ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 930.85 (471.64)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2010 г. Г.Дж. Базиева
Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований, Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН, ул. Пушкина, 18, г. Нальчик, 360000, [email protected]
Kabardino-Balkar Institute of Humanitarian Researches, RAS, Pushkin St., 18, Nalchik, 360000, [email protected]
Рассматриваются процессы модификации и трансформации этнической культуры. В частности, анализируется изменение социокультурного контекста традиционного искусства и его основных функций в современных условиях.
Ключевые слова: трансформация, модификация, глобализация, традиционное искусство, Кабардино-Балкария.
This article is dedicated to the processes of transformation and modification ethnic culture. Specifically, the author analyses the transformations of social cultural context of traditional art and its main functions in the modern conditions.
Keywords: transformation, modification, globalization, traditional art, Kabardino-Balkariya.
В современный период все более явственно проявляются процессы стандартизации, унификации и мас-сификации не только в производстве, но и в культуре. Эти тенденции определяют актуальность анализа культуры в условиях трансформации и модификации. Практика последних десятилетий свидетельствует, что, «несмотря на интегративные процессы всесторонней модернизации и глобализации, в мире продолжают развиваться центробежные тенденции усиления роли и значения национального (этнического) фактора. Более того, процессы модернизации и глобализации становятся необходимым условием для его проявления» [1].
Выделяют две крайние точки зрения на последствия глобализации: всемирная американизация, унификация быта и культур, с одной стороны, и тенденция к размежеванию и конфронтации - с другой. Так, алармистское направление (резкое отрицательное понимание глобальных процессов) рассматривает глобализм как угрозу существованию традиционных культур, фактор, способствующий деформации этно-национальных ценностей.
Но в последнее время возникают новые подходы к изучению проблем глобализации, один из которых -этнография глобализации, так как глобальная культура формируется не только под влиянием западных категорий и стандартов, каждая этническая культура также влияет на формирование глобальной модели [2]. Формирование и развитие этнографии глобализации связаны с необходимостью сохранения этносоциального своеобразия в современном глобальном мире, так как фактически культура в течение последних десятилетий развивается под влиянием глобализации.
В процессах трансформации этнической культуры в современных условиях прослеживаются две гло-
бальные противоположные тенденции, одна из них направлена на создание единой, наднациональной культуры, другая - на сохранение и развитие традиционных этнических ценностей. Данные тенденции отражают имманентную сущность глобализации как диалектического процесса.
Анализ социальных функций традиционной культуры в ее отношениях с такими глобальными системами, как общество, личность, профессиональное искусство, позволяет выделить ряд изменений в современных условиях. Вытеснение из общественной жизни многих элементов традиционных культур начинает играть определенную роль в современном культурном пространстве. «Внутренние ценностно-смысловые трансформации в культурах, происшедшие за три последних десятилетия, и внешние перемены, связанные с изменениями процессов взаимодействия культур, расширением возможностей их пространственных перемещений, возникновением новых культурных форм, позволяют признавать качественные изменения принципов создания, фиксации, распространения культуры и культурного опыта» [3].
Организация культурной жизни в Кабардино-Балкарии предполагает программное регулирование, координирующее развитие традиционного и профессионального искусства, этническое и общекультурное разнообразие, использование культурного наследия и создание новых ценностей. С целью решения этих задач в Кабардино-Балкарии приняты законы «О культуре» (1993, 2001), «О народных художественных промыслах» (2001) и др. [4].
Ориентация на традиционную культуру - важная черта современного социокультурного процесса в целом. Вопросы развития художественной культуры с 90-х гг. ученые рассматривают в совокупности с про-
блемой возрождения национального культурного наследия. Решаются задачи по сохранению традиционной культуры, в том числе и наиболее значительных центров национально-художественных промыслов, связанных с этнографически-региональным укладом, проведению в них комплексных исследований, популяризации высочайшей ценности их искусства. В современных условиях активизируется работа по созданию центров фольклора, мастерских, студий, ориентированных на возрождение традиционных народных промыслов и ремесел.
В целях развития народного художественного творчества в 2001 г. в Нальчике был открыт республиканский центр народных художественных промыслов и ремесел (ГУ РЦНХПиР). Под его эгидой функционируют творческие лаборатории по золотошвейному делу, художественной обработке дерева, холодной ковке металлов, обработке металлов и ювелирных изделий, пошиву национального и сценического костюма и др. В настоящий период в республике создано 71 объединение по традиционным народным художественным промыслам (НХП), в которых занимаются 1613 человек.
Но в развитии НХП КБР можно выделить ряд серьезных проблем: отсутствие единой концепции развития НХП и материально-технической базы, кризисное финансовое положение, недостаточный уровень подготовки кадров, распад творческих коллективов. Отдельная работа частных лиц в немногочисленных разрозненных мастерских не в состоянии обеспечить полноценное развитие народного искусства в современных условиях. Без квалифицированных специалистов, без научной организации НХП и этноэстетики невозможен процесс возрождения традиционного искусства. В этой связи для Кабардино-Балкарии чрезвычайно актуальна проблема подготовки квалифицированных кадров в сфере НХП.
В 2008 г. ГУ РЦНХПиР была принята программа по развитию и сохранению народных художественных ремесел на 2009 - 2012 гг., в которой сформулированы основные цели и задачи, а также комплекс мероприятий, предусматривающих формирование и развитие инфраструктуры, популяризацию, организацию сбыта и продвижения продукции НХП, серию образовательных программ. Проблемы в сфере НХП необходимо решать объединенными усилиями ГУ РЦНХПиР и культурно-образовательных и научных организаций.
Одна из ведущих тенденций советского периода в развитии традиционных и нетрадиционных видов народного искусства заключалась в создании производственных предприятий (фабрика «Горянка», Нальчикский завод художественных изделий, комбинат надомного труда «Умелец»). Однако в настоящее время наблюдается резкое падение производства. Если в 2004 г. ковров и ковровых изделий было изготовлено 1, 5 тыс. м2, в 2005 - 3, 0, в 2006 - 2, 7, в 2007 - 2, 6, то в 2008 г. их выпуск прекратился. Тканей шерстяных в 2004 г. было произведено 33 тыс. м2, в 2005 - только 1 тыс. м2, а с 2006 г. они вообще не производятся [5]. В связи с закрытием Нальчикского завода керамических изделий и комбината надомного труда «Умелец» изготовление изделий прикладного искусства осуще-
ствляется зачастую в узких рамках индивидуального предпринимательства. Художественные промыслы заметно изменились по своему характеру, составу мастеров и исполнителей, по уровню и способу производства. НХП в современный период становятся предметом творческих экспериментов, изменения касаются не только внешних, но и внутренних характеристик. Ввиду того, что коллективное начало в развитии традиционного искусства Кабардино-Балкарии практически сведено к минимуму, более активно развиваются не столько НХП, сколько декоративно-прикладное искусство (ДНИ).
В сфере ДНИ также можно отметить ряд существенных изменений: многие изделия (например ювелирные) стали просто предметом искусства, соответственно изменился и потребитель-заказчик, расширяется ассортимент изделий, обновляются старинные предметы и орнаменты, мотивы и приемы декора заменяются новыми, более современными. В то же время проявляется тенденция к тиражированному производству продукции с национальным колоритом, понимаемом весьма упрощенно (войлочные и керамические изделия с надписями «Кавказ», «Эльбрус», «Нальчик», изображением танцующей пары на фоне гор - стали излюбленным образцом для тиражирования). Если в советский период ДПИ развивалось в основном на крупных предприятиях, то в современных условиях наблюдается переход от фабричного производства к индивидуальному предпринимательству. Предметы ДПИ стали разнообразнее, технологически сложнее, но и более эклектичными. Семантика многих произведений народного искусства изменилась, в них нет знаковости, символичности, свойственных естественному мироощущению. Современное традиционное искусство основано не на мифологической, а на психологической основе, что проявляется в повторении излюбленных образцов, декоративности и целесообразности форм.
Изменение социокультурного и социально-бытового контекста традиционного искусства в современных условиях продиктовано, во-первых, появлением рынка, в связи с чем возрастает роль проектов по развитию традиционной культуры и искусства - просветительского, экономического, рекламного типа при поддержке различных фондов. Во-вторых, демократизацией художественной деятельности (изготовление продукции на заказ, для выставок, организация концертов, фестивалей, конкурсов и т.д.). В-третьих, тем, что народное художественное творчество становится областью специализированной профессионализируемой культуры, а не традиционной в ее классическом понимании.
В связи с названными причинами трансформируются и основные функции традиционного искусства.
Утилитарно-бытовая функция предметов традиционного искусства в настоящий период практически сведена к минимуму, предметы, ранее широко использовавшиеся в быту (войлочное ковроделие, плетение циновок, медная утварь), несут скорее декоративно-художественную и памятно-культурную, чем утилитарно-бытовую функции. В уходе от функциональности предметов в сторону их декоративности
скрываются общие для всех национальных культур черты: трудоемкость производства предметов традиционного искусства, нецелесообразность их использования в быту ввиду широкого промышленного производства товаров народного потребления и т.д.
Декоративно-художественная функция ярче всего проявляется в ювелирном производстве (изделия из кости, серебра), керамике, национальном костюме. Произведения традиционного искусства кабардинцев и балкарцев отличались выразительностью и декоративностью. Эстетическое миропонимание отражало коллективное представление о чувстве гармонии, поэтому они, как правило, строги, лаконичны и конструктивны. Непродуманные инновации в декоре изделий способствуют трансформации канонической системы народного искусства. По мнению А.С. Кишева, «умелое и умеренное украшение предметов, нас окружающих, народным орнаментом значительно обогатит народное искусство и сделает его более жизнеспособным» [6].
В создании подарочных, красочных сувенирных изделий, выпускаемых малыми сериями или в единственном экземпляре, проявляется еще одна из основных функций ДПИ - сувенирная. В одних случаях у сувенирной продукции неопределенный потребитель, приобретающий сувениры через розничную торговлю и художественные салоны, у других - конкретный заказчик. Если в советский период заказчиком выступало государство (оформление гостиниц, кинотеатров, учреждений культуры и искусств), то сейчас изделия создаются по индивидуальным заказам, в том числе ювелирные, оружие, светильники, ковры, кийи-зы, гобелены и т.д.
Важное значение в формировании и развитии национального самосознания имела также религиозно-магическая функция искусства, которая проявлялась не только в создании изделий религиозной направленности (намазлыки, обереги, четки и др.), но и в содержательно-формообразующих принципах национального искусства. В настоящий период изделия и предметы, несущие религиозную функцию, можно приобрести в мусульманских магазинах Кабардино-Балкарии, однако они, как правило, импортного производства.
Памятно-культурную функцию выполняют те изделия ДПИ, которые передаются из поколения в поколение, например, серебряные нагрудные украшения, пояса, браслеты, кинжалы, красочные войлочные изделия, предметы национальной одежды, сундуки и др.
Коммерческая функция занимает одно из ведущих мест в развитии современного традиционного искусства: производятся разнообразные изделия из шерсти, обработка шкур, войлочные коврики для бани, сауны, сувениры из металла, дерева, кости. Реализация производится как в художественных салонах, так и на специально предназначенных рынках республики. Однако, несмотря на то, что количество художественных салонов возрастает, качество изделий падает как из-за использования синтетических материалов, так и из-за упрощения стилистических, цветовых и композиционных решений. Выполнение продукции по тра-
Поступила в редакцию
фаретным образцам нивелирует традиционное искусство, лишает его продукцию своеобразия.
Состояние народной художественной культуры за последние 10 - 15 лет практически не изучено. Глубокого научного исследования требуют такие важнейшие проблемы в развитии народного искусства, как преемственность национальных художественных традиций, роль канона и наиболее устойчивых элементов художественной системы народного искусства, критерии возрождения НХП, массовости и уникальности и др. Происходящие социальные и культурные перемены оказались неожиданными для многих художников, мастеров и ремесленников, выявив ряд проблем в развитии народного художественного творчества. В настоящий период оно подвергается новому осмыслению, появляются всевозможные проекты по развитию традиционных художественных промыслов.
Разработка важнейших теоретических вопросов развития традиционного искусства в современных условиях предполагает всестороннее исследование проблем в данной сфере, что вызывает необходимость специальных научных исследований по конкретным видам: войлоткачеству, керамике, ювелирному искусству, медночеканному производству, золотошвейному делу и вышивке, орнаментальному творчеству, национальной одежде и др. Такие исследования будут способствовать не только решению многих проблем в развитии традиционного искусства, но и позволят составить более полное представление о характере изменений, происходящих в современный период.
По форме и содержанию современное традиционное искусство - это уже новое явление, новая специализированная художественная деятельность, которая возникла на основе традиционной культуры, но существенно модифицировалась.
Литература
1. Киекбаев М.Д. Национальный фактор в условиях современной глобализации // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Оренбург, 2002. С. 218.
2. Лютикова Г.В. Глобализация и культура // Культура в современном мире, опыт, проблемы решения. Вып. 2. М., 2002. С.16.
3. Астафьева О.Н. Транснационализация культурного пространства: государство и проблемы координации коммуникативных стратегий // Человек, культура и общество в контексте глобализации: материалы Междунар. науч. конф. М., 2007. С. 6.
4. Сборник законов и постановлений Парламента КБР (январь - май 2001 года). Нальчик, 2001. С. 174 - 175.
5. Кабардино-Балкарская Республика: краткий стат. сб. Нальчик, 2009. С.98.
6. Кишев А.С. Традиция и современность в искусстве народных художественных промыслов Кабардино-Балкарии // Народные художественные промыслы Северного Кавказа. Традиции и современность. Махачкала, 1988. С. 48.
12 ноября 2009 г.