Научная статья на тему 'На рубеже нового этапа политической жизни КНДР'

На рубеже нового этапа политической жизни КНДР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1080
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КНДР / КИМ ЧЕН ИР / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ / КИМ ЧЕН ЫН / РЕФОРМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / POLITICAL PROCESS OF DPRK / KIM JONG IL / CONTINUITY OF THE POWER / KIM JONG WOON / REFORM OF SOCIALIST SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зыков Александр Александрович

Рассмотрена специфика эволюции политической системы Корейской Народной Демократической Республики в условиях смены национального лидера. Проводится сравнительный анализ наследования власти Ким Чен Ира и его преемника Ким Чен Ына. Особое внимание уделено взаимозависимости внутренних политико-экономических процессов КНДР и международной обстановки.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the specificity of evolution of political system of the Korean National Democratic Republic in the conditions of change of the national leader is considered. The comparative analysis of inheritance of the power of Kim Jong Il and its successor Kim Jong Woon is carried out. The special attention is given to the interdependence of internal political and economical processes of Democratic People's Republic of Korea and international situation.

Текст научной работы на тему «На рубеже нового этапа политической жизни КНДР»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 12-18.

НА РУБЕЖЕ НОВОГО ЭТАПА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КНДР

Рассмотрена специфика эволюции политической системы Корейской Народной Демократической Республики в условиях смены национального лидера. Проводится сравнительный анализ наследования власти Ким Чен Ира и его преемника Ким Чен Ына. Особое внимание уделено взаимозависимости внутренних политико-экономических процессов КНДР и международной обстановки.

Ключевые слова: политический процесс КНДР, Ким Чен Ир, преемственность власти, Ким Чен Ын, реформа социалистической системы.

В конце 2011 года такое важное политическое событие, как смерть лидера Корейской Народной Демократической Республики (далее КНДР или Северная Корея) Ким Чен Ира, привлекло настороженное внимание мировой общественности. Большой общественный резонанс события обусловлен ядерным потенциалом и центральным положением КНДР в Северо-Восточной Азии. Смена высшего руководства страны, особенно незапланированная, автоматически влечет за собой изменение политико-экономической системы. В случае негативного развития событий (т. е. потеря контроля над ситуацией новым руководством) последствия технологической или социальноэкономической катастрофы незамедлительно скажутся на соседних государствах.

Страхи подогревает тотальная закрытость общественно-политической системы КНДР. Северокорейское руководство продолжает политику жесткой изоляции, в определенном смысле КНДР является уникальным примером «герметичного» в информационном отношении общества1. Отсутствие доступа у иностранных ученых и специалистов к достоверной и официальной информации о текущем положении дел в стране создает представление о непредсказуемости развития событий в КНДР и их последствий для международного окружения. Новостные и аналитические агентства зачастую используют информацию неизвестной степени достоверности (т. е. слухи), получаемую от перебежчиков, лиц, бывавших в КНДР и имевших разовые встречи с северокорейскими руководителями, обладающих отрывочной либо не профильной информацией (прислуга, журналисты и т. д.). Многие СМИ в своих материалах о КНДР ссылаются на японские и южнокорейские разведывательные источники, анонимные источники из дипломатического

корпуса и правительства. К сожалению, само наличие и достоверность таких источников не всегда очевидно. Большего доверия заслуживают заявления международных неправительственных организаций, оказывающих гуманитарную помощь и пытающихся контролировать ее распределение на территории КНДР (Международный Красный крест, Всемирная продовольственная программа, представители ООН и ЕС и др.).

У России благодаря богатой истории тесного сотрудничества с Северной Кореей сложилась достаточная сильная школа фундаментальных и прикладных исследований КНДР. В советском востоковедении сформировались свои научные традиции описания политического процесса в Корее, базирующиеся на классовом подходе и акцентирующие внимание на закономерностях революционного процесса, идеологической борьбе, сущности пролетарского интернационализма и социалистического строительства. Среди наиболее ярких представителей данного поколения исследователей следует выделить Г. Ф. Кима2. В его работах определяющее значение отводилось роли класса-руководителя в политико-экономическом развитии Кореи и других социалистических стран Востока. Следует согласиться с мнением Син Сё Ра, согласно которому советская историография уклонялась от анализа политических конфликтов в Северной Корее, но уделяла особое внимание экономическому развитию3. Фракционное и клановое внутриполитическое соперничество рассматривалось только в рамках критического анализа буржуазных концепций социальной революции и модернизации развивающихся капиталистических стран. Таким образом в работах советского периода Вл. Ф. Ли рассматривал социальную природу и функции власти, характер

новых надстроечных институтов и роль широких народных слоев в борьбе за социальный прогресс4. Использование умения отслеживать по внешним церемониальным проявлениям изменения в политической ситуации в стране и в расстановке сил во власти стало приемлемо только в постсоветских аналитических и научных исследованиях.

Среди современных авторов следует отметить А. В. Торкунова5, В. И. Денисова6, А. З. Жебина7, А. Н. Ланькова8, Л. В. Забров-скую9, И. А. Толстокулакова10. Некоторым из них ещё в советское время удалось побывать в командировке или на стажировке в КНДР, что дало возможность наблюдать и общаться с северокорейскими гражданами.

С распадом СССР изменилась оценка политического режима и лидеров КНДР, в некоторых случаях с однозначно позитивной до крайне критической. Яркий пример - телевизионные фильмы и публицистические работы Л. М. Млечина11. Помимо прочего, это было обусловлено еще и появлением возможности общаться с бывшими гражданами КНДР, которые бежали по политическим и экономическим причинам в Южную Корею, Китай, Японию, страны Запада и которые, естественно, были критически настроены по отношению к политическому режиму.

Цель данной работы - дать по возможности объективный анализ состояния социально-политической жизни страны в условиях смены государственного руководства.

Часто общее состояние организации персонифицируется в общественном сознании, социально-экономические, культурные и политические условия просто не учитываются. Яркий пример такого восприятия продемонстрировал комментарий газете «Известия», озвученный бывшим сотрудником российского дипкорпу-са в КНДР А. Ф. Скляром, в котором вся вина за бедственное положение народа КНДР была возложена на национального лидера Ким Чен Ира. Чтобы избежать крайних оценок и навешивания ярлыков, необходимо принять в расчет профессиональный опыт лидера и особенности окружающей обстановки в период его пребывания в руководстве.

Ким Чен Ир (1942-2011), человек с твёрдым характером жёсткого руководителя, прежде чем занять высшие посты в государстве, прошёл этапы становления в армии, партийном и государственном аппарате. С 1970-х годов под надзором отца, основателя КНДР Ким Ир

Сена, участвовал в повседневном руководстве страной. И только 24 декабря 1991 года на 19-м Пленуме ЦК ТИК 6-го созыва получил первый высший государственный пост - Верховного Главнокомандующего Корейской Народной Армии (КНА).

Официальное закрепления Ким Чен Ира в политическом руководстве страны совпало с разгаром социально-экономического кризиса в стране, что было вызвано, в том числе, крушением советского блока. Так, А. З. Жебин пишет: «Среди внешнеполитических причин возникшей ситуации было, бесспорно, резкое свертывание торгово-экономических связей КНДР с СССР, а впоследствии с Россией, а также, хотя и в меньшей степени, с Китаем в связи с переходом этих двух основных торгово-экономических партнеров на расчёт в СКВ»12.

Далеко не самая богатая страна советского блока в условиях крушения восточно-европейских коммунистических режимов вызвала у политиков и экспертов напряженные ожидания «конца истории» народно-демократического периода Северной Кореи. Одним из наиболее ожидаемых вариантов развития событий было слияние КНДР с Республикой Корея по германскому варианту. В условиях кардинального изменения глобального миропорядка никто уже не принимал в расчёт перспективы развития северокорейского режима. Смерть 8 июля 1994 года бессменного руководителя КНДР с 1945 года Ким Ир Сена могла послужить детонатором политического кризиса. Ситуацию отягощало тяжелейшее социально-экономическое положение страны, которое была вынуждена официально признать правящая партия на 21-м Пленуме ЦК ТПК 6-го созыва в декабре 1993 года (было признано невыполнение 3-го 7-летнего плана экономического и социального развития на 1987-1993 годы).

Однако перед угрозой национального коллапса, помимо указанных вызовов, обостренного ядерным кризисом на Корейском полуострове 1993-1996 годов и обрушившимися в 1995-1996 годах стихийными бедствиями (приведшими к парализации работы большей части экономики и острейшему продовольственному кризису), северокорейской элите удалось сплотиться.

Преодоление страной всеобъемлющего кризиса стало очевидно (особенно для стороннего наблюдения) в 1998 году после оглашения постановления Постоянного совета ВНС КНДР о проведении после более чем 8-летнего пере-

рыва выборов в ВНС КНДР. Политическое содержание и цель двухмесячной предвыборной кампании, как и самих выборов, заключались, прежде всего, в обеспечении консолидации всех структур политической системы и всего общества вокруг фактического руководителя страны - Генерального секретаря правящей ТПК, Председателя Государственного комитета обороны (ГКО) КНДР, Верховного Главнокомандующего КНА.

Укрепление на вертикали власти не означало отсутствие проблем для Ким Чен Ира, наиболее остро стояли две проблемы: необходимость реформирования экономической системы и внешнеполитическая угроза, наиболее четко обозначившаяся после объявления Дж. Бушем-младшим борьбы со странами «оси зла». Американское давление, помимо потенциальной возможности реализации иракского варианта в корейских условиях, создавало напряженность отношений с соседними странами (Южная Корея, Россия, Китай, Япония). Источником беспокойства соседей являлась ядерная программа КНДР, переговоры о сворачивании которой демонстрируют психологическую стойкость северокорейского руководства, в частности Ким Чен Ира. Показательны в этом плане 5-й и 6-й раунды шестисторонних переговоров, на которых Россия и Китай выступали за свертывание военных аспектов северокорейской ядерной программы и денуклеаризации всего Корейского полуострова. При этом подчеркивается, что без учета потребностей КНР в мирной энергетике, необходимой для нормального её экономического развития, достичь конструктивного результата на переговорах будет трудно. Иного взгляда придерживалась американская сторона. Её делегация, исключая компромиссы и какие-либо реальные компенсации, требовала безоговорочного свертывания всех ядерных программ в КНДР, закрытия реактора в Нёмбене, предоставления данных по другим соответствующим объектам. Одновременно американцы выступали инициаторами введения жестких санкций против Пхеньяна в случае невыполнения им этих и ряда других требований13.

Но даже из такой сложной ситуации северокорейское руководство умудрялось извлекать выгоду, получая по различным каналам безвозмездные кредиты, энергетические поставки и гуманитарную помощь от своих ближайших соседей (в первую очередь РК и КНР) и стран Запада. Эксперты назвали такое политическое

поведение северокорейской «западнёй», которая заключается в том, что Пхеньян в начале нового президентского периода в США сначала обостряет обстановку, поднимает «переговорную планку», а затем, играя на факторе «новых игроков» участников переговоров с американской стороны, в очередной раз и по все большей цене «продает» свою «ядерную программу». Традиционный круг «северокорейской ловушки»: обострение обстановки, переговоры, видимость уступок со своей стороны взамен экономической помощи, новое обострение14

Непопулярность и в целом негативные последствия смещения режима Садама Хусейна в Ираке, победа демократов на президентских выборах в США и мировой финансовый кризис отвлекли внимание международно-политического окружения от Корейского полуострова.

В этот период остро встала проблема преемственности власти - залога сохранения северокорейского режима в условиях ухудшающегося здоровья национального лидера Ким Чен Ира. Причем проблема несёт системный характер: помимо собственно персоны первого лица государства назрела необходимость смены в целом поколения северокорейского руководства, перешагнувшего шестой десяток лет. В частности, среди 27 оставшихся членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК 11 человек старше 80 лет, 10 - старше 70 лет и только один - моложе 60 лет15. Частично эту проблему пытались решить еще в рамках экономических реформ, начавшихся с принятия в июле 2002 года правительством КНДР Постановления о новом пути экономического развития республики. Началась подготовка новых кадров управленцев, при обучении которых упор делался не на усвоении постулатов идеологии чучхе, а на изучении функционирования рыночной экономики, разъяснении законов спроса и предложения и т. п. Правительственные органы и аппарат Трудовой Партии Кореи провели реорганизацию, сократив на 30 % ряд постов и должностей16.

Тревожным звонком для правящей элиты стал 2008 год, когда Ким Чен Ир перенес инсульт, это событие обозначило острую необходимость подготовки преемника национальному лидеру. С этого момента органы официальной пропаганды стали интенсивно распространять информацию «об удивительной мудрости и многообразных талантах Ким Чен Ына», младшего сына Ким Чен Ира. Ле-

том 2009 года Ким Чен Ын был назначен главой службы безопасности своего отца, а также стал инспектором Государственного комитета обороны. Официальное назначение преемника состоялось в сентябре 2010 года на Третьей конференции Трудовой партии Кореи. Последний раз партконференция собиралась в 1966 году (на которой была принята линия на параллельное ведение хозяйственного и оборонного строительства в соответствии с требованиями действительности), что подчеркивает экстраординарный характер этого явления. Предыдущее утверждение назначения преемника проходило на съезде в 1980 году.

При этом ещё во время избрания членом Политкомитета ЦК ТПК на февральском пленуме в 1974 году Ким Чен Ир был официально признан партийным руководством в качестве «наследника» вождя, на тот момент ему было 32 года. Новому лидеру еще нет и 30 лет, у него нет возможности опереться на поддержку отца и нет лимита времени набраться партийного, хозяйственного и политического опыта в структурах властного аппарата, как у его предшественника.

Таким образом, можно рассматривать возраст нового лидера как фактор неустойчивости его политических позиций. По мнению некоторых СМИ, «хотя имя северокорейского «престолонаследника» официально определено, молодому преемнику будет трудно удержать власть в своих руках». Отдельные эксперты утверждают что: «преемник подготовлен и образован»17. Под критерием «подготовлен», наверное, следует понимать знание природы властных отношений в КНДР и методов их реализации. Согласно сведениям японского информационного агентства «Kyodo», лидер КНДР Ким Чен Ын с начала 2011 года в соответствии с санкцией своего предшественника Ким Чен Ира методично устанавливал личный контроль над спецслужбами. В частности, были проведены чистки высшего командного состава страны18. В январе новый лидер Северной Кореи осуществил так называемую инспекцию управления охраны государственной безопасности. Далее в феврале-марте настал черед министерства народной безопасности, в котором были смещены более 30 руководителей высшего звена. Был уволен и сам министр народной безопасности - Чу Сан Сон. По данным японской и южнокорейской разведок, Ким Чен Ын в течение года инспектировал также пограничные части, развернутые вдоль гра-

ницы с Китаем, передает ИТАР-ТАСС. Ранее сообщалось, что после смерти Ким Чен Ира высокопоставленные сотрудники северокорейских зарубежных представительств, в первую очередь офицеры спецслужб, получили приказ

о немедленном возвращении на родину. Можно сделать вывод, что чистки в силовых ведомствах предпринимались и продолжают предприниматься как во избежание внешнего влияния на ситуацию в КНДР, так и для укрепления единоличных властных позиций Ким Чен Ына.

Насколько эти мероприятия имели успех, сегодня трудно сказать, но уже сейчас очевидна потребность Ким Чен Ына в подкреплении собственного авторитета. В контексте конфуцианской культуры, где возраст обеспечивает уважение, поддержка старших родственников, в первую очередь сестры Ким Чен Ира - Ким Ген Хи и её мужа Чан Сон Тхэк, придадут авторитетности молодому руководителю. Этой точке зрения оппонирует ряд экспертов (в том числе А. Н. Ланьков): молодому преемнику придётся следовать в фарватере той политики, которую для него будут разрабатывать могущественные старые сановники. Уже на третий день после смерти Ким Чен Ира информационные агентства, опираясь на компетентные и разведывательные источники, поспешили подтвердить вышеуказанное предположение19. Так, Reuters, ссылаясь на информированный источник в Китае, сообщило, что молодой наследник Ким Чен Ира не смог удержать власть в своих руках, возглавивший страну после смерти отца Ким Чен Ын добровольно поделился полномочиями со своим дядей и военными. В противном случае страну мог ждать военный переворот. Имя Чан Сон Тхэка ранее называлось наблюдателями как имя одного из потенциальных преемников Ким Чен Ира. Так, еще два года назад The Guardian20 утверждала, что фактическая власть в стране уже перешла в его руки. Сам Чан Сон Тхэк, назначенный в 2009 году на пост руководителя Трудовой партии, на родине успел прославиться умением «закручивать гайки» и даже заслужил звание «самого жуткого» последователя Ким Чен Ира и его отца - Ким Ир Сена.

По нашему мнению, две представленные выше позиции скорее дополняют, чем противоречат друг другу: до «высокопоставленной» отставки дяди или выдвижения нового преемника нет основания для объявления утраты кем-либо власти и влияния. Согласно аналитической оценке А. З. Жебина, партийный (кан-

дидат в члены Политбюро ЦК ТПК) и государственный (заместитель председателя ГКО) посты Чан Сон Тхэк уравновешиваются, если не проигрывают позициям, скажем, начальника Генштаба КНА Ли Ен Хо, который является одним из трех оставшихся в живых членов Президиума Политбюро ЦК ТПК (наряду с Ким Ен Намом и Цой Ен Римом). Кроме того, Ли Ен Хо в дополнение к посту заместителя Председателя ГКО занимает также, наряду с самим Ким Чен Ыном, должность заместителя Председателя Центрального военного комитета ТИК21. По утверждению К. Б. Пуликовского, в свое время Ким Чен Ир говорил, что все министры, руководители аппарата достались ему по наследству от отца22. Это не мешало ему вести свою политику и принимать самостоятельные решения. Смена власти всегда увеличивает вероятность политических кризисов, но пока Ким Чен Ына выбрали именно для того, чтобы не допустить трансформации, влекущей за собой негативные последствия.

В условиях сохранения северокорейского режима и стабильности на корейском полуострове необходима консолидация руководства, в которой международное окружение заинтересовано не меньше граждан КНДР. Различия в восприятии северокорейского режима соседними государствами не мешают им поддерживать общую заинтересованность в сохранении стабильности на Корейском полуострове. Несмотря на ожесточённую риторику, даже военные союзники США (прежде всего Япония и Республика Корея) не заинтересованы в силовом вмешательстве ввиду как ядерной угрозы, так и (в большей степени) социально-экономических последствий крушения режима. Тем более что это нарушит баланс сил в регионе СВА.

При этом очевидна назревшая необходимость социально-экономических преобразований. Но за этими ожиданиями и рекомендациями стоят различные намерения. Так, США от экономических реформ КНДР ожидают «размягчение» режима, т. е. потерю политического контроля над ситуацией правящим кланом Кимов и ТПК и, как следствие, слияние её территории с Республикой Корея.

Южнокорейское правительство готово оплачивать экономические эксперименты КНДР с целью как можно дальше отодвинуть процесс объединения Корейского полуострова в единое государство и по возможности сократить разрыв с северокорейской экономикой. Доказательством служат общие «экономи-

ческие» проекты (например, СЭЗ «Кэсон») и обсуждение экспертным и политическим сообществом Южной Кореи возможности введения налога на объединение Корейского полуострова.

По корейскому вопросу США активно контактируют с КНР, но цели этих двух держав сильно различаются. Пекин выступает за рыночные реформы в КНДР и ослабление напряжённости на Корейском полуострове, но категорически против разрушения северокорейского государства и его поглощения Южной Кореей - военно-политическим союзником США. Китай заинтересован в сохранении буфера между своей территорией и американскими военными базами. Одновременно в Китае нарастает недовольство политикой КНДР. Пробуксовка шестистороннего процесса по ядерному разоружению Северной Кореи и провокационное поведение Пхеньяна постоянно то обостряет обстановку на Корейском полуострове, то, в обмен на помощь ослабляющего напряженность, вызывает раздражение Пекина. Китайские эксперты все более открыто характеризуют северокорейский режим как феодальный, не желающий идти по пути реформ и открытости и полагающийся только на внешнюю помощь14.

Россия также подталкивает руководство КНДР к экономическим реформам по китайскому или вьетнамскому образцу. В начале 2000-х годов Ким Чен Ир сделал несколько робких шагов в этом направлении (введение на предприятиях хозрасчёта, внедрение принципов экономической целесообразности и эффективности, ограниченный опыт частнопредпринимательской деятельности и т. п.), но остерегся двигаться дальше. Главный курс Ким Чен Ира на проведение осторожных экономических реформ не выходит за рамки социалистической системы хозяйствования.

По мнению В. В. Горчакова, реформы далеко не продвинулись по ряду причин, среди которых в первую очередь следует выделить сдержанность в отношении реформ старшего поколения северокорейского руководства и их ядерные амбиции. Первая причина заключается в том, что старшее поколение представителей армии опасалось потерять свое положение, как это произошло при распаде Советского Союза. Вторая причина - амбиции руководства страны, когда фактически интересы большой группы населения были забыты ради реализации ракетной и ядерной программ23. По на-

шему мнению, роль ядерной программы в развитии КНДР нельзя оценивать однозначно, так как само её наличие ограждает северокорейский режим от внешнего вмешательства (пример Ирака тому яркое доказательство).

Россия и её Дальний Восток особо заинтересованы в нормализации обстановки в КНДР, потому что нуждаются в закреплении договоренностей, достигнутых во время последнего визита Ким Чен Ира в РФ, состоявшегося в августе 2011 года. Речь идет о планах постройки газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР, а также Транскорейской железнодорожной магистрали, которая открыла бы возможность для транзита грузов из Восточной Азии в Европу через территорию РФ. Это крайне рискованные с политической точки зрения проекты, и их реализация требует твердых гарантий нового руководства КНДР24.

Вполне естественно ожидать изменений методов и подходов нового руководства к управлению страной и ведению переговоров с соседними государствами. Во-первых, эволюционирует сама система властных отношений Северной Кореи в направлении коллективного руководства, по крайней мере, на период политического становления нового лидера. Во-вторых, менталитет нового поколения отличается от старшего, у молодого лидера уже нет стольких точек соприкосновения с Россией (в отличие от Ким Чен Ира). Следовательно, можно предположить поиск более тесных контактов с Западом (здесь могут сказать годы обучения Ким Чен Ына в Швейцарии) и более строгую ориентацию на китайскую модель реформ. В-третьих, международная обстановка, обостренная второй волной экономического кризиса и вспышками протестных движений в разных уголках планеты, не создает дополнительного давления на КНДР, а значит, предоставляет необходимый лимит времени для плавного перехода к новому этапу развития страны.

Примечания

1 См.: Ланьков, А. Н. КНДР вчера и сегодня : неформальная история Северной Кореи. М. : Восток-Запад, 2005. С. 260.

2 См.: Ким, Г. Ф. Рабочий класс новой Кореи. М. : Наука, 1960. 111 с.; Ким, Г. Ф. Союз рабочего класса с крестьянством и опыт социалистических стран Азии / Г. Ф. Ким, Ф. И. Шаб-шина. М. : Наука, 1977. 307 с.; Пролетарский

интернационализм и развитие социалистических стран Азии / гл. ред. Г. Ф. Ким. М. : Наука, 1983. 327 с.

3 См.: Син Се Ра. Политическая борьба в руководстве КНДР в 1953-1956 гг. : причины и динамика // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 3. С. 119.

4 См.: Ли, Вл. Ф. Заметки о корееведческих исследованиях в СССР // Источниковедение и историография стран Востока. Вып. 2. М., 1989. С. 143-153; Ли, Вл. Ф. Социальная революция и власть в странах Востока : о проблемах и противоречиях некапиталистического переходного развития. М. : Наука, 1984. 288 с.

5 См.: Торкунов, А. В. Корейский полуостров : метаморфозы послевоенной истории / А. В. Торкунов, В. И. Денисов, Вл. Ф. Ли. М. : Олма Медиа Групп, 2008. 544 с.

6 См.: Денисов, В. И. Политические системы государств Корейского полуострова // Политические системы и политические культуры Востока / под ред. А. Д. Воскресенского. М. : Восток-Запад, 2006. 688 с.

7 См.: Жебин, А. З. Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен. М. : Рус. панорама, 2006. 216 с.

8 См.: Ланьков, А. Н. КНДР вчера и сегодня : неформальная история Северной Кореи. М. : Восток-Запад, 2005. 445 с.; Ланьков, А. Н. Северная Корея после 2002 г. : попытка контрреформ // Восток. Афро-азиатские общества : история и современность. 2010. № 3. С. 89.

9 См.: Забровская, Л. В. Корейская НародноДемократическая Республика в эпоху глобализации : от затворничества к открытости : монография. Владивосток : Изд-во ТЦСР, 2006. 168 с.

10 См.: Толстокулаков, И. А. История общественно-политической мысли Кореи. Владивосток : ДВГУ, 2007. 368 с.

11 См.: Млечин, Л. М. Красный император // Мои друзья - диктаторы. М. : Центрполиграф, 2007. С. 479-587.

12 См.: Жебин, А. З. Указ. соч. С. 138.

13 См.: Корейское урегулирование и интересы России / под ред. В. И. Денисова, А. З. Жебина. М. : Рус. панорама, 2008. С. 142.

14 См.: Михеев, В. В. В ожидании «утренней свежести» : корейский бином // Мировая экономика и междунар. отношения. 2009. № 6. С.115.

15 См.: Жебин, А. З. КНДР : каким курсом? // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 2. С. 14.

16 Забровская, Л. В. Указ. соч. С. 21-22.

17 Гриценко, О. По заветам Кима [Электронный ресурс] // Взгляд. URL : http://www.vz.ru/poli-tics/2011/12/19/547940.html.

18 См.: Ким Чен Ын установил жесткий контроль над спецслужбами [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2011. 23 дек. URL : http://www. rg.ru/2011/12/23/kin-chen- yn-anons.html.

19 См.: Гриценко, О. Пришлось подвинуться [Электронный ресурс] // Взгляд. URL : http:// www.vz.ru/politics/2011/ 12/21/548636.html.

20 См.: The Guardian [Электронный ресурс]. URL : http://www.guardian.co.uk.

21 См.: Жебин, А. З. КНДР : каким курсом? С. 13.

22 См.: Пуликовский, К. Бронепоезд Ким Чен

Ира - это неудачная шутка нашей прессы [Электронный ресурс] // Изв. иЯЬ : http://www. izvestia.ru/news/510135.

23 См.: Виктор Горчаков: У Приморья и

КНДР есть много возможностей для сотрудничества [Электронный ресурс] // При-мамедиа. иЯЬ : http://primamedia.ru/news/

asia/21.12.2011/184390/viktor-gorchakov-u-pri-morya-i-kndr-est-mn0go-vozmozhnostey-dlya-sotrudnichestva.html.

24 См.: Тренин, Д. Раунд Кима III [Электронный ресурс] // ИНОСМИ. иЯЬ : http://inosmi.ru/op_ ed/20111219/180720 118.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.