ИСТОРИЯ, ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА СТРАН АТР
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И КНДР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
магистр педагогических наук
ПАК Хи Су,
Игорь Анатольевич ТОЛСТОКУЛАКОВ,
кандидат исторических наук, доцент
За последние полвека Республика Корея (далее РК) достигла больших успехов во многих областях экономики и социально-политической жизни. Развитым странам есть чему поучиться у РК: она сумела добиться значительных результатов не только в хозяйственной сфере, но и в науке, образовании, культуре и спорте. По объёму валового национального продукта сегодня РК занимает 10-е место в мире, по числу пользователей сетью Internet — 7-е место, а по производству полупроводников и количеству высших учебных заведений ей принадлежит несомненный мировой приоритет1.
Успехи страны могли бы быть значительно большими, однако по окончанию второй мировой войны освобожденная от японского колониального господства Корея оказалась разделенной на два государства, враждебных друг другу в идеологическом отношении. Состояние национального раскола не преодолено и по сей день, хотя былая конфронтация постепенно сменяется межкорейским сотрудничеством. Во имя сохранения мира и обеспечения прогресса на Дальнем Востоке два корейских государства непременно должны отыскать пути к национальному примирению. Мы уверены, что в процессе объединения родины огромную и эффективную роль должны сыграть сложившиеся в РК и КНДР системы образования, нацеленные на воспитание подрастающих поколений, жить которым предстоит в едином государстве.
Южная и Северная Корея в течение длительного времени культивировали противоположные идеологические системы, что привело к формированию в РК и КНДР различных государственно-политических режимов, существенно отличающихся укладом и образом жизни, ценностными ориентирами и традициями. Очевидно, что одним из самых важных направлений объединительного процесса является преодоление или на начальном этапе сглаживание подобных различий.
Целью нашей работы является краткий анализ исторического пути развития образовательных систем двух корейских государств в условиях национального раскола, определение реальных условий и возможностей системы образования РК и КНДР повлиять на процесс объединения Кореи. На этой основе мы попытаемся сформулировать первоочередные задачи и направления взаимодействия систем образования Северной и Южной Кореи.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Специалистам хорошо известно, что Корея с 1910 по 1945 г. была лишена национальной независимости и находилась под властью японских милитаристов, но и освобождение Корейского полуострова в августе 1945 г. не привело к восстановлению её государственного суверенитета в полном объеме: в связи с противостоянием двух мировых систем её территория оказалась разделенной сначала на две оккупационные зоны, а затем — на два противоборствующих государства. КНДР под влиянием Советского Союза приступила к реализации социалистической общественно-политической модели, а в РК благодаря влиянию США была избрана модель буржуазно-демократического государства. Выбор каждого из этих путей развития сопровождался насаждением соответствующей идеологии, что отразилось на состоянии систем образования в двух корейских государствах.
Коммунистическое руководство Северной Кореи установило в стране безраздельное господство социалистической идеологии, оказавшей определяющее воздействие на развитие системы образования КНДР. Идейной основой северокорейского режима стали принципы марксизма-ленинизма, развитые и приспособленные под местные условия в идеологической доктрине чучхе, авторство которой приписывается руководителю КНДР Ким Ир Сену. Созданный в КНДР режим был призван насаждать и реализовывать идеологию чучхе во всех отраслях народного хозяйства и сферах жизни северокорейского общества, в том числе и в образовании. С полной уверенностью можно утверждать, что чучхе стала идеологическим фундаментом всей системы образования и образовательной идеологией КНДР уже к концу 1950-х годов.
В отличие от Северной Кореи в РК политическая идеология не оказывала значительного воздействия на систему образования, которое, несмотря на существенное давление со стороны политической системы и властей, всегда сохраняло особый социально-политический статус и оставалось независимым общественным феноменом, базировавшимся на принципах самореализации, равных социальных отношениях и возможностях, общественном долге, экономической целесообразности, а также политическом иммунитете. Очевидно, что образовательная среда Южной Кореи сохраняла многие демократические черты, отказавшись от идеологического догматизма и выдвигая в качестве приоритета процветание народа и развитие основ буржуазно-демократического национализма.
Таким образом, главным отличием образовательных систем двух корейских государств является основная цель, которой они служат: руководство КНДР всегда использовало систему и методы образования для обеспечения «окончательной победы социализма и чучхейской идеологии»2, а в РК даже в условиях авторитарного режима 60—80-х годов образование, особенно высшая школа, руководствовалось целями процветания нации и построения основ демократии.
В 1950—1953 гг. корейский народ пережил кровопролитную гражданскую войну. Трагические события этого периода, связанные в сознании южнокорейских граждан с северокорейской агрессией, привели к тому, что незаживающая национальная рана кровоточит и по сей день. После заключения перемирия в 1953 г. неприязнь, вражда и недоверие между двумя частями одного народа стали ещё более заметными, несмотря на все усилия, предпринимавшиеся с обеих сторон. Сегодня в межкорейских отношениях наблюдается такая ситуация, носящая явный антагонистический характер, аналога которой не встретишь нигде в мире. Коренное отличие системы образования в РК и КНДР заключено в основополагающих идеологических принципах и целях образовательной и воспитательной деятельности.
В Северной Корее политическая и идеологическая системы были созданы на основе марксизма-ленинизма по образу и подобию советской, поэтому основополагающими элементами образования стали принципы исторического
материализма, политической экономии и научного коммунизма, главными образовательными предметами в такой ситуации были признаны история Трудовой партии Кореи и чучхейская философия. Согласно основам марксизма-ленинизма производство материальных благ является определяющим звеном в образе жизни народа и его социальных отношений — материальным базисом общества. Социальные отношения, реализуемые в ходе трудовой деятельности и производства, довлеют над развитием общества, определяя физический и духовный рост людей — общественные надстроечные элементы.
Данная формационная система, характерная для марксистско-ленинской науки и образования, была принята и полностью реализована в КНДР как основной принцип общественно-политического строительства и образовательной идеологии. Об этом свидетельствуют многочисленные официальные документы, постановления ТПК и правительства Северной Кореи, в частности, одно из программных решений V съезда ТПК, гласившее: «Трудовая партия Кореи следует руководящим курсом самостоятельного развития идей чучхе, основанных Великим руководителем товарищем Ким Ир Сеном на основе принципов марксизма-ленинизма»3.
Данное решение стало отправной точкой в «очищении» образовательной и воспитательной сферы от остатков «чуждой идеологии» и в её окончательном переходе на чучхейские позиции. В целом идеологический фон системы образования КНДР по-прежнему сохраняет основы марксизма-ленинизма в их чучхейской интерпретации. Очевидно, что с 1970 г. идеология Ким Ир Сена с успехом реализована не только в политической системе, но и в сфере северокорейского образования4.
Южнокорейская система образования развивалась иначе, в процессе её модернизации максимально сказывались влияние и помощь Соединенных Штатов Америки. Общие принципы образовательной системы, сложившиеся в РК к середине 60-х годов, сочетают в себе как местные традиционные устои, так и черты, характерные для образования США. В таких условиях единственным идеологическим контекстом, нашедшим отражение в новой образовательной сфере Южной Кореи, стала идея национального процветания, характерная для всех буржуазно-демократических систем.
Подобная идеология, реализуемая в образовательной системе РК, в корне отличается от идеологических установок «социалистического» образования Северной Кореи, основанного на партийно-политических принципах чучхе.
Между образовательными системами двух корейских государств есть и другие отличия, но во многом они проистекают из специфической идеологической базы каждой из них. В силу понятных причин односторонне ориентированное и чрезмерно идеологизированное образование КНДР является закрытой сферой, нацеленной на исключительное самовоспроизводство северокорейской идейно-политической системы. Образование в Южной Корее при всей его направленности на сохранение национальной независимости признает необходимость активного международного сотрудничества, развития и повышения духовного и материального уровня народа, повышения реальных знаний и образования; оно несет ответственность за реализацию национальной идеи во имя сохранения и процветания нации.
Идейная направленность и идеология образования в РК, в отличие от северокорейского делает его оплотом подлинной демократической традиции и инструментом политической модернизации южнокорейского общества.
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Идеологические установки руководства КНДР отразились на системе образовательной политики. В результате возникли серьезные отличия как в самой системе, так и в структуре образовательных учреждений и методах реализации образовательной политики двух корейских государств.
Идеология образования в РК строится на воспитании гуманизма и духовности в народной среде, на восприятии ею общедемократических установок, в том числе принципов мирного сосуществования5. В КНДР идеология образования приводит к формированию милитаризованного общества, построенного на принципах социализма и чучхе, обладающего чрезвычайным мобилизационным потенциалом и практически незнакомого с общемировым гуманитарным и демократическим контекстом.
Подобные идеологические отличия нашли отражение и в социальной структуре двух корейских государств. В КНДР буржуазия и средние слои общества искоренялись как враждебные классы, провозглашалось всеобщее равенство и гомогенизация общества. Основой такого социального курса являлись всё те же идеи чучхе. В РК в свою очередь был провозглашен принцип защиты частной собственности и свободной конкуренции как основополагающей черты социально-экономического развития общества; здесь были претворены в жизнь демократические принципы, направленные на свободную реализацию духовного потенциала нации. Данные социальные различия привели к формированию специфических принципов образования в каждом из корейских государств.
В Южной Корее, определяя структуру и основные принципы образования, особо подчеркивалась важность региональной образовательной системы и академической автономии образовательных структур, особенно высшей школы. С первых дней существования РК правительство принимало и воплощало в жизнь законы, направленные на реализацию данных принципов: первый закон об образовательной политике РК принят в 1948 г. В дальнейшем многие положения образовательной политики были конкретизированы в Законе о деятельности частных учебных заведений (26 июня 1963 г.), Положении о поддержке технического образования (19 сентября 1963 г.), Положении о поддержке академического образования (30 марта 1967 г.), Программе поддержки библиотечного дела (16 января 1967 г.), в Законе о страховании здоровья школьников (30 марта 1967 г.) и ряде других актов правительства РК в области образования, принятых в 1980—90-х годах6.
В КНДР также уделялось внимание законодательной основе образования: на III заседании расширенного Исполнительного комитета ТПК 17 ноября 1945 г. были установлены новые и единообразные правила для всех общеобразовательных структур в качестве основных направлений построения системы образования. В соответствии с этим решением 21 ноября 1945 г. все частные и государственные школы были преобразованы в «народные». Вслед за этим, 28 марта 1946 г., Временный народный комитет Северной Кореи (правительство) опубликовал документ, получивший название «20 основ государственной политики», где в § 16, посвященном образовательной политике северокорейского режима, говорилось о необходимости «...создания образовательных учреждений по подобию младших, средних и профессиональных школ и реализации всеобщего обязательного образования»7.
В КНДР особое внимание уделялось воспитанию специалистов для работы в различных сферах по принципу партийной принадлежности, это сказалось на всей образовательной системе. 9 октября 1948 г. вслед за принятием социалистической конституции КНДР новое северокорейское правительство провозгласило «Основные принципы реализации начального обязательного образования, технического и высшего образования», направленные на «.усиление технической подготовки специалистов на местах, создание школ для взрослых с целью искоренения неграмотности». В сентябре 1961 г. на IV сессии Верховного народного собрания (парламента) КНДР было провозглашено намерение построить в Северной Корее коммунистическое общество, в связи с чем объявлялось об «.усилении партийно-политической образовательной деятельности среди взрослого населения и революционного воспитания подрастающего поколения». Таким образом закончился процесс внедрения в образовательную и воспитательную систему КНДР «партийно-политических и революционных
принципов», характерных для чучхейской идеологии. Но окончательный отказ от иных форм и методов образовательной деятельности произошел чуть позже — 5 сентября 1977 г., когда в очередном программном заявлении Ким Ир Сена прозвучал призыв создать «основы социалистического образования, базирующиеся на идеях чучхе», чем и руководствуется образование КНДР вплоть до настоящего времени8.
Мы кратко рассмотрели идеологический фундамент образовательных систем РК и КНДР, а также некоторые особенности реализации образовательной политики двух корейских государств. Страна и ее идеологический курс оказывает первостепенное влияние на весь комплекс образовательной политики, наиболее наглядно это прослеживается на нынешнем состоянии и особенностях системы образования Северной Кореи. Идеологические установки, реализуемые государственными режимами РК и КНДР, привели к существенной трансформации традиционной корейской системы образования и серьезным отличиям в образовании двух государств, что до сих пор ведет к сохранению и даже обострению противоречий между двумя частями единой нации и остается серьезными препятствиями на пути объединения Кореи.
Политическому руководству двух корейских государств следует стремиться к созданию единого правового и интеллектуального сообщества, которое нуждается в унификации и сближении образовательных систем на основе идеологии национального единения и процветания. Для решения этой задачи потребуется отказ от многих идейных догм, господствующих в системе образования РК и прежде всего КНДР.
На основе изложенного выше мы сделали несколько выводов.
Перед сферой образования РК и КНДР стоят конкретные задачи, к реализации которых надлежит приступить в ближайшее время:
- разработка единой системы ценностей и идеологических установок для общей образовательной среды двух корейских государств;
- обеспечение реальной независимости и академической автономии образования по отношению к существующим государственным системам;
- утверждение идеологии свободного образования, допускающего свободу критики и инакомыслие.
Мы полагаем, что существует множество подходов и точек зрения на проблему модернизации образования как РК, так и в КНДР, поэтому единственным эффективным поступком в таких условиях остается наша готовность к взаимопониманию и единению.
1 Education in Korea. 2003—2004 / Ministry of Education & Human Resources Development, Republic of Korea. Seoul, 2004. P. 53—54.
2 Кон Гын Джо. Чосон минджуджуи инмин конъхвагук кёюк йкса (История образования в КНДР). Сеул, 1991. С. 112.
3 Цит. по: Ким Сон Иль. Тхонъирыль тхонъхан кёюк ёнгу (Образование через призму объединения [Кореи]) // Кёюк иронгва чонсиль (Теория и практика образования). Сеул: Ун-т Иханвон, 1998. С. 68.
4 Подробнее см.: Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры. Владивосток, 2002. С. 140—142.
5 См.: Толстокулаков И.А. Высшая школа Южной Кореи: традиционное прошлое, демократическое настоящее // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1999. № 4. С. 78—96.
6 См.: Пак Хису, Толстокулаков И.А. Основные направления и проблемы модернизации высшей школы в Южной Корее // Современные корееведческие исследования в ДВГУ. Владивосток, 2003. Вып. 2. С. 23—37.
7 Ким Сон 1Иль. Указ. соч. С. 128.
8 Там же. С. 129—131.
SUMMARY: The authors of the article "Transformation of the Educational System in
Republic of Korea and Democratic People Republic of Korea in the Postwar Period"
Pak Hi Su and Igor Toltokulakov deal with the problem of ideologization of the base of
educational systems of Republic of Korea and Democratic People Republic of Korea,
and also some peculiarities of realization of educational policy of two Korean states.