Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституция / конституционализм / социальные основы / социальное государство / социальная политика / constitution / constitutionalism / social foundations / welfare state / social policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — С.В. Савин, В.С. Степанов

В статье рассматриваются вопросы понятия основ конституционного строя, трансформации и развития социальных основ конституционного строя Российской Федерации, отмечаются основные изменения государственной политики в социально-экономической сфере в контексте конституционной реформы 2020 года, пандемии коронавируса и проведения Специальной военной операции. Делается вывод о важности следования принципу социального государства в поддержании политической стабильности и укреплении государственного суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE SOCIAL FOUNDATIONS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

The article examines the issues of the concept of the foundations of the constitutional system, the transformation and development of the social foundations of the constitutional system of the Russian Federation, highlights the main changes in state policy in the socio-economic sphere in the context of the constitutional reform of 2020, the coronavirus pandemic and the conduct of a Special military operation. The conclusion is made about the importance of following the principle of the welfare state in maintaining political stability and strengthening state sovereignty.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С.В. Савин, канд. юрид. наук, доцент В.С. Степанов, магистрант

Российский государственный университет правосудия (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-79-82

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы понятия основ конституционного строя, трансформации и развития социальных основ конституционного строя Российской Федерации, отмечаются основные изменения государственной политики в социально-экономической сфере в контексте конституционной реформы 2020 года, пандемии коронавируса и проведения Специальной военной операции. Делается вывод о важности следования принципу социального государства в поддержании политической стабильности и укреплении государственного суверенитета.

Ключевые слова: конституция, конституционализм, социальные основы, социальное государство, социальная политика.

В первую очередь, представляется необходимым дать понятия «трансформации» и «основам конституционного строя».

Так, под трансформацией понимается «перемена вида, формы чего-нибудь, преобразование, превращение» [1].

Под основами конституционного строя в конституционно-правовой доктрине понимают «совокупность конституционных норм, закрепляющих экономические, социальные и политические начала государственного (общественного) устройства Российского государства» [2, с. 121]. Различают политические, экономические, социальные и духовные основы. В настоящей статье пойдет речь о качественном преобразовании социальных основ конституционного строя Российской Федерации.

2020 являлся периодом колоссальных конституционных перемен. Данный год был отмечен значительным количеством поправок, носящих в том числе социальный характер. Эти изменения свидетельствуют о том, что Российское государство достигло необходимого экономического уровня развития для обеспечения повышения социальных обязательств. В свою очередь, конституционное реформирование явилось следствием грамотно выстроенной системы государственного управления, которая способна на определенном этапе

политико-исторического развития перераспределить имеющиеся ресурсы в соответствии с наиболее важными потребностями.

Однако государство и общество должны адаптироваться к новой социально-экономической и политической реальности, что потребует существенной корректировки и трансформации правовых основ социальной политики и социального конституционализма.

По мнению Н.С. Бондаря, «конституционализм как одна из фундаментальных философско-правовых категорий юриспруденции призван отражать важнейшие (универсальные) ценности современной цивилизации, которые в концентрированном виде проявляются в закономерностях демократической организации общества и государства, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства права на основе поиска баланса власти и свободы. Конституционализм является одной из универсальных ценностей современной юриспруденции, входит в этом качестве в состав мирового культурного наследия всего человечества, с одной стороны, и является национально-культурным достоянием каждого отдельного народа, нации, государства - с другой» [3, с. 26-29].

В свою очередь, как указывает Е.В. Раздъяконова «социально-

экономический конституционализм - более узкое специализированное понятие, отражающее закономерности развития социально-экономической системы, опирающейся на разделы, институты конституционного права, нормы Конституции, решения Конституционного Суда, напрямую либо опосредованно регулирующие социально-экономические отношения» [4, с. 35].

Основу трансформации социально-экономического конституционализма составляют обновленные нормы Конституции РФ. В частности, одной из наиболее важных в социальной сфере является норма ст. 75.1 Конституции РФ, согласно которой в России создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, что должно отражаться на обеспечении достойного уровня жизни.

Социально-экономическое развитие выступает дополнительной гарантией экономических и социальных прав, реализация которых является следствием сохранения нормального демократического механизма, его дальнейшего существования и успешного функционирования.

Тем не менее, экономический рост сам по себе не имеет большого значения, если только это не приводит к снижению смертности и увеличению продолжительности жизни. Так, по мнению В.Д. Зорькина, «в России очень высока доля так называемых работающих бедных, а также то обстоятельство, что самая массовая группа бедных - это семьи с детьми. Да и в целом социологи и юристы признают, что по таким принятым в международной практике показателям уровня жизни, как прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и индекс развития человеческого потенциала, налицо разрыв между правовыми предписаниями, характеризующими те или иные аспекты социальной справедливости, и фактическими показателями» [5].

При этом дискуссия о соотношении аспектов социальной справедливости и все более растущих потребностей граждан

существует со времен появления концепции социального государства. Поиск оптимального баланса между двумя этими категориями является крайне важной задачей государства в условиях конституционного реформирования.

Обеспокоенность по поводу перезагрузки социальной политики в результате внесенных поправок в Конституцию РФ в 2020 г. обусловливается наличием сомнений в полноте ответственности государства за удовлетворение потребностей в области социального обеспечения и оказания социальных услуг. Так, ярким примером служит повышение пенсионного возраста, что, по мнению большинства, не повышает уровень социальных гарантий, а наоборот, их понижает. Кроме указанного, отсутствуют единые подходы в отношении того, как следует оценивать потребности, к тому же государство может испытывать трудности с выполнением своих обязанностей в контексте старения населения.

Это приводит к рассуждениям о правах и обязанностях, в том числе о том, как должно оплачиваться государственное благосостояние и какую роль должен играть каждый. По словам В.В. Путина, «россияне голосуют не просто за поправки, облеченные в четкие правовые нормы, а за страну, в которой хотят жить - с современным образованием и здравоохранением, с надежной социальной защитой граждан и с эффективной властью, подотчетной обществу» [6].

В контексте социальной направленности конституционной реформы 2020 г., необходимо отметить изменения, коснувшиеся п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, в новой редакции которого было уточнено, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Данное положение возлагает на Правительство РФ обязанность по формированию единого социального пространства,

а также указывает на конституционные ориентиры проводимой государством политики. Указание на обеспечение Правительством РФ проведения социально ориентированной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей вытекает из положений ч. 2 ст. 7 Конституции РФ (в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства) и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ (материнство и детство, семья находятся под защитой государства), устанавливая основу их практической реализации.

Анализируя содержание приведенных выше положений Конституции РФ, можно заключить, что конституционная реформа 2020 г. представляет собой новый этап развития Российской Федерации как социального государства. На сегодняшний день конституционное закрепление обязательств государства вместе с расширением гарантий в социальной сфере делает принцип социального государства определяющим при формировании государственной политики, системы правового регулирования и применения права.

В свою очередь, за последние пять лет Россия столкнулась с серьезнейшими вызовами, связанными с пандемией корона-вируса и проведением специальной военной операции на Украине. В условиях сложнейшей эпидемиологической, социально-экономической и геополитической ситуации на государство ложатся важнейшие задачи по сохранению прежнего уровня социальных гарантий граждан с последовательным их расширением для поддержания стабильности в обществе.

Кроме того, важное место в текущих обстоятельствах занимает создание условий для поддержания государством института семьи. Так, в 2023 г. в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и активную деятельность участников специальной военной операции и членов их семей, был учрежден специальный государственный фонд «Защитники Отечества». Идея создания данного Фонда была озвучена Президентом России в рамках Послания Федеральному Собранию от

21 февраля 2023 г. По словам В.В. Путина, «его задачей станет адресная, персональная помощь семьям погибших бойцов и ветеранам специальной военной операции, он будет координировать предоставление социальной, медицинской, психологической поддержки, решать вопросы санаторно-курортного лечения и реабилитации, помогать в образовании, спорте, трудоустройстве, предпринимательстве, в повышении квалификации, в получении новой профессии» [7].

Также в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. Президент России В.В. Путин отмечал: «Поддержка семей с детьми - наш фундаментальный нравственный выбор. Большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии». Действительно, Конституция РФ провозглашает детей важнейшим приоритетом государственной политики России, в связи с чем государство создает условия, способствующие их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию, обеспечивает приоритет семейного воспитания, а также гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей (ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ). Также Президент России указал «Хочу отметить работу фонда «Защитники Отечества», усилия Комитета семей воинов Отечества, других общественных объединений. Прошу все органы власти и впредь делать все, чтобы поддержать семьи наших героев: родителей, жен, детей, которые переживают за самых близких, дорогих им людей, ждут их домой» [8].

Таким образом, можно заключить, что за прошедшие 30 лет конституционного развития наша страна колоссально продвинулась на пути к обретению статуса полноценного социального государства. При этом в текущих реалиях необходимость совершенствования социальной политики государства становится все более актуальной. Именно благодаря поддержанию посредством модернизации социальной политики состояния социальной справедливости на должном уровне Россия

сможет существенным образом укрепить свой суверенитет, а значит, успешно противостоять любым вызовам и внешним угрозам. В связи с этим неукоснительное следование конституционному принципу

щему грамотное государственное управление институтами социальной сферы, должно при любых обстоятельствах сохранять статус постоянной цели нашего государства.

социального государства, предполагаю-

Библиографический список

1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=77741 (Дата обращения 08.05.2024).

2. Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: РГУП, 2016. - 448 с.

3. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм: доктрина и практика: Монография / 2-е изд., перераб. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2021. - 527 с.

4. Раздъяконова Е.В. К вопросу о признаках социально-экономического конституционализма // Юридическая наука и практика. - 2020. - Т. 16. №2. - С. 33-40.

5. Буква и дух Конституции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksif.m/m/Press-srv/Smi/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=6098 (дата обращения: 08.05.2024).

6. Поздняков Н. Время будущего: Путин объяснил важность поправок в Конституцию. 30.06.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1029876/nikolai-pozdniakov/vremia-budushchego-putin-obiasnil-vazhnost-popravok-v-konstitutciiu (дата обращения: 08.05.2024).

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 «Послание Президента Федеральному Собранию» // СПС «Гарант» (Дата обращения 08.05.2024).

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 «Послание Президента Федеральному Собранию» // СПС «Гарант» (Дата обращения 08.05.2024).

TRANSFORMATION OF THE SOCIAL FOUNDATIONS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

S.V. Savin, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.S. Vyacheslav, Graduate Student Russian State University of Justice (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article examines the issues of the concept of the foundations of the constitutional system, the transformation and development of the social foundations of the constitutional system of the Russian Federation, highlights the main changes in state policy in the socio-economic sphere in the context of the constitutional reform of 2020, the coronavirus pandemic and the conduct of a Special military operation. The conclusion is made about the importance of following the principle of the welfare state in maintaining political stability and strengthening state sovereignty.

Keywords: constitution, constitutionalism, social foundations, welfare state, social policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.