Научная статья на тему 'Трансформация структуры механизма правового регулирования в условиях цифровой экономики'

Трансформация структуры механизма правового регулирования в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / РАМОЧНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СМЕШАННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шатковская Татьяна Владимировна, Епифанова Татьяна Владимировна, Вовченко Наталья Геннадьевна

Статья посвящена проблеме влияния новых общественных отношений, возникающих в связи с формированием цифровой экономики, на механизм правового регулирования. Авторы проанализировали опыт реализации программ цифровой экономики государствами лидерами инновационного развития и разработали модель структуры механизма правового регулирования. В статье обоснована необходимость трансформации механизма правового регулирования путем создания правовых форм партнёрства и экономического сотрудничества, предоставления субъектам возможности самостоятельно определять правила и нормы своей профессиональной деятельности, а также осуществлять контроль над их исполнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE STRUCTURE OF THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

The article is devoted to the problem of the influence of new public relations, arising in connection with the formation of the digital economy, on the mechanism of legal regulation. The authors analyzed the experience of implementation of the programs of the digital economy by the leaders of innovative development and developed a model of the structure of the legal regulation mechanism. The article substantiates the need to transform the mechanism of legal regulation by creating legal forms of partnership and economic cooperation, providing entities with the opportunity to independently determine the rules and norms of their professional activities, as well as to exercise control over their implementation.

Текст научной работы на тему «Трансформация структуры механизма правового регулирования в условиях цифровой экономики»

9.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Шатковская Татьяна Владимировна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Место работы: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

shatkovskaya.tv@gmail.com Епифанова Татьяна Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры гражданского права Место работы: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

profepifanova@gmail.com

Вовченко Наталья Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов

Место работы: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

nat.vovchenko@gmail.com

Аннотация: статья посвящена проблеме влияния новых общественных отношений, возникающих в связи с формированием цифровой экономики, на механизм правового регулирования. Авторы проанализировали опыт реализации программ цифровой экономики государствами лидерами инновационного развития и разработали модель структуры механизма правового регулирования. В статье обоснована необходимость трансформации механизма правового регулирования путем создания правовых форм партнёрства и экономического сотрудничества, предоставления субъектам возможности самостоятельно определять правила и нормы своей профессиональной деятельности, а также осуществлять контроль над их исполнением.

Ключевые слова: цифровая экономика, механизм правового регулирования, методы правового регулирования, правовые средства, рамочное правовое регулирование, смешанное правовое регулирование.

TRANSFORMATION OF THE STRUCTURE OF THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Shatkovskaya Tatiana V., Doctor of Legal Sciences, Professor

Work place: Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don

shatkovskaya.tv@gmail.com

Epifanova Tatiana V., Doctor of Economic Sciences, Professor

Work place: Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don

profepifanova@gmail.com

Vovchenko Natalia G., Doctor of Economic Sciences, Professor

Work place: Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don

nat.vovchenko@gmail.com

Annotation: the article is devoted to the problem of the influence of new public relations, arising in connection with the formation of the digital economy, on the mechanism of legal regulation. The authors analyzed the experience of implementation of the programs of the digital economy by the leaders of innovative development and developed a model of the structure of the legal regulation mechanism. The article substantiates the need to transform the mechanism of legal regulation by creating legal forms of partnership and economic cooperation, providing entities with the opportunity to independently determine the rules and norms of their professional activities, as well as to exercise control over their implementation.

Keywords: digital economy, legal regulation mechanism, legal regulation methods, legal means, framework legal regulation, mixed legal regulation.

Введение

Цифровая экономика сегодня включает золотой миллиард населения, развивающего науку, создающего и активно экспортирующего новые технологии и объединённого глобальными формами сетевой коммуникации. Наличие или отсутствие признаков цифровой экономики становится основанием для отнесения национальных экономических систем к центральным или периферийным.

Трендом последнего десятилетия стало принятие государствами - лидерами стратегий развития цифровой сферы эко-

номики. Так, 28 июля 2017г. Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». В ней цифровая экономика понимается как экосистема, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.

Программа ориентирована на реализацию централизованной модели правового регулирования цифровой экономики.

Шатковская Т. В., Епифанова Т. В., Вовченко Н. Г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ее курирует Министерство экономического развития Российской Федерации (далее РФ). Правительственная комиссия по управлению программой не включает представителей фундаментальной науки. Вместе с тем, переход к цифровой экономике приводит к кардинальным изменениям в системе общественных отношений, нуждающимся в научном сопровождении и разработке новых правовых моделей их регулирования. Использование такого подхода позволит решить проблему создания эффективного механизма правового регулирования цифровой экономики.

Методы исследования

Понятие механизм правового регулирования в российской юридической науке имеет однобокую юридико-техническую трактовку и закрепляет централизованную модель воздействия позитивного права на общественные отношения [12]. Несмотря на это, считаем данный правовой институт перспективным, так как он сохраняет практическое значение в Европейском и Евразийском правовом пространстве, характеризующимся территориально организованной системой правового регулирования. Последняя основана на реальном местонахождении субъекта в объективном мире и действии права в зафиксированном времени, материальном пространстве и в конкретных пределах, а также на преувеличении возможностей государства контролировать потоки информации.

Для трансформации исследуемого объекта в современную правовую категорию необходимо использовать структурно-функциональный метод, позволяющий выделить основные элементы механизма правового регулирования цифровой экономики. Сравнительно-правовой метод позволяет выявить лучшие мировые практики инновационного регулирования правоотношений в цифровой сфере.

На основе системного метода проанализируем эволюцию используемых в позитивном праве правовых средств и способов и уясним место и роль институтов мягкого права в формировании регуляторной среды цифровой экономики.

Исследовательское значение метода теоретического моделирования состоит в возможности создания и анализа идеальной модели системы правового регулирования в цифровой сфере для предотвращения нарушения законных прав и интересов субъектов права в правовой реальности.

Использование вышеуказанных методов позволит рассматривать механизм правового регулирования не как линейную совокупность юридических средств, а как многомерную систему организации и взаимосвязей элементов, обеспечивающих сохранение основных свойств и функций механизма при осуществлении различных форм правового воздействия на цифровую сферу экономической деятельности.

Понятие цифровой экономики как предмета правового регулирования

Изучение цифровой экономики в экономических исследованиях осуществляют путем анализа традиционных (инфраструктура, эффективность рыночных институтов, уровень образования, макроэкономика) и инновационных показателей (динамичная цифровая среда, технологическая и инновационная эффективность бизнеса, число квалифицированных специалистов в области высоких технологий) [13]. Ценность объектов в цифровой сфере определяется спросом - количеством пользователей, использующих данный продукт. По прогнозам экспертов Давосского форума к 2025 году 80% жителей Земли будут иметь цифровое присутствие в сети Интернет [10].

От реальной цифровая экономика отличается достижением беспрецедентной гибкости технологического производства и способов потребления, удешевлением производственных и логистических процессов, появлением новых моделей распределения благ, возрастанием значения самоорганизации, переносом в цифровую среду функций и бизнес-процессов, а также практически неограниченной технической возможностью цифровизации вещей (все продукты, допускающие оцифровку, получили новое наименование - «контент») и изменения цифровых оболочек, трансакций виртуальных сущностей.

Вместе с тем, большинство исследователей признает, что экономика цифровой сферы не является автономной по отношению к реальным экономическим отношениям [11]. Цифровые технологии создают новую экономическую институциональную инфраструктуру, способствующую развитию таких видов социальных взаимосвязей как перераспределение благ на основе спроса и предложения, осуществляемое равными субъектами.

Таким образом, цифровая экономика - это созданная на основе информационных технологий институциональная среда для сетевого взаимодействия (взаимосвязь, распределение и обмен) равных свободных участников экономических отношений, в которой производство и использование инноваций неразрывно связаны, а творчество является основным способом экономической деятельности человека.

Особенности правового регулирования цифровой экономики

Тенденциями правового регулирования в сфере цифровой экономики считаем стирание границ межнационального и государственного правового регулирования. Межинституциональные способы «лучшего» регулирования основаны на принципах добровольности, альтернативности в применении методов регулирования, интенсивного взаимодействия субъектов правового регулирования, легитимности полномочий и баланса интересов участников как гарантии стабильности регулирования.

На уровне международного регулирования стремительно утрачивают юридическое значение правовые обычаи и их место занимают разработанные международными организациями правовые стандарты и рекомендации. Новыми субъектами становятся негосударственные образования, публичные и квазипубличные организации, выполняющие регуляторные функции вне зависимости от волеизъявления государств.

Вхождение современных государств в надгосударственные объединения естественным образом ограничивает их суверенитет в сфере правового регулирования. Однако добровольные формы ограничения суверенитета в виде подчинения национального законодательства праву наднационального уровня не идут ни в какое сравнение с полным отсутствием территориальных границ в цифровой сфере. В противовес объективно-материальному взаимодействию людей в реальной деятельности виртуальный мир открыт для инноваций и представляет собой экстерриториальную коммуникацию творческих субъектов по поводу создания, использования, оборота нематериальных объектов или передачи информации об имущественном обороте объектов материального мира.

Характеризуя правовое регулирование цифровой экономики укажем на его право-технологический характер. В этой связи отметим, пожалуй, единственное российское исследование правового регулирования цифровых отношений Е.А. Войни-кайнис. Автор провел теоретическо-правовое изучение амери-

канского и европейского опыта. Многие выводы вызывают интерес, например, о том, что механизм правового регулирования не следует ограничивать элементами позитивного права. Вместе с тем, утверждение о самостоятельном значении технологий как регуляторов общественных отношений нам представляется спорным [1].

Действительно информационные технологии являются средством решения правовых задач. К примеру, защита информации, обладающей свойствами объекта права, наиболее эффективно осуществляется компьютерными программами или иными средствами защиты путем блокировки или ограничения доступа пользователей. Несомненным преимуществом технологических способов защиты следует признать их превентивный характер, предотвращающий наступление правонарушения, в отличие от правовых средств, которые в большинстве своем нацелены на восстановление положения в результате совершенного правонарушения.

Вместе с тем, социальные регуляторы в отличие от прочих объективных феноменов не могут действовать бессубъектно. Технологии не могут создавать, быть носителями и тем более реализовывать субъективные права и юридические обязанности, являющиеся основным элементом механизма правового регулирования. Цифровые технологии, сложившиеся объективно и влияющие на общественные отношения, требуют правового опосредования и воздействия правовыми средствами.

Поэтому правовое регулирование общественных отношений, возникающих в цифровой сфере, должно быть основано на органичном сочетании внешнего регулирования государством, основанного на сложившихся материально-физических подходах к правовому воздействию, и внутреннем саморегулировании субъектов цифровых правоотношений с широким использованием гибких правовых инструментариев.

С учетом современных темпов развития информационных технологий и смены экономических моделей организации цифрового пространства внешнее воздействие со стороны государства следует минимизировать, ограничив правовую самодеятельность участников виртуальных правоотношений обеспечением интересов государственной безопасности и суверенитета, законных прав субъектов реальных правоотношений.

Структура механизма правового регулирования цифровой экономики

Структура механизма правового регулирования как внутреннего строения, системы организации и взаимосвязей элементов, обеспечивающих сохранение основных свойств и функций механизма при осуществлении различных форм правового воздействия включает содержание (свойства, способы правового регулирования, правовые средства и методы) и форму и может быть представлена в виде следующей схемы.

Структура механизма правового регулирования цифровой экономики

- диспозитивность

- оп ределенность

- стабильность

- сбалансированность

- динамичность

Способы правового регулирования

саморегулирование

управомочивание

стандартизация

обязывание

запрет

контроль

Правовые средства

- нормы права

- субъективные права и юридические обязанности

- свободные лицензии

- умные контракты

- средства правовой идентификации субъектов и объектов

- правовые стандарты

- правовые стимулы

- правовые ограничения

Методы

децентрализованного регулирования

метод согласования правовых интересов

метод гармонизации пр ав

метод саморегуляци и

централизованного регулирования

- метод координации

- метод ограничения осуществления субъективных прав

- метод правового моделирования

и проектирования

- императивный метод

- диспозитивный метод

Форма

I

Внешняя форма осуществления

способов и применения правовых средств

5

Внутренние регламенты, стандарты и правила, определяющие процедуру правового регулирования

Цели правового регулирования в сфере цифровых экономических отношений направлены на признание существования недоступного для произвольного вмешательства любых лиц, включая государство, и предметно определенного суверенитета частного лица, выражающегося, прежде всего, в возможности обладания собственными субъективными правами на нематериальные и материальные блага.

Поскольку цифровая экономика полностью зависит от состояния научно-технического прогресса, то не менее важной является нацеленность правового регулирования на стимулирование инновационной активности субъектов правоотношений и осуществление в правовых формах интеграции и коммерциализации научных знаний в экономическую жизнь общества. Соответственно правовое регулирование должно обеспечить реализацию основных принципов гражданского права и исходить из презумпции разумности и добросовестности действий участников данного вида экономических правоотношений.

Свойства механизма правового регулирования

Вышеуказанные цели определяют свойства механизма правового регулирования цифровой экономики, а именно: диспозитивность, т.е. избирательность общественных отношений для юридического воздействия с учетом интересов участников правооотношений, самостоятельно устанавливающих для себя регламентирующие нормы; определенность в плане установления границ правовых возможностей лиц и стабильность в отношении существующих юридических запретов и требований к правовому поведению субъектов. Такое свойство как децентрализм проявляется в поддержании вертикальных и горизонтальных взаимосвязей в системе, установлении разнообразных и вместе с тем постоянных институций и сетевых сообществ, удовлетворяющих запросы экономики. Дозволительный характер правового регулирования позволяет участкам правоотношений не только выбирать действия по реали-

Шатковская Т. В., Епифанова Т. В., Вовченко Н. Г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

зации субъективных прав, но и формировать новые средства и способы правового воздействия.

Кроме того, выделим антимонопольную направленность и нацеленность на эффективное (лучшее) решение общезначимых юридических задач и реализацию субъективных прав частных лиц; сбалансированность, обусловленную необходимостью сохранения баланса интересов правообладателей, пользователей и публично-правовых образований и проявляющуюся в обеспечении равных правовых возможностей участников правоотношений и соразмерности их субъективных прав и юридических обязанностей; динамичность как непрерывный процесс создания новых правовых средств и форм в противовес статичной системы действующего правового регулирования.

Методы правового регулирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вышеуказанные свойства механизма правового регулирования позволяют сделать вывод о его многомерности и сложности. Поэтому методы как структурный элемент системы следует подразделить на методы децентрализованного и централизованного правового регулирования. К первой группе отнесем метод согласования правовых интересов юридических равных субъектов в процессе сетевого взаимодействия. В странах ЕС используется и такой метод как гармонизация права, осуществляемый путем передачи функций прямого регулирования гражданско-правовых отношений межправительственным органам.

Результатом применения метода саморегуляции в пределах осуществления субъективных прав, определенных позитивным правом, станет создание правовой среды, основанной на уважении основных правовых принципов, активизации правотворческой самодеятельности субъектов по выработке наиболее справедливых стандартов правового поведения и различных соглашений, наделении субъектов инновационной деятельности максимальной свободой действий, особенно в сфере распоряжения принадлежащей им собственности. При этом следует оговориться, что под саморегулированием мы понимаем разновидность автономного регулирования, но не на индивидуальном, а на коллективном уровне, то есть образцы правового поведения разрабатываются участниками коллективной деятельности в процессе коммуникации и правового диалога в цифровом пространстве в пределах, установленных законом. Стандартизация правового поведения субъектов в таких коллективах носит творческий характер и является результатом «сознательного целеполагания на основе определенных нормативно-ценностных установок» [5].

В Российской Федерации с 30 декабря 2015г. реализуется разработанная Правительством РФ «Концепция совершенствования механизмов саморегулирования» [8]. Однако данная Концепция основана на публично-правовой парадигме саморегулирования, что не соответствует сути и содержанию экономических отношений в цифровой сфере, ориентированных на уменьшение участия публичной власти в процессах управления хозяйственной деятельностью частноправовых субъектов экономической деятельности.

Централизованные методы правового регулирования, такие как метод правового мониторинга, императивный метод, метод правового моделирования и проектирования необходимы для предотвращения государством киберугроз, технологических катастроф, дестабилизации социальной системы и обеспечения безопасности в широком смысле. Современные компьютерные технологии позволяют эффективно просчитать

любую правовую модель без каких-либо разрушительных действий в реальном мире.

Метод координации, то есть восполнение пробелов договоренности сторон с учетом их правовых интересов, обеспечение общих рамок правового поведения лиц и в целом создание системы, обеспечивающей компромисс взаимопересекаю-щихся и взаимосвязанных интересов, а не приоритет интересов отдельных категорий субъектов. Метод ограничения осуществления субъективных прав для установления законных и четких границ свободы частного лица и не допускающих свободного толкования требований предотвращения злоупотребления правом. Собственно законодательные пределы определены ч.3 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которыми права и свободы граждан и юридических лиц могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Средства правового регулирования

Изменение целей и методов правового регулирования приводит к трансформации системы используемых правовых средств.

Экономические отношения в цифровой среде обладают нормативностью, являющуюся социальным основанием для появления новых юридических норм. Трендом последних десятилетий стало появление норм-стратегий, выступающих ориентирами развития экономических инноваций в соответствии с национальными приоритетами и целями развития, а также всесторонне исследованных и обобщенных интересов и потребностей различных категорий населения [9].

Воздействие информационных технологий на общественные отношений приводит к дифференциации и постоянному изменению частных и общественных интересов и появлению новых объектов правового регулирования, нуждающихся в адекватном оформлении в правовых нормах. Соответственно большее распространение получают диспозитивные нормы, закрепляющие юридическое равенство субъектов и соразмерность их прав и обязанностей. В частности, Конституционный Суд РФ предлагает такой способ обеспечения диалога в новых условиях и своей готовности к нему как правомерный компромисс [6].

В систему правового регулирования активно внедряются правовые стандарты, рассматриваемые в качестве инструмента повышения качества регулирования предпринимательской деятельности путем использования лучших практик, закрепленных в международных, национальных и корпоративных стандартах. В результате в цифровом пространстве успешно используются такие правовые средства, как свободные лицензии, умные контракты, средства правовой идентификации субъектов и объектов цифровых правоотношений, сервисы третьей доверенной стороны и др.

Помимо появления новых следует сказать о трансформации роли и значения традиционных правовых средств. Так, правовые стимулы теперь направлены на поддержку творческого меньшинства, от которого зависит благосостояние общества, создание и развитие новейших форм свободного информационного обмена в цифровой сфере. Особое значение в рамках национального правового регулирования имеет поддержка и правовое стимулирование импортоза-мещения и реализации экспортно ориентированных проектов в сфере цифровых технологий.

Правовые ограничения как средства регулирования цифровых правоотношений не должны создавать препятствий и барьеров на пути инвестиций, распространения знаний, беспрепятственного оборота и использования инновационных технологических продуктов, а также функционирования глобальных цепочек создания стоимости и применения новых информационных решений и продуктов [2].

Вывод

Системные изменения механизма правового регулирования, произошедшие под влиянием развивающегося информационного общества, позволяют говорить о появлении новой разновидности общедозволительного способа правового регулирования - рамочное регулирование, согласно которому участники правоотношений в определенных пределах добровольно ограничивают свои права, в общих интересах, передав регулирование деятельности частных лиц в прямо предусмотренных в соглашении областях деятельности коллективным органам управления.

Кроме того, государствами апробируется смешанный тип правового регулирования, основанный на сочетании императивных и диспозитивных начал, с использованием как частно-правовых, так и публично-правовых средств воздействия на хозяйствующих субъектов [3]. Так, в РФ он законодательно закреплен в сфере деятельности организаций, действующих на финансовых рынках и осуществляется такими способами как лицензирование и установление обязательного саморегулирования [14].

В Европейском Союзе смешанный тип правового регулирования считается «лучшим» регулированием и выражается в управомочивании компетентных частных субъектов хозяйственной деятельности и возложении юридической ответственности за достижение конкретных экономических целей, установленных законодательным органом [4]. Совместное государственное и негосударственное правовое регулирование представляет собой нормативное закрепление юридической ответственности за достижение цели правового воздействия за полномочными частными субъектами при сохранении контроля со стороны государственных органов.

Заключение

Таким образом, на современном этапе необходимы такие подходы к правовому воздействию на цифровую экономику, которые обеспечивают сосуществование централизованных и децентрализованных элементов правового регулирования. Цифровые технологии не меняют сущность правового регулирования, они обуславливают возникновение общественных отношений нового качества, что в свою очередь приводит к ущербности распространения существующей системы правовых средств на виртуальную сферу. Цифровые технологии трансформируют содержание и форму механизма правового регулирования в направлении создания правовых форм партнёрства и экономического сотрудничества, предоставления субъектам возможности самостоятельно определять правила и нормы своей профессиональной деятельности, а также осуществлять контроль над их исполнением, преодоления избыточности и неэффективности позитивного правового регулирования.

Централизация как становой хребет механизма правового регулирования в российской правовой системе и других

правовых системах романо-германской правовой семьи противоречит требованиям правового опосредования экономических отношений в цифровой сфере. В условиях тотальной циф-ровизации и виртуального интернационализма, централизованная система правового регулирования не обладает такими необходимыми для сферы цифровой экономики свойствами как гибкость, дающая возможность непрерывного созидания новых правовых отношений, субсидиарность как распределение регулятивных полномочий и ответственности за их осуществление между публичными и частными субъектами, транснациональность для обеспечения текучих процессов перманентного социального взаимодействия.

Включение противоречивых централизованных и децентрализованных элементов в механизм правового регулирования само по себе не является проблемой при условии наличия методов и средств их согласования. Эффективность механизма правового регулирования достигается путем уравновешивания правотворческого потенциала частных субъектов права и консервативных подходов законодательства и правосудия. Такой подход обеспечивает многовариантность решения экономических проблем и поэтому имеет положительный эффект.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,9%.

Список литературы:

1. Войникайнис Е.А. (2013) Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости.

2. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions on a Single Market for Intellectual Property Rights Boosting creativity and innovation to provide economic growth, high quality jobs and first class products and services in Europe. Brussels, 24.05.2011. COM (2011) 287 final. Р.4-6.

3. Epifanova T.V, Skvortsova T.A, Parshina E.A. (2017) Influence of clustering on innovational development of business structures in region's economy // International Journal of Trade and Global Markets. 2017. Vol. 10. №. 2/3. - p. 133-141.

4. Interinstitutional Agreement on Better Lawmaking (2003/C 321/01).

5. Поляков А.В. (2004) Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04. 2016 №12-П.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации 28.07.2017 № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

8. Распоряжение Правительства РФ № 2776-р// СЗ РФ. 11.01. 2016. №2 (часть II). Ст. 458.

9. Shatkovskaya T.V., Epifanova T.V. (2016) Correlation of private and public legal interests as theoretical and scientific and practical problem of modern law // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Т.7. №3. С.625-630.

10. Шваб К. (2017) Четвертая промышленная революция. С.39.

11. Tapscott D. (1994) The Digital Economy.

12. Тихомиров Ю.А. (2008) Правовое регулирование: теория и практика.

13. The Global Competitiveness Report 2010 - 2011. World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2010. P. 8.

14. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 20.07.2015. № 29 (часть I). Ст. 4349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.