Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / DIGITAL ECONOMY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / TRANSFORMATION / FUTURE EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Светлана Михайловна

В статье рассмотрены ключевые факторы, появляющиеся в процессе инновационного развития и цифровой трансформации экономики, которые так или иначе влияют на формирование рынка профессий и требуют соответствующих изменений в системе подготовки кадров. Мир меняется очень быстро, поэтому система образования должна быть гибкой, способной отвечать вызовам современной экономики и готовить специалистов с новыми компетенциями, востребованными у работодателей и/или необходимыми для создания и ведения собственного бизнеса. Определены факторы, влияющие на систему образования. Сформулированы компоненты, составляющие систему «образования будущего», в ключе ответов на вызовы инновационного развития и цифровой трансформации бизнеса и общества. Выделены наметившиеся тренды и риски в системе современного образования, определены ключевые компетенции, которыми должен обладать современный специалист, чтобы быть востребованным сегодня на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of the education system in Russia in the conditions of innovative development and digitalization of the economy

The article considers the key factors in the process of innovative development and digital transformation of the economy, which in one way or another affect the formation of professions and require appropriate changes in the education system. The world is changing very quickly, so the education system must be flexible, able to meet the challenges of the modern economy and train specialists with new competencies that are in demand by employers and/or necessary for creating and running entrepreneurial business. The paper identifies factors influencing the education system and formulates the components that make up the system of "education of the future" to respond to the challenges of innovative development and digital transformation of business and society. Emerging trends and risks in the modern education system and key competencies that modern specialist must acquire are identified.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 2 • Февраль 2020 ISSN 2222-534Х

Первое

экономическое издательство

Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова 113 лет

Предпринимательство и логистика в условиях цифровой трансформации экономики

трансформация системы образования россии в условиях инновационного развития и цифровизации экономики

Максимова С.М. 1

1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены ключевые факторы, появляющиеся в процессе инновационного развития и цифровой трансформации экономики, которые так или иначе влияют на формирование рынка профессий и требуют соответствующих изменений в системе подготовки кадров. Мир меняется очень быстро, поэтому система образования должна быть гибкой, способной отвечать вызовам современной экономики и готовить специалистов с новыми компетенциями, востребованными у работодателей и/или необходимыми для создания и ведения собственного бизнеса. Определены факторы, влияющие на систему образования. Сформулированы компоненты, составляющие систему «образования будущего», в ключе ответов на вызовы инновационного развития и цифровой трансформации бизнеса и общества. Выделены наметившиеся тренды и риски в системе современного образования, определены ключевые компетенции, которыми должен обладать современный специалист, чтобы быть востребованным сегодня на рынке труда.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, инновационное развитие, трансформация, образование будущего, предпринимательство

The transformation of the education system in Russia in the conditions of innovative development and digitalization of the economy

Maksimova S.M. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Развитие современных цифровых технологий, которые стремительно внедряются во все сферы жизнедеятельности человека, сформировало потребность в новых компетенциях и навыках, что требует соответствующих изменений в системе образования, которая

должна трансформироваться и отвечать на вызовы инновационного и цифрового развития общества. Рассмотрим изменения и вызовы, которые бросает сегодня современный мир, и как на них необходимо отвечать.

Целью данного исследования является изучение особенностей и выявление тенденций в изменении образовательной среды в ключе цифровизации экономики.

Сегодня вопросы образования, изменение рынка труда в условиях цифровизации экономики, формирование профессиональных компетенций, необходимых в ближайшем будущем, волнуют многих ученых, исследователей и практиков в лице представителей бизнеса и работодателей [2, 3] (Batova, 2019; Zabelina, Maltseva, Mirzabalaeva, 2019). Рынок труда предъявляет институтам, готовящим специалистов, новые требования в связи с появлением, развитием и внедрением новых технологий, как цифровых, так и управленческих. Все это требует трансформации образовательной системы. В настоящее время существует множество исследований на данную тему [8, 10] (Mileshina, 2019; Nesterova), однако отсутствует единый подход к трансформации образования, учитывающий особенности цифровой экономики и инновационного развития. В данном исследовании будут представлены элементы модели образования будущего, с учетом выявленных факторов, тенденций и ключевых трендов, происходящих в современном мире, а также возможных рисков, связанных с цифровизацией

ABSTRACT:_

The article considers the key factors in the process of innovative development and digital transformation of the economy which in one way or another affect the formation of professions and require appropriate changes in the education system. The world is changing very quickly so the education system must be flexible, able to meet the challenges of the modern economy and train specialists with new competencies that are in demand by employers and/or necessary for creating and running entrepreneurial business. The paper identifies factors influencing the education system and formulates the components that make up the system of "education of the future" to respond to the challenges of innovative development and digital transformation of business and society. Emerging trends and risks in the modern education system and key competencies that modern specialist must acquire are identified.

KEYWORDS: digital economy innovative development, transformation, future education, entrepreneurship

JEL Classification: 031, 032, 033, I29 Received: 28.01.2020 / Published: 28.02.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Maksimova S.M. (SMaksimova2O150yandex.ru)

CITATION:_

Maksimova S.M. (2020) Transformatsiya sistemy obrazovaniya Rossii v usloviyakh innovatsionnogo raz-vitiya i tsifrovizatsii ekonomiki [The transformation of the education system in Russia in the conditions of innovative development and digitalization of the economy]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (2). - 269-280. doi: 10.18334/epp.10.2.100421

и внедрением инноваций в экономические и социальные процессы. Это и составляет научную новизну настоящего исследования, представленного в данной статье.

ключевые тренды цифровой экономики, определяющие траекторию образования предпринимателя

Сегодня наше общество вошло в эпоху цифровой экономики. Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Программу развития цифровой экономики до 2035 года. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), доля цифровой экономики в ВВП России равняется 5,1%. Данный показатель вырос в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом [12].

По прогнозам проекта Сколково «Атлас 100», в ближайшее время изменится рынок профессий [1]. Уйдут с рынка те профессии, операции которых можно автоматизировать и заменить с помощью робота и техники. К таким профессиям-пенсионерам относят бухгалтера, экономиста, юриста, архивариуса, нотариуса и даже водителя. Но будут появляться и новые профессии, такие как ИТ-медик, архитектор медобо-рудования, проектировщик личной безопасности. Возникает вопрос, неужели все процессы будут автоматизированы, и робототехника будет заменять живое общение? Так комментирует это риск общественный деятель Ирина Хакамада в своем интервью: «Человек будущего, которому будут платить большую зарплату, - это криэйтор, человек, умеющий создавать идеи». Быть гибким, уметь адаптироваться - это сегодня немало значимые качества человека, живущего в современном обществе. Формирование предпринимательского типа мышления

Постоянная неопределенность - порождает предпринимательский тип мышления. В условиях турбулентности, в которых находится сейчас общество, каждый человек становится предпринимателем, чтобы выжить. Предприниматель - это тот, кто способен в условиях высокой неопределенности организовать свою жизнь и свое взаимодействие с другими людьми, так чтобы получить от этого высокий результат. Таким образом, можно сделать вывод, что навыками предпринимательства должен обладать каждый человек.

Эмоциональный интеллект - самое высокооплачиваемое качество Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса. Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и

ОБ АВТОРЕ:_

Максимова Светлана Михайловна, доцент кафедры предпринимательства и логистики, кандидат экономических наук (SMaksimova2O150yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Максимова С.М. Трансформация системы образования России в условиях инновационного развития и цифровизации экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 2. - С. 269280. doi: 10.18334/ерр.10.2.100421

гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех сфер коммуникаций: межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий.

В связи с тем, что мир постоянно меняется, количество получаемой информации непрерывно растет, новые цифровые технологии и инновации входят в нашу жизнь, необходимо постоянно учиться и переучиваться. Поэтому еще одним риском можно назвать опрометчивую убежденность в том, что получить профессию один раз и навсегда - это достаточно. В реалиях современной жизни человек должен менять пакет компетенций. В эпоху цифровых коммуникаций также необходимо научиться работе с информацией, а именно, умению быстро находить, оперативно обрабатывать, анализировать информацию и работать с большими данными.

Еще одним трендом развития современного мира является формирование сете-центрического общества. Неслучайно так активно развиваются социальные сети в Интернете, где есть возможность общаться и решать деловые задачи в онлайн-режиме, быстро, дистанционно, оперативно. Заметим также, что человеку, особенно в большом городе, хочется личного живого общения, этим объясняется стремление быть членом какого-то сообщества, будь то сообщество по интересам или профессиональное сообщество. Этим стремлением опровергается риск уничтожения живого человеческого общения. Также как важную компетенцию стоит отметить здесь навыки нетворкинга, эффективной работы в команде и создание сильной команды.

Несомненно, развитие цифровых технологий и научно-технический прогресс преобразовали жизнь человека и бросают ему новые вызовы, но вместе с тем, и дают новые возможности образования и развития, такие как обучение в городской среде, в сообществах-практиках, обучение на дистанционных площадках, работа в ковор-кинг-центрах, возможности получения государственной поддержки, например, в ГБУ «Малый бизнес Москвы», Корпорации МСП, через различные фонды, краудфандин-говые платформы.

Завтрашнее будущее современными теоретиками и практиками-футуристами описывается одним акронимом VUCA, наделяя будущее мировое развитие такими качествами, как изменчивость, неопределенность, сложность и двойственность природы [9]. Подобного рода подход ставит перед человечеством глобальную задачу адаптировать нынешнее поколение и подготовить подрастающее к стремительно изменяющейся конъюнктуре будущего. Следовательно, именно система образования, как генератор талантливых и самодостаточных кадров, должна взять на себя главную роль по подготовке и реализации образовательных платформ, отвечающих современным мега-трендам.

Согласно докладу экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia, среди основных ключевых трендов, определяющих образ рабочего места в XXI веке, можно выделить технологические (цифровизация всех сфер жизни, автоматизация и роботизация), социальные (демографические изменения, становление сетевого общества)

и техно-социальные (глобализация, экологизация) [9]. Действительно, подобные тенденции будут формировать определенный спрос на конечный продукт образовательной деятельности, запрашивая конкретный набор навыков и компетенций. К примеру, специалисты инновационного проекта «Атлас новых профессий» утверждают, что до 57% профессий могут исчезнут к 2030 году, а 19% всех рабочих могут быть замещены роботами на 81% [1]. В образовании появятся такие профессии, как игропедагог, разработчик образовательных траекторий или тренер по майнд-фитнесу. Чтобы преуспеть, уже сегодня важно ориентироваться не на полученные компетенции, а на знания и навыки, которые будут востребованы завтра.

Согласно подходу датского ученого Йенса Расмуссена к классификации задач будущего, отраженному в исследовании The Boston Consulting Group «Россия 2025: от кадров к талантам», специалисты будущего должны относиться к категории «Знание», где более 50% задач подразумевают аналитическую работу, импровизацию, творчество, работу в условиях неопределенности, где требуется высокая автономность при принятии решений и широкий кругозор [13]. Таким образом, для формирования универсальных компетенций будущего потребуется три кластера навыков: когнитивные (саморазвитие, организованность, управленческие навыки, достижение результатов, решение нестандартных задач, адаптивность), социально-поведенческие (коммуникация, межличностные навыки, межкультурное взаимодействие), а также цифровые (создание систем, управление информацией). Для формирования данных компетенций потребуются определенные цифровые образовательные технологии. В целом в образование будут внедряться инструменты обучения с применением ИТ, таких как: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это позволит входить в продуктивное состояние сознания, лучше концентрироваться и решать сложные творческие и аналитические задачи. Все чаще будут использоваться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более эффективно осваивать изучаемый предмет. Теперь расстояние больше не играет роли - курсы многих престижных вузов уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу. Таким образом, образование становится все более предметным и практико-ориентированным.

Резюмируя вышеизложенное, обозначим базовые или универсальные навыки и компетенции, необходимые в ближайшем будущем:

1. Умение учиться, переучиваться, разучиваться.

2. Самомотивация становится условием выживания в условиях увеличивающейся неопределенности. В этой плоскости лежит способность управлять своим развитием и формировать «менталитет роста» или «мышление роста».

3. Креативное мышление (гибкое, творческое нестандартное). Умение мыслить творчески, нестандартно, выходить за рамки стереотипов и штаммов, находить креативное решение вне стандартов.

4. Эмоциональный интеллект. Умение контролировать свои эмоции, чувствовать эмоции других людей. Используя эмоции, выстраивать конструктивный диалог и благоприятную атмосферу для работы и коммуникаций.

5. Умение творить. Творить в широком смысле этого слова, а именно, создавать что-то уникальное в разных сферах человеческого общества.

6. .Умениеработать в команде (сотрудничать), а также умение работать в междисциплинарной среде. Если рассматривать коллаборацию как навык, то он включает в себя, коммуникативные навыки, способность к эмпатии и развитый эмоциональный интеллект.

7. Навыки в сфере ИКТ, которые включают не только «способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий», но и умение программировать как базовый навык.

8. Обладание предыдущими навыками и компетенциями потребует от человека умения управлять концентрацией внимания. Большие объемы данных, нарастание неопределенности, работа в стрессовых ситуациях делают наличие этого навыка не конкурентным преимуществом отдельного человека, а простой насущной необходимостью.

Элементы модели образования будущего

Учитывая вышеизложенные тренды и тенденции в развитии современного общества и цифровой трансформации экономики, попытаемся сформировать модель образования будущего, которая бы отвечала возникающим требованиям. Рассмотрим отдельные ее составляющие.

Глобальные онлайн-платформы. Потребность в новых навыках и новых компетенциях требует новой организации образовательной среды. Цифровые образовательные технологии помогут индивидуализировать и персонифицировать образование: помочь выбрать индивидуальную траекторию, темп, режим, объем и способы обучения. Огромную роль в этом сыграют глобальные онлайн-платформы и другие технологические решения (дополненная реальность, обучающие игры). На сегодняшний день уже дают такую возможность онлайн-платформы «Coursera», «Арзамас», «Лекториум», «Универсариум», «Степик», «EdX».

Профессиональные сообщества практики. Развитию творческих способностей, навыку работы в команде будут способствовать профессиональные сообщества практики. Группы в соцсетях позволяют уже сегодня осуществлять перекрестное обучение, выстраивать горизонтальные связи, обсуждать уникальные или сложные темы.

Практические знания люди будут получать в сообществах-практиках.

Понятие «сообщества-практики» - очень древняя система обучения: человек включается в практическую деятельность групп или команд, привносит свои знания и опыт, перенимая знания и опыт от других участников сообщества. Университеты и

образовались вокруг таких сообществ. Примером обучения в сообществах-практиках является племенное образование: старшие учили младших, давая конкретное задание. Люди древности обладали сложным мышлением, просто их знания были приспособлены к условиям, в которых жили люди. Например, охотники Якутии могли запоминать долгопротяженные маршруты.

Образовательные сообщества-практики играют все более важную роль, в том числе и потому, что способны давать актуальные знания, а также связывать с теми, кто может его лучше его научить. Процесс обучения построен таким образом, что многие могут учиться у многих. Сообщество - коллективное гуру, каждый выступает учеником и учителем носителей ценного опыта и тем, кто его способен воспринимать. Благодаря Интернету сообщества уже не будут ограничены одним городом.

Перекрестное обучение во многом становится возможным благодаря использованию социальных сетей. Например, создаются сообщества и группы по интересам в БасеЬоок. Роль вертикальной трансляции знаний снижается. Каждый человек в независимости от статуса, уровня знаний, компетенций, может общаться с любым человеком, участником группы.

Игры живого действия. В современном обществе считается, что большая часть взрослой аудитории является серьезной. Из образования игра ушла. Известно, что дети и взрослые лучше всего учатся в игре. Неслучайно сейчас наблюдается взрывной интерес к играм. В исследованиях, коммуникациях сейчас снова возвращаются и активно используют игровой метод. В игре существуют два важных мотивационных элемента: соревновательность и возможность получать награды.

Обучение происходит также на основе дополненной реальности игры. Игровые решения в совокупности с дополненной реальностью могут стать основной формой получения разного рода знаний и навыков. Игра - это развлечение, в которое можно заложить образовательное содержание. Развитые игроком навыки могут применяться в практической профессиональной деятельности. Так, например, информационные компании из Кремниевой долины находят себе сотрудников из игры.

Обучение в городской среде. Город не только место жизни и работы, но и место обучения. Возможности обучения в городе увеличиваются. Навигатор просматривает, какие мероприятия идут в Вашем районе, и прокладывает маршрут по лекциям, семинарам, которые на вашем маршруте встречаются.

Большинство университетов находятся в городах только номинально. Подготовка молодежи к самостоятельной взрослой жизни происходит, в том числе и за пределами образовательных учреждений. Молодежь выбирает для образования новые места, новые форматы внутри городской среды: в домах культуры, фитнес-клубах, в торговых центрах и др. Взрослые люди хотят заняться полезным делом. Сегодня во многих торговых центрах: есть возможность для образования - для этого есть обучающие центры, библиотека, коворкинг, лекционный зал.

Примерами обучения в городской среде могут быть следующие площадки:

• городские парки (парк Горького в Москве), музеи, лекции на открытом воздухе;

• городские фестивали;

• городские квесты и туры: позволяют поработать с проблемами и вызовами, которые бросает современный город его жителям, выполнение заданий в командах позволяет поучиться у города и друг друга;

• интерактивный спектакль, в котором участвуют зрители наравне с актерами;

• дискуссионные клубы, взрослые игры;

• ярмарки навыков: общественные пространства используются как образовательные площадки;

• антикафе: места, где люди могут обучать друг друга, например, проводить мастер-классы по совместному приготовлению пищи (мастер-классы по изготовлению вареников, лепке пельменей, приготовлению тортов и т.д.);

• городские сады: люди совместно обрабатывают землю, сажают цветы, деревья, облагораживают место их проживания;

• формат экологического городского образования: изучение источников загрязнения воды, птиц и растений, которые позволяют восстанавливать связь между людьми.

Обучение в городской среде, обучение в сообществе-практике способствуют тому, что люди начинают больше узнавать друг друга. В больших городах существует проблема атомизации населения, которая проявляется в том, что люди живут обособленно друг от друга, общаются только в рамках профессии, работы, при личной необходимости. Результатом такого общения становится то, что люди в подъезде не знают друг друга. В мегаполисе растет разделение людей: экономическое, религиозное. В данной ситуации необходимо применять практическое миротворчество, относиться друг к другу по-доброму.

Обучение в семье. Совместное разновозрастное обучение людей в семьях. Взаимодействия между поколениями семьи все меньше сегодня наблюдается в современном обществе. На образование в семье требуется обратить особое внимание: организация совместного творчества, межпоколенческое обучение, семейные традиции и семейные родительские университеты - формы и инструменты современного образования, которые стоит развивать и поддерживать, что будет способствовать укреплению статуса семьи и семейных ценностей в обществе.

Насколько сильно стали меняться сферы жизни, когда пришли цифровые технологии. Один из мощных показателей этого явления - это бизнес. В сфере бизнеса ценятся только уникальные знания и опыт работника. Компании интересует только практический опыт. Основной интерес работодателя - понимать качества и способности своих работников. Работодатели хотят нанимать не только специалистов, но и созданные команды. Спрос со стороны работодателя перестраивает инфраструктуру образования.

Накопление социального капитала, собственные цели развития. Людьми начинает двигать стремление найти свое уникальное признание, личная страсть и вдохновение.

Запрос на новое образование создает и государство. Разнообразие знаний и умений населения может быть применимо во благо национальной экономики. В числе лидеров нового образования небольшие страны - Финляндия, Сингапур.

заключение

Таким образом, глобальные тренды, цифровые технологии, сетецентричное общество, экологизация и реабиологизация экономики требуют от человека умения учиться, управлять своим развитием, общаться.

Система образования будущего подразумевает под собой следующее:

• человекоцентированный подход;

• технологические решения позволят построить персонализированное образование;

• учебные процессы становятся более гибкими и модульными;

• обучение становится более междисциплинарным;

• роль преподавателя - наставник в организации творческих работ, создатель среды для обучения и взаимодействия, преподаватель-практик;

• университет - центр развития города, региона, отрасли;

• предпринимательский дух - с точки зрения новых культурных проектов, творческих инициатив;

• сокращение бюрократии, упрощение, гибкие процессы обучения.

Важно обозначить риски, с которыми может столкнуться современная система образования и общество в целом. Следует отметить, что инновационные образовательные процессы порождают определенный спектр рисков. Во-первых, это образ мышления. Как заставить себя «мыслить из будущего», чтобы оценить возможность возникновения проблем в образовании через 10-20 лет с учетом сегодняшней динамики? Как нам предвосхитить будущее и подготовиться к нему? Какая ментальная установка потребуется для этого?

Во-вторых, как современному обществу правильно и успешно воспользоваться процессами цифровизации (big data, blockchain) в целях личной образовательной выгоды? Через десятки лет «цифровые двойники» заполонят все сферы жизни общества, что повлечет за собой отказ от знаний, которые успешно синтезируется в искусственном интеллекте машин. Как сохранить способность к познанию, будучи окруженными «цифровыми двойниками»?

В-третьих, новый облик системы образования повлечет трансформацию оценочной системы в целом. Потребуются ли классические методы оценки знаний - тесты, проекты, эссе, презентации, когда в режиме реального времени на местах будут виртуальные специалисты-трекеры, оценивающие нашу траекторию образования и снабжающие нас мгновенной обратной связью? Исчезнет ли формат экзамена или нам

нужно будет создавать новую систему оценки знаний? И наконец, что использовать в качестве новых методов оценки знаний после получения диплома в рамках тренда «непрерывного образования», которое будет прокладывать траекторию профессионального роста, обновлять профайл личностных компетенций и т.д.? В необозримом будущем система образования обязательно столкнется с подобными вызовами и хочется верить, что благополучно с ними справиться.

В-четвертых, использование огромного объема данных приводит к потере контроля человека над анализом этих данных. Доверяя контроль роботам, возникает вопрос, кто кого контролирует и программирует? Что с этим делать?

В-пятых, вызов, связанный с роботизацией, технологической сингулярностью, приводит к тому, что мы сами должны научиться жить в условиях неопределенности, а система подготовки педагогических кадров должна соответствовать, в лучшем случае, опережать системные изменения в образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-пятых, психологическая безопасность - одно из главных условий развития человека. Как обеспечить ее в условиях неопределенности - это и будет, на наш взгляд, одним из вызовов образования будущего.

Будущее образования - за смешанным обучением. Многое будет зависеть от компетенций педагогов, наставников, более - от компетенций преподавательских коллективов и управленческих команд.

Таким образом, в данном исследовании были определены ключевые навыки и компетенции, которыми необходимо сегодня овладевать, чтобы быть востребованным на рынке труда, в обществе в условиях возрастающей конкуренции и технологического и информационного прогресса, которые неизбежно присутствуют в цифровой экономике, обозначены и сформулированы элементы модели системы образования будущего.

ИСТОЧНИКИ:

1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ ( дата обра-

щения: 31.05.2019 ).

2. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование - нау-

ка - производство» // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. - с. 15731584. - doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.

3. Забелина О.В., Мальцева А.В., Мирзабалаева Ф.И. Установки работающего населе-

ния России на непрерывное профессиональное образование // Креативная экономика. - 2019. - № 4. - с. 773-790. - doi: 10.18334/ce.13.4.40532.

4. Корицкий А.В. Кому приносят выгоды расходы на образование в России? // Вопросы

инновационной экономики. - 2011. - № 7. - с. 27-41.

5. Косенок С.М., Безуевская В.А. Проектное управление в университете - ответ на вы-

зовы времени // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - с. 595604. - doi: 10.18334/epp.9.4.41500.

6. Кузнецова Л.В. Бизнес-образование как звено непрерывного образования // Креативная экономика. - 2017. - № 12. - с. 1329-1338. - doi: 10.18334/ce.11.12.38684.

7. Кэрол С. Дуэк про Гибкое сознание. [Электронный ресурс]. URL: TED RUS [Full HD]

https://www.youtube.com/watch?v=Cv4FbEWhGFo.

8. Милешина О.Ю. Закономерности и новые тенденции формирования профессио-

нальных компетенций обучающихся профессиям будущего // Экономика и социум: современные модели развития. - 2019. - № 2. - с. 277-287. - doi: 10.18334/ ecsoc.9.2.40870.

9. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Совместное

исследование Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и проекта Global Education Futures. [Электронный ресурс]. URL: https://rda.worldskills.ru/ project/future-skills ( дата обращения: 15.10.2020 ).

10. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom. ru/lab/ikt-kompetentnost.html

11. Программа развития цифровой экономики Российской Федерации до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy. pdf ( дата обращения: 02.06.2019 ).

12. Официальный сайт Российской ассоциации электронных коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/live/raec-news/11418/ ( дата обращения: 15.01.2020 ).

13. The Boston Consulting Group «Россия 2025: от кадров к талантам». [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095 ( дата обращения: 10.10.2020 ).

REFERENCES:

Batova M.M. (2019). Formirovanie tsifrovyh kompetentsiy v sisteme "obrazovanie - nau-ka - proizvodstvo" [The formation of digital competencies in the "education - science - production" system]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 15731584. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41467. Koritskiy A.V. (2011). Komu prinosyat vygody raskhody na obrazovanie v Rossii? [Do the public costs of education pay its way in Russia?]. Russian Journal of Innovation Economics. (7). 27-41. (in Russian). Kosenok S.M., Bezuevskaya V.A. (2019). Proektnoe upravlenie v universitete - otvet na vyzovy vremeni[Project management at University - response to the challenges of time]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 595-604. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41500. Kuznetsova L.V. (2017). Biznes-obrazovanie kak zveno nepreryvnogo obrazovani-ya [Business education as a link in continuing education]. Creative economy. (12). 1329-1338. (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.12.38684.

Mileshina O.Yu. (2019). Zakonomernosti i novye tendentsii formirovaniya profession-alnyh kompetentsiy obuchayushchikhsya professiyam budushchego [Regularities and new trends in the formation of professional competencies of students in future professions]. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. (2). 277-287. (in Russian). doi: 10.18334/ecsoc.9.2.40870.

Zabelina O.V., Maltseva A.V., Mirzabalaeva F.I. (2019). Ustanovki rabotayushchego naseleniya Rossii na nepreryvnoe professionalnoe obrazovanie [Installations of the working population of Russia on continuous professional education]. Creative economy. (4). 773-790. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.4.40532.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.