КОМПЛЕКСНАЯ КОМПАКТНАЯ ЗАСТРОЙКА СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
С.В. Лобова, д.э.н., проф. Алтайского государственного университета, Е.В. Чурина, к.э.н., нач. отд. Главного управления сельского хозяйства Алтайского края
Одним из направлений концепции устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социальнодемографической ситуации в сельской местности. Среди задач, решение которых необходимо для достижения этих целей, важное место занимает реализация мероприятий поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений, направленных на повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социальноэкономическом развитии сельских территорий. Всего в 2008-2010 гг. на уровне федерации предполагается реализовать пилотные проекты комплексной компактной застройки сельских поселений в 220 сельских населенных пунктах. Финансирование мероприятий будет осуществляться на основе принципов софинансирова-ния и государственно-частного партнерства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
При этом доля средств федерального бюджета в софинансировании пилотных проектов определяется дифференцировано по субъектам Российской Федерации в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности.
Расходы на осуществление жилищного строительства в рамках комплексной компактной застройки не входят в стоимость реализации пилот-
ного проекта, а осуществляются в том числе за счет средств федерального и краевого бюджетов, предусмотренных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников, а также иных средств, не предусмотренных указанной программой.
Среди прочих регионов в реализацию пилотного проекта комплексной компактной застройки сельских поселений включился и Алтайский край.
В апреле 2009 г. на уровне края был определен Порядок проведения отбора пилотных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений Алтайского края. В качестве критериев конкурсного отбора пилотных проектов были определены следующие табл. 1.
Кроме того, все проекты комплексной застройки подразделяются на три категории, от которых зависит объем софинансирования из краевого бюджета на реализацию.
По итогам конкурсного отбора в качестве пилотной территории определено село Мамонтово, которое является административным центром муниципального образования Мамонтовский сельсовет Мамонтовского района.
Таблица 1 - Критерии для конкурсного обора пилотных проектов комплексной компактной застройки
сельских поселений
Наименование критерия Описание критерия
Комплексность Комплексное обустройство территории (обеспечение проживающего населения всеми необходимыми объектами социально-бытовой сферы и инженерной инфраструктуры в совокупности с имеющейся в муниципальном образовании инфраструктурой)
Компактность Реализация проекта в границах одного сельского поселения (сельского населенного пункта) для недопущения распыления средств и достижения высокого уровня комфортности для населения, на территории данного сельского населенного пункта
Экономичность Минимизация затрат на реализацию пилотного проекта за счет осуществления реконструкции имеющейся в сельском населенном пункте социально-инженерной инфраструктуры, применения современных ресурсо-, энергосберегающих технологий строительства, использования местных строительных материалов и изделий стройиндустрии
Качество архитектурнопланировочной организации застройки Соответствие структуры жилищной застройки местным природным условиям, демографическому составу, национально-бытовым традициям и современным требованиям архитектурно-планировочных решений
Экологичность Соответствие проекта требованиям экологической безопасности, защита и сохранение природного потенциала сельской местности
Удовлетворение потребности селообразующих сельскохозяйственных организаций в трудовых ресурсах Количество специалистов и работников сельскохозяйственных организаций, улучшивших свои условия проживания в результате реализации пилотного проекта
Повышение уровня социального благополучия населения Обеспечение прироста мощностей объектов социально-инженерной инфраструктуры
Создание новых рабочих мест Повышение занятости населения, постоянно проживающего в сельском населенном пункте и привлекаемого для проживания на территории комплексной компактной застройки
Финансовая обеспеченность Наличие гарантированных источников финансового обеспечения проекта за счет средств местных бюджетов, внебюджетных источников в достаточных объемах с учетом субсидий из федерального и краевого бюджетов
Привлечение средств частных инвесторов к софинансированию проектов Реализация проекта на основе государственно-частного партнерства
Соблюдение требований законодательства в области землеустройства и градостроительной деятельности Наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, выделенный для реализации проекта, генерального плана с указанием границ комплексной застройки
Оптимизация сроков реализации проекта Сокращение сроков строительства объектов социально-инженерной инфраструктуры
Таблица 2. Категории проектов комплексной компактной застройки сельских тер
риторий в Алтайском крае
Категория проектов Характеристика застройки Объем софинансирования из краевого бюджета, млн руб.
I категория Застройка улицы с жилым сектором от 10 до 20 домов 60
II категория Застройка улицы (микрорайона) с жилым сектором от 20 до 50 домов (квартир) 100
III категория Застройка микрорайона с жилым сектором свыше 50 домов (квартир) 220
Срок реализации проекта - с 2009 по 2011 гг. Площадь предполагаемого к застройке земельного участка составляет 61,17 га, из которых под застройку жилыми домами выделяется 11,80 га, для строительства детского сада и благоустройства зон отдыха - 1,02 га и 2,23 га соответственно. Общий объем финансирования проекта (субсидии из федерального бюджета, средства бюджетов Алтайского края и Ма-монтовского района) - 176,0 млн руб., из которых -150,3 млн руб. - строительно-монтажные работы.
Жилищная застройка земельного участка будет производиться 60 усадебными жилыми домами усадебного типа (общая площадь - 6000 кв.м). В основу распределения земельных участков под жилые дома закладывается потребность в специалистах сельского хозяйства, предприятий переработки и социальной сферы села (40 домов для специалистов сельского хозяйства, 20 домов для работников социальной сферы). В ближайшей перспективе намечено строительство детского сада на 140 мест (площадью почти 1803 кв. м) вблизи данного микрорайона. Строительство нового детского сада позволит трудоустроить порядка 30 человек из числа граждан, планирующих проживать на данной территории. Также на территории микрорайона планируется размещение предприятий торговли бытовых, коммунальных, банковских и других услуг за счёт привлечения инвестиционных ресурсов предприятий, что позволит создать новые рабочие места и снизит проблему занятости сельского населения.
Предполагается, что развитие как производственной, так и социальной сферы на застраиваемой территории будет способствовать привлечению населения для приобретения жилья и обустройства именно в этом микрорайоне.
Социальная эффективность проекта несомненна, и будет обеспечена за счет прироста уровня обеспечения сельского населения жильем (кв.м
на 1 чел) на 0,29 кв.м., расширения и реконструкции электрических и водопроводных сетей, увеличения числа мест в детских дошкольных учреждениях, .
Бюджетная эффективность проекта заключается в дополнительных поступлениях в бюджет муниципального образования в течение только трех ближайших лет более 1750,0 тыс. руб., из которых 1600,0 тыс.руб. за счет налога на имущество от предприятий и налога на имущества физических лиц (от вновь построенного жилья) и около 150 тыс. руб. - от налога от дохода физических лиц.
Сегодня работа по реализации проекта уже активно ведется. В 2009 г. началось строительство детского сада, водопроводных, дорожных и электрических сетей, кроме того, в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» в централизованном порядке осуществлялось строительство 5 домов на площадке микрорайона.
Безусловно, снижение доходов бюджетов всех уровне внесло коррективы в объемы финансирования ряда важных направлений развития сельского хозяйства и сельских территорий. Однако, на наш взгляд, в условиях кризиса необходимо сконцентрировать государственные ресурсы на финансировании тех проектов, реализация которых будет системно влиять на комплексное развитие сельских территорий. Считаем, что таким проектом и является комплексная компактная застройка сельских поселений, позволяющая решать как социальные проблемы села, так и кадровые, а, следовательно, способствовать развитию сельскохозяйственного производства.
Опыт Алтайского края показал, что реализация только одного проекта способствовала повышению заинтересованности и активизировала руководителей других муниципальных образований на подготовку проектно-сметной документации по аналогичным проектам.
РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
Е.С. Суровцева, к.э.н., нач. отд. Департамента сельского хозяйства Орловской области
В сельской местности Орловской области проживают 290,7 тыс. человек (35,6% от населения области), 60,9 тыс. человек работают в сельскохозяйственном производстве, 38,6 тыс. человек заняты в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Повышение уровня и качества жизни сельского населения, улучшение демографической ситуации, формирование профессиональных кадров для обеспечения устойчивого развития сельских территорий являются приоритетами для региона. В этих целях Орловская область участвует в федеральных целевых программах, в том числе по строительству жилья для военных, уволенных в запас, участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, молодых семей, других категорий граждан. Вместе с тем острота жилищной проблемы не уменьшается, а число нуждающихся в жилье остается значительным.
Основными критериями для отбора претендентов на участие в государственных программах являются признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также наличие собственных, заемных средств в размере части стоимости строительства (приоб-ретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты и необходимой для ввода жилья в эксплуатацию. Зачастую на практике названные условия становятся взаимоисклю-чающими друг для друга. Вследствие чего, для решения жилищной проблемы, прежде всего, категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, требуется максимальная интеграция финансовых ресурсов из различных источников. При этом к числу основных все также относятся средства федерального, региональных, местных бюджетов, кредитные (заемные) ресурсы.