Научная статья на тему 'Ренессансные истоки современного индивидуализма'

Ренессансные истоки современного индивидуализма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
470
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУУМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СООБЩЕСТВО / СОЦИУМ / PERSONALITY / INDIVIDUAL / IDENTITY / COMMUNITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Давыдов О. Б.

В статье рассматривается философский аспект становления личности как индивидуума в эпоху Возрождения. Особенность трансформации духовной жизни данной исторической эпохи интерпретируется как реактуализация внутренней ценности человека, его самодостаточности, взгляд, противопоставляемый средневековому социоцентричному пониманию человека как члена сообщества. Эстетический индивидуализм трактуется как исток позднейшего развития массового индивидуализма, ориентирующегося не на самодостаточность индивида, как творца самого себя, а как автономного агента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENAISSANCE ORIGINS OF MODERN INDIVIDUALISM

The article discusses the philosophical aspect of becoming a person as an individual in the Renaissance. Feature of the transformation of the spiritual life of this historical era reactualization interpreted as an intrinsic value of man, his self-sufficiency, look, opposable sociocentric medieval understanding of man as a member of the community. Aesthetic individualism is treated as a source of later development of mass individualism. The author focuses not on self-sufficiency of an individual, as a creator himself, but as an autonomous agent.

Текст научной работы на тему «Ренессансные истоки современного индивидуализма»

УДК 141.8.10

Davydov O.B. RENAISSANCE ORIGINS OF MODERN INDIVIDUALISM. The article discusses the philosophical aspect of becoming a person as an individual in the Renaissance. Feature of the transformation of the spiritual life of this historical era reactualization interpreted as an intrinsic value of man, his self-sufficiency, look, opposable sociocentric medieval understanding of man as a member of the community. Aesthetic individualism is treated as a source of later development of mass individualism. The author focuses not on self-sufficiency of an individual, as a creator himself, but as an autonomous agent.

Key words: personality, individual, identity, community, society.

О.Б. Давыдов, канд. филос. наук, доц. Дальневосточного гос. гуманитарного университета,

г. Хабаровск, E-mail: 328gr@rambler.ru

РЕНЕССАНСНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО ИНДИВИДУАЛИЗМА

В статье рассматривается философский аспект становления личности как индивидуума в эпоху Возрождения. Особенность трансформации духовной жизни данной исторической эпохи интерпретируется как реактуа-лизация внутренней ценности человека, его самодостаточности, взгляд, противопоставляемый средневековому социоцентричному пониманию человека как члена сообщества. Эстетический индивидуализм трактуется как исток позднейшего развития массового индивидуализма, ориентирующегося не на самодостаточность индивида, как творца самого себя, а как автономного агента.

Ключевые слова: личность, индивидуум, идентичность, сообщество, социум.

Античная Греция является культурной и философской колыбелью западноевропейской цивилизации. Это обстоятельство придает этой цивилизации особые свойства, способность диалектически совмещать единство и разнообразие, узнавать себя в инобытии. Динамика европейской и всемирной истории идей едва ли может быть адекватно истолкована без обращения к ее главному мотиву - прорыву к античным истокам, который ярко проявился в том, что получило название Ренессанса. Гуманистический антропоцентризм дано эпохи, естественно, имеет много общего с античным, связываемым с сократовским «антропологическим поворотом» в философии, однако, у него есть и существенные особенности.

Ренессансная эпоха приходит на смену Средневековью и ее основные особенности необходимо рассматривать в данной оппозиции. Восстание против институционально ветшающей христианской традиции, церковного политиканства и набиравшей силу инквизиции, сопровождалось увеличением интереса ко всему античному, прежде всего неоплатонической философии и эстетике телесности. Разложение феодального социального устройства и возникновение новых форм социального бытия создают питательную среду для творчества. Растущий социальный слой предприимчивого мещанства с ростом благосостояния и независимости начинает все более негативно и критически относиться к родовой аристократии и духовенству, к сословному и цеховому делению социума в целом.

Вместе с тем, данная эпоха может быть охарактеризована как эпоха «междуцарствия», перехода, когда устоявшиеся социальные институты и нормы перестают быть эффективными, тогда как новые еще не сформированы либо недостаточно развиты. Так, постепенный распад целостного духовного континуума, контролировавшегося церковью и вовлекавшего все стороны жизни средневекового человека и выделение сферы светского, сферы индивидуальной творческой и предпринимательской свободы, явились характерными процессами для эпохи Возрождения. Пограничное время, несущее черты старого и нового, и при этом радикально отличное от того и другого, открыло горизонты небывалой свободы творчества и самовыражения.

В средневековую эпоху человек сознавал себя всего членом сообщества, от которого он получал идентичность и включался через сопричастность к нему в универсум. Развитие объективных социальных реалий и трансформация человеческой субъективности в ренессансную эпоху привели к формированию человека самим себя как духовной и креативной индивидуальности. Религиозно напряженный и античный героический типы человека объединяются в ренессансном индивидуализме.

Религиозность возрождения отличается от средневековой тем, что она получает четко выраженную тенденцию к натурализму и пантеизму, противопоставляемому средневековому спиритуализму. Религиозное искусство становится подчеркнуто антропоморфным и утрачивает иконический символизм, человек

все больше узнает себя в изображении. Происходит имманен-тизация божественного, преодоление его трансцендентной удаленности и отождествление его с тварным миром, который все чаще называют античным словом Природа.

В социальной сфере происходят фундаментальные сдвиги, изменяются межличностные отношения, в частности межполовые, трансформирующиеся под влияние куртуазной любовной лирики. Таким образом, индивидуализм синхронно возрастал во всех сферах повседневной жизни, часто доходя до крайнего отрицания социальной и этической стороны человеческого бытия. Причем известные художественные и политические гении этой эпохи демонстрировали чрезвычайную амбивалентность стремлений и наряду с великими подвигами и свершениями, зачастую в повседневной жизни нарушали все нормы и традиции социальной жизни.

Платоновская академия на вилле Медичи явилась центром развития возрожденческого мировоззрения. Так, Пико дела Ми-рандола отождествлял творческую способность человека с божественной, утверждая, что человек сотворен Богом наполовину, является незавершенным творением, а завершить его он должен сам, реализуя собственный творческий потенциал. Humanitas сливается с divinitas и индивид получает атрибуты божества, в первую очереть творческую способность и абсолютную свободу. Широко распространенная в наши дни идея саморазвития происходит, в том числе, из этого понимания взаимодействия божественного и человеческого, возникшего в эпоху Ренессанса. Каждый индивидуум мыслится уникальным, он создает собственный проект самого себя, своей социальной и этической конфигурации, закладывая основы того, что позднее назовут идентичностью.

Сплавление горизонтов трансцендентного и имманентного проявляется и в философии Николая Кузанского, который размышляет о совпадении противоположностей, о тождестве божественной бесконечности и бесконечности универсума, который есть не просто пассивное отражение творческой мощи Бога, а как «соразмерная Богу творческая бесконечность или explicatio Dei» [1, c. 95]

Именно индивид, во всем его богоравном достоинстве есть микрокосм, отражающий бесконечное богатство макрокосма, вбирающий в себя все и преображающий через собственное творческое усилие. Метафизическое возвеличивание конкретного человека как средоточия Вселенной, пограничного существа, стоящего на грани духовного и материального, точке схождения всех противоположностей призвано преодолеть все ограничения, которые могут помешать его самореализации. Человек полагается вне какой либо иерархи, будь то иерархия социальная, политическая или церковная, единственный закон для него - повелевать самому над собой.

Абсолютизация человеческого может быть определена как особый универсализм, отвергающий различия между конкрет-

ными эмпирическими индивидами с их нередуцируемой ограниченностью и стремящийся к постижению бытия с позиции целостности. Тем не менее, ренессансному сознанию присущи мощные индивидуалистические тенденции, впоследствии развернувшиеся в различные формы новоевропейского антропоцентризма от аналитической картины мира естествознания до предпринимательско-потребительского индивидуализма капиталистической эры. Переход от универсального к партикулярному, отразившийся в социальном контексте как попорот от коммунитарной формы бытия к автономному индивидууму, движимому собственными интересами и находящимся в перманентной борьбе с другими, представляет собой основную черту ренессансного мышления.

Своеобразный «эксклюзивный» гуманизм Возрождения противопоставляется инклюзивному общинному пониманию человека в средневековую эпоху. Более, того основные оппозиции, которыми оперирует философия, и которые стали фундаментальными для европейской культуры, такие как секулярное и сакральное, трансцендентное и имманентное, антропоцентризм и теоцентризм, возникли именно в это эпоху.

Возрожденческий индивид - не просто человек, но титан, чья мощь простирается на все бытие, не ограничиваясь лишь духовным или материальным. Демиургические интенции проявлялись в подъеме интереса к магии, астрологии и оккультизму, от которых ждали высвобождения сил природы в интересах человека. Появляется особый тип авантюриста, постоянно ищущего приключений, живущего желаниями и подверженного страстям.

Идеал самоутверждения, самостоятельности проявляется и в поиске оригинальности, если в Средние века необходимым являлось приверженность традиции и сохранение канонов, то для ренессансного антропоцентризма это становится недостатком. Философское творчество этой эпохи отличается неодолимым влечением к мудрости, в частности у мудрости древних, но в то же время ей не хватает понятийной строгости и систематичности, что часто выливалось в синкретизм и путаницу в изложении [2, с. 88].

Эстетизация жизни и утверждение примата субъективно понятой, но при этом разлитой в природе красоты над коммуни-тарной этикой и религиозными истинами характерны для ренес-сансного сознания. Характерным для развития индивидуализма является возникновение авторства художественных произведений в эпоху Возрождения. Атрибуция произведения и личности ее произведшей, даже в случае гипотетичности существования самого автора, составляет характерный сдвиг в понимании взаимоотношения человека и общества, роли творца и восприемника творчества.

Если в Средневековье письменная культура ориентировалась на воспроизведение традиции и комментарии к классическим текстам, то в эпоху Ренессанса возникает отождествление творчества с новизной и оригинальностью. Так, флорентийский философ М. Фичино, переводя с греческого языка по заданию Козимо Медичи диалоги Платона, одновременно пишет к ним свой комментарий, в котором отходит от средневековых канонов толкования древних текстов и фактически придает ему собственную оригинальную интерпретацию в духе пантеизма. Художественные формы выражения позволяют передать экспрессивность и экзистенциальную напряженность творчества, всегда получающие субъективную окраску и передающие индивидуальное мировосприятия автора.

Изобразительное искусство обращается от сугубо религиозных тем к антропологическим. В жанре портретной живописи, в которой личность и ее уникальное лицо изымается из контекста окружения и событий, находит свое художественное выра-

Библиографический список

жение развивающийся индивидуализм. Усиливающееся «гамлетовское» онтологическое напряжение переходит из формально теоретической схоластической плоскости, в котором оно суще-ствоавло на протяжении христианской эпохи, в разряд мировоззренческих и смысложизненных проблем конкретного индивидуума. Сплетение художественного авторского слова и жизни, взаимное отражение социальной реальности и литературы, сформированное в этот период, станет одной из важнейших особенностей европейской цивилизации Нового времени.

Обращение к творящей силы Природы также является одной из характерных черт ренессансного мышления. Имманентный натурализм противопоставляется мыслителями трансцен-дентно ориентированной философской теологии католического христианства. Противопоставление буквы и духа, средневекового схоластического формализма и «поэтического» мировоззрения явилось методологической основой подлинного взлета искусств и иных способов выражения индивидуальной кре-ативнсоти.

Данте Алигьери, будучи пограничной фигурой между средневековым теоцентрическим мышлением и ренессансным антропоцентрическим, принадлежит двум мирам и потому обращение к его творчеству позволяет прояснить связь изменения философских взглядов на природу человека и общества. Синтез античного красноречия и схоластической диалектики позволяет гению создать величественное по замыслу и реализации произведение, венчающее средневековую философию и открывающее путь новой словесности.

Разрушавшаяся социальная структура мира и соответствующая ей ментальность из своих недр порождали радикально новую идею автономной личности, и об этом пишет В. Виндель-банд: «Италия Возрождения и представляет собой пышный расцвет индивидуализма она - «место рождения современной личности» [3, с. 20]. Ренессансный интеллектуальный и культурный переворот, индивидуализм творческой личности подготавливал приход индивидуализма социального и экономического, который впоследствии быстро вытеснил эстетизм с руководящих позиций жизни. Просвещение развило индивидуализм, чьи истоки были заложены в ренессансную эп оху, направив его в практическое русло, обратив к изменению мира, начав с изменения себя.

Вместе с тем, ренессансный индивидуализм имеет значительные отличия от индивидуализма модерного и при исследовании необходимо удерживаться от опасности проецировать на данную эпоху индивидуализм в его современном понимании. В эпоху Возрождения личность мыслилась как проявляющая свои интенции через построение самой себя и выражение себя во вне, то есть внешнее было отражением внутреннего. В новое время, происходит смещение акцентов и под влиянием субъективизма и романтизма в центр внимания ставится внутреннее измерение индивидуума и его субъективные переживания. Негативным следствием такой интериоризации становится утрата космопоэтического измерения бытия, восприятия мира с эстетической точки зрения и превращение универсума в мастерскую и мертвую совокупность ресурсов для потребления.

Живительные источники античной древности питали дух эпохи Возрождения, их величие и заключается в том, что они способны оплодотворять мышление и вдохновлять действие многочисленных последователей, всегда оставаясь новыми. Ренессансная интеллектуальная революция, заключавшаяся в актуализации античных истоков европейской цивилизации, пробуждении древнейших устремлений, открыла широкие возможности для социального и индивидуального творческого развития как для тех, кто жил в эту эпоху, так и людям последующих эпох.

1. Сергеев, К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб., 2007.

2. Жильсон, Э. Данте и философия. - М., 2010.

3. Виндельбанд, В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. - М., 2007. - Т. 1. От Возрождения до Просвещения.

Bibliography

1. Sergeev, K.A. Renessansnihe osnovaniya antropocentrizma. - SPb., 2007.

2. Zhiljson, Eh. Dante i filosofiya. - M., 2010.

3. Vindeljband, V. Istoriya novoyj filosofii v ee svyazi s obtheyj kuljturoyj i otdeljnihmi naukami: v 2 t. - M., 2007. - T. 1. Ot Vozrozhdeniya do Prosvetheniya.

Статья поступила в редакцию 01.07.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.