Научная статья на тему 'Трансформация машиностроения в Венгрии в результате иностранных инвестиций в отрасль'

Трансформация машиностроения в Венгрии в результате иностранных инвестиций в отрасль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ВЕНГРИЯ / ИКАРУС / МЕДЬЕ / ЗАВОД / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТОР / АВТОКОНЦЕРН / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ECONOMY / HUNGARY / IKARUS / COUNTIES / PLAN / INVESTMENT / INVESTOR / CARMAKER / ENGINEERING / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Маргарита Владимировна

Инвестиции это долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально экономические и инновационные программы. В статье дается характеристика трансформации экономики Венгрии за последние 15 лет в сфере машиностроения. Так же дан анализ зарубежных компаний, которые присутствуют на венгерском рынке и выводы о современном положении страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation mechanical engineering in Hungary as a result of foreign investment in the industry

Investments are long-term capital investments in their own country or abroad, in companies of different industries, entrepreneurial projects, socio economic and innovative programs. The article describes the transformation of the Hungarian economy over the last 15 years in the field of mechanical engineering. It is also an analysis of the foreign companies that are present on the Hungarian market and conclusions about the current situation of the country.

Текст научной работы на тему «Трансформация машиностроения в Венгрии в результате иностранных инвестиций в отрасль»

Панова Маргарита Владимировна

Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена

Аспирантка Panova Margarita Vladimirovna Russian State Pedagogical University Herzen

Postgraduate E-Mail: margarita.panova@mail.ru

Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

Трансформация машиностроения в Венгрии в результате иностранных инвестиций в отрасль

Transformation mechanical engineering in Hungary as a result of foreign investment

in the industry

Аннотация: Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально -экономические и инновационные программы.

В статье дается характеристика трансформации экономики Венгрии за последние 15 лет в сфере машиностроения. Так же дан анализ зарубежных компаний, которые присутствуют на венгерском рынке и выводы о современном положении страны.

Abstract: Investments - are long-term capital investments in their own country or abroad, in companies of different industries, entrepreneurial projects, socio - economic and innovative programs.

The article describes the transformation of the Hungarian economy over the last 15 years in the field of mechanical engineering. It is also an analysis of the foreign companies that are present on the Hungarian market and conclusions about the current situation of the country.

Ключевые слова: Экономика; Венгрия; Икарус; медье; завод; инвестиции; инвестор; автоконцерн; машиностроение; трансформация.

Keywords: Economy; Hungary; Ikarus, counties; plan; investment; investor; carmaker; engineering; transformation.

***

Венгрия в настоящее время является наиболее привлекательным государством в Восточной Европе для размещения инвестиций.

Одним из наиболее важных преимуществ, предлагаемых Венгрией, является её географическое расположение в сердце Европы в сочетании с наличием развитой современной инфраструктуры и экономикой, что делает страну настоящим логическим центром.

Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально -экономические и инновационные программы [3]. Высокие темпы экономического развития Венгрии были во многом достигнуты благодаря иностранному капиталу.

В 2000 году иностранный капитал участвовал в каждом десятом венгерском

предприятии. В настоящее время из 200 крупнейших венгерских компаний не менее 150 находятся в частичной или полной иностранной собственности иностранных инвесторов.

Согласно списку, опубликованному журналом «Site Selection» в мае 2012 года, Венгрия является одной из самых популярных стран для инвестирования во всём восточно -европейском регионе. Выходящий раз в два месяца северо - американский журнал о недвижимости и инвестициях, распространённый, в первую очередь, в интернет - формате, «Site Selection» сообщает, что в 2011 году Венгрия обладала всеми необходимыми параметрами для привлечения инвесторов, и среди метрополисов Будапешт занимал первое место [2].

В Венгрии сформировалась структура западноевропейского типа: промышленность и строительство обеспечивают более 30 % произведенного валового внутреннего продукта (ВВП). Венгрия выбрала для себя модель глубокой либерализации и привлечения в страну иностранного капитала. Правительство Венгрии оказывало и продолжает оказывать поддержку инвесторам в виде льготных таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование, упрощения порядка выдачи разрешений на ввоз в страну иностранного капитала, в системе свободных таможенных зон и промышленных парков, в исключении «двойного налогообложения» по заключенным соглашениям с большинством индустриально - развитых стран.

Приток иностранных инвестиций оказал положительное влияние на экономику Венгрии. Иностранному капиталу хватило 10 лет, что бы занять доминирующие позиции в большинстве отраслей экономики.

Так, с 1990 года по 2006 год приток иностранных инвестиций в страну был более 66 млрд. евро. По данным 1997 - 2006 среднегодовой приток инвестиций составил 3,7 млрд. евро [2].

Прямые иностранные инвестиции на 2005 год распределились следующим образом:

Таблица 1

Крупнейшие страны-доноры инвестиций в экономику Венгрии в 2005 году

№ Страна %

1 Германия 37

2 Нидерланды 21

3 Австрия 19

4 Люксембург 9

5 Франция 7

6 США 7

Составлено автором по данным источника [1]

Таблица 1. дает наглядное представление о крупнейших странах, которые производят капиталовложения в экономику Венгрии (в процентном отношении от общего объема инвестиций в страну).

Доминирующую роль в освоении венгерской экономики иностранными инвесторами сыграли транснациональные корпорации (ТНК). Из 100 крупнейших ТНК мира прочное место на венгерском рынке занимают 48. На долю ТНК приходится 75 - 80 % иностранных инвестиций в экономику Венгрии, их дочерние предприятия и филиалы, которые, в свою очередь, обеспечивают до 30 % ВВП страны и 65 % венгерского экспорта материалов и продукции обрабатывающей промышленности [5].

Строительство

Рис. 1. Прямые иностранные инвестиции Венгрии на 2005 год Составлена автором по данным источника [2]

Уровень развития венгерской промышленности оценивается как средний; в последнее время для промышленности страны характерны динамизм и высокая экспортная квота. Отмечается опережающий рост производства машиностроительной продукции благодаря тому, что среди отраслей промышленности основная доля инвестиций пришлась именно на обрабатывающую промышленность, и, в частности, на машиностроение.

Именно поэтому и основной отраслью экспорта в Венгрии является машиностроение. Республика поставляет производственную технику, детали для сборки автомобилей, сельскохозяйственное оборудование [4].

Машиностроение Венгрии в 1989 - 1992 гг. в результате утраты экономических связей в рамках совета экономической взаимопомощи (СЭВ) оказалось в кризисном положении. Этот трудный период можно рассматривать как первый этап полной перестройки венгерского машиностроения, когда отмечался резкий спад показателей производства. Так, например, завод автобусов марки «Икарус» (Ikarus), находящийся в медье Фейер с административным центром в городе Секешфехервар, был крупнейшим в Европе. В свое время, в рамках торговых соглашений, завод поставлял свою продукцию во многие страны и, в первую очередь, в СССР, а также в Польшу, Румынию, Болгарию, Монголию, Кубу, во Вьетнам, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие страны Африки. Специальные модели производили для ФРГ и скандинавских стран, а так же для США, Канады, Индонезии. Трудности для завода начались с момента ликвидации межправительственной экономической организации совета экономической взаимопомощи (СЭВ), которая произошла по причине распада СССР, падения социалистического строя в странах социалистического лагеря: завод оказался без основного рынка сбыта и по этой причине в 1991 году был вынужден прекратить массовое производство автобусов. С 1999 года по 2006 год завод «Икарус» (^шш) входил в холдинг «1гшЬш», но с 1 февраля 2006 компания вернулась в «венгерские руки», его, соответственно Ikaгusbus завод в

Секешфехервар, купил бизнесмен, Габор Сзелис и сейчас «Икарус» (1кагив) небольшая частная автобусостроительная компания. Завод выпускает автобусы, предназначенные, в основном, для китайского рынка, и выполняет специальные мелкие заказы.

В последнее время значительную долю экспорта отрасли машиностроения занимают легковые автомобили. В Венгрии располагаются заводы многих известных автоконцернов.

С некоторых пор Венгрия является крупным автомобильным кластером в Центральной и Юго - Восточной Европе. Общая доля машиностроения и промышленного оборудования в экспортных поставках Венгрии - около 57%.

1000

900

800

700

§ 600 | 500 ч

® 400

300

200

100

0

900

'ип

■ 355 3 50

■ н

■ 210

■ ■ ■ 98

■ ■ ■ □ п

Ауди Форд моторс Дженерал Сузуки

(Германия) (США) Моторс (Япония)

(США)

Даймлер Раба

(Германия) (Венгрия)

Рис. 2. Компании, приносящие иностранные инвестиции в машиностроение Венгрии на 2012 год Составлено автором по данным источника [2]

Согласно статистическим данным (рис. 2.) можно сделать вывод, что локомотивом инвестиционной политики в экономике Венгрии считается Германия. Наиболее значительные инвестиции за прошедшие 15 лет осуществили немецкие концерны, которые вложили деньги в строительство трех заводов: в городе Дьёр (медье Дьёр - Мошон - Шопрон), в городе Секешфехервар (медье Фейер) и в городе Сентготтхаред (медье Ваш). Каждый пятый автомобиль «Ауди», «Форд», и «Опель», собранный за пределами Германии, изготовлен в Венгрии. Венгерская сборка традиционно считается гарантией высокого качества автомобилей.

Самый крупный инвестор - компания «Ауди» группы «Фольксваген». Практически вся продукция завода отправляется на экспорт. В целях удешевления своей продукции, компания активно работает на венгерском рынке по подбору потенциальных венгерских поставщиков комплектующих частей, приглашая их к техническому и экономическому сотрудничеству через департамент продаж групп «Фольксваген», что означает для венгерских предпринимателей доступ к заказам от дочерних компаний «Фольксваген».

Вторым инвестором по объему капиталовложений является «Форд Моторс» с заводом в городе Секешфехервар (медье Фейер). Внутрифирменные поставки комплектующих для

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

завода «Форд Моторе» охватывает 97 поставщиков, в их числе только четыре предприятия с венгерским капиталом: «Баконь Мювек», «Берва», «Карбон Хунгари» и «Лорангер», однако их вклад составляет 20 % от стоимости всех поставок.

Третьим инвестором по сумме вложений в Венгрию, является корпорация «Дженерал Моторс», которая запустила в эксплуатацию завод «Опель Хангери» в городе Сентготтхард (медье Ваш). Корпорация проводит активную политику по привлечению на территории Венгрии дочерних и совместных предприятий за счет инвестиций, осуществляемых предприятиями - кооперативами из стран Евросоюза. «Дженерал Моторс» ежегодно расходует 200 млн. долларов на закупку автозапчастей в Венгрии.

Четвертым крупнейшим инвестором на территории страны, является японский концерн «Сузуки». Венгерско - японские субпоставщики «Мадьяр Сузуки» лидируют на венгерском рынке по числу продаж новых автомобилей в городе Эстергом (медье Комаром - Эстергом). Доля венгерских комплектующих в сборке автомобилей «Сузуки» превышает 50 %. Усилия субпоставщиков «Мадьяр Сузуки» по развитию сети кооперантов в Венгрии демонстрирует тот факт, что число венгерских поставщиков комплектующих частей для сборки автомобилей увеличился с 5 предприятий до 54 [1].

Центральное статистическое управление (ЦСУ) Венгрии 31 мая 2013 года опубликовало статистические данные за 1 квартал 2013 года, где отмечается падение инвестиционного индекса за год на 8, 7%, несмотря на то, что за первые три месяца 2013 года в экономике страны зафиксировано инвестиций на сумму 667 млрд. форинтов (около 2,2 млрд. евро) [2]. Правительство Венгрии и местный филиал японской Бриджстоун

«Bridgestone» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Стороны

договорились о начале расширения завода в городе Татабанья (медье Комаром - Эстергом) на севере Венгрии. К 2017 году Бриджстоун «Bridgestone» инвестирует в предприятие 267 млн. евро, благодаря чему производственные мощности вырастут втрое.

Все это делает Венгрию стабильной экономической и политической системой, дающей возможность беспрепятственного вывоза, как капитала, так и прибыли из страны.

Высококвалифицированная рабочая сила и относительно низкая зарплата, быстро

развивающаяся инфраструктура, включающая транспортную сеть, центры логистики, а так же банковская сфера, развитые связи с рынками Евросоюза, членство в международных организациях и членство в самом Евросоюзе, делают страну наиболее привлекательной и успешной в плане размещения иностранных инвестиций.

На основании этого можно сделать вывод об улучшающемся положении Венгрии в международной миграции капитала.

И как показывает пример Венгрии, расчетливая и прагматичная политика государства по привлечению прямых иностранных инвестиций, позволяет стране значительно укрепить свое положение в системе мирового хозяйства и повысить конкурентоспособность своей экономики. Так, в 2002 году Республика занимала 27 место в рейтинге швейцарского Института Менеджмента и Развития (IMD).

В настоящее время, когда весь мир продолжает переживать экономический и финансовый кризис, когда существует дефицит государственного бюджета, текущего платежного баланса, рост государственного долга страны, и Венгрия ухудшила свое положение, опустившись с 27 места на 50, хочется верить, что это временные трудности, а страна все еще относится к стабильно развивающимся странам мира и, несмотря на все проблемы, все равно остается достаточно привлекательной инвестиционной площадкой. Венгрия может служить базой дальнейшей экспансии для инвесторов, в том числе, из дальних стран, кто заинтересован в расширении международного бизнеса и имеет масштабные проекты развития с целью завоевания европейского рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачнадзе Г. Н. Деловая Венгрия: Проект ПОЛПРЕД [Текст] / Вачнадзе Г. Н // Агентство "Бизнес Пресс". - Москва.,2003. - Т. 3. - С. 6 - 8.

2. Венгерское агентство по инвестициям и развитию торговли [Электронный ресурс].2011 -, Краткая информация о деятельности Венгрии за первое полугодие 2012 года. - Режим доступа: http://www.hita.hu/, - Загл. с экрана. - На рус. яз. (дата обращения 17.09.13).

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

4. Сован, Габор. Внешнеэкономические связи Венгрии и их роль в развитии экономики страны на современном этапе : специальность 08.00.14 "Мировая экономика" : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / Сован Габор ; [Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова]. - М., 2008. - 24 с.

5. Фокин С. Роль ТНК в формировании конкурентоспособности стран мира. МГУ

имени М. В. Ломоносова. Архив научных публикаций «GeoPuЫisher» [Электронный ресурс]. 2008 - ,. Режим доступа:

http://geopub.narod.rU/student/fokin/3/4.htm. - Загл. с экрана. - На рус. яз. (дата обращения 17.09.13).

Рецензент: Мартынов В.Л., д.геогр.н., профессор РГПУ им. А.И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.