УДК [316:61](470+571)
ББК 60.56(2Рос)
Н.А. Шашина,
соискатель кафедры социологии и философии Волгоградского государственного медицинского университета
ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ВОЕННЫХ ВРАЧЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ
^5оенные врачи, будучи одной из категорий военнослужащих, пользуются всеми льготами и социальными гарантиями, предоставляемыми государством военнослужащим. В связи с этим их социально-профессионального статуса напрямую касаются изменения отношения общества и российских государственных структур к армии.
В 70-80-х годах двадцатого века был принят ряд законов, определяющих права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Для каждой из категорий был разработан отдельный закон («Положение о прохождении военной службы офицерским составом ВС СССР», «Положение о прохождении военной службы медицинскими работниками в ВС СССР»), кроме того, существовало Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 г. № 193, и ряд других актов, касающихся различных прав, свобод и обязанностей военнослужащих [1, с. 8]. Помимо этого обязанности военнослужащих и их действия в определенных ситуациях прописывались в «Уставах Вооруженных Сил СССР».
Военнослужащие армии СССР пользовались довольно большим перечнем льгот, и он периодически пополнялся. В названных законах достаточно полно регламентировались порядок приема на военную службу и увольнения, права и обязанности военных врачей как категории военнослужащих, правовые гарантии социальной защиты.
На тот период времени правовая база по этому вопросу была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Так, вопрос снабжения вещевым имуществом был прописан в Положении о вещевом снабжении Советской Армии и Военно-Морского Флота на мирное время (приказ министра обороны СССР № 60 от 12 марта 1971 г.). Военнослужащие имели льготы при обеспечении жилплощадью, проезде на городском и междугородном транспорте, выходе на пенсию и пенсионном обеспечении.
В соответствии с этими нормативными документами военнослужащие под-
разделялись на ряд категорий, среди которых выделялись по профессиональному признаку военные врачи.
Социально-профессиональный статус военного врача включает в себя два аспекта. Во-первых - это правовая защищенность в повседневной военнослужебной деятельности при неукоснительном соблюдении каждым военнослужащим соответствующих законов Российской Федерации (внешний аспект). Во-вторых - это обеспечение военных врачей всеми видами довольствия, предоставляемыми военнослужащим и их семьям со стороны государства, социальных гарантий и льгот, денежных или других видов компенсаций за условия службы, проживание в определенных местностях и так далее, которые определены законодательно [2]. Субъективные показатели социально-профессионального статуса военных врачей - социальное настроение, самочувствие, которые выступают важнейшими параметрами социального здоровья любой социальной группы либо отдельно взятого индивида.
Социальное настроение объективно является определяющим, интегрирующим показателем уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности, степени устойчивости социального статуса. Данные социологических исследований свидетельствуют о высокой степени влиятельности социальных настроений [3]. Сущность социального настроения проявляется в ряде общих закономерностей: оно всегда имеет социальное содержание; определенные условия и среда характеризуют различные стадии его проявления; социальное настроение всегда имеет своих конкретных носителей. Социальное настроение обусловлено тем, что психофизическое, эмоциональное состояние людей, их поведение зависят от степени решаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социальных интересов, преломляющихся через психику, сознание и определяющих действия индивидов.
Социальное самочувствие военных врачей обусловлено многими факторами: возрастом, наличием жилья, занимаемой должностью, личным и семейным благополучием, характером трудоустройства, социальными ожиданиями и притязаниями, политическими взглядами. Обобщенным показателем в данной сфере является удовлетворенность качеством жизни, жизнью в целом.
Анализ социально-профессионального статуса, социального здоровья военных врачей вполне действенен при изучении социального самочувствия их семей, социокультурного и физического состояния. С другой стороны, современные исследования семьи дают методологический и прикладной инструментарий по этим проблемам [4, с. 41-45].
В ходе проведенного специалистами ИАгП РАН и ГОУ ВПО РГТЭУ (при участии автора) социологического исследования в 2007-2008 гг. было опрошено 110 гражданских врачей из саратовских ЛПУ и 60 военных врачей из военных госпиталей ряда регионов Российской Федерации.
Сегодня степень удовлетворенности военных врачей своей жизнью относительно низка. Так, лишь 27% опрошенных полностью или частично удовлетворены своей жизнью. Этот показатель существенно колеблется в разных регионах страны, но помимо региональной принадлежности на уровень жизненной удовлетворенности значительное влияние оказывают и возрастные различия.
Главные причины своей неудовлетворенности жизнью военные врачи объясняют целым комплексом причин: взаимоотношения в семье (2%), условия для отдыха и досуга (6%), условия для обучения и развития детей (11 %), экологические проблемы региона (12%), состояние личного здоровья (13%), качество и стоимость коммунальных услуг (20%), свое общественное положение (23%), задержки выплат денежного содержания (28%), падение уровня общественной нравственности (40%), характер реализации социальных льгот (48%), состояние законности и правопорядка в стране (53%), экономическая ситуация в стране (53%). В наибольшей степени военные врачи не удовлетворены своим материальным положением, зарплатой, что свидетельствует об их личном и семейном материальном неблагополучии, относительно низком уровне и качестве жизни.
В ходе проведенного социологического исследования было выявлено, что около 88% респондентов в той или иной степени не удовлетворены своей службой, половина из них считает ошибочным выбор жизненного пути, 20% пока не определились, будут ли продолжать службу в армии. Причина такого положения очевидна: 40% респондентов не удовлетворены денежным содержанием, которое для подавляющего большинства (93%) является основным источником дохода. Денежные сбережения отсутствуют у половины респондентов. Сопоставление уровня жизни военных врачей за последние 15 лет с уровнем жизни других групп населения убеждает, что оно соизмеримо лишь с некоторыми категориями научной интеллигенции и служащих.
Под влиянием материальных затруднений изменилась потребительская корзина семей военных врачей. Около 90% из них вынуждены тратить всю заработную плату на приобретение продуктов питания, большинство ограничивается поисками лишь самых необходимых товаров повседневного спроса, отодвигая приобретение товаров долговременного пользования. Принимаемые меры по обеспечению военнослужащих продовольственными пайками несколько смягчают ситуацию в сфере питания, но полностью не решают всех проблем. Неудовлетворенность их качеством и ассортиментом высказали около 55% опрошенных.
Большинство респондентов (63%) не ощущают на себе заботу органов государственной власти и считают, что увольнение из Вооруженных сил отрицательно отразится на их социальном самочувствии и материальном положении. В связи с этим 32% опрошенных обеспокоены, а 16% испытывают переживания.
Приведенные показатели, отражающие отдельные аспекты социально-правовой защищенности военных врачей как одной из категорий военнослужащих, еще раз подчеркивают, что государственная поддержка находится пока еще не на должном уровне. Такая ситуация непосредственным образом сказывается на устойчивости их профессионального положения, профессиональном мастерстве и самосознании, профессиональной мобильности.
При исследовании устойчивости профессионального положения военных врачей можно выделить два блока вопросов. Ответы на вопросы первого блока дают возможность определить уровень устойчивости профессионального положения, второго - причины и мотивы выбора профессии. Практически пятая часть респондентов неудовлетворена своей профессией, каждый второй уверен,
что не ошибся в выборе профессии, остальная часть опрошенных затруднилась с ответом.
Анализ мотивационных формулировок позволил выделить семь следующих обобщенных групп мотивов поступления врачей на службу в Вооруженные силы: содержательным интересом к профессии (стремление к активной, разнообразной работе, общению, желание овладеть профессией, профессиональный интерес) руководствовались 5% опрошенных;
нравственным мотивом (обеспокоенность за национальные интересы России, стремление к справедливости, правде, моральному удовлетворению) - 9% респондентов;
личностный мотив (склонность к военизированной службе, желание носить форму, оружие, стремление к риску, опасности, желание сделать профессиональную карьеру, изменить характер, стать увереннее, приобрести чувство безопасности) послужил причиной поступления на службу в Вооруженные силы для 16% опрошенных;
экономический мотив (поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, льготы, стабильный заработок, оказался безработным) повлиял на выбор профессии 32% опрошенных;
мотив предварительного участия в подобной службе (армейская служба) явился определяющим для 3% респондентов;
профессиональная традиция при выборе профессии (семейная традиция, пример друзей и знакомых) повлияла на 31% опрошенных;
случайное стечение обстоятельств привело в Вооруженные силы 3%.
О падении престижности профессии военного врача может свидетельствовать и тот факт, что 32% выпускников Саратовского военно-медицинского института 2007 г. и 27% вновь поступивших курсантов сожалеют о сделанном профессиональном выборе. Разочарование части курсантов в выбранной профессии, скорее всего, связано не с самой профессиональной деятельностью военного врача, а с невысокими социальными и материальными гарантиями воинской службы, с уровнем социальной защищенности военных людей в настоящее время, с кризисными явлениями в армии. Об этом ярко свидетельствуют ответы курсантов на вопрос «Какие из указанных причин, по-вашему, могут заставить офицера уволиться из армии?». Первое, определяющее место среди названных причин занимает невозможность решения жилищной проблемы, второе - низкое денежное довольствие, третье - тяжелые условия армейского труда и плохое здоровье, четвертое - конфликт с начальством, пятое - низкие возможности профессионального роста и карьеры, шестое - плохие отношения с сослуживцами, седьмое - плохие отношения с подчиненными. И все же большинство курсантов считают, что профессия военного врача может позволить им занять в обществе достойное положение (52% выпускников 2007 г. и 62% вновь поступивших курсантов); стать высококлассными специалистами (соответственно 55% и 50%), но лишь четвертая часть из них связывает свое материальное благополучие с этой профессией [4].
В рамках осуществления стратегии социальной политики государства важно рассматривать целостную совокупность: социальное самочувствие, мотивы, цен-
ностные ориентации [5]. Мотивационная составляющая выступает важнейшим условием объективного социального благополучия, устойчивого социально-профессионального статуса военного врача. Анализ обобщенных мотивов профессионального выбора показывает, что в их структуре преимущественно доминируют такие равнозначные стимул-факторы, как экономический интерес и профессиональная традиция, а также личностный мотив. На третье место оттеснены нравственно-мировоззренческие мотивы и профессиональный интерес. Такого рода субъективизация профессии выдвигает на передний план рефлексивное содержание профессиональной деятельности: удовлетворенность работой, профессиональное самочувствие, профессиональный выбор, профессиональные ценности.
По данным исследования, вполне удовлетворены занимаемой должностью 19% респондентов, удовлетворены - 40%, не вполне удовлетворены - 29%, не удовлетворены - 10%. Полученные данные во многом связаны с тем, что для любого человека занимаемый социально-профессиональный статус является важнейшим условием самоутверждения [6].
Возможны три варианта реакции на занимаемую позицию. Первый определяется конформистским поведением, когда адекватное выполнение своих обязанностей должно соответствовать ожиданиям окружающих, поэтому соблюдение норм предполагает конформизм и интеграцию человека в коллектив. Второй тип отношения к занимаемой позиции - самоуважение и репутация, ее восприятие другими людьми, сравнительная оценка собственной деятельности с поведением окружающих, занимающих аналогичные должности. Человеку свойственно беспокоиться за собственную репутацию, стремиться выглядеть «не хуже других». Данное обстоятельство побуждает к четкому выполнению своих обязанностей, ибо низкая оценка окружающих автоматически понижает авторитет в группе. Третий вариант отношения к занимаемой позиции - стремление к максимальной реализации своих способностей и талантов, ориентация на эффективное выполнение ролевых функций и получение высоких наград и привилегий. Такой тип поведения ориентирован на карьеру, повышение статуса, на «достигаемый статус».
Результаты исследования показывают, что 12% опрошенных вполне удовлетворены эффективностью своей работы, удовлетворены - 48%, не вполне удовлетворены - 31%, не удовлетворены - 5%, затруднились ответить на данный вопрос - 4%. Вполне удовлетворены результатами своей работы 17% опрошенных, удовлетворены - 50%, не вполне удовлетворены - 27%, не удовлетворены - 4%, отказались отвечать на данный вопрос - 2%. Содержанием своей работы вполне удовлетворены 12% опрошенных, удовлетворены - 36%, не вполне удовлетворены - 35%, не удовлетворены - 12%, затруднились ответить на данный вопрос - 5%.
При этом только каждый двадцатый респондент вполне удовлетворен, а каждый пятый удовлетворен организацией своего труда. Не вполне удовлетворены - 42%, не удовлетворены - 29%, затруднились ответить на данный вопрос - 3%. Как следствие, каждый второй респондент считает свою профессию непрестижной, осознает ее неперспективность.
Полученная в ходе анализа первичная социологическая информация о трансформации социально-профессионального статуса военных врачей нуждается в
дальнейшем уточнении и обобщении по атрибутивным (качественным) и вариационным (количественным) признакам, что, в свою очередь, требует выделения и анализа факторов, влияющих на этот процесс в современных условиях.
Таким образом, специальное исследование субъективных статусных характеристик, социального настроения показывает тенденции трансформации социально-профессионального статуса военных врачей. Их социальная защита выступает в качестве маркера деятельности органов государственного управления, социальных служб и общественных организаций, предприятий и учреждений по реализации прав, свобод и льгот военнослужащих как особой социальной группы российского общества. Перечисленные субъекты создают необходимые условия для позитивного развития всех элементов социального статуса и социального настроения военнослужащих через конкретные механизмы государственной социальной политики, поддерживают престижность военной службы.
Библиографический список
1. Коровников, А. 3. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и праворе-гулирование [Текст] / А. 3. Коровников. - М., 1995.
2. Семенец, Н. Я. Институт социальной защиты военнослужащих в условиях социального реформирования [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Н. Я. Семенец. - Саратов, 2000.
3. Анурин, В. Ф. Проблема эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности [Текст] / В. Ф. Анурин // Социологические исследования. - 1993. - № 3.
4. Лобанов, С. В. Военно-профессиональная ориентация в условиях трансформации российского общества [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / С. В. Лобанов. - Пермь, 2001.
5. Чупров, В. И. Социально-профессиональный статус военнослужащих России [Текст] / В. И. Чупров, Е. Д. Игитханян. - М., 1992.
6. Ануфриев, Е. А. Социальный статус и активность личности [Текст] / Е. А. Ануфриев. -М., 1984.
УДК 316.42:65 ББК 87.6
К.Р. Бабаян,
преподаватель кафедры немецкого языка Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
овременная широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, прежде всего - высокоразвитых стран. Однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имита-