Научная статья на тему 'Трансформация территориальной структуры автомобилестроения Венгрии в 2005-2012 гг'

Трансформация территориальной структуры автомобилестроения Венгрии в 2005-2012 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ВЕНГРИЯ / HUNGARY / "ИКАРУС" / МЕДЬЕ / ЗАВОД / PLANT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНВЕСТОР / INVESTOR / АВТОКОНЦЕРН / CARMAKER / МАШИНОСТРОЕНИЕ / MECHANICAL ENGINEERING / IKARUS / MEGYE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Маргарита Владимировна

Дается характеристика трансформации экономики Венгрии за последние годы в сфере машиностроения, в частности автомобилестроения. Приведены зарубежные компании, которые присутствуют на венгерском рынке, и сделаны выводы о современном положении страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial structures transformation of mechanical engineering in Hungary in 2005-2012

The article describes the transformation of Hungarian economy over the recent years in particular in the field of mechanical engineering. It gives the foreign companies which present on the Hungarian market and makes conclusions about the current situation of the country.

Текст научной работы на тему «Трансформация территориальной структуры автомобилестроения Венгрии в 2005-2012 гг»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ ВЕНГРИИ В 2005-2012 гг.

М. В. ПАНОВА,

аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ)

Венгрия в настоящее время является наиболее привлекательным государством в Центральной Европе для размещения инвестиций. Это подтверждают данные, опубликованные авторитетным американским журналом Site Selection в мае 2012 г. В числе наиболее важных ее преимуществ - географическое расположение в сердце Европы в сочетании с наличием развитой современной инфраструктуры и экономики, что делает страну настоящим логистическим центром.

Высокие темпы экономического развития Венгрии во многом были достигнуты благодаря иностранному капиталу. В 2000 г. он участвовал в каждом десятом предприятии. В настоящее время из 200 крупнейших венгерских компаний не менее 150 находятся в частичной или полной собственности иностранных инвесторов.

В Венгрии сформировалась структура западноевропейского типа: промышленность и строительство обеспечивают более 30 % произведенного валового внутреннего продукта (ВВП). Это государство выбрало модель глубокой либерализации экономики и привлечения иностранного капитала. Правительство Венгрии оказывало и продолжает оказывать поддержку инвесторам: вводит льготные таможенные пошлины на ввозимое технологическое оборудование, упрощает порядок выдачи разрешений

© Панова М. В., 2013

на ввоз иностранного капитала, организует свободные таможенные зоны и промышленные парки, исключает двойное налогообложение по соглашениям, заключенным с большинством индустриально развитых стран.

Приток иностранных инвестиций оказал положительное влияние на экономику Венгрии. За 10 лет иностранный капитал занял доминирующие позиции в большинстве отраслей экономики. С 1990 по 2008 г. его объем превысил 66 млрд евро. За 1997-2006 гг. среднегодовой приток инвестиций составил 3,7 млрд евро [2].

Прямые иностранные инвестиции в 2005 г. были произведены различными странами. Крупнейшими донорами стали Германия (37 % от общего объема инвестиций в страну), Нидерланды (21), Австрия (19 %). Их основная доля пришлась на промышленность (рис. 1).

Доминирующую роль в освоении венгерской экономики иностранными инвесторами сыграли транснациональные корпорации (ТНК). Из 100 крупнейших корпораций мира прочное место здесь занимают 48. На долю ТНК приходится 75-80 % иностранных инвестиций в экономику, их дочерние предприятия и филиалы обеспечивают до 30 % ВВП страны и 65 % венгерского экспорта материалов и продукции обрабатывающей промышленности [4].

Финно-угорский мир. 2013. № 3

Транспорт, 8 %

Строительство, 1 %

Прочие, 6 %

Энергетика, 9 %

Торговля, 12 %

Промышленность, 36 %

Финансовый сектор, 12 %

Недвижимость, 16 %

Р и с. 1. Распределение прямых иностранных инвестиций в экономике Венгрии в 2005 г. [2]

Высокие темпы экономического развития Венгрии во многом были достигнуты благодаря иностранному капиталу. В настоящее время из 200 крупнейших венгерских компаний не менее 150 находятся в частичной или полной собственности иностранных инвесторов.

Уровень развития венгерской промышленности оценивается как средний. В последнее время для нее характерны динамизм и высокая экспортная квота. Отмечается опережающий рост производства машиностроительной продукции - благодаря тому, что основная доля промышленных инвестиций пришлась на обрабатывающую промышленность, в частности на машиностроение. Именно поэтому основной отраслью венгерского экспорта является машиностроение. Республика поставляет производственную технику, детали для сборки автомобилей, сельскохозяйственное оборудование [3].

Машиностроение, в частности автомобилестроение, Венгрии в 1989-1992 гг. в

результате утраты экономических связей в рамках международной организации -Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) - оказалось в кризисном положении. Этот трудный период можно рассматривать как первый этап полной перестройки отрасли, когда отмечался резкий спад показателей производства. В качестве примера можно привести ситуацию с заводом по изготовлению автобусов марки «Икарус», находящимся в медье1 Фейер с административным центром в г. Секешфехервар. Это предприятие было крупнейшим в Европе и поставляло продукцию во многие страны: СССР, Польшу, Румынию, Болгарию, Монголию, во Вьетнам, Алжир, Мозамбик, Танзанию и др. Специальные модели производились для ФРГ и скандинавских государств. Трудности для завода начались с момента ликвидации СЭВ, которая произошла по причине распада СССР, падения социалистического строя в других странах. Он оказался без основного рынка сбыта и в 1991 г. был вынужден прекратить массовое производство автобусов. С 1999 по 2006 г. предприятие входило в международный холдинг «Ирисбус», но 1 февраля

1 М е д ь е - область, основная административно-территориальная единица в Венгрии.

2006 г. его купил венгерский бизнесмен Габор Селеш. Сейчас «Икарус» - небольшая частная автобусостроительная компания, которая выпускает автобусы, предназначенные в основном для китайского рынка, и выполняет мелкие заказы.

В последнее время значительную долю экспорта машиностроения занимают легковые автомобили. В Венгрии располагаются заводы многих известных автоконцернов. Республика является крупным автомобильным кластером в Центральной и Юго-Восточной Европе. Общая доля машиностроения и промышленного оборудования в экспортных поставках Венгрии - около 57 %.

Согласно статистическим данным за 2012 г. (рис. 2.), основным двигателем инвестиционной политики в машиностроительной отрасли Венгрии является Германия. Наиболее значительные капиталовложения за прошедшие 15 лет осуществили немецкие концерны, которые вложили деньги в строительство трех заводов: в городах Дьер (медье Дьер - Мошон - Шопрон), Секешфехер-вар (медье Фейер) и Сентготтхард (ме-дье Ваш). Именно там изготовлен каждый пятый автомобиль «Ауди», «Форд»

Р и с. 2. Инвестиции иностранных компаний в машиностроение Венгрии в 2012 г. [2]

и «Опель», собранный за пределами Германии. Венгерская автосборка традиционно считается гарантией высокого качества продукции.

В последнее время значительную долю экспорта машиностроения занимают легковые автомобили. В Венгрии располагаются заводы многих известных автоконцернов. Республика является крупным автомобильным кластером в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Самый крупный инвестор - компания «Ауди» в составе концерна «Фольксваген». Практически вся продукция этой компании отправляется на экспорт. В целях ее удешевления предприятие активно работает на венгерском рынке по подбору потенциальных поставщиков комплектующих, приглашая их к техническому и экономическому сотрудничеству через департамент продаж групп автоконцерна. Для венгерских предпринимателей это означает доступ к заказам от дочерних компаний «Фольксвагена».

Вторым по объему капиталовложений инвестором является «Форд Мотор». Внутрифирменные поставки комплектующих для завода компании в г. Секешфехервар осуществляют 97 предприятий, в их числе только четыре с венгерским капиталом, однако их вклад составляет 20 % от стоимости всех поставок.

На третьем месте среди инвесторов - корпорация «Дженерал Моторс», которая запустила в эксплуатацию завод в г. Сентготтхард. Корпорация проводит активную политику по привлечению на территории Венгрии дочерних и совместных предприятий за счет инвестиций, осуществляемых предпри-

Финно-угорский мир. 2013. № 3

ятиями - кооперативами из стран Евросоюза. «Дженерал Моторс» ежегодно расходует 200 млн дол. на закупку венгерских автозапчастей.

Высококвалифицированная рабочая сила и относительно низкая зарплата, быстро развивающаяся инфраструктура, включающая транспортную сеть и центры логистики, банковская сфера, налаженные связи с рынками Евросоюза, членство в международных организациях и самом Евросоюзе делают Венгрию очень успешной в плане размещения иностранных инвестиций.

Четвертым крупнейшим инвестором является японский концерн «Сузуки». Доля венгерских комплектующих в сборке автомобилей этой марки превышает 50 %. В результате развития сети кооперантов «Сузуки» число венгерских поставщиков автокомплектующих увеличилось с 5 предприятий до 54 [1]. Венгерско-японские субпоставщики лидируют на венгерском рынке по числу продаж новых автомобилей в городе Эстергом (медье Комаром - Эстергом).

В мае 2013 г. правительство Венгрии и местный филиал японской шинной компании «Бриджстоун» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Стороны договорились о расширении завода в г. Татабанья (медье Комаром - Эстергом) на севере страны. К 2017 г. «Бриджстоун» инвестирует в предприятие 267 млн евро, благодаря чему производственные мощности вырастут втрое.

Венгрия характеризуется стабильной экономической и политической обстановкой, дающей возможность беспрепятственного вывоза из страны как капитала, так и прибыли. Высококвалифицированная рабочая сила и относительно низкая зарплата, быстро развивающаяся инфраструктура, включающая транспортную сеть и центры логистики, банковская сфера, налаженные связи с рынками Евро-

союза, членство в международных организациях и самом Евросоюзе делают страну очень успешной в плане размещения иностранных инвестиций. Прагматичная политика государства по их привлечению позволяет значительно укреплять положение страны в системе мирового хозяйства и повышать конкурентоспособность экономики. Так, в 2002 г. Венгрия занимала 27-е место в рейтинге стран мира по глобальной конкурентоспособности, подготовленном Международным институтом управленческого развития (IMD).

В настоящее время мир продолжает переживать экономический и финансовый кризис, что проявляется в дефиците государственного бюджета, текущего платежного баланса, росте государственного долга страны. В 2013 г. Венгрия опустилась на 50-е место рейтинга IMD, а по данным Центрального статистического управления страны за 1-й квартал 2013 г., произошло падение инвестиционного индекса за год на 8,7 %. Между тем за первые три месяца 2013 г. объем капиталовложений в ее экономику составил 667 млрд форинтов (более 2,2 млрд евро) [2].

В целом, несмотря на все проблемы, Венгрия остается достаточно привлекательной площадкой для инвесторов, заинтересованных в расширении бизнеса и завоевании европейского рынка.

Поступила 9.07.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вачнадзе, Г. Н. Деловая Венгрия : Проект ПОЛПРЕД / Г. Н. Вачнадзе. - М. : Бизнес Пресс, 2003. - Т. 3. - С. 6-8.

2. Венгерское агентство по инвестициям и развитию торговли (краткая информация о деятельности Венгрии за первое полугодие 2012 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.hita.hu/. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 17.09.2013.

3. Сован, Г. Внешнеэкономические связи Венгрии и их роль в развитии экономики страны на современном этапе : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Г. Сован. - М., 2008. - 24 с.

4. Фокин, С. Влияние транснациональных компаний на конкурентоспособность стран [Электронный ресурс] // GeoPublisher. - Режим доступа: http://geopub.narod.ra/student/fokin/3/4. htm. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 17.09.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.