуликовский, 2022]. Именно такие угрозы стали причинами начала СВО, конфликтов в Нагорном Карабахе и в Палестине.

Заключение

Таким образом, можно утверждать, что трансляционные практики в политическом медиапространстве России в наши дни с учетом всех имеющихся внешних и внутренних проблем государства в достаточной мере сказываются на развитии патриотизма в обществе. В современной России повышение гражданской ответственности, укрепление общероссийской идентичности на основе идейных и духовно-нравственных ресурсов патриотизма представляет из себя важнейший инструмент снижения межэтнической напряженности и решения многих социально-политических проблем, а также является действенным способом укрепления государственности в такое напряженное для страны время.

Библиографический список

1. Асеев С. Ю. Оценка эффективности программ патриотического воспитания старшими школьниками регионов Сибирского федерального округа / С. Ю. Асеев, Д. А. Качусов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. №1. С. 97-106.

2. Асеева Т. А. Представления о патриотизме школьников Сибирского федерального округа / Т. А. Асеева, Я. Ю. Шашкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. №1. С. 118-129.

3. Асеева Т. А. Влияние участия в патриотических проектах на процесс формирования патриотизма в молодежной среде / Т. А. Асеева, Д. А. Качусов // Социально-политические исследования. 2022. №1(14). С. 55-69.

4. Афонин А. А. Патриотизм в политическом процессе: опыт транслирования и тенденции развития в медийном пространстве // Интерактивная наука. 2022. № 8 (63). С. 47-51.

5. Блошко А. В. Социальные факторы эффективности патриотического воспитания граждан России // Социология. 2021. №6. С. 113-121.

6. Бортник А. Ф. Организация военно-полевых сборов юношей как условия патриотического воспитания / А. Ф. Бортник, М. А. Манасытова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-3. С. 42-46.

7. Васенина И. В. Виртуальные социальные среды как инструмент мотивации молодежи к общественно-политической деятельности / И. В. Васенина, Г. Б. Прончев // Социодинамика. 2018. № 4. URL:

52

А . А. Афонин

https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-sotsialnye-sredy-kak-instrument-motivatsii-molodezhi-k-obschestvenno-politicheskoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 12.05.2024).

8. Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт: коллективная монография / под науч. ред. О. А. Коряковцевой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. 179 с.

9. Зиненко В. Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2019. Т. 25, №1. С. 145-161.

10. Калинич В. С. Патриотическое воспитание как элемент социализации современной молодёжи // Социология. 2022. № 5. С. 5-13.

11. Качусов Д. А. Патриотические организации Сибирского федерального округа и их деятельность в условиях новой политической повестки // Социально-политические исследования. 2023. №1(18). С. 57-74.

12. Литвинов В. А. Об оценке эффективности патриотического и нравственного воспитания // Педагогика и психология образования. 2018. №4. С. 51-58.

13. Маздогова З. З. Современные тенденции в патриотическом воспитании молодежи // Образование и право. 2022. № 8. С. 283-286.

14. Маликов Ш. Э. К вопросу о патриотическом воспитании молодежи // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 187-189.

15. Мартынов М. Ю. Патриотизм как политический дискурс в современной России / М. Ю. Мартынов, Л. А. Фадеева, А. И. Габеркорн // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 109-121.

16. Мусина Е. В. Учитель как субъект патриотического воспитания школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. №4. С. 38-41.

17. Мурзина И. Я. Перспективные направления патриотического воспитания / И. Я. Мурзина, С. В. Казакова // Образование и наука. 2019. Т. 21. №2. С. 155-175.

18. Орлова А. В. Формирование патриотических чувств молодежи в условиях глобализации / А. В. Орлова, Х. С. Шагбанова // Образование и право. 2022. №7. С. 319-325.

19. Пуликовский С. К. Дискурс патриотизма в политическом процессе современной России // Политические институты и процессы. 2020. Т. 21. № 4. С. 71-85.

20. Талышева М. А. СМИ как проводник патриотической идеи в контексте теории поколений / М. А. Талышева, Н. В. Поплавская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2021. № 1. С. 123-131.

21. Шашкова Я. Ю. Молодежные патриотические организации «Двух Алтаев»: современное состояние и траектория развития / Я. Ю. Шашкова, С. Ю. Асеев // Социально-политические исследования. 2022. №1(14). С. 39-54.

22. Шашкова Я. Ю. Патриотические практики в поведении и установках старшеклассников сибирских регионов // Социально-политические исследования. 2023. №2(19). С. 49-65.

Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве 53 современной России

Reference list

1. Aseev S.Ju. Ocenka jeffektivnosti programm patrioticheskogo vospitanija starshimi shkol'nikami regionov Sibirskogo federal'nogo okruga = Assessing effectiveness of patriotic education programs for high school students in the regions of the Siberian Federal District / S. Ju. Aseev, D. A. Kachusov // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2021. №1. S. 97-106.

2. Aseeva T. A. Predstavlenija o patriotizme shkol'nikov Sibirskogo federal'nogo okruga = Ideas about the patriotism of school students in the Siberian Federal District / T. A. Aseeva, JaJu. Shashkova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2021. №1. S. 118-129.

3. Aseeva T. A. Vlijanie uchastija v patrioticheskih proektah na process formirovan-ija patriotizma v molodezhnoj srede = The impact of participation in patriotic projects on the process of forming patriotism among young people / T. A. Aseeva, D. A. Ka-chusov // Social'no-politicheskie issledovanija. 2022. №1(14). S. 55-69.

4. Afonin A. A. Patriotizm v politicheskom processe: opyt translirovanija i tendencii razvitija v medijnom prostranstve = Patriotism in the political process: broadcasting experience and development trends in the media space // Interaktivnaja nauka. 2022. № 8 (63). S. 47-51.

5. Bloshko A. V. Social'nye faktory jeffektivnosti patrioticheskogo vospitanija gra-zhdan Rossii = Social factors of Russian citizens' patriotic education effectiveness // Sociologija. 2021. №6. S. 113-121.

6. Bortnik A. F. Organizacija voenno-polevyh sborov junoshej kak uslovija patrioticheskogo vospitanija = Organization of military field gatherings of young men as conditions for patriotic education / A. F. Bortnik, M. A. Manasytova // Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. №68-3. S. 42-46.

7. Vasenina I. V. Virtual'nye social'nye sredy kak instrument motivacii molodezhi k obshhestvenno-politicheskoj dejatel'nosti = Virtual social environments as a tool for motivating young people to social and political activity / I. V. Vasenina, G. B. Pronchev // Sociodinamika. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-sotsialnye-sredy-kak-instrument-motivatsii-molodezhi-k-obschestvenno-politicheskoy-deyatelnosti/viewer (data obrash-henija: 12.05.2024).

8. Grazhdanskaja identichnost' rossijan: sovremennyj politicheskij koncept: kollektivnaja monografija = Civic identity of Russians: modern political concept: collective monograph / pod nauch. red. O. A. Korjakovcevoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. 179 s.

9. Zinenko V. E. Patrioticheskoe vospitanie rossijskoj molodezhi: sovremennye rea-lii = Patriotic education of Russian youth: modern realias // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sociologija i politologija. 2019. T. 25, №1. S. 145-161.

10. Kalinich V. S. Patrioticheskoe vospitanie kak jelement socializacii sovremen-noj molodjozhi = Patriotic education as an element of socialization of modern youth // Sociologija. 2022. № 5. S. 5-13.

11. Kachusov D. A. Patrioticheskie organizacii Sibirskogo federal'nogo okruga i ih dejatel'nost' v uslovijah novoj politicheskoj povestki = Patriotic organizations of the Siberian Federal District and their activity in the context of the new political agenda // Social'no-politicheskie issledovanija. 2023. №1(18). S. 57-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54

A. A. A^OHUH

12. Litvinov V. A. Ob ocenke jeffektivnosti patrioticheskogo i nravstvennogo vospitanija = On assessing the effectiveness of patriotic and moral education // Peda-gogika i psihologija obrazovanija. 2018. №4. S. 51-58.

13. Mazdogova Z. Z. Sovremennye tendencii v patrioticheskom vospitanii mo-lodezhi = Current trends in patriotic education of young people // Obrazovanie i pravo. 2022. № 8. S. 283-286.

14. Malikov Sh. Je. K voprosu o patrioticheskom vospitanii molodezhi = On the issue of patriotic education of young people // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry.

2022. № 2. S. 187-189.

15. Martynov M. Ju. Patriotizm kak politicheskij diskurs v sovremennoj Rossii = Patriotism as a political discourse in modern Russia / M. Ju. Martynov, L. A. Fadeeva, A. I. Gaberkorn // Polis. Politicheskie issledovanija. 2020. № 2. S. 109-121.

16. Musina E. V. Uchitel' kak sub#ekt patrioticheskogo vospitanija shkol'nikov = Teacher as a subject of patriotic education of school students // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2015. №4. S. 38-41.

17. Murzina I. Ja. Perspektivnye napravlenija patrioticheskogo vospitanija = Promising directions of patriotic education / I. Ja. Murzina, S. V. Kazakova // Obrazovanie i nauka. 2019. T. 21. №2. S. 155-175.

18. Orlova A. V. Formirovanie patrioticheskih chuvstv molodezhi v uslovijah globalizacii = Shaping the patriotic feelings of young people in the context of globalization / A. V. Orlova, H. S. Shagbanova // Obrazovanie i pravo. 2022. №7. S. 319-325.

19. Pulikovskij S. K. Diskurs patriotizma v politicheskom processe sovremennoj Rossii = Discourse of patriotism in the political process of modern Russia // Politicheskie instituty i processy. 2020. T. 21, № 4. S. 71-85.

20. Talysheva M. A. SMI kak provodnik patrioticheskoj idei v kontekste teorii pokolenij = Mass media as a conductor of a patriotic idea in the context of generational theory / M. A. Talysheva, N. V. Poplavskaja // Vestnik Rossijskogo universiteta dru-zhby narodov. Serija: Literaturovedenie, zhurnalistika. 2021. № 1. S. 123-131.

21. Shashkova Ja.Ju. Molodezhnye patrioticheskie organizacii «Dvuh Altaev»: sov-remennoe sostojanie i traektorija razvitija = Youth patriotic organizations "Two Altai": current state and trajectory of development / Ja.Ju. Shashkova, S.Ju. Aseev // Social'no-politicheskie issledovanija. 2022. №1(14). S. 39-54.

22. Shashkova Ja.Ju. Patrioticheskie praktiki v povedenii i ustanovkah starsheklassnikov sibirskih regionov = Patriotic practices in the behavior and attitudes of high school students in Siberian regions // Social'no-politicheskie issledovanija.

2023. №2(19). S. 49-65.

Статья поступила в редакцию 19.03.2024; одобрена после рецензирования 17.04.2024; принята к публикации 17.05.2024.

The article was submitted on 19.03.2024; approved after reviewing 17.04.2024; accepted for publication on 17.05.2024

Трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве 55 современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.