Научная статья на тему 'Развитие жилищного строительства в сельской местности Орловской области на основе интеграции финансовых ресурсов'

Развитие жилищного строительства в сельской местности Орловской области на основе интеграции финансовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие жилищного строительства в сельской местности Орловской области на основе интеграции финансовых ресурсов»

Таблица 2. Категории проектов комплексной компактной застройки сельских тер

риторий в Алтайском крае

Категория проектов Характеристика застройки Объем софинансирования из краевого бюджета, млн руб.

I категория Застройка улицы с жилым сектором от 10 до 20 домов 60

II категория Застройка улицы (микрорайона) с жилым сектором от 20 до 50 домов (квартир) 100

III категория Застройка микрорайона с жилым сектором свыше 50 домов (квартир) 220

Срок реализации проекта - с 2009 по 2011 гг. Площадь предполагаемого к застройке земельного участка составляет 61,17 га, из которых под застройку жилыми домами выделяется 11,80 га, для строительства детского сада и благоустройства зон отдыха

- 1,02 га и 2,23 га соответственно. Общий объем финансирования проекта (субсидии из федерального бюджета, средства бюджетов Алтайского края и Ма-монтовского района) - 176,0 млн руб., из которых -150,3 млн руб. - строительно-монтажные работы.

Жилищная застройка земельного участка будет производиться 60 усадебными жилыми домами усадебного типа (общая площадь - 6000 кв.м). В основу распределения земельных участков под жилые дома закладывается потребность в специалистах сельского хозяйства, предприятий переработки и социальной сферы села (40 домов для специалистов сельского хозяйства, 20 домов для работников социальной сферы). В ближайшей перспективе намечено строительство детского сада на 140 мест (площадью почти 1803 кв. м) вблизи данного микрорайона. Строительство нового детского сада позволит трудоустроить порядка 30 человек из числа граждан, планирующих проживать на данной территории. Также на территории микрорайона планируется размещение предприятий торговли бытовых, коммунальных, банковских и других услуг за счёт привлечения инвестиционных ресурсов предприятий, что позволит создать новые рабочие места и снизит проблему занятости сельского населения.

Предполагается, что развитие как производственной, так и социальной сферы на застраиваемой территории будет способствовать привлечению населения для приобретения жилья и обустройства именно в этом микрорайоне.

Социальная эффективность проекта несомненна, и будет обеспечена за счет прироста уровня обеспечения сельского населения жильем (кв.м

на 1 чел) на 0,29 кв.м., расширения и реконструкции электрических и водопроводных сетей, увеличения числа мест в детских дошкольных учреждениях, .

Бюджетная эффективность проекта заключается в дополнительных поступлениях в бюджет муниципального образования в течение только трех ближайших лет более 1750,0 тыс. руб., из которых 1600,0 тыс.руб. за счет налога на имущество от предприятий и налога на имущества физических лиц (от вновь построенного жилья) и около 150 тыс. руб. - от налога от дохода физических лиц.

Сегодня работа по реализации проекта уже активно ведется. В 2009 г. началось строительство детского сада, водопроводных, дорожных и электрических сетей, кроме того, в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» в централизованном порядке осуществлялось строительство 5 домов на площадке микрорайона.

Безусловно, снижение доходов бюджетов всех уровне внесло коррективы в объемы финансирования ряда важных направлений развития сельского хозяйства и сельских территорий. Однако, на наш взгляд, в условиях кризиса необходимо сконцентрировать государственные ресурсы на финансировании тех проектов, реализация которых будет системно влиять на комплексное развитие сельских территорий. Считаем, что таким проектом и является комплексная компактная застройка сельских поселений, позволяющая решать как социальные проблемы села, так и кадровые, а, следовательно, способствовать развитию сельскохозяйственного производства.

Опыт Алтайского края показал, что реализация только одного проекта способствовала повышению заинтересованности и активизировала руководителей других муниципальных образований на подготовку проектно-сметной документации по аналогичным проектам.

РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Е.С. Суровцева, к.э.н., нач. отд. Департамента сельского хозяйства Орловской области

В сельской местности Орловской области проживают 290,7 тыс. человек (35,6% от населения области), 60,9 тыс. человек работают в сельскохозяйственном производстве, 38,6 тыс. человек заняты в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Повышение уровня и качества жизни сельского населения, улучшение демографической ситуации, формирование профессиональных кадров для обеспечения устойчивого развития сельских территорий являются приоритетами для региона. В этих целях Орловская область участвует в федеральных целевых программах, в том числе по строительству жилья для военных, уволенных в запас, участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, молодых семей, других категорий граждан. Вместе с тем острота жилищной проблемы не уменьшается, а число нуждающихся в жилье остается значительным.

Основными критериями для отбора претендентов на участие в государственных программах являются признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также наличие собственных, заемных средств в размере части стоимости строительства (приоб-ретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты и необходимой для ввода жилья в эксплуатацию. Зачастую на практике названные условия становятся взаимоисклю-чающими друг для друга. Вследствие чего, для решения жилищной проблемы, прежде всего, категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, требуется максимальная интеграция финансовых ресурсов из различных источников. При этом к числу основных все также относятся средства федерального, региональных, местных бюджетов, кредитные (заемные) ресурсы.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», а затем Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. № 446, явились важным шагом на пути социального развития села. Так, по направлению ПНП «Развитие АПК» строительство (приобретение) жилья для улучшения жилищных условий молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, за 2006-2007 гг. в России введено в эксплуатацию 1578,3 тыс. кв. м жилья, что составило 113% от плана. Всего в мероприятии приняли участие 32,77 тыс. чел. (104% от плана). Впервые в Госпрограмме среди главных целей названо устойчивое развитие сельских территорий, на ресурсное обеспечение которого в 2008-2012 гг. запланировано 112,37 млрд руб. (20% от программы).

Начиная с 2003 г., Орловская область активно участвует в реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 г. № 858. В регионе действует областная целевая программа «Социальное развитие села Орловской области до 2012 года», утвержденная законом Орловской области от 30.12.2004 г. № 477-ОЗ. Одним из важнейших ее мероприятий, наряду с развитием газификации, водоснабжения, сети общеобразовательных учреждений, учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности, является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Так, в рамках областной программы запланировано улучшение жилищных условий более 1300 сельских семей, строительство и приобретение 90,55 тыс. кв. м жилья для граждан, в том числе 36,8 тыс. кв. м -для молодых семей и молодых специалистов.

За 2003-2009 гг. в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» Орловской областью освоены 1316 млн руб., в том числе средств федерального бюджета - 437,2 млн руб., средств областного бюджета - 369,8 млн руб., внебюджетных источников - 509,3 млн руб. За указанный период в регионе улучшили жилищные условия 1169 семей, в том числе 450 молодых семей и специалистов, построено 80,3 тыс. кв. м жилья, приобретено 24,1 тыс. кв. м жилья. В 2010 г. на мероприятие по развитию жилищного строительства на селе в области запланировано 44,3 млн руб. бюджетных средств и 85,3 млн руб. средств внебюджетных источников для ввода в эксплуатацию 9,7 тыс. кв. м жилья. Программа реализуется на основе принципа софинансирования из различных источников. До 2009 г. доля средств федерального бюджета в общем объеме составляла не более 30%, а с 2009 г. - определяется Приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности регионов (74% для Орловской области в 2010 г.).

Наиболее серьезной проблемой, затрудняющей участие в программе, является недостаток собственных средств. Альтернативным вариантом выступает софинансирование этой доли работодателями в размере части стоимости жилья, не обеспеченной за счет средств государственной поддержки, а также предоставление жилья по договорам найма путем субсидирования расходных обязательств муниципальных образований. Также работодатели,

граждане, молодые семьи и молодые специалисты вправе использовать в качестве своей доли в софи-нансировании объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений.

Эффективным механизмом для обеспечения доступным жильем молодежи на селе является ипотечное жилищное кредитование. В этом случае средства государственной поддержки направляются на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным кредитам (займам).

В 1999-2007 гг. в Орловской области в соответствии с Постановлением Главы администрации от 30.03.1999 г. № 158 строительство индивидуальных жилых домов на селе осуществлялось в рамках областной программы «Славянские корни». Управляющие компании заключали договоры с физическими, юридическими лицами на строительство жилых домов, договоры с подрядными организациями, обеспечивали координацию взаимодействия участников программы, контролировали соответствие их деятельности условиям и заключенным договорам. Выделение кредитных ресурсов сроком на десять лет осуществлялось денежными средствами и строительными материалами. При досрочном вводе в эксплуатацию жилых домов увеличивались сроки погашения кредита до 15 лет. Погашение кредита застройщиками осуществлялось всеми видами сельскохозяйственной продукции, при этом за базовую стоимость 1 кв. м жилья принималось мясо КРС в живом весе по цене 15 руб. за 1 кг (без НДС) с ежеквартальной индексацией. Для расчета размера кредита предельная стоимость 1 кв. м жилья устанавливалась в размере двухмесячного среднедушевого дохода населения области (1400 руб. за 1 кв. м). Потребность в материальных и финансовых ресурсах Программы была рассчитана на строительство 2500 домов по типовым проектам общей площадью 262,5 тыс. кв. м сметной стоимостью 609 млн руб., из них 406 млн руб. (без учета средств застройщиков) были использованы уже в 1999 г.

В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области за 1999-2007 гг. по Программе «Славянские корни» введены в эксплуатацию 8338 домов общей площадью 795,66 тыс. кв. м. Количество жилых домов в незавершенном строительстве по программе на 01.01.2008 г. составляло 212 единиц, на 1.04.2010 г. - 72 единицы.

В соответствии с Постановлением Коллегии Орловской области от 4.10.2007 г. № 227 «О мероприятиях по развитию малоэтажного жилищного строительства в Орловской области» управляющей компанией по дальнейшей реализации программы «Славянские корни» назначена ОАО «Орловская инвестиционная ипотечная корпорация». В качестве источников ее финансирования определены средства федерального, областного, муниципальных бюджетов в рамках целевых программ, возвратные средства населения в рамках программы «Славянские корни», часть прибыли от коммерческой деятельности Корпорации, накопительные взносы граждан, средства «материнского капитала» и сертификатов в рамках ФЦП «Жилище», средства работодателей, незавершенные строительством жилые дома.

Новым и достаточно перспективным источником финансирования жилищного строительства в сельской местности стали средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных усло-

вий. Порядок их получения и целевого использования регулируется Федеральным законом от 26.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий». Так, в соответствии со ст. 7 названного закона, одним из направлений распоряжения средствами материнского капитала является улучшение жилищных условий. Согласно ст. 10 Закона средства материнского капитала могут направляться на приобретение, строительство жилого помещения и участие в обязательствах. В соответствии с Федеральным законом от 2.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов» в 2010 г. его размер составляет 343 378,8 руб.

Осуществляя строительство, приобретение на территории страны жилого дома, квартиры, комнаты, доли в них, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, граждане Российской Федерации могут воспользоваться имущественным налоговым вычетом по налогу на доходы физических лиц на основании ст. 220 Главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации в общем размере не более 2 млн руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов, или 13% от затрат. Однако следует учитывать, что имущественный налоговый вычет не применяется в случаях оплаты расходов на строи-

тельство, приобретение жилого дома, квартиры, комнаты, доли в них за счет средств работодателей, иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, выплат из средств федерального, региональных, местных бюджетов, в случаях совершения сделки между взаимозависимыми физическими лицами.

С учетом изложенного, для комплексного решения задач устойчивого развития сельских территорий можно сформулировать следующие основные предложения по развитию жилищного строительства в сельской местности на основе интеграции различных финансовых ресурсов:

- формирование первичного рынка жилья в сельской местности;

- расширение ипотечного жилищного кредитования населения;

- привлечение к участию в жилищных программах работодателей;

- создание и развитие института социального найма жилья государственного и муниципального жилого фонда;

- развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;

- создание региональных, муниципальных гарантийных, залоговых фондов;

- использование средств материнского (семейного капитала);

- оформление имущественного налогового вычета по НДФЛ.

ИНТЕГРАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ РЕГИОНА

О.Я. Фролова, докторант Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева

Характерной особенностью социально-экономической системы является то, что качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии, который получается в результате функционирования системы в целом. На практике это означает, что из одних и тех же элементов можно получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от взаимодействия элементов. Отсюда вытекает принципиальная значимость скоординированного развития между отдельными экономическими субъектами в системе управления ими. Многоуровневая схема вертикального взаимодействия, складывающаяся в процессе формирования регионального хозяйства, и прежде всего, взаимодействия между соответствующими институтами власти различных уровней. Социальноэкономическая система региона может быть определена через единство взаимодействия в относительно обособленном историческом пространстве, в объективно обусловленной структуре региона, масштабы и способы организации которой детерминированы через организацию национальной общественнохозяйственной системы, социально-экономический потенциала территории, уровень развития экономических отношений в локализованных системах. Вместе с тем каждый элемент в развитии экономической и социальной составляющих системы развивается через разрешение противоречия возникающего внутри него, образуя более качественную форму организации системы. Применительно к социальноэкономической системе региона такой формой более высокого порядка может быть: интеграция нескольких территорий; формирование внутри регионального

пространства качественно новой структуры экономических отношений; новый способ взаимодействия региона с федеральным центром и т.д. В пространстве социально-экономической системы совокупность функций задана объективно сложившимися внутренними и внешними детерминантами:

- формой проявления экономических отношений;

- характером развития экономических отношений в локальных социально-экономических системах.

Например, сельское хозяйство является не только определяющим элементом в системе АПК, но и связующим звеном в системе продовольственного комплекса. Исходя из особенностей функционирования, можно определить, что сельское хозяйство - отрасль общественного хозяйства, представляющая собой локальную социально-экономическую систему, производящую продукцию на основе воспроизводства территориальной общности, природной среды и материально-технических ресурсов, входящих в систему АПК.

Под развитием социально-экономической системы мы понимаем, динамическую способность системы сохранять движение по намеченной траектории вопреки внутренним и внешним возмущениям, поддерживать намеченный режим функционирования, оставаясь относительно неизменной в течение определенного периода, обеспечивая реализацию интересов (общего, частного, единичного), как в настоящем времени, так и в будущем.

Реализация экономических отношений осуществляется на различных уровнях охвата социальноэкономической системы (табл. 1). Предложенная классификации позволяет сформировать дифферен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.