УДК 654.197:004.738.5 10.36622/AQMPJ.2021.59.90.016
Ульяновский государственный университет,
ассистент кафедры журналистики, аспирант
Академии медиаиндустрии
Онуприенко К.А.
Россия, Ульяновск - Москва,
тел. +79539856440
e-mail: simbushka94@mail ru
Ulyanovsk State University
The chair of Journalism, assistant,
graduate student of the Academy of Media Industry
Onuprienko K.A.
Russia, Ulyanovsk - Moscow
tel. +79539856440
e-mail: simbushka94@mail. ru
К.А. Онуприенко
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ НА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМАХ
Статья посвящена анализу модификаций классических телевизионных жанров в цифровую эпоху. Метод контент-анализа позволяет определить характерные черты и компоненты информационного контента на современном телевидении. Мир аудиовизуальных онлайн-рынков стремительно меняется. Не так давно преобладало линейное телевидение, вещающее через кабельные или спутниковые сети. В последнее время появились новые поставщики аудиовизуального контента, такие как социальные медиа и потоковые онлайн-сервисы. На реальных примерах автор демонстрирует, что в аудиовизуальном контенте есть определенные области, где YouTube оказывает значительное конкурентное давление на классическое телевидение. Развитие коммуникативных практик трансформирует принципы работы и структуру редакции и ведет к изменению всей системы массовой коммуникации, в которой вместо однонаправленного распространения новостей делается упор на диалог с подписчиком. Это приводит к появлению гибридных интернет-жанров и активному использованию новых аудиовизуальных форматов в телевизионном производстве. В статье описываются форматы контента современного телевидения, дается классификация и характеристика новых аудиовизуальных форматов, рассматривается специфика процессов интернет-вещания, проводится сравнительный анализ контента видеохостинга YouTube с передачами данных жанров на телевидении. Кроме того, раскрываются и описываются преимущества цифровых платформ как площадок создания и дистрибуции контента. Проводится анализ наиболее успешных аудиовизуальных форматов в современной ситуации, когда интернет занял ключевые позиции в качестве площадки для получения информации и активного коммуникационного взаимодействия. Делается вывод о том, что функционал новых медиаформатов позволяет значительно расширить возможности дистрибуции и перевести процесс трансляции информации в интерактивную форму, чтобы удовлетворить потребности современного пользователя.
Ключевые слова: телевидение, интернет, телевизионные жанры, новые медиа, аудиовизуальные форматы, социальные медиа.
K.A. Onuprienko
THE TRANSFORMATION OF TRADITIONAL TELEVISION GENRES ON NEW TECHNOLOGICAL PLATFORMS
The article is devoted to the analysis of modifications of classic television genres in the digital age. The purpose of the study is to reveal the peculiarities of using television genres in modern audiovisual formats and on new content distribution platforms. Content analysis makes it possible to identify the distinctive components and features of information content of the modern television. The world of audiovisual online markets is rapidly changing. Not long ago, it was dominated by linear television, transmitted terrestrially, through cable networks or via satellite. Recently, have emerged new suppliers of audiovisual content like social media and streaming services. Author shows that there are specific areas within audiovisual content markets where YouTube exerts considerable competitive pressure on classic TV. The development in communicative practices is already yielding changes in traditional newsroom routines and leads to a shift in the communicative orientation of journalism that puts an emphasis on dialogue instead of the unidirectional dissemination of news. This research paper designates that all process influences update of television genres'
© Онуприенко К.А., 2021
system and active use of new formats in television production. This paper is about description the content formats of modern television, classification and characteristics of new audiovisual formats, specifics of Internet broadcasting processes, and comparative analysis of YouTube content and traditional television. The article analyses some of the most successful new media formats in the context of current situation when the Internet solidified itself as the main platform for information exchange and interaction. It is concluded that in the new media formats can greatly increase the possibility of distribution and put the process of the information product broadcasting into the interactive form to meet the needs of the modern user.
Keywords: television, internet, television genres, new media, audiovisual formats, social media.
Мы живем в эпоху конвергенции, когда почти все доступно через смартфоны, планшеты и другие платформы, где аудиовизуальный продукт транслируется в разных форматах. Сегодня телезритель (или, скорее, «телепользователь») может сам выбирать, что и когда смотреть, общаться в режиме реального времени с другими зрителями по всему миру, совершать покупки, влиять на происходящее в студии и даже одновременно смотреть другие программы. Предполагается, что запуск 5G откроет путь для действительно интерактивного вещания. По словам Шейлы С. Мерфи [1], сегодня весь видеоконтент, доходящий до общества, можно назвать телевидением. В целом, существуют три различных способа видеотрансляции: традиционное (линейное) телевидение, видео по запросу и потоковое видео, а телевизионный мир делится на телевизионное вещание, кабельные и спутниковые услуги по подписке, а также мобильные и онлайн-платформы [2, c. 371].
Несмотря на развитие цифровых технологий, традиционное ТВ остается наиболее эффективным средством массовой информации. Именно человек на телеэкране воплощает в себе обобщенное представление о журналистах для большинства людей, в том числе студентов, которые выбирают эту профессию [3, c. 38]. Телевидение сохраняет некую элитарность, тогда как в интернет может «попасть» кто угодно. При этом невозможно игнорировать тот факт, что традиционное вещание сегодня кардинально меняется. Телезрители более фрагментированы, чем когда-либо, растет конкуренция с потоковыми сервисами за зрительскую аудиторию.
Технический прогресс и возможность каждого смотреть телепередачи в интернете создали такую ситуацию, что молодежная аудитория предпочитает потреблять не только развлекательный, но и информационный контент в сети. Причины данного явления - отсутствие каналов и программ для подростков и молодежи на российском телевидении, обилие рекламы, привязка к определенному эфирному времени.
В борьбе за аудиторию кабельные компании постоянно внедряют новые функции, позволяющие зрителям приостанавливать и перематывать прямые трансляции и записывать программы для последующего просмотра. Камеры GoPro совершили революцию в получении кадров из труднодоступных мест. Ведущие транснациональные компании активно развивают технологии AR и VR. Новые телевизоры способны воспроизводить широчайшую цветовую гамму и передавать изображения высокого качества. Встроенный Wi-Fi позволяет «умным телевизорам» выходить в интернет. Компания Amazon упростила просмотр, интегрировав домашнего помощника Alexa в пульт дистанционного управления, что позволяет владельцам подавать голосовые команды телевизору, запрашивая интересующую информацию. Потоковые сервисы Netflix, Hulu и Amazon Prime Video имеют мобильные приложения, которые позволяют загружать контент прямо на устройство пользователя. Теперь люди смотрят видео повсюду: телевизоры, мобильные телефоны и планшеты, и это меняет способ его разработки.
Творческий контент на телевидении становится дружественным к гифкам и мемам. Влиятельные деятели YouTube теперь являются иконами культуры со своими собственными телешоу и линейками продуктов. Чтобы получить доступ к фильмам и сериалам, не нужно покупать DVD-диск, скачивать фильмы из интернета, ждать трансляции по телевизору. Достаточно иметь компьютер, ноутбук или телевизор с функцией Smart TV (технологии интеграции интернета и цифровых интерактивных сервисов в современные телевизоры и ресиверы цифрового телевидения). Так, один из крупнейших российских интернет-кинотеатров Okko имеет базу из более 80 000 фильмов и мультфильмов от ведущих российских и зарубежных студий, таких как Walt Disney Picture, Sony Pictures Entertainment, Universal Studios [4]. Эти примеры показывают, что влияние социальных медиа едва ли ограничивается онлайн-миром и довольно последовательно формирует культурные артефакты (телевидение, кино, искусство), которые выходят за рамки его традиционных границ.
Усиление игрового начала в практике современного телевещания выражается не только в значительном увеличении сегмента развлекательного контента, но и в структурных изменениях самих
телевизионных жанров, которые уже достаточно изучены и подробно описаны в научной литературе. В частности, к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, новостной сюжет, выступление, интервью; к аналитическим - беседу, комментарий, обозрение, дискуссию; к жанрам художественной публицистики - зарисовку, очерк, эссе, сложные передачи с элементами импровизации, использованием документальных кадров и произведений различных искусств [5].
Сегодня на модификацию жанров влияют процессы слияния печати, радио, телевидения, интернета и даже литературы, театра, кино и рекламы. В результате возникают гибридные жанры, в которых устойчивые жанровые признаки журналистики соединяются с приемами, методами, стратегиями шоу, игры и театрализованной постановки. К таким жанрам относятся реалити-шоу, телевизионные шоу талантов, «докудрамы» и «докумыло», мастер-классы, программы преображений и другие [6, с. 75]. Кроме того, с возрастающей активностью аудитории, стремительным развитием цифровых технологий, расширением интерактивности телевидения и привлечением пользовательского контента стали появляться гибридные жанры 2.0 [7], которые не имеют аналогов на телеэкране и свойственны только телевидению в интернете (видеоблоги; игровые, обучающие, музыкальные видео; пранки -розыгрыши и социальные эксперименты). Их список регулярно пополняется. Так, до 2007 года не существовало летсплеев - видеороликов, сопровождаемых текстом, в которых игроки демонстрируют и комментируют процесс прохождения какой-либо компьютерной игры.
С развитием телевидения и интернета наблюдается взаимное проникновение жанров и форматов. То, что раньше было уместно только в телевизоре, сейчас активно используется в интернете и наоборот. Для современных телевизионных репортажей и реалити-шоу характерно комбинирование кадров, снятых профессиональными операторами, с так называемыми «велфи» (видеоселфи) самого корреспондента или героя программы. Съемка на телефон вышла из разряда любительской: при желании на гаджет можно снять полноценный фильм. Для смартфонов выпускают штативы, объективы, моноподы (селфи-палки) и другие приспособления, которые делают съемку более удобной и качественной.
В интернете вторую жизнь обрел репортаж и свойственный ему нарративный метод подачи информации. Возможность быстрой публикации и частого обновления наполнила этот «старый» жанр новым смыслом. Теперь вести репортаж, используя разные медийные платформы, можно параллельно событию, достигая реального эффекта присутствия. Репортаж приобретает новое звучание и в журналистских блогах, которые выполняют компенсирующую функцию, размещая информацию, не попавшую в эфир или на сайт.
Сегодня главная жанровая особенность экранного произведения - вполне свободное чередование документального, биографического, публицистического, художественного. Трансформация телевизионных жанров происходит по причине изменения потребления информации телезрителями: современной аудитории свойственно «клиповое сознание», заключающееся в нелинейном, фрагментарном восприятии визуальных образов.
Опытным путем уже было установлено, что традиционный выпуск новостей - основа основ телевизионной журналистики - в сети не работает [8, с. 67]. «Подводку» ведущего заменило описание под видеороликом (description), а сетку вещания - загрузка видео сразу после записи. Из составляющих телевизионного информационного сюжета в сети наиболее востребован «лайф» и в том или ином виде «стендап». Хронометраж «лайфов» колеблется от 15 секунд до 2-3 минут, в то время как журналистские авторские обращения могут длиться и более 6 минут. Но тенденция к сокращению в интернете по-прежнему сохраняется. Когда человек включает телевизор, он решает, будет ли дальше смотреть программу, в течение 5-7 минут. В интернете важно успеть заинтересовать зрителя всего за 8-15 секунд.
В последнее время социальные сети стали частично выполнять функции телевидения, проводя различные трансляции. Их особенностью является обратная связь в прямом эфире. К тому же, социальные сети позволяют любому человеку вести собственную трансляцию с мобильного устройства и общаться со своими подписчиками. По качеству трансляции в социальных сетях (если их делают профессионалы), ничем не уступают классическому ТВ. При этом атмосфера передач получается более неформальной. Например, социальная сеть ВКонтакте выпускала свою собственную программу «Ночной контакт», где ведущий брал интервью у известных гостей - певцов, актеров, блогеров. В мае 2020 года ВКонтакте проводила марафон трансляций в рамках фестиваля VK Fest, который не смог состояться на концертных площадках из-за пандемии коронавируса, но успешно прошел в онлайн-
режиме: трансляции посмотрели несколько миллионов человек. Немалой популярностью в соцсетях также пользуются трансляции с места событий. Часто они становятся оперативнее традиционного телевидения с его громоздким оборудованием и съемочной группой.
Чтобы сохранить позиции на рынке, традиционные СМИ активно осваивают новые медиафор-маты - «устойчиво сложившиеся в последние годы формы предоставления контента, репрезентирующие различные жанры в новых технологических платформах, но не имеющие устойчивых жанровых признаков» [9, с. 17].
В числе новых аудиовизуальных форматов на данном этапе развития медиапространства можно отметить следующие:
1. Видеофайл (ролик, вебинар, фильм, скринкаст и т.д.);
2. Видеофрагмент, коуб (показ короткого момента или действия);
3. Видео 360° (основанное на технологиях 3D и УБ);
4. Стриминг, онлайн-трансляция, лайвы («живое» потоковое видео);
5. Gif-анимация, синемаграфия, бумеранги (нечто среднее между изображениями и видео, разницу между которыми может обнаружить лишь профессионал);
6. Анимационный ролик, стоп-моушен (видео, получающееся путем перемещения в кадре рисованных, кукольных, пластилиновых или компьютерных объектов);
7. Истории (сторис) - исчезающий контент (фотографии и короткие видеоролики до 15 секунд с текстовыми пометками, тегами, ссылками, стикерами, эмодзи и фильтрами).
Поскольку люди чаще всего заходят в социальные сети со смартфонов, большая часть контента ориентирована на вертикальный формат. Сетевое видео очень требовательно к динамике. Оно отличается малой продолжительностью и визуальной насыщенностью, часто сопровождается титрами. Нередко на видео накладывается эффект визуального замедления или ускорения времени. С помощью интерактивных элементов традиционный контент преобразуется в динамичный цифровой продукт, который вовлекает аудиторию, обогащает и расширяет ее возможности (можно касаться, исследовать, играть и делать покупки в видео). Так, формат интерактивью подразумевает разбиение длинных телевизионных интервью в удобные для навигации мультимедийные блоки. Возможность кликнуть именно на те вопросы, которые интересуют зрителя, увеличивает вовлечение и время просмотра [10]. К новым технологическим явлениям, придающим динамику восприятию телепродукции зрителями, можно отнести и такой организационный прием, как интерактивное голосование. Например, телеканал «Матч ТВ» активно использует интернет-голосование при выборе лучшего игрока матча, для создания интерактива со зрителями трансляции.
Цифровая реальность диктует современному телевидению необходимость развивать контент для удовлетворения желаний нового поколения зрителей с повышенным опытом фрагментарных текстов и продвинутыми навыками навигации в интерактивных средах. В телевидении, использующем интерактивные возможности новых технологических платформ, можно выделить следующие отличительные черты:
1. Фрагментация экрана - параллельное развитие разных историй;
2. Распространение коротких форматов, таких как клипы, трейлеры и промо;
3. Бесконечная интертекстуальность - телевизионная структура второго уровня, выражающаяся в наличии гиперссылок и всплывающих окон;
4. Разрыв линейности - включение ретроспективных кадров или ускоренных переходов;
5. Умножение персонажей и повествовательных программ - переход от одного героя и одного информационного повода к нескольким.
Сегодня практически все федеральные и региональные телеканалы представлены в интернете. Они имеют официальные сайты, аккаунты в социальных сетях и каналы в месседжерах. Одна и та же информация для каждой площадки упаковывается по-разному. Например, в Instagram наибольшей популярностью пользуются сторис с места событий. На сайте пользователь может посмотреть уже прошедшие или еще не вышедшие в эфир программы и фильмы, прямую трансляцию телеканала, нарезки из передач, некоторые фрагменты, по хронологическим рамкам не попавшие в эфир.
Представлены в социальных медиа и отдельные программы. Например, познавательная украинская телепрограмма о путешествиях в экзотические страны и жизни их коренных народов «Мир наизнанку» (которая также выходит на российском ТВ) имеет свой сайт mir-na-iznanku.com, УоиТиЬе-канал и страницу на Facebook. Аккаунты в соцсетях и УоиТиЬе-канал есть и у самого веду-
щего Дмитрия Комарова, где он публикует как рабочие, так и личные фото и видео. Контент каждой площадки различается: на сайте это выпуски передачи, на YouTube к ним добавляются кадры со сье-мок и комментарии, меняется язык и стиль («Уникальная футбольная команда и женщина, которая полжизни рожает - смотри в проекте Мир наизнанку»). На Facebook делаются репосты из аккаунта ведущего, размещаются фото из экспедиций и ссылки на сюжеты.
Социальные сети могут иметь как разрушительный эффект, так и поддерживать традиционное телевидение во многих отношениях: они предоставляют аудиовизуальный контент, служат дополнением к существующим шоу, используются для продвижения бренда и вовлечения зрителей, работают как средство интерактивной рекламы [11, с. 145]. Пересечение аудитории онлайн-площадок и телезрителей незначительно, поэтому представленность на релевантных технологических платформах приводит исключительно к приросту сектора. Аудитория СМИ расширяется за счет ее разделения на сегменты (по возрастному, профессиональному признаку) и создания для каждого из них индивидуального контента. Например, на сайте или Telegram-канале публикуется сводка новостей, которая в определенное время выходит в эфир, а впоследствии размещается в соцсетях в виде постов. Аналитические программы телеканала на сайте заменяются обзорами и аналитикой, написанной специально для портала.
При этом многие форматы, которые присутствуют в сети, не теряют популярности на традиционной телевизионной площадке (например, сериалы и трансляции спортивных и массовых мероприятий). Такие события, как чемпионат мира по футболу FIFA 2018, транслируемый в режиме реального времени для 1,1 млрд зрителей по всему миру, доказывают уникальную способность СМИ собирать по-настоящему огромную живую аудиторию. К наиболее популярным на данный момент форматам телевидения можно отнести реалити-шоу, ток-шоу, криминальные обозрения, интеллектуальные викторины, спортивные состязания, соревнования в разных сферах деятельности (например, «Кулинарный поединок»). В основе всех существующих сегодня форматов лежит рекреативная функция, что обуславливает практическую необходимость их использования в процессе борьбы телеканалов за свободное время потребителей. Однако активное использование форматов не вытесняет жанры телевизионной журналистики, которые серьезно модифицируются под влиянием технологий и усиления роли потребителей.
Одной из основных платформ для публикации и распространения контента является видеохостинг Youtube, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Youtube подарил возможность каждому делиться аудиовизуальным контентом. Это делают как журналисты, так и люди из других сфер - блогеры. На видеохостинге есть возможность напрямую пообщаться с автором, высказать свою позицию в комментариях, поставить лайк или дизлайк. При этом основные принципы и классические жанры, свойственные телевидению, живут и развиваются на этой платформе и по сей день. Приведем сравнительный анализ телепрограмм с ближайшим аналогом на Youtube.
Документально-художественная журналистика
Программа «Намедни» с Леонидом Парфеновым, выходившая с перерывами с 1 ноября 1990 по 30 мая 2004 год на НТВ, сегодня обрела вторую жизнь на YouTube-канала Parfenon.
«Намедни» - цикл документальных передач по истории СССР и России во второй половине XX - начале XXI века. Каждая серия была посвящена событиям, людям и явлениям в стране. Хронометраж: ~45 минут (1993-2000), ~1 час (2001-2002), ~90 минут (2002-2004). После конфликта Леонида Парфенова с новым руководством телеканала проект был закрыт, а ведущий уволен с НТВ.
Спустя 15 лет автор принял решение о продолжении цикла на собственном YouTube-канале. Первый выпуск появился в интернете 18 марта 2019 года. Передача стала популярна как среди зрителей «старого» «Намедни», так и среди молодежи. Канал Parfenon имеет 952 тыс. подписчиков. Хронометраж: ~80-90 минут.
Леонид Парфенов доказал, что продукт на YouTube может не только не отставать по качеству съемки и монтажа от телевизионных аналогов, но и опережать их. «Намедни» зачастую попадает в подборку «В тренде» на YouTube, за каждый месяц на канал подписывается десятки тысяч человек, а видео посматривают несколько миллионов раз.
Аудитория крайне лояльна к творчеству Леонида Парфенова, количество положительных оценок от зрителей превышает количество негативных более чем в 100 раз.
На YouTube стиль передачи стал чуть более неформальным, но в целом передачи идеологически и структурно продолжают программу с НТВ. «Намедни» - наглядный пример того, как классические, проверенные временем телевизионные жанры и принципы создания передач остаются актуальными даже на других платформах.
Просветительская журналистика
Передачи научно-популярного характера чаще всего рассчитаны на подростково-юношескую аудиторию, программ для которой больше всего не хватает современному российскому телевидению [12]. В качестве примера возьмем телепрограмму «Галилео», которая выходила с 2007 по 2015 год на СТС, и YouTube-канал «Топлес».
«Галилео» - познавательная программа об устройстве мира, российский аналог немецкого проекта Galileo канала ProSieben. Хронометраж: ~24 мин (2007-2009, с 2020 года), ~48 мин (2009-2015). Ведущим программы был Александр Пушной, популярный телевизионщик, которому в проекте был создан образ «безумного ученого». В основном, каждый выпуск состоял из нескольких сюжетов и одного эксперимента в студии. Программа стала очень популярной среди детей среднего и старшего школьного возраста.
В 2020 году СТС перезапустил передачу с новым ведущим Владимиром Маркони, но она сильно отличалась от оригинальной и с треском провалилась. По этому поводу Александр Пушной сказал, что сегодня создать нечто похожее на «Галилео» можно только в интернете [13].
Таким проектом и стал «Топлес» (4 млн. подписчиков). Хронометраж: 15-25 минут. Канал довольно нетипичен для YouTube. Создатель шоу - бывший монтажер и сценарист проекта +100500 Ян Лапотков. С 2013 года видеоблогер снимает ролики научно-популярного характера на самые разнообразные темы и оснащает свои видео визуальным рядом, не уступающим телевизионному. В каждом сюжете ведущий рассказывает об одном событии, явлении или предмете с научной точки зрения, стараясь объяснить все доступно и с юмором.
Канал очень популярен среди детской аудитории, а его видео нередко показывают учителя на уроках физики, химии и биологии. Все выпуски набирают в сети более миллиона просмотров и постоянно оказываются «в тренде». Аудитория положительно воспринимает нечастый выход контента (1-3 видео в месяц), ценя «Топлес» за качество визуала и работу с материалом.
Сам Лапотков называет себя «информационным кайфоловом» и говорит о своем канале так: «Люблю жизнь, но больше люблю ее изучать. Сложные вещи простым языком. Глубокий анализ, непривычный ход мысли и противоинтуитивные факты в одной большой логичной истории - это Топлес» [14].
Таким образом, обе программы рассказывают интересные факты о, казалось бы, всем известных вещах. Значительное влияние оказывает образ ведущего в обеих программах. Но есть и различия: «Галилео» в один выпуск включал несколько сюжетов по 7-8 минут, «Топлес» же посвящает весь хронометраж одному сюжету. Кроме того, в программе на СТС предпочитали сюжеты с классическим для телевидения выездом на место событий. Ян Лапотков же, не имея подобных бюджетов, чаще всего остается в своей студии и пользуется графикой, инфографикой и видеовставками.
Интервью
Юрий Дудь и колоссальный успех его проекта «вДудь» послужили примером для старта серьезной работы телевизионщиков по освоению площадки YouTube. В качестве примера классической передачи возьмем программу Владимира Познера «Познер».
Программа-интервью выходит с 2008 по настоящее время на Первом канале. Хронометраж: 5060 минут. Постоянным элементом является применение опросника Марселя Пруста, на 10 вопросов из которого, выбранных ведущим, предлагается кратко ответить гостю в заключение интервью. При этом некоторые вопросы сформулированы самим Познером. По традиции программа заканчивается «прощалкой» - мини-эссе в исполнении ведущего на произвольную тему. Выпуск от 24 декабря 2018 года стал первым в истории программы, в котором «прощалка» была отменена. Программа характеризуется обилием крупных планов с акцентами на глазах, руках, жестах гостя и ведущего.
Канал «вДудь» создан в 2017 году, имеет 8,71 млн. подписчиков. Хронометраж: 80-100 минут. «вДудь» - интернет-шоу в формате интервью, автором и ведущим которого является журналист Юрий Дудь. Его канал входит в 50 самых популярных на русскоязычном YouTube, а видео набирают миллионы просмотров [15]. Выпуски выходят практически каждую неделю и представляют собой откровенное интервью с героем у него дома. Успех шоу доказывает, что жанр большого откровенно-
го интервью жив и может сделать автора очень популярным. Помимо интервью на канале размещаются документальные фильмы.
У данных программ получается быть одновременно сильно отличающимися друга от друга, но и при этом очень похожими. И «вДудь», и «Познер» характеризуются раскрытием гостей, длительными и откровенными разговорами, блицами, крупными планами камер и даже отчасти элементами монтажа. Оба интервьюера сумели избежать одной из главных «болезней» своей профессии - окончания интересных гостей. Оба умеют быть для зрителей чуть ли не интереснее самих героев. «вДудь» - это своего рода помолодевшая программа Владимира Познера. Она намного более дерзкая, открытая, вопросы зачастую противоречат кодексам журналистской этики. Но самое главное отличие шоу Дудя в том, что он стал первым журналистом, сумевшим достичь популярности с людьми, ставшими звездами именно в сети и иногда не известными широкой публике за ее пределами. Причем сейчас сам Юрий популярен как в интернете, так и на ТВ.
Спортивная журналистика
Одними из самых популярных форм телевизионной журналистики до сих пор остается спортивная журналистика. Трансляции спортивных событий собирают миллионы зрителей у телеэкранов, поэтому и аналитика от журналистов-экспертов в данной области всегда имеет стабильно высокие рейтинги. Одной из самых популярных программ в свое время была передача «Футбольный клуб» с Василием Уткиным. После прекращения карьеры телекомментатора журналист продолжает свою профессиональную деятельность на собственном YouTube-канале «Василий Уткин».
«Футбольный клуб» - авторская еженедельная программа о футболе, выходившая на каналах «НТВ», «НТВ-Плюс Спорт» и «НТВ-Плюс Футбол» с 1994 по 2012 год. Хронометраж: от 15 до 60 минут.
В июне 2018 года «Футбольный клуб» был возрожден на личном канале Василия Уткина. Интернет-проект имеет 560 тыс. подписчиков. Хронометраж: 10-30 минут.
Канал «Василий Уткин» - находка для любителей качественного контента о спорте: профессиональный ведущий способен на самый подробный и качественный разбор матчей. Программа снимается как в студии, так на выезде.
Минусом «Футбольного клуба» на YouTube можно назвать недостаток кадров с матчей, вызванный отсутствием прав на трансляцию. Но ведущий находит выход из ситуации, делая видео более короткими и зачастую говоря об успехах и проблемах команд и игроков, не связанных с матчами, а при непосредственном обзоре встреч выводит на экран стоп-кадры и инфографику. Одним из главных показателей успеха является то, что несмотря на уход с телеэкранов, Василий Уткин по-прежнему остается одним из самых авторитетных экспертов в спорте среди российских журналистов.
У программ с одним и тем же ведущим и названием не может не быть явных сходств. Спустя более 20 лет «Футбольный клуб» - это по-прежнему программа с качественной аналитикой и самобытным подходом к разбору спортивных событий. В числе отличий можно отметить усиление влияние самого Василия на программу - его стало «больше» в кадре, перестали появляться приглашенные гости, мнение ведущего начало высказываться более явно, а критика стала острее.
В целом, почти для каждого жанра современной телевизионной журналистики можно найти аналог на YouTube, соответствующий традиционным принципам построения передачи. Но все они терпят соответствующие изменения. Выделим главные тенденции в трансформации жанров:
1. Усиление влияния ведущего
На наш взгляд, это главная тенденция, которую должны учитывать телевизионщики, начинающие осваивать интернет-хостинги. Действительно, включая телевизор, зритель чаще всего выбирает любимый канал, на котором может смотреть разные передачи. В интернете же аудитория осуществляет подписку на канал человека, создающего контент, и роль ведущего здесь неоспоримо выше. Зачастую именно личностные и профессиональные качества автора контента служат мотивацией для подписки. Смена ведущего на YouTube-канале - явление намного более редкое, чем на телевидении, отчасти из-за того, что обычно сам ведущий и является владельцем канала.
2. Выпуски чаще снимаются в студии
Любимый телевизионщиками репортаж с места событий - редкость для YouTube. Важно понимать, что в данном случае речь идет не о телевизионных каналах, дублирующих эфирные выпуски в интернете, а о блогерах и журналистах, трудящихся на YouTube. Причина в том, что над созданием
контента для видеохостинга трудится куда более скромное количество человек, чем в штате любого серьезного канала, и для подготовки материала не хватает возможности снимать на выезде.
3. Контент рассчитан на более молодую аудиторию
Возраст наиболее активных подписчиков YouTube составляет 25-34 года [16], в то время как основное ядро телезрителей - люди в возрасте от 54 лет [17]. Таким образом, сетевая аудитория намного моложе телевизионной, что необходимо учитывать при создании контента.
4. Уход от традиционной формальности телевидения
Одна из решающих причин, по которой передачи многих журналистов, переставшие демонстрировать стабильно высокие рейтинги на ТВ, так успешно возвращаются на YouTube - возможность открыто высказывать свое мнение, использовать неформальный стиль общения (иногда даже нецензурную лексику). Это привлекает аудиторию, так как в ее глазах передача становится более честной и открытой.
5. Потеря решающей важности хронометража передач
Конечно, есть смысл в адекватном выборе длительности ролика для оптимального раскрытия темы и создания максимальной информационной насыщенности передачи. Но каждый выпуск может быть разной продолжительности, которую выбирает автор, исходя из своей идеи, а не из необходимости вписаться в эфирные рамки.
Таким образом, современное телевидение уже значительно трансформировалось: появились новые технологии распространения и приема телевизионного сигнала, изменились модели взаимодействия с аудиторией, обновились способы доставки контента и его структура: он становится более мультимедийным, а аудитория переходит в статус если не создателя информации, то ее активного потребителя. Постоянно возрастающие интерактивные возможности расширяют функциональный спектр телевидения, которое проникает во все сферы жизни современного человека.
Смешение форматных и жанровых признаков при производстве нового вида аудиовизуального продукта - одно из магистральных направлений деятельности создателей контента. При этом существует и более очевидный способ, когда прежде популярный формат меняет лишь название, некоторые детали и драматургические приемы, но по сути своей остается неизменным, благодаря четко осознаваемой жанровой природе [18, с. 145].
На основании контент-анализа YouTube-каналов, работающих в рамках традиционных для телевидения жанров, можно сделать следующие выводы:
1. Среди успешных контентмейкeров становится все больше журналистов-телевизионщиков. Некоторые из них делают ставку именно на производстве контента для YouTube (Юрий Дудь, Василий Уткин, Леонид Парфенов и т.д.);
2. На данный момент на видеохостинге преобладает контент, рассчитанный на молодую аудиторию (25-34 года);
3. Визуальное и техническое качество материалов становится ближе к телевидению, чем к любительским съемкам, как это было несколькими годами ранее.
Сравнительный анализ показал, что контент на YouTube выделяет личность ведущего, менее зависим от хронометража и периодичности выхода программы, выпуски отличаются непринужденным стилем общения с аудиторией и чаще всего снимаются в меньшем количестве локаций, чем ТВ-аналоги. Поэтому для эффективного использования этой платформы недостаточно выкладывать стандартный телевизионный контент старого образца, а необходимо, к примеру, проводить прямые эфиры с интерактивами для подписчиков, снимать видеоролики в более неформальном характере, освещать темы, вызывающие интерес у молодежной аудитории, следить за откликом от подписчиков, как это делают ведущие рассмотренных нами каналов.
Библиографический список
1. Murphy Sh.C. How Television Invented New Media. Rutgers University Press, 2011, New Bruns-wic. 192 p.
2. Turow J. Media Today, Mass Communication in a Converging world. University of Pennsylvania, Routledge, New York. 2014. 496 p.
3. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики): Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Я.Н. Засурского. 4-е изд. М.: Академический проект. 2017. 528 с.
4. Okko. Популярные фильмы, лучшие сериалы. URL: https://okko.tv (дата обращения: 17.03.2021).
5. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 (ОАО Техническая книга). 335 с.
6. Хлызова А.А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиаусловиях / А.А. Хлызова // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 73-76.
7. Горошко Е.И. «Чирикающий» жанр 2.0. Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении // Вестник Тверского государственного университета. 2011. № 3. С. 11.
8. Круглова Л.А. Трансформация аудиовизуального контента в новых медиа // Вестн. Моск. унта. сер. 10. Журналистика. 2012. № 3. С. 61-71.
9. Самарцев О.Р., Латенкова В.М., Онуприенко К.А. Специфика отражения пандемии covid-19 в новых медиаформатах // Журналист. Социальные коммуникации. М.: Журналист. 2020. № 3. С. 17-29.
10. Силантьева О. 92 мультимедийных формата. Екатеринбург: Издательские решения, 2018.
120 с.
11. G. Enli, T. Syvertsen. The End of Television - Again! How TV Is Still Influenced by Cultural Factors in the Age of Digital Intermediaries // Media and Communication. V. 4, No 3 (2016). P. 142-153.
12. Бычкова Е.Ю. Популярные телепрограммы для подростков: пробел на Российском телевидении // Журналистский ежегодник. 2015. C. 179-182.
13. Мнение Пушного о новом Галилео 2020 [Отрывок из интервью SNAILKICK]. URL: https://youtu.be/P3uefOVNSX8 (дата обращения: 17.03.2021).
14. Топлес. О канале. Режим доступа: https://youtube.com/user/toplesofficial/about (дата обращения: 17.03.2021).
15. Whatstat.ru. Рейтинг каналов YouTube - Топ-100. URL: https://whatstat.ru/channels/top100 (дата обращения: 17.03.2021)
16. Гаитбаева С. Аудитория шести крупнейших соцсетей в России в 2020 году: изучаем инсай-ты / С. Гаитбаева. ppc.world. 2020. URL: https://yandex.ru/turbo/ppc.world7s/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/ (дата обращения: 17.03.2021).
17. Шадрина Т. Исследование: Больше всего телевизор смотрят россияне старше 54 лет / Т. Шадрина. rg.ru. 2019. URL: https://rg.ru/2019/03/01/issledovanie-bolshego-vsego-televizor-smotriat-rossiiane-starshe-54-let.html (дата обращения: 17.03.2021).
18. Ильченко С.Н. Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства. М.: Изд. центр «Академия». 2012. 149 с.
References
1. Murphy Sh.C. How Television Invented New Media. Rutgers University Press, 2011, New Bruns-wic. 192 p.
2. Turow J. Media Today, Mass Communication in a Converging world. University of Pennsylvania, Routledge, New York. 2014. 496 p.
3. Samartsev О^. The creative activity of a journalist (essays on theory and practice): Textbook for universities Under total. ed. Ya.N. Zasursky. Ed. 4th. M.: Academic project. 2017. 528 p.
4. Okko. Popular films, best TV series. URL: https://okko.tv (date of application: 17.03.2021).
5. Kim M.N. Genres of modern journalism. SPb.: Publishing house of Mikhailov V.A., 2004 (JSC Technical book). 335 p.
6. Khlyzova A.A. Update of Television genres' system in the modern circumstances of mass media // Yearbook Journalism. 2015. No 4. P. 73-76.
7. Goroshko E.Ig. Twitting Twitter as genre 2.0 or what is new in digital theory of genres / E.Ig. Goroshko // Bulletin of Tver State University. 2011. No 3. P. 11.
8. Kruglova L.A. Transformation of audiovisual content in new media // Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism. 2012. No 3. P. 61-71.
9. Samartsev O.R., Latenkova V.M., Onuprienko K.A. The reflection of covid-19 pandemic in new media formats // Journalist. Social communications. M.: Journalist. 2020. No 3. P. 17-29.
10. Silantyeva O. 92 multimedia formats. Ekaterinburg: Publishing solutions, 2018. 120 p.
11. G. Enli, T. Syvertsen. The End of Television - Again! How TV Is Still Influenced by Cultural Factors in the Age of Digital Intermediaries // Media and Communication. V. 4, No 3 (2016). P. 142-153.
12. Bychkova E.Yu. Popular TV programs for teenagers: white spot on russian television // Yearbook Journalism. 2015. P. 179-182.
13. Pushnoy's opinion on the new Galileo 2020 [An excerpt from an interview on SNAILKICK]. URL: https://youtu.be/P3uefOVNSX8 (date of application: 17.03.2021).
14. Topless. About. URL: https://youtube.com/user/toplesofficial/about.
15. Whatstat.ru. Top 100 Most Subscribed YouTube Channels. URL: https://whatstat.ru/channels/top100 (date of application: 17.03.2021).
16. Gaitbaeva S. An audience of the six largest social networks in Russia in 2020: we study insights. ppc.world. 2020. URL: https://yandex.ra/turbo/ppc.world/s/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/ (date of application: 17.03.2021).
17. Shadrina T. Research: Russians over 54 watch TV most of all. rg.ru. 2019. URL: https://rg.ru/2019/03/01/issledovanie-bolshego-vsego-televizor-smotriat-rossiiane-starshe-54-let.html (date of application: 17.03.2021).
18. Ilchenko S.N. The system of genres of domestic television and its transformation in the context of the globalization of the information space. M.: Publishing Center "Academy". 2012. 149 p.