Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)
4.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Шатковская Татьяна Владимировна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Место работы: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону
Канаев Михаил Михайлович
Место учебы: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону
Жукова Ирина Гришевна
Место учебы: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону
Аннотация: статья посвящена проблемам использования института товарных знаков в условиях цифровой трансформации, новых реалий «цифровизации» гражданского оборота и рынка товаров и услуг. Путем анализа современного российского и зарубежного законодательства авторы выделили основные направления развития товарных знаков в цифровую эпоху и перспективы использования информационных технологий для охраны интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: цифровая экономика, финансовый рынок, цифровой гражданский оборот, интеллектуальная собственность, блокчейн.
TRANSFORMATION OF TRADEMARKS UNDER THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY
Shatkovskaya Tatiana V., Doctor of Legal Sciences, Professor of civil law Department Work place: Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don
Kanaev Michail M.
Study place: Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don
Zhukova Irina G.
Study place: Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don
Annotation: the article is devoted to the problems of using the trademark institute in conditions of digital transformation, new realities of «digitalization» of civil turnover and the market of goods and services. By analyzing modern Russian and foreign legislation, the authors identified the main trends in the development of trademarks in the digital age and the prospects for using information technologies for the protection of intellectual property.
Keywords: digital economy, financial market, digital civil turnover, intellectual property, blockchain.
Современной тенденцией правового регулирования в сфере цифровой экономики стал переход от централизованных методов правового воздействия к правовым механизмам, стимулирующим инновационную, творческую, интеллектуальную деятельность субъектов частного предпринимательского сектора. Способность разработки и внедрения новейших технологий рассматривается международным сообществом в качестве основного критерия для включения государств в число лидеров мирового научно-технологического развития. Новейшие очертания экономики появились в прошлом веке, а сегодня государства принимают программы развития цифровой сферы. Так, 28 июля 2017г. Правительство
Российской Федерации утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». В данном документе под цифровой экономикой понимается экосистема, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан [5].
Ценность объектов в цифровой сфере определяется спросом - количеством пользователей, использующих данный продукт. По прогнозам экспертов Давосского форума к 2025 году 80% жителей Земли будут иметь цифровое присутствие в сети Ин-
Шатковская Т. В., Канаев М. М., Жукова И. Г.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
тернет [9, с.39]. По данным Правительства РФ в 2016 году доля жителей, использующих широкополосный доступ к сети «Интернет», составляла 18,77 процента.
От реальной цифровая экономика отличается достижением беспрецедентной гибкости технологического производства и способов потребления, удешевлением производственных и логистических процессов, появлением новых моделей распределения благ, возрастанием значения самоорганизации, переносом в цифровую среду функций и бизнес-процессов, а также практически неограниченной технической возможностью цифровизации вещей (все продукты, допускающие оцифровку, получили новое наименование - «контент») и изменения цифровых оболочек, трансакций виртуальных сущностей.
По сравнению с традиционным рынком классических товаров и услуг, преимущества цифровой экономики основаны на отсутствии материального веса товаров, виртуальности предпринимательских связей, значительном уменьшении потребностей в сырье, ненужности громоздкой транспортной инфраструктуры, возможностях быстрых глобальных перемещений, использовании новых цифровых валют и т.п. [1, с126].
Новые технологии формируют новые условия деятельности человека, общественных отношений, правового регулирования. Особенности гражданского оборота интеллектуальных прав на нематериальные объекты (результаты интеллектуальной деятельности) в цифровом пространстве, цифровой экосистеме создают новую парадигму, новый «цифровой оборот» интеллектуальных прав. Эти особенности определяют характер правового инструментария и его регулятивную эффективность.
Цифровая трансформация рынков открывает новые возможности для бизнеса и граждан по получению продукции при помощи использования сети «Интернет» [6]. Прогнозируется, что тотальная цифровизация ведет к формированию цифрового рынка, функционирующего на принципах свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Цифровая трансформация рынка товаров и услуг приведет к значительному упрощению торговых процедур путем перехода объектов интеллектуальной собственности в цифровую форму («цифровизация» процессов производства), активному использованию электронной торговли, а также к эффективной реализации и использованию механизмов «единого окна» в сфере экономики.
Дискуссии ученых и правоприменителей относительно перспектив и тенденций трансформации современного рынка, в связи с появлением электронной экономики, и «цифровиза-ции» товаров и услуг, в том числе объектов интеллектуальной собственности, совершенно не охватывают дальнейшую судьбу других результатов интеллектуальной деятельности, а именно товарных знаков и знаков обслуживания, используемых для индивидуализации продукции производителя.
Вместе с тем в условиях цифровой экономики общепринятое понимание товарного знака как условного обозначения, соответствующего законодательным требованиям, предназначенного для индивидуализации товаров конкретных производителей и предоставляющего правообладателю легализованную монополию на его использование в пределах определенной территории существенно трансформируется. Трансграничное цифровое пространство широко используется предпринимателями для реализации своих экономических интересов, что затрудняет реализацию территориального принципа охраны исключительных прав, расширяет номенклатуру товаров в связи с увеличением рынка и соответственно потребительско-
го спроса, что в совокупности приводит к росту численности товарных знаков и их ценности как нематериальных корпоративных активов.
Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности являются товаром, так как они могут быть введены в гражданский оборот посредством отчуждения или передачи прав на них. По данным ВОИС наибольшее количество из всех поданных заявок на товарные знаки по Мадридской системе составляют товарные знаки на компьютерное оборудование и программное обеспечение (9,4% от всех заявок), товарные знак на научные, технологические и программные услуги составляют 4,8% [8].
Товарный знак как средство индивидуализации становится важным инструментом, позволяющим участнику рынка достигать ситуации, когда потенциальный приобретатель производимой им продукции будет иметь возможность выделить первого среди прочих производителей аналогичной продукции (индивидуализировать). Более того, условное обозначение, являющееся результатом интеллектуальной деятельности правообладателя, также рассматривается в качестве «инновационной идеи», которая зачастую составляет большую часть стоимости товара на рынке. При этом механизм и цели такой индивидуализации, а также понимание товарного знака во многом определяются содержанием рыночных отношений и их динамикой, поскольку сам по себе товарный знак в отрыве от рынка не представляет особенной ценности для правообладателя.
До недавнего момента времени большинство товарных знаков являлось словесными, изобразительными, комбинированными обозначениями. Однако ограниченное количество применимых слов, а также высокие темпы роста рыночных отношений, обусловленные инновационными процессами, привели к появлению «нетрадиционных товарных знаков»: объемных (например, форма бутылки или флакона для духов), звуковых (например, позывные радиостанции), голографических, позиционных, цветовых и даже обонятельных обозначений товаров. Нетрадиционные товарные знаки признаны в законодательстве государств - лидеров инновационного развития. Так, с 1 октября 2017г. в законодательство об интеллектуальной собственности ЕС внесены изменения, представляющие собой систематизацию принципов прецедентного права и связанные с рассмотрением судебных споров по поводу нетрадиционных товарных знаков [2].
Цифровизация объектов и расширение сферы гражданского оборота, возрастание доли нематериальных объектов, качественное изменение товаров и услуг вынуждают правообладателей вкладывать инвестиции в создание нетрадиционных товарных знаков и затрудняют обеспечение хозяйствующими субъектами различительной способности товарных знаков. В связи с активным внедрением сети Интернет в предпринимательскую деятельность некоторые объекты стали фактически стали выполнять роль средства индивидуализации, хоть изначально и имели иное назначение. Так, в одном деле было указано, что «доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц» [4]. По сути, в указанном Постановлении доменные имена приравнивались к товарным знакам, что нашло отражение в решениях и постановлениях арбитражных судов низших инстанций [3].
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
Еще одним примером приобретения функций товарного знака служит закодированный товарный знак (Цг-коды), представляющие собой картинки в виде набора многоугольников, содержащие в закодированном виде слово, предложение, набор букв и цифр или ссылку на Интернет-ресурс, которые легко могут быть распознаны смартфоном, декодируя заключенную в коде информацию [7]. Следовательно, бурное развитие рынка и появление новых технологий оказывает существенное влияние не только на трансформацию производимой продукции, но и на появление новых видов «нетрадиционных товарных знаков».
Анализ российской и зарубежной судебной практики позволяет выделить следующие основные проблемы охраны нетрадиционных товарных знаков: сходство с промышленными образцами и иными результатами интеллектуальной деятельности и отсутствие в законодательстве четких критериев для из разграничения; усложнение процедуры регистрации, так как заявителю необходимо доказать различительную способность, которая, по мнению регистрирующих органов, может появиться только в результате длительного использования товарного знака. Кроме того, в законодательстве закреплена неразрывная связь условных обозначений с товарами и услугами определенного производителя, которые они индивидуализируют. В соответствии с пунктом 2 статьи 1484 ГК РФ к использованию товарного знака закон относит размещение его на товарах, при выполнении работ (услуг), на документации, связанной с введением товаров в оборот, в предложениях о продаже товаров, в сети Интернет. Для отдельных видов нетрадиционных товарных знаков (например, цветовых) необходимо предоставить исследования, доказывающие наличие у потребителей ассоциативной связи между товаров и услугой и регистрируемым условным обозначением.
Действительно цифровые технологии существенно затруднили охрану товарных знаков, но вместе с тем предоставили новые возможности для упрощения регистрационных процедур, коммерциализации и оборота нематериальных активов в цифровом пространстве. Наиболее эффективной считаем технологию распределенного реестра, именуемую также «блокчейн» (blockchain). Блокчейн дает возможность ведения, хранения и защиты реестров данных различного содержания без централизованного хранилища, при широком участии в транзакциях пользователей реестра, силами которых верифицируются, обрабатываются и передаются гигантские объемы данных.
Значение блокчейн-технологии для развития коммерциализации интеллектуальной собственности в целом и товарных знаком в частности, состоит в том, что:
- упрощается регистрации и удостоверение прав на результаты интеллектуальной деятельности, не обеспеченные такой возможностью по законодательству или имеющие сложную и длительную процедуру регистрации;
- обеспечивается управление и коммерциализация интеллектуальной собственности правообладателем без участия посредников, что упрощает и удешевляет оборот интеллектуальной собственности;
- имеются доступные способы оборота интеллектуальных ресурсов на взаимовыгодных для собственника и пользователей условиях;
- решены такие проблемы, связанные с транзакциями как конфиденциальность, безопасность, целостность данных, снижение транзакционных издержек, автоматическое заключение умных
контрактов, платежи, взаимодействие и т. д.
Таким образом, в условиях цифровой экономики интеллектуальная собственность становится одним из самых дорогостоящих товаров. Соответственно и товарные знаки приобретают многофункциональное значение, выступая не только в традиционном качестве средства индивидуализации, но и своеобразного транслятора интересов субъектов права и их объединений друг другу, ценным активом, способом идентификации деловой репутации производителя. Товарные знаки перестают быть «прилагательными» к товару, а приобретают самостоятельное экономическое и юридическое значение.
Подытоживая вышесказанное, выделим три основных направления трансформации товарных знаков в цифровую эпоху. Во-первых, качественное изменение условных обозначений, развитие и увеличение количества интеллектуальных образов товаров, имеющих самостоятельное ценностное значение как результат увеличения стоимости товарного знака в общей цене товара. Во-вторых, снятие законодательных барьеров, препятствующих использованию информационных технологий для обеспечения различительной способности обозначений товаров и одновременно ужесточение юридической ответственности за недобросовестную конкуренцию. В-третьих, активное применение цифровых технологий, прежде всего, технологии Блокчейн, для упрощения и сокращения сроков регистрации товарных знаков. В этой связи следует активно использовать опыт стран БРИКС (Бразилия и Китай) сокративших сроки регистрации отдельных результатов интеллектуальной деятельности благодаря использованию технологии Блокчейн до десяти дней.
Статья проверена в системе «Антиплагиат». Оригинальность 91,58%.
Список литературы:
1. Вайпан В.А. Теория справедливости: право и экономика: Монография. М.: Юстицинформ, 2017.
2. Директива ЕС 2015/2436 от 16.12.2015 «О сближении законодательств государств-членов в отношении товарных знаков» // http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=15947 (дата обращения 12.03.2018).
3. Еременко В.И. О совершенствовании правового регулирования доменных имен в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2012. № 10.
4. Постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2001 г. № 1192/00 // Вестник ВАС РФ, 2001, № 5.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017г. № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru.
6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки евразийского экономического союза до 2025 года» // http://www.eaeunion.org/. Дата обращения: 02.03.2018.
7. Терещенко О.И. Товарный знак в виде QR-кода. Есть ли у заявителей шанс зарегистрировать такое обозначение [Электронный ресурс] / О.И. Терещенко. - 2016. - Режим доступа: http://www.lawyercom.ru /article/3896-tovarnyy-znak-v-vide-qг-koda-est-li-u-zayaviteley-shans-zaregistrirovat-takoe-oboznachenie. - Дата обращения: 08.04.2018.
8. http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_940_2016.pdf . Дата обращения: 02.03.2018.
9. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2017.