Научная статья на тему 'КОРИДОРЫ ТУРЕЦКОГО ВЛИЯНИЯ: ЕВРОАЗИАТСКИЙ ПУТЬ АНКАРЫ'

КОРИДОРЫ ТУРЕЦКОГО ВЛИЯНИЯ: ЕВРОАЗИАТСКИЙ ПУТЬ АНКАРЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
556
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ КОРИДОРОВ / ХАБ / ЭНЕРГЕТИКА / ТУРЦИЯ / КИТАЙ / ЕВРОПА / ТРАНСАНАТОЛИЙСКИЙ ГАЗОПРОВОД / «ТУРЕЦКИЙ ПОТОК» / «СРЕДИННЫЙ КОРИДОР» / КАНАЛ «СТАМБУЛ»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аватков Владимир Алексеевич, Сбитнева Алина Игоревна

Статья посвящена рассмотрению как с теоретической, так и с практической точки зрения неофициальной новой внешнеполитической идеологии коридоров Турецкой Республики, которая дополняет появившуюся ранее идеологию хаба. Ключевой целью исследования является изучение взаимосвязи идейно-ценностных концептов «хаб» и «коридор» и способов их применения прежде всего в рамках энергетической и торгово-экономической политики Анкары. Идея хаба заключается в позиционировании Турции в качестве крупного логистического, энергетического, транспортного, торгового и т. д. центра мирового масштаба. При этом достигается данный статус за счет нескольких неотъемлемых и взаимодополняющих друг друга механизмов: туркоцентричной интеграции и коридоров, посредством которых Турция приближает себя к этой цели. Типы коридоров могут варьироваться в зависимости от того, хаба какой именно формы Турецкая Республика стремится достичь, например экономического, продовольственного, энергетического, транспортного, хаба безопасности. Наиболее эффективна идеология коридоров в торгово-экономической плоскости. Именно поэтому основным маршрутом для современной Турции остается макрокоридор Европа - Китай, который позволит ей выйти на другой, надрегиональный уровень и встроить себя в проект «Один пояс - один путь» в качестве одного из важнейших его участников. Для реализации этой стратегии Турция выстраивает мини-коридоры в лице различных проектов, позволяющих ей так или иначе соприкасаться одновременно с Европой, Азией или сопряженными территориями. Среди них: Трансанатолийский газопровод, «Срединный коридор», ТРАСЕКА и другие. Тем не менее для осуществления достаточно амбициозных планов Турции требуется большое количество ресурсов и финансовых средств, которыми Анкара не располагает. Дальнейшая политика Турции на этом направлении будет зависеть от действий правящей элиты, отношений с партнерами и положения других региональных мини-хабов, прежде всего Азербайджана и Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRIDORS OF TURKISH INFLUENCE: ANKARA'S EURO-ASIAN ROUTE

The article looks into Türkiye’s new unofficial foreign policy ideology of the corridors, which complements the existing hub ideology from both theoretical and practical points of view. The key aim of the study is to examine the relationship between the ideological concepts of hub and corridor and ways of their application in the framework of Ankara's energy, trade and economic policies. The idea of the hub is to assert Türkiye as a major logistics, energy, transport, trade, etc. center on a global scale. At the same time, this status is achieved through several integral and mutually complementary mechanisms: Turkish-centric integration and corridors with the help of which Türkiye brings itself closer to the goal. The types of corridors may vary depending on the kind of hub that Türkiye seeks to achieve: for example, economic, food, energy, transport or security hub. The ideology of corridors is most effective in the trade and economic sphere. That is why the Europe-China corridor remains the main route for modern Türkiye, which will allow it to reach another extra-regional level and fit itself into the "One Belt, One Road" project as one of its most important participants. In order to implement this strategy Türkiye builds mini-corridors - various projects that allow it to somehow connect simultaneously with Europe, Asia or its related territories.: Trans-Anatolian gas pipeline, Middle Corridor, TRACECA and others are among such projects. Nevertheless, Türkiye's ambitious plans require a large amount of resources and finance that Ankara does not have. Türkiye's further policy in this direction will depend on the actions of the ruling elite, relations with its partners and the position of other regional mini-hubs - primarily Azerbaijan and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «КОРИДОРЫ ТУРЕЦКОГО ВЛИЯНИЯ: ЕВРОАЗИАТСКИЙ ПУТЬ АНКАРЫ»

ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_6

Владимир АВАТКОВ

Алина СБИТНЕВА

КОРИДОРЫ ТУРЕЦКОГО ВЛИЯНИЯ: ЕВРОАЗИАТСКИЙ ПУТЬ АНКАРЫ

Дата поступления в редакцию: 01.08.2022.

Для цитирования: Аватков В. А., Сбитнева А. И., 2022. Коридоры турецкого влияния: евроазиатский путь Анкары. - Геоэкономика энергетики. № 3 (19). С. 6-20. DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_6

Статья посвящена рассмотрению как с теоретической, так и с практической точки зрения неофициальной новой внешнеполитической идеологии коридоров Турецкой Республики, которая дополняет появившуюся ранее идеологию хаба. Ключевой целью исследования является изучение взаимосвязи идейно-ценностных концептов «хаб» и «коридор» и способов их применения прежде всего в рамках энергетической и торгово-экономической политики Анкары.

Идея хаба заключается в позиционировании Турции в качестве крупного логистического, энергетического, транспортного, торгового и т. д. центра мирового масштаба. При этом достигается данный статус за счет нескольких неотъемлемых и взаимодополняющих механизмов: туркоцентричной интеграции и коридоров, посредством которых Турция приближает себя к этой цели. Типы коридоров могут варьироваться в зависимости от того, хаба какой именно формы Турецкая Республика стремится достичь, например экономического, продовольственного, энергетического, транспортного, хаба безопасности.

АВАТКОВ Владимир Алексеевич, доктор политических наук, доцент, заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 117418, Нахимовский просп., д. 51/21. E-mail: v.avatkov@gmail.com. SPIN-код: 7909-2304. ORCID: 0000-0002-6345-3782.

СБИТНЕВА Алина Игоревна, научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 117418, Нахимовский просп., д. 51/21. E-mail: a_sbitneva@mail.ru. SPIN-код: 4944-0408. ORCID: 0000-0002-9196-9348.

Ключевые слова: идеология коридоров, хаб, энергетика, Турция, Китай, Европа, Трансанатолийский газопровод, «Турецкий поток», «Срединный коридор», канал «Стамбул».

Наиболее эффективна идеология коридоров в торгово-экономической плоскости. Именно поэтому основным маршрутом для современной Турции остается макрокоридор Европа — Китай, который позволит ей выйти на другой, надрегиональный уровень и встроить себя в проект «Один пояс — один путь» в качестве одного из важнейших его участников. Для реализации этой стратегии Турция выстраивает мини-коридоры в лице различных проектов, позволяющих ей так или иначе соприкасаться одновременно с Европой, Азией или сопряженными территориями. Среди них: Трансанатолийский газопровод, «Срединный коридор», ТРАСЕКА и другие. Тем не менее для осуществления достаточно амбициозных планов Турции требуется большое количество ресурсов и финансовых средств, которыми Анкара не располагает. Дальнейшая политика Турции на этом направлении будет зависеть от действий правящей элиты, отношений с партнерами и положения других региональных мини-ха-бов, прежде всего Азербайджана и Казахстана.

Быстро трансформирующаяся действительность перед очередной сменой миропорядка обуславливает возникновение естественной борьбы за влияние на международной арене, в которую вовлекаются как региональные, так и надрегиональные государства. Ключевым фактором, который, несомненно, будет влиять на статус акторов международных процессов в новом, постукраинском мире, станет наличие природных ресурсов, дефицит которых в условиях введенных коллективным Западом антироссийских санкций уже остро ощущает даже Европа. Государства, изначально не имеющие значимых запасов, прежде всего нефти и газа, вынуждены искать либо надежных поставщиков, либо возможности выполнять роль ведущего транзитера и перераспределителя ресурсов, либо (в наиболее удачных случаях) совмещать и одно, и другое.

Примером государства, успешно сочетающего оба эти условия, является Турция, богатая рядом полезных ископаемых, но по ряду причин, в том числе исторических, не имеющая достаточного количества газовых и нефтяных месторождений. После Первой мировой войны преимущественно все нефтеносные районы были переданы соседним Сирии и Ираку, на тот момент — подмандатным территориям Франции и Великобритании соответственно. Последующий распад Османской империи лишь закрепил нахождение этих территорий под юрисдикцией других государств, что вынуждает современную Турцию искать альтернативы по получению косвенного права быть вовлеченной в процессы, происходящие на мировом энергетическом рынке. Вместе с тем стоит отметить, что географическое и в некотором смысле геополитическое расположение Турецкой Республики между Европой и Азией, а также выход сразу к нескольким морям обуславливают ее стремление выполнять роль многопрофильного международного узла и получать от этого определенные преференции.

Турция от хаба до коридора

Несколько лет назад Турецкая Республика взяла на вооружение идеологию хаба, делающую ее своеобразным центром притяжения и мостом между Севером и Югом, Востоком и Западом [Türk Di§ Politikasi..., 2017: 885]. Ее основные положения были сформулированы еще А. Давутоглу, призывавшим к интенсификации сотрудничества Турции с сопредельными странами посредством распространения своего влияния [Давутоглу, 2010: 67]. Хаб как идейно-ценностная концепция предполагает центральную роль Турции в ряде процессов, затрагивающих самые различные сферы: образование, культуру, науку, экономику и т. д. В основе данной идеологии лежит феномен туркоцентричной интеграции, способствующей распространению турецкого влияния в разных регионах мира, а также протурецких логик во всех сферах общественной жизни.

Так, в культурно-образовательной среде проводниками интересов Турции за рубежом являются преимущественно пантюркистские НКО, фонды и другие организации, такие как Международная организация тюркской культуры (TÜRKSOY), фонд им. Ю. Эмре (Yunus Emre Enstitü-sü), фонд «Маариф» (Maarif Vakfi), Молодежный фонд Турции (TÜGVA), Организация тюркских государств, Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TiKA); в религиозной — Управление по делам религии Турции (Diyanet), в экономической — Фонд экономического развития (iKV); разветвленная банковская система Турции в лице крупнейших банков i§ Bankasi, Ziraat, Halkbank и т. д. В этом контексте идеология хаба благоприятно вписывается в иные, более ранние турецкие идейно-ценностные концепты, в том числе пантюркизм, исламизм и сочетающий их неоосманизм.

Есть у идеи хаба и энергетическая плоскость, в соответствии с которой Турецкая Республика представляет собой центр, куда стекаются мировые ресурсы, не являясь при этом их основным поставщиком. Тем не менее для достижения конечной цели и присвоения Турции статуса связующего звена и, соответственно, хаба ей нужны коридоры, через которые официальная Анкара прокладывает свой путь, соединяя между собой весьма удаленные точки земного шара. В отличие от стран Запада, Турция не закрывается от мира, а, напротив, предлагает свои посреднические и другие инициативы для достижения как общеполезных, так и собственных целей. Коридоры в связи с этим могут быть глобальные (соединяющие разные части света) и региональные (функционирующие в пределах одного или нескольких субрегионов). В условиях повышения роли Востока в международных процессах основные коридоры современной Турецкой Республики пролегают с запада на восток. Примечательно, что почти все они прокладываются в обход России.

Таким образом, в дополнение к идее хаба во внешнеполитический курс страны постепенно встраивается идеология коридоров. Ее контуры отчетливо прослеживаются как в риторике, так и в действиях правящей элиты государства. В области безопасности, например, Турция в равной степени видит себя одним из ключевых центров обеспечения международной стабильности. Роль коридоров, функционирующих в интересах этой теории, в данном случае выполняют коридор безопасности в Сирии, о планах по созданию которого президент Р. Т. Эрдоган заявляет уже много лет1, а также зерновой коридор, формируемый совместно с Россией и Украиной в Черноморском регионе2. И в том и в другом случае Турция, пусть даже условно, является своеобразным хабом: в контексте Ближнего Востока — антитеррористическим, в контексте Черного моря — продовольственным.

Идеология коридоров, таким образом, представляет собой идеологию сопряжения, в рамках которой хаб остается ее составной частью и занимает центральное положение. Формально коридор функционирует по схеме: пункт А — хаб (Турция) — пункт Б. В кейсе с украинским зерном пунктом А будет являться Украина, пунктом Б, соответственно, страны Европы — импортеры этого зерна. Однако положение переменных, как и сам формат коридора, может меняться. Сирийский антитеррористический коридор, или коридор безопасности, к примеру, представляет собой мини-коридор, где хаб, то есть Турция, является его отправной или, в противном случае, конечной, но не срединной точкой. В том числе в зависимости от формы хаба изменяются и типы прокладываемых коридоров. Так, если первоначальной целью было сформировать, к примеру, энергетический хаб, то Турция будет выстраивать соответствующие газовые или нефтяные коридоры. Схематически идеология коридоров изображена на рисунке.

Маршрут Европа - Азия - основа идеологии коридоров

Наиболее эффективна идеология коридоров во внешнеэкономическом плане. Стоит подчеркнуть, что даже в основе идеи о Турции как образовательном хабе заложен прежде всего экономический фундамент: сеть образовательных коридоров, представленная разрастающимися филиалами турецких организаций, приносит живую прибыль их владельцам, но вместе с тем работает на формирование определенного имиджа Турции в глазах международного сообщества. Как уже отмечалось, особенно активно Турецкая Республика задействует коридоры при реализации своей

1 Турция надеется создать коридор безопасности на границе с Сирией в ближайшее время // https://tass.ru/ekonomika/14762527, дата обращения 17.07.2022.

2 Эрдоган заявил, что зерновой коридор начнет функционировать в ближайшие дни // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15288279, дата обращения 22.07.2022.

энергетической политики. Именно в угоду достижения цели создания на территории Турции энергетического хаба с течением времени образовались такие проекты с участием Турецкой Республики, как «Голубой поток», «Турецкий поток», «Балканский поток», Трансанатолийский газопровод (TANAP), Южно-Кавказский газопровод, нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и другие.

Так, например, при строительстве «Голубого потока» из России в Турцию обсуждалась возможность его расширения в дальнейшем до европейского континента, однако на смену ему вскоре пришел «Турецкий поток», олицетворяющий собой газовый коридор из России в Европу через территорию Турции. В этом контексте «Балканский поток», отделившийся от «Турецкого потока» и снабжающий Болгарию, Сербию, Хорватию и Венгрию, является наглядным примером микрокоридора Турция — Болгария — Сербия — Венгрия в рамках более крупного макрокоридора Россия — Европа. Другим примером малого коридора в контексте данного проекта является маршрут Турция — Греция.

Подобные микрокоридоры могут быть, как в случае с «Турецким потоком», одним из звеньев общей цепи, а также способствовать выполнению сразу нескольких функций, в том числе распространять турецкие логики «вовне» через сопредельные территории. В рамках «Турецкого потока» такими сопредельными территориями, которые напрямую соприкасаются с хабом-Турцией, являются Болгария и Греция. И если с Афинами переход от идеологии коридора непосредственно к мягкой силе для Турции более сложен ввиду разного рода исторических противоречий и территориальных споров, то на Болгарию воздействие осуществляется преимущественно через многочисленную турецкую диаспору, а также формирование сухопутных торгово-туристических коридоров на севере страны. В июне 2022 г. важным шагом на пути к созданию подобного коридора стало подписание главами дипломатических ведомств Болгарии и Турции договора о предоставлении гражданам Болгарии права въезда в Турцию по внутренним паспортам3.

Газовые коридоры в противоположном от Европы направлении Закавказья также уготавливают для Турции негласную роль хаба, с помощью которого проект в любой момент может быть расширен в европейскую сторону. Так, например, газопровод ТА^Р, проходящий по маршруту Азербайджан — Грузия — Турция, соединен через Турецкую Республику с Трансадриатическим газопроводом (ТАР), то есть артерией Греция — Албания — Италия, и образует тем самым крупный коридор Азербайджан — Европа, «сердцем» которого вновь является Турция.

При этом глобальная цель всех названных проектов — встраивание Турции в макрокоридор Китай — Европа, что подтверждает особый интерес

3 Граждане Болгарии смогут въезжать в Турцию по внутренним паспортам // Ы^:// regnum.ru/news/3653566.html, дата обращения 28.07.2022.

Анкары к китайской инициативе «Один пояс — один путь». В том числе для этого Турецкой Республике важно участие в ряде других коридоров, в частности в проекте нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, предназначенного для транспортировки нефти в регион турецкого Средиземноморья, а также газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум, где роль хаба как прямого поставщика природных ресурсов отведена скорее Баку.

В этом смысле Азербайджан, в том числе как один из газовых инвесторов (в частности, в Турцию), является определенным конкурентом Турецкой Республики. Будучи более, чем Баку, территориально удаленной от Поднебесной, Турция ищет для себя возможности как можно ближе подобраться к точке, где заканчивается коридор. И если к Европе она имеет свободный выход, то приблизиться к Пекину представляется реальным только через посредников и проводников ее интересов. Эту роль, несмотря на собственный потенциал, выполняет Баку, отношения которого с Турцией строятся по весьма контрпродуктивному для азербайджанской идентичности принципу «Одна нация — два государства» и предполагают безоговорочное лидерство в них Анкары [Новиков, 2021: 166].

Рис. Идеология коридоров на примере макрокоридора Европа - Китай

Чтобы идеология коридоров работала, тем более опосредованно, она подкрепляется рядом проектов и союзов, в которых слово Турции далеко не последнее. Турецкая Республика добивается лояльности от всех наиболее важных государств, которые встречаются на ее пути и через территорию которых пролегают выстраиваемые коридоры.

Получая выход на какого-либо резидента коридора, Анкара пользуется правилом «договорись или воздействуй». В исключительных и наиболее успешных случаях искусство восточного торга сочетается с умением эффективно влиять. Для этого Турция включается во властные структуры, образование, науку и другие сферы общественной жизни, тем самым формируя подконтрольные ей лоббистские группы.

В Грузии, к примеру, это осуществляется посредством существенного инвестирования средств в Аджарию, в Азербайджане — в том числе за счет заключения стратегических соглашений. Одним из них стала подписанная между Азербайджаном и Турцией в 2021 г. Шушинская декларация, в которой особое значение придается вопросу энергетической безопасности и совместным проектам в данной области. При этом, помимо этого документа, стороны имеют Соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций, а также ряд договоров в военной, экономической, технической, научной, культурной и других областях [Аватков, 2022: 94].

Именно по этой причине наряду с газовыми проектами Анкара в равной степени встраивается в аналогичные инфраструктурные или транспортные коридоры с Азербайджаном, такие как железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, а также открыто выступает за скорейший запуск Зангезурского, или Сюникского, коридора, призванного соединить Турцию и Азербайджан (в том числе Нахичевань) автомобильными и железными дорогами.

Одним из результатов такого рода разнопланового сотрудничества стало внедрение турецких логик в сознание основных партнеров страны. Так, посол Республики Азербайджан в Турецкой Республике Р. Мамедов в одном из интервью агентству Anadolu заявил, что новый Зангезурский коридор «в итоге объединит весь тюркский мир» (термин и сама идея — исключительно протурецкие), а также станет альтернативным маршрутом для перевозок из Европы в Азию [¥и1Ьа§ю£Ш, Ekberova, 2021].

Для Турции в контексте турецко-армянской «оттепели» данный коридор также важен с точки зрения возможности прямого выхода на территорию Армении и за ее пределы. Турецкие эксперты в равной степени усматривают в реализации этого маршрута перспективу его дальнейшего присоединения к китайскому проекту «Один пояс — один путь» [Rehmюv, Keskin, 2021], что в действительности в некоторой степени может быть выгодно как Китаю, так и Турции.

С Китаем — державой несколько иного порядка, в степени воздействия ничем не уступающей Турецкой Республике, — дело, однако, обстоит сложнее. В этом регионе Турция всегда продвигала необходимые идеологемы через уйгурский фактор, который является «краеугольным камнем» в китайско-турецких отношениях. Современная Анкара, стремящаяся к развитию сотрудничества с КНР в торгово-экономической сфере и заинтересованная в возрождении Шелкового пути, вынуждена

аккуратно балансировать между официальным Пекином и Синьцзянь-Уйгурским автономным районом, делая особый акцент на необходимости строительства глобальных коридоров.

Курсу Турции на Китай и на Восток в целом сегодня способствует масштабный проект под символичным названием «Срединный коридор», или Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), призванный увеличить грузопоток из Китая в Европу через хаб в лице Турции. Примечательно, что по коридору, пролегающему, в частности, через Китай, Казахстан, Азербайджан (акваторию Каспийского моря), Грузию, Турцию и Европу, осуществляются два типа перевозок—контейнерные и транзитные, а их объем ежегодно растет. Согласно годовому отчету заседания общего собрания международной ассоциации «ТМТМ», состоявшегося в мае 2022 г. в Анкаре, в 2022 г. ожидается рост перевалки грузов до 3,2 млн тонн, в том числе из-за повышения спроса на маршрут на фоне происходящих в мире событий4.

При этом ТМТМ — не единственный путь Турции до Китая. Помимо него, еще с 2000 г. Турецкая Республика является участником проекта транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (TRACECA). В рамках достижения целей проекта в настоящее время идет активное строительство железнодорожной линии Халкалы — Капыкуле (£е-Ка), которая финансируется Турцией совместно с Европейским союзом5 и должна стать важнейшим участком Шелкового пути.

Иные логистические коридоры Анкары

Идеология коридоров распространяется не только на сухопутные торговые пути, но и охватывает амбиции Турции в морском пространстве. Роль морского хаба обеспечивает не только стратегическое положение Турции, позволяющее ей контролировать важнейшие черноморские проливы — Босфор и Дарданеллы, — но и развитая инфраструктура. В турецком Текирдаге, например, расположен крупнейший в стране транзитный контейнерный порт Asya-роИ, осуществляющий перевозки по ряду направлений (от Дальнего Востока до Восточного Средиземноморья и Северной Европы) и обеспечивающий связь с 500 портами по всему миру6. Вместе с тем Турция налаживает контакты с

4 Растущую значимость Транскаспийского международного транспортного маршрута обсудили в Турции // https://middlecorridor.com/ru/press-tsentr/novosti/rastushchuyu-znachimost-transkaspijskogo-mezhdunarodnogo-transportnogo-marshruta-obsudili-v-turtsii, дата обращения 21.07.2022.

5 Турция поддерживает дальнейшую реализацию инициатив ТРАСЕКА и готова оказать непосредственное содействие // http://www.traceca-org.org/ru/strany/turcija/novosti-podrobno/n/turkey_supports_the_further_implementation_of_traceca_iшtiatives_and_is_ready_ to_provide_direct_ass/, дата обращения 21.07.2022.

6 Там же.

крупнейшими морскими транспортными узлами Казахстана — портами Актау и Курык, вовлеченными в реализацию ТМТМ.

Потенциалом последнего, например, уже заинтересовались турецкие представители компаний ASFAT и YDA Group, в апреле 2021 г. лично посещавшие порт7. Турецкая группа компаний Albayrak Holding, в свою очередь, подписала соглашение с Бакинским международным торговым портом, предусматривающее строительство там нового терминала и совместное управление им с целью «содействия развития порта как логистического центра в перевозке грузов между Европой и Азией»8. Подобные контакты и активность Турции, в частности, соответствуют ее доктрине «Голубая Родина» (Mavi Va-tan), впервые сформулированной отставным контр-адмиралом Д. Гюрденизом, которая представляет собой стратегию по реализации безопасности и интересов Турции в ключевых для нее морских зонах влияния — Черном, Мраморном, Эгейском и Средиземном морях [ Gürdeniz, 2019].

Кроме того, Турция строит собственные морские коридоры. Одним из них станет канал «Стамбул», строительство которого планируется завершить к 2027 г. Искусственно сформированный канал, проходящий параллельно проливу Босфор, должен соединить Черное море с Мраморным, образовав отдельный остров между азиатской и европейской частями Турции. Важность его заключается не только в том, что канал обеспечит Турции возникновение еще одного транспортного узла, но и в международно-правовом аспекте: канал не будет подчиняться Конвенции Монтре, что существенным образом упростит логистику Турции в акватории Черного моря, которая будет осуществляться полностью на ее усмотрение.

Учитывая тот факт, что в Черноморском регионе, по словам властей страны, было найдено месторождение газа «Сакарья», запасов которого должно хватить на 45 лет9, такого рода проекты будут существенным образом содействовать беспрепятственной транспортировке ресурсов на территорию Турции и в другие регионы, а также дальнейшему развитию энергетических коридоров.

Стоит также отметить, что с открытием в 2018 г. международного аэропорта Стамбул, позиционирующего себя в качестве крупнейшего в Европе, Турецкая Республика стала претендовать и на статус воздушного хаба мирового уровня. Открывая новый аэропорт в день 95-го столетия Турецкой Республики, Р. Т. Эрдоган озвучил мысль, отражающую всю суть

7 Порт Курык посетила делегация из Турции // https://portkuryk.kz/ru/port/ news/?title=port_kшyik_posetila_delegatsiya_iz_tш'tsii_434, дата обращения 21.07.2022.

8 «Албайрак» (Турция) будет управлять терминалами в Бакинском порту // Щ^:// portnews.ru/news/332508/, дата обращения 21.07.2022.

9 В Турции заявили, что запасов газа в Черном море хватит на 45 лет // https://www. vedomosti.ru/economics/news/2022/05/07/921293-zapasov-gaza, дата обращения 21.07.2022.

турецкой политики хаба и коридоров: «Мы как страна, играющая ключевую роль в интеграции мировых экономик, продвигаемся еще дальше с этим аэропортом. Это важный хаб. Поэтому мы рассматриваем аэропорт Стамбула как значимую услугу, которую мы предоставляем не только нашей стране, но и региону, и всему миру»10.

* * *

Идеология коридоров — относительно новое явление в турецкой политике, произрастающее из более ранней идеи позиционирования себя в качестве мирового многофункционального хаба и обрамленное в первую очередь национальными интересами Турции. Формируемые официальной Анкарой коридоры, главным из которых остается маршрут Европа — Китай, являются ключевым механизмом на пути к достижению этого амбициозного статуса.

Современная Турецкая Республика уверенно прокладывает свой масштабный евроазиатский путь, вымощенный разного рода микрокоридорами — энергетическими, транспортными, морскими и другими, через пространство сопряженных с ней регионов, прежде всего Европы, Южного Кавказа, акваторий Черного и Средиземного морей, что позволяет ей приближаться сначала к Средней (Казахстану), а затем и к Восточной Азии (Китаю).

Наименее успешна в транспортно-логистическом и энергетическом планах Турция на пространстве Ближнего Востока и Аравийского полуострова. После нереализованного газового коридора Аравийский полуостров — Европа, представленного несостоявшимся катаро-турецким газопроводом, Турция сконцентрировалась на строительстве коридоров иного характера, в частности «коридоров безопасности», которые формируются ей на севере Ирака и севере Сирии.

В целом Турция старается сосредоточить на себе важнейшие процессы, наиболее приоритетными из которых в условиях нестабильности мировой экономической и политической систем все же являются торгово-экономические и энергетические. Турецкая Республика имеет определенный потенциал стать тем хабом, к состоянию которого она так стремится, однако для реализации дополняющих его коридоров и дальнейшего поддержания данного статуса требуется большое количество ресурсов.

Пока Турция умеет договариваться и извлекать выгоду из имеющихся контактов. Однако удастся ли их сохранить в условиях динамично меняющихся реалий, возможной смены власти в Турции и укрепляющих свои позиции на международной арене региональных мини-хабов в

10 Istanbul Havalimam'nrn Afili§ Toreninde Yaptiklari Konu^ma // https://www.tccb.gov.tr/ konusmalar/353/99488/istanbul-havalimani-nin-acilis-toreninde-yaptiklari-konusma, дата обращения 21.07.2022.

лице Азербайджана и Казахстана, поддерживаемых другими крупными игроками, — более серьезный вопрос, ответ на который во многом зависит только от стратегии и действий правящей элиты Турецкой Республики.

Список литературы

Аватков В. А, 2022. Турция и Азербайджан: одна нация — одно государство? // Мировая экономика и международные отношения. Т. 66. № 2. С. 90—100. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-2-90-100.

Давутоглу А, 2010. Внешняя политика Турции и Россия // Россия в глобальной политике. Т 8. № 1. С. 60-70.

Новиков В. В., 2021. Геополитические и экономические факторы развития энергетического сектора Азербайджана и Турции // Геоэкономика энергетики. № 1 (13). С. 157-174. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_13_1_157.

Gürdeniz C, 2019. Mavi Vatan Yazilan. istanbul: Kirmizi Kedi Yayinevi. 528 p.

Türk Di§ Politikasi. Kurtulu§ Sava§indan Bugüne Olgular, Belgeler, Yorumlar. Cilt 3. 2017 / Под ред. B. Oran. istanbul: ileti§im Yayinlari. 885 p.

Rehimov R., Keskin O., 2021. Зангезурский коридор обеспечит новое сообщение между Турцией и Азербайджаном // https://www.aa.com.tr/ru/ мир/зангезурский-коридор-обеспечит-новое-сообщение-между-турцией-и-азербайджаном/2259451, дата обращения 21.07.2022.

Yüz,ba§ioglu N., Ekberova E., 2021.Зангезурский коридор объединит тюркский мир — посол Азербайджана // https://www.aa.com.tr/ru/турция/занreзурский-ко-ридор-объединит-тюркский-мир-посол-азербайджана/2417938, дата обращения 21.07.2022.

«Албайрак» (Турция) будет управлять терминалами в Бакинском порту // https://portnews.ru/news/332508/, дата обращения 21.07.2022.

Граждане Болгарии смогут въезжать в Турцию по внутренним паспортам // https://regnum.ru/news/3653566.html, дата обращения 28.07.2022.

Порт Курык посетила делегация из Турции // https://portkuryk.kz/ru/port/ news/?title=port_kuryik_posetila_delegatsiya_iz_turtsii_434, дата обращения 21.07.2022.

Растущую значимость Транскаспийского международного транспортного маршрута обсудили в Турции // https://middlecorridor.com/ru/press-tsentr/ novosti/rastushchuyu-znachimost-transkaspijskogo-mezhdunarodnogo-transportnogo-marshruta-obsudili-v-turtsii, дата обращения 21.07.2022.

В Турции заявили, что запасов газа в Черном море хватит на 45 лет // https:// www.vedomosti.ru/economics/news/2022/05/07/921293-zapasov-gaza, дата обращения 21.07.2022.

Турция надеется создать коридор безопасности на границе с Сирией в ближайшее время // https://tass.ru/ekonomika/14762527, дата обращения 17.07.2022.

Турция поддерживает дальнейшую реализацию инициатив ТРАСЕКА и готова оказать непосредственное содействие // http://www.traceca-org.org/ru/strany/ turcija/novosti-podrobno/n/Turkiye _supports_the_further_implementation_of_ traceca_initiatives_and_is_ready_to_provide_direct_ass/, дата обращения 21.07.2022.

Эрдоган заявил, что зерновой коридор начнет функционировать в ближайшие дни // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15288279, дата обращения 22.07.2022.

istanbul Havalimani'mn Agili§ Toreninde Yaptiklari Konu§ma // https://www.tccb. gov.tr/konusmalar/353/99488/istanbul-havalimani-nin-acilis-toreninde-yaptiklari-konusma, дата обращения 21.07.2022.

AVATKOV Vladimir A., Doctor of Political Science, Associate Professor, Head of the Department of Middle and Post-Soviet East Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences

Address: 51/21, Nakhimovsky Ave., Moscow, 117418, Russian Federation

E-mail: v.avatkov@gmail.com SPIN-code: 7909-2304 ORCID: 0000-0002-6345-3782

SBITNEVA Alina I., Research Fellow of the Department of Middle and Post-Soviet East of the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences

Address: 51/21, Nakhimovsky Ave., Moscow, 117418, Russian Federation

E-mail: a_sbitneva@mail.ru SPIN-code: 4944-0408 ORCID: 0000-0002-9196-9348

CORRIDORS OF TURKISH INFLUENCE: ANKARA'S EURO-ASIAN ROUTE

DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_6 Received: 01.08.2022.

For citation: Avatkov V. A., Sbitneva A, I., 2022. Corridors of Turkish Influence: Ankara's Euro-Asian Route. - Geoeconomics of Energetics. № 3 (19). P. 6-20. DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_6

Keywords: ideology of corridors, hub, energy, Turkiye, China, Europe, Trans-Anatolian

gas pipeline, Turkish stream, Middle Corridor, Istanbul Canal. Abstract

The article looks into Turkiye's new unofficial foreign policy ideology of the corridors, which complements the existing hub ideology from both theoretical and practical points of view. The key aim of the study is to examine the relationship between the ideological concepts of hub and corridor and ways of their application in the framework of Ankara's energy, trade and economic policies. The idea of the hub is to assert Turkiye as a major logistics, energy, transport, trade, etc. center on a global scale. At the same time, this status is achieved through several integral and mutually complementary mechanisms: Turkish-centric integration and corridors with the help of which Turkiye brings itself closer to the goal. The types of corridors may vary depending on the kind of hub that Turkiye seeks to achieve: for example, economic, food, energy, transport or security hub. The ideology of corridors is most effective in the trade and economic sphere. That is why the Europe-China corridor remains the main route for modern Turkiye, which will allow it to reach another

extra-regional level and fit itself into the «One Belt, One Road» project as one of its most important participants. In order to implement this strategy Turkiye builds mini-corridors — various projects that allow it to somehow connect simultaneously with Europe, Asia or its related territories: Trans-Anatolian gas pipeline, Middle Corridor, TRACECA and others are among such projects. Nevertheless, Turkiye's ambitious plans require a large amount of resources and finance that Ankara does not have. Turkiye's further policy in this direction will depend on the actions of the ruling elite, relations with its partners and the position of other regional minihubs — primarily Azerbaijan and Kazakhstan.

References

Avatkov V. A., 2022. Turkiye and Azerbaijan: one nation — one state? // World economy and international relations. Vol. 66. No 2. P. 90-100. DOI: 10.20542/0131-22272022-66-2-90-100. (In Russ.)

Davutoglu A, 2010. The Foreign Policy of Turkiye and Russia // Russia in Global Politics. Vol. 8, No. 1. P. 60-70. (In Russ.)

Gurdeniz C, 2019. Articles on the Blue Homeland. Istanbul: Red Cat Publishing House. 528 p. (In Turk.).

Novikov V. V, 2021. Geopolitical and Economic Factors of the Development of the Energy Sector of Azerbaijan and Turkiye // Geoeconomics of Energetics. No. 1 (13). P. 157-174. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_ 13_1_157. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Turkish Foreign Policy. Facts, Documents, Comments from the War of Independence to the Present. Vol. 3. 2017 / Oran B. (ed.). Istanbul: Communication Publications. 885 p. (In Turk.).

Rehimov R., Keskin O., 2021. The Zangezur corridor will provide a new connection between Turkiye and Azerbaijan // https://www.aa.com.tr/ru/MHp/ зангезуpскнн-коpн,цоp-о6еспеннт-новое-соо6mенне-меx,цу-туpцнен-н-a3ep6angxaHOM/2259451, accessed 21.07.2022. (In Russ.)

Yuz,ba§wglu N, Ekberova E., 2021. Zangezur corridor will unite the Turkic world — Azerbaijani Ambassador // https://www.aa.com.tr/ru/туpцнa/зангезуpскнн-коpндоp-o6iegHHHT-TropKCKHH-MHp-nocon-a3ep6angxaHa/2417938, accessed 21.07.2022. (In Russ.)

Albayrak (Turkiye) will manage terminals in the Baku port // https://portnews.ru/ news/332508 /, accessed 21.07.2022. (In Russ.)

Bulgarian citizens will be able to enter Turkiye using internal passports // https:// regnum.ru/news/3653566.html, accessed 28.07.2022. (In Russ.)

A delegation from Turkiye visited the port of Kuryk // https://portkuryk.kz/ru/port/ news /?title=port_kuryik_posetila_delegatsiya_iz_turtsii_434, accessed 21.07.2022. (In Russ.)

The growing importance of the Trans-Caspian International Transport Route was discussed in Turkiye // https://middlecorridor.com/ru/press-tsentr/novosti/rastushc-huyu-znachimost-transkaspijskogo-mezhdunarodnogo-transportnogo-marshruta-ob-sudili-v-turtsii, accessed 21.07.2022. (In Russ.)

Turkiye said that gas reserves in the Black Sea will last for 45 years // https://www. vedomosti.ru/economics/news/2022/05/07/921293-zapasov-gaza, accessed 21.07.2022. (In Russ.)

Turkiye hopes to create a security corridor on the border with Syria in the near future // https://tass.ru/ekonomika/14762527, accessed 17.07.2022. (In Russ.)

Turkiye supports the further implementation of TRACECA initiatives and is ready to provide direct assistance // http: //www.traceca- org.org/ru/ strany/turcija/ novosti-pod-robno/n/Turkiye _supports_the_further_implementation_of_traceca_initiatives_and_ is_ready_to_provide_direct_ass/, accessed 21.07.2022. (In Russ.)

Erdogan said that the grain corridor will start functioning in the coming days // ht-tps://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15288279, accessed 22.07.2022. (In Russ.)

istanbul Havalimani'nin Agili§ Toreninde Yaptiklari Konu§ma // https://www.tccb. gov.tr/konusmalar/353/99488/istanbul-havalimani-nin-acilis-toreninde-yaptiklari-konusma, accessed 21.07.2022. (In Turk.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.