Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН ОБ ОДИНОКОМ МАТЕРИНСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН ОБ ОДИНОКОМ МАТЕРИНСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГЕРЫ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕЗАМУЖНИЕ ЖЕНЩИНЫ / ОДИНОКОЕ МАТЕРИНСТВО / СОЛО-МАМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ СЕМЬИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BLOGGERS / DIGITAL ENVIRONMENT / DIGITAL TECHNOLOGIES / MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS / SINGLE MOTHERHOOD / SOCIAL REPRESENTATIONS / SOCIAL ROLES OF THE FAMILY / SOLO MOTHER / TRANSFORMATION OF IDEAS / UNMARRIED WOMEN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еремеева А. И., Довжик Г. В.

Рассмотрена трансформация посредством цифровых технологий структуры социальных представлений о брачно-семейных отношениях вообще и структуре современной семьи, в частности. Затронута проблема роста количества одиноких матерей. Приведена статистика за последние 20 лет. Проанализировано влияние ряда факторов на динамику роста. Исследовано влияние женской эмансипации, доступности удаленной работы и образа успешных блогеров на изменение поля социальных представлений современных незамужних женщин об одиноком материнстве. Рассмотрена одна из главных причин изменения отношения женщин к образу матери-одиночки, а именно появление нового образа «соло-мамы», который активно используется в цифровой среде. Изучены сообщества и группы в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram и «Одноклассники», посвященные поддержке одиноких матерей. Рассмотрены блоги одиноких матерей, которые позиционируют себя как «соло-матери». Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление фактора, влияющего на перемену в системе взглядов и установок у незамужних женщин в переходной зоне и периферии. Проанализированы ответы респондентов, полученные в 2014 и 2019 годах методом свободного ассоциативного эксперимента. Ответы респондентов распределены по трем категориям: статус матери-одиночки, оценка статуса, качества личности матери-одиночки. Представлены результаты сравнительного анализа социальных представлений незамужних женщин об одиноком материнстве за 2014-2019 годы. На основе полученных результатов сделаны выводы об изменении представлений о матерях-одиночках за последние 5 лет, возникновении представления о новом образе одинокой женщины с ребенком - «соло-мамы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMING THE STRUCTURE OF UNMARRIED WOMEN’S SOCIAL PERCEPTIONS OF SINGLE MOTHERHOOD THROUGH DIGITAL TECHNOLOGIES

The transformation of the structure of social ideas about marriage and family relations in general and the structure of the modern family has been considered through digital technologies. The problem of the growing number of single mothers has been raised. Statistics for 20 years have been provided. The influence of several factors on the growth dynamics has been analysed. The influence of women`s emancipation, availability of remote work and the image of successful bloggers on changing the fields of social representations of modern unmarried women about single motherhood has been examined. One of the main reasons for changing the attitude of women to the image of single mother, namely the appearance of a new image-”solo-mom”, which is actively used in the digital environment, has been considered. Communities and groups in the social networks Vkontakte, Facebook, Instagram and Odnoklassniki, dedicated to supporting single mothers, have been studied. Blogs of single mothers who position themselves as “solo-mothers”, have been reviewed. The results of an empirical study aimed at identifying a factor that affects the change in the system of views and attitudes of unmarried women in the transition zone and the periphery have been presented. The responses of respondents received in 2014 and 2019 by the free Association experiment have been analysed. The respondents answers were divided into three categories: single mother status, status assessment, qualities of the single mother’s personality. The results of a comparative analysis of women’s social perceptions about single motherhood for the period from 2014 to 2019 have been presented. Based on the results obtained, conclusions about the change in perceptions of single mothers over the past 5 years, the emergence of a new image of a single woman with a child - “solo mom”, have been made.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН ОБ ОДИНОКОМ МАТЕРИНСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Трансформация структуры социальных представлений незамужних женщин об одиноком материнстве посредством цифровых технологий

УДК 316.6 DOi 10.26425/2658-347X-2020-3-3-29-34 Получено 02.09.2020 Поступило после рецензирования 23.09 Еремеева Анастасия Игоревна

Кандидат психологических наук, старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCiD: 0000-0001-7182-497X E-mail: nessshka@mail.ru

аннотация

Рассмотрена трансформация посредством цифровых технологий структуры социальных представлений о брачно-семей-ных отношениях вообще и структуре современной семьи, в частности. Затронута проблема роста количества одиноких матерей. Приведена статистика за последние 20 лет. Проанализировано влияние ряда факторов на динамику роста. Исследовано влияние женской эмансипации, доступности удаленной работы и образа успешных блогеров на изменение поля социальных представлений современных незамужних женщин об одиноком материнстве. Рассмотрена одна из главных причин изменения отношения женщин к образу матери-одиночки, а именно появление нового образа «соло-мамы», который активно используется в цифровой среде. Изучены сообщества и группы в социальных сетях «ВКон-такте», Facebook, Instagram и «Одноклассники», посвященные поддержке одиноких матерей. Рассмотрены блоги одиноких матерей, которые позиционируют себя как «соло-матери».

ключевые слова

.2020 Принято 02.10.2020 Довжик Галина Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCiD: 0000-002-9381-2475 E-mail: gv_dovzhik@guu.ru

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление фактора, влияющего на перемену в системе взглядов и установок у незамужних женщин в переходной зоне и периферии. Проанализированы ответы респондентов, полученные в 2014 и 2019 годах методом свободного ассоциативного эксперимента. Ответы респондентов распределены по трем категориям: статус матери-одиночки, оценка статуса, качества личности матери-одиночки. Представлены результаты сравнительного анализа социальных представлений незамужних женщин об одиноком материнстве за 2014-2019 годы. На основе полученных результатов сделаны выводы об изменении представлений о матерях-одиночках за последние 5 лет, возникновении представления о новом образе одинокой женщины с ребенком - «соло-мамы».

Блогеры, брачно-семейные отношения, незамужние женщины, одинокое материнство, соло-мама, социальные представления, социальные роли семьи, трансформация представлений, цифровая среда, цифровые технологии.

Для цитирования

Еремеева А.И., Довжик Г.В. Трансформация структуры социальных представлений незамужних женщин об одиноком материнстве посредством цифровых технологий//Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 3. С. 29-34.

© Еремеева А.И., Довжик Г.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (top|//ajativecomnTOns.org/licenses/by/4.0/).

Transforming the structure of unmarried women's social perceptions of single motherhood through digital technologies

Received 02.09.2020 Revised 23.09.2020 Accepted 02.10.2020

Anastasia Eremeeva

Candidtae of Psychological Sciences, senior lecturer, State University of Management, Moscow, Russia ORCiD: 0000-0001-7182-497X E-mail: nessshka@mail.ru

abstract

The transformation of the structure of social ideas about marriage and family relations in general and the structure of the modern family has been considered through digital technologies. The problem of the growing number of single mothers has been raised. Statistics for 20 years have been provided. The influence of several factors on the growth dynamics has been analysed. The influence of women's emancipation, availability of remote work and the image of successful bloggers on changing the fields of social representations of modern unmarried women about single motherhood has been examined. One of the main reasons for changing the attitude of women to the image of single mother, namely the appearance of a new image-"solo-mom", which is actively used in the digital environment, has been considered. Communities and groups in the social networks Vkontakte, Facebook, Instagram and Odnoklassniki, dedicated to supporting single mothers, have been studied.Blogs of single

Galina Dovzhik

Candidtae of Psychological Sciences, Associate Professor, State University of Management, Moscow, Russia ORCiD: 0000-002-9381-2475 E-mail: gv_dovzhik@guu.ru

mothers who position themselves as "solo-mothers", have been reviewed.

The results of an empirical study aimed at identifying a factor that affects the change in the system of views and attitudes of unmarried women in the transition zone and the periphery have been presented. The responses of respondents received in 2014 and 2019 by the free Association experiment have been analysed. The respondents answers were divided into three categories: single mother status, status assessment, qualities of the single mother's personality.The results of a comparative analysis of women's social perceptions about single motherhood for the period from 2014 to 2019 have been presented. Based on the results obtained, conclusions about the change in perceptions of single mothers over the past 5 years, the emergence of a new image of a single woman with a child - "solo mom", have been made.

KEYWORDS

Bloggers, digital environment, digital technologies, marriage and family relations, single motherhood, social representations, social roles of the family, solo mother, transformation of ideas, unmarried women.

For citation

A.I. Eremeeva, G.V. Dovzhik (2020) Transforming the structure of unmarried women's social perceptions of single motherhood through digital technologies. Digital sociology. Vol. 3, no 3, pp. 29-34. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-3-3-29-34

© A.I. Eremeeva, G.V. Dovzhik, 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

введение

Сегодня в социально-психологической науке в рамках деформации современной семьи остро стоит вопрос о трансформации структуры социальных представлений о брачно-семейных отношениях, вообще, и структуре семьи, в частности. В свою очередь, изменение социальных представлений является, с одной стороны, следствием изменившейся социальной ситуации, а с другой стороны, может привести к серьезным психологическим последствиям, оказывающим негативное воздействие на воспитание молодого поколения.

В связи с активным развитием блогерства в социальных сетях, сформировался образ так называемой «соло-мамы». Женщины перестали называть себя матерями-одиночками, так как это слово приобрело негативный оттенок. Теперь в социальных сетях можно увидеть большое количество личных блогов так называемых «соло-мам», которые позиционируют себя как сильных и независимых женщин.

Но образ, который показан в социальной сети, не всегда схож с действительностью. Девушки, видя, как легко справляются одинокие матери без мужской поддержки, начнут принимать неверные решения.

литературный обзор

Исторически в России сложилось так, что к так называемым осколочным семьям, где ребенка воспитывает одна мама, относились негативно, с осуждением. В начале XXI века, согласно проведенным исследованиям, одиноких матерей жалели и поддерживали их выбор. За последнее время ситуация в обществе снова изменилась. Согласно результатам исследования, проведенного С. Захаровым за период с 1989 г. по 2010 г. количество матерей-одиночек, увеличилось в 1,5 раза (с 2 до 3 млн человек), что составляло 18 % от общей численности семей в России на данный период [Захаров, 2013].

По данным, представленным детским омбудсме-ном Анной Кузнецовой в 2017 г. общее число матерей-одиночек выросло до 5 млн человек и 29,4 % от общего количества семей на данный период вре-мени1, то есть за 7 лет количество матерей-одиночек выросло более чем на 11 %. К сожалению, эта цифра продолжает расти и по настоящее время.

Очевидно, что факт роста числа матерей-одиночек в настоящее время невозможно игнорировать со стороны общества и государства. Необходимо научное изучение и оценка возможных последствий структурной деформации современной семьи и трансформации социальных представлений молодежи об одиноком

1 В России возросло количество неполных семей / / Аргументы и факты, 2018. Режим доступа: http://www.aif.ru/society/275108 (дата обращения: 26.07.2020).

материнстве. Также необходимо выяснить, что может служить причиной роста числа одиноких матерей. Поэтому тема данной статьи является актуальной.

Ответим на вопрос, что мы понимаем под одиноким материнством. Проблема семей одиноких матерей в нашей стране сама по себе не нова, но работ, посвященных этим семьям, немного, причем большинство из них написано на основе материалов исследований дореформенного периода и касаются в основном социальных и психологических аспектов жизнедеятельности неполной семьи [Волкова, Якушенко, 2009]. С.В. Захаров [2013] считает, что матерью одиночкой является женщина, которая родила ребенка вне брака. Важно отметить, что отцовство в этом случае не должно быть официально установлено. Это означает, что при регистрации ребенка в ЗАГСе в графе «отец» стоит прочерк. Еще одно важное замечание - разведенные женщины или овдовевшие не имеют статус «матери-одиночки».

О возможных причинах одинокого материнства пишет в своей статье А.И. Исаева [2019]. Она утверждает, что женщины стремятся стать независимыми, поэтому сменили свой ролевой набор в семье и обществе. Современным женщинам становится все тяжелее найти себе спутника жизни из-за завышенных требований к партнеру и собственной независимости. Сейчас постепенно уходит потребность в создании общего быта, где супруга может заниматься воспитанием детей, в то время как муж является единственным работающим человеком в семье. Роли в семье потеряли четкие очертания. Рассмотрим, в чем еще причина роста количества матерей одиночек. Не стоит забывать о прогрессирующей женской эмансипации. В современном мире у женщины появляется все больше возможностей для самореализации, создания собственного бизнеса или возглавле-ния крупной фирмы. Интернет стал таким доступным, что мама в декрете может работать на удаленной основе с помощью телефона. В век высоких технологий для работы на дому не требуется специального оборудования, достаточно иметь смартфон.

Ответим на вопрос, могут ли семьи одиноких матерей считаться моделью семьи как малой социальной группы. По нашему мнению, осколочные семьи имеют большое количество сходств с традиционной семьей. Психологические особенности, состав из разных поколений, срок близкого знакомства - все эти характеристики применимы к обоим видам семей. Еще одно сходство - это совместная деятельность и наличие общей цели.

теория и методы

Для нашей статьи было проведено исследование, основанное на концепции социальных представлений. Ее разработал психолог С. Московичи в 1960-х гг.

и по настоящий день она является отличным инструментом для анализа отношения общества к тем или иным социальным явлениям. Для своего исследования мы взяли за основу пересмотренную теорию социальных представлений Московичи Ж-К. Абриком. Он выделил два компонента представлений о социальной действительности: ядро и периферия. Ядерная зона - стабильна и устойчива. Она формируется временем и историей группы. Периферия, в отличие от ядра более гибкая. Она связана с личным опытом человека и адаптируется к конкретной реальности [Емельянова, 2001].

анализ результатов

Нами был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди незамужних женщин в возрасте 20-25 лет. В исследовании приняло участие 60 респондентов. Им необходимо было ответить на следующий вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают при слове «мать-одиночка»?» Последующий анализ результатов дал следующие цифры: всего было выделено 64 ассоциации, повторяющиеся от 2 и более раз, 5 из которых были связаны со статусом одинокой женщины, 43 - с оценкой статуса и 16 -с качествами личности женщины. Обработав все данные, мы включили в группировку 14 ассоциаций незамужних женщин, которые связали их с образом «матери-одиночки».

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Образ одинокой матери ассоциируется у незамужних женщин в первую очередь с ее положением в обществе. Об этом говорят следующие ответы: «одинокая», «одна», «брошенка». Важно отметить, что в подобном исследовании, которое проводилось 5 лет назад, незамужние женщины в оценке статуса давали другие ассоциации: «одна с ребенком», «не по своей воле», «брошенная мужчиной», «безответственный отец» [Еремеева, 2016].

Раньше женщины выражали в своих ассоциациях грусть и жалость по отношению к одинокому материнству. В оценке статуса 5 лет назад преобладали слова «печальная», «несчастная», «грустная», «уставшая». Сейчас 70 % ассоциаций выражают отвращение к одинокой матери: «нищая», «депрессивная», «неухоженная». С другой стороны, до сих пор остаются респонденты, которые считают мать-одиночку сильной женщиной, волевой, сильной духом.

Опираясь на ассоциации, полученные в результате эксперимента, нами были выделены структурные элементы социальных представлений. Согласно теории С. Московичи, социальные представления состоят из трех элементов: ядро, переходная зона и периферия. Мы распределили ассоциации по частоте встречаемости. В ядерную зону вошли ответы, встречающиеся

11 раз и более, в переходную зону - от 6 до 10 раз, в зону периферии - менее 5 раз.

В исследовании, проведенном в 2014 г., было выявлено, что ядро социальных представлений об одиноком материнстве у незамужних женщин образуют следующие ассоциации: «сильная женщина», «уже не будет одна», «жизнь только для ребенка», «сильная духом», «самостоятельная», «волевая». В переходную зону были включены следующие ассоциации: «независимая», «трудоголик», «энергичная», «мало свободного времени». Периферическую зону составили такие ассоциации, как «социальная несправедливость», «напряжение», «замученная», «уставшая», «незащищенная».

В современном исследовании было выявлено, что ядро образуют ассоциации: «одинокая женщина с ребенком». В переходную зону попали следующие ассоциации: «нищета», «много работы», «дети-трудности». Периферическую зону составили такие ассоциации, как «заботы», «горе», «депрессия», «алименты».

Проведя сравнительный анализ, мы видим, что социальные представления современных незамужних женщин отличаются от представлений, которые были в 2014 г. За 5 лет произошла сильная трансформация образа матери-одиночки. Раньше ее считали жертвой, обвиняли мужчину. Одинокая мама ассоциировалась с уставшей, но сильной духом женщиной, испытывающая радость от общения с ребенком.

Современные представления незамужних женщин поменялись в негативную сторону. Сейчас мать-одиночка, по их словам - нищая, несчастная, депрессивная женщина. В повторном эксперименте никто не вспомнил, про мужчину и уже не жалеет одинокую маму. Также незамужние считают, что мать-одиночка больше не испытывает радость материнства, дети стали для нее в тягость.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные представления незамужних женщин об одиноком материнстве серьезно трансформировались. Зона ядра все еще остается константным элементом, которое содержит наиболее значимые для данной социальной группы установки по отношению к матерям одиночкам. Трансформация взглядов прослеживается в переходной зоне и периферии, как наиболее подверженным изменениям в системе взглядов и установок, происходящих под влиянием внешних социальных факторов и окружающей социальной среды.

Мы предполагаем, что такая перемена во взглядах у незамужних женщин связана с появлением нового образа женщины в digital-среде, которая воспитывает ребенка одна - «соло-мама». В социальной сети Instagram нами было найдено около тысячи публикаций по хештегу «соломама» и более 30 популярных блогов, посвященных одинокому материнству. Также было найдено большое количество личных аккаунтов с надписью «мать одиночка и горжусь этим».

В социальной сети «ВКонтакте» есть отдельное сообщество под названием Solo mama, которое насчитывает более 2 000 подписчиков. В социальной сети Facebook было найдено более 20 российских сообществ под названием Solo Mama. В социальной сети «Одноклассники» найдено большое количество сообществ с позитивными названиями: «Женское счастье, секреты сильной мамы», «Успешная Одинокая Мама», «Одинокая мама? Нет, самостоятельная», «Клуб самостоятельных мамочек «Я сама».

Изучив аккаунты одиноких матерей, можно сформировать следующий образ современной «соло-мамы». Это сильная, красивая женщина, хорошо зарабатывающая, ведет блог в социальных сетях и гордится своим положением. По нашему мнению, цифровая среда сильно искажает реальное положение вещей. Раньше, о тяжелой жизни матери-одиночки снимали фильмы, писали в журналах. Сейчас образ одинокой матери позиционируется как достижение и пример для подражания.

В своем исследовании Г.Л. Воронин определил психологический портрет одинокой матери следующим образом: это женщина старше 37 лет, имеющая среднее специальное образование и ниже, доход более 27 000 руб. (на 2014 г.), проживающая в городе или областном центре [Воронин, Янак, 2018]. Сегодня современная «соло-мама» скрывает свою жизнь за красивыми фотографиями и качественным, интересным контентом в социальных сетях.

На основе этих предположений нами была сформулирована гипотеза о том, что у незамужних женщин поменялось отношение как к слову «мать-одиночка», так и к самому образу одинокого материнства.

Для подтверждения нашей гипотезы было проведено эмпирическое исследование, посвященное проблеме трансформации социальных отношений и выявлении фактора, влияющего на перемену в системе взглядов и установок у незамужних женщин в переходной зоне и периферии.

Объектом исследования выступил современный образ сильной женщины «соло-мама». Предметом исследования были обозначены социальные представления современных незамужних женщин о новом образе одинокой матери. Цель исследования - выявление структуры и особенностей социальных представлений современных незамужних женщин о новом образе одинокого материнства.

В связи с задачей эмпирического исследования по выявлению сущности социальных представлений незамужних женщин об образе «соло-мамы», были проведен свободный ассоциативный эксперимент.

В результате проведенного эксперимента удалось выявить следующие тенденции. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «соло-мама»?»

Выбор ассоциаций незамужних женщин осуществлялся по частоте встречаемости (от 2 и более раз), что составило 71 ассоциацию. Из них 3 связаны со статусом матери-одиночки, 38 - с оценкой статуса, 30 - с качествами личности матери-одиночки. Статус «соло-матери» ассоциируется в основном с сильной, самодостаточной женщиной, бизнесвумен. Оценка статуса представлена в оптимистичной форме: карьеристка, уверенность, успех, счастье, свобода. Ассоциативный ряд качеств матери-одиночки однозначно выражает силу ее характера и положительные качества.

Важно отметить, что каждому респонденту после эксперимента было предложено дать собственное определение понятия «соло-мама» для того, чтобы узнать, правильно ли понимают незамужние женщины это слово. По результатам исследования было выявлено, что всем опрашиваемым было знакомо это понятие. Наиболее часто его определяли как: «сильная женщина, воспитывающая ребенка одна», «успешная бизнесвумен с одним и более ребенком», «женщина с ребенком и без мужа», «медийная персона, которая воспитывает ребенка самостоятельно». Крайне редко встречалось определение через синоним «мать-одиночка».

заключение

При сравнении результатов проведенных ассоциативных экспериментов сделаны следующие выводы: социальные представления незамужних женщин об одиноком материнстве не изменились. Из-за того, что одинокое материнство приняло новую форму - «соло-мама», незамужние женщины испытывают к нему больше симпатии. Словосочетание «мать-одиночка» приобрело негативный оттенок.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что наши предположения о трансформации образа одинокой матери из слабой женщины в сильную «соло-маму» подтвердились. Выявленные позитивные ассоциации современных женщин о новом образе матери-одиночки позволяют констатировать более лояльное отношение к образам подобного рода.

библиография

Волкова А.Н., Якушенко Е.Г. (2009). Одинокое материнство: психологический портрет проблемы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. № 1. С. 123-136.

Воронин Г.Л., Янак А.Л. (2018). Монородительские семьи: их типы и социальный портрет одинокого родителя // Женщина в российском обществе. № 1. С. 53-66.

Емельянова Т.П. (2001). Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. Т. 22. № 6. С. 39-47.

Еремеева А.И. (2016). Социальные представления современных женщин об одиноком материнстве: дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Москва. 177 с.

Захаров С.В. (2013). Одинокое материнство в России // Демоскоп Weekly. №553554. С. 1-21.

Исаева А.И. (2019). Мать-одиночка как форма трансформации семьи в современном обществе // Скиф. № 5-2. С. 181-183. references

T.P. Emel'yanova (2001), "Social representation - concept and concept: results of the last decade" ["Sotsial'noe predstavlenie - ponyatie i kontsept-siya: itogi poslednego desyatiletiya"], Psikhologicheskii zhurnal, vol. 22, no. 6, pp. 39-47. (In Russian).

A.I. Eremeeva (2016), Social representations of modern women about single motherhood [Sotsial'nye predstavleniya sovremennykh zhenshchin ob odinokom materinstve]: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.05, Moscow, 177 p. (In Russian).

A.I. Isaeva (2019), "Single mother as a form of family transformation in modern society" ["Mat'-odinochka kak forma transformatsii sem'i v sovremennom obshchestve"], Skif no. 5-2, pp. 181-183. (In Russian).

A.N. Volkova and E.G. Yakushenko (2009), "Single motherhood: a psychological portrait of the problem" ["Odinokoe materinstvo: psikhologicheskii portret problemy"], VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina, no. 1, pp. 123-136. (In Russian).

G.L. Voronin and A.L. Yanak (2018), "Single-parent families: their types and social portrait of a single parent" ["Monoroditel'skie sem'i: ikh tipy i sotsial'nyi portret odinokogo roditelya"], Woman in Russian Society [Zhenshchina v rossiiskom obshchestve], no. 1, pp. 53-66. (In Russian).

S.V. Zakharov (2013), "Single motherhood in Russia" ["Odinokoe materinstvo v Rossii"], Demoskop Weekly, no. 553554, pp. 1-21. (In Russian). translation of front references

1"In Russia the number of single-parent families has increased", Argumenty i fakty, 2018. Available at: http://www.aif.ru/society/275108 (accessed 26.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.