Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СТАТУСА И РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КФУ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТАТУСА И РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КФУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / информационно-коммуникационные технологии / статус и роль преподавателя / система высшего образования. / digitalization / information and communication technologies / status and role of the teacher / higher education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна

В статье автором исследованы статусные и ролевые характеристики преподавателя вуза (на примере преподавателей КФУ) в контексте цифровизации высшего образования через самоидентификацию своего социально-профессионального статуса. Цифровизация — это глобальный тренд, который затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе и поле образования. Этот процесс воздействует на обе стороны образовательного процесса – как на профессорско-преподавательский состав, так и на обучающихся. В заданном контексте роль преподавателя оказывается под пристальным вниманием – она активно трансформируется с внедрением информационных технологий. В результате проведенного исследования были выявлены представления о собственном социально-профессиональном статусе и роли преподавателя, исследованы новые способы коммуникации между студентами и преподавателями, изучены риски, связанные с цифровизацией системы образования и выявлены основные функции, выполняемые преподавателями с учетом внедрения ИКТ в образовательный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONOFTHESTATUSAND ROLE OF A UNIVERSITY TEACHER IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION (ON THE EXAMPLE OF KFU)

This article examines the status and role characteristics of a university teacher (using the example of KFU teachers) in the context of digital higher education through self-identification of their social and professional education. Digitalization is a global trend that explores all areas of education. This process affects both sides of the educational process – both the faculty and students. In a given context, the role of the teacher is under close scrutiny – it is actively transforming with the introduction of information technology.As a result of the study, ideas about their own social and professional status and the role of teachers were identified, new ways of communication between students and teachers were investigated, the risks associated with the digitalization of the education system were studied and the main functions performed by teachers were identified, taking into account the introduction of ICT into the educational process

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СТАТУСА И РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КФУ)»

Шамсутдинова И.И.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТАТУСА И РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КФУ)

Аннотация. В статье автором исследованы статусные и ролевые характеристики преподавателя вуза (на примере преподавателей КФУ) в контексте цифровизации высшего образования через самоидентификацию своего социально-профессионального статуса. Цифровизация — это глобальный тренд, который затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе и поле образования. Этот процесс воздействует на обе стороны образовательного процесса - как на профессорско-преподавательский состав, так и на обучающихся. В заданном контексте роль преподавателя оказывается под пристальным вниманием - она активно трансформируется с внедрением информационных технологий. В результате проведенного исследования были выявлены представления о собственном социально-профессиональном статусе и роли преподавателя, исследованы новые способы коммуникации между студентами и преподавателями, изучены риски, связанные с цифровизацией системы образования и выявлены основные функции, выполняемые преподавателями с учетом внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, статус и роль преподавателя, система высшего образования.

В современном обществе цифровые технологии вносят свои коррективы во все сферы жизни общества, в том числе и систему образования. Благодаря новому механизму развития современного высшего учебного заведения, создана возможность для быстрого обмена знаниями и опытом, развития электронных библиотек, онлайн-обу-чения и много другого, что расширяет круг субъектов, получающих информацию, которая раньше была доступна лишь для узкого круга лиц. Можно с уверенностью говорить, что цифровизация образования способствует активному развитию академической мобильности в процессе глобализации научного мира. Несомненно, в таких условиях университет должен адаптироваться к нововведениям для сохранения конкурентных преимуществ, в тот же время сохраняя свои уникальные качества.

Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Статус и роль преподавателя в обществе в целом, и в образовательном процес-

се в частности, трансформируется. Благодаря тому, что мы живем в информационном обществе, для современных студентов нет никаких преград для самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Но самостоятельно мыслить, анализировать, сравнивать и делать выводы сможет научить только преподаватель. В таких условиях педагог высшей школы превращается из носителя транслируемых знаний и умений в навигатора, который помогает ориентироваться в базах знаний. В настоящее время преподаватель вуза должен научить тому, каким образом добывать знания и как эти знания, умения и навыки применять в дальнейшей профессиональной деятельности. Социальные ожидания по практическому воплощению демократических свобод, повышению качества образовательного процесса связываются с личностью современного педагога.

Сегодня возрастает интерес к проблемам, связанным с профессиональным становлением преподавателя

в вузе. Данную проблематику активно затрагивали современные ученые, такие как Т.М. Дадаева [1], Воробьева И.В. [2], Наумова Е.А.[3] и др.

На данном этапе наблюдается социокультурный разлом профессорско-преподавательского состава в высшей школе, связанный с фундаментальными различиями ценностей двух поколений. Одно поколение не одобряет и не принимает новые установки и стандарты образования, которые транслируются топ-менеджерами и преподавателями другого направления, которые, в свою очередь, рассматривают образование по аналогии с бизнесом, с коммерческой организацией.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что: «педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» [4]. Таким образом, преподаватель, это, прежде всего, специалист, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения. Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) возлагают на преподавателя большую ответственность за создание условий для развития личности обучающегося, а при вступлении в силу обновленных стандартов (ФГОС 3++ и ФГОС 4) - возникнет также ответственность и за формирование у обучающихся профессиональных компетенций, применимых в трудовой деятельности.

Социальный статус российского преподавателя определяется такими показателями, как: уровень дохода, материальное положение, уровень образования, звание, должность, доступ к власти и управлению, положение в иерархии политической системы, положение в системе распределения и потребления, общественного разделения труда, собственность, качество жилья и др.[5] Обобщенной, интегральной оценкой социального статуса профессора является его самооценка своего места в обществе, его социальное самочувствие.

Автором, в рамках изучения трансформации статуса и роли преподавателя высшей школы в условиях цифровиза-ции, был проведен опрос профессорско-преподавательского состава Казанского (Приволжского) федерального университета. Выборка составила 1203 респондента в возрасте от 25 до 84 лет.

Тенденции общественного развития наделяют образование новыми социальными смыслами, в основе которых лежат открытая коммуникация, свободный диалог обучающих и обучающихся.

Результаты анкетирования показали, что в связи с внедрением информационных технологий в образовательный процесс, характер общения и отношений между преподавателями и студентами существенно изменился. Эти изменения преподаватели видят, в первую очередь, в появлении новых каналов для общения, таких как электронная почта, социальные сети и др. И, как следствие, более быстрое решение многих вопросов, касающихся как учебного процесса, так и организационных моментов. Впрочем, преподаватели выделяют и недостатки новых коммуникационных технологий. Среди них можно выделить несоблюдение студентами временных границ общения (сообщения и звонки в нерабочее время), отсутствие должного уважения и культуры общения (нет приветствия или должного обращения) и нарушение границ рабочих и личных отношений. Это, несомненно, сказывается на самоидентификации преподавателей и самоопределении ими своего социального статуса.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс, повлияло и на физическое самочувствие преподавателей. Ухудшение своего здоровья они видят в снижении остроты зрения, появлении головных болей, постоянного чувства усталости и увеличение количества стресса.

Половина опрошенных (51%) заметили, что с внедрением ИКТ в образовательный процесс, изменились роли преподавателя. Остальные респонденты эти изменения не заметили. Такую поляризацию мнений можно объяснить возрастными характеристиками преподавательского состава, ведь молодое поколение преподавателей начало свое профессиональную деятельность уже в условиях цифровизации.

Престиж педагога высшей школы - широко дискутируемый в последнее два десятилетия вопрос. Процесс циф-ровизации высшего образования не мог не сказаться на его оценке современными преподавателями.

В рамках опроса был задан вопрос:«Как Вы думаете, считается ли профессия преподавателя престижной в обществе с внедрением цифровых технологий?». Результаты показали, что в целом, большинство преподавателей видят свою профессию престижной - так полагают 72 % опрошенных; однако 20 % из них считают, что престиж профессии стал ниже, чем он был до процесса активной циф-ровизации. А 10 % респондентов указали на повышение престижа профессии преподавателя ВУЗа в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Если говорить о функциях преподавателя, которые он выполняет в современном цифровом образовательном пространстве, то, по мнению преподавателей, наряду с привычным их набором (таких как разработка учеб-

но-методических материалов в условиях современности, сопровождение развития обучающегося и др.), появляется целый ряд новых: организация индивидуальной и командной деятельности студентов в цифровой среде; управление учебной мотивацией обучающихся с использованием инструментов облегчения обучения; интеграция различных жизненных пространств цифрового поколения; формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что по мнению большей части педагогов высшей школы цифровизация никак не сказывается на престижности и уважении к профессии преподавателя, их пути параллельны и не пересекаются и что преподаватели могут и используют цифровые технологии как удобный инструмент, который, по факту, добавляет компетенций самой профессии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Дадаева, Т. М. Социально-профессиональный статус преподавателей вуза: тендерный аспект / Т. М. Дадаева // Интеграция образования. - 2013. - № 3 (72). - С. 85-89.

2. НаумоваЕ.А. Социальный статус работников высшего образования в рыночной парадигме развития// Политика и Общество. - 2012. - № 12. - С. 93-98.

3. ВоробьеваИ.В. Социальный статус современного российского ученого (на примере преподавателей вузов) //Социология профессий. - 2012. - № 12. - С. 260-266.

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - 2012. - № 1. - Ст. 2.

5. Крайнов Г.Н. К вопросу квантификации социального статуса преподавателя ВУЗа //Возможности и угрозы цифрового общества. - Ярославль: Цифровая типография, 2019. - С. 50-54.

Информация об авторе

Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна, старший преподаватель,Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.

E-mail: 89173914070@mail.ru

Shamsutdinova I.I.

TRANSFORMATIONOFTHESTATUSAND ROLE OF A UNIVERSITY TEACHER IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

(ON THE EXAMPLE OF KFU)

Abstract.This article examines the status and role characteristics of a university teacher (using the example of KFU teachers) in the context of digital higher education through self-identification of their social and professional education. Digitalization is a global trend that explores all areas of education. This process affects both sides of the educational process - both the faculty and students. In a given context, the role of the teacher is under close scrutiny - it is actively transforming with the introduction of information technology.As a result of the study, ideas about their own social and professional status and the role of teachers were identified, new ways of communication between students and teachers were investigated, the risks associated with the digitalization of the education system were studied and the main functions performed by teachers were identified, taking into account the introduction of ICT into the educational process.

Keywords: digitalization, information and communication technologies, status and role of the teacher, higher education system.

Literature

1. Dadaeva, TM Social and professional status of university teachers: gender aspect / TM Dadaeva // Integration of education. - 2013. - No. 3 (72). - S. 85-89.

2. Naumova E.A. Social status of higher education workers in the market development paradigm // Politics and Society. -2012. - No. 12. - S. 93-98.

3. Vorobieva I.V. Social status of a modern Russian scientist (on the example of university teachers) // Sociology of professions. -2012. - No. 12. - S. 260-266.

4. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ. - 2012. - No. 1. - Art. 2.

5. Krainov G.N. On the question of quantification of the social status of a university teacher // Opportunities and threats of digital society. - Yaroslavl: Digital Printing House, 2019. - Pp. 50-54.

Author

Shamsutdinova Ilsiya Ildusovna, Senior Lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology. E-mail: 89173914070@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.