Научная статья на тему 'ТРАНСКАСПИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ (ТМТМ) В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СРЕДИННОГО ТОРГОВОГО КОРИДОРА'

ТРАНСКАСПИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ (ТМТМ) В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СРЕДИННОГО ТОРГОВОГО КОРИДОРА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
Транскаспийский международный транспортный маршрут / Срединный коридор / «Один пояс-один путь» / Азербайджан / Китай / Казахстан / Турция / Грузия

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафарова Афет Ага Али Гызы

Геополитика в эпоху тотальной взаимозависимости стран, народов и особенно экономик – это не столько выстраивание новых альянсов и определение сфер влияния, сколько контроль над маршрутами, связывающими эти страны, народы и экономики. Сегодня тема альтернативных маршрутов для экспорта и импорта настолько популярна, что нет смысла объяснять, почему она возникла и что из себя эти маршруты представляют. Срединный коридор проходит из Центральной Азии через Каспийское море в Азербайджан и продолжается либо до грузинских портов, либо до Турции по линии Баку-Тбилиси-Карс, минуя территорию России. Сегодня высокий интерес к Срединному коридору связан с тем, что война в Украине и антироссийские санкции Евросоюза практически перекрыли маршрут в ЕС, проходящий через Россию. У всех участников проекта есть политическая воля к его реализации. Все они во время двусторонних и многосторонних встреч подтверждают свою решимость развивать Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) и Срединный коридор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСКАСПИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ (ТМТМ) В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СРЕДИННОГО ТОРГОВОГО КОРИДОРА»

ТРАНСКАСПИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ (ТМТМ) В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СРЕДИННОГО ТОРГОВОГО КОРИДОРА

САФАРОВА АФЕТ АГА АЛИ ГЫЗЫ

Доцент кафедры «Дипломатии и современных интеграционных процессов» Бакинского Государственного университета, Азербайджан

Аннотация: Геополитика в эпоху тотальной взаимозависимости стран, народов и особенно экономик - это не столько выстраивание новых альянсов и определение сфер влияния, сколько контроль над маршрутами, связывающими эти страны, народы и экономики. Сегодня тема альтернативных маршрутов для экспорта и импорта настолько популярна, что нет смысла объяснять, почему она возникла и что из себя эти маршруты представляют. Срединный коридор проходит из Центральной Азии через Каспийское море в Азербайджан и продолжается либо до грузинских портов, либо до Турции по линии Баку-Тбилиси-Карс, минуя территорию России. Сегодня высокий интерес к Срединному коридору связан с тем, что война в Украине и антироссийские санкции Евросоюза практически перекрыли маршрут в ЕС, проходящий через Россию. У всех участников проекта есть политическая воля к его реализации. Все они во время двусторонних и многосторонних встреч подтверждают свою решимость развивать Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) и Срединный коридор.

Ключевые слова: Транскаспийский международный транспортный маршрут, Срединный коридор, «Один пояс-один путь», Азербайджан, Китай, Казахстан, Турция, Грузия

Введение. Глобальные изменения на мировой арене и трансформация торгово-экономических отношений на Евразийском континенте последних лет стали причиной повышенного интереса к ряду проектов. На сегодняшний день, желание воплотить эти проекты, которые по ряду причин считались невыполнимыми, подхлестнули и события, развернувшиеся после начала российско-украинской войны.

Антироссийские санкции, разрыв прежних экономических цепочек, смещение политических центров в новые регионы и многое другое оказали самое непосредственное влияние на активизацию деятельности стран центральноазиатского региона, где увидели в сложившейся ситуации окно возможностей для выгодных альтернативных транспортных маршрутов. В этой связи неудивительно, что за последний год резко усилилось внимание к Транскаспийскому газопроводу (ТКГ), который стал одним из стратегически важных энергетических проектов на всем евразийском пространстве.

Россия, находящая сегодня под санкциями и с ней ограничено торгово-экономическое сотрудничество со стороны ряда стран, государства Центральной Азии и Китай ищут новые возможности наращивания экспорта своих товаров в Европу в обход России. Наиболее перспективной альтернативой Северного торгового коридора, в котором доминирующее место занимает Россия, так как контролирует большую часть транспортного пути, и традиционного морского пути через Индийский океан выступает Срединный коридор, созданный для поставки товаров из Центральной Азии в Европу. Этот коридор получил также название Транскаспийский международный транспортный маршрут. Для ключевых стран, через которые проходит Срединный коридор, в частности это Азербайджан, Китай, Грузия, Казахстан и Турция, этот маршрут даст возможность извлечь выгоду из международного интереса к альтернативному евразийскому торговому маршруту, который обходит Россию.

Срединный Коридор примерно следует по маршруту древнего Шелкового пути. В то время как исторический торговый путь проходил к югу от Каспийского моря и через Персию

(современный Иран), Срединный Коридор обходит Иран, используя порты в Казахстане и Туркменистане для транспортировки грузов через Каспийское море в Азербайджан. Оттуда грузы направляются в Европу через грузовые порты Грузии или через территорию Турции.

Актуальность развития Срединного торгового коридора

Трагические события 7 октября 2023 года послужили началу эскалации на Ближнем Востоке, в результате которого послужило росту количества атак хуситов в Красном море. Кроме этого, многочисленные международные санкции против России выявили аспект, что самые популярные глобальные маршруты судоходства стали все более ненадежными. В России железнодорожный транзит грузов на западном направлении резко упал с началом полномасштабного вторжения в Украину. В результате, менее известный маршрут, Срединный Коридор, может оказаться жизнеспособной альтернативой для международных рынков.

Красное море и Суэцкий канал являются важными узловыми пунктами для международного судоходства и торговли. По оценкам, до 15 процентов мировой торговли проходит через Суэцкий канал, а также до 30 процентов мировых объемов контейнерных перевозок [4]. С ноября хуситы совершили почти 60 атак на торговые и военные суда в Красном море и Аденском заливе. Несмотря на продолжающиеся атаки, судоходные компании все еще работают по этому маршруту. Однако многие из этих компаний вводят дополнительные сборы, включая экстренные доплаты, которые могут составлять тысячи долларов за контейнер, чтобы компенсировать опасности судам и экипажам.

Другие компании предпринимают шаги для полного избегания маршрута через Суэц, даже если это приводит к большему времени транзита и более высоким затратам. Аналитики оценивают, что около 90 процентов обычной грузоподъемности контейнеров, проходящих через Красное море и Суэцкий канал, были перенаправлены, чтобы огибать мыс Доброй Надежды в Южной Африке. Отправления из Восточной Азии в Европу теперь могут занимать до 10 дополнительных дней транзитного времени. Некоторые компании даже прибегают к воздушной перевозке в качестве способа доставки своего груза. Хотя этот метод значительно сокращает время транзита и является намного безопаснее, стоимость воздушной перевозки может быть в 15 раз дороже, чем традиционный морской маршрут через Суэц [8].

Санкции против России и растущее нежелание использовать Северный Коридор привели к существенному снижению объемов перевозок по этому маршруту. В течение 2023 года западные объемы перевозок снизились на 51 процент по маршруту Северного Коридора по сравнению с предыдущим годом. Срединный Коридор может предложить более безопасную, короткую и доступную альтернативу обоим маршрутам [1].

Срединный Коридор представляет собой не единый транспортный маршрут, а скорее сеть взаимосвязанных дорожных, железнодорожных и морских маршрутов. Ряд инфраструктурных проектов за последние три десятилетия помогли модернизировать Срединный Коридор и сократить время транзита для судоходства. Помимо массовых инвестиций в рамках Инициативы Китая «Один пояс- один путь», Европейский союз также вложил значительные суммы в Срединный Коридор [7].

Страны Евразии, составляющие Срединный Коридор, вложили значительное время и ресурсы в улучшение существующей инфраструктуры. В конце 2022 года министры иностранных дел и транспорта Казахстана, Грузии, Азербайджана и Турции собрались для выработки способов ускорения развития по маршруту и расширения грузопотока. Министры объявили о пятилетнем плане, в значительной степени сосредоточенном на модернизации железных дорог, ожидаемо удвоившем железнодорожную мощность после завершения. К 2027 году страны планируют иметь пропускную способность в 10 миллионов тонн в год и время транзита в 14-18 дней [9].

На европейском конце Срединного коридора находится Турция, страна, интерес которой к коридору соответствует, если не превышает, интересу Китая. Анкара рассматривает коридор

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

как способ не только укрепить экономические связи с Центральной Азией, но и улучшить свое стратегическое положение. Турция надеялась добиться этого, используя свои общие языковые корни с тюркоязычными странами региона и предлагая им торговые возможности, которые являются привлекательной альтернативой торговле с Ираном или Россией, давними соперниками Турции. Фактически, Турция сделала Срединный коридор центральным элементом своей внешней политики в Центральной Азии. В период с 2013 по 2015 год были подписаны соглашения с Азербайджаном, Китаем, Грузией и Казахстаном об улучшении связи коридора с Европой. Турция построила туннель «Евразия» и мост «Явуз Султан Селим» в Стамбуле в 2016 году и уже завершает строительство высокоскоростной железной дороги Эдирне-Карс и автомагистрали Северное Мраморное море. Дипломатически Анкара стремится содействовать строительству новой железной дороги Срединного коридора через Зангезурский регион Армении [3].

Интерес стран Центральной Азии и Китая к проекту ТМТМ

Как уже было отмечено ранее, именно обострение ситуации в Украине привело к тому, что страны Центральной Азии стали активно продвигать альтернативный торговый коридор, через который можно осуществлять поставку товаров из Азии в Европу в обход России. Хотя страны Центральной Азии сохраняют нейтралитет в конфликте, они увидели преимущество в наличии альтернативы Северному коридору, в котором доминирует Россия. Срединный коридор способствует наращиванию внутрирегиональной торговли, так в 2022 году грузоперевозки по Срединному коридору выросли до 3,2 млн тонн, ожидается, что пропускная способность торгового пути составит 10 млн тонн [2].

Наибольшую заинтересованность в развитии проекта Срединного коридора проявляют пять стран, среди которых Азербайджан, Грузия, Казахстан, Турция и Китай. С целью улучшения трансграничных железнодорожных сообщений и уменьшения противоречий в торговле, они провели серию конференций и встреч на уровне министров, где обсудили ряд вопросов в данных областях. Срединный коридор обещает повысить свой статус регионального центра силы, поэтому страны Центральной Азии, через которые он проходит, такие как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, стремятся построить свои собственные железные дороги, которые бы соединялись с коридором.

Для Китая интерес к Срединному коридору основывается на возможности получить доступ к международным рынкам и увеличить влияние в регионе Центральной Азии, где уже продолжительное время наблюдается соперничество между Москвой и Пекином.

Китайская инициатива "Один пояс — один путь" является приоритетом во внешней политике страны. В рамках этой инициативы Китай вкладывается в развитие инфраструктуры проекта Срединного пути. Для Китая железнодорожный трансконтинентальный коридор имеет геостратегическое значение. Он снижает зависимость от узкого Малаккского пролива, который может быть перекрыт США и их сателлитами, отрезав Китай от Индийского океана и Европы. Поэтому Китай внес главный вклад в создание и развитие железнодорожного сообщения с Европой. Пекин дотировал отправку грузов по железной дороге, которая изначально была убыточной. Если в 2011 году было запущено всего 11 поездов, то в минувшем году между Китаем и Европой прошло 16 тысяч поездов в обоих направлениях. Пекин приучил европейский бизнес к тому, что железнодорожный маршрут не просто быстрее, он надежен, стабилен и безопасен. Причем во время пандемии и карантинных мер он стал надежнее и чуть ли не дешевле морского маршрута. Самым эффективным коридором оказался северный. Но одновременно Китай тестировал и южный маршрут, причем задолго начала войны. Поэтому лучший (а, возможно, и единственный) способ сделать Срединный коридор таким же надежным и быстрым, как Северный - это повысить востребованность маршрута китайскими поставщиками[1].

В качестве примера развития инфраструктуры можно привести строительство Китаем Ворот Хоргос и финансирование специальной экономической зоны Хоргос - Восточные Ворота, которые представляют собой обширный железнодорожный перевалочный центр, расположенный на границе Китая и Казахстана. Очевидно, что с точки зрения Пекина, наличие торгового маршрута, на котором Россия не доминирует (как в случае с Северным коридором), а Соединенные Штаты не могут напрямую помешать (как в случае с традиционным морским путем), имеет стратегическое значение для Китая[1].

Помимо повышения безопасности и сокращения времени транзита, использование Срединного Коридора может способствовать улучшению экономических возможностей во всей Центральной Азии, где трудовая миграция является общей темой. Даже после полномасштабного вторжения России в Украину, свыше миллиона трудовых мигрантов из Центральной Азии переехали в Россию. Центральноазиатские государства, такие как Узбекистан, ищут способы диверсификации направлений трудовой миграции. Новые инвестиции от Европейского союза и различных международных институтов могут предложить способ для циркуляции трудовой миграции по всей Центральной Азии и Кавказу, поощряя большее межстрановое сотрудничество по всему маршруту.

Азербайджан как важный актор проекта Срединного коридора

Азербайджан географически расположен на пересечении самых масштабных международных транспортных коридоров (МТК) "Север-Юг" и "Восток-Запад". Через территорию страны проходят и другие МТК: "Юг-Запад" (ЕС - Индия), "Север-Запад" (РФ -страны Средиземного моря), а также Зангезурский коридор, который в будущем стимулирует развитие коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад".

У Азербайджана есть потенциал для полномасштабного превращения в международный транспортный хаб при условии равномерного развития коридоров, проходящих через его территорию. Однако для этого необходимы модернизация и развитие инфраструктуры, совершенствование и адаптация нормативно-правовой базы, развитие сферы логистики, в том числе создание логистических центров. После восстановления территориальной целостности по итогам 44-дневной войны 2020 года и локальных антитеррористических мероприятий 2023 года у Азербайджана появились новые возможности для реализации крупных региональных и международных проектов. Так, на освобожденных территориях уже проводятся работы по восстановлению железнодорожного и автомобильного сообщения. Что же касается Зангезурского коридора, то его запуск создаст непосредственную наземную связь между Азербайджаном и Турцией, а это увеличит товарооборот между странами ЕС и Центральной Азии. Согласно "Плану действий на 2024-2026 годы по повышению транзитного потенциала международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Азербайджанской Республики, и развитию транзитных грузоперевозок", грузопоток через территорию страны должен возрасти на 27% по сравнению с показателями за 2022 год. На данный момент строительству дорожной инфраструктуры на освобожденных территориях уделяется особое внимание [8].

Была сдана в эксплуатацию "Дорога победы", начинающаяся от коридорной автодороги Гаджигабул-Миндживан-Зангезур и продолжающаяся до города Шуша, строительство автодороги Горадиз - Джебраил - Зангилан - Агбенд (Зангезурский коридор) протяженностью 123,6 км также почти завершено, продолжается строительство железной дороги Горадиз-Агбанд, которая объединит Азербайджан с Нахчыванской АР путем Зангезурского коридора.

Также развивается морской транспорт. Бакинский международный морской торговый порт был сдан в эксплуатацию с 2018 года. На данный же момент планируется открытие второй фазы порта.

В отчете "Всемирного Банка" о деятельности Срединного коридора было отмечено, что за 2022 год экспорт азербайджанской стороны возрос на 72%, что, в основном, было обусловлено

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

экспортом полезных ископаемых. За тот же отрезок времени экспорт неминеральных товаров вырос на 50% [8].

Процесс цифровизации занимает особое место в развитии транспортно-логистической сферы. Так, в 2021 году Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) провели специальное мероприятие "Продвижение сотрудничества в направлении усиления цифровизации транспортно-логистических операций", где делились опытом и обсуждали возможности сотрудничества в сфере цифровизации транспорта и логистики.

В 2022 году между экспертными группами Института систем управления Министерства инноваций и науки Азербайджана и Ташкентского государственного транспортного университета Узбекистана начали готовить проект по цифровизации в рамках Среднего коридора.

В 2023 году Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана представило проект цифровизации всех процессов в транспортно-логистической сферы, начиная от процесса подписания контрактов до выбора вида транспорта. Реализован проект должен быть в 2024 году.

Со стороны Азербайджана в рамках развития коридора была проделана большая работа за счет средств самой страны, включая развитие и модернизацию инфраструктуры, постройку и реновацию железных дорог и автомобильных путей. Был построен Бакинский порт, способный принимать достаточно большой объем грузов и обеспечить скоростное передвижение товаров. В Каспийском море со стороны Азербайджана был создан крупный логистический флот.

Для Азербайджана превращение в полноценный транспортный хаб стало не просто экономически выгодным шагом, а стратегической целью. Речь идет о снижении зависимости доходов от нефтяного сектора, а также обеспечении национальной безопасности.

В контексте сотрудничества Азербайджана и стран Центральной Азии Срединный коридор также играет значимую роль. Между странами тюркского мира развивается сотрудничество как в рамках ОТГ, так и в двухсторонних форматах. В этом контексте Азербайджан стал связующим звеном между странами Запада и Центральной Азией. Подтверждением являются официальные визиты глав государств Узбекистана (август 2023 год) [10] и Казахстана (март 2024 год) в Азербайджан. Важность этих визитов определяется тем, что они подводят определенную черту под этапом предварительных разработок в вопросах инфраструктурного и торгового взаимодействия стран. В ее основе по понятным причинам лежит идея «Срединного коридора» - транскаспийского торгового маршрута из Баку на Грузию и Турцию. "Помимо ресурсов, сейчас во всем мире обостряется борьба за доступ именно к транспортно-логистическим возможностям. Это стратегическая сфера. Отрадно, что и Казахстан, и Азербайджан здесь тесно взаимодействуют как естественные партнеры. И сегодняшняя церемония открытия железнодорожного маршрута от порта Сиань по территории Казахстана в Азербайджан о многом говорит», - заявил Президент Азербайджана Ильхам Алиев на пресс-конференции в ходе визита Президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева в Баку.[11] 13 апреля 2022 года из китайского города Сиань выехал поезд с грузом спортивных товаров. Так открылось движение железнодорожных составов из Сианя в германский Мангейм через Казахстан, Азербайджан, Грузию и по Черному морю - в обход России[12].

Срединный коридор включает в себя достаточно большое количество стран, и в силу различий между уровнем развития инфраструктуры, уровнями цифровизации, пропускных способностей железных дорог товарооборот может происходить эффективно и быстро.

Азербайджан вложил немало усилий для развития транспортно-логистической сферы, несмотря на многолетнюю оккупацию территорий страны и достаточно долгий и безрезультатный переговорный процесс. После восстановления территориальной целостности власти страны стразу преступили к запуску строительный работ на освобожденных территориях.

Открытие Зангезурского коридора стало важной задачей для Азербайджана, так как его запуск создаст прямое наземное сообщение между Азербайджаном и Турцией, а также сыграет важную роль как в контексте регионального развития, так и в контексте развития Срединного коридора.

На пути реализации проекта Срединного коридора Азербайджан проделал большую работу во многом за счет собственных средств. Однако на пути развития коридора стоит еще много задач, требующих решения:

- обеспечение отчетливости и прогнозируемости стоимости грузоперевозок

- возможность проверки местоположения товаров

- цифровизация всех процессов, включая документацию, создание единых логистических центров

- привлечение к работе частного сектора, а также инвестиций для развития проекта.

Позиция Европейского Союза к ТМТМ

Тема Срединного коридора остается в центре внимания Европейского Союза, считающего Транскаспийский международный транспортный маршрут геополитическим проектом.

В 2023 году тема «Среднего коридора» широко обсуждалась на многих платформах высокого уровня. В том числе на саммите G7 и Всемирном экономическом форуме. Там представители западных стран, включая Великобританию и США, выразили готовность поддержать проект инвестициями. На саммите G7 договорились выделить 600 миллиардов долларов на развитие "Среднего коридора" до 2027 года [2].

29-30 января 2024 года в Брюсселе прошёл инвестиционный форум Global Gateway с участием представителей правительств, финансовых учреждений, бизнеса и гражданского общества из Евросоюза, Центральной Азии, Кавказа и Турции. Еврокомиссия и Европейский инвестиционный банк готовы вкладываться в объекты стратегической транспортной инфраструктуры. «Транспортный коридор протяжённостью 11 тыс. км должен соединить наши регионы с продолжительностью пути в 15 суток или менее. Мы должны сделать этот коридор конкурентоспособным. Мы намерены достичь конкретных результатов. Поэтому Еврокомиссия и Европейский инвестиционный банк намерены вложить в транспортные возможности Центральной Азии 1,5 млрд евро. Позднее будут подписаны соответствующие меморандумы о взаимопонимании», - заявил зампред Еврокомиссии, комиссар по вопросам торговли Валдис Домбровскис. Кроме того, ЕБРР подписал с Казахстаном соглашение о выделении 1,5 млрд евро на уже реализуемые транспортные проекты [2].

Как отметил Домбровскис, Евросоюз инвестирует 20 млрд евро в «Транскаспийский международный транспортный маршрут», в долгосрочной же перспективе речь идёт о внушительной сумме в 300 млрд евро, которые планируется набрать до 2027 года из общественных и частных инвестиций.

В политическом отношении ясно, что Евросоюз своим проектом добивается новых путей проникновения в Центральную Азию в обход России. С другой стороны, Азербайджан, Грузия и Турция смогут использовать свое географическое положение как транзитёры грузов из и через ЦА. На сегодняшний день между странами функционирует проект железной дороги "Баку -Тбилиси - Карс", и по ней уже идут китайские грузы, перевезенные через Казахстан. Участие в европейском проекте лишь повысит значимость этих государств для ЕС. Грузии — это нужно ввиду ее надежд на евроинтеграцию, Турции - для восстановления доверия инвесторов и тушения кризиса лиры, а Азербайджану - для купирования антиазербайджанских выпадов со стороны евроструктур.

Выводы. Таким образом, в условиях нестабильности международных отношений Срединный коридор является единственной альтернативой Северному торговому пути, функционирование которого в настоящий момент ограничено в связи с санкциями, наложенными

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Европейским Союзом на Россию. Данный проект имеет ряд преимуществ, так, например, обеспечивается более быстрая транспортировка товара из стран Центральной Азии и Китая в Европу, что составляет всего 12 дней, по Северному коридору требуется минимум 19 дней.

Однако существует ряд трудностей в процессе транспортировки товаров по Срединному коридору. Эти трудности связаны в первую очередь с тем, что транспортный путь проходит по территории большого количества стран, что делает процесс перевозки достаточно затратным в финансовом плане, так как необходимо платить таможенные пошлины. Кроме того, часть маршрута проходит через Каспийское море, где необходимо осуществлять перевозку посредством танкеров.

Если рассматривать дальнейшие перспективы развития данного транспортного маршрута, можно сказать, что может произойти смена геополитических лидеров. В борьбе за влияние в Центральноазиатском регионе победу одержит Китай как один из инициаторов создания этого маршрута. В то же время данный маршрут может помочь России обойти санкционную политику Европейского Союза и использовать Срединный маршрут для возобновления торговли и поиска новых рынков сбыта.

Помимо повышения безопасности и сокращения времени транзита, использование Срединного Коридора может способствовать улучшению экономических возможностей во всей Центральной Азии, где трудовая миграция является общей темой. Даже после полномасштабного вторжения России в Украину, свыше миллиона трудовых мигрантов из Центральной Азии переехали в Россию. Центральноазиатские государства, такие как Узбекистан, ищут способы диверсификации направлений трудовой миграции. Новые инвестиции от Европейского союза и различных международных институтов могут предложить способ для циркуляции трудовой миграции по всей Центральной Азии и Кавказу, поощряя большее межстрановое сотрудничество по всему маршруту.

Кроме увеличения экономических возможностей, увеличение объемов перевозок по Среднему Коридору повысит доходы от связанных с перевозками транзитных сборов. В 2021 году Египет заработал 6,3 миллиарда долларов на транзитных сборах с грузовых судов, проходящих через Суэц. Эти рекордные цифры были достигнуты, несмотря на пандемию коронавируса и шестидневную блокаду канала грузовым судном Ever Given. Хотя объем, проходящий через Суэц, в разы превышает ожидаемую пропускную способность Срединного Коридора, увеличение объема по Срединному Коридору обеспечило бы стабильный поток доходов для всех стран, участвующих в проекте.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Николай Кузьмин. Срединный коридор: в поисках пятого элемента//https://dialog.kz/

2. The Middle Corridor: A Renaissance in Global Commerce https://thediplomat.com/2024/03/the-middle-corridor-a-renaissance-in-global-commerce/

3. Оценки американских экспертов перспектив развития международного транспортного маршрута «Срединный коридор»// Институт Ближнего Востока http://www.iimes.ru/?p=95254&ysclid=lw549mpa47221508729

4. Транскаспийский международный транспортный маршрут //https: // Middlecorridor.com/EU

5. Узбекистан поделился предложениями по развитию Транскаспийского коридора https://www.gazeta.uz/ru/2023/10/27/traceca/

Срединный коридор становится все более привлекательным//

https://az.sputniknews.ru/20220920/sredinnyy-koridor-stanovitsya-vse-bolee-privlekatelnym-446275121.html?ysclid=lw54p5p9g6365310967

7. Анализ торгового маршрута Срединного коридора https://katehon.com/ru/article/analiz-torgovogo-marshruta-sredinnogo- koridora?ysclid=lw54q24ndc89586470

8. Эксперты АБР предлагают пять шагов для устойчивого развития Среднего коридора и улучшения связуемости стран Кавказа и Центральной Азии с внешними рынками https://www.newscentralasia.net/2023/11/30/eksperty-abr-predlagayut-pyat-shagov-dlya-ustoychivogo-razvitiya-srednego-koridora-i-uluchsheniya-svyazuyemosti-stran-kavkaza-i-tsentralnoy-azii-s-vneshnimi-rynkami/

9. Срединный коридор открывается https://kazpravda.kz/n/sredinnyy-koridor-otkryvaetsya/?ysclid=lw54s749ub270228630

10. Узбекистан отправил первый контейнерный поезд через Каспий. Газета.т (19 декабря 2022). Дата обращения: 19 декабря 2022. Архивировано 19 декабря 2022 года.

11. www.prezident.az

12. https://tengrinews.kz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.