вопросы инновдционнои экономики
Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
> Первое
экономическое издательство
трансформация университета в центр пространства внедрения инноваций
Гаранин М.А.1
1 Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Система высшего образования современной России нуждается в трансформации. В первую очередь, это обусловлено возрастающей необходимостью научно-технологического прорыва России. Проводимые в стране форсайт-сессии в сфере образования фокусируются на механизмах и подходах к трансформации системы образования. Образовательный интенсив, проведенный с 10 по 22 июля 2019 г. в Москве на базе Сколковского института науки и технологий, был нацелен на цифровую трансформацию высшего образования. Его цель - создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития [1]. Автор статьи - участник образовательного интенсива. Сама статья - это попытка определить векторы движения по дальнейшему развитию университета.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Университет 4.0, высшее образование, научно-педагогические работники, образовательная программа, кадровое обеспечение, научные работники, научная школа, показатели эффективности, сценарии развития, математическая модель.
Transformation of the university into the center of the innovation space
Garanin M.A. 1
1Samara State Transport University, Russia
введение
Система высшего образования представляет собой последовательный переход (рис. 1) от схоластической модели университетов (1000-1700 гг.) к технической модели (1500-2000 гг.), далее к исследовательской модели (с 1750 г. по наши дни) и далее к инновационной модели университетов (1950-наше время).
Переход от схоластической к технической модели университета был весьма болезненным. Обществу на пороге первой промышленной революции требовались компетенции в области машин и механизмов для перехода от аграрной экономики к промышленному производству, в результате которого произошла трансформация аграрного общества в индустриальное. Университеты тем временем формировали компетенции в теолого-догматических областях, оторванных от реальной
жизни. В новой системе университет становится источником знаний, востребованных в обществе.
Переход от технической к исследовательской модели университета - это скорее продукт конкуренции. Он является отражением стремительного роста производительных сил на базе крупной машинной индустрии, а также утверждения капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. В новой системе университет становится научным центром, порождая новые знания, новые технологии.
Результатом нового перехода от исследовательской к инновационной модели университета должна стать трансформация университета в центр пространства внедрения инноваций и развития территорий. Университет становится системой порождения нового бизнеса, новых рынков.
Существующая среда высшего образования РФ базируется на Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Интерес для изучения представляют и другие нормы и материалы форсайт-сессий [4-8], федеральное законодательство в сфере труда (Система профессиональных стандартов [9]), региональное законодательство и отраслевые нормативы (рис. 2).
На различных этапах развития с целью формирования необходимой «архитектуры системы высшего образования РФ» были использованы механизмы: программы по созданию федеральных университетов и национальных исследовательских универ-
ABSTRACT:_
The system of higher education in modern Russia needs transformation. This is primarily due to the growing need for a scientific and technological breakthrough in Russia. The country's foresight sessions in the field of education focus on the mechanisms and approaches to the transformation of the education system. The educational intensive, held from 10 to 22 July 2019 in Moscow at the SKOLKOVO Institute of Science and Technology was aimed at the digital transformation of higher education. Its goal is to create and develop teams of regional universities that will be able to implement systemic changes in the field of training for technological development [1]. The author of the article is a participant of the educational intensive. The article itself is an attempt to determine the vectors of movement for the further development of the university.
KEYWORDS: University 4.0, higher education, scientific-pedagogical workers, educational program, staffing, academics, science school, performance indicators, scenarios, mathematical model.
JEL Classification: 123, 031, 032, 033 Received: 28.03.2019 / Published: 30.09.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Garanin M.A. (garanin_maxim0mail.ru)
CITATION:_
Garanin M.A. (2019) Transformatsiya universiteta v tsentr prostranstva vnedreniya innovatsiy [Transformation of the university into the center of the innovation space]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (3). - 955-968. doi: 10.18334/vinec.9.3.40957
I I I Исследив« гелыский I I ,1
800
1000
1200 1400 1600
ООО
2000 2025 2050
Рисунок1. Трансформация моделей университета Источник: диаграмма построена на основе выступления проф. А. Е. Волкова на образовательном
интенсиве «Остров 10-22» [2].
Инструменты (Tools)
Программа НИУ
»
Пршрамма 5-1<Х^
Типы вузов (Levels)
Ведущие
Фс.
черальные
Опорные
Ограеленме
Статусы (Statuses)
ARWU THF,
QS РАЧКС |
Forbes МОП |
Законы, правила и традиции (Regulatory framework)
Мннобрнауки
Минтруда
РС1 ШШШ1Ы1ЫС
Отраслевые
Рисунок 1. Текущая среда высшего оброзования ИФ Источник: схема построена на основе выступления проф. А. Е. Волкова на образовательном
интенсиве «Остров 10-22».
ОБ АВТОРЕ:
Гаранин Максим Алексеевич, кандидат технических наук, доцент, проректор по научной работе и инновациям (garanin_maxim0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:
Гаранин М.А. Трансформация университета в центр прост«анснва внедрения инноваций // Вопрос«1 инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 955-968. Сог 10.18334/утес.9.3.40957
Рынок репутаций пуюп Рынок дипломов
Рынок студенческих тусовок программ
Рисунок 3. Рынок высшего образования Источник: схема построена на основе выступления про ф. А. 1!. Волкова на образовательном
интенсиве «Остров 10-22».
ситетов [10-11], «Проект 5-100» [12] (Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров), Постановление Правительства РФ от 09. 04. 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений ы организаций, реализующих комплексные проекта по созданию высокотехнолтгичного производства, в рамках подпрограммы: «Институцион альное развитие научно-итвледовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» [135] и др. Все указанные инссрументы нацелены на выделение в образователь ном про странстве вузов - кандидатов на дельнейшую акселерацию.
Применение указанных инструментов сформировало различные типы вузов (федеральные, национально-исследовательские, опорные, отраслевые и др.). Выход вузов на международные рынки обеспечил появление статусов, в основе которых международные рейтинги (THE [14], QS [15], ARWU [16] и др.) и российские рейтинги [17-18].
Несмотря на это, система вы сшег о образован ия РФ представ ляет собой «Социальный сейф», задача которого обеспечить сохранность контингента и его социализацию для общества. Во многом этому способствует «игла КЦП» - ситуация когда вузы заинтересованы в сохранении! контингента бюджетных студентов как надежной финансовой! опоры.
Несмотря на нормативную базу, рассматривающую высшее образо вание через призму образовательных программ, рынок образовательных программ в России не сформирован (рис. 3). Существует рынок дипломов (когда абитуриенту более ценен документ об образовании, нежели сформированные компетенции), существует рынок статусов университетов и существует рынок студенческих тусовок. Описанные рынки весьма коррелированы между собой.
Мы можем не меняться, выживание не является нашей обязанностью
Весьма очевидно, что текущая ситуация не может продолжаться бесконечно. Общество реагирует быстро. Интерес к высшему образованию падает [19-22]. Стремительно развиваются дистанционные формы образования. Необходимо
меняться и вузу - и, в первую очередь, модели управления университетом. На смену существующей исследовательской модели университета должна прийти новая, инновационная модель.
Рассмотрим процесс трансформации вуза через теорию жизненного цикла продукта. Любой товар или услуга имеют стадии развития, описанные в форме кривой жизненного цикла (рис. 4): открытие, развитие, зрелость и спад. Этап открытия сопряжен с нахождением кривой в отрицательной зоне - это период, когда издержки на развитие пока не оправдывают себя. На этапе развития кривая выходит в зону стабильности, когда приращение поступательного движения уменьшается. Далее следует зона спада.
Текущая ситуация с систем ой высшего образов а ния, основанной на ис следовательской модели, зафиксирована вточке, отмеченной на рисунке 4 звездочкой - точкой перехода. Точкой, когда необходима трансформация - смена модели университета. Чем дальше оттягивается трансформация, тем болезненнее будет переход - увеличива-
Рисунок 4. Смена модели университета Ист очник схема разработана автором статьи в рамках образовательного инсенсива
«Остров 10-22».
ется разница между ожиданием и реальностью. Следует отметить, что трансформация университета не является его обязанностью. В этом случае наступление фазы спада неизбежно - различной будет траектория спада. При профессионализме управленческой команды она может быть не такой резкой.
Рассмотрим, какой должна быть модель нового (инновационного) университета (рис. 5). В настоящее время модель университета включает блок Education & Science, отвечающий за образование и научные исследования. В современных условиях развития системы высшего образования этот блок относится к базовому блоку, отвечает за выживание вуза. Без дополнительных элементов при наличии квалифицированной команды управления вузом этот блок может обеспечить длительное устойчивое существование университета. Здесь можно использовать уже зарекомендовавшие себя механизмы. Достаточно вызовы рынка образования превращать в достоинства вуза, например, активно развивать дистанционные формы образования, вводить систему развития и акселерации стартапов и др. Однако перехода на новый уровень развития этим не обеспечить.
Требуются новые механизмы, отвечающие за область развития (рис. 5): New & Innovation, Transformation и Strategy. Блок New & Innovation (новое и инновации) - это система управления инновациями, работа на стыке технологий и областей. Главным условием блока является право исследователей на ошибку. Система New & Innovation должна «поощрять творить». В существующей системе высшего образования риск не получить результат в результате инновационной деятельности выше риска получения инновационного продукта или услуги. Наличие этого блока крайне важно для этапа открытия жизненного цикла новой модели.
Блок Transformation (трансформация) - это новая модель управления университетом, при которой фокус внимания смещается из области Education (образование) в область Innovation (инновации). Наличие этого блока крайне важно на этапе развития жизненного цикла новой модели.
Бок Strategy (стратегическое управление) - это блок, отвечающий за стратегическое управление университетом. В существующей модели такого не может сделать команда управления, срок работы которой составляет 5 лет. В текущей ситуации это может обеспечить наблюдательный совет или попечительский совет - орган, определяющий стратегическое управление университетом на 15-20 лет. Этот блок отвечает за прогноз, в его функцию входит увидеть раньше, чем другие, следующую точку перехода и подготовить университет к новой трансформации (верхняя красная звездочка на рисунке 4).
Проведем декомпозицию основного бизнес-процесса университета, отвечающего за науку и инновации определим «зоны развития» для вуза (рис. 6). Основной бизнес-процесс представляет собой последовательность этапов Research (исследования), Development (развитие, продвижение) и Introduction (внедрение). В традиционном российском варианте, это последовательный процесс «Наука» (превращение денег в
Рисунок 5. Секторы системы управления, необходимые для новой исследовательской модели
университета
Источник: схема разработана автором статьи в рамках образовательного интенсива
«Остров 10-22».
знания) - «И!нновации» (превращение знаний в деньги). В отдельных случаях можно интегрировать блок Research & Development (исследование и развитие). Основному бизнес-блоку предшествует блок Problem (запрос, техническое задание от бизнеса). Это основа, причина для начала и сследований п о ароблгмттина. После основного бизнес-блока следует блок Profit (получение прибыли, дохода лт проведенных работ по исследованию и внедрению инноваций).
В нижней чаети блое-схемы (рис. 6) хргдставлены блоки ресурслх: Sipecialist, Expert, TTchnician (Специалисты), Laboratories (Научно-лабораторная база) и Background (Научный задел, опыт). В нижней части блок-схемы представлены также и внешние ресурсы Community centers (Центры коллективного пользования) и External Specialist (Внешние специалисты) - региональные или отрасиевые ресурхы, которые могут быть использованы тогда, когда собственных ресурсов окажется недостаточно.
В верхней части блок-схемы представлен продукт основного бизнес-блока -Saience publioations (Научные публикации), являющщйся первичнаш индикатором результвтивности основного бизнес-блока. Вторичным индикатором является блок
Рисунок 5. Декомпозиция основного бизнес-процесса университета и определение «зоны
развития»
Источник: схема разработана автором статьи в рамках образовательного интенсива «Остров
10-22».
Profit. Индикаторы необходимы для системы Ratings (Международные рейтинги). Необходимой составляющей для «Introduction» (внедрения) является Commercial publications (Коммерческие публикации, пиар, популяризация деятельности).
Важным условием развития основного бизнес-процесса университета, отвечающего за науку и инновации, является восполнение (совершенствование) ресурсного обеспечения. Этот поток обозначен на блок-схеме красным цветом. Это средства, направляемые на повышение квалификации специалистов (развитие персонала), совершенствование учебно-лабораторной базы формирование Background (научного задела, опыта).
Цветами на схеме отмечены блоки (ресурсы и процессы): зеленый - нуждается в незначительной корректировке, желтый - нуждается в значительной корректировке, красный - отсутствует.
Определим «зоны развития». Они указаны на схеме красным цветом и красной пунктирной линией. Это блоки Development (развитие, продвижение), Introduction (внедрение) и Commercial publications (Коммерческие публикации, пиар, популяризация деятельности). Наличие этих блоков крайне важно для новой (инновационной) модели университета.
Время строить мосты
Процесс исследования и развития технологий (Research & Development) можно представить в виде уровней технологической готовности (Technology Readiness Level, TRL): от первого до девятого. Результатом (продуктом) на каждом уровне готовности технологии являются (табл., рис. 7):
Таблица
Результат и объем работы на каждом из уровней TRL
TRL Результат и объем работы Результат и объем работы
1 Идея Оценка влияния новой технологии
2 Техническая проработка, технологическая концепция Сравнение альтернатив, выбор концепции
3 Базовая технология Определение ключевой технологии, оценка рисков
4 Лабораторный прототип, математическая, физическая модель Экспериментальная проверка в лабораторных условиях
5 Конструкция узлов и модулей Испытание модели в условиях, близких к реальным
6 Первый прототип, похожий на ожидания Испытание в моделируемых условиях эксплуатации
7 Пилотный вариант Экспериментальные испытания прототипа
8 Финальный прототип, готовый к опытной/ малой серии (Pre-Production) Полевые (заводские) испытания натурного образца
9 Постановка на производство, запуск малой серии, коммерциализация Эксплуатационные испытания натурного образца
Источник: разработано автором в рамках проведенного исследования.
Существует два подхода к обозначению этапов выполняемых работ: зарубежный и отечественный.
Зарубежный подход использует следующую терминологию [23]: TRL 1 - фаза фундаментальных исследований, TRL 2-4 - фаза разработки технологии, TRL 5-6 -фаза демонстрации технологии, TRL 7-9 - фаза создания нового образца. Укрупненно: TRL 1-4 - фаза научных исследований и изысканий, TRL 6-8 - предпосевная фаза (Pre-Seed), TRL 9 - посевная фаза (Seed).
Рисунок 7. Уровни технологической готовности Источник: схема разработана автором статьи в рамках проведенного исследования.
Отечественный подход использует следующую терминологию (рис. 7): TRL 1-3 -научно-исследовательская работа (НИР), TRL 4-6 - опытно-конструкторская работа (ОКР), TRL 7-9 - работа по постановке на производство. Укрупненно выделяется TRL 1-6 - НИОКР (научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа).
Существующая проблема заключается в том, что возможности вуза, как правило, ограничены уровнями TRL 1-3, а точка принятия решения о начале бизнес-финансирования соответсвует окончанию фазы TRL 6. Схематично это показано на рисунке 7: возможности унивесритета и интерес для бизнеса имеют противоположный характер. В самом начале разработки технологии возможности университета огромны: сбор идей, их отсеивание, обсуждение, представление на конференциях (красная кривая). По мере продвижения технологии возможности снижаются, поскольку требуются большие вложения, а гарантии последующей отдачи не всегда очевидны. Для бизнеса интерсны проекты на последних стадиях развития, когда время ввода и получения эффекта сокращается (синяя кривая). Наложение кривых показывает «долину смерти». Эта фаза весьма условна и на рисунке 7 она находится на этапах ТКЬ 4-6.
Для преододения «долины смерти» (строительства моста) в вузе необходимо выстраивание механизмов: бизнес-инкубирование проектов -создание «тепличных» условий для длительного развития проектов (1-2 года); акселерация проектов -быстрое развитие проектов до необходимой фазы, интересной для бизнеса (1-2 месяца); поддержка стартапов посредством системы грантов; формирование технопарков для привлечения на свою площадку групп исследователей для развития стартапов; развитие внутренних групп техноброкеров и др.
Заключение
Обеспечение научно-технологического прорыва России невозможно без трансформации университетов, как субъектов системы высшего образования. Образование -это одна из наиболее консервативных сфер. Технологии, окружающие нас, стремительно меняются. Трансформация университетов в центры пространства внедрения инноваций и развития территорий позволит вывести систему высшего образования на новый уровень.
Уходят традиционные подходы. Вуз перестает выступать в роли «камеры хранения» будущих членов общества. Ликвидируется разрыв между «цифровыми» обучающимися и «нецифровыми» преподавателями. Приходит культура самостоятельности»: развитие форм ранней социализации, включающих студентов во взрослую жизнь. На смену подходу «вуз - структура, независимая от студентов» приходит подход «вуз -«холдинг» студентов». Студенты используют пространство вуза как ресурс саморазвития в профессиональной деятельности.
БЛАГОДАРНОСТИ:
Автора выражает благодарности за ценные идеи и консультации (в алфавитном порядке): Волкову Андрею Евгеньевичу - профессору бизнес-школы «Сколково», заместителю председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образова-
тельных центров (проект 5-100); Змееву Олегу Алексеевичу - проректору по цифровой трансформации Томского государственного университета; Самсонову Роману Олеговичу - первому проректору Самарского университета; Сандлеру Даниилу Геннадьевичу - проректору по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета.
ИСТОЧНИКИ:
1. Образовательный интенсив «Остров 10-22» 10-22 июля 2019 г. г. Москва. 0strov.2035. [Электронный ресурс]. URL: https://ostrov.2035.university ( дата обращения: 30. 07. 2019 ).
2. Волков А.Е. Российское образование - 2020: модель образования для инновацион-
ной экономики // Вопросы образования, 2008. - № 1..
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» 31 декабря 2012 г Российская газета - Федеральный выпуск № 303 (5976). Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html (дата обращения: 30. 07. 2019).
4. Концепция разработки Федеральных государственных образовательных стандартов
4 поколения. Fgosvo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 30. 07. 2019).
5. Указ Президента РФ от 07. 05. 2012 № 594 «О Президентской программе повышения
квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35258 (дата обращения: 30. 07. 2019).
6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - М.: Минэкономразвития России, 2013. Www. economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/doc 20130325_06 ( дата обращения: 30.07.2019 ).
7. Форсайт высшей школы России-2030. Базовый сценарий. Elar.urfu.ru. [Электронный
ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52962/1/UM_2013_3_003.pdf (дата обращения: 30. 07. 2019).
8. Официальный сайт Президента РФ. Послание Президента Федеральному собранию.
Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/59863 (дата обращения: 30. 07. 2019).
9. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Профессиональные стандарты. Программно-аппаратный комплекс. Profstandart. rosmintrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 30. 07. 2019).
10. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» 23 октября 2009 г. Российская газета - Федеральный выпуск № 202 (5026). Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://
rg.ru/2009/10/23/univer-dok.html ( (дата обращения: 30. 07. 2019).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 июля 2009 г. № 276 г. Москва «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет». 18 сентября 2009 г. Российская газета - Федеральный выпуск № 176 (5000). Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2009/09/18/ universitet-dok.html (дата обращения: 30. 07. 2019).
12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. «Проект 5-100» (Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров). 5top100.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru (дата обращения: 30. 07. 2019).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 г. Москва «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». 16 апреля 2010 г. Российская газета - Федеральный выпуск № 81 (5160). Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2010/04/16/pravila-dok.html (дата обращения: 30. 07. 2019).
14. Рейтинги университетов Мира: Рейтинг «THE». Educationindex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/times-higher-education/ (дата обращения: 30. 07. 2019).
15. Рейтинги университетов Мира: Рейтинг «QS». Educationindex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/ (дата обращения: 30. 07. 2019).
16. Рейтинги университетов Мира: Шанхайский рейтинг. Educationindex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/arwu/ (дата обращения: 30. 07. 2019).
17. Рейтинговое агентство «Эксперт». Рейтинги университетов RAEX (Эксперт РА). Raexpert.ru. [Электронный ресурс]. URL: www.raexpert.ru (дата обращения: 30. 07. 2019).
18. Forbes. Университеты для будущей элиты. 100 лучших вузов России по версии Forbes. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/378695-universitety-dlya-budushchey-elity-100-luchshih-vuzov-rossii-po-versii (дата обращения: 30. 07. 2019).
19. DW: Новости о Германии. В Германии падает интерес к высшему образованию. Www.dw.com/ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/в-германии-падает-интерес-к-высшему-образованию/a-3777515 (дата обращения: 30. 07. 2019).
20. Газета^^ М. Ярдаева. Хлеб без корочек: бунт против высшего образования. Gazeta. ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/column/yardaeva/12439495. shtml (дата обращения: 30. 07. 2019).
21. Диплом на ветер? Почему российских работодателей больше не интересует образование. Fedpress.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fedpress.ru/ article/2182591 (дата обращения: 30. 07. 2019).
22. Хеннер В., Макарихин И. Техническая деградация // Эксперт, 2019. - № 20.
23. National Aeronautics and Space Administration. Technology Readiness Level. Nasa.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/directorates/heo/scan/engineering/ technology/txt_accordion1.html (дата обращения: 30. 07. 2019).
REFERENCES:
National Aeronautics and Space Administration. Technology Readiness LevelNasa. gov. Retrieved July 30, 2019, from https://www.nasa.gov/directorates/heo/scan/en-gineering/technology/txt_accordion1.html Khenner V., Makarikhin I. (2019). Tekhnicheskaya degradatsiya [Technical degradation]. Expert. (20). (in Russian). Volkov A.E. (2008). Rossiyskoe obrazovanie - 2020: model obrazovaniya dlya innovat-sionnoy ekonomiki [Russian education - 2020: model of education for innovative economy.]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). (in Russian).