Научная статья на тему 'Трансформация учетных профессий и возможности формирования новых компетенций в университете'

Трансформация учетных профессий и возможности формирования новых компетенций в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / АУДИТОР / БУХГАЛТЕР / ВЕКТОР / ИЗМЕНЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПАНИЯ / КОНТРОЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ / РАБОТОДАТЕЛИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ANALYSIS / AUDITOR / ACCOUNTANT / VECTOR / CHANGE / INTELLIGENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPETENCE / COMPANY / CONTROL / EDUCATION / TRAINING / PROFESSIONAL JUDGMENT / EMPLOYERS / TRANSFORMATION / REQUIREMENTS / MANAGEMENT / FUNCTIONS / ECONOMICS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Вера Викторовна

Последнее десятилетие характеризуется глобальными изменениями во всех сферах миропорядка. Ключевые тренды современного мира в первую очередь касаются технологических изменений. Технологические и социальные изменения, происходящие во всех сферах жизни: экономике, образовании, психологии, требуют адекватных решений возникающих рисков. В статье рассмотрены тенденции развития профессии бухгалтера, аналитика, аудитора через призму требований компаний работодателей к компетенциям будущих работников. Представлены способы взаимодействия компаний и учебных заведений для формирования требуемых компетенций. Особое внимание уделено проблемам образования, возникающим в связи с глобальными изменениями и возможностями соответствия этим изменениям образовательной среды. Профессия бухгалтера, аналитика, аудитора стремительно трансформируется под влиянием развития технологий. Перспективы профессиональных практик достаточно очевидны: передача большинства технических функций по обработке документов компьютерам, искусственному интеллекту сделает бухгалтера лицом, принимающим решения на основе своего профессионального суждения по формированию ценной для управления информации. Это потребует от следующего поколения практикующих бухгалтеров новых компетенций в информационных технологиях, стратегическом планировании и коммуникациях с бизнес-средой. Вектор этих изменений заметен уже сейчас в крупных компаниях (в том числе аудиторских), но в ближайшее десятилетие эти требования станут актуальны и для меньших по масштабам компаний. Управление компаний использует цифровые технологии для поиска, сбора и обработки больших данных, что позволяет увеличить эффективность процессов планирования, организации и контроля. Развиваются программатик-платформы, искусственный интеллект и нейросети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF ACCOUNTING PROFESSIONS AND OPPORTUNITIES FORMING NEW COMPETENCIES AT THE UNIVERSITY

The last decade has been characterized by global changes in all spheres of the world order. The key trends of the modern world are primarily related to technological changes. Technological and social changes taking place in all spheres of life: economy, education, psychology, require adequate solutions to emerging risks. The article discusses the trends in the development of the profession of accountant, analyst, auditor through the prism of the requirements of employers to the competencies of future employees. The ways of interaction between companies and educational institutions for the formation of the required competencies are presented. Special attention is paid to the problems of education arising in connection with global changes and the possibilities of compliance with these changes in the educational environment. The profession of accountant, analyst, auditor is rapidly transforming under the influence of technology development. The prospects of professional practices are quite obvious: the transfer of most of the technical functions of document processing to computers, artificial intelligence will make the accountant a decision-maker based on his professional judgment on the formation of valuable information for management. This will require the next generation of practicing accountants to develop new competencies in information technology, strategic planning and communications with the business environment. The vector of these changes is already noticeable in large companies (including audit), but in the next decade these requirements will become relevant for smaller companies. Company management uses digital technologies to search, collect and process big data, which allows to increase the efficiency of planning, organization and control processes. Software platforms, artificial intelligence and neural networks are developing.

Текст научной работы на тему «Трансформация учетных профессий и возможности формирования новых компетенций в университете»

икономически науки

Сорокина Вера Викторовна ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕТНЫХ ...

UDC 330:657.1

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2019.0304.0020

ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕТНЫХ ПРОФЕССИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ

© 2019

Author ID: 696870 SPIN: 7151-0761 ORCID: 0000-0002-4691-7098 ScopusID: 36795587800

Сорокина Вера Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, 49, e-mail: rsorokina@fa.ru) Аннотация. Последнее десятилетие характеризуется глобальными изменениями во всех сферах миропорядка. Ключевые тренды современного мира в первую очередь касаются технологических изменений. Технологические и социальные изменения, происходящие во всех сферах жизни: экономике, образовании, психологии, требуют адекватных решений возникающих рисков. В статье рассмотрены тенденции развития профессии бухгалтера, аналитика, аудитора через призму требований компаний - работодателей к компетенциям будущих работников. Представлены способы взаимодействия компаний и учебных заведений для формирования требуемых компетенций. Особое внимание уделено проблемам образования, возникающим в связи с глобальными изменениями и возможностями соответствия этим изменениям образовательной среды. Профессия бухгалтера, аналитика, аудитора стремительно трансформируется под влиянием развития технологий. Перспективы профессиональных практик достаточно очевидны: передача большинства технических функций по обработке документов компьютерам, искусственному интеллекту сделает бухгалтера лицом, принимающим решения на основе своего профессионального суждения по формированию ценной для управления информации. Это потребует от следующего поколения практикующих бухгалтеров новых компетенций в информационных технологиях, стратегическом планировании и коммуникациях с бизнес-средой. Вектор этих изменений заметен уже сейчас в крупных компаниях (в том числе аудиторских), но в ближайшее десятилетие эти требования станут актуальны и для меньших по масштабам компаний. Управление компаний использует цифровые технологии для поиска, сбора и обработки больших данных, что позволяет увеличить эффективность процессов планирования, организации и контроля. Развиваются программатик-платформы, искусственный интеллект и нейросети.

Ключевые слова: анализ, аудитор, бухгалтер, вектор, изменения, интеллект, информационные технологии, компетенции, компания, контроль, образование, обучение, профессиональное суждение, работодатели, трансформация, требования, управление, функции, экономика, эффективность.

TRANSFORMATION OF ACCOUNTING PROFESSIONS AND OPPORTUNITIES FORMING NEW COMPETENCIES AT THE UNIVERSITY

© 2019

Sorokina Vera Viktorovna, candidate of economic sciences, docent Financial University under the Government of the Russian Federation (125252, Russia, Moscow, Leningradskiy prospect, 49, e-mail: rsorokina@fa.ru) Abstract. The last decade has been characterized by global changes in all spheres of the world order. The key trends of the modern world are primarily related to technological changes. Technological and social changes taking place in all spheres of life: economy, education, psychology, require adequate solutions to emerging risks. The article discusses the trends in the development of the profession of accountant, analyst, auditor through the prism of the requirements of employers to the competencies of future employees. The ways of interaction between companies and educational institutions for the formation of the required competencies are presented. Special attention is paid to the problems of education arising in connection with global changes and the possibilities of compliance with these changes in the educational environment. The profession of accountant, analyst, auditor is rapidly transforming under the influence of technology development. The prospects of professional practices are quite obvious: the transfer of most of the technical functions of document processing to computers, artificial intelligence will make the accountant a decision-maker based on his professional judgment on the formation of valuable information for management. This will require the next generation of practicing accountants to develop new competencies in information technology, strategic planning and communications with the business environment. The vector of these changes is already noticeable in large companies (including audit), but in the next decade these requirements will become relevant for smaller companies. Company management uses digital technologies to search, collect and process big data, which allows to increase the efficiency of planning, organization and control processes. Software platforms, artificial intelligence and neural networks are developing.

Keywords: analysis, auditor, accountant, vector, change, intelligence, information technology, competence, company, control, education, training, professional judgment, employers, transformation, requirements, management, functions, Economics, efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние десятилетия происходят глобальные изменения во всех сферах миропорядка. Среди ключевых трендов современного мира в первую очередь называют технологические изменения. Они заключаются в цифровиза-ции всех сфер жизни: науки, образования, экономики, искусства. Информация становится оцифрованной и тем самым, более доступной. Следующий тренд - автоматизация основных производственных процессов, которая приводит к кардинальному изменению деятельности людей. Изменения касаются также социальной сферы, а

именно, происходят демографические сдвиги (рост продолжительности жизни, урбанизация), развивается сетевое общество, что приводит к новым гибким способам управления и взаимодействия. Все эти изменения, происходящие на фоне экономической и культурной глобализации, являются вызовами времени, которые требуют своевременной и адекватной реакции.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы Профессия бухгалтера, аналитика, аудитора стремительно трансформируется под влиянием развития технологий, а так-

Sorokina Vera Viktorovna economic

TRANSFORMATION OF ACCOUNTING ... sceinces

же вследствие новых вызовов конкурентной экономики [1,2,3,4]. Перспективы профессиональных практик достаточно очевидны: передача большинства технических функций по обработке документов компьютерам, искусственному интеллекту сделает бухгалтера лицом, принимающим решения на основе своего профессионального суждения по формированию ценной для управления информации. Это потребует от следующего поколения практикующих бухгалтеров новых компетенций в информационных технологиях, стратегическом планировании и коммуникациях с бизнес-средой.

МЕТОДОЛОГИЯ

Вектор этих изменений заметен уже сейчас в крупных компаниях (в том числе аудиторских), но в ближайшее десятилетие эти требования станут актуальны и для меньших по масштабам компаний. Управление компаний использует цифровые технологии для поиска, сбора и обработки больших данных, что позволяет увеличить эффективность процессов планирования, организации и контроля. Развиваются программатик-платформы, искусственный интеллект и нейросети. Делаются первые шаги по применению математического инструментария в оценке рисков при осуществлении аудиторских процедур [5].

Ввиду замены простой деятельности, связанной со сбором и первичной обработкой информации более сложной, связанной с аналитической обработкой и принятием решений, требуются новые навыки: помнить (извлекать необходимую информацию из памяти), узнавать (создавать значения на базе имеющихся знаний и полученного опыта), применять (использовать известную процедуру, в том числе с опорой на значения), анализировать (вычленять из системы составные части и описывать, как части соотносятся друг с другом и с целым), оценивать (вносить собственные суждения, основанные на внешних и внутренних критериях), создавать (создавать нечто принципиально новое, определять компоненты новой структуры, соединять существующие части для возникновения нового). Не запоминать и применять, а анализировать, и создавать.

Компания АССА (The Association of Chartered Certified Accountants - Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров) выявила 4 основных причины изменений в профессии финансиста, аудитора, бухгалтера: ужесточение регулирования и повышение стандартов управления, развитие цифровых технологий, высокие требования к эффективности бизнеса, глобализация.

Под воздействием таких факторов происходят кардинальные изменения в профессии. Развитие новых технологий позволяет обрабатывать Big data и представлять более точные отчеты и прогнозы на ее базе. Изменение профессии требует новых компетенций от претендентов. В соответствии с исследованием АССА компетенции предлагается распределить по 2-м уровням: стандартные навыки (Hard skills) и гибкие навыки (Soft skills). Стандартные навыки включают в себя предметные знания, интеллект, цифровые технологии, опыт. Гибкие навыки реализуются через креативность, эмоциональный интеллект, стратегическое видение.

Какие компетенции могут быть сформированы у студентов в процессе обучения в университете. Анализируя их качественные характеристики, можно предположить, что именно высшее образование должно способствовать формированию стандартных навыков. Так как именно процессу получения студентами основных предметных знаний отводится основное время в учебных планах вузов. Развитие интеллекта, то есть умение применять знание, думать, аргументировать, решать задачи, понимать и анализировать сложные и неоднозначные ситуации, часто зависит от субъективных качеств личности. Используемые в преподавании методики обучения должны учитывать такие различия для успешного формирования данных стандартных навыков. 80

Знание существующих и новых цифровых технологий, ресурсов, практик приобретается в вузах только частично, так как существует большое разнообразие компьютерных программ, которые используют современные компании (соответственно более успешные стремятся приобретать более дорогие программы). Решить данный вызов можно в тесном сотрудничестве с представителями работодателей, а именно, сформировав группу студентов по индивидуальному запросу компании, когда частичное обучение работе с такими информационными системами студенты будут проходить во время практики в данной компании. Другой выход - междисциплинарное взаимодействие в процессе обучения. Данный подход предусматривает сочетание преподавания базовые дисциплин по направлению «Экономика» и направлению технологий программирования.

Что касается опыта, то данная компетенция по пониманию ожиданий клиентов и применению навыков для достижения желаемых результатов и создания стоимости может быть сформирована только в период стажировок и практики в компаниях. Гибкие навыки по умению использовать имеющиеся знания и устанавливать новые логические связи для решения задач и создания конкурентных преимуществ (креативность), эмоциональный интеллект, концептуальное видение возможно развивать только в процессе практической деятельности. Таким образом, компетенции, требуемые современными работодателями, могут быть сформированы в вузе только частично в отношении стандартных навыков. Для реализации формирования гибких навыков в процессе обучения в вузах должно быть предусмотрено достаточное время для прохождения практики в компаниях. Основной проблемой становится организация взаимодействия между вузом и компанией - работодателем. Успешное ее решение возможно на основе взаимной заинтересованности вуза и основных крупных компаний-партнеров, когда основным критерием успешности становится процент трудоустройства выпускников.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучение в университете является элементом фундаментального образования и способно формировать стандартные навыки, однако даже этот процесс подвергается рискам. Актуальность применения новых методик и технологий обучения продиктована педагогическими потребностями в повышении эффективности обучения.

Глобальные мировые изменения, связанные с «тех-нологизацией», появлением межпредметных связей, а в некоторых случаях слиянием наук, существенным образом влияют на образовательные процессы. Интенсивное развитие происходит в нейронауках (нейрофизиология, неролингвистика). Педагогам недостаточно использовать традиционные методические технологии в современном мире. Успешность деятельности зависит в настоящее время от понимания различий в способах восприятия информации разными индивидуумами и возможностями учитывать эти различия в образовательном процессе. Также приходится учитывать поколенческие различия между педагогом и учеником [6].

До настоящего времени педагоги транслировали знания обучающимся, так как обладали ценностной информацией, добытой из редких библиотечных книг. Теперь доступ к информации может получить любой заинтересованный пользователь. Информация стала главным продуктом и ценностью современной мировой цивилизации, одновременно, стоимость ее получения и распространения стремится к нулю. Таким образом, трансляционная модель обучения больше не может выполнять свои функции и должна меняться на вовлекающую, или организующую. С одной стороны, обилие информации - благоприятный фактор для развития познания, с другой стороны без тьютера, направляющего обучение в данной области, не будет рациональным. Преподаватель является проводником, определяющим области знаний, которые являются основополагающими для понимания Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)

икономически науки

Сорокина Вера Викторовна ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕТНЫХ ...

предмета изучения, выстраивает последовательность и взаимосвязь категорий, понятий и методов.

Другим вызовом является «Конфликт поколений». Технологизация жизни привела к серьезному поколенче-скому разрыву, который проявляется не только в уровне владения средствами информационно-коммуникационных технологий, в способах восприятия информации, а также психологии межличностных отношений [7-9].

Современные педагоги в большинстве относятся к поколению Х. Цифровые технологии зарождались, когда представители этого поколения уже закончили обучение и выстраивали свою карьеру. Главная характеристика поколения следующего поколения У - высокий уровень технической грамотности, тотальная вовлеченность в цифровые технологии. Поколение Ъ - люди, у которых технологии «в крови» [10]. По словам психотерапевта, кандидата медицинских наук М.Е. Сандомирского из специфики уже привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения [11]. Современные психологи говорят о дискретном восприятии, когда обучающиеся не могу длительное время изучать одну область знания, перескакивая с предмета на предмет, с темы на тему, параллельно изучая иностранный язык и математику. Так и внимательное слушание возможно становится только в течение 5-10 минут.

Современные педагоги должны учитывать специфику в способах восприятия информации и окружающей действительности своего поколения и поколения, к которому относятся его учащиеся. Мобилизация основных сенсорных систем человека: визуальной, аудиальной, кинестической повышает объем усвоенной им информации. У современного молодого поколения в большей мере развит зрительный контент. «Визуализация - базовое условие для возникновения понимания. Человек считает, что понимает какой-то процесс, если он может построить зрительную модель этого процесса. Иными словами, правильные действия, процедуры, равно как и варианты «неправильных», т.е. возможных ошибок, должны быть показаны в образной форме - в виде схем, рисунков, видео, анимации, мультимедийных модельных сценариев» [12].

Поколения У,Ъ выращены на игровых технологиях, поэтому их применение должно находить свое отражение в образовательном процессе. Так называемая гейми-фикация стала одним из новых методов обучения, который позволяет учитывать индивидуальные особенности при проектировании методических ресурсов. Создание таких технологий должно учитывать различные типы личности. Если раньше в педагогике рассматривались 4 типа темперамента (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики), то теперь психологи выявляют многочисленные различные индивидуальные характеристики, которые влияют на поведение и взаимодействие. Технологии позволяют отрабатывать новые знания путем их повторения в разных игровых вариантах. Однако разработка таких игровых технологий требует значительных затрат времени и умений работать с программами по созданию такого контента. Многие преподаватели не обладают такими навыками.

Межличностные отношения также являются «зоной риска» в образовании. Преподаватель, как правило, является представителем «века механического», основанного на повторении, запоминании, сохранении традиций, авторитете педагога. Преподаватель привык быть авторитарным руководителем на своих занятиях, оставляя студентам роль пассивного слушателя. Однако, изменилось мышление людей, изменилась память (сейчас она направлена не на долговременное запоминание, а на быстрый поиск информации в виртуальной реальности). Знания не накапливаются, не запоминаются или заучиваются, а «достаются из файла» по мере необходимости. Изменилось отношение к авторитетам. Высказывается

предположение, что с определенной стадии развития цивилизации молодежь перестает играть роль только ученика. В префигуративной культуре наступающего будущего стремительные изменения требуют от членов общества подвижности (лабильности) во взаимоотношениях, и молодежь и взрослые взаимно обучают друг друга. Молодежь становится «представителем будущего в настоящем».

Нелинейность и существующая у цифрового поколения специфическая особенность дискретного восприятия нового материала с первого взгляда оказывает отрицательный эффект на фундаментальное образование. Однако, осознание учащимся пробелов в освоении предмета, непонимании определенного блока учебной информации приводит к активизации учебной деятельности, к поиску недостающей информации и устранению таких пробелов. С этой целью требуется специальным образом организованное информационное сопровождением этих занятий, представляющее собой системное оформление обобщенных теоретических знаний и соответствующих им способов деятельности. Структурирование учебного материала приводит к осмыслению темы, осознания целей и задач обучения, что позволяет выстраивать ориентированную основу учебной деятельности.

Основная парадигма развития образования - индивидуализация обучения, когда каждая личность может развиваться по своей траектории, обусловленной индивидуальными особенностями (в том числе и на уровне физиологии), индивидуальными способностями и индивидуальными знаниями. В настоящее время реализация запроса на индивидуализацию знаний в университете возможна только через систему элективных (вариативных) дисциплин. Когда студенты могут выбирать дополнительные дисциплины для изучения, в которых они заинтересованы, или определять траектории обучения в рамках индивидуального плана.

Учет индивидуальных особенностей возможно при проектировании электронных ресурсов [13-21]. Адаптивное обучение позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов: скорость усвоения знаний, стиль обучения, скорость забывания (кривая забывания), пробелы в знаниях по смежным или ранее изученным дисциплинам. Адаптивное обучение происходит в он-лайн среде, следовательно, студент самостоятельно выбирает удобное время, тем самым учитывается скорость усвоения знаний. В адаптивном обучении имеется возможность сбора и анализа данных преподавателем об обучении и поведении студента (big data), в результате предоставляется возможность выбора наиболее удобного образовательного контента, то есть может быть учтен индивидуальный стиль обучения, а также скорректирован учебный план. Корректировка может производится как в сторону увеличения количества заданий для углубленного освоения тем, так и в сторону их уменьшения, если обнаруживается хороший уровень знаний по данной тематике. Таким образом, решается проблема с пробелами в знаниях, а также проблема со скоростью забывания. То есть это обучение в комфортных условиях, в комфортном темпе, доступ к материалам осуществляется 24 часа в сутки, возможна быстрая оценка знаний и сформированных компетенций, организуется индивидуальная траектория обучения, возможен персонифицированный подбор материалов обучения, что в совокупности позволяет учесть все индивидуальные особенности студентов.

Информационные изменения могут оказать следующее влияние на образовательную среду.

Учебный процесс может быть выстроен на основе структурно-логического представления учебного материала в виде системы взаимосвязанных модулей.

Использование электронных ресурсов по дисциплине будет способствовать гибкости учебного процесса по отношению к специфическим особенностям студентов: их индивидуальным стилям, темпам обучения, траекто-

Sorokina Vera Viktorovna TRANSFORMATION OF ACCOUNTING ..

economic sceinces

рии обучения. Тем самым будет обеспечена эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсивности. Возможность интенсифицировать учебный процесс на основе «визуализации», мультимедийной формы подачи учебного материала [22].

Однако электронное обучение в настоящее время не должно в полной мере заменить традиционное обучение, общение с педагогом. Неудивительно, что завершают обучение, на электронных платформах таких, как cuoc-era, udemy.com...- единицы. Не хватает усидчивости, ответственности и личной организованности. Мотивация, организуемая педагогом в образовательном процессе, которая проявляется в учете собственного опыта обучающегося; решении практических проблемных ситуаций; осознании полезности получаемых знаний в жизни; предоставлении самостоятельности, подкрепляемой ощущением личной ответственности; совместной деятельности; поощрении, создании обстановки интриги (интереса) является одним из важнейших факторов эффективности обучения.

Таким образом, эффективность образовательного процесса, имеющего своей целью формирование востребованных работодателями компетенций, зависит от разумного сочетания традиционных и новых форм, разрабатываемых на основе современных технологических решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета. Международный бухгалтерский учет.2014;(33):12-23.

2. Воронова Е.Ю. Глобализация и компьютеризированная информационная система управленческого учета. В сборнике: Синергия учета, анализа и аудита в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. Сборник материалов II международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Петровой В.И. и проф. Баканова М.И. 2016: 48-55.

3. Рожнова О.В. Управленческий учет как глобальная учетная наука. Учет.Анализ.Аудит.2015; (6):17-25.

4. Каверина О.Д. Организация управленческого учета: проблемы и суждения. Аудиторские ведомости. 2015; (8):48-61.

5. Булыга Р.П., Волкова Е.С., Гисин В.Б. Функции распределения доверия и многозначная логика при оценке рисков в ходе аудита. Аудит.2016;(10):4-9.

6. Рублева Е.В. Конфликт поколений в образовании XXI века: победит сильнейший? Вестник ЦМОМГУ.2015;(3):113-121.

7. Алиева С.И.К. Особенности формирования ментальности современных поколений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 179-182.

8. Микляева А.В. Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 473-476.

9. Якимова З.В., Масилова М.Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 341-345.

10. Павлюченко А. Поколение X, Y и Z. Деловой мир.25.09.2012. URL: http://www.delovoymir.biz/2012/09/25/pokolenie-x-y-i-z.html (дата обращения: 09.12.2018)

11. Сандомирский М.Е. Поколение Z: те, кто будет после. 03.02.2011 URL: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announce-ment/1450249 (дата обращения: 09.12.2018)

12. Каплунович И.Я. Психология закономерности формирования инсайда при обучении математике. Вестник Московского университета. Сер.20Педагогическое образование.2007;(2):52-61.

13. Каплина С.Е. Электронные обазовательные ресурсы: плюсы и минусы (на основе анализа зарубежных источников) //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 88-92.

14. Рукавишникова В.Н., Рыбакова Г.В. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 233-236.

15. Ивинская М.С. Педагогический потенциал электронных ресурсов и электронной образовательной среды в вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 217-223.

16. Макаров С.И., Севастьянова С.А., Уфимцева Л.И. Когнитивная коррекция в вузе на основе использования электронных образовательных ресурсов // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 234-238.

17. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

18. Карбозова Ж.Ж., Петрусевич А.А. Развитие умений студентов педагогических вузов проектировать электронные образовательные ресурсы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 122-125.

19. Мамедова Н.И. Роль современного учебного оборудования и электронных ресурсов в когнитивном развитии учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 261-263.

20. Добудько Т.В., Пугач В.И., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О.И. Организация эффективной системы разработки и сопровождения электронных курсов как ключевая проблема развития электронной информационно-образовательной среды вуза // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 316-321.

21. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 93-96.

22. Осипова С.И., Терещенко Ю.А., Климович Л.В. Фундаментальное образование для «Цифрового поколения». Современные проблемы науки и образования. 2012;(5):156-160.

82

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.