ЗАОЧНОЕ УЧАСТИЕ
Аккерман О.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ: ПРИЧИНЫ ЯВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАБОЧИЙ»)
Современные исследователи, рассматривающие систему жанров журналистики, не устают пополнять и видоизменять разработанные ими и до них классификации; сопровождают их замечаниями о взаимопроникновении и размывании жанров, отдают дань памяти ушедшим со страниц газет памфлету и фельетону. Журналисты-практики часто не решаются дать своему тексту жанровое имя. А газетные полосы свидетельствуют о том, что чистый жанр - явление не нашего времени.
Что же происходит в современной системе жанров, рассмотрение которой как постоянно изменяющейся совокупности не теряет своей актуальности, вызывает споры, не приводящие пока к одному мнению? Поставив перед собой цель рассмотреть трансформацию жанровой системы печатных СМИ, мы ознакомились с современными исследованиями жанровой системы, проанализировали явления «новый жанр» и «смешение жанров» на примере региональной газеты «Челябинский рабочий» и обсудили с журналистами издания интересующий нас вопрос.
Жанр - это тип произведения, который складывается исторически и существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Жанр долгое время рассматривали как нечто неизменное. Теория журналистики, опираясь изначально на систему жанров литературоведения, долгое время ее лакировала. Писать по установленной схеме было проще. Следование жанровым канонам в советское время было, кроме того, продолжением регламентации жизни, а жанровое разнообразие прессы вуалировало ее малосодержательность.
Журналистика реагирует на все изменения общественных условий. Демократизация не могла не сказаться на свободе изложения информации. Один из новейших жанров «веблог», не до-
пускающий даже редактора, был бы невозможен в обществе прошлых идеологий. Сегодня электронные дневники есть у многих Интернет-изданий и газет, имеющих свой сайт. Если раньше важны были цели воспитательные, пропагандистские, т.е. внешние, то сейчас журналист руководствуется внутренним побуждением. Он лишь несет читателю, которого рассматривает как равноправного собеседника, свое видение мира. Воспитательная задача жанра особенно не актуальна для массовой и желтой прессы, и именно там - максимум публикаций трудно определимых жанров. Так, опираясь на современные исследования и собственные наблюдения, можно выделить причины размывания границ жанров: это общественная ситуация, личная позиция автора и особенности издания, ориентирующегося на своего читателя.
Изменился взгляд на человека. Возможно, поэтому очерк может быть сдвинут аналитической статьей. Ведь анонимную статистику воспринять проще, чем пережить трагедию конкретного человека. В параллель с этим - кризис портрета в изобразительном искусстве. Газета должна продаваться, отсюда - популярность журналистики «жареных фактов». Но поиск фактов - дело трудоемкое. И вот журналистика фактов подменяется журналистикой мнений (ведь комментарии сегодня готовы дать все. Отсюда, кстати, и популярность интервью). По тем же причинам под видом репортажа выдают жанр «пресс-релиз», под видом интервью - «диктофон». Мини-рецензия, мини-история, мини-обозрение - это, по мнению некоторых исследователей, к числу которых относится Н. В. Бергер (Волгоградский госуниверситет), не отдельные жанры, а все тот же брак в работе журналиста. Даже расширенную информацию считают детищем неопытного автора, которому не удалось уместить все факты в лаконичную заметку. Некоторые исследователи говорят о мнимом обогащении системы жанров за счет такого «брака в работе». Другие (например, Александра Андреева, «Санкт-Петербургские ведомости») перегибают палку, выделяя в самостоятельный жанр «описание качеств товара и его применимость», «ход события», «событие и место, где оно произошло» и др.
Журналист, конечно же, влияет на жанры не только негативно. Чтобы текст был более интересным и информативным, профес-
сиональный журналист вынужден раздвигать тесные рамки жанровой формы. Картинка, вставленная в интервью, оживляет его. Это уже будет интервью с элементами репортажа, и без них оно рассыплется.
Рассмотрим реализацию современной жанровой системы регионального издания на примере одной их ведущих газет нашего региона - «Челябинского рабочего» (ЧР). Стремление газеты к качественной и интересной, оригинальной подаче информации, профессиональные журналисты, работающие над материалом, - эти основания исключают «бракованные» жанры. Жанровая палитра довольно интересна и разнообразна. Опора газеты на многолетние традиции и в то же время стремление быть интересной современному читателю, охват всех аспектов жизни определяет соседство старых и новых жанров на полосах газеты. Нередко в ЧР появляются очерки нравов, портретные и особенно путевые эссе в рубриках «Я так думаю», «Вы так думаете», журналистские расследования. Новый оригинальный жанр - информационный пакет, обладающий необычной композицией, который может содержать в себе и заметку, и интервью, и опрос, и статистику и т.д., отвечает потребности общества получить информацию о событии в широком ракурсе. Над пакетом работают несколько журналистов после мозгового штурма. Это облегчает работу, ускоряет добывание фактов. Возникает только вопрос - действительно ли это жанр или только метод? На наш взгляд, информационный пакет можно назвать жанром, когда он не только характеризует особый метод сбора (не поиска) информации, но и структуру материала, представляющую собой компиляцию разных жанров. Нередко редакция организовывает прямые линии читателей с каким-либо общественным деятелем. Отчет об этом событии появляется на страницах в виде жанра с таким же названием «прямая линия». Многообразие новинок в спорте, индустрии красоты и развлечений, желание увеличить аудиторию подтолкнуло к созданию вкладки «Афиша», где публикуются материалы в необычном жанровом варианте обзора, включающие информацию о новинке и сравнительный анализ услуги, предоставляемой разными фирмами. В ЧР можно наблюдать жанровую закрепленность за определенными страницами, однако не все авторы уделяют внимание
теории жанров.
Заведующий отделом культуры Айвар Валеев говорит о смешении жанров как о следствии их незнания, с одной стороны, с другой - явлении постмодернизма. Руководитель службы «Стиль жизни» Владимир Спешков считает жанровое смешение отражением времени «микс», когда переплетаются разные культуры и течения. Как обратный процесс он отмечает появление тоски по классическим жанрам. Заведующая отделом писем Нина Чистосердова считает лучшим на сегодняшний день жанром жанр интересный. «Не правда, что длинные тексты сегодня не читают. Напишите интересный очерк или фельетон, и они будут прочитаны. Их мало, потому что писать их довольно сложно».
Как мы видим, один из основных критериев при построении текста - ориентация на читательский интерес. Исследователи считают, что на сегодняшний день в теории журналистики более подходящим является понятие «публицистический текст». Оно отражает раскованность публицистики, персонификацию журналистики, работу ее в режиме диалога с аудиторией. Но в любом случае текст должен опираться на доминирующие в нем жанровые признаки, чтобы позволять автору достичь целей: дать оперативную информацию и необходимый анализ происходящего, создать ее понятийно-образную картину.
Богданова Н.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОРПОРАТИВНОМ ИЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
С начала 1990-х годов в России наблюдалось медленное и постепенное, а с середины - быстрое и скачкообразное развитие различных структур «паблик рилейшнз» в государственных органах. Стратегия государства в отношении гражданского общества, реализуемая в деятельности РЯ-служб. проявляется, прежде всего, в определенной информационной политике. В настоящее