А. В. Шиловский
ТРАНСГРАНИЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ: ПРИМЕР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Работа представлена кафедрой международных отношений и политологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. С. Макарычев
В статье рассматриваются перспективы развития трансграничных интеграционных инициатив с участием Мурманской области и северных норвежских губерний, в контексте создания упрощенного визового режима на данном участке границы.
Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, региональная интеграция.
The article touches upon future prospects of cross-border cooperation between Murmansk and Norwegian provinces in the context of establishing favorable visa rules at this part of the state border. Key words: cross-border cooperation, regional integration.
Вопросы развития трансграничных интеграционных инициатив с участием регионов Северо-Запада России в современной научной литературе рассматриваются в основном на примерах так называемых евро-регионов, созданных на территории Республики Карелия, Псковской и Калининградской областей. Внимание Мурманской области в этом контексте уделяется в меньшей степени. Тем не менее уже сегодня можно с уверенностью говорить о наличии у региона возможностей выхода на качественно новый уровень приграничного взаимодействия с иностранными партнерами.
Речь идет в первую очередь о приграничном интеграционном проекте с участием Печегского района Мурманской области и коммуны Сёр-Варангер губернии Финн-марк (Норвегия). Изначально, инициатива, прозвучавшая с норвежской стороны, была нацелена на создание особой «Поморской зоны» на территории сопредельных муниципалитетов1. Новизна и амбициозность проекта заключалась в стремлении создать на границе зону, в инфраструктурном смысле подготовленную к освоению нефтегазовых ресурсов Баренцева моря и в высокой степени интегрированную в плане гармонизации национальных таможенных, пограничных и визовых законодательств.
Однако идея не получила активной поддержки в российском МИДе, хотя и не была
в корне отвергнута. Надо признать, что определенные аспекты данной инициативы не были с научной точки зрения в достаточной степени проработанными и породили сомнения и объективные вопросы со стороны европейского научного сообщества (например, о статусе «зоны», о степени вовлеченности в проект властей разных уровней, о специфике правовых и финансовых инструментов и т. д.)2. Кроме того, у обеих сторон присутствовало понимание того, что «Поморская зона» является долгосрочным и, в сущности, концептуальным проектом, скорее вырисовывающим общее видение сторонами стратегических направлений сотрудничества в этой части Северной Ев -ропы (или, как ее называют сами норвеж-цы, «концепцией нормализованного (упорядоченного) и новаторского приграничного сотрудничества).
Гораздо более реалистичным и осязаемым является проект городов-близнецов на территории приграничных муниципалитетов. Так, 9 июня 2008 г. главами Печенгс-кого района и коммуны Сер-Варангер было подписано Совместное заявление о сотрудничестве муниципалитетов, согласно которому стороны намерены в своих взаимоотношениях использовать формат «городов-близнецов» для обеспечения гармоничного развития обеих территорий. Согласно документу, Печенга и Сёр-Варангер наме-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
рены в ближайшее время разработать организационную структуру проекта и осуществлять взаимодействие сразу по нескольким направлениям (экономика, социальная сфера). Ключевым в рамках данной инициативы также является решение вопроса по безвизовому посещению приграничных территорий жителями Печенгского района и коммуны Сёр-Варангер.
Своего рода «прорывом» в развитии приграничных контактов между Россией и Норвегией можно считать достигнутое на встрече министров иностранных дел двух стран в начале июня принципиальное решение о необходимости установления безвизового режима для жителей Мурманской области и Финнмарка. Как заявил на пресс-конференции в Мурманске С. Лавров, «уже ведутся переговоры о таком режиме между Россией и Евросоюзом... между Норвегией и нашей страной это будет сделать даже гораздо проще»3. Обсуждение вопросов подобного характера на уровне министерств говорит о присутствии у сторон понимания объективной необходимости перехода на качественно новый уровень трансграничного взаимодействия на данном участке границы.
Надо признать, очередной прецедент создания упрощенного визового режима на границе с европейскими государствами является крайне актуальным и полезным для современной России. Недавний опыт организации в Европе безвизовых поездок иностранных болельщиков на футбольные матчи (англичан в Москву, россиян в Австрию) показал, что с технической точки зрения подобные задачи вполне реализуемы. К тому же в российской истории последних лет есть примеры организации на территории Московской, Ленинградской и Калининградской областей в экспериментальном формате упрощенных процедур въезда в Россию иностранных туристов (эксперимент проводился с сентября 2001 г. по сентябрь 2002 г.). Иностранные граждане могли получить визу на 72 часа по прибытии в Россию, имея на руках туристические ваучеры. К сожалению, подобный эксперимент был многи-
ми специалистами признан не оправдавшим себя. Количество туристов, например, в Санкт-Петербурге, воспользовавшихся возможностью получить визы, на превысило 150 (!) человек в год4. К тому же идея упрощенного въезда в Россию не нашла своего продолжения и по политическим причинам. В частности, такой режим должен вводиться в двустороннем порядке. На практике же государства ЕС пока не спешат ввести на своей территории упрощенный порядок получения виз для россиян.
Сегодняшняя ситуация на российско-норвежской границе свидетельствует об обратном - среднестатистическое количество пересечений норвежцами границы доходит до 10-11 тысяч человек в год, а стремление перейти к упрощенному формату взаимных поездок граждан присутствует как в России, так и в Норвегии. Кроме того, уже в июле-августе 2008 г. под эгидой МИДов двух стран планируется начать комплексные российско-норвежские консультации по вопросам создания максимально благоприятных условий для развития сопредельного сотрудничества. На повестке встреч -вопрос о возможности вывода из режима погранзоны городов Печенга, Никель и Заполярный, упрощении визовых процедур для жителей приграничных районов вдоль российско-норвежской границы, подготовке межправительственного соглашения о придании автомобильному пункту пропуска «Бо-рисоглебск» статуса многостороннего.
В качестве образца соответствующих межправительственных соглашений об упрощении визового режима могут быть использованы уже имеющиеся договоры России с Литвой и Польшей5. Формат данных документов подразумевает расширение группы граждан, получающих визу бесплатно, случаи возможного безвизового пересечения, упрощенные условия взаимных транзитных поездок.
Более того, установление упрощенного визового режима будет иметь концептуаль-ное значение для утративших актуальность трансграничных субгосударственных российско-норвежских инициатив. Так, совер-
Трансграничная региональная интеграция на севере Европы: пример Мурманской области
шенно новое «прочтение» приобретает так называемая концепция «Мурманского коридора». Инициированная в 1996 г. она представляет собой форму сотрудничества Мурманской области с норвежскими губерниями Тромс, Норланд, и Финнмарк. Задумывался проект как подчеркнуто аполитичный, направленный на развитие совместного бизнеса предпринимателями двух стран, и, помимо прочего, подразумевал создание схемы автомобильного, авиационного и железнодорожного сообщения между севером Норвегии и Мурманской областью.
Смысл концепции представителями норвежской стороны расшифровывался как продвижение 4 «К»: капитала, коммуникаций, компетентности и культуры6. В контексте сегодняшних попыток России и ЕС определить формат своих будущих взаимоотношений в сравнение к 4 «К» неизбежно напрашиваются «четыре общих пространства» России и ЕС (общее экономическое пространство, пространство свободы, безопасности и правосудия, пространство сотрудничества в области внешней безопасности и пространство в области научных исследований, образования и культуры). Однако в случае с концепцией «Мурманский коридор» не приходится говорить о существовании зафиксированных на бумаге каких-либо «дорожных карт».
Тем не менее можно утверждать, что прообраз локальных пространств (по случайности тоже четырех) у Мурманской области и северонорвежских губерний существует уже с 1996 г. И с учетом будущих пер-
спектив по формированию упрощенного визового режима между Россией и Норвегией особенно актуальных становится вопрос о том, не окажется ли «интеграционный» потенциал (потенциал «контактности») у норвежского конструкта выше, чем у четырех европейских измерений.
Подводя итог, можно предположить, что независимо от того, будет ли безвизовый режим на российско-норвежской границе установлен изначально лишь на межмуниципальном уровне (для жителей Пе-ченгского района и коммуны Сёр-Варан-гер) на региональном (для мурманчан и жителей Финнмарка) или в целом для широких масс граждан двух стран, но при условии, что согласование уже принятых принципиальных решений и претворение их в жизнь МИДами России и Норвегии будет осуществлено в адекватные сроки, опыт международного общения на севере Европы может обнаружить важные для российской внешней политики выводы. В первую очередь о том, что в силу медлительности и бюрократичности административно аппарата ЕС эффективно решать общие задачи устойчивого развития России легче со странами, не обремененными членством в Союзе.
Перспектива установления на российско-норвежской границе упрощенного визового режима даст стимул к дальнейшему развитию сопредельных территорий (муниципалитетов, самой области) и будет иметь решающее значение для российско-европейских отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Правительственная стратегия развития северных территорий Норвегии // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regjeringen.no/upload/UD/Vedlegg/strategien.pdf
2. Joenniemi P., Sergunin A. Towards a New Pilot Region? The Norwegian-Russian Pomor Zone: Challenges and Opportunities. Policy Memo, 2008. P. 4.
3. Вареник P. Россияне смогут ездить по Европе без визы // Комсомольская правда. 2008. 16 июня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24114.5/337554/
4. Эксперимент МИД с упрощенными визами не удался // Информационно-правовой портал КАДИС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kadis.ru/daily/dayjust.phtml?id= 5490&PrintVersion=1
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша (Варшава, 18 сентября 2003 г.).// Бюллетень международных договоров. 2003. N 12. С. 58 - 64.
6. Смирнов А. Мурманский коридор. Мурманск: Север, 1998. С. 60.