Научная статья на тему 'Влияние проекта Jean Monnet в сфере цифровой экономики на развитие образовательной среды скфу'

Влияние проекта Jean Monnet в сфере цифровой экономики на развитие образовательной среды скфу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТ JEAN MONNET / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / E-COURSES / DISTANCE EDUCATION / EUROPEAN EXPERIENCE / SOCIO-ECONOMIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / JEAN MONNET PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Людмила Руслановна, Зенченко Светлана Вячеславовна, Пенькова Инесса Вячеславовна

Освещается опыт Северо-Кавказского федерального университета по реализации мероприятий в рамках проекта Jean Monnet в сфере цифровой экономики. Представляются различные аспекты продвижения европейского опыта в области цифровизации экономики и образования. Проводится анализ влияния проекта на образовательную и социально-экономическую среду Северо-Кавказского федерального округа. Основное значение проекта для региональной и национальной экономики состоит в эффективном использовании цифровых технологий, которые признаны ЕС в качестве ключевого фактора повышения конкурентоспособности и социально-экономического роста. Проект сосредоточен на пяти факторах роста цифровой экономики и электронного образования, обозначенных Европейской комиссией: цифровые навыки и рынок ИКТ, среда электронного бизнеса, доступ к финансам для развития электронного бизнеса, цифровые компетенции и навыки на рынке труда, лидерство, поддержка предпринимательской культуры. Студенты обучаются современным электронным и инновационным методам ведения бизнеса, основанным на информационно-коммуникационных технологиях. Для университетов проект обеспечивает методологическую базу, содействующую процессу цифровой трансформации образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Людмила Руслановна, Зенченко Светлана Вячеславовна, Пенькова Инесса Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE JEAN MONNET PROJECT IN THE FIELD OF DIGITAL ECONOMY ON THE DEVELOPMENT OF THE NCFU EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article provides an overview of the experience of the North-Caucasus Federal University in the implementation of activities under the Jean Monnet project in the field of digital economy. Various aspects related to the promotion of European experience in the field of digitalization of the economy and education are highlighted. The authors analyze the impact of the project implementation process on the educational and socio-economic environment of the North Caucasus Federal Region. The project’s paramount importance for the regional and national economy is the effective use of digital technologies, which are recognized by the EU as a key factor in increasing competitiveness and socio-economic growth. The project focuses on five growth factors of the digital economy and e-education identified by the European Commission: digital skills and the ICT market, e-business environment, access to finance for e-business development, digital competencies and skills in the labor market, leadership, and the entrepreneurial culture support. To carry out professional activities in the future, students are taught modern electronic and innovative business methods based on information and communication technologies. The project provides a methodological framework for universities that facilitates the digital transformation process of the educational environment.

Текст научной работы на тему «Влияние проекта Jean Monnet в сфере цифровой экономики на развитие образовательной среды скфу»

Вестник Нижегородско го университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 4 (56), с. 229-234 229

УДК 330

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА JEAN MONNET В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СКФУ

© 2019 г. Л.Р. Алиева, С.В. Зенченко, И.В. Пенькова

Алиева Людмила Руслановна, к.т.н.; доц.; начальник управления международного сотрудничества Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь ali-ludmila@yandex.ru

Зенченко Светлана Вячеславовна, д.э.н.; проф.; профессор кафедры финансов и кредита Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь zen_sveta@mail. ru

Пенькова Инесса Вячеславовна, д.э.н.; проф.; профессор кафедры цифровых бизнес-технологий Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь panacea_inessa@mail.ru

Статья поступила вре9акцию 14.10.2019 Статья принята к публикации 30.10.2019

Освещается опыт Северо-Кавказского федерального университета по реализации мероприятий в рамках проекта Jean Monnet в сфере цифровой экономики. Представляются различные аспекты продвижения европейского опыта в области цифровизации экономики и образования. Проводится анализ влияния проекта на образовательную и социально-экономическую среду Северо-Кавказского федерального округа. Основное значение проекта для региональной и национальной экономики состоит в эффективном использовании цифровых технологий, которые признаны ЕС в качестве ключевого фактора повышения конкурентоспособности и социально-экономического роста. Проект сосредоточен на пяти факторах роста цифровой экономики и электронного образования, обозначенных Европейской комиссией: цифровые навыки и рынок ИКТ, среда электронного бизнеса, доступ к финансам для развития электронного бизнеса, цифровые компетенции и навыки на рынке труда, лидерство, поддержка предпринимательской культуры. Студенты обучаются современным электронным и инновационным методам ведения бизнеса, основанным на информационно-коммуникационных технологиях. Для университетов проект обеспечивает методологическую базу, содействующую процессу цифровой трансформации образовательной среды.

Ключевые слова: цифровизация экономики, электронные курсы, дистанционное образование, европейский опыт, социально-экономическая и образовательная среда, проект Jean Monnet.

Введение

Современный этап ознаменовался началом и активным развитием эры цифровой экономики. Информационный мир наполняется новыми терминами: криптовалюта, «умные города», блок-чейн, биткойны, цифровые технологии, искусственный интеллект, робототехника и т.п. В свою очередь, повышение реализуемости потенциала человеческих интеллектуальных способностей и технологических преимуществ страны в области цифровой экономики предопределяет необходимость действовать в сферах и отраслях системного значения. Более того, В.В. Путин провел аналогию «задачи развития в этой сфере с электрификацией страны в XX веке» [1]. Значительные темпы роста основаны на цифровой экономике и технологическом лидерстве, что требует интенсивного контроля и повышенного внимания со стороны государства. Именно этим фактом обусловлено то, что Президент России в феврале 2019 года

утвердил Перечень поручений [2] по вопросам реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной в 2017 году [3].

Отметим, что цифровизация предполагает горизонтальное изменение [4] традиционных экономических моделей, а цифровая экономика направлена в том числе и на финансовый сегмент рынка, на основе которого можно создать устойчивые отношения между странами без формирования новых цифровых барьеров. В свою очередь новые технологии (такие, как блок-чейн, большие данные, искусственный интеллект) предоставляют инновационные возможности и выводят на новый уровень развития во всех сферах жизнедеятельности глобального общества.

В связи с этим в Российской Федерации разворачивается масштабная программа цифровой трансформации университетов, что обусловило повышение интереса отечественных вузов к проектам в сфере цифровизации различных

сфер социально-экономической жизни социума. Один из таких проектов, поддержанных в рамках Jean Monnet, с 2018 года реализуется Северо-Кавказским федеральным университетом. Именно освещение опыта реализации этого проекта и его влияния на образовательную среду как университета, так и региона ставится целью предлагаемой статьи.

Теоретико-методологические подходы

Достижение поставленной цели потребовало применения методов и инструментария сравнительного и ретроспективного анализа для более полного освещения и анализа как процесса реализации непосредственно проекта JM, так и его влияния на образовательную среду

Результаты и обсуждение результатов

Импульсом для прорыва в области цифрови-зации образовательной среды России стало проведение на базе Сколтеха в августе 2019 года образовательного интенсива «Остров 10-22». Более 4500 участников из 100 ведущих вузов и десятков других организаций осваивали принципы управления образовательными организациями на основе анализа больших данных, знакомились с основами цифровой экономики, осваивали метакогнитивные нейротехнологии, учились семантическому и имитационному моделированию на примере лучших мировых практик. Одним из участников проекта выступает Северо-Кавказский федеральный университет, являющийся признанным лидером в регионе по подготовке кадров для цифровой экономики. Высокий уровень образовательных продуктов в данной сфере обусловлен устойчивым сотрудничеством СКФУ с иностранными партнерами ведущих европейских университетов (Лиссабонским университетом, Римским университетом Ла Сапиенца, Университетом Тренто и другими).

Для масштабного трансфера знаний в области цифровой экономики и повышения уровня грамотности различных целевых групп в 2018 году СКФУ инициировал проект «Цифровая экономика и электронное образование: европейский опыт». Заявка поддержана в рамках направления Erasmus plus, Jean Monnet. Проект призван способствовать продвижению европейских подходов к подготовке профессиональных кадров и обучению широких слоев населения в области цифровизации путем разработки и внедрения новых учебных модулей и курсов, проведения в России семинаров, конференций с участием ведущих европейских экспертов. По-

вышению уровня осведомлённости в вопросах цифровой экономики способствуют открытые публикации и созданный электронный образовательный портал.

Реализующийся в СКФУ проект JM «Цифровая экономика и электронное образование: европейский опыт» полностью соответствует европейской политике цифровизации и Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (Паспорт национальной программы утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года).

Эффективное использование цифровых технологий было признано ЕС ключевым фактором повышения конкурентоспособности и экономического роста, а также наращивания числа рабочих мест. Как следствие, этот вопрос наряду с Планом действий «Предпринимательство-2020» в числе других инициатив (ведущие инициативы ЕС 2020 - Промышленная политика в эпоху глобализации, Цифровая повестка дня для Европы, Инновационный союз; Закон о малом бизнесе для Европы, 2008 г.; Доклад Европейской комиссии «Адаптация политики электронного бизнеса в изменяющейся среде: уроки инициативы Go Digital и задачи на будущее», 2003 г. [5-7]) занимает одну из лидирующих позиций.

В настоящее время большое значение имеет расширение цифровой экономики и электронного образования. Экономика, которая активно поглощает и использует информационно-коммуникационные и электронные технологии, называется «цифровой». Она стала основным двигателем инноваций, конкурентоспособности и экономического роста, поэтому Европейский союз рассматривает всестороннее развитие цифровой экономики как ключевую область для бизнес-среды в будущем.

Европейская комиссия определила пять параметров программы роста цифрового бизнеса: цифровые навыки и рынок ИКТ, цифровая бизнес-среда, доступ к финансам для развития бизнеса, навыки и компетенции рабочей силы в использовании ИКТ и электронного лидерства при создании благоприятной предпринимательской культуры и среды.

Европейский союз уделяет повышенное внимание развитию цифровой экономики, полагая, что экономический рост континента будет зависеть от того, насколько эффективно компании используют современные ИКТ. Европейская комиссия отмечает, что те предприятия, которые не смогут подключиться к цифровым каналам, будут исключены из мирового рынка. О необходимости использования потенциала циф-

ровых технологий для повышения уровня конкурентоспособности, предпринимательства и инноваций упоминается и в документе «Предпринимательство 2020: План действий» [8].

Европейская комиссия поощряет использование возможностей, предоставляемых цифровой революцией, стимулируя инновационное преобразование существующего бизнеса и поддерживая цифровое предпринимательство в Европе [9].

Таким образом, проект «Цифровая экономика и электронное образование: европейский опыт» имеет особую актуальность. В разработке и реализации всех заявленных мероприятий принимают участие ведущие российские и европейские эксперты и политики в области диги-тализации экономики и образования.

В рамках реализации заявленных мероприятий команда проекта тесно сотрудничает с национальными и местными органами власти, включая администрацию города Ставрополя, правительство Ставропольского края, координационные и консультативные органы СевероКавказского федерального округа. Власти заинтересованы во внедрении технологий цифровизации экономики и образования, а также в распространении европейского опыта по данным направлениям в СКФО. Предложенные мероприятия проходят с участием крупных организаций региона: ПАО «Сбербанк», ПАО «Россельхозбанк», ОАО «Монокристалл», ОАО «Энергомера», ГК, ООО «Бизнес ИТ», ООО «Партнер Плюс».

Масштабность проекта JM обусловлена еще и тем, что Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) является крупнейшим образовательным и исследовательским центром СКФО, созданным Указом Президента РФ в 2012 году объединением трех ведущих вузов региона. СКФУ насчитывает более 24000 студентов, 530 аспирантов, более 2000 высококвалифицированных преподавателей. В состав СКФУ входят 11 институтов. Он гордится тем, что является мультикультурным учреждением, готовящим студентов 86 национальностей России и 56 зарубежных стран. Это способствует повышению качества высшего образования и использованию болонских инструментов. Наряду с этим СКФУ принимает активное участие в разработке и продвижении курсов электронного обучения.

СКФУ тесно сотрудничает с академическими партнерами из 39 стран и является активным участником региональных, национальных и глобальных тематических сетей. В сети федеральных университетов было запущено 9 совместных магистерских программ, 3 магистерские программы с двойным дипломом и несколько совместных учебных программ с партнерами из ЕС.

Интеллектуальным ядром проекта JM выступает Институт экономики и управления (ИЭиУ) СКФУ, в котором обучается более чем 3300 студентов и преподают 162 профессора. ИЭиУ удерживает позиции крупнейшего образовательного кластера в области экономики и управления в Северо-Кавказском федеральном округе. Интернационализация является одним из важных векторов развития СКФУ. ИЭиУ имеет широкую сеть иностранных партнеров, реализует программы двойных дипломов, осуществляет академические обмены преподавателями и студентами. Методологическую и консультативную помощь в реализации проекта оказывают приглашенные европейские эксперты, профессора и партнеры, с которыми СКФУ поддерживает связи и многолетнее устойчивое сотрудничество в области образования и научных исследований, в том числе из Рурского университета Бохума (Германия), Пражского института повышения квалификации (Чешская Республика), Кембриджского университета (Великобритания), Sapienza Universitä di Roma и Университета Тренто (Италия), Университета IUL (Баальбек Кампус). Представители этих образовательных учреждений Европы охотно делятся обширным опытом в области цифровой экономики и электронного обучения, что позволяет актуализировать потребности населения в сфере циф-ровизации (преподавателей учебных заведений, политиков, государственных служащих и т.п.).

Новый проект JM, направленный на передачу знаний о лучших европейских практиках цифровизации, стал новым шагом вперед как для университета, так и для региональной и национальной экономики. Основное значение проекта для региональной и национальной экономики состоит в эффективном использовании цифровых технологий. Для осуществления профессиональной деятельности будущих выпускников знакомят с современными электронными и инновационными методами обучения, основанными на информационно-коммуникационных технологиях.

Уже сегодня очевидны результаты внедрения в СКФУ инновационных методов обучения, основанных на информационно-коммуникационных технологиях. Ежегодно Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) набирает на 10% больше студентов по специальностям, связанным с электронными и информационными технологиями. С каждым годом растущий спрос на рынке труда на специалистов, имеющих цифровые компетенции, применимые в разных секторах экономики, позволяет увеличить количество бюджетных мест на этих направлениях. По официальным данным СКФУ, спектр специаль-

ностей, охватывающих электронные компетенции в университете, составляет около 40%. Университет развивает сеть инновационных малых предприятий «КСБи-ШСОМ», в которую входят 14 фирм, использующих инновационные научные результаты СКФУ, в том числе внедренные в области цифровой экономики и электронного образования. За последние шесть лет более 70 выпускников прошли через систему университетских предприятий, 45 из которых открыли собственный бизнес.

Участие в проекте JM обеспечит развитие методологической базы образовательной среды университета, исследовательских навыков преподавательского состава и цифровых навыков представителей политической сферы и бизнес-сообщества. Основными инструментами, предложенными в проекте, являются массовый открытый онлайн-курс, виртуальный класс, интерактивные лекции, тематические игры, семинары, зимняя школа, круглые столы, дебаты, исследовательские проекты.

Проект JM «Цифровая экономика и электронное образование: европейский опыт» с участием европейских и российских экспертов, специалистов, исследователей, студентов/ школьников, представителей власти, профессиональных групп, представителей гражданского общества и широкой общественности реализуется в несколько этапов. Каждый член команды несет ответственность за запланированное мероприятие. Первый этап - учебный визит сотрудников СКФУ в Университет Тренто (Италия) в декабре 2018 года - предоставил команде проекта возможность ознакомиться с тем, как работают цифровая экономика и электронное образование с использованием инструментов электронного маркетинга в Европе. Затем полученные цифровые навыки обрели дальнейшее развитие через другие мероприятия проекта -такие, как обучение/тренинги и исследования, в том числе и в период проведения Зимней бизнес-школы в феврале-марте 2019 года по направлению «Электронное правительство, цифровой бизнес, онлайн образование: навыки и компетенции». Занятия в зимней школе бизнеса для участников, проводившиеся европейскими и российскими экспертами, продемонстрировали возможности применения успешных европейских практик цифровой экономики и электронного образования. Студенты изучили европейский опыт и узнали, как использовать различные финансовые стратегии и применять финансовое программное обеспечение для достижения целей, поставленных компанией. Работа Зимней школы объединила более 80 участников из 7 стран Европы и Азии [10].

Участие и оценка европейских экспертов позволяют увидеть сильные и слабые стороны уровня применяемых электронных технологий, что дает возможность совершенствовать и усилить методику преподавания онлайн и дистанционных курсов. Тесное сотрудничество с местными органами власти: администрацией города Ставрополя, правительством Ставропольского края, координационными и консультативными органами Северо-Кавказского федерального округа - и широкой общественностью в целом, включая студентов университетов, учеников начальных и средних школ, позволяет улучшить программу проекта и успешно внедрить результаты в российское образование и экономику.

Проект JM «Цифровая экономика и электронное образование: европейский опыт» направлен на следующие целевые группы: конкретные группы, связанные с ЕС, в исследованиях, которые имеют ограниченное воздействие, но все больше подвержены влиянию европейских аспектов; студенты, не имеющие непосредственного контакта с европейцами; политики, государственные служащие, организованное гражданское общество и широкая общественность в целом.

Особо значимым цифровым образовательным продуктом проекта является онлайн-курс МООС, направленный на совершенствование цифровых навыков в сфере персонализации в электронном обучении. В рамках курса применяются европейские современные подходы дифференцированного обучения, расширения автономии студента вплоть до самоадаптивного обучения. Полученные технологии будут использоваться при дальнейшей разработке других курсов электронного обучения на основе анализа данных и управления обучением. Другим интересным инструментом, разработанным в рамках проекта, стал виртуальный класс, сконцентрированный на развитии цифровых компетенций в торговле на онлайн-биржах.

В проекте реализуется широкая гамма мероприятий по распространению (диссеминации) результатов и наработок. Опыт европейской цифровой экономики и электронного образования, полученный участниками проекта, находит свое отражение в ряде публикаций, в том числе в европейских изданиях. Учебные и методические материалы по тематике проекта будут опубликованы на русском и английском языках. Виртуальный класс, МООС и веб-сайт на английском языке обеспечивают широкое распространение результатов проекта как в РФ, так и в других странах мира. Созданный в рамках проекта интернет-сайт (digjmer.ru) представляет детальную информацию об основных результа-

тах и планируемых мероприятиях. Здесь посетители могут:

- получить теоретическое представление о европейском опыте в области цифровизации экономики и образования;

- рассмотреть понятие и классификацию цифровых образовательных технологий;

- изучить основные понятия и классификацию цифровых технологий на финансовых рынках;

- познакомиться с основными принципами бизнес-аналитики;

- изучить методы использования цифровых технологий в профессиональной деятельности экономиста.

Заключение

В целом реализация JM «Цифровая экономика и электронное образование: европейский опыт» открывает новые возможности для бизнеса и образования. Изучение опыта ЕС в вопросах диги-тализации бизнеса и общества предоставляет России возможность использовать самые разнообразные возможности европейских цифровых технологий, инновационных бизнес-моделей и новых процессов, а также расширяет потенциал создания интеллектуальных продуктов и услуг, что обусловливает потребность в использовании современных электронных технологий и инновационных бизнес-моделей, предлагаемых экономиками разных стран. Одновременно Российская стратегия цифровой экономики (2017) расширяет возможности применения ИКТ, что вызывает необходимость обмена опытом в области образовательной и экономической цифровизации.

Реализация проекта JM способствует расширению внедрения европейского опыта цифрови-зации, преобразуя российский бизнес-ландшафт, стимулирует использование новейших европейских цифровых технологий для совершенствования моделей обучения, повлечет создание новых моделей электронной бизнес-аналитики, онлайн-коммерции, тем самым увеличивая эффективность инновационных и электронных методов обучения и повышая темпы роста экономики.

Для университетов проект обеспечивает методологическую базу, содействующую процессу цифровой трансформации образовательной среды.

Использование наработок, предполагаемых в проекте JM, реализуемом на базе СКФУ, комбинированных исследований, методологических результатов, материалов зимней бизнес-школы и дистанционная поддержка проекта на основе виртуального класса и веб-сайта будут способствовать более широкому распростране-

нию результатов проекта и его популяризации и, следовательно, позволят внедрить европейский опыт цифровой экономики и электронной коммерции в образование на территории не только Северо-Кавказского региона, но и в Российской Федерации в целом.

Работа выполнена при финансовой поддержке и в рамках Проекта 600446-EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-PROJECT «Digital Economy and eEducation: The European Experience».

Список литературы

1. Путин: формирование цифровой экономики -вопрос нацбезопасности РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4389411 (дата обращения: 23.08.2019).

2. Перечень поручений по вопросам реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://kremlin.ru/acts/assignments/orders/599 11 (дата обращения: 25.08.2019).

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVu Pgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 25.08.2019).

4. Chepurenko A. Entrepreneurship and SME Policies in the 21st Century - The example of Russia // Smallbone D., Welter F. (eds.) Handbook of Research on Entrepreneurship Policies in Central and Eastern Europe. Cheltenham: Edward Elgar, 2011. Р. 190-209.

5. ЕС 2020 - Промышленная политика в эпоху глобализации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20B ARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020% 20-%20EN%20version.pdf (дата обращения: 23.08.2019).

6. Smallbone D., Xheneti M. Public Policy and Cross Border Entrepreneurship. In EU Border Regions: An Enabling or Constraining Infl uence? // Smallbone D., Welter F., Xheneti M. (eds.) Cross-border Entrepreneurship and Economic Development in Europe's Border Regions. Cheltenham: Edward Elgar, 2012. Р. 235-256.

7. Deloitte. Industry 4.0: Challenges and Solutions for the Digital Transformation and Use of Exponential Technologies. Zurich: Deloitte, 2015.

8. Entrepreneurship 2020 Action Plan [Online source] // Communication From The Commission To The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions. EUROPEAN COMMISSION. Brussels, 9.1.2013. COM(2012) 795 final. 33 p. URL: https:// eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri= COM: 2012:0795:FIN:EN:PDF (дата обращения: 15.08.2019).

9. Social Media Marketing Industry Report - 2016. [Online resource]. URL: http://www.socialmediaexamin er.com/wp-cotent/uplo-ads/2016/05/SocialMediaMareting IndustryReport2016.pdf (дата обращения: 23.08.2019).

10. Отчетность в графиках. География зимней бизнес-школы «Цифровизация госуправления, биз-

неса, образования: навыки и компетенции» [Электронный ресурс] // Сайт Проекта 600446-EPP-1-2018-1 -RU-EPPJMO-PROJECT «Digital Economy and

eEducation: The European Experience». URL: http://digjmer.ru/collections/ (дата обращения: 03.09.2019).

THE IMPACT OF THE JEAN MONNET PROJECT IN THE FIELD OF DIGITAL ECONOMY ON THE DEVELOPMENT OF THE NCFU EDUCATIONAL ENVIRONMENT

L.R. Alieva, S. V. Zenchenko, I.V. Pen'kova

North-Caucasus Federal University, Stavropol

The article provides an overview of the experience of the North-Caucasus Federal University in the implementation of activities under the Jean Monnet project in the field of digital economy. Various aspects related to the promotion of European experience in the field of digitalization of the economy and education are highlighted. The authors analyze the impact of the project implementation process on the educational and socio-economic environment of the North Caucasus Federal Region. The project's paramount importance for the regional and national economy is the effective use of digital technologies, which are recognized by the EU as a key factor in increasing competitiveness and socio-economic growth. The project focuses on five growth factors of the digital economy and e-education identified by the European Commission: digital skills and the ICT market, e-business environment, access to finance for e-business development, digital competencies and skills in the labor market, leadership, and the entrepreneurial culture support. To carry out professional activities in the future, students are taught modern electronic and innovative business methods based on information and communication technologies. The project provides a methodological framework for universities that facilitates the digital transformation process of the educational environment.

Keywords: digitalization of the economy, e-courses, distance education, European experience, socio-economic and educational environment, Jean Monnet project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.