Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
242
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ / СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА / ДРУЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНЫ / НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савенкова Ирина Викторовна, Добродомова Татьяна Николаевна, Матвеева Ольга Петровна

В условиях жестких экономических антироссийских санкций Запада, военно-политической ситуации в мире и, как следствие, снижения межгосударственных контрактов Российской Федерации с недружественными странами, исследование трансформации внешнеэкономических связей не только в целом в стране, но и в приграничных регионах в особенности, приобретает особую значимость. Там, где стагнирует межгосударственный диалог особенно с сопредельными государствами, очень важен поиск новых контактов и налаживание альтернативных внешнеторговых связей. Учитывая актуальность исследуемой проблематики, несмотря на имеющиеся научные исследования, вопрос о трансформации внешнеэкономических связей приграничных регионов Российской Федерации в условиях нарастающей геополитической и геоэкономической турбулентности проработан недостаточно полно и требует более тщательного изучения. Целью данного исследования является выявление истоков и особенностей процессов трансформации развития приграничных регионов Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности в связи с кардинальными изменениями в мировой экономике. В основу исследования положен системный подход, который обусловил применение общенаучных методов (диалектической логики, индукции, дедукции, анализа и синтеза), а также экономико-математического, сравнительного, динамического методов исследования, корреляционно-регрессионного анализа. В ходе исследования авторами проанализировано место Российской Федерации в мировой экономике как по показателю ВВП номинальному и по паритету покупательской способности, так и по показателям ресурсного и производственного потенциала; исследована динамика внешнеторгового оборота страны; определены векторы направления в изменении географии стратегического партнерства от недружественных стран к дружественным; проанализирован внешнеторговый оборот приграничных регионов и определена его взаимосвязь с ростом валового регионального продукта; исследована внешнеторговая деятельность приграничных регионов, граничащих с дружественными и недружественными странами; выявлены особенности сотрудничества приграничных регионов и тенденции его развития с сопредельными государствами. В связи с политической обстановкой в мире и усилением антироссийских санкций, особый акцент авторами был сделан на анализе, связанным с укреплением сотрудничества приграничных регионов с Китаем. Результаты исследования позволили обозначить истоки и направления процессов трансформации внешнеэкономических связей приграничных регионов Российской Федерации и определить их дальнейшие ориентиры, нацеленные на рост развития объемов внешней торговли как в рамках приграничных регионов, так и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Савенкова Ирина Викторовна, Добродомова Татьяна Николаевна, Матвеева Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF THE BORDER REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF GEOPOLITICAL AND GEO-ECONOMIC TURBULENCE

In the context of the harsh economic anti-Russian sanctions of the West, the military-political situation in the world and, as a result, the reduction of interstate contracts of the Russian Federation with unfriendly countries, the study of the transformation of foreign economic relations not only in the country as a whole, but also in the border regions in particular, is of particular importance. Where interstate dialogue is stagnating, especially with neighboring states, it is very important to find new contacts and establish alternative foreign trade relations. Considering the relevance of the problem under study, despite the available scientific research, the issue of the transformation of foreign economic relations of the border regions of the Russian Federation in the conditions of increasing geopolitical and geo-economic turbulence has not been fully worked out and requires more careful study. The purpose of this study is to identify the origins and features of the processes of transformation of the development of the border regions of the Russian Federation in foreign economic activity in connection with cardinal changes in the world economy. The research is based on a systematic approach, which led to the use of general scientific methods (dialectical logic, induction, deduction, analysis and synthesis), as well as economic and mathematical, comparative, dynamic research methods, correlation and regression analysis. In the course of the study, the authors analyzed the place of the Russian Federation in the world economy, both in terms of nominal GDP and purchasing power parity, as well as in terms of resource and production potential; the dynamics of the country's foreign trade turnover was investigated; the vectors of the direction in changing the geography of strategic partnership from unfriendly countries to friendly ones are determined; the foreign trade turnover of border regions is analyzed and its relationship with the growth of the gross regional product is determined; the foreign trade activity of border regions bordering friendly and unfriendly countries is investigated; the features of cooperation of border regions and trends in its development with neighboring states are revealed. Due to the political situation in the world and the strengthening of anti-Russian sanctions, special emphasis was placed by the authors on the analysis related to the strengthening of cooperation between the border regions with China. The results of the study made it possible to identify the origins and directions of the processes of transformation of foreign economic relations of the border regions of the Russian Federation and to determine their further guidelines aimed at increasing the development of foreign trade volumes, both within the border regions and the country as a whole.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ»

УДК 339.56.055

DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-1-38-53

Трансформация внешнеэкономических связей приграничных регионов Российской Федерации в условиях геополитической и геоэкономической турбулентности

1 Савенкова И.В., 2 Добродомова Т.Н., 3 Матвеева О.П.

1 Южный федеральный университет Россия, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88 2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 3 Белгородский университет кооперации, экономики и права Россия, 308023, г. Белгород, ул. Садовая, 116А E-mail: sev-572@mail.ru, dobrodomova_t@bsu.edu.ru, kaf-td-zav@bukep.ru

Аннотация. В условиях жестких экономических антироссийских санкций Запада, военно-политической ситуации в мире и, как следствие, снижения межгосударственных контрактов Российской Федерации с недружественными странами, исследование трансформации внешнеэкономических связей не только в целом в стране, но и в приграничных регионах в особенности, приобретает особую значимость. Там, где стагнирует межгосударственный диалог особенно с сопредельными государствами, очень важен поиск новых контактов и налаживание альтернативных внешнеторговых связей. Учитывая актуальность исследуемой проблематики, несмотря на имеющиеся научные исследования, вопрос о трансформации внешнеэкономических связей приграничных регионов Российской Федерации в условиях нарастающей геополитической и геоэкономической турбулентности проработан недостаточно полно и требует более тщательного изучения. Целью данного исследования является выявление истоков и особенностей процессов трансформации развития приграничных регионов Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности в связи с кардинальными изменениями в мировой экономике. В основу исследования положен системный подход, который обусловил применение общенаучных методов (диалектической логики, индукции, дедукции, анализа и синтеза), а также экономико-математического, сравнительного, динамического методов исследования, корреляционно-регрессионного анализа. В ходе исследования авторами проанализировано место Российской Федерации в мировой экономике как по показателю ВВП номинальному и по паритету покупательской способности, так и по показателям ресурсного и производственного потенциала; исследована динамика внешнеторгового оборота страны; определены векторы направления в изменении географии стратегического партнерства от недружественных стран к дружественным; проанализирован внешнеторговый оборот приграничных регионов и определена его взаимосвязь с ростом валового регионального продукта; исследована внешнеторговая деятельность приграничных регионов, граничащих с дружественными и недружественными странами; выявлены особенности сотрудничества приграничных регионов и тенденции его развития с сопредельными государствами. В связи с политической обстановкой в мире и усилением антироссийских санкций, особый акцент авторами был сделан на анализе, связанным с укреплением сотрудничества приграничных регионов с Китаем. Результаты исследования позволили обозначить истоки и направления процессов трансформации внешнеэкономических связей приграничных регионов Российской Федерации и определить их дальнейшие ориентиры, нацеленные на рост развития объемов внешней торговли как в рамках приграничных регионов, так и страны в целом.

Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеэкономические связи, внешнеторговый оборот, экспорт и импорт приграничных регионов, сопредельные государства, дружественные страны, недружественные страны, стратегическое партнерство

Для цитирования: Савенкова И.В., Добродомова Т.Н., Матвеева О.П. 2023. Трансформация внешнеэкономических связей приграничных регионов Российской Федерации в условиях геополитической и геоэкономической турбулентности. Экономика. Информатика, 50(1): 38-53. DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-1-38-53

Transformation of Foreign Economic Relations of the Border Regions of the Russian Federation in the Conditions of Geopolitical and Geo-Economic Turbulence

1 Irina V. Savenkova, 2 Tatyana N. Dobrodomova, 3 Olga P. Matveeva

1 Southern Federal University 88 M.Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russia 2 Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia 3 Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 116A Sadovaya St., Belgorod, 308023, Russia E-mail: sev-572@mail.ru, dobrodomova_t@bsu.edu.ru, kaf-td-zav@bukep.ru

Abstract. In the context of the harsh economic anti-Russian sanctions of the West, the military-political situation in the world and, as a result, the reduction of interstate contracts of the Russian Federation with unfriendly countries, the study of the transformation of foreign economic relations not only in the country as a whole, but also in the border regions in particular, is of particular importance. Where interstate dialogue is stagnating, especially with neighboring states, it is very important to find new contacts and establish alternative foreign trade relations. Considering the relevance of the problem under study, despite the available scientific research, the issue of the transformation of foreign economic relations of the border regions of the Russian Federation in the conditions of increasing geopolitical and geo-economic turbulence has not been fully worked out and requires more careful study. The purpose of this study is to identify the origins and features of the processes of transformation of the development of the border regions of the Russian Federation in foreign economic activity in connection with cardinal changes in the world economy. The research is based on a systematic approach, which led to the use of general scientific methods (dialectical logic, induction, deduction, analysis and synthesis), as well as economic and mathematical, comparative, dynamic research methods, correlation and regression analysis. In the course of the study, the authors analyzed the place of the Russian Federation in the world economy, both in terms of nominal GDP and purchasing power parity, as well as in terms of resource and production potential; the dynamics of the country's foreign trade turnover was investigated; the vectors of the direction in changing the geography of strategic partnership from unfriendly countries to friendly ones are determined; the foreign trade turnover of border regions is analyzed and its relationship with the growth of the gross regional product is determined; the foreign trade activity of border regions bordering friendly and unfriendly countries is investigated; the features of cooperation of border regions and trends in its development with neighboring states are revealed. Due to the political situation in the world and the strengthening of anti-Russian sanctions, special emphasis was placed by the authors on the analysis related to the strengthening of cooperation between the border regions with China. The results of the study made it possible to identify the origins and directions of the processes of transformation of foreign economic relations of the border regions of the Russian Federation and to determine their further guidelines aimed at increasing the development of foreign trade volumes, both within the border regions and the country as a whole.

Keywords: foreign trade, foreign economic relations, foreign trade turnover, export and import of border regions, neighboring states, friendly countries, unfriendly countries, strategic partnership

For citation: Savenkova I.V., Dobrodomova T.N., Matveeva O.P. 2023 Transformation of Foreign Economic Relations of the Border Regions of the Russian Federation in the Conditions of Geopolitical and Geo-Economic Turbulence. Economics. Information technologies, 50(1): 38-53 (in Russian). DOI 10.52575/26870932-2023-50-1-38-53

Введение

Анализируя место Российской Федерации в мировой экономике, необходимо сказать, что оно достаточно весомое: по итогам 2022 года ВВП России занял 12 место с уровнем ВВП в 1,7 трлн. долл. США. Данное значение по сравнению с 2021 годом опустилось на

одну строчку вниз из-за жестких условий санкций, но, оценивая реальное соотношение экономик мира по показателю ВВП по паритету покупательной способности, отметим, что в 2022 году, как и в 2020 и в 2021 годах, Россия занимала шестое место по данному показателю с долей в мировой экономике в 3,11 %, уступая лишь Китаю (18%), США (15%), Индии (6%), Японии (4%) и Германии (3%). Если сравнивать изменения доли в мировой экономике за последние 50 лет, то можно заметить, что с достижениями СССР, правопреемником которого является Россия, процент сократился в три раза с 9,4%. Такая же тенденция отмечена и у США - с 22,1% доля в мировом ВВП сократилась до 15,8%, а вот в Китае напротив возросла с 4,6% в 1973 году до 18,3% в 2020 году [Товарооборот между Россией и КНР...].

Учитывая реалии сегодняшних событий в мире, для сохранения и укрепления своих позиций в мировом масштабе, Российской Федерации необходимо усиливать меры национальной безопасности как в политическом, так и в экономическом направлении. Уязвимым вектором в данном контексте являются приграничные регионы, которые имеют в списке сопредельных государств дружественные и недружественные страны, история развития внешней торговли с которыми уходит корнями в историческую ретроспективу.

Вопросами, затрагивающими как развитие внешней торговли Российской Федерации в страновом и региональном аспекте, так и развитие внешнеэкономических связей, занимались многие ученые [Коломийцева, 2019; Савенкова, Добродомова, 2020, 2022; Добро-домова, Рядинская, 2021; Кузьменко, Лунева, 2018; Тиницкая, Макарова, 2021; Савенкова, Матвеева, 2021; Матвеева, Савенкова, Дикунова, 2022].

Учитывая актуальность исследуемой проблематики, несмотря на имеющиеся научные исследования, вопрос о трансформации внешнеэкономических связей приграничных регионов Российской Федерации в условиях нарастающей геополитической и геоэкономической нестабильности проработан недостаточно полно и требует более тщательного изучения.

Целью данного исследования является выявление истоков и особенностей процессов трансформации развития приграничных регионов Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности в связи с кардинальными изменениями в мировой экономике.

Достижение цели предопределено тем, что в условиях жестких экономических антироссийских санкций Запада, военно-политической ситуации в мире и, как следствие, снижения межгосударственных контрактов Российской Федерации с недружественными странами, исследование трансформации внешнеэкономических связей не только в целом в стране, но и в приграничных регионах в особенности, приобретает особую значимость. Там, где стагнирует межгосударственный диалог особенно с сопредельными государствами, очень важен поиск новых контактов и налаживание альтернативных внешнеторговых связей.

Объекты и методы исследования

Объектами исследования выступают приграничные регионы Российской Федерации, которые исследовались по принципу дифференциации на граничащие с сопредельными государствами, имеющими статус недружественных и дружественных стран. В основу исследования положен системный подход, который обусловил применение общенаучных методов (диалектической логики, индукции, дедукции, анализа и синтеза), а также экономико-математического, сравнительного, динамического методов исследования, корреляционно-регрессионного анализа.

Результаты и их обсуждение

Россия - крупнейшая страна в мире, имеет международные морские и сухопутные границы с 16 суверенными государствам, обладает огромным ресурсным и производственным потенциальном. Например, в 2018 году Российская Федерация входила в первую тройку стран по производству газа и нефти, по производству электроэнергии, чугуна, скота и птицы - занимает 4 место в мире, по выращиванию сахарной свеклы - 1 место, по добыче угля - 7 место, по производству молока - 7 место. Наряду с этим, динамика внешнеторгового оборота на протяжении долгого времени имеет положительную тенденцию - в 2021 году, по сравнению с предыдущим, его объем вырос на 37,9% и достиг 789,4 млрд долл. США, обогнав результаты 2018-2019 гг. Российский экспорт вырос на 45,7% в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, и составил 493,3 млрд долл. США [Место России в..., 2022].

Результаты 2022 года ожидают еще большего увеличения внешнеторгового оборота Российской Федерации, но с изменениями географической структуры экспорта и импорта, в связи с наложенными санкциями и разрывом многих внешнеэкономических отношений с иностранными государствами Российской Федерации приходится налаживать процессы реструктуризации во внешней торговле и трансформировать отношения с недружественными государствами к дружественным странам и странам, занимающим нейтральную позицию.

В числе недружественных стран на начало 2023 года насчитывается 48 государств [ 48 недружественных стран России., 2023]. На данный момент в числе стратегических партнеров Российской Федерации - Китай, Турция, Индия, Казахстан, Белоруссия. Также объемы торговли возрастают со странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. В целях поддержки экономики страны правительством РФ был разрешен параллельный импорт и упрощены таможенные процедуры. На фоне этого стоит заметить, что до принятия первых антироссийских санкций, основным торговым партнёром РФ был Евросоюз, на долю которого приходилось 36% российского товарооборота. Внешнеторговый оборот со странами АТЭС составлял 33,3%, с СНГ - 12,2%, а с членами ЕАЭС - 8,8%. Среди крупнейших торговых партнёров России в 2021 году были Китай, Германия, Нидерланды, Беларусь и США [Дружественная торговля., 2022].

Наряду с этим хотелось бы отметить, что в 2022 году Россия установила рекорд по количеству наложенных на нее санкций, обогнав Иран, Сирию и КНДР. К сентябрю 2022 года против России было введено уже около 12000 ограничений. Они привели к уходу с российского рынка крупных иностранных компаний, нарушению цепочек поставок, разрыву сотрудничества со многими странами и введению эмбарго на некоторые российские товары [Дружественная торговля., 2022].

Помимо экономических и политических притеснений, Россия в связи с проведением специальной военной операции на Украине подвержена и военной угрозе безопасности как в целом всей территории страны, так и в особенности приграничных ее регионов.

Приграничные регионы Российской Федерации всегда были наиболее уязвимыми в своем развитии, так как основные факторы экономического развития всегда устремлялись в глубину страны в первую очередь в связи с территориальной безопасностью и доступностью, уровнем развитости территорий и густонаселенности. Но, несмотря на это, к социально-экономическому развитию приграничных регионов у государства всегда был повышенный интерес, так как эффективное приграничное сотрудничество с сопредельными государствами может позволить решить огромное количество вопросов: от совместного решения экономических, транспортных, энергетических, экологических, социально-демографических, миграционных проблем до создания условий, способствующих прохождению экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничные территории Российской Федерации и сопредельных государств. Основным документом, регулирующим развитие приграничных регионов в Российской Федерации, является Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 2577-р. Она содержит цели, факторы и направления

деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного управления в сфере приграничного сотрудничества. Наряду с этим документом также действует Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, которая содержит отдельные параграфы, позволяющие на их основе формировать стратегические и тактические планы развития отдельных приграничных территорий.

В данном контексте хотелось бы проследить как сложившаяся в мире обстановка вокруг Российской Федерации может повлиять на развитие приграничных территорий и их сотрудничество с сопредельными государствами.

На рисунке 1 наглядно изображены страны, с которыми граничит Российская Федерация.

Рис. 1. Границы РФ и ее сопредельные государства Fig. 1. Borders of the Russian Federation and its neighboring states

Отмечая важность сотрудничества приграничных регионов с сопредельными государствами, стоит сказать, что в списке недружественных стран, имеющих общие границы с Российской Федерацией - Финляндия (Республика Карелия, Ленинградская область), Норвегия (Мурманская область), Польша (Калининградская область), Литва (Калининградская область), Латвия (Псковская область), Эстония (Псковская область, Ленинградская область), Украина (Белгородская, Брянская, Курская области, Краснодарский край, Республика Крым), США (Чукотский автономный округ). Остальные сопредельные государства носят дружественный характер в отношениях с Российской Федерацией.

Для того, чтобы понять может ли экономическая и политическая нестабильность вокруг Российской Федерации оказать негативное влияние на развитие приграничных регионов, проанализируем объемы внешнеторгового оборота приграничных регионов, определим существует ли взаимосвязь между внешнеторговым оборотом приграничных регионов и их экономическим ростом и выделим стратегическое партнерство по экспортно-импортным операциям.

В достижение данных целей сгруппируем приграничные регионы РФ по размеру внешнеторгового оборота, результаты расчетов представлены в таблице 1. Группировочным признаком выбран размер внешнеторгового оборота, количество групп определяем по формуле Стерджесса: п=1+3,322*^ п=1+3,322х1,60205999133=6,3, то есть примерно 6, соответственно величина интервала: i = (Хтах — Хтт) / п= (17709-2,9)/6=2951,017.

Таблица 1 Table 1

Распределение приграничных регионов РФ по размеру внешнеторгового оборота в 2020 году Distribution of border regions of the Russian Federation by the size of foreign trade turnover in 2020

Группы регионов РФ по размеру внешнеторгового оборота Число областей в группе Размер внешнеторгового оборота, млн долл. США Валовой региональный продукт, млн руб.

Всего В среднем на 1 область Всего В среднем на 1 область

2,9-2953,9 29 25738,3 887,5276 12789264 441009,1

2953,9-5904,9 4 18260,7 4565,175 3330114 832528,5

5904,9-8855,6 3 21174,9 7058,3 3753231 1251077

8855,6-11807,0 3 30408,8 10136,27 5432073 1810691

11807,0-14758,0 - - - - -

14758,0-17709,0 1 17709,0 17709,0 8919089 8919089

Всего 40 113291,7 2832,293 34223771 855594,28

Составлено по данным [Развитие межрегионального., 2022; Регионы России., 2022; Федеральная таможенная служба., 2022]

Согласно данным таблицы 1 видно, что между размером внешнеторгового оборота и ВРП приграничных регионов РФ наблюдается прямая зависимость.

Расчет показателей для определения меры связи представлен в таблице 2, согласно которой между размером внешнеторгового оборота и ВРП приграничных регионов РФ наблюдается сильная связь, так ВРП на 92,9% зависит от размера внешнеторгового оборота. Такая зависимость выбрана в связи с тем, что внешняя торговля более эффективно использует ресурсы региона и находит новые рынки сбыта продукции в других странах и может оказывать влияние на экономическое развитие территории.

Таблица 2 Table 2

Расчет показателей для определения меры связи Calculation of indicators to determine the measure of communication

Показатель Формула Результат

Межгрупповая дисперсия r2 K*É -x)2*f " = If 1830311929

Общая дисперсия п 1970129639

Коэффициент детерминации 2 S2 92,9%

Эмпирическое корреляционное отношение II 0,964

Следовательно, можно сказать, что внешняя торговля приграничных территорий служит не только частью таможенно-логистических маршрутов во внешнеэкономической деятельности, но и фактором их экономического развития.

Распределение приграничных регионов РФ по размеру внешнеторгового оборота представлено графически на рисунке 2.

35

чп

25

20

15

10

5

п. н__

Of О," . :> „о „о ^

Рис. 2. Гистограмма распределения приграничных регионов РФ по размеру внешнеторгового оборота Fig. 2. Histogram of the distribution of border regions of the Russian Federation by the size of foreign trade turnover

Так, можно отметить, что в первую группу распределения приграничных регионов с минимальным размером внешнеторгового оборота от 2,9 до 2953,9 млн долл. США входят более 70% областей, а в последнюю - пятую группу входит только лишь один регион, имеющий максимальный размер внешнеторгового оборота, а именно Самарская область, которая осуществляет активное международное и внешнеэкономическое сотрудничество более со 100 странами мира.

Рассматривая внешнеторговый оборот приграничных регионов в разрезе экспорта и импорта, заметим, что наибольший объем экспорта среди приграничных регионов приходится на: Ленинградскую область: в 2018 году - 7112,3 млн долл. США, в 2020 году - 5398,7 млн долл. США; Краснодарский край: в 2018 году - 8441,7 млн долл. США, в 2020 году - 5637,7 млн долл. США; Ростовскую область: в 2018 году - 9062,6 млн долл. США, в 2020 году - 8748,1 млн долл. США; Тюменскую область: в 2018 году - 26915,6 млн долл. США, в 2020 году - 15443,1 млн долл. США. Наименьшие объемы экспорта приходятся на регионы Северокавказского Федерального округа. Объемы в стоимостном выражении от 0,7 млн долл. США (Республика Ингушетия в 2018 году) до 124,2 млн долл. США (Республика Северная Осетия-Алания в 2020 году). Небольшие показатели можно отметить также в Республике Крым (23,8 млн долл. США в 2018 году и 33,9 млн долл. США в 2020 году) и в Республике Алтай (23,6 млн долл. США в 2018 году и 49,9 млн долл. США в 2020 году) [Федеральная таможенная служба..., 2022].

В числе лидеров по импортным поставкам можно выделить Калининградскую область, Краснодарский и Приморский края. Их объемы варьируют соответственно в пределах от 6759,6 млн долл. США до 8251,2 млн долл. США, от 4303,1 млн долл. США до 4677,4 млн долл. США и от 4138,1 млн долл. США до 5211,1 млн долл. США [Федеральная таможенная служба., 2022].

Немаловажное значение во внешней торговле имеет соотношение экспорта и импорта. Анализ значений 2020 года по всем приграничным регионам показал, что значительное превышение размеров экспорта над импортом отмечено в Еврейской автономной области (в 16,83 раз), в Мурманской области (в 14,42 раз), в Республиках Тыва и Калмыкия (в 8 раз), в Тюменской и Оренбургской областях (в 6,82 и 5,60 раз).

Далее хотелось бы проследить: какое место занимают во внешнеторговом обороте российские приграничные регионы сопредельные государства. Для достижения этой цели произведем отбор сначала тех приграничных регионов, которые граничат только с дружественными странами ближнего зарубежья - Белоруссией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Абхазией, Южной Осетией, а затем произведем отбор приграничных регионов, которые граничат с недружественными странами.

По данным рисунка 3 видно, что, несмотря на то, что регионы, имеющие общие границы с дружественными странами ближнего зарубежья, экспорт и импорт товаров преобладает со странами дальнего зарубежья.

7

Чеченская Республика Республика Северная Осетия-Алания ^ 36? ^ 1 1 Республика Ингушетия 71

Карачаево-Черкесская Республика V

Кабардино-Балкарская Республика 45,9

Республика Дагестан 27,3

Омская область 56,7

Новосибирская область 76,2

Алтайский край 43,1

Челябинская область 52,9

I.V.V.V.V.V.--F' 79,6 ttSSSSSI

>8,7 I

КЙЙЙЙЙЙЙ: 95,2 ЙЙЙЙЙЙЙМ ■tt&rttttt 77,8 ¿SSSSSSW 83 i 73,8 I

КЙЙЙЙ 63,2

iiiiiiiittiirt 84,9 ttiiiiiiiitti ViiiiS 49,8 .ЛЙЙЙ 56,4

Курганская область 36,3

Оренбургская область 47,8 ■

Тюменская область 96,9 95,8 I

■ ■ — 87,5 Ш 71,6

Саратовская область Ч\\х[б 1~ ~ ■ - ■ ХЖЖЫ 87,5 Ш

Самарская область 66,1 90,7 ■

Краснодарский край 89,8 ** 88 Ш

КЙЙЙЙЙЗ 76,6

Волгоградская область 49,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Астраханская область 93,7 ^ 34,2

Республика Калмыкия 21,1 44,5 I

! 21,6

Смоленская область Воронежская область

0 20 40 60

80

ISSSSSS 77,7

100 120 140 160 180 200

^ Экспорт в страны дальнего зарубежья ■ Экспорт в страны ближнего зарубежья м Импорт из стран дальнего зарубежья ■ Импорт из стран ближнего зарубежья

Рис. 3. Соотношение экспорта и импорта регионов, граничащих только с дружественными странами ближнего зарубежья [Савенкова, Добродомова, 2022; Федеральная таможенная служба., 2022] Fig. 3. The ratio of exports and imports of regions bordering only on friendly countries of the near abroad [Savenkova, Dobrodomova, 2022; Federal Customs Service..., 2022]

Преобладающая доля экспорта в дальнее зарубежье в 2020 году варьировала в пределах от 52,9% в Челябинской области до 96,9% в Тюменской области; преобладающая доля импорта из дальнего зарубежья - от 56,4% в Челябинской области до 95,8% в Тюменской области. Такая тенденция свидетельствует о том, что приграничные регионы имеют тесное и стратегическое сотрудничество в основном не с сопредельными государствами, а с партнерами из стран ближнего и дальнего зарубежья. Так, например, достаточно высокую долю экспорта в Краснодарском крае в 2021 году занимала Турция - 13,0%, Египет - 9,0%, Китай - 8,7%, а

импорта из Турции - 16,1%, Китая - 15,3%, Индонезии - 10,3%. В Новосибирской области основная доля экспорта осуществлялась в Китай - 26,9%, в Казахстан - 14,9% и Индию - 6,3%, а импорта - из Китая - 32,8%, Франции - 17,9% и Казахстана - 13,4%. Основными торговыми партнерами при экспорте в Самарской области являлись Монголия - 12%, Казахстан - 8,8%, Турция - 6,1%, а при импорте - Китай - 24%, Германия -11,7%, Румыния - 8,3% [Савенкова, Добродомова, 2022; Федеральная таможенная служба., 2022].

Анализируя регионы, имеющие общие границы с недружественными странами (табл. 3), можно отметить, что данные приграничные регионы в основном входят в состав Северо-Западного федерального округа, а также Южного и Дальневосточного округов. Оценивая степень экономического сотрудничества, заметим, что представленные страны в числе своих основных партнеров имеют сопредельные государства как по экспорту, так и по импорту товаров. Так, Республика Карелия, имея общие границы с Финляндией, в числе основных экспортеров и импортеров отмечена также Финляндия. Такая же тенденция наблюдается и в Мурманской области, в Республике Крым; в Чукотском автономном округе - только в импортных поставках, в Псковской области - только в экспортных поставках.

Таблица 3 Table 3

Стратегические партнеры во внешней торговле регионов РФ, имеющих общие границы с недружественными странами в 2021 году Strategic partners in foreign trade of Russian regions that have common borders with unfriendly countries in 2021

Приграничный регион / сопредельное государство Экспорт Импорт

Республика Карелия / Финляндия Финляндия - 23,4% Турция - 8,7% Китай - 7,0% Нидерланды - 6,9% Финляндия - 22,3% Беларусь - 10,1% Украина - 9,8% Германия - 9,5% Франция - 9,4%

Калининградская область / Польша, Литва Китай - 14,4% Норвегия - 12,7% Алжир - 6,0% Польша - 3,1% Республика Корея - 18,9% Китай - 10,2% Германия - 10,2% Польша - 4,1%

Ленинградская область / Финляндия, Эстония Китай - 14,5% Эстония - 10,3% Нидерланды - 9,5% Финляндия - 9,4% США - 6,2% Китай - 16,6% Германия - 10,3% Италия - 6,8% Финляндия - 6,0%

Мурманская область / Норвегия, Финляндия Нидерланды - 43,9% Финляндия - 21,5% Китай - 13,5% Норвегия - 29,2% Финляндия - 17,6% Нидерланды - 7,4%

Псковская область / Латвия, Эстония (Белоруссия) Беларусь - 35,1% Вьетнам - 11,8% Латвия - 11,0% Эстония - 9,2% Аргентина - 23,4% Италия - 12,9% Германия - 10,7% Беларусь - 8,3%

Окончание табл. 3 End table 3

Приграничный регион / сопредельное государство Экспорт Импорт

Республика Крым / Украина Украина - 42,7% Беларусь - 21,5% Китай - 38,7% Казахстан - 10,9% Беларусь - 29,5% Украина - 28,2% Армения - 17,4% Италия - 6,6%

Чукотский автономный округ / США Китай - 94,6% Япония - 30,5% Китай - 27,3% США - 15,6%

Анализируя товарную структуру отметим, что в экспорте товаров преобладающими являются такие позиции как продовольственные товары, минеральные продукты, металлы и изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; руды и концентраты драгоценных металлов уголь каменный и твердое топливо из него и др. Основную доля импорта составляют: продовольственные товары, машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности, древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машиностроительная продукция, продукция химической промышленности, каучук; рыболовные суда и плавбазы и др.

Тесное сотрудничество приграничных регионов Российской Федерации с сопредельными государствами основано на реализующихся в Северо-Западном федеральном округе программах приграничного сотрудничества в рамках европейского инструмента соседства и партнерства [Развитие межрегионального., 2022], а также в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа [Стратегии социально-экономического развития., 2020].

Программы приграничного сотрудничества являются инструментом реализации региональных проектов приграничного сотрудничества на условиях равноправия и софинанси-рования. Таковыми программами являются:

- «Коларктик» (Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия) - Мурманская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Коми;

- «Карелия» (Россия, Финляндия) - Республика Карелия;

- «Россия - Юго-восточная Финляндия» - Ленинградская область, Санкт-Петербург;

- «Россия - Эстония» - Ленинградская область, Псковская область, Санкт-Петербург;

- «Россия - Латвия» Псковская область, Санкт-Петербург;

- «Россия - Польша» Калининградская область;

- «Россия - Литва» Калининградская область.

В рамках действия данных программ реализуются проекты, направленные на стимулирование малого и среднего предпринимательства, поддержку местных культур и обычаев, повышение уровня жизни населения приграничных регионов, обустройство государственной границы, улучшение экологии, развитие транспортной инфраструктуры и др. [Развитие межрегионального., 2022].

В число основных стратегических целей развития приграничного сотрудничества Северо-Западного федерального округа можно отнести: создание обстановки доверия, взаимо-

понимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий округа и сопредельных государств; упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников, проживающих на приграничной территории за рубежом; обеспечение поддержки органами государственной власти округа и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества; создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию округа, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов и таможенно-логистических терминалов и другие [Стратегии социально-экономического развития., 2020].

Учитывая реалии сегодняшних дней, можно отметить, что и стратегия, и программы развития требуют корректировки, а экономические и политические действия недружественных стран сводят на «нет» все дружественные и партнерские отношения между сопредельными государствами. Так, по данным таможенной статистики, с годами наблюдается уменьшение объемов экспортно-импортных операций. Например, В 2019 году в Чукотском Автономном округе доля импорта из США в 2019 году была равна 24,6%, а в 2021 году - уже 15,6%. Тогда как экспорт в Китай увеличился в этом временном периоде с 80% до 94,6%. Экспорт из Республики Корея в Финляндию сократился с 27,6% до 23,4%, а импорт из Финляндии - с 32% до 22,3%. Экспорт из Калининградской области в Польшу за 2019-2021гг. сократился незначительно: с 4,1% до 3,1%, как и импорт из Польши: с 4,1% до 3,8%. Экспорт из Мурманской области в Финляндию сократился с 23,2% до 21,5%, а импорт из Финляндии в Мурманскую область - с 18,9% до 17,6% [Федеральная таможенная служба, 2022].

Геополитическая турбулентность в мире и усиление антироссийских санкций позволяют говорить о том, что результаты таможенной статистики за 2023 год будут констатировать о еще большем снижении показателей внешней торговли между приграничными регионами Российской Федерации и сопредельными государствами. В данном контексте стоит заметить, что большинство недружественных стран, граничащих с Россией, входит в военно-политический блок НАТО, а в связи с военной операцией на Украине НАТО принял решение нарастить свой военный потенциал вблизи российских границ, а также расширить Североатлантический альянс за счет Финляндии и Швеции. Данный факт потребовал принятие ответных мер по созданию соответствующей группировки войск на северо-западе России, что в свою очередь накаляет экономико-политическую обстановку между приграничными странами.

Кроме этого, стоит отметить, что в таблицу 3 не вошли Брянская, Белгородская и Курская области, имеющие границы с Украиной, которая также состоит в списке недружественных стран. До военной операции на Украине и усиления санкционных мер против России в данных областях Украина была основным партнером как по экспорту товаров, так и по импорту [Матвеева, Савенкова, Дикунова, 2022].

Немаловажным моментом является то, что в числе основных партнеров практически в каждом российском приграничном субъекте, вне зависимости от территориальной принадлежности, присутствует Китай и доля Китая во внешней торговле с Российской Федерацией увеличивается на протяжении нескольких лет с «геометрической прогрессией». Если в 2002 году на Китай приходилось 5 % импорта, то к 2021 году - 25 %; доля экспорта из России в Китай возросла с 6% в 2002 году до 14% в 2021 году [Товарооборот между Россией и КНР.]. Планомерный рост доли как по импорту, так и по экспорту в свете текущей масштабной

перестройки внешней торговли России дает все основания прогнозировать дальнейшее расширение присутствия Китая.

По данным рисунка 4 можно заметить, что в 2021 и 2022 годах наблюдались рекордные темпы роста товарооборотов между Россией и Китаем. Так, в 2021 году по сравнению с 2020 годом его темп роста составил 135,33%, а в 2022 году по сравнению с 2021 годом - 129%. Экспорт из России в Китай возрос соответственно на 38,66% и 43,4%, а импорт из Китая в Россию - на 32,36% и 12,8% [Торговля России., 2022].

190

Товарооброт, Темп роста Экспорт из России Темп роста Импорт в Россию Темп роста

млрд.долл.США товарооброта, % в Китай, экспорта, % из Китая, экспорта, %

млрд.долл.США млрд.долл.США

■ 2020 год V 2021 год ■ 2022 год

Рис. 4. Динамика товарооборота между Россией и Китаем за 2020-2022 гг. [Товарооборот между Россией и КНР., 2022; Товарооборот между Россией и Китаем., 2021]

Fig. 4. Dynamics of trade turnover between Russia and China for 2020-2022 [Trade turnover between Russia and China..., 2022; Trade turnover between Russia and China..., 2021]

Основная доля поставок в структуре экспорта России в Китай приходится на минеральные продукты (74,37% в 2021году, 65,45% в 2020), древесину и целлюлозно-бумажные изделия (7,62% в 2021году, 8,75% в 2020), металлы и изделия из них (5,74% в 2021 году, 6,07% в 2020), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (4,98% в 2021 году, 8,07% в 2020). В структуре импорта из Китая в Россию основную долю занимают машины, оборудование и транспортные средства (60,77% в 2021 году, 59,03% в 2020), продукция химической промышленности (11,03% в 2021 году, 59,03% в 2020), текстиль и обувь (9,19% в 2021году, 11,32% в 2020), металлы и изделия из них (7,44% в 2021 году, 7,09% в 2020) [Товарооборот между Россией и Китаем., 2021]. В 2022 году из-за жестких санкций Запада Россия нарастила объемы поставок нефти и угля в Китай, которые перестала поставлять в западные страны. Китайские компании в свою очередь резко нарастили экспортные поставки в Россию, воспользовавшись уходом с российского рынка многих западных компаний [Товарооборот между Россией и КНР., 2022].

Отношения России и Китая обретают всё большее значение во внешнеэкономической политике государств. Взаимодополняемость экономик стран, общая граница, масштабные транспортные проекты, сотрудничество в ключевых секторах, участие в блоках БРИКС и ШОС - эти и другие факторы служат основными драйверами развития всех существующих и новых двусторонних инициатив.

Касательно приграничных регионов стоит отметить, что с Китаем общие границы имеют субъекты Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов. По данным таблицы 4 видно, что все регионы, граничащие с Китаем, в числе стратегических партнеров одним из первых, а в некоторых случаях и единственным имеют именно Китай. Если затронуть перечень экспортируемых товаров в Китай российскими предпринимателями, то можно выделить мороженную

рыбу, ракообразные, лесоматериалы, руды, концентраты железные, сою [Савенкова, Добродо-мова, 2022, Федеральная таможенная служба., 2022].

Таблица 4 Table 4

Стратегическое партнерство во внешней торговле в 2021 году регионов Российской Федерации, имеющих общую границу с Китаем [Савенкова, Добродомова, 2022, Федеральная таможенная служба., 2022] Strategic partnership in foreign trade in 2021 of the regions of the Russian Federation that have a common border with China [Savenkova, Dobrodomova, 2022, Federal Customs Service..., 2022]

Приграничный регион / сопредельное государство Стратегические партнеры по экспорту Стратегические партнеры по импорту

Забайкальский край / Китай, Монголия Китай 95,9% Китай 69,2% Финляндия - 13,1% Эстония -5,4% Германия - 2,2%

Приморский край / Китай, КНДР Китай - 45,5% Республика Корея - 28,8% Япония - 9,5% Бельгия - 4,0% Румыния - 1,5% США - 1,2% Китай - 56,2% Япония - 18,7% Республика Корея - 9,6% Германия - 2,2% Тайвань - 1,7% США - 1,3%

Хабаровский край / Китай Китай - 38,7% Казахстан - 24,1% Республика Корея - 21% Япония - 6,6% Филиппины - 4,4% Казахстан - 44,5% Китай - 28,6% Япония - 5,4% Республика Корея - 5,1% Бельгия - 2,5% Германия - 2,2% Латвия - 1,2%

Амурская область / Китай Китай - 53,4% Соединенное Королевство -29,6% Швейцария - 11,6% Монго Китай - 73,7% Казахстан - 14,8% Финляндия - 3,9% Канада - 2,8% Республика Корея - 1,2%

Еврейская автономная область / Китай Китай - 97,1% Китай - 94,6%

Республика Алтай / Казахстан, Китай, Монголия Казахстан - 55,2% Республика Корея - 21,3% Азербайджан - 7,3% Китай - 1,1% Кыргыстан - 41,2% Китай - 23,6% Германия - 13,1% Монголия - 7,2%

Такое сотрудничество обусловлено не только отдаленностью российских приграничных территорий рассматриваемых федеральных округов от центральных регионов России,

но и реализацией Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Данная Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р и направлена на устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также на формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств, то есть в условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры она направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа.

Заключение

В настоящее время, в связи с признанием многих партнеров-стран статуса недружественных, во всех регионах России, а особенно в приграничных, наблюдаются значительные изменения во внешнеторговой деятельности: поиск новых контрагентов и усиление сотрудничества с дружественными странами, что позволяет повысить уровень развития отдельных регионов и страны в целом, а также усилить национальную безопасность страны.

Проведенное исследование позволило установить, что на один из главных показателей экономического развития - ВРП оказывает влияние на размер внешнеторгового оборота приграничных регионов. Между данными показателями выявлена прямая зависимость.

Приграничные регионы, которые граничат с дружественными странами, при осуществлении внешнеторговой деятельности большее предпочтение отдают экспорту и импорту товаров со странами дальнего зарубежья. А вот часть приграничных регионов, имеющих общие границы с недружественными странами, в числе своих основных партнеров имеют сопредельные государства, как по экспорту, так и по импорту товаров. Между тем, в последнее время Китай, как дружественная России страна, был и остается одним из основных стратегических партнеров по внешнеэкономической деятельности, что позволяет сглаживать все негативные моменты в условиях кардинальных перемен во внешней торговле.

Результаты исследования позволили установить, что в связи с напряженной экономической и политической обстановкой в мире, приграничные регионы Российской Федерации успешно меняют географию экспорта и импорта товаров, не неся потери в объемах внешнеторгового оборота и трансформируя внешнеэкономические связи с контрагентов недружественных на дружественные страны. В связи с этим, имеющиеся стратегии, концепции и программы развития приграничных регионов, а также совместные проекты с сопредельными государствами требуют пересмотра и корректировки.

Список источников

Внешняя торговля России. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-

rossiey-i-kitaem-v-2020-g/ (дата обращения: 10 января 2023). Дружественная торговля: как изменилась структура экспорта и импорта России в 2022 году // Открытый журнал. Официальный сайт. URL: https://journal.open-

broker.ru/research/druzhestvennaya-torgovlya/ (дата обращения: 10 января 2023). Концепция приграничного сотрудничества: Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2020 года

№2577-р. URL: http://government.ru/docs/40585/ (дата обращения: 10 января 2023). Место России в мировой экономике. URL: https://zaimisrochno.ru/articles/6405-mesto-rossii-v-mirovoy-

ekonomike (дата обращения: 12 января 2023). Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России): Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р // СПС КонсультантПлюс. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/dc7eadb9a9911b95fdc0bfe869d8b7f19 1402aa1/ (дата обращения: 08 января 2023). Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL:

https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/razvitie_mezh regionalnogo_i_prigranichnogo_sotrudnichestva/ (дата обращения: 10 января 2023).

Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13205 (дата обращения: 14 января 2023).

Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. 2021. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.online-documents.ru/report/2021/russia/ (дата обращения: 10 января 2023).

Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074-р. URL: http://government.ru/docs/all/80011/ (дата обращения: 16 января 2023).

Товарооборот между Россией и КНР за восемь месяцев 2022 года вырос на 31,4%. URL: https://ria.ru/20220907/tovarooborot-1815002832.html (дата обращения: 18 января 2023).

Торговля между Россией и Китаем в 2021 году. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2021-g/ (дата обращения: 11 января 2023).

Торговля России с Китаем достигла рекорда // Информационный портал РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/01/2023/63c0ffb79a79474aaf45862d (дата обращения: 10 января 2023).

Торговые отношения России и Китая: потенциал роста. Информационно-аналитический дайджест. URL:

https://roscongress.org/upload/medialibrary/4a2/4pts3f1k380ui4ix17knmn7rqr2r3wqo/China_Russia_f inal.pdf (дата обращения: 20 января 2023).

Федеральная таможенная служба. Официальный сайт. URL:

https://customs.gov.ru/press/federal/document/329649 (дата обращения: 16 января 2023).

48 недружественных стран России: полный список 2023. URL: https://www.puteshestvuy.com/nedruzhestvennye-strany/ (дата обращения: 10 января 2023).

Список литературы

Добродомова Т.Н., Рядинская Е.С. 2021. Статистическое исследование внешней торговли России. Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Махачкала: 143-148.

Коломейцева Н.А. 2019. Актуальные проблемы приграничного сотрудничества субъектов РФ (на примере юга Дальнего Востока). Известия Уральского Федерального университета. Серия 3: Общественные науки, Том 14, 4 (194): 114-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41597739 (дата обращения: 16 января 2023).

Кузьменко Н.И., Лунева Н.А. 2018. Проблемы функционирования приграничных. РФ. Территория науки, 1:96-101.

Матвеева О.П., Савенкова И.В., Дикунова Л.М. 2022. Развитие взаимной торговли Российской Федерации и Республики Казахстан в контексте продовольственного самообеспечения. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 5: 61-76.

Савенкова И.В., Матвеева О.П. 2021. Развитие экспорта товаров Российской Федерации в контексте ускорения экономического роста страны и укрепления ее мировых позиций. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 1: 101-116.

Савенкова И.В., Добродомова Т.Н. 2020. Тенденции развития внешнеэкономической деятельности стан мира как результат глобализационных и интеграционных процессов в экономике. Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России. Материалы III Всероссийского форума по экономической безопасности. Тамбов: 32-39.

Савенкова И.В., Добродомова Т.Н. 2022. Оценка развития приграничных регионов России в современных реалиях / Глава в коллективной монографии «Устойчивое и динамическое развитие российской социально-экономической системы: вызовы, перспективы, риски» / [Абашева О.Ю., Агеев А.О., Алексеева Н.А. и др.]; под ред. Хамирзовой С.К., Подкопаева О.А. - Самара: ООО НИЦ «ПНК»: 81-93.

Тиницкая О.В., Макарова Г.В. 2021. Состояние и перспективы развития внешней торговли российской федерации в рамках межрегионального сотрудничества. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 4: 69-84.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dobrodomova T.N., Ryadinskaya E.S. 2021. Statistical Study of Russia's Foreign Trade. Modern trends in the development of science and the world community in the era of digitalization. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Makhachkala: 143-148.

Kolomeytseva N.A. 2019. Actual problems of cross-border cooperation of subjects of the Russian Federation (on the example of the south of the Far East). News of the Ural Federal University. Series 3: Social Sciences, Vol. 14, 4 (194): 114-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41597739 (accessed January 16, 2023).

Kuzmenko N.I., Luneva N.A. 2018. Problems of the functioning of the border. RF. Territory of Science, 1: 96-101.

Matveeva O.P., Savenkova I.V., Dikunova L.M. 2022. Development of mutual trade between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the context of food self-sufficiency. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 5: 61-76.

Savenkova I.V., Matveeva O.P. 2021. Development of exports of goods of the Russian Federation in the context of accelerating the country's economic growth and strengthening its global position. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 1: 101-116.

Savenkova I.V., Dobrodomova T.N. 2020. Trends in the development of foreign economic activity of the countries of the world as a result of globalization and integration processes in the economy. Strategies to counter threats to Russia's economic security. Materials of the III All-Russian Forum on Economic Security. Tambov: 32-39.

Savenkova I.V., Dobrodomova T.N. 2022. Assessment of the development of the border regions of Russia in modern realities / Chapter in the collective monograph "Sustainable and dynamic development of the Russian socio-economic system: challenges, prospects, risks" / [Abasheva O.Yu., Ageev A.O., Alekseeva N.A. and etc.]; ed. Khamirzova S.K., Podkopayeva O.A. - Samara: LLC NITs "PNK": 81-93.

Tinitskaya O.V., Makarova G.V. 2021. State and prospects for the development of foreign trade of the Russian Federation within the framework of interregional cooperation. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 4: 69-84.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Савенкова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Добродомова Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры прикладной экономики и экономической безопасности, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Матвеева Ольга Петровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенных операций и таможенного контроля, Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Irina V. Savenkova, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economy and International Relations, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Tatyana N. Dobrodomova, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Applied Economics and Economic Security, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia

Olga P. Matveeva, PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Customs Operations and Customs Control, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.