Научная статья на тему 'Трансграничность — приоритетная тенденция регионального экономического развития'

Трансграничность — приоритетная тенденция регионального экономического развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1268
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мрикаев К. Р.

Статья посвящена анализу проблем становления и развития еще малоизученных в отечественной экономической литературе так называемых «трансграничных регионов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансграничность — приоритетная тенденция регионального экономического развития»

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ - ПРИОРИТЕТНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗБИТИЯ

К.Р. МРИКАЕВ,

аспирант,

Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 362021, Владикавказ, ул. Космонавта Николаева, 44, (8672) 749379, [email protected].

Статья посвящена анализу проблем становления и развития еще малоизученных в отечественной экономической литературе так называемых «трансграничных регионов».

Ключевые слова: региональная экономика, трансграничная территория, пространственные процессы.

Экономика различных трансграничных регионов отражает их территориальные особенности — степень населенности территории, уровень периферийности местоположения, число малых и средних промышленных и инновационных центров, наличие определенных естественных и культурных ресурсов, а также уровень среднего числа регионального валового внутреннего продукта на одного жителя. К этому следует прибавить существенные различия в экономическом потенциале, популяционной плотности, мере урбанизации и организации национальных систем.

Обобщающим итогом развития той или иной трансграничной территории является уровень жизни населения на данной территории. А учет этих обстоятельств должен стать основой разработки эффективной региональной экономической политики по реализации экономического потенциала трансграничных регионов.

Трансграничная региональная экономика развивается под влиянием различных факторов. В то время, как в одних трансграничных регионах первенствует экономический застой, безработица и сильный государственной контроль, в других — экономический подъем, рост занятости и ослабление государственного контроля. Также существенно различается и бюджетная поддержка различных трансграничных регионов (1).

Развитие ведущих стран европейского региона, в которых самый высокий ВНП на одного жителя, обнаруживает, в чем состоит, например, один из главных вызовов европейского пространственного планирования, — потребность способствовать одновременному уравновешенному и многоцентровому развитию всех регионов всех стран Европы. Для этого необходимо сконцентрировать ресурсы и возможности каждого региона, используя для этого ее собственные внутренние преимущества, чтобы создать систему внутрирегиональных стимулов экономического роста и превратить его в регион трансграничного статуса.

Тем не менее, существуют и общие тенденции и проблемы, общие факторы территориального экономического развития, что позволяет разрабатывать принципиально единую политику экономического развития национальной экономики на уровне ее регионального звена, которая включает развитие сети сотрудничества, распространения компетентности, важные проекты развития инфраструктуры, поощрения пространственного планирования. Особенно важно для регионального экономического развития сотрудничество в пограничных (трансграничных) районах.

Демографические процессы приводят к такой тенденции, как уменьшение в большинстве муниципалитетов популяционных размеров. В то же время такие депопуляционные движения обернулись концентрацией населения вокруг главных городов страны в связи с возросшей потребностью молодежи в высшем образовании и с желанием получить новые возможности для лучшей занятости. Кроме того, множество домашних хозяйств обнаружили тенденцию перемещаться в новые сферы регулирования — в зоны досягаемого расстояния до городов. Это еще более усилило развитие процесса урбанизации в виде разрастания городских агломераций.

© Мрикаев К.Р., 2009

В свою очередь, крупные технические корпорации имеют тенденцию группироваться в новых центрах именно в таких децентрализованных местоположениях.

Возникают и новые, нетрадиционные центры — для посещения магазина, культурного досуга, развлечений, спорта. Важность культурного понятия «окрестности» также исчезает, поскольку люди, с одной стороны, в состоянии заказать, а с другой — и получить больше услуг и основных функций в их собственных зданиях, чем было это возможно когда-либо ранее, одновременно будучи способными к более активному принятию участия в региональных и глобальных отношениях, чем когда-либо прежде.

Какие же тенденции обнаруживаются в ходе экономической динамики трансграничных регионов? Как развиваться сильным экономическим территориям? Как создать конкурентоспособные и привлекательные условия жизни в депрессивных регионах?

Современное общество формирует предпосылки для глубокого и многостороннего преобразования региональной экономики, изменяя социальные, политические и пространственные условия ее развития. Сегодня уже общепризнанно, что все процессы социального преобразования имеют социально-пространственные измерения. Это дает приоритет процессам становления территориальной (региональной) автономии, автономия комплексов регулирования, децентрализации руководства, развития локализации и районирования как результата гражданской инициативы.

Трансграничным регионом принято считать регионально-экономическое (территориально-производственное образование), которое организационно включает несколько местных или региональных органов власти. Эти органы власти, хотя и дислоцируются в одной географической точке, тем не менее, принадлежат различным национальным государствам.

В Европе в настоящее время сформировалось значительное число трансграничных (приграничных) регионов, которые иногда именуют «еврорегион».

Европейские трансграничные регионы возникали, как правило, на основе сотрудничества между пограничными муниципалитетами, районами или регионами. В трансграничных европейских регионах обычно проживают от одного до двух миллионов человек, а территориально они охватывают районы, расположенные на расстоянии примерно 50 км по обе стороны границы. Большинство из таких трансграничных (приграничных) регионов получает финансовую поддержку со стороны Европейской комиссии.

Европейские трансграничные регионы различаются по строению своей юридической и административной структуры. Они представляют чаще такое регионально-экономическое образование, которое не соответствует традиционному представлению о «регионе» как об элементе национально-экономической системы, по крайне мере — в классическом административно-конституционном смысле. Проблема возникает из того, что трансграничные регионы — именно в силу своего трансграничного статуса — частично выходят из сферы непосредственной компетенции национально-государственной администра-тивно-регламентируемой конституцией данной страны управления.

В этой ситуации максимальное значение приобретает оптимальная степень меры такой «частичности».

Ведь если она чрезмерна, то регион фактически выходит из национально-государственной и экономической системы, превращаясь в нечто самостоятельное (и политически, и экономически). Это уже не «трансграничность», а полная самостоятельность.

С другой стороны, недостаточная степень этой «частичности» чревата впадением в иное крайнее состояние, исключающее статус трансграничности.

Во многих трансграничных регионах экономические отношения формируются на основе своего рода гражданско-правовых соглашений между участвующими органами. А это совершенно новая форма организационно-экономической компетентности.

Например, классической формой для так называемых «еврорегионов» является «двойное объединение», предполагающее равное для муниципалитетов и районов право создавать по обе стороны границы такие производственные, торговые, посреднические, сбытовые и потребительские ассоциации, которые по своей правовой форме были бы одинаково приемлемы и могли бы эффективно функционировать в рамках своих различающихся национально-право вых систем.

В качестве следующего этапа практика демонстрирует возможность объединения таких ассоциаций на основе специальных гражданско-правовых трансграничных соглашений о формировании подобной трансграничной экономической организации. Примером таких трансграничных интеграций являются многие «еврорегионы», расположенные

ТЕ1^А ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕ131}А ЕС0\0М!СУ8 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

232

К.Р. МРИКАЕВ

вдоль пограничной линии «Германия-Бенилюкс», экономические границы которых устанавливаются в соответствии с общей моделью трансграничного региона (старейшим среди европейских приграничных регионов считается EURE-GIO) (2).

Трансграничное экономическое сотрудничество становится ключевым приоритетом европейской экономической интеграции. Это позволяет укреплять сотрудничество между государствами-членами и странами-партнерами вдоль внешней границы Европейского союза, что для российской экономики имеет особое значение.

В перспективе укрепления сотрудничества с регионами тех стран, которые граничат с Европейским Союзом, должно перерасти на международный уровень.

Трансграничная экономическая стратегия преследует четыре цели:

— ускорение экономического и социального развития в пограничных регионах различных стран,

— совместный ответ общим угрозам,

— гарантия экономически эффективных и безопасных границ,

— расширение форм экономического сотрудничества на уровне гражданского общества.

Были установлены два типа программ по развитию трансграничного экономического сотрудничества:

— программы, интегрирующие два и больше регионов, объединенных общей границей,

— программы, интегрирующие многоуровневые трансграничные связи.

Пятнадцать таких программ распространены вдоль юго-восточных внешних границ

Европейского союза (с полным финансированием в 1,1 млрд. евро в течение семилетнего периода — 2007 по 2013 годы); взаимовыгодное трансграничное сотрудничество будет также профинансировано Европейским Региональным Фондом Развития (3).

В то же время основное бремя финансирования трансграничного сотрудничества выпадает на региональных и местных партнеров с обеих сторон границы. Они должны проанализировать их общие потребности, идентифицировать приоритеты, разработать действия, которые преимущественно относятся к их местной ситуации. Управление программами должно быть предоставлено местной или национальной власти, совместно отобранной всеми участвующими в программе сторонами.

Главное новшество трансграничной экономической организации, свидетельствующее о действительной экономической интеграции, состоит в том, что программы, вовлекающие регионы с обеих сторон общей границы в сотрудничество, финансируются за счет единого бюджета, у трансграничных регионов общие структуры управления, общие правовые рамки и правила выполнения, гарантирующие полностью уравновешенное товарищество между участвующими странами.

В настоящее время категориальное определение трансграничного региона сводится к его характеристике как территориального образования, которое включает и объединяет сопредельные субнациональные территории двух или нескольких национальных государств. Это актуализирует экономические процессы, которые способствуют укреплению институционального потенциала через межграничные контакты.

Глобализация изменяет региональные границы в результате изменения территориальных отношений. Размывание и преодоление границ превращается в главный фактор межгосударственной экономической интеграции. Огромное значение для этого имеет снятие тарифного барьера для развития торговли.

В трансграничных районах существуют значительные объемы трансграничной миграции (например, более 600 000 человек, которые проживают в одной стране Европейского Сообщества, но работают в другой стране, должны быть адаптированы к различным национальным правовым системам и практике, поскольку они могут ежедневно сталкиваться с административными, правовыми и налоговыми препятствиями для реализации своей мобильности. В прикладном аспекте важно представить конкретные рекомендации и указания, касающиеся прав и обязанностей работников, живущих в одной стране, а работающих в другой.

В настоящее время в Европе расположено более двадцати трансграничных партнерских корпораций (в 13 странах). Созданные для удовлетворения потребностей в информации и координации в отношении мобильности в трансграничных районах, такие партнерские компании позволили объединить усилия государственных служб занятости,

учебных центров, работодателей и профсоюзов, местных властей и других институтов, специализирующихся в области занятости и профессиональной подготовки кадров.

Трансграничные службы служат инструментом соединения между администрациями, профсоюзами и социальными партнерами. Они также представляют собой важный инструмент мониторинга трансграничной сферы занятости, которая является ключевым элементом в развитии эффективного общеевропейского рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Например, такой трансграничный (в силу своей столичности) регион, как Стокгольм, производит приблизительно 25 процентов валового национального продукта Швеции, одновременно получая из бюджета страны не более 10 процентов от общего объема государственных инвестиций (см.: Facing ESPON. Editor Christer Bengs. Stockholm 2002. S. 150).

2. См. подр.: EUREGIO. (Источник — http://www.euregio.de/cms/publish/content/show-page).

3. См.: Neighbourhood and Partnership Instrument (ENPI). // Official Journal of the European Union. L 310/1. I (Acts whose publication is obligatory). Regulation (EC) No 1638/2006 of the European Parliament and of the Council of 24 October 2006.

ТЕ131}А ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.