Научная статья на тему 'Трансформация взглядов на генезис выдающихся способностей человека в мировоззренческой парадигме эпохи Средневековья и Возрождения'

Трансформация взглядов на генезис выдающихся способностей человека в мировоззренческой парадигме эпохи Средневековья и Возрождения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
293
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ТАЛАНТ / ГЕНИАЛЬНОСТЬ / СРЕДНИЕ ВЕКА / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ДАР / ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фомин Виталий Александрович

Актуальность статьи обусловлена необходимостью рассмотрения культурологического аспекта трансформации взглядов на генезис выдающихся способностей человека в свете их преемственности в культурной традиции двух пограничных эпох: Средних веков и эпохи Возрождения. В статье проведен анализ философской рефлексии над феноменом способностей человека, выявлена корреляция понятий «талант» и «гениальность» в двух различных культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация взглядов на генезис выдающихся способностей человека в мировоззренческой парадигме эпохи Средневековья и Возрождения»

10. Розин В.М. Современная культурология: проблемы формирования и методологический идеал культурологии // Личность, культура, общество. 2005. № 1.

11. Лях В.И. Исследовательский инструментарий теории культуры: подходы к изучению. Краснодар, 2016.

References

1. Laletin D.A. Kulturologiya [Cultural studies]. Voronezh, 2005.

2. Lisovyy I.A., Revyako K.A. Antichnyy mir v terminah, imenah i nazvaniyah [Ancient world in terms, names and titles]. Minsk, 1997.

3. Chiglintsev E.A. Reception of antiquity in the late XIX - early XXI centuries: theoretical and methodological foundations and cultural and historical practices: abstr. dis. ... PhD (history): 24.00.01. Kazan, 2009.

4. Mynda N.A. Glorification of creators in ancient culture: abstr. dis. ... cand. of culturology: 24.00.01. Moscow, 2010. 28 p.

5. Danilevskiy N.Ya. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Moscow, 2011.

6. Spengler O. Zakat Evropy [Sunset of Europe]. Moscow, 2018.

7. Rostovtsev M.I. Skifiya i Bospor [Scythia and Bosporus]. Moscow, 1925.

8. Galut O.V., Lyakh V.I. Antichnyy mir v duhovnoy culture Severnogo Prichernomorya [Ancient world in the spiritual culture of the Northern Black Sea coast]. Krasnodar, 2015.

9. Zubar V.M., Rusyaeva A.S. Na beregah Bospora Kimmeriyskogo [On the banks of the Cimmerian Bosporus]. Kiev, 2004.

10. Rozin V.M. Modern culturology: problems of formation and methodological ideal of culturology // Lichnost, kultura, obshchestvo. 2005. № 1.

11. Lyakh V.I. Issledovatelskiy instrumentariy teorii kultury: podhody k izucheniyu [Research tools of the theory of culture: approaches to studying]. Krasnodar, 2016.

УДК 1:14(140.8) В.А. ФОМИН

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ГЕНЕЗИС ВЫДАЮЩИХСЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Фомин Виталий Александрович, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), vitaleks@inbox.ru

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью рассмотрения культурологического аспекта трансформации взглядов на генезис выдающихся способностей человека в свете их преемственности в культурной традиции двух пограничных эпох: Средних веков и эпохи Возрождения. В статье проведен анализ философской рефлексии над феноменом способностей человека, выявлена корреляция понятий «талант» и «гениальность» в двух различных культурах. Ключевые слова: способности, талант, гениальность, Средние века, Возрождение, дар, теоцентри-ческая и антропоцентрическая модели мировоззрения.

UDC 1:14(140.8) V.A. FOMIN

TRANSFORMATION OF VIEWS ON THE GENESIS OF OUTSTANDING HUMAN ABILITIES IN THE WORLD OUTLOOK PARADIGM OF THE MIDDLE AGES AND RENAISSANCE

Fomin Vitaliy Aleksandrovich, graduate of the Krasnodar state institute of culture (33, 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), vitaleks@inbox.ru

Abstract. The relevance of the article is due to the need to consider the cultural aspect of the transformation of views on the genesis of outstanding human abilities in the light of their continuity in the cultural tradition of the two border ages: the Middle Ages and the Renaissance. The article analyzes the philosophical reflection on the phenomenon of human abilities, reveals the correlation of the concepts of «talent» and «genius» in two different cultures.

Keywords: abilities, talent, genius, Middle Ages, Renaissance, gift, theocentric and anthropocentric models of worldview.

С античных времен мыслителей волновали истоки и суть выдающихся способностей человека. Первоначальные идеи древнегреческих и позже древнеримских философов выражали суть космоцентрической модели мировоззрения. От космического огня в понимании Гераклита до даймона Сократа идеи о таланте трансформировались, проходя через теоцентрического мастера Средневековья до гения эпохи Ренессанса, имевшего антропоцентрические черты.

В эпоху Средних веков вместо языческого пантеона приходит вера в единого Бога-творца. Меняется взгляд на саму сущность творчества и, следовательно, происходит смена подхода к определению источника исключительных способностей человека.

В античной философии прослеживались три линии: «платоновская», с ее уклоном в самопознание и самораскрытие через творчество, где источником способностей человека было трансцедентное начало (Бог), «аристотелевская» с вектором в сторону изменения субъектом окружающей действительности и конкуренции с другими субъектами, где корнем способностей была телесная организация человека и «демокритовская» атомистическая линия, материалистически объяснявшая состав человека и, следовательно, его способности [1, с. 125].

С наступлением эпохи Средневековья меняется мировоззренческая парадигма в отношении мира и человека в целом. Отныне в качестве творящего начала признается Бог, трансцендентное начало, выходящие не только за пределы человека, но и мироздания. Бог «вырвал» все сущее в этом мире из небытия. Бог - creator (творец), дьявол может позволить себе лишь создать что-то «из себя», его именуют inventor (изобретатель).

Еще в античное время способности «гения» стали делить на врожденные и приобретенные. С приходом христианской культуры из евангельского текста (притчи о талантах) выделяют понятие «талант», для обозначения дара личности, исключительных способностей к творчеству.

Казалось бы, Блаженный Августин, направляя свои мысли к Всевышнему, именно Богу приписывает творческое начало. Бог создатель тела мастера, его души и его таланта. Бог и вещество для работы художника, и чувство, передающее веществу желание души человека. Душа советуется с Истиной, которая живет в душе и руководит ей, о великолепии работы [2, с. 162]. Гениальность - это выход за пределы познавательных способностей человека, которую невозможно достигнуть без веры. Вера предшествует акту познания, что оспорит позже Фома Аквинат, утверждавший, что прежде всего субъект познает, а уже потом верит. Фома считал, что свободу воли можно ограничить, а значит, и возможность человека пойти дальше данных ему познавательных способностей.

По Августину спасение человека предопределено Божественным провидением, следовательно, заранее заданы гениальность и талант. Против августиновской концепции Божественного предопределения выступает немецкий проповедник Бертольд Регенсбур-гский. Он впервые в средневековой философии вводит в употребление понятие личности (персоны) как одного из даров. В своей знаменитой проповеди «О пяти фунтах» Бер-тольд анализирует притчу о евангельских талантах. По его мнению, Бог дает человеку пять даров, первым из которых является дар личностности, вторым - дар призвания, служения или должности, третьим - дар времени, которое отпущено, четвертым -дар материального положения и пятым - дар любви к ближнему. Эти дары даются взрослому человеку, на которого Бог возлагает ответственность за то, как последний

распорядится предложенными ему дарами. Дети же, в понимании Бертольда, символизируют в данной притче первого раба, закопавшего монеты, и второго, который их пустил в дело, с той лишь разницей, что первый не имел Святого крещения, а следовательно, и даров Святого Духа. Господин дал таланты по силе каждого, а значит, и ответственность лежала неравномерно. Взрослый совершеннолетний человек в образе третьего раба нес полную ответственность за свои дары и оправдал ожидания господина. Ценности, которые подчеркивает в своей проповеди Бертольд, прямо отражают средневековое мировоззрение того времени. Ценность - то, что ценно для современника, является его целью и устремлением. Потерянный среди массы европейского населения индивид, жизнь которого ежечасно подвергалась опасности, жаждал ощущать себя личностью, лицом, сообразно декларируемой христианством проповеди о Божественных ипостасях. Значимость должности, на которую призывало человека общество, времени, дефицит которого явно ощущался в связи с близостью смерти и эсхатологическими предзнаменованиями, материальное благосостояние и, наконец, любовь в межчеловеческих отношениях, - всего этого явно не хватало в описываемую нами эпоху [3, с. 312334]. Следовательно, гениальность как совокупность всех даров и умение ими пользоваться наделяла Бертольдом человека как данность, но иного рода. Человек сам мог распорядиться ею или не распорядиться. Божественная предопределенность теряла свою мировоззренческую силу.

В разработках средневековых мыслителей проходит четкая грань: любое творение на земле есть или творение Бога, или природы, или человека-мастера, подражающего природе [4, с. 205].

В сущности, людей с незаурядными способностями в середине веков делили на две части в соответствии с господствующим в то время дуализмом и антиномией «грех -святость». Аскетический труд человека приносит плоды не только на духовной, но и на творческой ниве. Гений, по мнению средневековых мыслителей, либо одержим «духом злобы», т.е. диаволом, либо обладает святостью как божественным даром.

Мы видим, что эпоха Возрождения вернула мыслителей к идеалам античности, сменив теоцентрическое мировоззрение на антропоцентрическое. На первый план выходят не духовно-нравственные возможности и задатки средневековой личности, а творческие качества и интеллектуальные способности человека, возникает культ гения. В 1532 году, согласно одному из немецких философских словарей, понятие «гений» впервые упоминается в том понимании, в котором мы все его знаем.

Ренессанс дает миру огромное количество выдающихся людей в области не только искусства, но и науки и техники. В размышлениях практиков сталкиваются два подхода к пониманию творческих способностей: рациональный и иррациональный. Джорджо Вазари пишет, что, развивая свой талант и возвышаясь над остальными людьми, человек находит в себе Божественный дар, а не достижения человеческих рук, тогда как Леонардо да Винчи говорит о качественности, наперекор тому, что показывает чувственный опыт [5, с. 21].

Эпоха Возрождения открывает для человека путь к «теозису». Теперь не античные боги подсказывают человеку, как творить, не сам «средневековый» Бог творит руками человека, а человек достигает обожествления через творчество. «Кондитор», творец, основатель, учредитель - именно так отныне звучит имя человека творческого.

Но ответственность за раскрытие своего потенциала отныне лежала тоже на человеке. Пико делла Мирандола размышляет о божественной воле, которая ставит человека в центре мира как «творение неопределенного образа», предлагая ему самому сформировать себя в предпочтительном для себя образе, выбрав себе и место, и обязанность, и лицо, стать мастером, приняв решение, переродиться усилиями собственной воли или в низшее, или высшее и божественное [6, с. 215].

Описывая высший потенциал человека, «предел внутренней возможности», Данте Алигьери использует термин «virtu», т.е. «доблесть», «талант». По его мнению,

каждая вещь имеет свою virtu сообразно своей природе и по этой причине делает то, для чего данная вещь приспособлена, и от качества ее деятельности зависит ее «виртуозность» [7, с. 121].

Мыслители Возрождения сделали попытку переосмыслить антропологическиий тип творческого человека, создать некий образ идеала, гармоничной личности. Однако они начисто лишали данных творческих способностей всех без исключения, отдавая дань уважения таланту лишь немногих, например поэтов [8, с. 504].

Таким образом, принято считать, что теоцентрическое мировоззрение Средневековья не могло преодолеть необходимость перенести внимание внутрь субъекта, поставив человека-творца в основание антропоцентрической модели мировоззрения и творчества, что стало под силу лишь эпохе Возрождения. Однако, лишь пристально глядя по ту сторону бытия, человеческая мысль смогла вернуться к себе. Мыслители Средневековья подготовили теоретический базис для того, чтобы философы Возрождения обосновали высшее проявление способностей человека как божественный дар, данный под ответственность и в руки человека.

Литература

1. Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Формирование психологической концепции одаренности в эпоху Возрождения // Известия МГТУ. 2014. № 2 (20).

2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 2007.

3. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.

4. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. М., 2015.

5. Хомченкова Е.А. Феноменология гениальности: от антропной к социокультурной детерминации: дис. ... канд. философских наук: 09.00.13. Омск, 2007. 111 с.

6. Дж.П. делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. М., 1996.

7. Пукшанская И.П. «Божественная комедия» Данте Алигьери как начало ренес-сансного самосозидания человеческой души // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2009. № 2.

8. Петрарка Ф. Книга писем о делах повседневных. Гл. XXIV, 3 // Ф. Петрарка. Эстетические фрагменты. М., 1982.

References

1. Ivleva M.L., Inozemtsev V.A. Formation of the psychological concept of giftedness in the Renaissance // Izvestiya MGTU. 2014. № 2 (20).

2. Augustine Aurelius. Confession. Moscow, 2007.

3. Gurevich A.Ya. Individ i sotsium na srednevekovom Zapade [The individual and society in the medieval West]. Moscow, 2005.

4. Eco U. Iskusstvo i krasota v srednevekovoy estetike [Art and beauty in medieval aesthetics]. Moscow, 2015.

5. Khomchenkova E. A. Phenomenology of genius: from anthropic to sociocultural determination: dis. ... candidate of philosophical sciences: 09.00.13. Omsk, 2007. 111 p.

6. G.P. della Mirandola. Rech o dostoinstve cheloveka [The speech about the dignity of the person]. Moscow, 1996.

7. Pukshanskaya I.P. «Divine Comedy» of Dante Alighieri as beginning of the Renaissance self-creation of a human soul // Vestnik SPbGU. Seriya 6. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2009. № 2.

8. Petrarca F. Book of letters on affairs daily. Ch. XXIV, 3 // F. Petrarca. Aesthetic fragments. Moscow, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.