1. Зудин, А. Ю. Взаимоотношения крупного бизнеса и власти при В. Пугине и их влияние на ситуацию в российских регионах [Текст] / А. Ю. Зуцин ; под ред. Я. Фрухтманна. - М., 2005.
2. Костин, А. В. В русле мировой тенденции - от благотворительности к социальной ответственности [Текст] / А. В. Костин // Большой бизнес. - 2005. - № 3. - С. 43-48.
3. Лапина, Н. Ю. Регионы-лидеры: экономика и политическая динамика [Текст] / Н. Ю. Лапина, А. Е. Чирикова. - М., 2002.
4. Левашов, В. К. Меры гражданственности в социоизмерении [Текст] / В. К. Левашов // Социс. - 2007. - № 1.
А.В. Капелько,
соискатель Саратовского юридического института МВД России
ТРАНСФОРМАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
ктуапы-юсть рассматриваемой проблемы обусловлена объективной потребностью личности, общества и государства в эффективной, оптимально сбалансированной системе обеспечения национальной безопасности от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности социума. Обеспечить безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации призваны в рамках своей компетенции Вооруженные силы РФ, которые играют главную роль в решении данной задачи [1].
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 26 апреля 2007 г. [2] подчеркивается необходимость последовательно укреплять Вооруженные силы, соизмеряя задачи по их модернизации с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки. Констатируется, что созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения национальной безопасности позволяют осуществлять прогрессивное развитие системы обеспечения национальной безопасности в XXI в.
Вместе с тем современный период в становлении новых общественных отношений сопряжен с рядом угроз, связанных с изменением положения России в мире и сложностями в проведении внутренних реформ: трансформируются
уровень и масштабы угроз в военной сфере; увеличивается технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения, которые создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в военной сфере также обусловлены незавершенностью процесса реформирования военной организации.
Характер этих угроз актуализирует поиск оптимальной модели взаимодействия общества с Вооруженными силами, их социальным организмом. На первый план выдвигаются такие задачи, как переход к профессиональной армии; формирование принципиально новой кадровой политики и системы профессиональной подготовки; обновление теории и практики военного строительства; организация структурной перестройки войск и органов военного управления; осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих; повышение престижа воинской службы; обеспечение всестороннего общественного контроля над военной сферой; демократизация и гуманизация внутриармей-ских отношений; формирование общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны; мобилизация усилий и возможностей государства, общества и граждан для проведения военной реформы [3-5].
Новая парадигма развития современных Вооруженных сил, практика социального реформирования, возникновение качественно новых угроз национальной безопасности личности, общества и государства актуализируют глубокую социологическую рефлексию указанных проблем и разработку практических рекомендаций, конкретных, научно обоснованных и взаимосвязанных решений, скоординированных представлений о том, какой комплекс задач необходимо решать и в какой стратегической перспективе. Важной исследовательской задачей становится социологический анализ стабильности и тенденций изменения социально-профессионального статуса военнослужащих Вооруженных сил в системе национальной безопасности России, отражения профессионального положения в сознании военнослужащих, а также факторов, влияющих на этот процесс в условиях современного общества.
Согласно положениям теории социальной стратификации [6-9], военнослужащие - особая социально-профессиональная группа, которая дифференцирована как по социально-демографическому составу, так и по дискретности статусных характеристик. Представители этой группы отличаются специфическим образом жизни; совокупностью прав, свобод, обязанностей и ответственности; особыми принципами профессиональной деятельности, требующими способности вооруженного противоборства.
Военнослужащие выполняют особый вид государственной службы в Вооруженных силах. Их профессия состоит в умении вести вооруженную борьбу, постоянном совершенствовании искусства ведения войн, применении своих навыков для предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, защите национальных интересов страны.
Концептуальным конструктом описания социальной структуры военнослу-
жащих Вооруженных сил, их образа жизни и профессионального положения является социально-профессиональный статус. Социально-профессиональный статус означает место военнослужащих Вооруженных сил в профессиональной структуре, определяет уровень их экономического положения, а также оценку и самооценку той роли, которую играет эта социально-профессиональная группа в системе профессиональных отношений. Он характеризуется степенью включенности военнослужащих в отношения профессиональной группы, уровнем квалификации и мастерства, профессионального самосознания, признанием в профессиональной среде. Такой методологический подход, во-первых, обеспечивает социологический анализ социально-профессионального статуса в целостности его операциональных конструктов, во-вторых, позволяет предметно ограничить количество разнообразных статусных сегментов и множественность форм и критериев социальной стратификации, в-третьих, сформировать систему показателей для социологического измерения трансформации социально-профессионального статуса на эмпирическом уровне.
Материалы военной статистики [10-12] показывают, что в устойчивом состоянии находятся основные тенденции структурной перестройки и профессионально-отраслевой динамики комплектования Вооруженных сил. Данный вывод подтверждают показатели структуры занятости военнослужащих, посредством которой происходит формирование их социально-профессионального статуса и определяется принадлежность к профессиональной группе. Следует констатировать, что усилия по военному строительству уже привели к серьезным изменениям в этой сфере. Плановым порядком происходит переход к контрактно-профессиональным Вооруженным силам, переоснащение частей и соединений новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники. В результате реализации Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» Вооруженные силы уже на две трети станут контрактно-профессиональными. Срок службы по призыву с 1 января 2008 г. сократится до 12 месяцев. Реализуется новая Государственная программа вооружений на 2007-2015 гг. [2]. Сокращается некомплект Вооруженных сил, имеется положительная тенденция стабилизации их профессионального кадрового ядра, устойчиво продолжается рост образовательного уровня военнослужащих.
Вариационным изменениям подвержены престиж профессии, материальное положение военнослужащих, уровень их социальной защиты. С одной стороны, Правительство РФ, понимая необходимость модернизации Вооруженных сил, проявляет большее внимание к социальным проблемам военнослужащих. На декабрь 2007 г. и сентябрь 2008 г. запланированы два 15-процентных повышения должностных окладов и окладов по воинским званиям. В 2006 г. более 40 тыс. квартир получили военнослужащие и ветераны Вооруженных сил. Развивается и совершенствуется соответствующее законодательство России (в том числе и военное). На политическом уровне постоянно подчеркивается, что обеспечение социальных гарантий для военнослужащих - важнейший показатель, характеризующий состояние Вооруженных сил [2].
С другой стороны, анализ реального состояния социальной защиты военнослужащих показывает, что государственная поддержка этой социально-профессиональной группы находится не на должном уровне, определенная часть правовых норм и положений действующего законодательства в этой сфере в должной мере не исполняется, отдельные гарантии и льготы, которыми пользуются военнослужащие в соответствии с условиями контракта о продолжении службы, реализуются не в полной мере. В ряде случаев нарушаются порядок и сроки повышения денежного довольствия военнослужащих, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих [13].
Такая ситуация непосредственным образом сказывается на устойчивости материального положения, профессиональном мастерстве и самосознании военнослужащих, их социально-профессиональной мобильности. Представительные данные социологических исследований [11; 14] свидетельствуют о том, что в массовом сознании значительно снизился рейтинг профессии военнослужащего. Профессиональная стратификация в значительной степени теряет свою привлекательность в определении социального статуса и престижа, поскольку социальная номинация привилегий иррационально соотносится и с общефункциональными ценностями профессии, и с достигнутым уровнем профессионализма как таковым.
Процесс трансформации социально-профессионального статуса военнослужащих Вооруженных сил как авторитарной государственной структуры в системе обеспечения национальной безопасности России развивается медленно и противоречиво. По таким важным стратификационным показателям, как аск-риптивные и достигательные доминанты динамического и символического потенциала социального престижа, ситуация практически не изменилась. Социологический анализ свидетельствует о статусной инконсистенции между профессионализмом, наличием специального образования и опытом работы, с одной стороны, и материальным положением, социальной защитой и престижем профессии - с другой. На уровне самоидентификации вариационные и перманентные тенденции изменения социально-профессионального статуса военнослужащих Вооруженных сил непосредственно сопряжены с профессиональным самосознанием и устойчивостью профессионального положения, социальным самочувствием и поведением, социальной неудовлетворенностью и напряженностью, качеством жизни в целом.
Исходя из анализа эмпирических данных можно сделать вывод, что трансформация социально-профессионального статуса военнослужащих Вооруженных сил в системе обеспечения национальной безопасности России происходит под влиянием социально-экономических, идеологических, политических, правовых и организационных факторов. Влияние данных факторов на трансформацию социально-профессионального статуса военнослужащих Вооруженных сил в системе обеспечения национальной безопасности России является, по нашему мнению, закономерным в условиях современного общества.
Существует прямая связь понятий «Вооруженные силы» и «общество». Отношения между ними определяются прежде всего вероятностью войны. Исходной парадигмой исследования этих отношений служит разработанная и
апробированная в военной социологии тройная типология общества и соответствующих ему Вооруженных сил: «общество готовности к войне», «общество сдерживания войны» и «общество отрицания войны» [12; 15].
Военная организация «общества готовности к войне» формируется в основном по принципу всеобщей воинской повинности и сильно отличается в этом отношении от гражданских структур. В «обществе сдерживания войны» на смену приходит принцип добровольного найма, более сходный с гражданскими структурами. В «обществе отрицания войны» армия комплектуется по принципу гражданской обязанности, преодолевающему дихотомию принципов всеобщей повинности и добровольного найма и включающему альтернативные виды службы. По мере эволюции трансформируется основной тип военного профессионала. Ведущим стратификационным критерием становится профессионализм как социальная характеристика, которая означает наличие у военнослужащего закрепленной и признанной социальной функции, свидетельствует о наличии специфических знаний, умений и навыков, монополии обучения и накопления функционального опыта, качественных параметрах его общественно ориентированной деятельности.
Результаты авторской исследовательской практики подтверждают гипотезу о том, что по мере эволюции современной России от «общества готовности к войне» к «обществу сдерживания войны» и к «обществу отрицания войны» изменяются концептуальные положения национальной безопасности страны и соответствующий им социально-профессиональный статус военнослужащих Вооруженных сил.
Стабилизация социально-профессионального статуса военнослужащих Вооруженных сил может быть достигнута на долгосрочной государственной основе, в контексте единства военной и социальной политики. Военная политика государства и принимаемые на ее основе управленческие решения должны быть обусловлены главной целью - модернизацией Вооруженных сил. Социальную политику необходимо рассматривать как интеграцию механизмов и способов, посредством которых государственная власть влияет на повышение качества жизни военнослужащих, профилактику социального риска, адресную социальную помощь и активизацию человеческих ресурсов.
Определяющим инструментом политической власти, который поддерживает факторы, сохраняющие устойчивость и позитивную направленность развития системы обеспечения национальной безопасности России, формирует механизмы ее институционализации, мобилизует имеющиеся ресурсы и потенциал, легитимизирует социально-профессиональное положение субъектов защиты национальных интересов, символически закрепляет их общественный рейтинг, статусную траекторию в социальной структуре, является государственное управление.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. № 24) «О концепции национальной безопасности» [Текст] // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 170.
2. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] // Парламентская газета. - 2007. - 27 апр.
3. Армия и общество [Текст] / сост. и общ. ред. Н. А. Чалдымов, А. И. Черкасенко. - М., 1990.
4. Бекетов, А. И. Прогнозирование угроз национальной безопасности России [Текст] / А. И. Бекетов // Безопасность. - 1996. - № 7.
5. Военные доктрины и реформы России в XX веке [Текст]. - М., 1997.
6. Айтов, Н. А. Понятие «социальная структура» в современной социологии [Текст] / Н. А. Аитов // Социологические исследования. - 1996. - № 7.
7. Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст] / М. Вебер // Социологические исследования. - 1994. - № 5.
8. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурирования [Текст] / Э. Гидденс. -М., 2003.
9. Радаев, В. В. Социальная стратификация [Текст] / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. - М., 1995.
10. Военно-статистический сборник [Текст]. - СПб., 2007.
11. Путь к современной армии [Текст] // Военная реформа : сб. / Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил РФ. - М., 1997.
12. Россия в цифрах, 2006 [Текст] : крат. стат. сб. - М., 2007.
13. Коровников, А. 3. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и право-регулирование [Текст] / А. 3. Коровников. - М., 1995.
14. Дерюгин, Ю. И. Армия России: взгляд в XX век [Текст] / Ю. И. Дерюгин // Социологические исследования. - 1995. - № 6.
15. Дерюгин, Ю. И. Социология армии [Текст] / Ю. И. Дерюгин, В. В. Серебренников. -М., 1996.
И.Н. Шерер,
кандидат социологических наук, доцент Волгоградского института экономики социологии и права
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
свободное время деятельность человека направлена на непосредственное формирование его индивидуальности, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, дает возможность человеку развивать свои творческие способности и задатки, повышать культурный уровень, эстетически, нравственно, физически совершенствоваться. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени. Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени через повышение образования, культурного уровня, овладение наукой, участие в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.