УДК 340.1 И.А. МИННИКЕС
ББК 67.0 доктор юридических наук, профессор
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
АВТОНОМНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ВИД ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Рассматриваются различные классификации видов индивидуального правового регулирования. Обосновывается вывод об автономном регулировании как самостоятельном виде индивидуального правового регулирования. Показывается его значение для базовых отраслей российского права.
Ключевые слова: правовое регулирование, индивидуальное правовое регулирование, автономное регулирование, децентрализованное регулирование, усмотрение.
I.A. MINNIKES
Doctor of Law, Professor, Baikal State University of Economics and Law,
Irkutsk
e-mail: [email protected]
INDEPENDENT REGULATION AS A TYPE OF INDIVIDUAL LEGAL REGULATION
The author examines different classifications of the types of individual legal regulation; he comes to the conclusion that independent legal regulation is an independent type of legal regulation and shows its role for basic branches of Russian law.
Keywords: legal regulation, individual legal regulation, independent legal regulation, decentralized regulation, discretion.
Вопрос о видах индивидуального правового регулирования до сих пор остается дискуссионным.
Одна из первых классификаций видов индивидуального правового регулирования предложена С.С. Алексеевым. Он подчеркивает, что необходимо отличать «саморегулирование» от властно-государственного индивидуального регулирования. К первому виду он относит автономное регулирование, осуществляемое посредством договоров и односторонних сделок [1, с. 56].
По мнению В.М. Горшенева, поднор-мативное регулирование подразделяется на правоприменительное регулирование, осуществляемое при помощи актов применения права, и автономное регулирование, осуществляемое посредством договоров и односторонних сделок [2, с. 170-173].
A.C. Шабуров различает такие формы индивидуального правового регулирования, как регулирование посредством договоров (автономное) и индивидуальное регулирование, осуществляемое в процессе правоприменительной деятельности. Причем в первом случае, по его мнению, это не регулирование в собственном смысле, а «саморегулирование» [10, с. 40].
Подобной точки зрения придерживается и С.Г. Краснояружский. Он полагает, что индивидуальное правовое регулирование осуществляется в формах индивидуально-правоприменительного и автономного регулирования общественных отношений [8, с. 10].
B.Б. Исаков считает, что существуют две основные разновидности индивидуального регулирования — субординационное и ко-
ординационное, или автономно-договорное. В первом случае такое регулирование осуществляется в форме применения права, во втором случае оно выражается в выработке сторонами договора [5, с. 262].
Н.И. Дивеева предлагает выделять два вида индивидуального правового регулирования: автономное (договорное) и правоприменительное. Автономное (договорное) индивидуальное правовое регулирование, по ее мнению, базируется на независимости, формальном равенстве субъектов, их способности к саморегуляции общественных отношений без употребления властных элементов и обращения в юрисдик-ционные органы, а правоприменительное индивидуальное правовое регулирование основывается на отношениях субординации [3, с. 9].
Названные классификации в чем-то совпадают, а в чем-то различаются. Главный вопрос, который нуждается в обсуждении, — являются автономное регулирование и координационное (договорное) регулирование самостоятельными видами индивидуального правового регулирования или объединяются в один вид?
Думается, эти два вида регулирования следует различать. Как справедливо отмечал Ю.П. Егоров, «принципиальное различие между режимными требованиями к договорам и односторонним сделкам состоит в том, что в договорах индивидуальные правила поведения в виде прав и обязанностей сторон формируются в результате достигнутого ими соглашения, а в односторонних сделках закон наделяет юридической силой волевой акт одного субъекта права» [4, с. 234].
Наиболее приемлемой является классификация, которую предлагают, к примеру, Т.В. Кашанина и А.Ф. Черданцев [6, с. 126-127; 9, с. 309-310]. Они выделяют такие виды индивидуального правового регулирования, как автономное, координационное (договорное) и субординационное (правоприменительное) регулирование. При характеристике конкретных видов регулирования необходимо сделать ряд замечаний.
Автономное индивидуальное правовое регулирование осуществляется путем совершения правомерных действий неза-
висимо от волеизъявления других лиц (например, осуществление права, совершение односторонних сделок). Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование характеризуется тем, что участники общественных отношений сами определяют варианты поведения посредством заключения договоров и соглашений. Эти виды индивидуального правового регулирования определяются как саморегулирование.
Субординационное (правоприменительное) индивидуальное правовое регулирование осуществляется в рамках исполнительно-распорядительной или правоохранительной правоприменительной деятельности, как правило, компетентными государственными органами. Однако такое регулирование может осуществляться и иными органами, если они обладают необходимыми властными полномочиями, т.е. если их решения становятся обязательными для участников данных общественных отношений.
Отдавая предпочтение рассматриваемой классификации, думаем, что виды индивидуального правового регулирования можно различать и по иным основаниям. Дополнительно предложим еще несколько классификаций.
Прежде всего в зависимости от степени централизации следует выделять децентрализованное индивидуальное правовое регулирование и централизованное индивидуальное правовое регулирование.
Применительно к нормативному правовому регулированию такая классификация давно вошла в научный оборот и даже нашла отражение на страницах учебной литературы. Что же касается индивидуального правового регулирования, то здесь картина иная. Децентрализованное индивидуальное правовое регулирование многими исследователями рассматривается как единственно возможный вид индивидуального правового регулирования [7]. Действительно, при автономном и договорном индивидуальном правовом регулировании преобладают начала децентрализации, которые частично проявляются и при правоприменительном регулировании. Однако считать децентрализованное регулирование единственным видом индивидуального правового регулирования нельзя.
Следует согласиться с С.Г. Краснояруж-ским, который полагает, что индивидуальное правовое регулирование сочетает в себе преимущества централизованного и децентрализованного регулирования общественных отношений [8, с. 3].
В пользу выделения централизованного индивидуального правового регулирования свидетельствует следующее:
- любое индивидуальное правовое регулирование в определенной степени является централизованным, потому что оно основано на нормативном регулировании, и степень централизации зависит от метода правового регулирования;
- централизованное индивидуальное правовое регулирование имеет место тогда, когда оно осуществляется на основе императивных норм в отношении конкретных лиц или ситуаций.
Следовательно, индивидуальное правовое регулирование может быть как децентрализованным — автономным и координационным (договорным), так и централизованным — субординационным (правоприменительным).
Остановимся подробнее на таком виде индивидуального правового регулирования, как автономное регулирование. Для него характерны следующие признаки:
- оно осуществляется путем совершения правомерных односторонних действий;
- правовой режим в этом случае создается в одностороннем порядке;
- оно не зависит от волеизъявления других лиц.
В качестве примера данного вида правового регулирования чаще всего называют совершение односторонних сделок, что действительно очень показательно. Согласно ст. 154 ГК РФ, «односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны».
Другим примером автономного регулирования в гражданском праве является норма, изложенная в ст. 9 ГК РФ «Осуществление гражданских прав», где говорится, что «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права».
В названных случаях налицо все ранее перечисленные признаки. Словосочетания «в соответствии с законом» и «принадлежащие им гражданские права» указывают на правомерность этих действий, а «достаточно выражения воли одной стороны» и «по своему усмотрению осуществляют» — на то, что правовой режим создается в одностороннем порядке и не зависит от волеизъявления других лиц. Более того, согласно ст. 156 ГК РФ, к односторонним сделкам применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
В.Ф. Яковлев подразделяет односторонние сделки на следующие группы:
- сделки, направленные по своему юридическому результату на наделение другого лица субъективным правом;
- сделки, направленные на прекращение существующего обязательства в одностороннем порядке;
- сделки, которые представляют собой реализацию возникших в составе правоотношений отдельных, частных, секундарных правомочий;
- сделки, которые выступают звеном в правообразующем составе юридических фактов [11, с. 97-99].
Приведенными примерами автономное индивидуальное правовое регулирование не исчерпывается, оно находит проявление во многих других материальных и процессуальных отраслях права.
Так, исследуя трудовые правоотношения, Н.И. Дивеева приходит к выводу, что одностороннее волеизъявление работника, не имеющего каких-либо властных полномочий, по всем признакам соответствует односторонней сделке [3, с. 38]. При этом следует сделать оговорку, что названный автор не рассматривает автономное и договорное регулирование как два самостоятельных вида индивидуального правового регулирования.
В целом соглашаясь с высказанным мнением, необходимо добавить, что такое одностороннее волеизъявление повлечет за собой индивидуальное правовое регулирование при двух условиях — если это волеизъявление юридически значимо и если оно допустимо правом.
В семейном праве примером данного вида правового регулирования является осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. В ст. 7 СК РФ говорится, что граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений. Другой пример — положение п. 1 ст. 32 СК РФ, согласно которому супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию.
В уголовном праве к этому виду можно отнести деяния, совершенные при обстоятельствах, исключающих их преступность (противоправность): необходимая оборона, задержание лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, обоснованный риск. По своим внешним признакам указанные деяния могут совпадать с преступлениями (например, причинение вреда). Однако законодатель лишает их признака противоправности в силу их социальной полезности и необходимости. В чем-то эти деяния сопоставимы с осуществлением гражданских прав.
Что же касается процессуальных отраслей права, то и в них имеет место автономное индивидуальное правовое регулирование.
В гражданском процессуальном праве примером может служить возбуждение гражданского дела по заявлению лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ст. 4 ГПК РФ). Другой пример — это норма, содержащаяся в ст. 29 ГПК РФ «Подсудность по выбору лица», когда выбор между несколькими судами, которым, согласно на-
стоящей норме, подсудно дело, принадлежит истцу.
Аналогичные конструкции мы видим и в арбитражном процессуальном праве. Так, «заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом» (ст. 4 АПК РФ), а «арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к его форме и содержанию» (ст. 127 АПК РФ). Статья 36 АПК РФ в установленных законом случаях допускает подсудность по выбору истца.
В уголовном процессуальном праве, несмотря на то что в нем в основном преобладают императивные начала, автономное индивидуальное правовое регулирование также присутствует. Например, уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20, ст. 147 УПК РФ).
Во всех приведенных примерах правовой режим создается индивидуально, в одностороннем порядке путем совершения правомерных действий.
Думается, что рассматриваемая в статье проблема нуждается в дальнейшем изучении. Регулирование конкретных ситуаций в индивидуальном порядке, в том числе путем автономного индивидуального правового регулирования, — это цивилизованный легитимный способ разрешения социальных конфликтов, один из элементов формирования гражданского общества и правового государства.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования // Антология уральской цивилистики: 1925-1989. М., 2001. С. 54-68.
2. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
3. Дивеева Н.И. Теоретические проблемы индивидуального правового регулирования трудовых отношений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2008.
4. Егоров Ю.П. Правовой режим сделок как средств индивидуального регулирования. Новосибирск, 2004.
5. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права / под ред. С.С. Алексеева. М., 1987. С. 262-266.
6. Кашанина Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 122-130.
7. Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования // Правоведение. 1991. № 4. С. 54-64.
8. Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование в советском обществе: (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.
9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2003.
10. Шабуров А.С. О соотношении автономного и индивидуального правового регулирования // Сборник аспирантских работ: материалы ежегод. аспирант. конф. Свердловск, 1974. Вып. 17. С. 40—45.
11. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972.
Bibliography (transliterated)
1. Alekseev S.S. Odnostoronnie sdelki v mekhanizme grazhdansko-pravovogo regulirovaniya // Antologiya ural'skoi tsivilistiki: 1925-1989. M., 2001. S. 54-68.
2. Gorshenev V.M. Sposoby i organizatsionnye formy pravovogo regulirovaniya v sotsialisticheskom obshchestve. M., 1972.
3. Diveeva N.I. Teoreticheskie problemy individual'nogo pravovogo regulirovaniya trudovykh otnoshenii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. SPb., 2008.
4. Egorov Yu.P. Pravovoi rezhim sdelok kak sredstv individual'nogo regulirovaniya. Novosibirsk, 2004.
5. Isakov V.B. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya // Problemy teorii gosudarstva i prava / pod red. S.S. Alekseeva. M., 1987. S. 262-266.
6. Kashanina T.V. Individual'noe regulirovanie v pravovoi sfere // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1992. № 1. S. 122-130.
7. Kashanina T.V. Sootnoshenie tsentralizovannogo i detsentralizovannogo pravovogo regulirovaniya // Pravovedenie. 1991. № 4. S. 54-64.
8. Krasnoyaruzhskii S.G. Individual'noe pravovoe regulirovanie v sovetskom obshchestve: (voprosy teorii i praktiki): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1990.
9. Cherdantsev A.F. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2003.
10. Shaburov A.S. O sootnoshenii avtonomnogo i individual'nogo pravovogo regulirovaniya // Sbornik aspirantskikh rabot: materialy ezhegod. aspirant. konf. Sverdlovsk, 1974. Vyp. 17. S. 40-45.
11. Yakovlev V.F. Grazhdansko-pravovoi metod regulirovaniya obshchestvennykh otnoshenii. Sverdlovsk, 1972.