ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
DOI: 10.21672/1818-510X-2021-68-3-107-116
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОЛИЭТНИЧНОЙ МОЛОДЁЖИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА1
Авдеев Евгений Александрович, кандидат философских наук Северо-Кавказский федеральный университет Российская Федерация, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 E-mail: [email protected]
Воробьев Сергей Михайлович, кандидат политических наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университет Российская Федерация, 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 E-mail: sergey_vorobev_54@mail. ru
В статье рассматриваются содержание и особенности трансформации традиционных и современных ценностей полиэтничной молодёжи Северного Кавказа. Целью исследования является выявление общего и различий в оценках и представлениях молодёжи русского и северокавказских народов, определение рисков конфликтности в процессе трансформации ценностей молодежи Северного Кавказа. Концептуально-теоретической основой является теория трансформации ценностей под влиянием модернизации общества Р. Инглхарта и К. Вельцеля. Эмпирической основой послужили результаты социологического исследование оценок и представлений молодёжи Северного Кавказа. В полиэтничных молодёжных сообществах региона происходят сложные процессы трансформации ценностей. Для молодёжи Северного Кавказа наиболее значимыми являются такие традиционные ценности, как: уважение к людям труда, сильное государство, патриотизм и традиционная семья, важным является и соблюдение национальных обычаев и традиций. Менее значимыми являются религиозные и коллективистские ценности. Среди современных ценностей наиболее важными для молодых людей являются демократия и права человека, свобода самовыражения, политическая свобода и автономия личности, индивидуализм и толерантность. Традиционные и современные ценности в разной степени распространены среди молодых людей представителей различных этнических и конфессиональных групп. Традиционные ценности имеют большую значимость для мусульман и представителей северокавказских народов.
Ключевые слова: молодёжь, Северный Кавказ, традиционные ценности, современные ценности, трансформация ценностей, полиэтничность, поликонфессиональность, модернизация, риски конфликтности, глобализация.
Цитирование. Авдеев, Е. А. Трансформация традиционных и современных ценностей полиэтничной молодежи Северного Кавказа / Е. А. Авдеев, С. М. Воробьев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. - № 3 (68). - С. 107-116. - DOI: 10.21672/1818-510X-2021-68-3-107-116.
TRANSFORMATION OF TRADITIONAL AND MODERN VALUES OF THE MULTI-ETHNIC YOUTH OF THE NORTH CAUCASUS
Avdeev Evgenij A., Candidate of Philosophical Sciences North-Caucasus Federal University 1 Pushkina Str., Stavropol, 355017, Russian Federation E-mail: [email protected]
Vorobev Sergej M., Candidate of Political Sciences, Associated Professor North-Caucasus Federal University 1 Pushkina Str., Stavropol, 355017, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article reviews the content and features of the transformation of traditional and modern values of the multiethnic youth of the North Caucasus. The purpose of the study is to identify the common and differences in the values of
1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для молодых учёных - кандидатов наук № МК-431.2021.2. (This work was supported by the grant of the President of the Russian Federation for young scientists candidates of science No. MK-431.2021.2.)
the youth of the Russian and North Caucasian peoples, identify the risks of conflict in the process of transforming the values of the youth of the North Caucasus. The conceptual and theoretical basis is the theory of the transformation of values under the influence of the modernization of society by R. Inglehart and C. Welzel. The empirical basis is the results of a sociological survey of assessments and perceptions of young people in the North Caucasus. Complex processes of value transformation are taking place in the multiethnic youth communities of the region. For the youth of the North Caucasus, the most significant are such traditional values as respect for working people, a strong state, patriotism and traditional family, less significant are religious and collectivist values. It is also important to observe national customs and traditions Among modern values, the most important for young people are democracy and human rights, freedom of expression, political freedom and personal autonomy, individualism and tolerance. Spread of traditional and modern values varies among young people from different ethnic and confessional groups. Traditional values are of great importance for Muslims and representatives of the North Caucasian peoples.
Keywords: youth, the North Caucasus, traditional values, modern values, transformation of values, polyethnici-ty, polyconfessionalism, modernization, conflicts, globalization.
Citation. Avdeev, E. A., Vorobev, S. M. Transformation of traditional and modern values of the multi-ethnic youth of the North Caucasus. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2021, no. 3 (68), pp. 107-116. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-68-3-107-116.
Введение
Северный Кавказ - это приграничный регион Российской Федерации, территория взаимодействия христианского и исламского миров, «геополитический мост» между государствами Закавказья, Ближнего Востока и Каспийского региона. Особой чертой Северного Кавказ является его поли-конфессиональность и полиэтничность, вековые традиции совместного проживания и социокультурного взаимодействия русского и кавказских народов. Доля молодёжи в структуре населения региона выше среднероссийских значений. Специфика Северного Кавказа находит своё отражение в социокультурных и ценностных особенностях. В ценностном плане здесь ярче проявляется консерватизм и традиционализм, при этом значим и модернисткий вектор.
Полиэтничные молодёжные сообщества - пространство, где традиционные социокультурные ценности сочетаются с современными установками. Традиционные и современные социокультурные ценности в разной степени распространены среди молодых людей - представителей различных этнических и конфессиональных групп, а также представителей различных регионов Северного Кавказа. В полиэтничных молодёжных сообществах неизбежно возникают риски конфликтности как в ценностно-мировоззренческом плане - конфликт традиционных и современных ценностей, так и в плане социального взаимодействия, социальной адаптации и интеграции молодых людей в общероссийское социокультурное пространство. Целью настоящего исследования является выявление общего и различий в ценностях у молодёжи русского и северокавказских народов, определение рисков конфликтности в процессе трансформации ценностей молодёжи Северного Кавказа.
Основная часть
Материалы и методы
Концептуально-теоретической основой исследования трансформации традиционных и современных ценностей полиэтничной молодёжи Северного Кавказа являются работы ряда зарубежных и отечественных учёных. Трансформация ценностей под влиянием модернизации общества стала предметом научных интересов Р. Инглхарта и К. Вельцеля. Они разработали теорию взаимосвязи ценностей и модернизации. Процессы модернизации являются основным фактором, трансформации ценностных установок, что, в свою очередь, изменяет социокультурный облик того или иного общества. Эти учёные в своих исследованиях опираются на факторных анализ данных нескольких волн «Всемирного обзора ценностей» (World Values Survey), в котором ценности объединены в четыре основные группы, представленные на двух осях координат. Первая ось определяет соотношение «религиозные vs секулярно-рациональные ценности», вторая ось - «ценности выживания vs ценности самовыражения».
Измерение ценностей в рамках исследовательского проекта «Всемирный обзор ценностей» проводится на основе теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца. Шварц выделил 10 базовых индивидуальных ценностных ориентаций человека. Эти ценности являются общими для представителей различных культур и религий, выступают универсальной мотивационной основой человеческой жизнедеятельности. К ним относятся: сохранение (безопасность, конформизм, традиция), открытость к изменениям (стимуляция, гедонизм, самостоятельность), забота об окружающих (универсализм, благожелательность) и самоутверждение (власть, достижение). Шварц подчёркивает, что люди, вне зависимости от своей социокультурной принадлежности, сталкиваются с конфликтом этих том базовых ценностей. Так, ориентация на сохранение противоречит открытость к изменениям, а стремление к заботе о других - самоутверждению [11].
Трансформация ценностей в модернизирующихся обществах, согласно Инглхарту и Вельце-лю, проходит две основные стадии. На первой стадии происходит переход от традиционно-религиозных к секулярно-рациональным ценностям, которая соответствует переходу от аграрного к индустриальному обществу. На второй стадии модернизации, в процессе переход от индустриального к постиндустриальному обществу происходит трансформация от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Именно процесс социально-экономического развития приводит к возрастанию значимости для человека и общества ценностей свободы, индивидуализма и самовыражения, что находит своё политическое выражение в возрастании запроса со стороны обществ на демократизацию [5; 1]. Инглхарт подчёркивает, что по мере развития общества от аграрного к индустриальному и постиндустриальному происходит снижение значимости религии и традиционных религиозных институтов в жизни людей [10].
Исследования Инглхарат и Вельцеля показали эволюционный характер трансформации ценностей, который обусловлен глобальными процессами модернизации самых различных сообществ. При этом в современном модернизирующемся мире продолжают сохраняться и культурно-цивилизационные различия, что подтверждается результатами Всемирного обзора ценностей [12].
В работах отечественных исследователей М. К. Горшкова, В. В. Петухова, Н. Е. Тихоновой обобщаются и анализируются результаты социологических исследований состояния и динамики пореформенного российского общества, социальных последствий постсоветских трансформаций, жизненных стратегий и ценностей россиян [3; 7]. Многоаспектный анализ состояния и динамики массового сознания и поведения молодого поколения, ценностно-нравственного сознания молодёжи, сформированности её государственно-гражданской идентичности был проведён М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги. Они подчёркивают, что «в условиях трансформации российского общества молодёжь представляет собой социальную ценность и общественное достояние, которое государство и общество должны хранить, заботясь о постоянном пополнении и продуктивном использовании её потенциала» [2, с. б63].
Для определения содержания и специфики трансформации традиционных и современных ценностей полиэтничной молодёжи Северного Кавказа, выявления общего и различий в ценностных ориентациях молодёжи русского и северокавказских народов была использована методология социологического исследования. Объектом социологического исследования стали студенты бакалавриата и магистратуры в возрасте 18-24 лет ряда ведущих вузов Северного Кавказа. Формирование квот выборки студентов по полу и специальностям было проведено на основе опубликованных Росстатом данных Минобразования по выпуску бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования по группам специальностей и направлениям подготовки [4, с. 80-81; 8, с. 90-91]. В выборку включены 54 % девушек и 46 % юношей. Были опрошены как студенты - русские по национальности, так и представители народов Кавказа. Всего было опрошено 1 027 студентов гуманитарных, а также технических и естественнонаучных специальностей. Опрос был проведён в онлайн-форме. Вопросы и тестовые задания были сформированы с помощью облачных инструментов.
Описание и анализ
Исторически Северный Кавказ был более архаичным и традиционным, чем центральные области европейской России, в этом регионе также отсутствовало крепостное право и народы отличались большим свободолюбием и приверженностью своим обычаям и традициям. Волны урбанизации и индустриализации 30-40-х гг. XX в. в меньшей степени затрагивали Северо-Кавказский регион. Однако в политической и социальной сферах начали происходить коренные изменения, приведшие к трансформации ценностей всех народов региона. Но даже в позднесоветский период народы Северного Кавказа отличались большей традиционностью и замкнутостью этнических сообществ. Сельское население составляло большинство, процессы урбанизации и развития промышленности не являлись определяющими, агропромышленный комплекс был основой развития экономики. Советский период не привёл к разрушению многих традиционных ценностей, таких как коллективизм, социальная иерархия, межнациональное согласие, традиционная семья произошла их трансформация и насыщение советской идеологией.
После распада Советского Союза Северный Кавказ подвёргся серьёзным потрясениям. Межнациональные противоречия, связанные, в том числе и с национально-государственным устройством национальных республик и областей, трансформировались в межнациональные конфликты, некоторые из которых носили вооружённый характер. Вспыхнул Осетино-Ингушский конфликт по поводу земель Предгорного района. Карачаево-Черкесская автономная область, входящая в состав Ставропольского края, стала самостоятельным субъектом РФ. Чечено-Ингушская АССР разделилась на две самостоятельные республики, между которыми возникли территориальные
споры. Лидеры чеченских сепаратистов провозгласили создание независимой Республики Ичкерия, что привело к двум кровопролитным вооружённым столкновениям. Советская промышленность и сельское хозяйство перестали существовать. Произошло серьёзное обнищание народа. Все эти процессы привели к усилению миграции и оттоку русского населения из республик Северного Кавказа, которое в большей степени было в большей степени носителем городской культуры и современных ценностей. 90-е гг. XX в. стали тяжелейшим испытаниям для народов региона, привели к возрастанию межнациональной напряженности, архаизации социальной жизни, росту аномии среди молодёжи.
Вхождение России в современные глобализационные процессы, открытие границ, включение молодёжи в современное глобальное инфокоммуникационное пространство привели к усилению влияния основных мировых и региональных социокультурных центров, таких как Евросоюз, Соединённые Штаты, Турция, Саудовская Аравия. Северный Кавказ оказался включённым не только в глобализацию западную, европейскую, но и в глобализацию исламскую. Так, А. А. Ярлыкапов отмечает, что «мусульмане всего мира постепенно вступают в эпоху "исламской глобализации", стремящейся стереть этнические и государственные границы между ними. В авангарде этого движения идёт в первую очередь городская мусульманская молодёжь» [9, с. 116]. На Северном Кавказе продолжается миграция по линиям: горы - равнина, село - город, стремительно растёт население ведущих городских агломераций Северного Кавказа: Махачкала, Ставрополь, Владикавказ, Грозный. По мнению И. В. Стародубровской перетекание сельского населения в города, разрушает целостность городской культуры, усиливает аномию и конкуренцию за ресурсы [6]. В сознании молодого поколения происходит трансформация традиционных ценностей, их замещение либеральными и индивидуалистическими установками. Эти процессы привели к возрастанию рисков конфликтности, обусловленных активным разрушением основных традиционных регуляторов социальной жизни и несформированностью подобных регуляторов, основанных на современных ценностях. Подобные явления могут привести к конфликту старших поколений, разделяющих более традиционные и консервативные ценностные установки, и молодёжи. Урабанизация и глобализация, включение молодёжи в мировое инфокоммуникационное пространство, дальнейшая модернизация экономики и социальной сферы приводит к возрастанию рисков ценностных и мировоззренческих конфликтности в полиэтничных молодёжных сообществах Северного Кавказа.
Последствия глобального экономического кризиса, возрастание санкционного давления на Россию усугубились социально-экономическими факторами продолжающейся пандемии и привели к существенному обострению всех проблем общественной жизни региона. Так, при ответах на вопрос: «Какие проблемы общественной жизни Вас беспокоят в настоящее время больше всего?», респонденты указывали на социально-экономические факторы. Так, инфляция, рост цен на товары и услуги беспокоит 68 % опрошенных, падение уровня доходов - 58 %, коррупция - 54 %. Менее половины респондентов (46 %) указали на свою обеспокоенность проблемой демократии и прав человека. Безработица беспокоит половину опрошенных студентов. Существенных различий по полу, национальности, вероисповеданию и специальности обучения не выявлено (см. рис. 1).
Наиболее важными респонденты считают такие традиционные ценности, как уважение к людям труда (92 %) и сильное государство (78 %). Абсолютное большинство опрошенных считают значимыми патриотизм (65 %) и традиционную семью (64 %). На важность религии и коллективизма указали менее половины опрошенных студентов. Существенных различий по полу, национальности, вероисповеданию и специальности обучения не выявлено (см. рис. 2).
Практически все респонденты указали на важность таких современных ценностей, как демократия и права человека (90 %), свободы самовыражения (85 %) и политической свободы и автономии личности (82 %). Для абсолютного большинства опрошенных также важны индивидуализм (73 %) и толерантность (73 %). Более половины опрошенных студентов указали на важность прав меньшинств (55 %). Существенных различий по полу, национальности, вероисповеданию и специальности обучения не выявлено (см. рис. 3).
На значимость терпимости к людям разных национальностей, рас и религии указали практически все опрошенные (88 % ответили, что для них это важно и скорее важно) (см. рис. 4).
Для 58 % респондентов важна и скорее важна такая современная ценность, как терпимость к группам меньшинств. При этом она менее значима для студентов мусульман (46 %) и более значима для тех, кто не относит себя ни к какому вероисповеданию (69 %) (см. рис. 5).
Для абсолютного большинства (74 %) студентов важно и скорее важно никогда не нарушать существующие правила и предписания. Менее всего это важно для тех, кто не относит себя ни к какому вероисповеданию (63 %) (см. рис. 6).
Рисунок 1. Какие проблемы общественной жизни Вас беспокоят в настоящее время больше всего? (%, п = 1 027)
Рисунок 2. Важны ли для Вас такие традиционные ценности (ответ «важно»)? (%, п = 1 027)
Рисунок 3. Важны ли для Вас такие современные ценности? (%, п = 1 027)
Рисунок 4. Важна ли для вас терпимость к людям разных национальностей, рас и религий? (%, п = 1 027)
0% 25% 50% 75%
Рисунок 5. Важна ли для вас терпимость к группам меньшинств (гендерные (сексуальные) группы, субкультуры)? (%, n = 1 027)
Важно
Скорее важно
Скорее не важно
Не важно
Зат рудня юсь от вет ить
Русские Народы Кавказа Православные
Мусульмане
Не относящие себя ни к какой религии
Все по по Северному Кавказу
1 1 1
4В | 9 Q 12
23 1 49 1 10 И 14
26 Г 50 12
51 9к: 10
20 Щ 43 1 al 15
»1 49 | 9 Б 12
1 1 1
0%
25%
50%
75%
100%
Рисунок 6. Важно ли для Вас никогда не нарушать существующие правила и предписания? (%, п = 1 027)
Около трети респондентов (34 %) будут следовать общепринятым правилам поведения и поддерживать общепринятые взгляды, даже если с ними не согласны (ответы «да» и «скорее да»). Менее всего склонны к социальному конформизму студенты, не относящие себя ни к какому вероисповеданию (25 %) (см. рис. 7).
Быть свободным и самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни, важно для 95 % опрошенных (см. рис. 8).
Рисунок 7. Будете ли Вы следовать общепринятым правилам поведения и поддерживать общепринятые взгляды, даже если Вы с ними не согласны? (%, п = 1 027)
Рисунок 8. Важно ли для Вас быть свободным и самостоятельно принимать решения, касающиеся Вашей жизни? (%, п = 1 027)
Более половины респондентов (55 %) указали на то, что для них важно и скорее важно следовать национальным обычаям и традициям. Больше всего таких студентов среди мусульман (82 %) и представителей народов Кавказа (74 %) (см. рис. 9).
Менее половины респондентов (47 %), отметили, что для них важно и скорее важно следовать религиозным обычаям и традициям. При этом среди мусульман (86 %) и представителей народов Кавказа (73 %) таких студентов абсолютное большинство (см. рис. 10).
На возможность конфликтов среди молодёжи между теми, кто разделяет традиционные и современные ценности указал 81 % опрошенных молодых людей (см. рис. 11).
0% 25% 50% 75% 100%
Рисунок 9. Важно ли для Вас следовать национальным обычаям и традициям? (%, п = 1 027)
Рисунок 10. Важно ли для Вас следовать религиозным обычаям и традициям? (%, п = 1 027)
Рисунок 11. Возможны ли, по Вашему мнению, конфликты среди молодёжи между теми, кто разделяет традиционные и современные ценности? (%, п = 1 027)
Выводы
Молодёжь Северного Кавказа проходит процессы трансформации социокультурных ценностей и жизненного уклада. Это связано с продолжающейся урбанизацией и модернизацией региона. Молодёжь находится в авангарде данных тенденций, она включена в глобальное инфокоммуника-ционное пространство, и формирование современных ценностей у неё происходит значительно быстрее. Наряду с этим молодые люди входят в зону риска в связи с последующим трудоустройством, низким уровнем знаний и практических навыков, является наименее социально защищённой категорией населения. Для молодёжи Северного Кавказа наиболее значимыми социальными проблемами являются высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов и отсутствие жизненных перспектив. Сложная социально-экономическая ситуация в регионе в сочетании с коррупцией и этноклановостью является основным рискогенным фактором конфликтности в молодёжной среде.
Для молодёжи Северного Кавказа наиболее значимыми являются такие традиционные ценности, как: уважение к людям труда, сильное государство, патриотизм и традиционная семья, важным является и соблюдение национальных обычаев и традиций. Менее значимыми являются религиозные и коллективистские ценности. Среди современных ценностей наиболее важными для молодых людей являются демократия и права человека, свобода самовыражения, политическая свобода и автономия личности, индивидуализм и толерантность. Традиционные и современные ценности в разной степени распространены среди молодых людей представителей различных этнических и конфессиональных групп. Для молодёжи северокавказских народов и мусульман традиционные ценности имеют большее значение, чем для русской молодёжи. В целом для молодёжи региона независимо от национальности и вероисповедания роль традиционных ценностей снижается. Возникающая конфликтность между теми, кто разделяет традиционные и современные ценности, может носить межнациональный и межконфессиональный характер.
Список литературы
1. Вельцель, К. Распутывание связей между культурой и институтами на примере эмансипации человечества / К. Вельцель, Р. Инглхарт, Э. Александер, Э. Д. Понарин // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. - Т. 4, № 15. - С. 12-43.
2. Горшков, М. К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - Москва : Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, 2020. - 688 с.
3. Горшков, М. К. Российское общество в социологическом измерении / М. К. Горшков // Вестник Российской академии наук. - 2020. - Т. 90, № 3. - С. 232-242. - DOI: 10.31857/S0869587320030068.
4. Женщины и мужчины России. 2018 : стат. сб. - Москва : Росстат, 2018. - 241 с.
5. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. - Москва : Новое издательство, 2011. - 464 с.
6. Стародубровская, И. Трансформация Северного Кавказа: от традиционного общества к современному / И. Стародубровская. - Режим доступа: https://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_62_96-105.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 27.04.2021).
7. Тихонова, Н. Е. Особенности идентичностей и мировоззрения основных страт современного российского общества / Н. Е. Тихонова // Мир России. - 2020. - Т. 29,- № 1. - С. 6-30. - DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-1-6-30.
8. Труд и занятость в России. 2019 : стат. сб. - Mосква : Росстат, 2019. - 135 с.
9. Ярлыкапов, А. А. Ислам и конфликт на современном Северном Кавказе / А. А. Ярлыкапов // Кавказ и глобализация. - 2012. - Т. 6, № 3. - С. 115-128.
10. Inglehart, R. Giving Up on God. The Global Decline of Religion. Foreign affairs / R Inglehart. - Режим доступа: https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2020-08-11/religion-giving-god, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 11.05.2021).
11. Schwartz, S. H. Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications [Basic human values: Theory, measurement, and applications] / S. H. Schwartz // Revue Française de Sociologie. - 2006. - Vol. 47, № 4. - P. 929-968. DOI: 10.3917/rfs.474.0929.
12. The Inglehart-Welzel World Cultural Map - World Values Survey 7 (2020) (Provisional version). - Режим доступа: http://www.worldvaluessurvey.org/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 4.05.2021).
References
1. Welzel, C., Inglehart, R., Alexander, E., Ponarin, E. D. Rasputyvanie svyazey mezhdu kulturoy i institutami na primere emansipatsii chelovechestva [Unraveling the links between culture and institutions through the example of human emancipation]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 2012, vol. 4, no. 15, pp. 12-43.
2. Gorshkov, M. K., Sheregi, F. E. Molodezh Rossii v zerkale sotsiologii. K itogam mnogoletnikh issledovaniy [Youth of Russia in the mirror of sociology. On the results of many years of research]. Moscow, Federal Research and Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences Publ. House, 2020, 688 p.
3. Gorshkov, M. K. Rossiyskoe obshchestvo v sotsiologicheskom izmerenii [Russian society in the sociological dimension]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2020, vol. 90, no. 3, pp. 232-242. DOI: 10.31857/S0869587320030068./
4. Zhenshchiny i muzhchiny Rossii. 2018 [Women and men of Russia. 2018]. Moscow, Rosstat Publ. House,
2018, 241 p.
5. Inglekhart, R., Welzel, C. Modernizatsiya, kulturnye izmeneniya i demokratiya. Posledovatelnost chelovech-eskogo razvitiya [Modernization, cultural change and democracy. Human development sequence]. Moscow, Novoe izdatelstvo Publ. House, 2011, 464 p.
6. Starodubrovskaya, I. Transformatsiya Severnogo Kavkaza: ot traditsionnogo obshchestva ksovremennomu [Transformation of the North Caucasus: from a traditional society to a modern one]. Available at: https://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_62_96-105.pdf (accessed: 27 April 2021).
7. Tikhonova, N. E. Osobennosti identichnostey i mirovozzreniya osnovnykh strat sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Features of identities and worldview of the main strata of modern Russian society]. Mir Rossii [Universe of Russia], 2020, vol. 29, no. 1, pp. 6-30. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-1-6-30.
8. Trud i zanyatost v Rossii. 2019 [Labor and employment in Russia. 2019]. Moscow, Rosstat Publ. House,
2019, 135 p.
9. Yarlykapov, A. A. Islam i konflikt na sovremennom Severnom Kavkaze [Islam and conflict in the modern North Caucasus]. Kavkaz i globalizatsiya [Caucasus and globalization], 2012, vol. 6, no. 3, pp. 115-128.
10. Inglehart, R. Giving up on God. The global decline of religion. Foreign affairs. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2020-08-11/religion-giving-god (accessed: 11 May 2021).
11. Schwartz, S. H. Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications [Basic human values: Theory, measurement, and applications]. Revu Fransaise de Sotsiologie [French Journal of Sociology], 2006, vol. 47, no. 4, pp. 929-968. DOI: 10.3917/rfs.474.0929.
12. The Inglehart-Welzel World Cultural Map - World Values Survey 7 (2020) (Provisional version). Available at: http://www.worldvaluessurvey.org/ (accessed: 4 May 2021).