Научная статья на тему 'Имперские черты северокорейской организации власти'

Имперские черты северокорейской организации власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
517
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ИМПЕРСКИЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ / ИМПЕРИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ / КНДР / СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ / ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ / DEMOCRATIC PEOPLE''S REPUBLIC OF KOREA / IMPERIAL TYPE OF THE ORGANIZATION OF THE POWER / EMPIRE / CONTINUITY OF THE POWER / NORTH KOREA / POWER LEGITIMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зыков Александр Александрович

В статье рассмотрены эвристические возможности концепта «империя» применительно к описанию особенностей северокорейской организации власти. Анализ способа передачи политического руководства в новейшей истории страны позволил определить специфику северокорейского типа «империи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imperial features North Korean’s organization of power

The heuristic opportunities of the «empire» concept are discussed in this article on the example of North Korean’s organization of power. The analysis of a way of transfer of the political management in the contemporary history of the country allowed to figure out specifics of the North Korean empire type.

Текст научной работы на тему «Имперские черты северокорейской организации власти»

А.А. ЗЫКОВ

ИМПЕРСКИЕ ЧЕРТЫ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ

Смерть северокорейского лидера Ким Чен Ира в конце 2011 г. поставила перед новым руководством Корейской Народной Демократической Республики первостепенные задачи сохранения политического режима и развития национально-государственного строительства в жестких условиях внутреннего социально-экономического кризиса и давления международной среды. Ушедший лидер эти непростые задачи решал с помощью тотальной мобилизации народных масс и организации системы беспрекословного подчинения каждого члена общества. Отдельные российские исследователи и публицисты отметили сходство такого политического режима КНДР с имперским способом организации власти [Млечин, 2007; Млечин, 2013; Рыбин, 2011; Стариков, 2013]. В этой статье мы рассмотрим, каковы эвристические возможности концепта «империя» применительно к описанию особенностей современной северокорейской организации власти.

В целом в России термин «империя» применительно к современной Северной Корее употребляется только в публицистике. В научном дискурсе используются иные описательные метафоры. Старшему поколению хорошо известны работы академика Г.Ф. Кима, являющиеся ярким примером классового подхода исследования политико-экономического развития Кореи [Ким, 1960; Ким, 1977]. Этот подход наиболее соотносится (но далеко не во всем) с официальным взглядом КНДР на собственный политический процесс, опирающийся в базовых моментах на универсаль-

ную идею социализма. Современные авторы чаще выделяют традиционные основы, присущие конфуцианскому обществу в политической системе КНДР [Денисов, 2006; Жебин, 2006; Курбанов, 2009; Толстокулаков, 2007; Ланьков, 2005]. Признавая достоинства исследовательских позиций уважаемых ученых, нельзя не отметить акцентирование внимания на уникальности исследуемого «образца», преобразующего исходную концептуальную модель согласно культурным особенностям исследуемого общества. В то же время корейская политическая организация, вбирая в себя базовые признаки мессианского проекта социализма и конфуцианские традиции корейского общества, по нашему мнению, обладает некоторыми чертами имперской организации власти.

В начале 1990-х годов1 пало или реформировалось большинство социалистических режимов. С этого времени повысилась «ответственность» КНДР за судьбу мирового социализма, в глазах своих граждан она стала воплощением этого глобального мессианского проекта. Крах мировой социалистической системы и глубочайший экономический кризис внутри страны изменили социально-политическую структуру КНДР, которую сегодня нельзя считать сталинистской страной. В результате перехода основных торговых партнеров КНДР (СССР / России и Китая) на расчет в свободно конвертируемой валюте резко ухудшилось состояние и так не самой развитой экономики советского блока, по сути, страна оказалась в изоляции. Правящая партия была вынуждена официально признать на 21-м Пленуме ЦК ТПК 6-го созыва в декабре 1993 г. невыполнение 3-го 7-летнего плана экономического и социального развития на 1987-1993 гг., т.е. тотальная система контроля информации больше не могла скрывать тяжелейшее социально-экономическое положение страны. Ситуация нагнеталась с каждым годом: в 1993-1996 гг. произошло обострение ядерного кризиса на Корейском полуострове; 8 июля 1994 г. - смерть бессменного руководителя КНДР Ким Ир Сена; в 1995-1996 гг. - стихийные бедствия, приведшие к парализации работы большей части экономики и острейшему продовольственному кризису; в с 19961999 гг. - массовый голод.

1 Концепт «империя» в более ранний период имел скорее негативные коннотации в силу социально-экономической отсталости страны и колониальной зависимости Кореи от Японии.

Эксперты по-разному оценивают последствия кризиса для общественно-политического устройства КНДР. Так, Л.В. Забровская считает, что изменение ритма и качества жизни трудящихся -это результат осознанного проведения осторожных экономических реформ в рамках социалистической системы хозяйствования. В июле 2002 г. правительство КНДР приняло Постановление о новом пути экономического развития республики, в котором предусматривались меры по децентрализации плановой экономики, отмена системы распределения продовольствия и промтоваров, повышение заработных плат, разрешены «крестьянские базары» [Забровская, 2006, с. 20].

А.Н. Ланьков, напротив, считает, что система тотального контроля, лишившись былого уровня финансирования, стала разваливаться снизу, началась гигантская коррупция. Произошло стихийное низовое разгосударствление экономики, существенно ослаб реальный политический контроль и появились первые признаки стихийной низовой деколлективизации сельского хозяйства частным методом, за счет взяток, подкупа чиновничества [Ланьков, 2007].

И. А. Толстокулаков предположил, что вектор развития Северной Кореи был направлен на создание переходного общества с многоукладной экономикой и особой ролью вооруженных сил [Толстокулаков, 2007, с. 199]. Случившиеся преобразования он оценил как попытку создать северокорейское подобие южнокорейских чеболь (финансово-промышленных групп) на основе приватизации государственной собственности и при решающей роли армейской элиты.

Страна подверглась большим испытаниям, проверившим на прочность граждан и систему государственного управления. Всем пришлось искать пути выживания, но итоги очевидны: население выжило, гражданской войны не случилось, власть устояла. Попытки форсирования преобразований могли вывести ситуацию из-под контроля и поставить под угрозу будущее элиты северокорейского общества. Послабления коснулись, главным образом, хозяйственного и в определенной степени бытового уровня. Политический режим претерпел изменения. Он уже больше не может однозначно ассоциироваться со сталинским, хотя, безусловно, некоторые характерные черты остались.

Сохранение социалистической идеологии говорит о ее укорененности в национальном сознании. Чучхе изначально существенно отличалась от классического учения Маркса и Ленина и «реального социализма». В Конституции КНДР 1972 г. чучхейская идеология определялась как «творческое применение марксизма к условиям страны», а одна из основных доктрин гласит: в качестве субъекта истории и общественного развития выступает нация (а не класс). Провозглашение Кореи особой страной (а корейцев - особой нацией) сопровождалось выдвижением на центральное место в чуч-хе таких идеологем, как «самостоятельность», «национальная независимость» и «самостоятельная экономика» [Чуприн, 2012, с. 17].

Таким образом, произошло наложение на марксистко-ленинскую теорию некоторых черт традиционного общества, основанного на политической культуре конфуцианского типа с ее тяготением к патронимии, иерархичности, корпоративности.

Укрепление неограниченной власти очередного северокорейского лидера Ким Чен Ира пошло, на наш взгляд, по пути возвышения древнеримского императора, через повышение общественно-политической роли армии. В систему идеологических установок чучхе была внедрена неклассовая доктрина сонгун, провозгласившая обеспечение «особого единения армии и народа» и отстаивающая особый «приоритет армии» в современных условиях. В эпоху Ким Чен Ира официальная идеология, описывая какие бы то ни было важные события из жизни КНДР, вела речь о «единодушном решении армии и народа», редко при этом упоминается роль партии [Аптеева, 2007, с. 114]. С принятием Конституции КНДР 1998 г. орган военного характера - Государственный комитет обороны (ГКО) был наделен чрезвычайно широким спектром полномочий, возвысившим его над другими государственными структурами, т. е. в его подчинении оказалась вся законодательная и исполнительная власть. Помимо фактического отказа от созыва высших партийных форумов, самым очевидным свидетельством данного процесса стал переход высших управленческих полномочий в сфере экономики на всех уровнях от административно-хозяйственных органов ТПК к армейским службам [Панкина, 2010, с. 78].

Еще большее сходство с имперским типом организации власти северокорейскому режиму дает, по нашему мнению, сохранение и развитие в рамках официальной доктрины многих черт кон-

фуцианской традиции. Так, возрождение особого отношения к легендарному герою Тангуну в КНДР шло параллельно с насаждением культа усопшего основателя социалистической Кореи - Ким Ир Сена. По большому счету, это означает официальное признание традиционного культа предков. Тезис о «вечной жизни великого вождя» активно насаждается с момента кончины Ким Ир Сена в июле 1994 г., три года страна не имела иного официального руководителя, в 1998 г. согласно тексту новой Конституции он был объявлен «вечным президентом КНДР», а бывшая пхеньянская резиденция Ким Ир Сена превращена в мавзолей. Личность Ким Ир Сена стала явлением сакрального характера, освятившим деятельность своего сына на посту Великого руководителя корейского народа. Великий Вождь Ким Ир Сен и Великий руководитель Ким Чен Ир воспринимаются обществом как легендарные герои, потомки и продолжатели дела основателя первого корейского государства Тангуна.

Преемственность власти является важной проблемой в современной КНДР, с начала карьеры Великого руководителя Ким Чен Ира она стояла в первом ряду политических задач. Социально-экономическая катастрофа конца 1990-х годов и военно-политический кризис (в связи с развитием ядерной программы) начала 2000-х отсрочили решение вопроса. Крайним сроком определения наследника оказался 2008 г., когда Ким Чен Ир перенес инсульт. Прогрессирующее ухудшение здоровья Великого руководителя подорвало стабильность политического режима. Если предыдущая передача власти прошла в несколько этапов и длилась в течение приблизительно 20 лет1, то новый избранник получил высокий статус, не достигнув 30-летнего возраста и не имея лимита времени набраться партийного, хозяйственного и административного опыта в структурах властного аппарата2. Официальное назначение преемника состоялось в сентябре 2010 г. на Третьей конфе-

1 С 1970-х годов Ким Чен Ир под надзором отца участвовал в повседневном руководстве страной. И только 24 декабря 1991 г. на 19-м Пленуме ЦК ТПК 6-го созыва получил первый высший государственный пост - Верховного главнокомандующего Корейской народной армии (КНА).

2 Ким Чен Ын не обладает достаточным опытом государственного управления и партийной работы, так как только летом 2009 г. был назначен главой службы безопасности своего отца, а также стал инспектором Государственного комитета обороны [Зыков А.А., 2012 а, с. 20].

ренции Трудовой партии Кореи1. В контексте конфуцианской культуры, где возраст обеспечивает уважение, поддержка старших родственников, в первую очередь сестры Ким Чен Ира -Ким Ген Хи и ее мужа Чан Сон Тхэк, придают авторитетности молодому руководителю. При этом некоторые эксперты выражают опасения, что молодому преемнику придется следовать в фарватере той политики, которую для него будут разрабатывать могущественные старые сановники. Уже на третий день после смерти Ким Чен Ира информационные агентства, опираясь на компетентные и разведывательные источники, поспешили подтвердить вышеуказанное предположение: «Ким Чен Ын не смог удержать власть в своих руках, пришлось поделиться полномочиями со своим дядей и военными» [Гриценко, 2011Ь].

По нашему мнению, опасения потери власти Ким Чен Ыном преувеличены. Согласно воспоминаниям К.Б. Пуликовского, в свое время Ким Чен Ир говорил, что все министры, руководители аппарата достались ему по наследству от отца. Это не мешало ему вести свою политику и принимать самостоятельные решения. На первом этапе становления власти нового поколения руководства элементы коллективного управления стабилизируют переходный период.

Отдельные эксперты утверждают, что «преемник подготовлен и образован» [Гриценко, 2011а], под этим можно подразумевать, в первую очередь, знание природы властных отношений в КНДР и методов их реализации. Согласно сведениям японского информационного агентства «Куоёо», лидер КНДР Ким Чен Ын с начала 2011 г. с санкции своего предшественника Ким Чен Ира методично устанавливал личный контроль над спецслужбами. В частности, были проведены чистки высшего командного состава страны [Ким Чен Ын, 2011]. В январе 2012 г. новый лидер Северной Кореи осуществил так называемую инспекцию управления охраны государственной безопасности. Далее в феврале - марте 2012 г. настал черед Министерства народной безопасности, в котором были смещены более 30 руководителей высшего звена. Был уволен и сам министр народной безопасности - Чу Сан Сон. Кад-

1 Последний раз партконференция собиралась в 1966 г. (на ней была принята линия на параллельное ведение хозяйственного и оборонного строительства в соответствии с требованиями действительности, что подчеркивает экстраординарный характер этого явления) [Зыков А. А., 2012 б, с. 15].

ровая ротация не является чем-то уникальным. В демократических странах она имеет системный характер, в условиях диктатуры активизируется в переходный период смены правителя.

Помимо высокого авторитета легендарных предшественников, Ким Чен Ын использует такой механизм легитимации власти и укрепления своих политических позиций, как демонстрация военных достижений (испытание ядерных устройств, средств их доставки). Например, запуск баллистической ракеты «Ынха-3» со спутником связи «Кванменсон-3» 13 апреля 2012 г. был приурочен к 100-летию со дня рождения первого руководителя страны Ким Ир Сена (которое отмечается 15 апреля). Так демонстрировалась мощь нового правителя КНДР Ким Чен Ына, 15 апреля официально избранного на высшие в КНДР посты первого генерального секретаря ЦК Трудовой партии Кореи и первого председателя Государственного комитета обороны [Чернов, 2012]. По сути, этой же цели послужило конституционное провозглашение КНДР «ядерной державой», соответствующая поправка в основной закон была внесена на апрельской сессии Верховного народного собрания КНДР 2012 г.

Таким образом, с учетом тенденций формирования и воспроизводства имперских элементов организации власти северокорейскому режиму в ближайшее время не грозит коллапс, сохранение общих схем легитимации власти нового лидера свидетельствует об эффективности действующего механизма политического контроля. При этом следует учесть, что КНДР, конечно же, не является империей в полном смысле слова. Поэтому характерные для империи проблемы (исчерпание мобилизационных ресурсов, стремление управленческих слоев к закреплению социально-экономических благ за собой и большей автономии и др.), ведущие к распаду данного типа организации власти, КНДР не угрожают, пока есть необходимый минимум восполнения жизненных сил и осознания зависимости социального положения от существующего режима.

Литература

Аптеева О.В. Сонгун - политика военного социализма // Корея: взгляд из России: Доклады XI конф. корееведов России и стран СНГ. Москва, 29-30 марта 2007 г. - М.: ИДВ РАН, 2007. - С. 113-121.

Асмолов К.В. Корейский полуостров: анализ реальности угроз и перспективы развития ситуации // Проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии / сост. Д.В. Гордиенко. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 200-222.

Гриценко О. Пришлось подвинуться // Взгляд. - 2011 а. - Декабрь, 21. - Режим доступа: http://www.vz.ru/politics/2011/12/21/548636.html (Дата посещения: 12.05.2013.)

Гриценко О. От умственного перенапряжения // Взгляд. - 2011 Ь. - Декабрь, 19. -Режим доступа: http://www.vz.ru/politics/2011/12/19/547940.html (Дата посещения: 12.05.2013.)

Денисов В.И. Политические системы государств Корейского полуострова // Политические системы и политические культуры Востока / Под ред. А.Д. Воскресенского. - М.: Восток-Запад, 2006. - С. 571-598.

Жебин А.З. Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен. - М.: Русская панорама, 2006. - 216 с.

Забровская Л.В. Корейская Народно-Демократическая Республика в эпоху глобализации: от затворничества к открытости. - Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2006. -168 с.

Зыков А.А. КНДР в условиях смены политического руководства // Ойкумена. -Находка, 2012 а. - № 1. - С. 17-26.

Зыков А.А. На рубеже нового этапа политической жизни КНДР // Вестник Челябинского государственного ун-та. Сер.: Политические науки. Востоковедение. - Челябинск, 2012 Ь. - Вып. 13. - С. 12-18.

Пуликовский К. Бронепоезд Ким Чен Ира - это неудачная шутка нашей прессы // Известия. - 2011. - Декабрь, 19. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/ news/510135. (Дата посещения: 12.05.2013.)

Ким Г.Ф. Рабочий класс новой Кореи. - М.: Наука, 1960. - 111 с.

Ким Г.Ф., Шабшина Ф.И. Союз рабочего класса с крестьянством и опыт социалистических стран Азии. - М.: Наука, 1977. - 307 с.

Ким Чен Ын установил жесткий контроль над спецслужбами // Российская газета. - М., 2011. - Декабрь, 23. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/12/23/kin-chen-yn-anons.html (Дата посещения: 12.05.2013.)

КНДР «конституционно» провозгласила себя ядерной державой // Иформ. агентство РптаМе^а. - 2012. - Май, 30. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/ asia/30.05.2012/208514/kndr-quot-konstitutsionno-quot-provozglasila-seЬya-yadernoy-derzhavoy.html (Дата посещения: 12.05.2013.)

Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI века. - СПб.: СПбГУ, 2009. - 680 с.

Ланьков А.Н. КНДР вчера и сегодня. Неформальная история Северной Кореи. -М.: Восток-Запад, 2005. - 445 с.

Ланьков А.Н. Естественная смерть северокорейского сталинизма // Полит. Ру. -2007. - Февраль, 22. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2007/02/22/lankov/ (Дата посещения: 12.05.2013.)

Млечин Л.М. Красный император // Мои друзья - диктаторы. - М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2007. - С. 479-587.

Млечин Л.М. Красная монархия. Династия Кимов в Северной Корее. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 304 с.

Панкина Ю.И. Политика приоритета армии в КНДР: экономический аспект // Проблемы Дальнего Востока. - М., 2010. - № 1. - С. 73-84.

Рыбин А. «Красное» семейство Северной Кореи непоколебимо // Бизнес & политика: Инф. ресурс Таджикистана. - 2011. - Декабрь, 29. - Режим доступа: http://gazeta-bip.net/politics/3586-qkrasnoeq-semejstvo-korei-nepokolebimo (Дата посещения: 29.12.2011.)

Стариков Н. Зачем Северной Корее ядерное оружие. - Режим доступа: http://nstarikov.ru/blog/1063 (Дата обращения: 20.05.2013.)

Толстокулаков И.А. История общественно-политической мысли Кореи. - Владивосток: ДВГУ, 2007. - 368 с.

Чернов И. Читал по бумажке // Взгляд. - 2012. - Апрель, 15. - Режим доступа: http://www.vz.rU/politics/2012/4/15/574534.html (Дата обращения: 20.05.2013.)

Чуприн К.В. Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи. -М.: Центрополиграф, 2012. - 443 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.