Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ПОСТМАТЕРИАЛЬНОГО'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ПОСТМАТЕРИАЛЬНОГО Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
255
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ИДЕЯ ПОСТМАТЕРИАЛЬНОГО / КОГНИТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ 3.0 / ПОСТМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕТЕВОЙ МИР / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКСПЕРТНОСТЬ / VUCA СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воскресенский Алексей Александрович, Султанов Константин Викторович, Сунягина Анна Германовна

Анализируются предпосылки ценностной трансформации, связанной с идеей «постматериального». В цифровом обществе ценностная трансформация в рамках различных концепций постматериализма выступает основой новой парадигмы культурного и социального капитала личности в контексте новой философии образования. Рефлексия по поводу образовательных и ценностных трансформаций в современном цифровом обществе представлена в контексте соотношения формальных и неформальных эпистемологических систем и аксиологических конструктов, возникающих на их основе, на основе сопоставления соотношения ценностей и власти. Делается вывод, что на сегодняшний день системой, в наибольшей мере отвечающей на запросы изменений, является VUCA-концепция, в то время как дискурс идеи постматериального актуализирует существенные трансформации в ценностях и жизненных ориентациях молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Воскресенский Алексей Александрович, Султанов Константин Викторович, Сунягина Анна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ПОСТМАТЕРИАЛЬНОГО»

ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ

УДК 37.01 ББК 60.0

А.А. Воскресенский, К.В. Султанов, А.Г. Сунягина

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ПОСТМАТЕРИАЛЬНОГО

Анализируются предпосылки ценностной трансформации, связанной с идеей «постматериального». В цифровом обществе ценностная трансформация в рамках различных концепций постматериализма выступает основой новой парадигмы культурного и социального капитала личности в контексте новой философии образования. Рефлексия по поводу образовательных и ценностных трансформаций в современном цифровом обществе представлена в контексте соотношения формальных и неформальных эпистемологических систем и аксиологических конструктов, возникающих на их основе, на основе сопоставления соотношения ценностей и власти. Делается вывод, что на сегодняшний день системой, в наибольшей мере отвечающей на запросы изменений, является VUCA-кон-цепция, в то время как дискурс идеи постматериального актуализирует существенные трансформации в ценностях и жизненных ориентациях молодежи.

Ключевые слова:

знания, идея постматериального, когнитивный капитализм, образование 3.0, постматериальные ценности, сетевой мир, цифровое общество, человеческий капитал, эксперт-ность, VUCA стратегия.

Воскресенский А.А., Султанов К.В., Сунягина А.Г. Трансформация ценностей в современном цифровом обществе: культурный капитал личности в контексте идеи постматериального // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 2.- С. 62-66.

© Воскресенский Алексей Александрович - кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: voscres@gmail.com © Султанов Константин Викторович - заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, Российский государственный

педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: child2000@bk.ru © Сунягина Анна Германовна - старший преподаватель, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербург; e-mail: anasun@yandex.ru

Идея постматериального, предложенная мыслителями в конце XX столетия, на сегодняшний день оказывается как нельзя более эвристична: постматериализм в его различных версиях и градациях актуализирует проблематику когнитивных практик и технологий в современной гумани-таристике, открывая совершенно новые измерения и возможности исследований субъектности в стремительно изменившимся цифровом (сетевом) мире. «Ценностная революция» начала XXI века, с последствиями которой система образования сталкивается только сейчас, кардинально изменила мировоззрение современного человека: на место прежних «материальных», осязаемых и понятных ценностей адаптации к окружающему миру и стремлению к безопасности пришли цен-

ности постматериальные - самореализации, саморазвития, экологического мышления, «заботы о себе» и т.д. В этом отношении, произошло открытие новых горизонтов и смыслов человеческой жизни, новых форм и практик социальной инициативы и политического действия, креативности и startup-движения, творческого и VUCA-мышления. Эти трансформации запустили мощные сдвиги в движении тектонических плит смены ценностных ориентаций, а вслед за ними социальной и образовательной парадигм. Постматериальные ценности в этом смысле выходят «по ту сторону» социально-философских и культуротворческих программ материализма и не-материализма, сами не будучи ни теми, ни другими, создавая принципиально новую типологию осмысления це-

леи и ценностей трудовой деятельности и мотивационной сферы человека, запуская вопросы самоактуализации личности в широком контексте социального и культурного капиталов. Важнейшей категорией самоопределения человека в цифровом обществе сетевых структур становится не просто «осознанность», но и «осмысленность»: постматериальные ценности становятся полноценным воплощением има-гинативного капитала, вектор направленности которого устремлен в будущее, создавая новые типы социальных отношений и формируя абсолютно новую социальную и образовательную реальность «3.0».

Указанные факторы актуализируют проблему аксиологической субъективности в измерении человека, а также поднимают проблему самих условий достоверности и истинности подходов к пониманию современного общества.

В этом отношении усилившийся в последние годы дискурс вокруг идеи постматериального, позволяет утверждать «новое начало» осмысления цивилизаци-онного масштаба ценностной трансформации средствами гуманитарных наук. Идея постматериального и постматериализма была предложена Р. Инглахртом [5] еще в далеком ныне 1977 году. С тех пор прошло уже почти полвека, однако проблема «постматериальных ценностей», заявленная ученым, оказалась далека от своего окончательного разрешения и сегодня. Более того, за прошедшее время, актуальность обращения к проблеме социокультурной аналитики состояния и возможностей внедрения принципов постматериальных ценностей в образовательное и социально-экономическое пространство лишь усилилась, вызвав новый цикл интереса к этой концепции.

Актуализация дискурса постматериального и «постматериализма» в аксиологическом, ценностном поле связана прежде всего с отсутствием в мировой и отечественной социальной философии и философии образования фундаментальной, комплексной, системной теории, отражающей картину мира современной молодежи, сформировавшегося у участников образовательного процесса адекватного отношения к новому цифровому миру, в котором мы все сегодня живем [2, с. 8586]. В настоящее время можно говорить о ряде факторов, влияющих на изменение ценностных парадигм: это и глобализаци-онные процессы, и формирование в России общества потребления, и усилившая свои позиции цифровая среда социальных

сетей, открытые географические границы и т.д. Технологическое развитие сегодня безусловно опережает культурное, мир становится «человеконесоразмерным». Говорить о виртуальной реальности в контексте теории симулякров и симуляций не представляется возможным - молодежь просто не поймет того, кто будет утверждать такую, с точки зрения молодых людей, ерунду. Результаты различных исследований утверждают, что современная молодежь проводит в соцсетях минимум 6-7 часов в день, и эти данные не могут не настораживать.

Указанные факторы заставляют задуматься о перспективах и более того, о самой возможности создания системной теории, позволяющей на основе концепта постматериальных ценностей как основы нового типа социальных отношений, характерных для цифрового общества, организовать эффективное взаимодействие с молодежью, являющейся основным участником современного образовательного процесса, моделируя для них те образовательные модели, которые станут актуальными в XXI столетии.

В этой связи уместно напомнить, что основная идея концепции Р. Инглхарта, важная в контексте нашего исследования, заключается в том, что процессы социальных и экономических изменений, переживаемые западным обществом в конце XX века приводят к фундаментальной «ценностной трансформации»: ощущение большей частью людей экзистенциальной безопасности в экономически развитых государствах с сильной социальной политикой порождает сдвиг от материалистических ценностей выживания, адаптации, безопасности (было) к постматериалистическим ценностям самореализации, саморазвития, экологического и VUCA-мышления, «заботы о себе», открытия новых горизонтов и смыслов человеческой жизни, социальной инициативы, креативности, творческого мышления, визионерства, желания обучаться в течение всей жизни, стремление к максимально свободному труду, смене компаний и места работы, работа на себя (стало).

В данной связи необходимо отметить, что известная образовательная Soft-Skills «система 4К» ключевых навыков специалиста будущего, каким его видели в конце XX века (критическое мышление, креативность, коммуникация, координация), являющаяся основой «мягких навыков» современной философии образования, создавалась и развивалась как раз в русле

о

дискурса постматериальных ценностей. Что придет ей на смену - сейчас вопрос открытый. Р. Инглхарт, а вслед за ним и другие исследователи сделали вывод, что в постиндустриальных обществах все более значимыми оказываются внеэкономические факторы социального развития: социальный, культурный, когнитивный и ценностный капитал личности, а также новые ценностные и культурные институты новой социальности: доверие, права и свободы личности, самореализация, качество жизни, возможность путешествовать и т.д. При этом совокупность вне- и неэкономических капиталов создает новые фоновые исторические условия развития капитализма, переходящего на новую стадию своего существования, «снимая» существующие противоречия между индустриальной и постиндустриальными фазами развития общества.

В этом смысле подчеркивается, что в обществе «после постмодерна» дальнейшие условия экономического роста и развития оказываются фундированными в значительной степени именно внеэкономическими факторами социального развития (Н. Штер, Р. Инглахрт, А. Горце, М. Кастельс, Дж. Белл, Д. Тапскотт и др.). Вторит этому подходу концепция В. Иноземцева [6], у которого ценностная трансформация начала XXI века, резко усилившаяся в 2020 году в связи с тотальной цифровизацией и алгоритмизацией социальных процессов, оказывается связана как раз со значительным усилением роли постматериальных ценностей. Постматериальные ценности не только изменяют системы мотивации молодежи (согласно М. Веберу, ценности лежат в пограничной области, захватывая системы мотивации и мировоззрение личности), но, по сути, трансформируют роль, значение и сам характер труда, который становится все более «свободным», удаленным, способствующим саморазвитию, а также менее формализованным. В этой связи стоит отметить, что, согласно концепции видного теоретика «грядущего постиндустриального общества» Д. Белла, сфера услуг в системе труда человека будет занимать не менее 70% от всей экономики трудовых отношений, аккумулируя именно в сфере «человек-человеку» большую часть человеческого капитала общества. Подобное перераспределение трудовых ресурсов имеет колоссальные последствия для самого человека и его субъектности. В частности, социологические опросы, проводимые в молодежной среде [1, с. 52]

показывают, что все меньшее количество молодых людей видят (и хотят иметь) возможности своей профессиональной самореализации в системе производства. При этом абсолютное большинство молодежи связывают свою самоактуализацию с блогосферой, 1Т-решениями, стартапами, нацеленными на улучшение жизни общества в психологической и экологической сферах, то есть в тех сферах жизни общества, которые, с точки зрения Ж. Бодрий-яра, можно назвать миром «симулякров», где не производится ничего, кроме самовоспроизводящихся информационных потоков, знаков и значений. В работе «Общество потребления» французский философ утверждает появление потребительских ценностей, которые начинают выражать новые типы социальных конструктов престижа, статуса, власти и т.д. В этой связи будет уместно вспомнить теорию «праздного класса» Т. Веблена, согласно которой самоактуализация личности подчеркивается не усилиями личности в процессе трудовой деятельности, но потребительским поведением, где главной ценностью является не производство и накопление, но демонстративное потребление и растрата, о которых писал еще Ж. Батай в своей фундаментальной работе «Проклятая доля».

Тотальная информатизация и циф-ровизация труда и образования начала XXI в. приводит не только к дифференциации видов трудовой деятельности, но также к существенному усилению роли и значения профессий в сферах наукоемкого и высокотехнологичного производства. При этом разработчики концепции постиндустриального технократического общества [7, с. 32] возводят эти профессии практически в абсолют, вплоть до утверждения значения этих профессией как единственно достойных и возможных направлений приложения человеческих сил в постиндустриальном мире.

В частности, в упоминаемой ранее концепции В. Иноземцева [6] префикс «пост» применительно к ценностям, связывается не столько с исчезновением материальных стимулов и классических экономических рычагов стимулирования и производства, сколько приковывает внимание к происходящим изменениям, выходящим далеко за границы обычной эволюции ценностей - постепенное заполнение «нижних» уровней пирамиды потребностей А. Мас-лоу, повсеместное удовлетворение уровней первичных потребностей в безопасности. Постматериальные ценности в этом смыс-

ле не являются ни материальными, ни «не-материальными», образуя принципиально новую типологию осмысления трудовой деятельности человека.

Постматериальные ценности впрямую влияют на систему мотивации, выбор образовательного учреждения и будущей работы: на смену материальным факторам стимулирования сотрудника приходит заинтересованное, «осознанное» отношение не только к самому процессу выбора, но и к результатам труда и обучения: «Повышение материального уровня жизни создает потенциальные предпосылки для становления новой мотивационной системы. Освободившийся от необходимости постоянного поиска средств для удовлетворения насущных потребностей, человек получает возможность приобщения ко всему многообразию ценностей, накопленных цивилизацией» [6, с. 302]. При этом главным фактором выбора из всего многообразия направлений развития и самоактуализации личности, в избытке предлагаемых сверхинформационным обществом становится «осмысленность»: человек как субъект экономических и образовательных процессов самостоятельно должен выбрать и понять, что будет являться продуктом его активности и какое значение этот продукт будет играть для его собственной самоактуализации. Не следует упускать из виду новые социокультурные формы повседневности - на наших глазах формируется новый способ бытия человека и новая реальность, всецело детерминированные тотально-комплексной цифровизацией, которая рождает «цифрового человека», о появлении которого, пишет, к примеру, К. Скиннер в работе «Человек цифровой. Четвертая революция в истории человечества, которая затронет каждого» (К. Скиннер, 2019). В этом обществе когнитивный капитал личности (А. Горц) становится главной ценностью и важнейшим, если не единственным, значимым ресурсом развития и самоактуализации личности.

В этой связи необходимо отметить, что постматериализм возможен только в том обществе, в котором существует высокий уровень и качество жизни, где приоритетными становятся ценности не выживания, адаптации и самосохранения, но самореализации и саморазвития. Этот феномен актуализирует значимость экс-пертности и формирует новые отношения «знания-власти» (М. Фуко) - экспертокра-тию как стиль мышления, эпистемологическую программу и компетенцию, к

которой предстоит адаптироваться представителям «цифрового поколения». К сегодняшнему дню то количество информации, которым овладело человечество, становится малопригодным именно за счет своего колоссального объема, предельной плюралистичности, расходящихся во все стороны информационных потоков. В этом отношении, мир знаний становится «человеконесоразмерным», что приводит в действие принципиально новые эпистемологические проекты и исследовательские программы новой философии образования - экспертность.

В сегодняшней ситуации важным оказывается не объем сведений, знаний, общей эрудированности человека, а прежде всего их актуализация в деятельности. В этом отношении, компетенция экс-пертности выдвигает четкий императив, предполагающий не новые способы производства и потребления знаний и информации, но прежде всего формирование навыков отбора и оценки истинности и значимости знаний для конкретного вида деятельности. Как отмечает П. Хи-манен [9, с. 86-92], в обществе будущего главным фактором формирования социальности будут являться не деньги, знания, самоактуализация и пр., а страстная увлеченность и желание создавать совместно с другими участниками социума общественно ценные инновации. На сегодняшний же день принцип «все, что можно автоматизировать, будет автоматизировано» приводит к появлению и закреплению новых навыков предельно быстрого освоения информации и выстраивания модели эффективного действия за счет предельно коротких технологических цепочек «алгоритмического мышления» (7 шагов к успеху, 10 путей достижения счастья, 20 навыков успешного специалиста, 8 профессий будущего и т.п.), в которых упоминаемая ранее «система 4К» ключевых навыков присутствует довольно незначительно, оставляя основное «поле работы» алгоритмам, а не критическому, рефлексирующему мышлению человека, мучительно создающему своей собственный маршрут самоактуализации в мире цифры, готовых ответов, предельно алгоритмизированного плана действий, практически на любой запрос.

На сегодняшний день системой, в наибольшей мере отвечающей на запросы изменений, происходящих в дискурсе идеи постматериального, является VUCA (нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) стратегия «Об-

разования 3.0», в которой выделяются следующие характеристики философии образования будущего:

- смыслы строятся на широкой социальной ценностной основе и контекстуально изобретаются заново. Ключом к достижению этого подхода является активное присутствие социального доверия;

- проникновение технологий во все сферы, включая образование (концепция «цифровой вселенной»);

- образование трансформируется от принципа «учитель - ученик», вводя третье звено: «человек - технологии - человек»;

- сферы производства рассматривают выпускников ВУЗов как предпринимателей, а ВУЗы как бизнес-инкубаторы;

- школы везде, учитель - каждый, от кого можно чему-либо научиться.

Резюмируя, необходимо отметить, что идея постматериального актуализирует изменения самих парадигмальных основ как мировоззрения человека, так и самой философии образования, вызванных циф-ровизацией, и сверхинформационного общества - резко усилившейся значимостью когнитивного и культурного капитала личности.

Список литературы:

[1] Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. - 2000, № 6. - С. 51-65.

[2] Воскресенский А.А., Рабош В.А., Сунягина А.Г. Постматериальные ценности поколения Z на пути к обществу знаний - к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие.- 2018, № 1. - C. 84-87.

[3] Воскресенский А.А., Рабош В.А., Сунягина А.Г. Эпистемология экономических знаний как основа современного (информационного) общества // Общество. Среда. Развитие. - 2019, № 4. - С. 65-67.

[4] Друкер П. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего быстро меняющегося общества. - М.: Вильямс, 2007. - 380 с.

[5] Инглхарт Р., Вецель В. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.

[6] Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - 397 с.

[7] Пую Ю.В., Романенко И.Б., Султанов К.В. Манипулятивные воздействия и образовательные технологии: формирование дискуссионно-диалоговой культуры // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 4. - С. 132-137.

[8] Хикс Дж., Ален Р. Пересмотр теории ценности // Вехи экономической мысли. Том 1. Теория потребления и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - С. 117-141.

[9] Химанен П. Хакерская этика и дух информационализма. - М.: АСТ, 2019. - 256 с.

[10] Romanenko I.B., Romanenko Yu.M., Voskresenskiy A.A. Formation of Post Material Values in Conditions of Transversality of Educational Paradigms // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Volume XXXV. - 2018, International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences (18-21 May 2017). - P. 1116-1121.

[11] Romanenko I.B., Romanenko Yu.M., Mureyko L.V., Shipunova O.D., Pasholikov M.A. The Correlation of Neurophysiology and Social Mechanisms of the Subconscious Manipulations in Media Technology // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). - 2018, № 9(9). - P. 1-9.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.