Научная статья на тему 'Трансформация систем управления регионом в условиях информатизации'

Трансформация систем управления регионом в условиях информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ / REGION MANAGEMENT SYSTEM / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ECONOMY OF THE KNOWLEDGE / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM ELEMENTS / ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM TRANSFORMATION / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / EVALUATION OF STATE POWER BODIES ACTIVITIES EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Анастасия Александровна

Трансформация систем управления регионом в условиях информатизации. В статье проанализированы основные подходы к исследованию систем управления, выявлены особенности развития региональных систем управления, сформированы требования к ним, рассмотрены процессы трансформации элементов этих систем в условиях становления экономики знаний, предложен подход к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Region Management System in the Conditions of Informatisation. Main approaches to the research of management systems are analysed in the article. Peculiarities in the development of the region management systems are described; demands to them are formulated; processes of transformation of these systems' elements in the conditions of the formation of the economy of the knowledge are considered; an approach to the evaluation of state power bodies activities efficiency is offered.

Текст научной работы на тему «Трансформация систем управления регионом в условиях информатизации»

Л. Л. ДЕНИСОВА

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Ключевые слова: система управления регионом, экономика знаний, элементы системы управления, трансформация системы управления, оценка эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти

Key words: region management system, economy of the knowledge, management system elements, management system transformation, evaluation of state power bodies activities efficiency

В условиях проводимой административной реформы на региональном уровне реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы управления на основе информатизации, зачастую сводится к выполнению соответствующих федеральных целевых программ и технической автоматизации, а исследование степени ее развития ограничивается, как правило, анализом развития средств связи. Внедрение в органы исполнительной власти информационных систем для улучшения тех или иных элементов системы управления требует проведения комплексной модернизации системы управления.

Система управления в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению поставленных целей1.

Управляемая подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей

ДЕНИСОВА Анастасия Александровна, ассистент кафедры экономической информатики и управления Волгоградского государственного университета.

системы. Производственный процесс следует понимать широко, включая процессы производства продуктов и изделий, сооружений, а также процессы осуществления образовательных, финансовых, научно-исследовательских и прочих услуг.

Другая основополагающая подсистема системы управления — управляющая, называемая субъектом управления. Это совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения основной и других целей системы. Воздействия осуществляются на основе прямых и обратных связей. Субъект управления характеризуется целостностью и упорядоченностью всех элементов и подсистем2.

В процессе исследования систем управления необходимо четко представлять особенности социально-экономических систем и их элементов. Главным и наиболее активным элементом таковых выступает человек, так как в их основе лежит совокупность общественных, коллективных и личных интересов. При этом понятие «интересы» включает все их виды: идеологические, политические, экономические, социальные и др.3

Особенностями социально-экономических систем являются, во-первых, жизнеустойчивость, динамичность, способность к самоуправлению и самоорганизации. Кроме того, любой элемент системы является структурообразующей частью какой-либо системы. Например, предприятие является элементом отрасли как системы. В то же время само предприятие выступает в качестве системы, так как состоит из различных служб, являющихся ее элементами. Во-вторых, элементу присуще одно или несколько свойств, и каждое из них будет использоваться в системе или являться потенциально возможным для использования. Свойства элементов определяют их место во внутренней организации системы. В-третьих, важную роль в определении особенностей элемента играет его функциональная специфичность. Любое изменение одного из элементов вызовет изменение характера связи между элементами, а также изменение элементов, на которые оказано воздействие. В этих случаях вступает в действие механизм саморегулирования системы4. В-четвертых, структура системы основана на упорядоченной взаимосвязи элементов и на вхождении одной системы в

другую, что обусловлено иерархическим принципом организации сложных многоуровневых систем, какой является социально-экономическая система.

Система управления регионом представляет собой множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и реализующих процесс регионального управления для достижения поставленных целей5. Она представляет собой мезоуровень, т. е. является средним звеном между макро- и микроуровнем, поэтому обладает определенными особенностями: является подсистемой народного хозяйства государства, поэтому ее нельзя рассматривать изолированно; в ней действуют три взаимосвязанных подсистемы: государственная, подсистема муниципальных образований, а также подсистема юридических и физических лиц; в отличие от систем управления предприятием (микроуровень) она не может быть ликвидирована. Особенностью ее функционирования в неблагоприятных условиях является невозможность расширенного воспроизводства экономических, демографических и природных процессов.

Традиционно в системе управления регионом выделяют четыре основных составляющих. Это механизм управления (цели, функции, принципы и методы, которые характеризуют фундаментальные основы системы управления); структура системы управления — это управляющая система в статике, характеризующая строение системы управления, расположение и соотношение входящих в нее органов и звеньев управления; процессы управления — логическая последовательность управленческих действий, сочетающихся и взаимодействующих между собой операций, этапов, стадий и процедур и предоставляющих единство действий работников аппарата управления, которые основаны на процессе разделения труда и определенной технологии; совершенствование управления — улучшение, рационализация с учетом конкретных условий функционирования6.

В условиях модернизации национальной экономики к системам управления регионом предъявляются новые требования, трансформируются общие подходы к их развитию. С формированием экономики знаний в системе общественного производства возникают новые процессы: развитие нематериальной сферы и нематериальной деятельности; производство, распределение и использование знаний со-

ставляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная сеть.

Условия хозяйствования заставляют совершенствовать региональные системы управления, адаптируя старые элементы и формируя новые. Одними из них выступают «электронное правительство», «электронные общественные приемные», «многофункциональные центры». Это связано с решением правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти требования к системам управления ведут к изменениям в организационной структуре и механизме управления7.

Новые компоненты выполняют функции аккумулирования, хранения, обработки, передачи и распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений; создания условий для оперативного получения необходимой информации хозяйственными субъектами; ускорения социально экономических процессов за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий и средств связи; уменьшения информационной неопределенности за счет получения необходимой дополнительной информации из официальных источников; координации субъектов управления, т. е. проявление самостоятельности субъектами управления, в рамках создаваемого информационного пространства8.

Таким образом, трансформация систем управления регионом должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с информационной составляющей, что позволит эффективнее реализовывать функции управления: анализ, мониторинг, сопровождение, планирование и прогнозирование, а также консалтинг экономического роста региона и многие другие управленческие функции. Определить, насколько эффективно выполняются перечисленные функции управления, позволяет оценка деятельности органов исполнительной власти. Она необходима органам власти и обществу для повышения системности, обоснованности управленческих решений и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для проведения такой оценки в различных регионах РФ разработаны собственные методики: «Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», «Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», «Методика оценки и

мониторинга эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Калининградской области» и др. Всех их объединяет наличие в системе показателей блоков комплексной оценки уровня социально-экономического положения региона; оценки на основе показателей эффективности расходования бюджетных средств; оценки реализации реформ, признанных актуальными на федеральном уровне (реформы в сферах образования, здравоохранения и др.); оценки уровня выполнения полномочий на региональном уровне; оценки эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти населением с использованием опросных и социальных показателей; оценки открытости деятельности исполнительных органов государственной власти (ИОГВ).

К достоинствам рассмотренных методик следует отнести определение целевых установок, к выполнению которых в отчетном периоде должны стремиться ИОГВ; группировку показателей по основным направлениям деятельности ИОГВ, что позволяет проводить детальный анализ деятельности по отдельным направлениям; возможность проведения территориальных сравнительных оценок и определения направлений повышения эффективности деятельности ИОГВ.

В то же время для этих методик характерны и недостатки: подмена критерия эффективности критерием результативности; в большинстве методик отсутствуют интегральные показатели или, если они есть, то показатели при их формировании имеют одинаковый вес, что не соответствует реальности; односторонность оценки, так как значение интегрального показателя зависит только от одного направления деятельности (чаще всего от социально-экономического развития региона); зависимость оценки эффективности работы одного ИОГВ от эффективности работы другого ИОГВ, так как значение интегрального показателя одного муниципального образования зависит от уровня социально-экономического развития других муниципальных образований; слишком большой перечень показателей (150 и более), что делает методику оценки очень громоздкой.

С учетом вышесказанного мы предлагаем несколько иной подход к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти. Предлагаемая система показателей должна включать в себя три блока: показатели, характеризующие результаты деятельности управления регионом (основные

социально-экономические показатели развития региона, результаты отрасли); показатели, характеризующие качество управления регионом (включая показатели общественного мнения, количественные оценки эффективности использования бюджетных средств, инвестиционной привлекательности региона); показатели, характеризующие деятельность органов государственной власти (реализация основных функций управления, степень развития инсти-туциональной сферы региона, состояние информационной инфраструктуры региона); показатели характеризующие использование ИТ в деятельности органов исполнительной власти.

Таким образом, предлагаемая система оценок должна быть прозрачной и доступной для проведения расчетов или получения оценок, не должна содержать большое количество показателей, чтобы исключить излишнюю громоздкость, должна содержать интегрированные показатели. Другое требование к такой системе состоит в необходимости обеспечения полной совместимости и сопоставимости показателей для разных условий их измерения, а также применения этих индикаторов в различных регионах страны. Иными словами, система должна быть инвариантна по отношению к оцениваемым объектам и условиям проведения этих оценок.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Мишин В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 30.

2 Там же. С. 33.

3 См.: Макашева З.М. Исследование систем управления: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2009. С. 15.

4 Там же. С. 17.

5 См.: Малин А.С. Региональное управление: учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 26.

6 См.: Макашева З.М. Исследование систем управления ... С. 20.

7 См.: Петрова Е.А. Совершенствование систем государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18. С. 22—30.

8 См.: Ее же. Воспроизводство информации в региональной хозяйственной системе: теория, методология и практика. Волгоград: Изд-во ВолГу, 2009. С. 69.

Поступила 16.05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.