Трансформация стиля повседневной жизни в современном городском пространстве.
Розенберг Наталья Владимировна - кандидат филос. наук, доцент кафедры философии Пензенского государственного университета
Аннотация. В статье ставится проблема влияния современной городской повседневности на формирование стиля жизни личности и трансформацию ее ценностей.
Ключевые слова: повседневная культура, стиль жизни, городская повседневность, духовные ценности.
Современный город представляет собой сложную систему, детерминируемую многими взаимосвязанными и взаимоопределяемыми показателями. Город является экономическим, административным и культурным центром, это постоянно развивающийся организм, который чутко улавливает тенденции общественной жизни, воспроизводит и видоизменяет их. Материальные и духовные ценности, нормы, традиции, особенности организации жизни создают неповторимый облик городов того или иного региона и формируют отличительные особенности характера их жителей. Социальные, культурные и экономические индикаторы, отражающие специфику города как системы, представляют собой определенный набор количественной и качественной информации.
В последние несколько десятилетий появились многочисленные работы, посвященные изучению городского пространства. Эти недавние исследования в целом характеризуются принципиальным отличием от предшествующих теорий исследования города.
Современные исследования города смещают акценты от рассмотрения города как пространственно-ограниченной целостности, воплощенной в определенных способах жизни -стабильных и анонимных, как социальной пространственной системы, обладающей своей внутренней динамикой (речь идет о работах теоретиков урбанизма начала ХХ века Льюиса Мамфорда, Патрика Гедденса и Луиса Вирта) к незавершенности, открытости города, к отсутствию центра, четкой структуры и фиксированной сегрегации городского пространства. Город начинает рассматриваться как совокупность совершенно разрозненных процессов, как место пересечения, сцепления и сосуществования различных ритмов. Акцент на разнообразии и множественной природе городской жизни влечет за собой отказ от генерализации и попытки ухватить и воспринять значимую банальность повседневной жизни города. Исследование городского пространства становится неотделимо от исследования практик повседневности городской жизни.
Природа города реализуется в непрерывном порождении самых разнообразных социальных, стилевых, профессиональных, возрастных, этнических и других локусов, общностей и субкультур. Одним словом, город постоянно порождает новые, качественно нетождественные субъекты. Он формирует разные настроения, новые смыслы, интенции, нормы и ценности, и наконец, новые слова и символы для выражения этих сущностей. В городе рождаются разные мироощущения и нетождественные интересы различных субкультур и групп, формирующих городское сообщество.
Современный город представляет сложное социокультурное пространство, в котором отпечатались следы самым разных культурных эпох. Это и архитектурные конструкции и социальная организация пространства. Городской житель, обычно, вполне адекватно ориентируется в этих конфигурациях смыслов, так как они органично вписаны в проект его жизненного мира, сформированного в процессе социализации.
Город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим и ответить на вопрос, что из наличного социального багажа следует брать с собой. «Прошлое» и «будущее» соседствуют в городском пространстве как реальность человеческих форм самоопределения и образов жизни, как вся палитра переходных форм, задающих шаги ближайшего и далекого развития данной социокультурной формации. Срез городской жизни представляет нам реальность развития во всей ее противоречивости и конфликтности.
Что же такое городская повседневность? Как современный город манифестирует свою повседневность?
Развитие современного города связано со сменой структуры хозяйства, с изменениями карты профессий и структур занятости населения, с экологической ситуацией, с экспортом городской формы жизни за счёт использования интеллектуальных и информационных технологий, с децентрализацией и диверсификацией исконно городских функций и изменением статуса города. Сегодня трудно представить себе городского жителя без компьютера или мобильного телефона, хотя буквально десять лет назад это было почти что редкостью. Меняется та система ценностей, в рамках которой мы обсуждаем и анализируем ситуации, складывающиеся в больших городах. Несомненно, городская культура претерпевает переходную стадию своего развития, однако, мы не можем ответить с достаточной степенью определенности, от чего к чему происходит переход. На наших глазах разрушаются стандарты и эталоны городского образа жизни предшествующих десятилетий, происходит деградация гигантских урбанизированных регионов, меняются установки и ориентации городского жителя, изменяется стиль его повседневности.
Стиль жизни характеризует устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонности, проявляющиеся в повседневной жизни индивида или группы, в основе которой лежат потребности, интересы, мотивы. К факторам, конструирующим жизненные стили, относят условия бытия, традиции и содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценки жизненных феноменов, а также институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определенного типа личности. При этом ценности, нормы, каноны влияют на поведение людей лишь в той мере, в какой члены общества их активно разделяют либо пассивно признают.
Универсумом ценностей и смыслов любой социальной группы является культура. Культура объемлет также формы праксиса и деятельности индивидов и их результаты. В каждом социуме в результате сложного исторического развития устанавливается в качестве нормы специфический образ мышления, особый тип реактивности. Изменяющиеся условия вынуждают индивидов находить стратегии, релевантные их новым жизненным обстоятельствам. Жизненный мир индивида ценностно структурирован, и любое событие имеет в нем значение и смысл лишь в той степени, в которой грозит разрушением идентичности индивида или, наоборот способствует реализации личности.
Определенную сложность представляет отсутствие взаимно-однозначного соответствия между поведением и конкретной ценностью, так как одна и та же ценность может детерминировать достаточно большое число поведенческих синдромов. Но все эти возможные поведения как считает М. Мерло-Понти, суть модификации характерной манеры существования, определенного стиля жизни, который достается личности как психологической и исторической структуре вместе с существованием. Личность через сам факт своего рождения как человека воспринимает мир повседневности как «сам собой разумеющийся». Благодаря факту своего второго рождения в качестве личности в результате первичной социализации в родительской семье, школе, она воспринимает свой жизненный мир «уже сложившимся» и присутствующим в ее сознании и поэтому она не выбирает абсолютно ни своего бытия, ни своего стиля жизни. Личность совершает выбор всегда на основе некоторых данностей, но не в результате одномоментного творческого акта, а путем постепенных смешений и свыкание с ее выбором. Объяснение поведения личности ее прошлым, средой, темпераментом и т.п. будет истинным лишь только при том условии, если рассматривать эти детерминанты как моменты целостного ее бытия [1, с. 567-575].
Во взаимодействии с внешним миром человек демонстрирует два своих наиболее устойчивых модуса: внутренний - собственную идентичность, внешний - индивидуальный стиль жизни.
Идентичность личности - это ее содержание, построенное на каркасе ценностей, обладающих атрибутами количества, качества, иерархии, следовательно некоторой структурой. Другими словами, идентичность личности есть индивидуальная ценностная структура, определенная система ценностей.
Стиль жизни личности - это форма ее проявления вовне, способ реалзации идентичности, ценностно ею детерминированный. Идентичность и стиль жизни личности как результат первичной социализации достаточно тесно взаимоувязаны в рамках единого аксиологического континуума, поэтому с большой долей уверенности можно предположить, что при надлежащем
методическом подходе возможно через анализ жизни индивида исследовать ценностную структуру его идентичности и, наоборот, анализ иерархии ценностей индивида может позволить спрогнозировать те либо иные линии его поведения в изменившихся условиях.
Особенно благоприятные условия для интенсивных трансформаций стилей повседневной жизни и их демонстрации сложились в крупных городах, где отмечается большая анонимность поведения населения, своего рода отстраненность людей друг от друга.
Стиль повседневной жизни характеризует устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонности, проявляющиеся в повседневной деятельности индивида. Очевиден тот факт, что завершился процесс формирование новых потребностей, ценностей, убеждений, возникли совершенно иные, чем прежде, социокультурные идентификации.
Диверсификация стилей повседневной жизни и их презентация в современном обществе стали возможны благодаря возникновению определенных условий: появлению новых
информационных, культурных, экономических и политических возможностей и их осознанию, росту толерантности граждан, готовности жить в достаточно сложной полистилистической среде, и, в том числе попыткам формального закрепления правил взаимодействия различных стилей в повседневной жизни.
Повседневность выражает привычки, пристрастия, эмоциональные шаблоны, ломка которых никогда не происходит безболезненно. Но в отличие от политических и социальных настроений, повседневность отличается устойчивым характером, включая в себя ценностные ориентации, осознаваемые, выражающие жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Культура повседневности приводит к возникновению «культурной привычки поведения», основанной на артефактах, как на ее элементарных единицах. Реальное поведение людей зависит от лежащих в его основе ценностей. Обнаруживая, исторические корни ценностных ориентаций: воздействие ценностей дворянства, ремесленничества, традиции литературы, ценности православия, своеобразие государственной и местной политики можно составить представление о том, какие ценности повседневной жизни поволжского народа закреплены исторически, а какие только начинают формироваться.
Все то, что происходит с народом, не что иное, как проявление глубинных пластов народной культуры и сознания, и в первую очередь культуры его повседневной жизни.
Последние два десятилетия связаны с изменением функционирования каждой из подсистем общества, разрушением традиций и т.д., что привело к стилевому разнообразию повседневной жизни. Изменились потребности, ценности, убеждения, традиционные формы жизни, возникли совершенно иные социокультурные идентификации. Главным источником трансформации стиля жизни стало восприятие, с одной стороны, поведенческих стереотипов Западной культуры, а с другой, возврат к национальным традициям.
Литература:
1. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.