Научная статья на тему 'Трансформация социально-экономических условий жизни в эпоху глобализации на основе государственной поддержки устойчивого развития сельских территорий Орловской области'

Трансформация социально-экономических условий жизни в эпоху глобализации на основе государственной поддержки устойчивого развития сельских территорий Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация социально-экономических условий жизни в эпоху глобализации на основе государственной поддержки устойчивого развития сельских территорий Орловской области»

до 2009 г. В 2009 г по сравнению с 2008 г. произошло сокращение по всем показателям, особенно резкое по вводу в действие линий электропередач.

Как видно из вышеизложенного, несмотря на тяжелое положение жителей сельской местности

(низкую заработную плату в сельхозпроизводстве и высокий уровень безработицы), с каждым годом происходит рост благоустройства жилых домов, однако дифференциация между селом и городом в настоящее время все же остается очень высокой.

Таблица 4 - Развитие инфраструктуры в сельской местности

Годы 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Ввод в действие:

водопроводных сетей, км 1608 636 761 955 1009 797 979 1160 1267 1504 1356

газовых сетей, тыс. км 16,5 16,2 17,1 13,8 15,3 14,9 13,8 11,4 14,8 17,0 14,3

АТС, тыс. номеров 130,1 148,4 175,1 206,8 323,9 572,5 476,6 283,4 561,9 442,0 274,5

линий электропередачи для электрификации сельского хозяйства, тыс. км:

напряжением 0,4 кВ 5,8 2,7 3,2 3,5 4,3 4,4 4,0 3,8 4,1 3,7 2,3

напряжением 6-20 кВ 6,9 3,0 3,2 3,2 3,8 3,6 3,3 2,9 3,3 3,0 1,8

автомобильных дорог с твердым покрытием, тыс. км:

общего пользования местного значения 6,9 5,6 4,1 3,5 2,4 1,8 1,8 1,7 1,9 2,8 0,9

не общего пользования в сельском хозяйстве 1,9 0,3 0,2 0,1 0,1 0,08 0,07 0,03 0,03 0,02 0,007

Источник

1. Обновление подмосковного села. Опыт усадебного строительства/ Под общ. ред. Ю.В. Ферапонтова, И.В.

Шацкой, И.Н. Боева, М.К. Ходакова, В.В. Шавшукова, А.П. Огаркова, А.Э. Эсенова, О.А. Сахаровой. М. : Московский рабочий, 1984.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИИ ЖИЗНИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

ОРЛОВСКОИ ОБЛАСТИ

Е. С. Суровцева, к.э.н., МВА, нач. отд. Департамента сельского хозяйства Орловской области

В условиях глобализации повышение качества жизни сельского населения становится приоритетным направлением при реализации государственной политики в сфере обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Проведение данных мероприятий требует серьезных научных исследований, результатом которых станет разработка и апробация региональных и муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий. Особое внимание в них следует уделять диверсификации и повышению устойчивости сельской экономики, появлению новых рабочих мест, сохранению, рациональному использованию природно-ресурсного потенциала и культурно-исторического наследия сельских территорий.

Устойчивое развитие сельских территорий определено в качестве первой цели Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446. Аналогичная региональная программа утверждена Законом Орловской области от 6.12.2007 г. № 731-ОЗ.

Государственная поддержка устойчивого развития сельских территорий осуществляется в рамках мероприятий повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений (улучшение жилищных условий сельского населения; повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений; развитие социальной инфраструктуры села), а

также поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Согласно Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264 основными направлениями устойчивого развития сельских территорий являются стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель и других природных ресурсов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. К целям государственной политики устойчивого сельского развития до 2020 г. отнесены повышение уровня благосостояния и качества жизни жителей села; повышение эффективности сельской экономики и роли сельского хозяйства в народном хозяйстве; стабилизация численности сельского населения к 2020 г.; рациональное использование природных ресурсов; сохранение сельских традиций и развитие национально-культурного потенциала села.

В настоящее время в сельской местности Орловской области проживают 271 тыс. человек или 34,5% от общей численности населения области. Законом Орловской области от 30 декабря 2004 г. № 477-ОЗ утверждена областная целевая программа «Социальное развитие села Орловской области

до 2012 года». Основными программными мероприятиями в регионе являются развитие газификации, водоснабжения, строительство школ, клубов, ФАПов, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в т. ч. молодых семей и молодых специалистов.

За 2003-2010 гг. в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» Орловской областью освоены 1 602,9 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 517,5 млн руб.; средств областного бюджета - 450,2 млн руб. За эти годы проложено 1223,14 км газовых распределительных сетей в 384 н. п.; введено 145,19 км сетей водоснабжения в 56 н. п.; построена школа в с. Екатериновка Ливенского района (на 88 у. м.), ведется строительство школы в с. Спасское-Лутовиново Мценского района (на 88 у. м.); введен в эксплуатацию фельдшерско-акушерский пункт в п. Куракинский Свердловского района; приобретен пожарный автомобиль для п. Жудерский Хотынец-кого района. А самое главное - более 1300 семей на Орловщине построили и приобрели 112,4 тыс. кв. м жилья, из них 520 участников - молодежь (площадь - 32,62 т. кв. м).

В 2011 г. в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» в Орловской области будет построено 6,5 тыс. кв. м жилья, проложено 28 км газораспределительных сетей, 19,2 км сетей водоснабжения, достроена школа на 88 ученических мест, 2 ФАПа, реконструирован клуб.

Помимо ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», начиная с 2009 г., устойчивое развитие сельских территорий осуществляется путем реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов, предусмотренных государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Реализация данных проектов запланирована в течение 2008-2012 гг. в 220 сельских населенных пунктах страны.

Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.

Орловской области в результате проведенного конкурсного отбора из федерального бюджета выделен 61 млн руб., размер софинансирования из областного бюджета составил 1б,25 млн руб. на реализацию пилотных проектов в п. Ямской Бело-местненского сельского поселения Ливенского района и с. Тросна Троснянского района.

В рамках пилотного проекта в Ливенского района Орловской области осуществлено строительство внутриплощадочных сетей газопровода низкого давления - 3803 м, внутриплощадочных сетей водопровода - 5614,7 м, внутрипоселковых дорог с тротуарами и дорогами, устройство съездов - 3884 м, жилых домов - 49. Аналогичным образом в Троснянском районе построены 4554 м внутри-площадочных сетей газопровода низкого давления, 4562 м внутриплощадочных сетей водопровода; 3589 м внутрипоселковых дорог с тротуарами и дорогами, устройство съездов; 67 жилых домов.

С 2011 г. Орловская область включена в проект создания сельских молодежных жилищно-промышленных комплексов, осуществляющих производство и сбыт конкурентоспособной продукции АПК и инновационных отраслей, состоящих из объектов жилищно-бытового, социально-культурного и производственного назначения, создаваемых в целях обеспечения комфортабельных условий проживания и занятости сформированной группы молодых людей разных специальностей, готовых проживать на селе.

Для СМЖПК характерны особые социокультурные и демографические признаки: структура постоянного населения должна не менее чем наполовину состоять из молодежи от 18 до 35 лет. Хозяйственный центр и ядро СМЖПК - производственное предприятие полного технологического цикла. Создание комплексов станет практическим воплощением идеи частно-государственного партнерства, основанным на заинтересованности и стремлении социально-активной молодежи принимать деятельное участие в построении будущего своей семьи за счет собственного труда и имеющихся или привлеченных средств при поддержке государства.

В соответствии с изложенным, обеспечение и широкомасштабное наращивание государственной поддержки устойчивого развития сельских территорий, приобретает особое значение в современных социально-экономических в эпоху глобализации.

ОЦЕНКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В.А. Кручинина, ст. преп. Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева

Наличие дезинтеграционных процессов в современном мире, изменение внутренней связанности экономического пространства, ослабление межрегиональных и межмуниципальных экономических связей создает угрозу целостности страны, предопределяет особую актуальность, необходимость и практическую значимость статистической оценки дифференциации сельских территорий региона для преодоления негативных тенденций и поддержания жизнеспособности сельских территорий.

Целесообразность оценки дифференциации сельских территорий региона вызвана рядом причин. Во-первых, сложившийся характер распределения социально-экономического потенциала, экономической активности по территории Курганской области обуславливает различную роль административных районов и городов в совокупных парамет-

рах экономического развития и достижении основных социальных результатов. Во-вторых, существенные различия сельских территорий Курганской области по уровню социально-экономического развития вызывают необходимость детального маркирования отличий на основе апробированных приемов математико-статистической обработки информации с целью формирования информационно-аналитической базы для принятия взвешенных управленческих решений по выравниванию межмуниципальных уровней экономического и социального развития сельских территорий.

Для решения указанных проблем важную роль может играть пространственное соизмерение уровней экономического и социального развития на основе сопоставимой статистической информации с использованием математико-экономического инст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.