УДК 338.242.2
Канд. экон. наук П.А. КОНЕВ (СПбГАУ [email protected]) Доктор экон. наук В.А. ТКАЧЕНКО (СПбГАУ [email protected])
РОЛЬ, ЦЕЛИ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ
Управление, цель управления, социализация, система управления, принципы управления
В общем плане управление как экономическая категория рассматривается как целенаправленное воздействие субъектов управления на объекты с целю организации, координации, контроля и регулирования деятельности объектов в процессе общественного производства. В современной трактовке управление является комплексным процессом, направленным на анализ тенденций, постановку целей, выработку альтернативных решений, разработку программ, их реализацию и контроль за выполнением задач, поставленных субъектами управления.
Эволюция теорий управления и выделение их в особый вид деятельности начали проявляться при переходе от простых систем кооперации труда к сложным. В ходе дальнейшего разделения труда, его специализации, обобществления, а также научно-технического прогресса процессы управления приобретают все более сложные формы. Происходит дальнейшее обособление управления в иерархически организованные системы, без которых уже не может функционировать крупное производство. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, — отмечал К. Маркс, — осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного механизма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» [1].
В литературе можно обнаружить отнесение управления к производственным или экономическим отношениям, имеющим базисный, надстроечный или базисно-надстроечный характер. В этой связи заслуживает особого внимания точка зрения Д.И. Правдина. «Управление, — отмечает он, — как вид деятельности является составным звеном системы общественного разделения труда. В данном качестве управление представляет собой один из базисных видов экономических отношений, которые складываются прежде всего за счет процессов организации, специализации, кооперации трудовых процессов в ходе производства. Назначение управления в общественном разделении труда состоит в том, чтобы обеспечивать организационное единство общества исходя из целей и задач развития. С учетом данного понимания управление представляет собой конкретный вид организационно-социальных, в том числе производственных отношений. В то же время как совокупность программных, правовых, а также иных форм и методов регулирования отношений управление входит в состав надстроечных, политических, идеологических и иных отношений» [2].
В литературе также можно встретить и другие определения систем и процессов управления, что связано с различием рассматриваемых основных позиций авторов (экономических, правовых, социальных, государственных, политических, идеологических, хозяйственных и др. сторон). Правомерность подхода к управлению как к экономической категории не вызывает сомнений, а лишь подчеркивает системный характер данных процессов.
Под системой чаще понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. В рамках системы управления такими элементами, например, могут являться цели, задачи, методы, функции, структура, кадры, техническое обеспечение
системы управления. Система управления представляет собой конкретную совокупность названных элементов, которые находятся в качественных и количественных соотношениях и взаимосвязях, образующих целое. Данная система также характеризуется и наличием связей между отдельными элементами, управляемой и управляющей подсистемой. При этом, представляется, полезным опыт науки об управлении [3] и развитии систем управления на различных уровнях экономики.
Система управления обладает свойствами, которых нет у отдельных составляющих ее элементов. Например, ни один из них в отдельности не может осуществлять процесс управления, наделенный определенными функциями и использующий те или иные методы их осуществления [4].
С другой стороны, управление нельзя рассматривать как закрытую систему - она активно связана с другими компонентами хозяйственного механизма. Именно в учете всех этих аспектов и состоит сущность системного подхода к управлению. Важными требованиями его являются:
- соответствие системы управления организационным формам производства;
рациональное сочетание территориального, отраслевого, государственного, хозяйственного и других систем управления;
- учет взаимодействия элементов системы управления (целей, функций, структур, методов и др.), предполагающий, что изменение в одном элементе вызывает цепь изменений в других;
- четкое разграничение целей, задач, функций, прав, обязанностей и ответственности между органами и отдельными работниками сферы управления с таким расчетом, чтобы на вышестоящих уровнях осуществлялись те из них, которые в силу объективных причин не могут быть реализованы на нижестоящих уровнях;
- ориентация организационного и экономического механизма управления на достижение наилучших конечных результатов деятельности управляемого объекта.
В условиях развития рыночных отношений основным требованием является то, что система управления в результате кинетических и динамических колебаний должна оставаться устойчивой, то есть продолжать обеспечивать получение максимально возможной прибыли от деятельности субъекта хозяйствования. Это возможно, если только формируется соответствующая структура и иерархия системы управления, учитывающая обостряющиеся действия рыночных факторов и усиление всех видов и форм конкуренции во времени и пространстве. То есть в системе управления каждого хозяйствующего субъекта или их территориально-отраслевых объединений должны формироваться элементы и механизмы, позволяющие поддерживать и наращивать уровень конкурентоспособности, дающие возможность поддерживать рыночную активность с учетом изменяющейся конъюнктуры. В рамках общей теории управления были разработаны принципы стратегического управления, основанные на гибком и мгновенном реагировании на быстро изменяющуюся рыночную обстановку.
В это же время теория управления развивалась по пути формирования принципов маркетингового управления и понимания маркетинга как философии бизнеса, особенно в управленческой деятельности (рис.1). В этих условиях стали проявляться научные подходы, противопоставляющие теорию управления маркетинговым принципам управления, что, с нашей точки зрения, является методологически не совсем верным.
Рис. 1. Систематизация управленческих концепций в контексте развития маркетинговой
деятельности хозяйствующих субъектов
В ходе исследования нами было установлено, что переход от противопоставления теории управления и маркетинговой теории при формировании конкурентных стратегий к синтезу лежит на путях построения логистики стратегического управления в контексте конкретной маркетинговой концепции.
Глобализация мировой экономики, вступление России в ВТО требуют рассмотрения функционирования всех экономических систем в более широком контексте. Оценка опыта отраслевых хозяйствующих субъектов доказывает, что в системе их управления необходимо развивать подсистемы, управляющие маркетинговыми комплексами, призванные поддерживать и повышать конкурентоспособность и субъекта, и его продукции. Интегрирующим же элементом системы продолжает оставаться блок управления персоналом. Его количественные и, особенно, качественные параметры призваны обеспечивать все стратегические и тактические инициативы.
Целостность управленческой системы формируется несколькими циклами, обеспечивающими рациональное управление материально-финансовыми, маркетинговыми и информационными потоками. Каждый управленческий цикл можно разделить на несколько этапов: выработка стратегических целей или практическое использование условий и закономерностей устойчивого развития системы; управление материально-финансовыми потоками путем рационального использования их в качестве различных финансовых рычагов и механизмов, способствующих функционированию системы на должном уровне; организация совместной работы функциональных элементов управленческой системы для реализации бизнес-плана, фактической структуры развития объекта управления на определенный период (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный); непрерывный контроль за выполнением всех видов работ по вертикали, обеспечивающий четкую реализацию исполнительными органами необходимых условий, близких к оптимальным, для развития системы; постоянный и непрерывный системный анализ результатов работ каждого функционального элемента системы.
Учитывая важность системного подхода к теории и практике управления, целесообразно подробнее рассмотреть сущность и взаимосвязь базовых элементов (рис.2). Эффективная и конкурентоспособная система управления должна сохранять свою целостность при любых воздействиях и взаимосвязях между различными факторами.
Рис. 2. Принципиальная схема взаимодействия базовых элементов системы управления
хозяйствующим субъектом: - информационный поток концептуальной модели управления (поток целей и функций) системы;
V- физический поток внешнего воздействия на управляющий орган (УО); 1ос - информационный поток обратной связи, осведомляющий о текущем состоянии одного из ОУ (объектов управления); 1у - информационный управляющий поток, формируемый на основе анализа потоков /аг и 1ос: U - физический поток управляющего воздействия исполнительные органы (ИО) на объект управления (ОУ)
Цели управления должны отражать предполагаемые конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность субъекта и объекта управления (народного хозяйства в целом, отрасли, отдельного хозяйствующего субъекта и т.д.). Поэтому управление и цель - неразрывно связанные между собой понятия. Цель является постоянным показателем процесса управления, характеризующим моделируемую систему. Цель -понятие более общее, чем управление. Цель одновременно является одним из наиболее существенных и отличительных свойств управления. Однако цель вне управления - это пассивное понятие, тогда как управление всегда активно, ибо включает в себя еще одно существенное свойство - факт достижения цели. В то же время цель без приведения в действие надлежащих способов и средств воздействия остается просто целью. Человек как субъект управления стремится к достижению цели, а не останавливается на ее определении. Он не только определяет цель и ставит ее перед собой, но и желает ее реального достижения. Цель - именно то, что в настоящее время субъект управления не имеет, а то, что имеет и что достигнуто, уже не является целью. Цель всегда связана с будущим временем, поэтому говорят, что управлять - это, прежде всего, смотреть вперед. В аналитическом смысле цель интерпретируется и другими учеными как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия.
J1 итература
1. Карлофф Б., Торн К. Полное руководство по тренингу (менеджмент для лидера). - М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Кошлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. - №3.
3. Ткаченко В.А., Мареева О.В., Конев П.А. Влияние системы управления на динамику развития потенциала сельскохозяйственного производства в ходе аграрного реформирования // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2012. - № 27. -С. 154-159.
4. Конев П.А. Развитие системы и инструментов управления в сельскохозяйственных организациях региона в условиях нестабильной рыночной среды// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2011. - №25. -С. 102-111.