Ш Этносоциология
Б01: 10.19181/8ПБр.2020.8.1.7098
Представления молодёжи о межнациональных отношениях в поликультурной среде регионов россии
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ. Проект № 18-011-00580 «Динамика представлений студентов в сферах гендерных, этнокультурных и брачно-семейных отношений»
С. М. Воробьев1^. А. Авдеев1
'Северо-Кавказский федеральный университет. 355017, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1
Для цитирования: Воробьев С. М., Авдеев Е. А. Представления молодёжи о межнациональных отношениях в поликультурной среде регионов России // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 106-119. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7098_
Аннотация. В статье анализируются представления студентов о межнациональных отношениях на основе исследования, проведённого в первой половине 2019 г. Было опрошено 1000 студентов-старшекурсников различных направлений подготовки в возрасте 20-24 лет в Москве и Ставрополе. Результаты обработаны в IBM SPSS Statistics-23.
Как и предполагалось, для большинства опрошенных студентов важно осознавать свою связь со страной, малой родиной, людьми своей национальности. Абсолютное большинство опрошенных студентов не сталкивались с фактами оскорбления, унижения и конфликтными ситуациями в связи с национальностью. Больше других отмечают факты оскорбления, унижения и конфликтные ситуации в связи с их национальностью респонденты-мусульмане и представители народов Северного Кавказа. К межнациональным бракам большинство опрошенных студентов относятся положительно, за исключением респондентов-мусульман. По изучаемым переменным наиболее дифференцирующими являются национальная и религиозная принадлежность студентов. В большей степени это касается наличия / отсутствия случаев оскорблений, унижений и конфликтных ситуаций в связи с национальностью.
Для закрепления позитивной динамики межнациональных отношений, предотвращения фактов оскорблений, унижений и конфликтных ситуаций в связи с национальной и конфессиональной принадлежностью необходимо дальнейшее развитие этнической и культурной интеграции в поликультурной студенческой молодёжной среде, совершенствование работы органов государственного управления субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ и вузов по распространению среди молодёжи уважения к этническим и религиозным ценностям и традициям, формирование терпимости к этнокультурным различиям.
Ключевые слова: студенты, межнациональные отношения, межнациональные браки, страна, малая родина, национальность, ближайшие родственники, межнациональные конфликты.
Введение
Российскими учёными проводится достаточно много исследований по широкой проблематике этнокультурного развития молодёжи, определению состояния межнациональных отношений и степени их конфликтности. В полиэтничном
российском обществе в процессе социально-экономической модернизации регионов происходит трансформация представлений молодёжи о межнациональных отношениях, особенно в поликультурной молодёжной среде. Данные процессы имеют региональную специфику, связанную с разными темпами модернизации и характером этнокультурного развития. Роль традиционных представлений о связи со своей страной, малой родиной и людьми своей национальности рассматриваются в исследованиях таких российских учёных, как М. К. Горшкова, В. В. Петухова, Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой [Российское общество.., 2015: 145—146.; Арутюнян, Дробижева, 2014: 102—112]. Изучению гражданской, этнической и региональной идентичностей, а также ценностных и жизненных стратегий современной молодёжи посвящены работы В. А. Тишкова, Р. Э. Бараш и В. В. Степанова. [Тишков и др., 2017: 81—87]. Особенности межкультурной коммуникации в городах с разным этническим составом рассматриваются в исследовании Г. У. Солдатовой, Е. В. Кулеш, С. В. Чигарьковой, М. Ю. Тихомирова [Солдатова и др., 2018: 8]. Рассмотрению социокультурных факторов влияния на жизнедеятельность в культурном пространстве молодёжи посвящены работы Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова [Зубок, Чупров, 2019: 9-18].
Исследования межнациональных отношений среди молодёжи в поликультурной среде Северного Кавказа имеют научную актуальность, их результаты показывают, что общий уровень межнациональной конфликтности среди молодёжи снижается, но при этом сохраняются риски возникновения точечных очагов межнациональной напряжённости [Межэтнические отношения.. , 2018: 6-11.; Воробьёв, 2018: 85-92]. Изучению представлений молодёжи в сфере межнациональных отношений на Кавказе посвящён ряд работ отечественных исследователей (см. обзор: [Воробьёв, 2018]). Сходства / различия установок студентов в связи с этнической и конфессиональной принадлежностью и специальностью обучения являются важными индикаторами наличия / отсутствия конфликтных ситуаций в полиэтничной студенческой среде.
В связи с тем, что современное российское общество становится всё более полиэтничным и поликонфессиональным, исследования представлений студенческой молодёжи в сфере межнациональных отношений имеют большое значение для формирования прогнозов этносоциального и этнокультурного взаимодействия и улучшения межнациональных отношений в поликультурном российском обществе. Так, исследование состояния межнациональных отношений среди студенческой молодёжи Москвы и Ставрополя, проведённое в 2018-2019 гг. в рамках проекта «Динамика представлений студентов в сферах гендерных, этнокультурных и брачно-семейных отношений» (грант РФФИ № 18-011-00580), позволило определить отношение опрошенных студентов к межнациональным бракам, важность осознания своей связи со страной, малой родиной, людьми своей национальности, наличие / отсутствие межнациональных конфликтных ситуаций, а также наличие / отсутствие фактов оскорблений и унижений по национальному признаку. В качестве гипотезы было выдвинуто
предположение о том, что для современной молодёжи более значимым является осознание связи с малой родиной и ближайшими родственниками, чем со страной. Большинство молодых людей не сталкивались с фактами оскорбления, унижения и конфликтными ситуациями по национальному признаку и положительно относятся к межнациональным бракам.
Выборка и методы исследования
Исследование студентов проведено в апреле—июне 2019 г. в Москве и Ставрополе. В каждом городе опрошено по 500 студентов по квотам, всего 1000 человек. Объектом исследования стали студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры в возрасте 20—24 лет. Выбор возрастного интервала был связан в первую очередь с выделением этой возрастной группы в статистических данных Росстата. При формировании квот выборки студентов по полу и специальностям мы исходили из опубликованных Росстатом данных Министерства образования и науки по выпуску бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования по группам специальностей и направлениям подготовки в 2015—2016 гг. в целом по России [Женщины.., 2016: 72—73; Труд.., 2017: 186]. Специальности обучения были объединены в три группы: технические специальности, гуманитарные специальности, «экономисты и управленцы». В выборку в Москве и Ставрополе включены 25% студентов, обучающихся по техническим специальностям, 38% студентов гуманитарных специальностей и 37% студентов по специальностям «экономика» и «управление». Таким образом, полученные результаты можно экстраполировать на студентов Москвы и Ставрополя выбранной возрастной группы.
Для анализа результатов исследования по этническому признаку ответы на вопрос «Кем Вы считаете себя по национальности?» были объединены в три основные группы: русские; народы, имеющие свои автономии на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО); представители других национальностей, постоянно проживающих в России, а также представители национальностей бывшего СССР и национальностей дальнего зарубежья. По религиозной идентичности выделено четыре группы: православные, мусульмане, другие (буддисты, иудаисты, католики) и не относящие себя ни к какому вероисповеданию. Был проведён опрос-анкетирование, полученные данные были обработаны в системе IBM SPSS Statistics-23.
В данной статье проводится анализ переменных по этнической и религиозной принадлежности и специальности обучения. Представлено осознание студентами своей связи со страной, малой родиной, людьми своей национальности и ближайшими родственниками, а также отношение к межнациональным бракам, к проявлениям оскорблений и унижений в связи с национальностью, столкновениям и конфликтным ситуациям по причине национальности.
Состояние межнациональных отношений
среди студенческой молодёжи Москвы и Ставрополя
Осознание важности связи со своей страной у людей разных национальностей основывается, прежде всего, на едином государстве, на общей территории, государственном языке, историческом прошлом, а также на культуре, символах, праздниках, чертах характера. Академик РАН В. А. Тишков пишет, что общероссийская идентичность — это «солидарность и повседневная лояльность, чувство принадлежности к одному народу и признание государства своим» [Тишков, 2013: 66]. Именно идея «единства России как поликультурной страны и единения россиян как многонационального народа с общей историей, с тысячелетним уникальным цивилизационным ресурсом» способствует осознанию молодёжью своей связи со страной, малой родиной и своим народом [Ерохин и др., 2018: 11]. В связи с этим студентам был задан вопрос о важности осознания связи со страной, малой родиной, людьми своей национальности и ближайшими родственниками.
При ответах на вопрос «Насколько важно для Вас осознавать связь со своей страной?» большинство респондентов (64%) отметили важность осознания связи со своей страной (ответ «важно») (см. табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Насколько важно для Вас осознавать связь со своей страной?», %
Национальность Вероисповедание Специальности
Насколько важно для Вас осознавать связь со своей страной? Русские, п=785 Народы СКФО, п=71 Народы России, СССР и дальнего зарубежья, п=144 Православие, п=550 Ислам, п=93 Другие вероисповедания, п=31 Не относящие себя ни к какому вероисповеданию, п=326 Технические, п=248 Гуманитарные, п=380 Экономисты и управленцы, п=372 Всего п=1000
Важно 64 73 63 73 77 46 50 56 63 72 64
Не имеет значения 29 16 35 21 14 48 43 38 31 20 29
Затруднились ответить 7 11 2 6 9 6 7 6 6 8 7
Существуют незначительные различия во взглядах респондентов, относящих себя к различным вероисповеданиям (У=0,17, здесь и далее приводится коэффициент Крамера, значимый на уровне р<0,001). Практически нет различий во взглядах респондентов — представителей различных национальностей (У=0,12), обучающихся различным специальностям (У=0,11), а также юношей и девушек (У=0,1) по поводу
осознания важности связи со своей страной. Наиболее важно осознание своей связи со страной для представителей народов СКФО (73%), русских (64%), а также мусульман (77%) и православных (73%) по вероисповеданию. Связь со своей страной важна и для респондентов, относящих себя к другим вероисповеданиям (46%), а также для не относящих себя ни к какому вероисповеданию (50%). Среди студентов различных специальностей наиболее важно осознание связи со своей страной для экономистов (72%) и гуманитариев (63%), меньшую значимость оно имеет (ответ «важно») для студентов технических специальностей (56%) (см. табл. 1).
При ответах на вопрос «Насколько важно для Вас осознавать связь с малой родиной?» абсолютное большинство респондентов (73%) отметили, что связь с малой родиной имеет для них большое значение (ответ «важно»). Взгляды представителей различных национальностей (У=0,14) и относящих себя к различным вероисповеданиям (У=0,17) незначительно различаются в отношении осознания своей связи с малой родиной, нет различий во взглядах юношей и девушек (У=0,09). При этом наибольшую важность для себя связи с малой родиной отмечали студенты - представители народов СКФО (85%). Большинство студентов - представителей народов России, бывшего СССР и дальнего зарубежья (77%) и русских по национальности (72%) отмечают важность осознания своей связи с малой родиной. Наиболее важно осознание связи с малой родиной для респондентов-мусульман (88%). Для большинства респондентов-православных (78%) осознание своей связи с малой родиной тоже важно (ответ «важно»). Различий в представлениях студентов технических, гуманитарных и экономических специальностей нет (У=0,04). Менее значимо осознание связи с малой родиной для студентов - представителей других вероисповеданий и не относящих себя ни к какому вероисповеданию (см. табл. 2).
При ответах на вопрос «Насколько важно для Вас осознавать связь с людьми своей национальности?» большинство респондентов (60%) отметили, что для них это важно. При этом в большей мере различаются взгляды на данный вопрос респондентов различных вероисповеданий (У=0,19), чем различных национальностей (У=0,15) и специальностей (У=0,14). Взгляды юношей и девушек по данному вопросу не различаются (У=0,08). Наибольшую важность осознания связи со своей национальностью отмечают респонденты-мусульмане - 83% (ответ «важно»). Большинство (69%) опрошенных православных студентов также отмечают важность осознания связи с людьми своей национальности. Наименьшее значение этому придают респонденты, относящие себя к другим вероисповеданиям (39%), и респонденты, не относящие себя ни к какому вероисповеданию (48%). Среди респондентов - представителей различных национальностей 73% представителей народов СКФО отмечают важность связи с людьми своей национальности (ответ «важно»). Большинство респондентов - представителей народов России, бывшего СССР и дальнего зарубежья (62%), а также русских (61%) отметили важность для себя связи с людьми своей национальности. Среди обучающихся различным специальностям 73% опрошенных студентов-экономистов отмечают важность связи с людьми своей национальности. Наименьшее значение ей придают студенты технических специальностей (54%) (см. табл. 3).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Насколько важно для Вас осознавать связь с малой родиной?», %
Национальность Вероисповедание Специальности
со мо
= п ок
Насколько важно для Вас осознавать связь с малой родиной? Русские, п=785 Народы СКФО, п=71 Народы России, СССР и дальнего зарубежья, п=1 Православие, п=550 Ислам, п=93 Другие вероисповедания, Не относящие себя ни к кг вероисповеданию, п=326 Технические, п=248 Гуманитарные, п=380 Экономисты и управленц] п=372 Всего п=1000
Важно 72 86 77 78 89 58 64 70 75 75 74
Не имеет значения 25 11 19 19 7 32 34 26 22 22 23
Затруднились ответить 3 3 4 3 4 10 2 4 3 3 3
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Насколько важно для Вас осознавать связь с людьми своей национальности?», %
Национальность Вероисповедание Специальности
Насколько важно для Вас осознавать связь с людьми своей национальности? Русские, п=785 Народы СКФО, п=71 Народы России, СССР и дальнего зарубежья, п=144 Православие, п=550 Ислам, п=93 Другие вероисповедания, п=31 Не относящие себя ни к какому вероисповеданию, п=326 Технические, п=248 Гуманитарные, п=380 Экономисты и управленцы, п=372 Всего п=1000
Важно 61 73 63 69 83 39 49 54 57 74 63
Не имеет значения 34 20 34 27 14 58 47 41 37 24 33
Затруднились ответить 5 7 3 4 3 3 4 5 6 2 4
Межэтнические браки стали объектом многих современных исследований, т. к. возрастает научный интерес к процессу формирования этнической идентичности личности, определению последующей идентификации с иной этнической группой, которая обуславливает специфику социализации и инкультурации индивида
[Абрамова, 2016: 101]. Серьёзные демографические трансформации, новые демографические вызовы в современном российском обществе актуализируют внешние и внутренние региональные факторы, определяющие развитие межнациональных браков. Межнациональные браки способствуют росту культурной гетерогенности и интенсификации межкультурного взаимодействия, в процессе которого происходят взаимовлияние и взаимопроникновение различных этнических культур, формируется новая этнокультурная идентичность [Костюк, Гончарова, 2015: 105—111].
Большинство опрошенных студентов (62%) положительно относятся к межнациональным бракам. На это отношение незначительно влияет их национальность (У=0,14) и вероисповедание (У=0,13), практически не влияют специальность обучения и пол респондентов (У=0,09). Наибольшее количество опрошенных, положительно относящихся к межнациональным бракам, — русские по национальности (63%), народы России, бывшего СССР и дальнего зарубежья (63%), а также студенты, относящие себя к другим вероисповеданиям (71%) и не относящие себя ни к какому вероисповеданию (65%). Наименьшее количество положительно относящихся к межнациональным бракам наблюдается среди студентов-мусульман (48%), представителей народов СКФО (56%) и среди студентов специальностей «экономика» и «управление» (55%). В целом отрицательно относятся к межнациональным бракам 11% опрошенных студентов. Среди них 24% респондентов-мусульман, 19% респондентов, относящих себя к народам России, бывшего СССР и дальнего зарубежья, и 16% респондентов, относящих себя к народам СКФО (см. табл. 4). Таким образом, большинство опрошенных студентов положительно относятся к межнациональным бракам, и лишь менее половины респондентов-мусульман, положительно относятся к межнациональным бракам.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к межнациональным бракам?», %
Национальность Вероисповедание Специальности
п=31 м о к
Как Вы относитесь к межнациональным бракам? Русские, п=785 Народы СКФО, п=71 Народы России, СССР и дальнего зарубежья, п=1 Православие, п=550 Ислам, п=93 Другие вероисповедания, Не относящие себя ни к кг вероисповеданию, п=326 Технические, п=248 Гуманитарные, п=380 Экономисты и управленц] п=372 Всего п=1000
Положительно 63 56 63 62 48 71 65 63 69 55 62
Отрицательно 12 27 25 13 38 6 13 15 12 17 15
Затруднились ответить 25 17 11 25 14 23 22 22 19 28 23
Одной из задач исследования стало выявление наличия / отсутствия межнациональных конфликтных ситуаций, а также наличия / отсутствия фактов оскорблений и унижений по национальному признаку. Как и предполагалось, случаи проявления оскорблений и унижений зависят в большей степени от национальности (У=0,25) и в меньшей — от вероисповедания (У=0,17) респондентов. Различий в зависимости от специальности обучения респондентов практически нет (У=0,07). Абсолютное большинство опрошенных студентов (83%) ответили, что не сталкивались с фактами оскорбления и унижения в связи со своей национальностью (ответ «не было и не бывает»). Наибольшее количество таких респондентов среди русских (90%) и считающих себя православными (89%). Наименьшее количество — среди студентов-мусульман (55%), и представителей народов СКФО (58%) (см. табл. 5). Ответы респондентов на вопрос о наличии/ отсутствии межнациональных конфликтных ситуаций, а также наличии/отсутствии фактов оскорблений и унижений по национальному признаку практически не зависят от их пола (У=0,12). Так, 79% респондентов-юношей и 88% респондентов-девушек никогда не оскорбляли и не унижали в связи с их национальностью. Нет различий в ответах опрошенных студентов Москвы и Ставрополя. Абсолютное большинство опрошенных студентов Москвы (84%) и Ставрополя (82%) ответили, что их не оскорбляли и не унижали в связи с их национальной принадлежностью.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Бывает ли, что Вас оскорбляют и унижают в связи с Вашей национальностью?», %
Национальность Вероисповедание Специальности
м о к ,
Бывает ли, что Вас оскорбляют и унижают в связи с Вашей национальностью? Русские, п=785 Народы СКФО, п=71 Народы России, СССР и дальнего зарубежья, п=1 Православие, п=550 Ислам, п=93 Другие вероисповедания, п=31 Не относящие себя ни к кг вероисповеданию, п=326 Технические, п=248 Гуманитарные, п=380 Экономисты и управленцы п=372 Всего п=1000
Было и бывает 6 36 34 7 39 22 13 14 12 12 13
Не было и не бывает 90 58 63 89 55 71 83 82 86 82 83
Затруднились ответить 4 6 3 4 6 7 4 4 2 6 4
Результаты исследования 2019 г. коррелируют с исследованием 2018 г. в рамках данного проекта. Так, при ответах на вопрос «Как часто Вы испытывали пренебрежительное отношение к себе, причиной которого стала Ваша нацио-
нальность?» абсолютное большинство опрошенных студентов (84%) ответили, что никогда не испытывали пренебрежительного отношения к себе, и лишь 14% респондентов редко сталкивались с пренебрежением к себе из-за национальности. Различий в ответах респондентов по вероисповеданию, национальности и специальности обучения нет (см. табл. 6) [Воробьёв, Авдеев, 2019: 99].
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы испытывали пренебрежительное отношение к себе, причиной которого стала Ваша национальность?», %
Вероисповедание Национальность Специальности
Как часто Вы испытывали пренебрежительное отношение к себе, причиной которого стала Ваша национальность? Православие, п=790 Ислам, п=201 Другие вероисповедания, п=47 Не относящие себя ни к какому вероисповеданию, п=370 Русские, п=1407 Народы СКФО, п=128 Народы России, п=50 Народы СССР, п=148 Народы дальнего зарубежья, п=35 Технические, п=304 Гуманитарные, п=533 Экономисты и управленцы, п=571 Всего п=1408
Часто 2 5 4 4 2 2 12 7 11 3 3 2 3
Редко 12 19 19 13 11 22 12 15 29 11 18 11 14
Никогда 86 76 77 82 87 77 60 78 60 86 78 87 84
Отвечая на вопрос «Сталкивались ли Вы с конфликтной ситуацией, причиной которой была Ваша национальность?», 87% опрошенных студентов ответили, что не сталкивались. Как и по предыдущей переменной, наблюдается различие по национальной (У=0,23) и религиозной принадлежности (У=0,21) респондентов. Различий в зависимости от специальности обучения не наблюдается (У=0,04). Больше всего не сталкивались с конфликтными ситуациями русские (93%) и православные (92%). Меньше таких среди опрошенных студентов-мусульман (59%) и относящих себя к народам СКФО (61%). Больше всего тех, кто сталкивался с конфликтными ситуациями по причине национальности, среди студентов-мусульман (41%) и относящих себя к народам СКФО (38%) (см. табл. 7). Существуют незначительные расхождения в ответах на данный вопрос по полу (У=0,13). Так, не сталкивались с конфликтной ситуацией, причиной которой была национальность, 83% респондентов-юношей и 92% респондентов-девушек. Нет различий в ответах студентов Москвы и Ставрополя. Абсолютное большинство опрошенных студентов Москвы (90%) и Ставрополя (85%) ответили, что не сталкивались с конфликтной ситуацией по причине своей национальности.
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Сталкивались ли Вы с конфликтной ситуацией, причиной которой была Ваша национальность?», %
Национальность Вероисповедание Специальности
со = п м о к ы
Сталкивались ли Народы России, СССР и дальнего зарубежья, п=1 я, и и к ка =326 ц н е л
Вы с конфликтной ситуацией, причиной которой была Ваша национальность? Русские, п=785 Народы СКФО, п=71 Православие, п=550 Ислам, п=93 ад е в о В и о р е в е и г у р и: Не относящие себя н вероисповеданию, п= Технические, п=248 Гуманитарные, п=381 Экономисты и управ п=372 Всего п=1000
Да 7 38 28 8 41 16 11 15 11 11 12
Нет 93 61 70 92 59 84 88 84 88 89 87
Другое 0 1 2 0 0 0 1 1 1 0 1
Заключение
Таким образом, большинство опрошенных студентов осознают важность своей связи со страной, малой родиной, людьми своей национальности и ближайшими родственниками. Наибольшую важность респонденты придают связи с ближайшими родственниками и малой родиной. Меньшее значение для респондентов имеет связь с людьми своей национальности и страной. В целом значимость своей страны, малой родины, людей своей национальности в сознании современной молодёжи России является важной частью их мировоззрения. К межнациональным бракам большинство опрошенных студентов относятся положительно. В меньшей степени положительно относятся к межнациональным бракам респонденты-мусульмане, по сравнению с респондентами других вероисповеданий. В ходе исследования выявлено, что абсолютное большинство опрошенных студентов не сталкивались с фактами оскорблений, унижений и конфликтными ситуациями в связи с национальностью. Существенных различий в зависимости от специальности обучения и города проживания не выявлено. В большей степени отмечают факты оскорбления, унижения и конфликтных ситуаций в связи с национальностью респонденты-мусульмане и относящие себя к народам СКФО. Для закрепления позитивной динамики межнациональных отношений, предотвращения фактов оскорблений, унижений и конфликтных ситуаций в связи с национальной и конфессиональной принадлежностью,
необходимо дальнейшее развитие этнической и культурной интеграции в поликультурной студенческой молодёжной среде, совершенствование работы органов государственного управления субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ и вузов по распространению среди молодёжи уважения к этническим и религиозным ценностям и традициям, формирование терпимости к этнокультурным различиям.
Список литературы
Абрамова М. А. Мультикультурализм как социокультурный феномен: историческая динамика, трансляция межэтническими и моноэтничными типами семей. Новосибирск: Параллель, 2016. 184 с.
Арутюнян Ю. В., Дробижева, Л. М. Пройденные пути и некоторые проблемы современной российской этносоциологии // Социологические исследования. 2014. № 7 (363). С. 102—112.
Воробьёв С. М. Трансформация представлений студентов Северо-Кавказского региона в сфере этнокультурных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 4. С. 85-92.
Воробьёв С. М., Авдеев Е. А. Состояние межэтнических отношений в оценках и представлениях молодёжи (на примере Москвы и Ставрополя) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 3. С. 96-103.
Ерохин А. М., Иванова С. Ю., Лагунов А. А. Перспективы теологического образования в поликультурном регионе // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4. С. 11-18. DOI: 10.18522/2070-1403-2018-69-4-11-18.
Женщины и мужчины России. 2016: Стат. сб. / Росстат. М., 2016. 208 с.
Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодёжи в культурном пространстве изменяющейся реальности: теоретически подходы к исследованию // Культурное пространство молодёжи: смыслы и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Т. К. Ростовской. М.: Изд-во Перспектива, 2019. С. 9-18.
Костюк В. Г., Гончарова Г. С. Взаимосвязь этнических типов семей и межэтнических взаимодействий в современной России // Сибирский философский журнал. 2015. Т. 13. № 4. С. 105-111.
Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Северо-Кавказском федеральном округе (второе полугодие и итоги 2018 года): экспертный доклад / [Р. И. Абакаров, В. А. Авксентьев и др.]; под. ред. В. А. Тишкова. Пятигорск: ПГУ, 2018. 154 с.
Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. 8 декабря 2017 г. URL: https:// rg.ru/2014/12/08/molodei-site-dok.html (дата обращения: 10.08.2019).
Российское общество и вызовы времени. Книга первая / [М. К. Горшков и др.]; под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. Институт социологии РАН. М.: Весь Мир, 2015. 336 с.
Солдатова Г. У. Этносоциальные и личностные предикторы направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов с различным этническим составом населения / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, Е. В. Кулеш, М. Ю. Тихомиров // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2018. Т. 11. № 62. С. 8.
Тишков В. А. Российский народ. история и смысл национального самосознания / В. А. Тишков; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2013. 649 с.
Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России // Социологические исследования. 2017. № 8 (401). С. 81—87. Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 261 с.
Дата поступления в редакцию: 28.08.2019. Принята к печати: 19.11.2019. Сведения об авторах
Воробьев Сергей Михайлович, кандидат политических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия. E-mail: [email protected] AuthorlD РИНЦ: 165159
Авдеев Евгений Александрович, кандидат философских наук, старший преподаватель, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия. E-mail: [email protected] AuthorlD РИНЦ: 686511
DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7098
Youth Perceptions of Interethnic Relations
in the Multicultural Environment of Russian Regions
The article was prepared with the support of Russian Foundation for Basic Research, grant №18-011-00580 "The dynamics of students' opinions in the spheres of family, gender and ethno-cultural relations"
Sergey M. Vorob'ev1, Evgeny A. Avdeev1
1North-Caucasus Federal University. 1, Pushkin Street, Stavropol, Russia, 355017
For citation: Vorob'ev S. M., Avdeev E. A. (2020). Youth Perceptions of Interethnic Relations in the Multicultural Environment of Russian Regions. Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika. Vol. 8. № 1. P. 106-119. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7098
Abstract. The article analyzes students' ideas about interethnic relations on the basis of a study conducted in the first half of 2019. One thousand senior students studying various fields aged 20-24 in Moscow and Stavropol were interviewed. The results are analyzed in IBM SPSS Statistics-23. For most of the students interviewed, it is important to be aware of their connection with the country, their small homelands, and people of their nationality. The vast majority of students interviewed did not encounter instances of insult, humiliation, or conflict situations due to their nationality. Muslim respondents and representatives of the peoples of the North Caucasus note instances of insult, humiliation, and conflict situations related to their nationality more than others. The majority of students interviewed approve of interethnic marriages, except for Muslim respondents. Of the variables studied, the most differentiating are the national and religious affiliations of students. To a great extent, this concerns the presence/absence of cases of insult, humiliation, and conflict situations related to nationality issues. To consolidate the positive dynamics of interethnic relations, to prevent instances of insult, humiliation, and conflict situations due to national and religious affiliations, further development of ethnic and cultural
integration in the multicultural environment of young students is needed, as well as the stimulation of ethnocultural tolerance and the improvement of the work of the public administration bodies of the constituent entities of the North Caucasian Federal District of the Russian Federation and universities in motivating young people to respect ethnic and religious values and traditions. Keywords: students, interethnic relations, interethnic marriages, country, small homeland, nationality, immediate family, interethnic conflicts.
References
Abramova M. A. (2016). Multikulturalizm kak sociokulturnyjfenomen: istoricheskaja dinamika, transljacija monojetnichnymi i mezhjetnicheskimi semjami. [Multiculturalism as a sociocultural phenomenon: historical dynamics, broadcast by mono-ethnic and interethnic families]. Novosibirsk: Parallel, 184 p. (In Russ).
Arutyunyan Y. V., Drobizheva L. M. (2014). Projdennye puti i nekotorye problemy so-vremennoj rossijskoj etnosociologii. [Paths and some problems of modern Russian ethnosociology]. Sociologicheskie issledovaniya. № 7 (363). P. 102—112. (In Russ).
Erokhin A. M., Ivanova S. U., Lagunov A. A. (2018). Perspektivy teologicheskogo obrazovanija v polikulturnom regione. [Prospects for theological education in a multicultural region]. Gumanitarnye isocialnye nauki. № 4. P. 11-18. (In Russ). DOI: 10.18522/2070-1403-2018-69-4-11-18
Kostjuk V. G., Goncharova G. S. (2015). Vzaimosvjaz jetnicheskih tipov semej i mezhjetniche-skih vzaimodejstvij v sovremennoj Rossii. [The relationship of ethnic types of families and interethnic interactions in modern Russia]. Sibirskijfilosofskijzhurnal. T. 13. № 4. P. 105-111. (In Russ).
Mezhetnicheskie otnosheniya i religioznaya situatsiya v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge. Vtoroepolugodie i itogi 2018. Expertniy doklad. (2018). [Interethnic Relations and Religious Situation in the North Caucasus Federal District. The second half and results of 2018: Expert report]. Ed. by. V. A. Tishkov. Ekspertnyj doklad. Pyatigorsk: PGU publ., 154 p. (In Russ).
Osnovy gosudarstvennoj molodezhnojpolitiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025goda. (2019). [Fundamentals of state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025]. URL: https:// rg.ru/2014/12/08/molodei-site-dok.html (data obrascheniya: 10.08.2019). (In Russ.).
Rossijskoe obshhestvo i vyzovy vremeni. Kniga pervaya. (2015). [Russian society and the challenges of the time. Book one]. Ed. by. Gorshkov M. K., Petuxov V. V. Institut sociologii RAN. M.: Ves Mir publ., 336 p. (In Russ).
Soldatova G. U., Chigarkova S. V., Kulesh E. V., Tixomirov M. Y. (2018). Etnosocialnye i lichnostnye prediktory napravlennosti mezhkulturnoj kommunikacii u zhitelej rossijskix gorodov s razlichnym etnicheskim sostavom naseleniya. [Ethno-social and personality predictors of the direction of intercultural communication among residents of Russian cities with different ethnic composition of the population]. Psixologicheskie issledovaniya: elektronnyjnauchnyjzhurnal. T. 11. № 62. P. 8. (In Russ).
Tishkov V. A. (2013). Rossijskij narod. Istorija ismyslnacionalnogo samosoznanija. [Russian people. The history and meaning of national identity]. M.: Nauka publ., 649 p. (In Russ).
Tishkov V. A., Barash R. E., Stepanov V. V. (2017). Identichnost i zhiznennye strategii studenchestva v Rossii. [Identity and life strategies of students in Russia]. Sociologicheskie issledovaniya. № 8 (401). P. 81-87. (In Russ).
Trud i zanjatost v Rossii. 2017: Stat. sb. (2017). [Labor and employment in Russia (2017): Statistic collections]. M. Rosstat publ., 261 p. (In Russ).
Vorobev S. M. (2018). Transformacija predstavlenij studentov Severo-Kavkazskogo regiona v sfere jetnokul'turnyh otnoshenij. [Transformation of student perceptions of the North Caucasus region in the field of ethnocultural relations]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov. [Economic and humanitarian studies of regions]. № 4. P. 85-92. (In Russ).
Vorobev S. M., Avdeev E. A. Sostojanie mezhjetnicheskih otnoshenij v ocenkah i predstavlenijah molodezhi (na primere Moskvy i Stavropolja). (2019). [The state of interethnic relations in assessments and perceptions of youth (on the example of Moscow and Stavropol)]. Ekonomicheskie igumanitarnye issledovanija regionov. № 3. P. 96—103. (In Russ).
Zhenshhiny i muzhchiny Rossii. 2016: Stat. sb. (2016). [Women and men of Russia (2016): Statistic collections]. M. Rosstat publ., 208 p. (In Russ).
Zubok Yu. A., Chuprov V. I. (2019). Zhiznedeyatelnost molodezhi v kulturnom prostranstve izmenyayushhejsya realnosti: teoreticheski podxody k issledovaniyu. [The vital activity of youth in the cultural space of changing reality: theoretical approaches to research]. Kulturnoeprostranstvo molodezhi: smysly i praktiki Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Cultural Space of Youth: Meanings and Practices Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Edited by T. K. Rolstovskaya. P. 9-18. (In Russ).
The article was submitted on August 28, 2019. Accepted on November 19, 2019. Information about the authors
Vorob'ev Sergey Mikhailovich, Candidate of Political Science, Associate Professor, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]
Avdeev Evgeny Aleksandrovich, Candidate of Philosophy, Senior Lecturer, North-Caucasus Federal University. 1, Pushkin Street, Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]