Научная статья на тему 'Постматериальные ценности поколения z на пути к обществу знаний - к постановке проблемы'

Постматериальные ценности поколения z на пути к обществу знаний - к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1761
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОСТЭКОНОМИКА / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воскресенский Алексей Александрович, Рабош Василий Антонович, Сунягина Анна Германовна

Работа посвящена постановке проблемы постматериальных ценностей средствами социальной философии. Постматериальные ценности, формирующиеся в позднем постиндустриальном обществе, колоссальным образом влияют на содержание и реформирование ценностных ориентаций и образовательных моделей, ориентированных на современную молодежь, выступающую основным потребителем информации и носителем новой ценностной парадигмы. На базе социологических и социально-философских теорий Н. Хоу, У. Штрауса, Р. Инглхарта и В.С. Мартьянова делаются попытки установления четких критериев, позволяющих говорить об изменениях образовательных систем в обществе знаний как о социокультурной парадигме, создающей новые и трансформирующие прежние типы личности, социальности и социального взаимодействия, что является ответом на формирующийся социальный запрос основных участников современного образования представителей поколения Z, рожденных, начиная с 2002 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воскресенский Алексей Александрович, Рабош Василий Антонович, Сунягина Анна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постматериальные ценности поколения z на пути к обществу знаний - к постановке проблемы»

УДК 37.02 ББК 74.044.3

А.А. Воскресенский, В.А. Рабош, А.Г. Сунягина

ПОСТМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЯ Z НА ПУТИ К ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЙ - К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ*

Работа посвящена постановке проблемы постматериальных ценностей средствами социальной философии. Постматериальные ценности, формирующиеся в позднем постиндустриальном обществе, колоссальным образом влияют на содержание и реформирование ценностных ориентаций и образовательных моделей, ориентированных на современную молодежь, выступающую основным потребителем информации и носителем новой ценностной парадигмы. На базе социологических и социально-философских теорий Н. Хоу, У. Штрауса, Р. Инглхарта и В.С. Мартьянова делаются попытки установления четких критериев, позволяющих говорить об изменениях образовательных систем в обществе знаний как о социокультурной парадигме, создающей новые и трансформирующие прежние типы личности, социальности и социального взаимодействия, что является ответом на формирующийся социальный запрос основных участников современного образования - представителей поколения Z, рожденных, начиная с 2002 года.

Ключевые слова:

образовательные парадигмы, общество знаний, поколение Z, постиндустриальное общество, постматериальные ценности, постэкономика, теория поколений, экономический человек.

Воскресенский А.А., Рабош В.А., Сунягина А.Г. Постматериальные ценности поколения Z на пути к обществу знаний - к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 1. - С. 84-87.

© Воскресенский Алексей Александрович - кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Рабош Василий Антонович - доктор философских наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ, проректор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: prorector_uch@ herzen.spb.ru

© Сунягина Анна Германовна - старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

со

ч

tu

Ci

О

3 О

Актуальность обращения к проблеме социокультурной аналитики, прогностики состояния и развития постматериальных ценностей в контексте движения России к обществу знаний связана с отсутствием в отечественной социальной философии и философии образования фундаментальной теории, отражающей картину мира основных носителей нового мировоззрения - миллениалов, представителей поколений Y и Ъ [6, с. 150-154] с точки зрения произошедших изменений в восприятии ими действительности и сформировавшегося нового отношения к миру.

В рамках теории поколений, предложенной Н. Хоу и У. Штраусом, выделяются следующие «срезы поколений», являющихся сегодня основными субъектами и «потребителями», моделирующими своими потребностями сферу образования:

- Поколение X (1963-1982 гг.).

- Поколение миллениалов, или поколение Y (1983-2002 гг.).

- Поколение Ъ (с 2002-2003 г.).

В этом смысле наряду с расширением и усложнением пространства информации, увеличением скорости ее обработки произошло множество изменений, требований к человеку со стороны меняющегося социокультурного пространства. В этих условиях совершенно необходимыми оказываются новые личностные качества и принципиально новый подход к социализации молодежи в «общество знаний».

Данная проблема является особенно острой и актуальной для представителей поколения Ъ - основных участников современного образовательного пространства -детей и подростков, родившихся после 2000 года, чье взросление и становление полностью пришлось и оказалось всецело детерминированным цифровой эпохой развития общества и системы социальных и межличностных коммуникаций. Этих людей называют «интернет-поколением». Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю

* Работа поддержана грантом РФФИ 18-011-00759 А Формирование постматериальных ценностей молодежи в образовательном пространстве и молодежных субкультурах: социокультурная аналитика состояния развития и прогностика социальных рисков.

систему ценностей этого поколения, формируя новое ценностно-мировоззренческое ядро молодежи.

Фундаментальная проблема исследования постматериальных ценностей предполагает постановку и последовательное решение следующих вопросов, которые будут рассмотрены в следующих публикациях авторов:

- как проходит идентификация и самоидентификация молодых людей и подростков с точки зрения системы постматериальных ценностей;

- как формируются и трансформируются системы ценностных предпочтений молодых людей и подростков, принадлежащих к различным субкультурам, с точки зрения учета аутентичных форм активности, коммуникации в социальных сетях, возможности их курирования со стороны педагогического сообщества, опасности манипулятивного воздействия со стороны сектантов и т.п.;

- образовательные практики в обществе знаний - к вопросу об эффективности личностно-ориентированного обучения тинэйджеров (относящихся к поколению игрек и зет) в ситуации трансверсальности сосуществующих образовательных стратегий и парадигм;

- выявление образовательных условий и возможностей наиболее успешного включения подростков в полилогичную коммуникацию с другими поколениями.

- обоснование необходимости существенного увеличения гуманитарных дисциплин в системе среднего и высшего образования (независимо от профиля обучения), которые формируют навыки межличностной и межкультурной коммуникации;

- новые модели и трансформации прежних образа и профессиональных функций преподавателя (тьютор, коуч, фасили-татор, наставник, партнер и т.п.), ведущего учащегося к его собственным целям.

Традиционно к постматериальным ценностям миллениалов относят следующее: высокая самооценка, самоуверенность, мобильность, гибкость, легкость восприятия нового, частая смена места и окружения, ориентация на стремительный взлет в социальном лифте, выстраивание жизни по разнонаправленным интересам, ориентация на сегодняшний день и быстродости-жимые цели, слабовыраженная забота о будущем и т.п.

Однако при более пристальном рассмотрении вопрос о постматериальных ценностях оказывается выходящим далеко за рамки «теории поколений», что поз-

воляет некоторым исследователям (Р. Ин-глахрт, В. Иноземцев, В. Мартьянов и др.) говорить о рождении новой эпохи - «постматериализма». Именно ценности задают смысл проживаемой эпохе и времени, определяющим образом влияя на теорию и практику бытия человека.

В этом отношении постматериальные ценности, чье формирование приходится на эпоху позднего постмодерна - явление уникальное, никогда не встречавшееся в истории человеческой цивилизации (в отличие от антиматериальных и нематериальных ценностей), требующее совершенно нового языка категорий. Согласно концепции Рональда Инглхарта [1. с. 25-75], именно аксиологические установки выступают основой и базисом экономических и социетальных моделей позднего постиндустриального общества. В рамках данной теории, на пути к обществу, основанному на знаниях, традиционные материалистические ценности, обеспечивающие выживание и адаптацию к экономической, социальной, политической и духовной сферам общества уступают свое место ценностям постматериальным, ведущим к максимальному самовыражению и раскрытию творческого потенциала личности (стремление к независимости, свобода выбора, ориентация на максимальную плюральность, качественное образование, саморазвитие, безлимитный доступ к информации из любой точки и т.д.).

Отметим, что главными носителями данной системы ценностей в рамках теории поколений как раз являются «игреки» и «зеты». Данная система постматериальных ценностей, по мнению ее авторов, способствует росту доверия в обществе, установлению более прозрачных правил коммуникации, разделяемых все большим количеством респондентов, приводит к росту общественного согласия.

При этом необходимо учесть длительный неоднородный характер формирования системы постматериальных ценностей, которая делается возможной лишь в на пути к обществу, основанному на знаниях, когда накоплена колоссальная система ценностей материальных и становится возможной постановка вопроса о чем-то большем, преодолевающем отчуждение между человеком и трудом. В рамках господства «классических» ценностей главным драйвером изменений в ценностных ориентациях были торгово-экономические, позже - финансово-экономические отношения. В обществе знаний же экономика из «базиса», описываемого философией

о О

СО Ci

О

3 О

марксизма, превращается в «периферию» -не всегда и не вполне замечаемые условия существования, инфраструктуру, позволяющую поставить вопрос об изменениях на уровне субъективности человека. «Повышение материального уровня жизни создает потенциальные предпосылки для становления новой мотивационной системы. Освободившийся от необходимости постоянного поиска средств для удовлетворения насущных потребностей, человек получает возможность приобщения ко всему многообразию ценностей, накопленных цивилизацией. Но это не означает немедленного и автоматического использования им открывающихся возможностей, и уж тем более - быстрого становления новой иерархии ценностных ориентиров в масштабах общественного целого» [2, с. 302].

В этом отношении уместно вспомнить концепцию Д. Коулмана, который рассматривает три градации капитала:

- капитал физический (здоровье, талант, способности от природы);

- капитал человеческий (личностные качества, умения и навыки, сформированные в ходе социализации человека - образование, профессиональная идентичность, карьера, цели и т.д.);

- капитал социальный (сформированная периферийная среда, инфраструктура, возможность пользования которой приводит к максимизации выгоды и полезности для живущей в ней людей) [3].

Главным источником социального неравенства и различий в обещстве, основанном на знаниях, становится образование - возможность и практика применения полученных знаний и информации, как указывал Ф. Фукуяма [7, с. 92]. Именно социальный капитал в данной концепции призван укрепить и усилить систему формирования постматериальных ценностей за счет проявляемого исследовательского интереса как раз к фоновым, периферийным условиям общественного развития (культура, этика, мораль, образование) -дополняя представления об «экономическом человеке», стремящимся к максимизации своей выгоды при минимальной затрате ресурсов.

Как отмечает В.С. Мартьянов, «подобные гипотезы небезосновательны. Например, длящийся более 30 лет «Всемирный мониторинг ценностей» (World Values Survey, WVS) на межстрановом уровне демонстрирует значимую статистическую зависимость: повышение уровня жизни людей приводит к росту постматериальных ценностей самореализации, доверия,

ответственности, заботы о людях и природе, а также ценностей открытости изменениям. В то же время низкий уровень жизни населения коррелирует с сохранением доминирующей роли носителей консервативных материальных ценностей выживания, сохранения и самоутверждения. На фоне уже решенных материальных проблем индивидов в постиндустриальных обществах приоритетными для них становятся ценности самореализации и саморазвития, формирующие контуры новой политической этики и часто интерпретируемые как постмодерные. Эти ценности проявляются в растущем моральном неприятии такого социально-политического статус-кво, в котором господствующей ценностной стратегией граждан является демонстрация социально одобряемого поведения и выживание как пассивная адаптация к наличным и считающимися неизменными общественным нормам и практикам» [4, с. 83-98].

В этом отношении, как отмечает Дж. Хикс, по мере накопления благосостояния, оно все более утрачивает свою значимость для человека, на первый план выходят новые, более субъективистские критерии (например, индекс оценки «качества жизни») - такие, как свобода, безопасность, доверительность, справедливость [8, с. 117-141].

Указанные изменения в ценностных ориентациях связаны с целом рядом факторов, к которым относятся прежде всего нарастающие удовлетворение потребностей и переход на новый уровень ценностных ориентаций. Современный человек, в особенности молодежь, все более сосредоточен на саморазвитии, потреблении постматериальных благ, способствующих максимальному раскрытию личности -прежде всего, творчества, креативности, воображения [5, с. 102-106].

Говоря о сложностях понимания и воспитания поколения 7, нельзя не отметить их безусловную особенность, которую можно рассматривать не только как недостаток, но и как преимущество - лёгкость. Она во всем - в мироощущении, в принятии решений и смене интересов. «Зеты» живут «здесь и сейчас», виртуальная жизнь позволяет им быть известным в любой точке мира, они не заводят прочных социальных связей и не привязываются к конкретным местам на карте. Они не боятся остаться без денег и покупать билеты в «один конец».

«Зетам» не нужны (во всяком случае, они сами в этом уверены) 11 лет уроков

и 4 года лекций для того, чтобы развиваться, зарабатывать и чувствовать себя счастливыми. Они смотрят вебинары, находясь за тысячи километров от спикеров, читают книги из лучших электронных библиотек всего мира и диплом является для них лишь формальностью, корочкой, которую нужно показать в отделе кадров.

С теми же, кто выбрал академическое образование, работа предполагает необходимый учет определенных особенностей этого поколения. Например, «зеты» привыкли «гуглить», формируя поисковый запрос в Интернете, и на четкий запрос получать четкий ответ, так что чтение огромных текстов - не для них. Они привыкли выделять важное из главного и значительно фильтровать количество получаемой информации, что является ключевой компетенцией, необходимой как в информационном обществе, так и обществе, основанном на знаниях. Еще одной особенностью является и то, что конспекты и записи для них не имеют никакого значения, ведь зачем тратить время на пустое переписывание, если одному человеку можно сфотографировать информацию с доски и отправить в общий чат посредством социальных сетей и мессенджеров. Еще одна

безусловная особенность «зетов» - коллективное общение в общих чатах.

У поколения Ъ есть привычка к определенной подаче информации - выраженная «харизма» и личностные особенности интересующих спикеров. Так, если зеты смотрят познавательные видео, то у ярких и эмоциональных «блогеров», из новостей в ленте в «избранное» добавляют только красочные картинки и воспринимают только ролики из «Инстаграма» длительностью в минуту.

Соответственно, выстраивая педагогическую систему для «зетов», нужно делать упор на особенности восприятия «зетами» информации - она должны быть представлена просто, ярко, максимально информативно, иметь четкую структуру. Все эти процессы приводят к изменениям на уровне субъективности человека, формируя новый тип личности, что ставит вопрос о необходимости пересмотра образовательной парадигмы, которая была бы направлена на формирование у молодежи следующих умений и навыков: создание принципиально нового; скорость усвоения и внедрения в собственную жизненную и профессиональную практику новых моделей; формирование компетенции инновационного потенциала.

Список литературы:

[1] Инглхарт Р., Вецель В. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.

[2] Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

[3] Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // ОНС. - 2011, № 3. - С. 122-139.

[4] Мартьянов В.С. Глобальный модерн, постматериальные ценности и перефирийный капитализм в России // Полис. Политические исследования. - 2014, № 1. - С. 83-98.. - DOI: https://doi.org/10.17976/ jpps/2014.01.06

[5] Романенко И.Б., Соломин В.П., Султанов К.В. Социальный и человеческий капитал: дифференциация подходов // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 3. - С. 102-106.

[6] Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 3. - С. 150-154.

[7] Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990, № 3. - С. 134-155.

[8] Хикс Дж., Ален Р. Пересмотр теории ценности // Вехи экономической мысли. Том 1. Теория потребления и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - С. 117-141.

о tu

3 О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.