Научная статья на тему 'Роль, цели и научные подходы в формировании системы управления'

Роль, цели и научные подходы в формировании системы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конев П. А., Ткаченко В. А.

П.А. Конев, В.А. Ткаченко Роль, цели и научные подходы в формировании системы управления Управление, цель управления, социализация, система управления, принципы управления В статье проводится анализ взаимосвязи системы управления, цели, концепции, принципов построения управленческих систем, определяется требование к целеполаганию, выделяются отличительные свойства цели и ее роль в системе управления.P.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Konev, V.A. Tkachenko Role, aims and scientific approaches in the formation control system Management, management goal, socialization, management system, management principles In the article the analysis of the relationship management system objectives, concepts, principles of building management systems, is determined by the requirement of goal-setting, highlights the distinctive properties of the target and its role in the control system.

Текст научной работы на тему «Роль, цели и научные подходы в формировании системы управления»

УДК 338.242.2

Канд. экон. наук П.А. КОНЕВ (СПбГАУ [email protected]) Доктор экон. наук В.А. ТКАЧЕНКО (СПбГАУ [email protected])

РОЛЬ, ЦЕЛИ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ

Управление, цель управления, социализация, система управления, принципы управления

В общем плане управление как экономическая категория рассматривается как целенаправленное воздействие субъектов управления на объекты с целю организации, координации, контроля и регулирования деятельности объектов в процессе общественного производства. В современной трактовке управление является комплексным процессом, направленным на анализ тенденций, постановку целей, выработку альтернативных решений, разработку программ, их реализацию и контроль за выполнением задач, поставленных субъектами управления.

Эволюция теорий управления и выделение их в особый вид деятельности начали проявляться при переходе от простых систем кооперации труда к сложным. В ходе дальнейшего разделения труда, его специализации, обобществления, а также научно-технического прогресса процессы управления приобретают все более сложные формы. Происходит дальнейшее обособление управления в иерархически организованные системы, без которых уже не может функционировать крупное производство. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, — отмечал К. Маркс, — осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного механизма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» [1].

В литературе можно обнаружить отнесение управления к производственным или экономическим отношениям, имеющим базисный, надстроечный или базисно-надстроечный характер. В этой связи заслуживает особого внимания точка зрения Д.И. Правдина. «Управление, — отмечает он, — как вид деятельности является составным звеном системы общественного разделения труда. В данном качестве управление представляет собой один из базисных видов экономических отношений, которые складываются прежде всего за счет процессов организации, специализации, кооперации трудовых процессов в ходе производства. Назначение управления в общественном разделении труда состоит в том, чтобы обеспечивать организационное единство общества исходя из целей и задач развития. С учетом данного понимания управление представляет собой конкретный вид организационно-социальных, в том числе производственных отношений. В то же время как совокупность программных, правовых, а также иных форм и методов регулирования отношений управление входит в состав надстроечных, политических, идеологических и иных отношений» [2].

В литературе также можно встретить и другие определения систем и процессов управления, что связано с различием рассматриваемых основных позиций авторов (экономических, правовых, социальных, государственных, политических, идеологических, хозяйственных и др. сторон). Правомерность подхода к управлению как к экономической категории не вызывает сомнений, а лишь подчеркивает системный характер данных процессов.

Под системой чаще понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. В рамках системы управления такими элементами, например, могут являться цели, задачи, методы, функции, структура, кадры, техническое обеспечение

системы управления. Система управления представляет собой конкретную совокупность названных элементов, которые находятся в качественных и количественных соотношениях и взаимосвязях, образующих целое. Данная система также характеризуется и наличием связей между отдельными элементами, управляемой и управляющей подсистемой. При этом, представляется, полезным опыт науки об управлении [3] и развитии систем управления на различных уровнях экономики.

Система управления обладает свойствами, которых нет у отдельных составляющих ее элементов. Например, ни один из них в отдельности не может осуществлять процесс управления, наделенный определенными функциями и использующий те или иные методы их осуществления [4].

С другой стороны, управление нельзя рассматривать как закрытую систему - она активно связана с другими компонентами хозяйственного механизма. Именно в учете всех этих аспектов и состоит сущность системного подхода к управлению. Важными требованиями его являются:

- соответствие системы управления организационным формам производства;

рациональное сочетание территориального, отраслевого, государственного, хозяйственного и других систем управления;

- учет взаимодействия элементов системы управления (целей, функций, структур, методов и др.), предполагающий, что изменение в одном элементе вызывает цепь изменений в других;

- четкое разграничение целей, задач, функций, прав, обязанностей и ответственности между органами и отдельными работниками сферы управления с таким расчетом, чтобы на вышестоящих уровнях осуществлялись те из них, которые в силу объективных причин не могут быть реализованы на нижестоящих уровнях;

- ориентация организационного и экономического механизма управления на достижение наилучших конечных результатов деятельности управляемого объекта.

В условиях развития рыночных отношений основным требованием является то, что система управления в результате кинетических и динамических колебаний должна оставаться устойчивой, то есть продолжать обеспечивать получение максимально возможной прибыли от деятельности субъекта хозяйствования. Это возможно, если только формируется соответствующая структура и иерархия системы управления, учитывающая обостряющиеся действия рыночных факторов и усиление всех видов и форм конкуренции во времени и пространстве. То есть в системе управления каждого хозяйствующего субъекта или их территориально-отраслевых объединений должны формироваться элементы и механизмы, позволяющие поддерживать и наращивать уровень конкурентоспособности, дающие возможность поддерживать рыночную активность с учетом изменяющейся конъюнктуры. В рамках общей теории управления были разработаны принципы стратегического управления, основанные на гибком и мгновенном реагировании на быстро изменяющуюся рыночную обстановку.

В это же время теория управления развивалась по пути формирования принципов маркетингового управления и понимания маркетинга как философии бизнеса, особенно в управленческой деятельности (рис.1). В этих условиях стали проявляться научные подходы, противопоставляющие теорию управления маркетинговым принципам управления, что, с нашей точки зрения, является методологически не совсем верным.

Рис. 1. Систематизация управленческих концепций в контексте развития маркетинговой

деятельности хозяйствующих субъектов

В ходе исследования нами было установлено, что переход от противопоставления теории управления и маркетинговой теории при формировании конкурентных стратегий к синтезу лежит на путях построения логистики стратегического управления в контексте конкретной маркетинговой концепции.

Глобализация мировой экономики, вступление России в ВТО требуют рассмотрения функционирования всех экономических систем в более широком контексте. Оценка опыта отраслевых хозяйствующих субъектов доказывает, что в системе их управления необходимо развивать подсистемы, управляющие маркетинговыми комплексами, призванные поддерживать и повышать конкурентоспособность и субъекта, и его продукции. Интегрирующим же элементом системы продолжает оставаться блок управления персоналом. Его количественные и, особенно, качественные параметры призваны обеспечивать все стратегические и тактические инициативы.

Целостность управленческой системы формируется несколькими циклами, обеспечивающими рациональное управление материально-финансовыми, маркетинговыми и информационными потоками. Каждый управленческий цикл можно разделить на несколько этапов: выработка стратегических целей или практическое использование условий и закономерностей устойчивого развития системы; управление материально-финансовыми потоками путем рационального использования их в качестве различных финансовых рычагов и механизмов, способствующих функционированию системы на должном уровне; организация совместной работы функциональных элементов управленческой системы для реализации бизнес-плана, фактической структуры развития объекта управления на определенный период (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный); непрерывный контроль за выполнением всех видов работ по вертикали, обеспечивающий четкую реализацию исполнительными органами необходимых условий, близких к оптимальным, для развития системы; постоянный и непрерывный системный анализ результатов работ каждого функционального элемента системы.

Учитывая важность системного подхода к теории и практике управления, целесообразно подробнее рассмотреть сущность и взаимосвязь базовых элементов (рис.2). Эффективная и конкурентоспособная система управления должна сохранять свою целостность при любых воздействиях и взаимосвязях между различными факторами.

Рис. 2. Принципиальная схема взаимодействия базовых элементов системы управления

хозяйствующим субъектом: - информационный поток концептуальной модели управления (поток целей и функций) системы;

V- физический поток внешнего воздействия на управляющий орган (УО); 1ос - информационный поток обратной связи, осведомляющий о текущем состоянии одного из ОУ (объектов управления); 1у - информационный управляющий поток, формируемый на основе анализа потоков /аг и 1ос: U - физический поток управляющего воздействия исполнительные органы (ИО) на объект управления (ОУ)

Цели управления должны отражать предполагаемые конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность субъекта и объекта управления (народного хозяйства в целом, отрасли, отдельного хозяйствующего субъекта и т.д.). Поэтому управление и цель - неразрывно связанные между собой понятия. Цель является постоянным показателем процесса управления, характеризующим моделируемую систему. Цель -понятие более общее, чем управление. Цель одновременно является одним из наиболее существенных и отличительных свойств управления. Однако цель вне управления - это пассивное понятие, тогда как управление всегда активно, ибо включает в себя еще одно существенное свойство - факт достижения цели. В то же время цель без приведения в действие надлежащих способов и средств воздействия остается просто целью. Человек как субъект управления стремится к достижению цели, а не останавливается на ее определении. Он не только определяет цель и ставит ее перед собой, но и желает ее реального достижения. Цель - именно то, что в настоящее время субъект управления не имеет, а то, что имеет и что достигнуто, уже не является целью. Цель всегда связана с будущим временем, поэтому говорят, что управлять - это, прежде всего, смотреть вперед. В аналитическом смысле цель интерпретируется и другими учеными как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия.

J1 итература

1. Карлофф Б., Торн К. Полное руководство по тренингу (менеджмент для лидера). - М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Кошлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. - №3.

3. Ткаченко В.А., Мареева О.В., Конев П.А. Влияние системы управления на динамику развития потенциала сельскохозяйственного производства в ходе аграрного реформирования // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2012. - № 27. -С. 154-159.

4. Конев П.А. Развитие системы и инструментов управления в сельскохозяйственных организациях региона в условиях нестабильной рыночной среды// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2011. - №25. -С. 102-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.