ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ ВЕНГРИИ В 2005-2012 гг.
М. В. ПАНОВА,
аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ)
Венгрия в настоящее время является наиболее привлекательным государством в Центральной Европе для размещения инвестиций. Это подтверждают данные, опубликованные авторитетным американским журналом Site Selection в мае 2012 г. В числе наиболее важных ее преимуществ - географическое расположение в сердце Европы в сочетании с наличием развитой современной инфраструктуры и экономики, что делает страну настоящим логистическим центром.
Высокие темпы экономического развития Венгрии во многом были достигнуты благодаря иностранному капиталу. В 2000 г. он участвовал в каждом десятом предприятии. В настоящее время из 200 крупнейших венгерских компаний не менее 150 находятся в частичной или полной собственности иностранных инвесторов.
В Венгрии сформировалась структура западноевропейского типа: промышленность и строительство обеспечивают более 30 % произведенного валового внутреннего продукта (ВВП). Это государство выбрало модель глубокой либерализации экономики и привлечения иностранного капитала. Правительство Венгрии оказывало и продолжает оказывать поддержку инвесторам: вводит льготные таможенные пошлины на ввозимое технологическое оборудование, упрощает порядок выдачи разрешений
© Панова М. В., 2013
на ввоз иностранного капитала, организует свободные таможенные зоны и промышленные парки, исключает двойное налогообложение по соглашениям, заключенным с большинством индустриально развитых стран.
Приток иностранных инвестиций оказал положительное влияние на экономику Венгрии. За 10 лет иностранный капитал занял доминирующие позиции в большинстве отраслей экономики. С 1990 по 2008 г. его объем превысил 66 млрд евро. За 1997-2006 гг. среднегодовой приток инвестиций составил 3,7 млрд евро [2].
Прямые иностранные инвестиции в 2005 г. были произведены различными странами. Крупнейшими донорами стали Германия (37 % от общего объема инвестиций в страну), Нидерланды (21), Австрия (19 %). Их основная доля пришлась на промышленность (рис. 1).
Доминирующую роль в освоении венгерской экономики иностранными инвесторами сыграли транснациональные корпорации (ТНК). Из 100 крупнейших корпораций мира прочное место здесь занимают 48. На долю ТНК приходится 75-80 % иностранных инвестиций в экономику, их дочерние предприятия и филиалы обеспечивают до 30 % ВВП страны и 65 % венгерского экспорта материалов и продукции обрабатывающей промышленности [4].
Финно-угорский мир. 2013. № 3
Транспорт, 8 %
Строительство, 1 %
Прочие, 6 %
Энергетика, 9 %
Торговля, 12 %
Промышленность, 36 %
Финансовый сектор, 12 %
Недвижимость, 16 %
Р и с. 1. Распределение прямых иностранных инвестиций в экономике Венгрии в 2005 г. [2]
Высокие темпы экономического развития Венгрии во многом были достигнуты благодаря иностранному капиталу. В настоящее время из 200 крупнейших венгерских компаний не менее 150 находятся в частичной или полной собственности иностранных инвесторов.
Уровень развития венгерской промышленности оценивается как средний. В последнее время для нее характерны динамизм и высокая экспортная квота. Отмечается опережающий рост производства машиностроительной продукции - благодаря тому, что основная доля промышленных инвестиций пришлась на обрабатывающую промышленность, в частности на машиностроение. Именно поэтому основной отраслью венгерского экспорта является машиностроение. Республика поставляет производственную технику, детали для сборки автомобилей, сельскохозяйственное оборудование [3].
Машиностроение, в частности автомобилестроение, Венгрии в 1989-1992 гг. в
результате утраты экономических связей в рамках международной организации -Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) - оказалось в кризисном положении. Этот трудный период можно рассматривать как первый этап полной перестройки отрасли, когда отмечался резкий спад показателей производства. В качестве примера можно привести ситуацию с заводом по изготовлению автобусов марки «Икарус», находящимся в медье1 Фейер с административным центром в г. Секешфехервар. Это предприятие было крупнейшим в Европе и поставляло продукцию во многие страны: СССР, Польшу, Румынию, Болгарию, Монголию, во Вьетнам, Алжир, Мозамбик, Танзанию и др. Специальные модели производились для ФРГ и скандинавских государств. Трудности для завода начались с момента ликвидации СЭВ, которая произошла по причине распада СССР, падения социалистического строя в других странах. Он оказался без основного рынка сбыта и в 1991 г. был вынужден прекратить массовое производство автобусов. С 1999 по 2006 г. предприятие входило в международный холдинг «Ирисбус», но 1 февраля
1 М е д ь е - область, основная административно-территориальная единица в Венгрии.
2006 г. его купил венгерский бизнесмен Габор Селеш. Сейчас «Икарус» - небольшая частная автобусостроительная компания, которая выпускает автобусы, предназначенные в основном для китайского рынка, и выполняет мелкие заказы.
В последнее время значительную долю экспорта машиностроения занимают легковые автомобили. В Венгрии располагаются заводы многих известных автоконцернов. Республика является крупным автомобильным кластером в Центральной и Юго-Восточной Европе. Общая доля машиностроения и промышленного оборудования в экспортных поставках Венгрии - около 57 %.
Согласно статистическим данным за 2012 г. (рис. 2.), основным двигателем инвестиционной политики в машиностроительной отрасли Венгрии является Германия. Наиболее значительные капиталовложения за прошедшие 15 лет осуществили немецкие концерны, которые вложили деньги в строительство трех заводов: в городах Дьер (медье Дьер - Мошон - Шопрон), Секешфехер-вар (медье Фейер) и Сентготтхард (ме-дье Ваш). Именно там изготовлен каждый пятый автомобиль «Ауди», «Форд»
Р и с. 2. Инвестиции иностранных компаний в машиностроение Венгрии в 2012 г. [2]
и «Опель», собранный за пределами Германии. Венгерская автосборка традиционно считается гарантией высокого качества продукции.
В последнее время значительную долю экспорта машиностроения занимают легковые автомобили. В Венгрии располагаются заводы многих известных автоконцернов. Республика является крупным автомобильным кластером в Центральной и Юго-Восточной Европе.
Самый крупный инвестор - компания «Ауди» в составе концерна «Фольксваген». Практически вся продукция этой компании отправляется на экспорт. В целях ее удешевления предприятие активно работает на венгерском рынке по подбору потенциальных поставщиков комплектующих, приглашая их к техническому и экономическому сотрудничеству через департамент продаж групп автоконцерна. Для венгерских предпринимателей это означает доступ к заказам от дочерних компаний «Фольксвагена».
Вторым по объему капиталовложений инвестором является «Форд Мотор». Внутрифирменные поставки комплектующих для завода компании в г. Секешфехервар осуществляют 97 предприятий, в их числе только четыре с венгерским капиталом, однако их вклад составляет 20 % от стоимости всех поставок.
На третьем месте среди инвесторов - корпорация «Дженерал Моторс», которая запустила в эксплуатацию завод в г. Сентготтхард. Корпорация проводит активную политику по привлечению на территории Венгрии дочерних и совместных предприятий за счет инвестиций, осуществляемых предпри-
Финно-угорский мир. 2013. № 3
ятиями - кооперативами из стран Евросоюза. «Дженерал Моторс» ежегодно расходует 200 млн дол. на закупку венгерских автозапчастей.
Высококвалифицированная рабочая сила и относительно низкая зарплата, быстро развивающаяся инфраструктура, включающая транспортную сеть и центры логистики, банковская сфера, налаженные связи с рынками Евросоюза, членство в международных организациях и самом Евросоюзе делают Венгрию очень успешной в плане размещения иностранных инвестиций.
Четвертым крупнейшим инвестором является японский концерн «Сузуки». Доля венгерских комплектующих в сборке автомобилей этой марки превышает 50 %. В результате развития сети кооперантов «Сузуки» число венгерских поставщиков автокомплектующих увеличилось с 5 предприятий до 54 [1]. Венгерско-японские субпоставщики лидируют на венгерском рынке по числу продаж новых автомобилей в городе Эстергом (медье Комаром - Эстергом).
В мае 2013 г. правительство Венгрии и местный филиал японской шинной компании «Бриджстоун» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Стороны договорились о расширении завода в г. Татабанья (медье Комаром - Эстергом) на севере страны. К 2017 г. «Бриджстоун» инвестирует в предприятие 267 млн евро, благодаря чему производственные мощности вырастут втрое.
Венгрия характеризуется стабильной экономической и политической обстановкой, дающей возможность беспрепятственного вывоза из страны как капитала, так и прибыли. Высококвалифицированная рабочая сила и относительно низкая зарплата, быстро развивающаяся инфраструктура, включающая транспортную сеть и центры логистики, банковская сфера, налаженные связи с рынками Евро-
союза, членство в международных организациях и самом Евросоюзе делают страну очень успешной в плане размещения иностранных инвестиций. Прагматичная политика государства по их привлечению позволяет значительно укреплять положение страны в системе мирового хозяйства и повышать конкурентоспособность экономики. Так, в 2002 г. Венгрия занимала 27-е место в рейтинге стран мира по глобальной конкурентоспособности, подготовленном Международным институтом управленческого развития (IMD).
В настоящее время мир продолжает переживать экономический и финансовый кризис, что проявляется в дефиците государственного бюджета, текущего платежного баланса, росте государственного долга страны. В 2013 г. Венгрия опустилась на 50-е место рейтинга IMD, а по данным Центрального статистического управления страны за 1-й квартал 2013 г., произошло падение инвестиционного индекса за год на 8,7 %. Между тем за первые три месяца 2013 г. объем капиталовложений в ее экономику составил 667 млрд форинтов (более 2,2 млрд евро) [2].
В целом, несмотря на все проблемы, Венгрия остается достаточно привлекательной площадкой для инвесторов, заинтересованных в расширении бизнеса и завоевании европейского рынка.
Поступила 9.07.2013
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вачнадзе, Г. Н. Деловая Венгрия : Проект ПОЛПРЕД / Г. Н. Вачнадзе. - М. : Бизнес Пресс, 2003. - Т. 3. - С. 6-8.
2. Венгерское агентство по инвестициям и развитию торговли (краткая информация о деятельности Венгрии за первое полугодие 2012 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.hita.hu/. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 17.09.2013.
3. Сован, Г. Внешнеэкономические связи Венгрии и их роль в развитии экономики страны на современном этапе : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Г. Сован. - М., 2008. - 24 с.
4. Фокин, С. Влияние транснациональных компаний на конкурентоспособность стран [Электронный ресурс] // GeoPublisher. - Режим доступа: http://geopub.narod.ra/student/fokin/3/4. htm. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 17.09.2013.