Научная статья на тему 'Индивидуальная профессиональная траектория: формирование условий для непрерывного обучения'

Индивидуальная профессиональная траектория: формирование условий для непрерывного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2246
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL PROFESSIONAL TRAJECTORY / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / LIFELONG LEARNING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тактарова Светлана Викторовна, Щетинина Наталья Юрьевна

Актуальность и цели. Развитие современных технологий в различных областях науки и техники накладывает отпечаток на требования к различным профессиям. Активное развитие междисциплинарных связей порождает потребность в новых компетенциях и подчас новых профессиях. Поэтому все большую актуальность приобретает концепция непрерывного образования на основе индивидуальной профессиональной траектории. В качестве основной цели исследования было поставлено изучение условий, необходимых для формирования вузом профессиональных траекторий и системы непрерывного образования. Были решены следующие задачи: проведено изучение базовой информации для разработки образовательных программ; отмечены условия, необходимые для формирования конкурентоспособного образовательного продукта; представлены некоторые программы поддержки непрерывного образования в России и за рубежом; предложены инструменты реализации обратной связи с заинтересованными сторонами. Материалы и методы. Исследование опиралось на изучение существующих тенденций развития сферы высшего и профессионального образования с учетом глобализационных процессов на рынке образовательных услуг и требований стандартов управления качеством в сфере высшего образования. В работе использован анализ программ развития высшего и профессионального образования в России и в странах ЕС, направленных на формирование системы непрерывного образования, соответствующего индивидуальным профессиональным траекториям. Приведены результаты опроса студентов об отношении к дополнительному образованию. Результаты. В результате изучения требований стандартов управления качеством в сфере высшего образования были определены условия, необходимые для формирования индивидуальной профессиональной траектории, наилучшим образом адаптированной под требования работодателя: ориентация на потребителя и учет требований заинтересованных сторон, непрерывное обучение, открытость и доступность образования. Выводы. Выявлена заинтересованность студенческой аудитории в продолжении образования. На основе изучения международной практики реализации программ непрерывного обучения была предложена модель профессиональной образовательной траектории с учетом взаимодействия академической среды и бизнес-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тактарова Светлана Викторовна, Щетинина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PROFESSIONAL TRAJECTORY: FORMATION OF CONDITIONS FOR LIFELONG LEARNING

Background. Modern technologies development in various areas of science and equipment leaves a mark on requirements to various professions. Active development of interdisciplinary communications generates need for new competences and sometimes new professions. Therefore the increasing relevance is gained by the concept of lifelong learning education on the basis of an individual professional trajectory. As a main objective of research studying of the conditions necessary for formation by higher education institution of professional trajectories and system of lifelong learning education was put. The following tasks were solved: studying of a basic information for development of educational programs is carried out; the conditions necessary for formation of a competitive educational product are noted; some programs of lifelong learning education support in Russia and abroad are submitted; instruments of feedback with interested parties realization are offered. Materials and methods... Background. Modern technologies development in various areas of science and equipment leaves a mark on requirements to various professions. Active development of interdisciplinary communications generates need for new competences and sometimes new professions. Therefore the increasing relevance is gained by the concept of lifelong learning education on the basis of an individual professional trajectory. As a main objective of research studying of the conditions necessary for formation by higher education institution of professional trajectories and system of lifelong learning education was put. The following tasks were solved: studying of a basic information for development of educational programs is carried out; the conditions necessary for formation of a competitive educational product are noted; some programs of lifelong learning education support in Russia and abroad are submitted; instruments of feedback with interested parties realization are offered. Materials and methods. Research relied on studying of the existing trends of the higher and professional education sphere development taking into account globalization processes in the market of educational services and requirements of quality management in the sphere of the higher education standards. In work the analysis of development of the higher and professional education programs in Russia and in the EU countries directed on formation of the lifelong learning education system corresponding to individual professional trajectories is used. Results of students poll about the relation to additional education are given. Results. As a result of standards of quality management requirements studying in the sphere of the higher education the conditions necessary for formation of an individual professional trajectory of the employer who is best adapted under requirements were created: orientation to the consumer and accounting of interested parties requirements, lifelong learning training, open and available education. Conclusions. Interest of student's audience throughout education is revealed practically. On the basis of the international practice of lifelong learning education studying was offered the model of a professional educational trajectory taking into account interaction academic and business environments. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Индивидуальная профессиональная траектория: формирование условий для непрерывного обучения»

УДК 331.5

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБУЧЕНИЯ

С. В. Тактарова, Н. Ю. Щетинина

INDIVIDUAL PROFESSIONAL TRAJECTORY: FORMATION OF CONDITIONS FOR LIFELONG LEARNING

S. V. Taktarova, N. Yu. Shchetinina

Аннотация. Актуальность и цели. Развитие современных технологий в различных областях науки и техники накладывает отпечаток на требования к различным профессиям. Активное развитие междисциплинарных связей порождает потребность в новых компетенциях и подчас новых профессиях. Поэтому все большую актуальность приобретает концепция непрерывного образования на основе индивидуальной профессиональной траектории. В качестве основной цели исследования было поставлено изучение условий, необходимых для формирования вузом профессиональных траекторий и системы непрерывного образования. Были решены следующие задачи: проведено изучение базовой информации для разработки образовательных программ; отмечены условия, необходимые для формирования конкурентоспособного образовательного продукта; представлены некоторые программы поддержки непрерывного образования в России и за рубежом; предложены инструменты реализации обратной связи с заинтересованными сторонами. Материалы и методы. Исследование опиралось на изучение существующих тенденций развития сферы высшего и профессионального образования с учетом глобализационных процессов на рынке образовательных услуг и требований стандартов управления качеством в сфере высшего образования. В работе использован анализ программ развития высшего и профессионального образования в России и в странах ЕС, направленных на формирование системы непрерывного образования, соответствующего индивидуальным профессиональным траекториям. Приведены результаты опроса студентов об отношении к дополнительному образованию. Результаты. В результате изучения требований стандартов управления качеством в сфере высшего образования были определены условия, необходимые для формирования индивидуальной профессиональной траектории, наилучшим образом адаптированной под требования работодателя: ориентация на потребителя и учет требований заинтересованных сторон, непрерывное обучение, открытость и доступность образования. Выводы. Выявлена заинтересованность студенческой аудитории в продолжении образования. На основе изучения международной практики реализации программ непрерывного обучения была предложена модель профессиональной образовательной траектории с учетом взаимодействия академической среды и бизнес-среды.

Ключевые слова: индивидуальная профессиональная траектория, непрерывное образование, управление качеством образования.

Abstract. Background. Modern technologies development in various areas of science and equipment leaves a mark on requirements to various professions. Active develop-

ment of interdisciplinary communications generates need for new competences and sometimes new professions. Therefore the increasing relevance is gained by the concept of lifelong learning education on the basis of an individual professional trajectory. As a main objective of research studying of the conditions necessary for formation by higher education institution of professional trajectories and system of lifelong learning education was put. The following tasks were solved: studying of a basic information for development of educational programs is carried out; the conditions necessary for formation of a competitive educational product are noted; some programs of lifelong learning education support in Russia and abroad are submitted; instruments of feedback with interested parties realization are offered. Materials and methods. Research relied on studying of the existing trends of the higher and professional education sphere development taking into account globalization processes in the market of educational services and requirements of quality management in the sphere of the higher education standards. In work the analysis of development of the higher and professional education programs in Russia and in the EU countries directed on formation of the lifelong learning education system corresponding to individual professional trajectories is used. Results of students poll about the relation to additional education are given. Results. As a result of standards of quality management requirements studying in the sphere of the higher education the conditions necessary for formation of an individual professional trajectory of the employer who is best adapted under requirements were created: orientation to the consumer and accounting of interested parties requirements, lifelong learning training, open and available education. Conclusions. Interest of student's audience throughout education is revealed practically. On the basis of the international practice of lifelong learning education studying was offered the model of a professional educational trajectory taking into account interaction academic and business environments.

Key words: individual professional trajectory, lifelong learning education, education quality management.

Введение

Начальной точкой формирования профессиональной траектории условно можно считать школу, хотя базу для формирования будущих компетенций закладывают в раннем детстве в учреждениях дошкольного образования и развивающих центрах, а также непосредственно в семье. Траекторию во многом определяют особенности семьи и уровень профессиональной подготовки и знаний родителей. Одни семьи традиционно ограничиваются самостоятельным воспитанием и развитием, другие ищут профессионалов для развития способностей своего ребенка. Поэтому истоки значительных различий в траекториях профессиональной кривой следует искать прежде всего в детстве, не основываясь исключительно на способностях ребенка.

Профессиональная траектория в наши дни становится кривой, а не плавной прямой специалиста, закончившего школу, университет и практически всю жизнь посвятившего одной сфере деятельности, а зачастую и единственному работодателю. Мы живем во время стремительных перемен, в эпоху бурного развития информационных технологий, в так называемую эру знаний. Мы привыкли к использованию терминов «прорывное развитие», «глобальные вызовы», «радикальные изменения». Подобная терминология накладывает отпечаток и на изменения в бытовой сфере - на темп жизни и профессиональную активность. Учитывая динамику изменений в реальном

секторе экономики и на рынке труда, ожидание технологическом революции (Индустрия 4.0), приходится постоянно актуализировать знания, заниматься саморазвитием, подчас радикально менять сферу деятельности, проходя переподготовку. В этом случае профессиональная траектория принимает вид кривой, отражая все точки профессионального развития и изменения профессиональной ориентации. В подобной ситуации вузам должна отводиться роль аккумулятора знаний и поставщика современных и качественных образовательных продуктов (рис. 1).

Рис.1. Общее направление профессиональной траектории (составлено авторами)

Современная профессиональная траектория должна учитывать множество внешних факторов, одним из которых является реализация Национальной Технологической Инициативы (НТИ), предложенной Российской венчурной компанией (РВК) и Агентством стратегических инициатив (АСИ). В ее задачи входит формирование принципиально новых рынков и создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. Вузам отведена значительная роль в данной программе. Для обозначения ключевых изменений в функционировании вузов, необходимых для реализации НТИ, был предложен термин «Университет 3.0». Это новый тип университетов, которые рассматриваются как центр экосистем бизнеса, отвечающие за права интеллектуальной собственности, коммерциализацию технологий и предпринимательскую деятельность. Вузы рассматриваются как межотраслевые интеграторы, организующие взаимодействие в бизнес-среде в рамках реализации приоритетных проектов, а также реализующие диалог между бизнесом и академическим сообществом.

Успешность профессиональной траектории напрямую зависит от качества управления образовательным процессом, для достижения которого необходимо руководствоваться основными принципами управления качеством в организациях в соответствии с руководящими указаниями по применению ГОСТ Р ИСО 2001:2011 в сфере образования (ГОСТ Р 52614.2-2006) [1]. К данным принципам относятся:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководства;

- вовлечение персонала;

- взаимовыгодные отношения с заинтересованными сторонами;

- процессный и системный подходы в управлении;

- обоснованное принятие решений, основанное на фактах;

- непрерывное улучшение.

Рассмотрим более подробно влияние реализации первого принципа на планирование профессиональной траектории и управление образовательной организацией.

Ориентация на потребителя: персонификация образовательного продукта

Отправной точкой в ориентации деятельности на потребителя (заинтересованные стороны) является его идентификация. Есть некоторая специфика в идентификации потребителя для сферы образования, стоит учитывать не только непосредственного потребителя образовательных услуг, но и отметить заинтересованные стороны: в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2015 - родителей и прежде всего работодателей [2].

В качестве одного из основных мероприятий Программы развития образования в России до 2020 г. отмечено развитие механизмов обратной связи и поддержки потребителя в образовании [3], что создает основу для формирования образовательной и профессиональной траектории. Для этого необходимо идентифицировать требования каждой заинтересованной стороны. Здесь возможны некоторые неожиданности, связанные с необоснованными ожиданиями потребителей. Поэтому имеет смысл не просто идентифицировать ожидания потребителей и заинтересованных сторон, но и рассмотреть их через призму образовательных стандартов для соответствующей специальности (направления подготовки), а также реальных условий будущей профессиональной деятельности выпускника. Таким образом, не только требования и ожидания потребителей должны быть положены в основу образовательных программ. Образовательное учреждение испытывает влияние со стороны множества различных факторов, которые и определяют совокупность требований к выпускникам.

Структура информационного поля, влияющего на образовательную траекторию, образовательный процесс и образовательную среду в целом, показана на рис. 2.

Это информационная основа для планирования, организации и совершенствования образовательного процесса. Отмечены места пересечения требований потребителей с требованиями образовательных стандартов и показателей аккредитации вузов, а также пересечение современных программ развития вузов и лучших практик в сфере образования с требованиями потребителей. Подобные пересечения вполне логичны, так как стандарты в сфере образования должны учитывать требования потребителей, на них также основаны и лучшие образовательные практики.

Взаимодействие образовательных стандартов и лучших практик в сфере образования можно назвать двусторонним: с одной стороны, деятельность ведущих вузов основана на образовательных стандартах,

а с другой - развитие самих стандартов должно быть направлено на распространение лучших практик в образовательной среде. Таким образом, совершенствование образовательных стандартов должно быть основано в том числе и на изучении практик организации образовательного процесса в лучших вузах.

На рис. 3 показаны основные виды руководящей информации, определяющие учебный процесс и, по сути, всю профессиональную траекторию. Отмечено информационное влияние профессиональной среды на образовательный процесс.

Особый интерес представляет отрезок траектории между вузом и работодателем. На данном участке профессиональной траектории возможны различные стратегии поведения вуза по отношению к выпускнику:

1) отсутствие поддержки в период адаптации: в этом случае не будет пересечения среды вуза с профессиональной средой (рис. 3) (предоставление полной самостоятельности в трудоустройстве);

2) поддержка в период адаптации: организация консультаций с преподавателями в период адаптации на рабочем месте;

3) организация процесса адаптации выпускника: производственная и преддипломная практика могут быть организованы на объекте будущего работодателя с привлечением студентов к хоздоговорным работам и НИР, выполняемых совместно с будущим работодателем;

4) трудоустройство выпускника в соответствии с целевым направлением в вуз.

Рис. 2. Структура внешнего информационного поля, влияющего на образовательный процесс (составлено авторами)

Рис. 3. Модель профессиональной образовательной траектории (составлено авторами)

Выбор стратегии поведения на этапе адаптации выпускника - это самостоятельный свободный выбор каждого образовательного учреждения. Вместе с тем поддержка выпускников в этот период может стать одним из серьезных конкурентных преимуществ вуза.

Таким образом, принцип ориентации на потребителя важно положить в основу формирования профессиональной траектории выпускников, так как и производитель, и потребитель образовательных услуг заинтересованы в скорейшей адаптации выпускника к особенностям профессиональной среды.

Непрерывное улучшение: Концепция обучения

на протяжении всей жизни (Lifelong Learning Program - LLP)

Процесс формирования профессиональной траектории должен представлять собой не разовое мероприятие, а постоянную целенаправленную деятельность по стратегическому планированию и управлению индивидуальным профессиональным развитием. С учетом постоянного характера перемен в экономике, промышленности и на рынке труда в основу эффективного управления профессиональной траекторией должен быть положен процесс непрерывного обучения и адаптации к окружающим изменениям.

Lifelong Learning - это обучение на протяжении всей жизни, т.е. непрерывное обучение за счет постоянного поиска новых знаний и навыков. Это формирование и развитие своей личной ценности для общества и непрестанное саморазвитие, что является залогом конкурентоспособности на рынке труда.

В 2010 г. была утверждена стратегия развития ЕС 2020 - «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста» [4]. В рамках направления «Движение молодежи» Европейская Комиссия и государства-члены ЕС планируют работать в следующих основных направлениях:

- модернизация высшего образования;

- повышение мобильности обучающихся и рост доступности программ обучения;

- поддержка неформального обучения;

- рост открытости и доступности образовательных систем с помощью создания национальных квалификационных стандартов [5].

Европейское агентство в сфере образования и культуры (Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA), Брюссель) руководит программами в сфере образования, культуры, волонтерства и спорта. Была разработана программа поддержки образования, молодежи и спорта Erasmus+ на период 2014-2020 гг. Она направлена на распространение лучших практик в сфере образования и повышение его доступности. Erasmus+ включает программы непрерывного обучения (LLP), такие как Erasmus, Leonardo da Vinci, Comenius, Grundtvig и Jean Monnet. Они создают основу для межнационального сотрудничества в сфере образования и развития инновационных подходов к образованию.

В Российской системе образования также предусмотрено создание условий для получения любым гражданином Российской Федерации дополнительного образования, профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни [1]. В нашей стране действует государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. В настоящее время мы находимся на втором этапе ее реализации. В подпрограмме «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в качестве одного из основных мероприятий отмечено опережающее развитие непрерывного профессионального образования, в том числе развитие региональных систем дополнительного профессионального образования, заочной и очно-заочной (вечерней) форм получения образования, а также открытого образования.

Реализация Подпрограммы предполагает достижение следующих результатов:

- улучшение результатов качества общего образования российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA);

- повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;

- повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров;

- полная обеспеченность потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

- повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны.

В качестве одного из показателей успешности реализации Программы отмечен широкий охват населения программами дополнительного профессионального образования. Планируется стимулировать зарубежное партнерство в сфере образования и инновационную активность вузов.

На третьем этапе реализации Программы акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды и дальнейшей индивидуализации образовательных программ. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений должны будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий [1].

Интересным представляется изучение вопроса отношения самих потребителей к продолжению образования после окончания вуза. В 2016 г. одним из авторов статьи был проведен опрос студенческой молодежи с целью изучения уровня осведомленности о происходящих технологических изменениях и отношении к ним. Опрос касался отношения молодежи к развитию искусственного интеллекта, биотехнологиям, роботостроению, современным финансовым технологиям и т.д. В качестве выборочной совокупности были отобраны студенты (301 человек) экономических факультетов Пензенского государственно-

го университета, Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Пензенский филиал) (Первый казачий университет, г. Пенза) и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) [6]. Для целей данной статьи обратим внимание на один из вопросов анкеты, а именно на отношение респондентов к возможности получения дополнительного образования. Ответы на него были в основном положительные, причем даже среди тех, кто не опасается замены своей будущей профессии искусственным интеллектом (рис. 4) [4].

Результаты опроса явно свидетельствуют в пользу развития институтов дополнительного образования, отражая спрос на продолжение обучения среди представителей студенческой среды. Можно отметить, что вопрос о продолжении образования и непрерывном образовании становится все актуальнее с развитием современных технологий четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0). Это связано с распространением СМИ информации о грядущих переменах на рынке труда и вытеснении ряда профессий искусственным интеллектом.

Рис. 4. Заинтересованность в получении дополнительного образования среди представителей студенческой среды (составлено авторами на основе социологического опроса)

Формирование индивидуальной образовательной траектории и развитие концепции непрерывного обучения невозможно без ориентации на потребителя. Взаимодействие с ним дает возможность совместного создания эффективной профессиональной траектории для него, а также конкурентоспособного образовательного предложения для вуза.

Открытое образование: формируем конкурентоспособное предложение

Способность вуза формировать не только требуемые образовательными стандартами, но и востребованные на рынке труда компетенции, а также создание условий для послевузовской поддержки выпускников в соответствии с концепцией непрерывного обучения в скором будущем станут базовыми требованиями к вузам. В настоящий момент наличие всех вышеперечисленных характеристик можно расценивать скорее как конкурентное преимуще-

ство. Образовательный рынок, как и любой другой свободный рынок, открыт для конкуренции и испытывает все блага глобализационных процессов: доступность зарубежных образовательных программ особенно в сфере бизнес-образования привлекает отечественных потребителей. Ранее малодоступное образование в лучших зарубежных университетах становится значительно более доступным за счет создания on-line курсов, открытия программ и центров на базе российских вузов. Открытость рынка образования делает конкуренцию в этой среде глобальной. Выстоять в подобных условиях возможно за счет усиления ориентации на потребителя.

Именно программы непрерывного обучения, адаптированные под индивидуальные запросы, с учетом потребностей работодателей смогут наилучшим образом сформировать необходимые для профессиональной деятельности компетенции. Подобная работа должна вестись с каждым потребителем образовательных услуг постоянно. Причем обращаться к услугам непрерывного образования и формирования образовательной траектории смогут не только частные потребители, но и организации с целью развития профессиональных навыков и компетенций своих сотрудников, получения актуального опыта и ознакомления с современными технологиями ведения деятельности.

Однако необходимо учесть, что работодатели не всегда готовы к масштабным программам повышения квалификации с отрывом от производства. Поэтому имеет смысл проанализировать возможности создания персонифицированных модульных программ актуализации знаний и повышения компетенции в зависимости от потребностей региональных рынков. Условия организации обучения должны быть комфортны для специалистов, поэтому, возможно, стоит больше внимания уделить дистанционным формам обучения -разработке образовательных модулей, доступных пользователям сети Интернет. С учетом бурного развития цифровых технологий в дальнейшем станет возможной организация интерактивного дистанционного обучения и кейс-технологий с применением элементов дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR).

На рис. 5 показано взаимодействие образовательной и профессиональной среды посредством интернет-технологий.

В настоящее время в интернет-пространстве уже функционируют образовательные порталы зарубежных организаций, на которых представлен широкий набор онлайн-курсов. Возможности технологий анализа больших объемов данных (big data) позволяют формировать персонифицированные предложения для обучающихся и осуществлять дальнейшую новостную рассылку, адаптированную под потребности клиентов. Так, например, образовательный портал Coursera предлагает широкий спектр наиболее актуальных образовательных курсов, принадлежащих преимущественно зарубежным университетам. Однако стоит отметить, что Российские вузы уже начинают осваивать эти ресурсы, что делает отечественные образовательные программы доступными широкому кругу потребителей, в том числе и за рубежом.

Рис. 5. Дистанционное взаимодействие академической и профессиональной среды в рамках образовательного процесса (составлено авторами)

Необходимым элементом ориентации на потребителя является регулярный мониторинг его удовлетворенности. С целью осуществления непрерывного мониторинга требований потребителя и его удовлетворенности стоит уделить внимание разработке информационной среды интерактивного взаимодействия заинтересованных сторон. Вернемся к рис. 2, на котором показано информационное поле, влияющее на образовательный процесс. Необходимо организовать интерактивный сбор информации для дальнейшего развития и улучшения образовательного процесса. Для этого могут быть созданы сетевые репозитории с информацией о требованиях и ожиданиях заинтересованных сторон от использования программ обучения. Репозитории должны аккумулировать базовую информацию для планирования улучшения образовательного процесса:

- требования образовательных и профессиональных стандартов;

- ожидания и требования потребителей и заинтересованных сторон;

- предложения по развитию образовательных программ на основе анализа изменений окружающей среды и лучших образовательных практик.

Права ограниченного доступа к разделам репозитория должны иметь все заинтересованные стороны. Это необходимо для того, чтобы потребители могли самостоятельно вносить актуальную информацию о своих требо-

ваниях и пройти мониторинг удовлетворенности. Подобные репозитории могут быть разработаны на базе отдельно взятых вузов и ориентироваться на потребности регионального рынка. Более того, они могут стать общероссийской практикой и тогда, реализованные на основе облачных технологий, смогут быть доступными для всех вузов страны, которые заинтересованы в актуализации и улучшении своих образовательных программ. Формирование репозиториев позволит также формировать пакет персонифицированных предложений по обучению и профессиональную образовательную траекторию непрерывного обучения с учетом профессиональной специфики потребителя.

Заключение

Статья посвящена вопросам формирования условий для развития индивидуальной профессиональной траектории. Рассмотрены условия, необходимые для обеспечения соответствия данной траектории требованиям работодателя, что будет являться залогом востребованности и конкурентоспособности выпускников вузов. Проведено изучение информационной основы развития и улучшения образовательных программ, являющихся основой профессиональной траектории. Рассмотрены действующие в ЕС и России программы по поддержке образования, в том числе программы поддержки непрерывного обучения. Представлены результаты опроса обучающихся в отношении востребованности дополнительного образования, которые свидетельствуют в пользу продолжения обучения по окончании вуза. В статье подчеркивается важность ориентации вуза на потребности заинтересованных сторон, предложены возможные средства аккумулирования информации и технологии обратной связи.

Библиографический список

1. Информационная система Меганорм. - URL: http://meganorm.ru/Index2/l/4293846/ 4293846573.htm (дата обращения: 23.03.2017).

2. Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 25.03.2017).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : [утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р] // СПС «ГАРАНТ». - URL: http://base.garant.ru/70379634/#ixzz4c00btrzz (дата обращения: 26.03.2017).

4. Europe 2020 strategy. - URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/european-semester/framework/europe-2020-strategy_en (дата обращения: 26.03.2017).

5. Бордяшов, Е. С. Перспективы реализации новой стратегии развития Европейского союза «Европа-2020» / Е. С. Бордяшов // Вестник МГИМО. - 2012. - № 3. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-realizatsii-novoy-strategii-razvitiya-evropeyskogo-soyuza-evropa-2020 (дата обращения: 26.03.2017).

6. Щетинина, Н. Ю. Исследование факторов персональной адаптации к новому технологическому укладу / Н. Ю. Щетинина, А. В. Власов // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 1 (65). - С. 197-206.

Тактарова Светлана Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности,

Пензенский государственный университет E-mail: staktarova@yandex.ru

Taktarova Svetlana Viktorovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University

Щетинина Наталья Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности,

Пензенский государственный университет E-mail: nataly_sh@bk.ru

Shchetinina Natalia Yurievna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University

УДК 331.5 Тактарова, С. В.

Индивидуальная профессиональная траектория: формирование условий для непрерывного обучения / С. В. Тактарова, Н. Ю. Щетинина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 2 (22). - С. 101-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.