Научная статья на тему 'Поколенческий аспект формирования постиндустриального общества'

Поколенческий аспект формирования постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
670
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПОКОЛЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / POST-INDUSTRIALIZATION / GENERATION / VALUE / GENERATIONAL GROUPS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миронова О. А.

В статье рассматриваются основные характеристики экономики постиндустриального общества, особенности поведения на товарных и факторных рынках представителей различных поколений. Исследуется необходимость дифференцированной ориентации бизнеса на экономические интересы представителей разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article discusses basic characteristics of economy of postindustrial society, especially behavior in commodity and factor markets, representatives of different generations. Examines the need for differentiated targeting businesses on economic interests of different generations.

Текст научной работы на тему «Поколенческий аспект формирования постиндустриального общества»

4. Semionov, Y. I. SKEPSIS [Electronic resource]. — Mode of access : http://scepsis.net/library/id_65.html.

5. Chuphrin, G. I. On the role of a common civilizational heritage in social development of post-Soviet States [Elec-

tronic resource] // Religion and politics in South Russia: aspects of interaction : international conf. — M., 2015. — P. 12-14. — Mode of access : http://iphlib.ru/green stone3/library/collecti on/newphilenc/docu ment/HASH0139aae275 501c6d82199339.

О. А. Миронова

ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются основные характеристики экономики постиндустриального общества, особенности поведения на товарных и факторных рынках представителей различных поколений. Исследуется необходимость дифференцированной ориентации бизнеса на экономические интересы представителей разных поколений.

Ключевые слова

Постиндустриальное общество, постиндустриализация, поколение, ценность, по-коленческие группы.

O. A. Mironova

GENERATIONAL ASPECT OF FORMATION OF A POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Annotation

Article discusses basic characteristics of economy of postindustrial society, especially behavior in commodity and factor markets, representatives of different generations. Examines the need for differentiated targeting businesses on economic interests of different generations.

Keywords

Postindustrial society, post-industrialization, generation, value, generational groups.

Объективными предпосылками нового качества экономического роста в современных условиях являются процессы, обусловленные становлением в ряде стран-лидеров мировой экономики постиндустриального или информационного общества, характеризующегося кардинальными изменениями в структуре общественного воспроизводства под влиянием НТП. Широкий спектр достижений в науке, технике, коммуникационных и информационных технологиях, в управлении, логистике и мар-

кетинге в обусловливает интенсификацию развития всей системы экономических взаимосвязей в этих странах.

Экономика постиндустриального общества принципиально отличается от всех предшествующих форм социальной и экономической организации. Осмысление процессов, которыми сопровождается его формирование, приводит к возникновению новых экономических концепций и моделей.

Сегодня в рамках постиндустриальной теории многие исследователи

обращают все большее внимание на характерные черты зарождающейся постиндустриальной цивилизации, проявляющиеся как в материальном производстве, так и в непроизводственной сфере. Экономический рост в постиндустриальных экономиках все в большей степени обусловливается инвестициями в человека, в интеллектуальный капитал, а самой эффективной формой накопления становится развитие людьми собственных способностей.

Структура потребления также подвергается трансформационным изменениям. Современному «обществу потребления» свойственны материальный гедонизм, культ удовольствий и развлечений, воспринимаемых как высшая ценность все большим числом потребителей, и превращающихся в синоним успеха, счастья, широко распространяется «демонстративное» (по Т. Веблену) или престижное потребление. Мода, престиж, создание имиджа, определяющего принадлежность к социальному статусу, демонстрирующему успешность, превращаются в важнейший фактор потребительского спроса. Появляется понятие «статусных вещей», под которыми понимается конкретный сложившийся неофициально набор потребительских благ, строго определенный для каждого социального слоя, специфические экономическая психология и стандарты поведения на рынке. Индивид, не вписывающийся в эти традиции и стандарты, если и не станет изгоем, то столкнется со значительными проблемами при построении карьеры или в повседневном общении.

Сервисные компании, предлагающие свои блага на рынке, пытаются направить потребителей из различных социальных групп в русло уже сформировавшихся стилей потребления. Однако сегодня им приходится ориентироваться на слои населения, дифференцирующиеся не столько по социальному статусу, сколько по принадлежности к

конкретному поколению, по-разному воспринимающему мир и происходящие в нем изменения и, соответственно, имеющему собственную систему ценностей. Так, коробка конфет для представителей старшего поколения сегодня — подарок, который принесет гораздо больше радости, чем смартфон или любой другой гаджет, в то время как для ребенка подарок в виде коробки даже дорогих элитных конфет вместо планшета или смартфона превратится в огромное разочарование. В статье под поколением мы будем понимать группу людей, рожденных в конкретный временной интервал и выработавших примерно одинаковую систему ценностей под воздействием одних и тех же событий, предопределивших особенности их воспитания. Как правило, люди не задумываются о том, что, их поведение в повседневной жизни и их экономическая деятельность определяется преимущественно данными ценностями: манеры общения, руководства и разрешения конфликтов, отношение к образованию, мотивация и стиль потребления, управление и целеполагание сегодня будут различаться для представителей разных поколенческих групп.

В России исследование специфики поведения в социуме различных поколений в контексте исторического периода их жизни впервые были проведены исследователями Левада-Центра, которые разделили поколения ХХ в. на шесть возрастных групп, сформировавшихся в переломные моменты отечественной истории: 1905-1930 — Октябрьская революция и последовавшие за ней коллективизация и НЭП, 19301941 — «сталинская» мобилизационная система 1941-1953 — война и послевоенное восстановление экономики, 19531964 — «оттепель» 1964-1985 — период застоя 1985-1999 — «перестройка» и распад СССР, переход к рынку.

Среди зарубежных исследований специфики восприятия реальности

представителями различных поколений сегодня наибольшей популярностью пользуется разработанная в 1991 г. теория поколений Нейла Хоува и Вильгельма Штрауса. В основу их исследований положена классификация поколений, основанная на сходстве ценностей, под которыми понимается значимость тех или иных предметов, процессов и явлений реальной действительности с позиции их соответствия или несоответствия человеческим потребностям в разрезе отдельных лиц, общественных групп и социума в целом.

Формирование базовых ценностей человека, накладывающих отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, происходит до достижения им 12-14-летнего возраста под воздействием как семейного воспитания, так и общественных процессов (политических, экономических, социальных, технологических), происходящих в стране и в мире в этот временной отрезок. Однако ребенок в силу своего возраста еще не может анализировать и оценивать эти события, он

лишь впитывает контекст подобно губке и осваивает наиболее эффективные технологии жизни. Так, дети, выросшие в условиях экономических и социальных потрясений (война, голод, экономический кризис), усваивают технологии поведения, позволяющие выживать в тяжелых условиях. У них формируется соответствующая система ценностей — умение довольствоваться малым, терпеливость, склонность к экономии, бережливость. Напротив, поколение, растущее в условиях экономического подъема, не знает подобных потрясений, ему не нужно выживать. Поэтому у его представителей формируются технологии жизни и ценности, ориентированные на успех (нацеленность на перспективу, амбициозность, лидерские качества). Постепенно накопленная «база данных» начинает формировать личность.

Классификация поколений в соответствии с теорией Хоува - Штрауса, адаптированная к российским реалиям, представлена в таблице 1 .

Таблица 1 — Классификация поколений и их периодизация [1, 2]

Поко- Тип Годы рождения События Система

ление поколения Теория поколений Хоува -Штрауса Российская адаптация В мире В России ценностей

Поко- Герои 1901-1924 1900-1923 Первая ми- Первая миро- Трудолюбие, от-

ление ровая воина, вая война, ветственность,

01 кризис парижской валютной системы Октябрьская революция, гражданская война, военный коммунизм, НЭП вера в светлое будущее, приверженность идеологии, жертвенность ради будущих поколений, категоричность суждений

Мол- Художники 1925-1942 1923-1943 Великая де- Первая пяти- Преданность, со-

чали- прессия, летка, инду- блюдение правил,

вое начало Вто- стриализация, законов, уваже-

поко- рой мировой коллективи- ние к должности

ление войны зация, репрессии, Великая Отечественная война и статусу, честь, терпение

Продолжение табл. 1

Поколение Тип поколения Годы рождения События Система ценностей

Теория поколений Хоува — Штрауса Российская адаптация В мире В России

Беби-бумеры Пророки, идеалисты 1943-1960 1943-1963 Окончание Второй мировой войны и послевоенная экспансия, «холодная война», Карибский кризис и начало войны во Вьетнаме Окончание Великой Отечественной войны и начало «холодной войны», хрущевская «оттепель», полет Гагарина в космос, Карибский кризис Оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, коллективизм и командный дух, культ молодости, романтизм

Поколение X Кочевники 1961-1981 1963-1984 Окончание войны во Вьетнаме, мировой экономический кризис, кризис власти, разрядка, экономическая интеграция в Европе Период застоя, война в Афганистане, летние Олимпийские игры в Москве Готовность к изменениям, возможность выбора, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов

Поколение У Милле-ниум, милле-ниалы Герои 1982-2004 1984-2000 Окончание «холодной войны», мировое лидерство США, одно-полярный мир, теракты 11 сентября Чернобыльская авария, перестройка, распад СССР, утрата страной статуса «сверхдержавы» либерализация экономики, война в Чечне, дефолт, теракты Гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Поколение Ъ Художники 2005 — настоящее время 2000 — настоящее время Вторжение войск международной коалиции в Ирак, мировой финансовый кризис Мировой финансовый кризис, формирование нового многополярного мира, санкции Система ценностей окончательно не сформирована

Примерно через каждые 20 лет происходит смена поколений. Четыре следующих друг за другом поколения формируют цикл общей продолжительностью около 80 лет, затем цикл повторяется, но уже в новых условиях. Таким образом, ценности представителей пятого поколения (или первого поколения нового цикла) схожи с ценностями первого поколения предыдущего цикла, однако отличаются некоторыми особенностями, предопределенными иными историческими реалиями. Следуя данной логике, ценностные ориентиры поколения Y должны быть близки установкам поколения GI, соответственно, поколение Z будет ближе к представителям «молчаливого поколения».

В настоящее время наибольшую экономическую активность проявляют представители трех поколений: «Беби-бумеры», поколение Х и поколение Y, однако уже в самое ближайшее время на рынке появятся представители поколения Ъ. Это потребители и работники, в значительной степени интересующие

бизнес. Нынешние пенсионеры — это представители Молчаливого поколения и поколения GI.

Насколько оправдано изучение и применение теории поколений в российской экономической практике? На сегодняшний день в нашей стране (по данным на 1 января 2016 г.) проживает 146,5 млн человек. Из них к наиболее активным поколениям относятся: Игреки — примерно 30,5 млн человек, Иксы — 42,2 млн человек, Беби-бумеры — 36 млн человек. Подрастает и уже совсем скоро войдет в экономически активный возраст поколение Z (от 0 до 17 лет) — 26,4 млн человек, к которому уже начинает присматриваться бизнес. На рисунке 1 представлено процентное соотношение поколений: поколение У составляет 20,5 % от общего числа проживающих в России, поколение X — 28,7 %, беби-бумеры — 25 %, поколение Z — 16,3 %. На представителей более старших поколений — GI и молчаливых приходится около 9,5 %.

Рисунок 1 — Структура населения РФ с позиции теории поколений [3]

Специфические особенности российского поколения Беби-бумеров обусловлены тем, что на их ценности наложили отпечаток победа советского народа в Великой Отечественной войне, хрущевская «оттепель», космические достижения Советского Союза. Это оптимистично настроенные люди с куль-

том молодости и психологией победителей, патриоты своей страны, считающие ее «сверхдержавой». Свойственный этому поколению командный дух проявляется в предпочтении ими командных видов спорта.

Становление их детей — поколения Х пришлось на годы «холодной во-

ды», перестройки, либерализации экономики и перехода к рынку. Это обусловило готовность российских Иксов к переменам и одновременно прагматичность. Специфика исторического периода их взросления определила их меньшую, чем у родителей, степень патриотизма. Поколение Х с ранних лет привыкло к самостоятельности и вере только в собственные силы. Не случайно второе название этого поколения в России — «дети с ключом на шее». Предоставленные самим себе, пока их родители работали, Иксы самостоятельно делали домашнее задание, разогревали или даже готовили еду, планировали досуг, что обусловило высокую степень их индивидуализма и самодостаточности. Для них наиболее актуален девиз «время — деньги». В отличие от Беби-бумеров представители поколения Х предпочитают индивидуальные виды спорта.

Становление поколения Y (Мил-лениалов), с одной стороны, совпало с развалом Советского Союза, крахом советской политической идеологии, сменой экономической парадигмы и последовавшим за этим кризисом. С другой же стороны, их взросление пришлось на эпоху стремительного развития процессов информатизации. Именно их можно назвать «детьми постиндустриализации». Видя стремительность изменений в науке, технике и социуме, Игреки живут «здесь и сейчас», им не свойственно долгосрочное планирование своего будущего. Будучи ориентированными на быстрый результат, они часто и легко меняют места работы и не видят ценности в длительной работе в одной и той же организации ради карьеры, особенно если эта работа им не интересна. На первый план выходит уже не получение высоких доходов, а возможность получать удовольствие от своей работы. Однако в большинстве своем Игреки, в отличие от поколения Х, не отличаются высокой самостоятельностью.

В настоящее время бизнес адаптируется к ценностным ориентирам Игреков, ставших экономически активными сравнительно недавно. В России первыми с необходимостью учитывать специфику поколения Миллениалов столкнулись кадровые агентства, что обусловлено также «демографической ямой» девяностых годов: рынок труда испытывает дефицит работников, рожденных в этот период.

Вступление поколения У в экономически активный возраст потребовало коренного изменения традиционных стратегий маркетинга, поскольку будучи активными пользователями интернета и социальных сетей, имея круглосуточный онлайн-доступ к информации, Игреки игнорируют прямую рекламу и не склонны доверять ей. Для Беби-бумеров и Иксов привычный с детства бренд известной фирмы на протяжении всей жизни будет ассоциироваться с понятием «качество» вопреки возникающим у этой фирмы в тот или иной момент времени проблемам. Игреки далеки от подобных авторитетов, для них гораздо важнее мнения о качестве продуктов других людей, в первую очередь их ровесников, получаемые через Интернет. Теряет актуальность и так называемый «эффект Веблена»: у этого поколения нет героев и авторитетов, Игреки не хотят быть копией даже очень успешных людей, Миллениалам важно быть собой и отстаивать право на индивидуальность.

Специфика ценностных ориентиров поколения У проявляется и выборе работы, и в отношении к ней. Кадровые агентства впервые столкнулись с тем, что современную молодежь не привлекает престижная для более старших поколений работа в банке. Это потребовало введение в практику компаний элементов игровой мотивации, тренингов командообразования, использование гибкого графика и возможностей фри-ланса.

Игреки значительно более контактны, чем старшие поколения, однако эта контактность проявляет себя в первую очередь в социальных сетях и иных формах интернет-реальности. Миллениалы не смотрят телевизор и не читают газет, поскольку эта информация для них уже не актуальна, — всю информацию они получают через интернет и социальные сети. Как правило, Игреки не анализируют и не проверяют достоверность информации, восприятие интересующих вопросов у них преимущественно поверхностное, знания — неглубокие.

Также следует остановиться на поколении Z, рожденном уже в новом тысячелетии, система ценностных ориентиров которого только формируется. Сейчас мы можем только предполагать, каким будет это поколение. Становление личности Зетов происходит в условиях глубокого экономического кризиса и попыток страны выйти на траекторию стабильного развития, укрепления вертикали власти и усиления позиций государственного аппарата, террористических актов и экономических санкций. До некоторой степени эти условия напоминают те, в которые формировалось Молчаливое поколение предыдущего цикла. Это позволяет прогнозировать, что по характеру и манерам и специфике поведения они будут в чем-то схожи с «Художниками» 1930-х гг., хотя уйдут необозримо далеко вперед от них в области техники и технологий.

В отличие от Игреков, Зеты никогда не жили в доцифровую эпоху, для них гаджеты были всегда. При этом Зе-ты обладают гораздо более низкими навыками социальной коммуникации, не склонны к эмпатии, значительно хуже разбираются в поведении и эмоциях других людей и в самих себе, чем те же Игреки и тем более Иксы и Беби-бумеры. Зеты легко ориентируются и могут быть абсолютно свободными только в виртуальном пространстве, до-

ступ в которое затруднителен для их отцов и дедов Они хорошо ориентируются в моделированных ситуациях, однако они не умеют взаимодействовать в команде, поскольку распределение ролей в команде сложно для их понимания. Они не всегда понимают ценность человеческого бытия, ведь в виртуальном мире компьютерных игр можно проживать сразу несколько жизней, — видимо, в этой связи такое распространение получили социальные интернет-группы суицидальной направленности, превратившиеся сегодня в реальную угрозу для молодого поколения.

Мир поколения Z — это мир, смоделированный ими и созданный «под себя» в виртуальной реальности. Можно утверждать, что рожденное в постиндустриальную эпоху поколение Z обладает «врожденной технологической грамотностью», они гораздо более «продвинуты» технологически, чем те же Игреки. Это привело к появлению терминов Digital Native — аборигены мира цифровых технологий, и Digital Immigrants, цифровые иммигранты, то есть их родители Иксы и более близкие по возрасту к Иксам Игреки [4]. Информация, для получения которой представители более старших поколений учатся годами, является для Зетов врожденной.

Очевидно, что будущее принадлежит не столько поколению Х, сколько Игрекам и Зетам, и с этим нельзя не согласиться. И эти поколения, безусловно, будут формировать его комфортным для себя. Более старшим поколениям придется адаптироваться к постиндустриальному миру, формируемому сейчас молодыми людьми. И хотя теория поколений имеет на сегодняшний день множество допущений и не объясняет с достаточной степенью глубины всех процессов, происходящих в условиях постиндустриализации, ее, безусловно, следует принимать во внимание, анализируя тенденции развития современного общества в России и в мире.

Библиографический список

1. Albats, Y., Neil, Howe N. They grew up in a cynical environment [Электронный ресурс] // The New Times. — Режим доступа : http://newtimes.ru/articles/detail/ 33302 (дата обращения: 21.09.2017).

2. Как теория поколений влияет на бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.topobzor.com/kak-teo riya-pokolenij-vliyaet-na-biznes.html (дата обращения: 20.09.2017).

3. Митрофанова, Е. Использование прикладных аспектов теории поколений при формировании социальной, корпоративной и государственной политики [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.demoscope.ru/weekly/2009/ 0381/student03.php#_FNR_1 (дата обращения: 20.09.2017).

4. Шамис, Е. В каких условиях растет поколение Милениум и Z и что станет их ценностями [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ruge nerations.su/2009/05/21/в-каких-условиях-растет-поколение-мил (дата обращения: 21.09.2017).

Bibliographic list

1. Albats, Y., Neil, Howe N. They grew up in a cynical environment [Electronic resource] // The New Times. — Mode of access : http://newtimes.ru/artic les/detail/33302 (date of access : 21.09.2017).

2. As theory of generations affects the business of E-resource [Electronic resource]. — Mode of access : http://www. topobzor.com/kak-teoriya-pokolenij-vliyaet-na-biznes/.html (date of access: 20.09.2017).

3. Mitrofanova, E. Use of applied aspects of theory of generations in formation of social, corporate, and public policy [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.demoscope.ru/weekly/2009/03 81/student03.php#_FNR_1 (date of access: 20.09.2017).

4. Shamis, E. Conditions in which a generation of Millennium, and Z and what will be their values [Electronic resource]. — Mode of access : http://rugenerations.su/ 2009/05/21/B-KaKux-conditions-growing-ge neration-mil (date of access: 21.09.2017).

А. Ю. Панычев

ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация

Технология исследования снабженческо-потребительского цикла обеспечения работ в зависимости от уровня качества функционирования процесса обобщена на иные производственные и бизнес-процессы. Поставлена и решена задача оптимизации суммарных затрат от соответствия и несоответствия процесса заданному уровню качества работ. Предложена итеративная процедура совершенствования процесса снабжения для линейных моделей затрат и оптимизационная для их нелинейных зависимостей. Описана процедура количественного изменения качества производимых работ. Приведены иллюстративные примеры использования разработанных моделей и технологий на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова

Снабженческо-потребительский цикл, уровень качества функционирования процесса, затраты на обеспечение соответствия качеству, затраты, связанные с несоответствием качества функционирования, оптимизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.