Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПОД ПОТРЕБНОСТИ Z-ПОКОЛЕНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПОД ПОТРЕБНОСТИ Z-ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / Республика Крым / поколение Z / государственное управление / социальные коммуникации / цифровые технологии / фиджитал / tourism / Republic of Crimea / generation Z / public administration / social communications / digital technologies / phygital.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вершицкая Н.А.

В работе исследована теория поколений в связи с изменяющимся спросом на рынке туристских услуг Республики Крым и предпочтениями потребителей из числа поколения Z. В результате выполнения исследования предложена теоретическая модель трансформации рынка туристских услуг Республики Крым под потребности поколения Z. В ее основу положено создание эффективной бизнес-модели развития туристской отрасли посредством синтеза современных цифровых технологий и социальной коммуникации. Геймификация туризма предложена для удовлетворения потребностей туристов из числа поколения Z. К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TOURIST SERVICES MARKET IN THE REPUBLIC OF CRIMEA UNDER THE NEEDS OF Z-GENERATION

The paper investigates the theory of generations in connection with the changing demand in the market of tourist services of the Republic of Crimea and the preferences of consumers among generation Z. As a result of the study, a theoretical model of the transformation of the market of tourist services of the Republic of Crimea for the needs of generation Z is proposed. It is based on the creation of an effective business development models of the tourism industry through the synthesis of modern digital technologies and social communication. Tourism gamification is proposed to meet the needs of Gen Z tourists.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПОД ПОТРЕБНОСТИ Z-ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 351: 338.484.2

Вершицкая Н.А.

Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3587-21-28 ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПОД

ПОТРЕБНОСТИ Z-ПОКОЛЕНИЯ

Vershitskaya N.A.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University

TRANSFORMATION OF TOURIST SERVICES MARKET IN THE REPUBLIC OF CRIMEA UNDER

THE NEEDS OF Z-GENERATION

Аннотация

В работе исследована теория поколений в связи с изменяющимся спросом на рынке туристских услуг Республики Крым и предпочтениями потребителей из числа поколения Z. В результате выполнения исследования предложена теоретическая модель трансформации рынка туристских услуг Республики Крым под потребности поколения Z. В ее основу положено создание эффективной бизнес-модели развития туристской отрасли посредством синтеза современных цифровых технологий и социальной коммуникации. Геймификация туризма предложена для удовлетворения потребностей туристов из числа поколения Z.

Abstract

The paper investigates the theory of generations in connection with the changing demand in the market of tourist services of the Republic of Crimea and the preferences of consumers among generation Z. As a result of the study, a theoretical model of the transformation of the market of tourist services of the Republic of Crimea for the needs of generation Z is proposed. It is based on the creation of an effective business development models of the tourism industry through the synthesis of modern digital technologies and social communication. Tourism gamification is proposed to meet the needs of Gen Z tourists.

Ключевые слова: туризм, Республика Крым, поколение Z, государственное управление, социальные коммуникации, цифровые технологии, фиджитал.

Key words: tourism, Republic of Crimea, generation Z, public administration, social communications, digital technologies, phygital.

Работа выполнена в рамках НИР АААА-А19-119012390078-9 «Разработка Концепции развития прибрежных дестинаций в Республике Крым до 2030 г.».

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» туризм признан приоритетной отраслью экономики региона [19]. Трансформация и адаптация рынка туристских услуг Республики Крым под изменяющийся спрос представляется одной из важнейших прикладных задач для устойчивого и инновационного развития региона. Поколение Ъ является относительно новым участником рынка туризма, что делает данное исследование актуальным и своевременным. Объектом исследования является развитие туризма в Российской Федерации и Республике Крым. Предметом исследования является развитие рынка туристских услуг Республики Крым с учетом потребностей поколения Z.

Теория и практика трансформаций рынка под

теорию поколений нашли отражение в научных работах отечественных и зарубежных учёных. Среди них А. Бояркин [7], А.В. Вершицкий [8], Галенко Е.В. [9], С. П. Казаков [12], А. Д. Чудновский [14], С. В. Дусенко [19], Е.А. Фролова [21], С. А. Щербакова [22], Robinson, V.M. and Schänzel, H.A. [4] и др.

Впервые фундаментальный анализ теории проблемы появился в исследованиях американских ученых в конце ХХ века. В 1991 году социологи Уильям Штраус (William Strauss) и Ниль Хоув (Niel Howe) опубликовали книгу «Поколения: история будущего Америки, 1584-2069», в которой они обосновали идею теории поколений - идею о том, что на протяжении всей истории существовали разные когорты, которые имели общие характеристики и ценности [2].

Таблица - 1

Периоды последних поколений_

Наименование поколения Годы рождения

Величайшее поколение (поколение 1900-1923

победителей)

Молчаливое поколение 1923-1943

Беби-бумеры (Baby Boomers) 1943-1963

Поколение X 1963-1984

Поколение Y 1984-2000

Поколение Z 2000 годы (существуют другие временные ориентиры, например, Стиллман - 1995 г. и позднее, Хоув и Штраус - 2003 г. и позднее

В отечественных исследованиях выделяются следующие характерные черты, позволяющие говорить о них как о поколении, следующие (таблица 2) [7, 13].

Социальные сети и блоги все чаще становятся средством публикации и обмена опытом и жизненными событиями. Следовательно, эти платформы являются источником потенциально значимых данных. Для выбора блогов использовались поисковые системы и поиск в социальных сетях. Используя ключевые слова для поиска, такие как туристские блоги / блоггеры, молодежные туристские блоги и блоггеры / блоги поколения 2, из множества вариантов было выбрано несколько блогов. Выполнялся

Таблица- 2

процесс исключения, чтобы гарантировать, что выбранные записи в блогах принадлежат лицам соответствующего возраста, которые посетили Республику Крым. Также в качестве критериев отбора блогов были выбраны: ведение блога в стиле дневника и наличие функции поиска по местоположению. Для их анализа использованы шесть основных категорий и их структурных элементов (рисунок 1).

Характерные черты поколения Z

Черты Содержание

Скорость взросления Быстрая потеря интереса к детским игрушкам (куклам, машинкам) примерно в 3 года. Предпочитают стратегические игры и аркады 5D. Ценят время и используют по максимуму. Хорошо разбираются в информационных технологиях с детского возраста

Личная свобода Очень ценят личную свободу и распоряжаются ей достаточно рационально. Не употребляют запрещенные вещества, не ведут себя асоциально. Предпочитают дом офису, поэтому удаленная работа по свободному графику является для них приоритетной

Замкнутость Большое количество интровертов среди поколения Z. Многие из них не хотят живого общения, заменяя его перепиской по email и в социальных сетях

Самообразование Вместо формального образования многие представители поколения Z занимаются самообразованием, приобретают знания, которые впоследствии можно применять. Любой вопрос может быть изучен благодаря доступным сведениям в Интернет в случае реальной заинтересованности в этом

Клиповое мышление Представителям Z неинтересно чтение длинных текстов (лонгрид), поэтому часто встречается мнение о том что данное поколение меньше читает. Однако они хорошо воспринимают компактные тексты, содержащие сконцентрированную информацию, в которых эмоции обозначены смайлами. Люди Z предпочитают читать маленькие тексты, содержащие большую пользу. Вместе с тем, если какая-либо тема им особенно интересна, прочитают и лонгрид (конечно лучше все же с иллюстрациями)

Категории

проживание

1 / виды деятельности

Характер путешествия

\х.

1 \ посещаемые места

транспорт

Имидж дестинации

Профиль дестинации Достопримечательности и объекты

Ожидания и оценки

Приключение и новизна

Аттракции

/ Причины путешествия /у

Эскапизм

\

Популярная культура

Самоопределение

\ Идентичность Различия между поколениями

Будущее

Глобальные факторы

Контекст Социально-политические факторы

Технологии

Физиологические

Опыт Эмоциональный

1 \ Духовный

Рисунок 1 - Категории для анализа и связанные с ними составляющие

Для четкого понимания механизмов адаптации маркетинговых кампаний под поколение 2, нужно определить их основные отличия.

С этой целью нами был проведен анкетный опрос, в котором принял участие 101 человек, более

1

31

50 % участников проживают на материковой части России, также приняли участие жители Украины, Казахстана, Крыма. Возраст 68 % процентов участников опроса от 15 до 19 лет (рисунок 2).

68

10-14 лет 15-19 лет 20-25 лет

Рисунок 2 - Возраст участников опроса

У 99 процентов участников опроса в смартфонах установлены приложения социальных сетей; 82 процента опрошенных пользуются смартфоном 5 лет и более, 14 % от 3 до 5 лет, 4 % менее 3 лет. Пол

66 % участников опроса - женский, 24 % - мужской.

Основные результаты опроса приведены ниже. 1. Социальные сети. Наиболее популярными сетями у поколения Z являются ВКонтакте (97 %

опрошенных используют эту социальную сеть), Ш-stagram (88 %), YouTube (85 %). Необходимо отметить растущую популярность TikTok (38 %), который является самой новой из рассмотренных социальных сетей (первый выпуск - сентябрь 2016 г.),

однако уже находится на 4 месте рейтинга. При этом популярные у предыдущих поколений Face-book и Twitter теряют свою актуальность (рисунок

3).

120

100

80

% 60

40

20

97

88

85

38

34

19

14

12

В Контакте Instagram Youtube Tik Tok Pinterest Facebook Twitter SnapChat

Рисунок 3 - Процент использования наиболее популярных социальных сетей представителями поколения

Z, %

2. Социальная активность. При этом предста- альных сетях - 81 % делает их реже, чем раз в не-вители поколения Z не часто делают посты в соци- делю (рисунок 4).

4

6

Каждый день

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раз в 1-3 дня

Раз в 3-5 дней

Реже, чем раз в неделю

0

Рисунок 4 - Частота публикации постов в социальных сетях, %о

3. Отзывы/впечатления о товаре, услуге или (рисунок 2.7) достаточно редко (только 12,1 % посещении. Отзывы публикуются поколением Z участников публикует их часто).

Рисунок 5 - Наличие отзывов/впечатлений о товаре, услуге или посещении в постах, %

4. Статусность. Поколению Z очень важен со- производители смартфонов (рисунок 6). циальный статус, поэтому они предпочитают известные бренды. Пример - наиболее популярные

60

50 40 % 30 20 10

49,5

21,5 17,2

8,6

1 1

iPhone Xiaomi Samsung Huawei

Рисунок 6 - Наиболее популярные производители смартфонов

0

В опрос также были включены вопросы по туризму в Крыму.

Среди участников опроса 75 % путешествовали по Крыму в последние 3-5 лет. Отметим, что большинству из опрошенных, Крым понравился.

Для комплексного анализа потребительских предпочтений представителей поколения Ъ по выбору вида отдыха в Крыму и конкретной дестина-ции также была сделана выборка публикаций популярных блоггеров соответствующего возраста в социальных сетях Instagram, ТЮТок, посетивших

Крым в 2020 году.

Ответы простых туристов из поколения Z, не блоггеров, которые они предоставили в рамках анкетирования немного разнятся. Они предпочитают Ялту и Севастополь, а не Мыс Фиолент (Севастополь) и Черноморское.

На рисунке 7 представлены ответы на вопрос анкеты «Какое место в Крыму понравилось вам больше других?», на рисунке 8 «Что в Крыму Вам больше нравится?».

50,5

Ялта, Большая Ялта ■ Севастополь и его окресности 1 Судак

Тарханкут, Черноморское Феодосия, Коктебель I Евпатория, Саки 'Алушта, Большая Алушта 1 Весь Крым

11,1

Рисунок 7 - Предпочтения участников опроса по местам отдыха

в Крыму, %

10,8

3,6

3,6 1,2

Природа (парки, пляжи, климат, горы ...)

Оздоровление (санатории, лечебницы ...)

Исторические достопримечательности (дворцы, музеи, памятники...)

I Развлечения (фестивали, шоу

Активный туризм (горный, кайтсерфинг ...)

Все вместе

Рисунок 8 - Основные привлекательные факторы для поколения X в Крыму, %

Для 96% поколения Z решение, куда поехать отдыхать определяют социальные сети. Поэтому способы продвижения должны учитывать данный аспект с учетом форматов и особенностей популярных социальных сетей. Объем внимания представителя Z составляет всего восемь секунд — это на четыре секунды меньше, чем у поколения Y. Поэтому первое впечатление имеет большое значение и может либо помочь завоевать вниманием аудитории либо потерять клиента навсегда.

При соответствующей стратегии развития ту-

ризма в Республике Крым с учетом потребительских потребностей поколения Z возможно снизить такое отрицательное явление, как сезонность, развивая событийный туризм в зимнее время (каникулярная синхронизация) с акцентом на потребности поколения Z, виртуальные туры (особенно актуально в период пандемии) и др. Акцент должен все больше смещаться с продвижения физических характеристик дестинации к ориентации на путешественников. Не менее важно по нашему мнению объединение туристского опыта предшествующего поездке, происходящего во время поездки и после

поездки. Исследование подчеркивает необходимость многомерного и междисциплинарного анализа опыта в туризме, что представлено в предлагаемой модели создания туристского опыта (рисунок 9). Модель концентрируется на перемещении путешественника, которое состоит из трех этапов (т.е.

до посещения, на месте и после посещения), и описывает шаги и действия, которые путешественник может предпринять в аспекте совместного создания своего туристский опыт.

Путешественники как соавторы ценностей участвуют в любом аспекте путешествий за счет взаимодействия с несколькими Отслеживание

поставщиками туристских услуг обратной связи

Взаимодействие человек-робот

Совместное создание больших данных и реальных ценностей

Высокая вовлеченность в социальные сети; Разнообразие пугешественников и ípyiiiibi Поколения Z

Рисунок 9 - Модель совместного создания туристкого опыта поколением Z

Использование технологий и оценка удовлетворенности туристской дестинацией поколения Z, которые позволяют использовать интеллектуальные технологии во время покупок, упрощая и ускоряя процесс оплаты, избегая путешествий с физическими деньгами, безопасность, которая приводит к удовлетворению пользователей. Что касается статистически значимых взаимосвязей, обнаруженных в использовании представленных технологических ресурсов, подтверждается, что использование технологий дополняет туристский опыт, создавая ключевой элемент взаимодействия с детонацией если ожидания оправдываются. Что также соответствует тому факту, что Поколение Z мотивировано стремлением к социальному взаимодействию, вовлечению и совместному созданию опыта.

Таким образом, туристским организациям, региональным и местным органам власти необходимо обеспечить постоянного обновление информационного содержания в Интернете и обновления технологий в дестинации. Это обновление должно быть сосредоточено, в частности, на туристских услугах (во всех секторах: размещение, транспорт, питание и достопримечательности в целом), всегда должно быть доступно для туристов, поскольку необходимо получить разъяснения о туристских направлениях до и во время путешествия, необходимы и положительно влияют на удовлетворенность покупательского опыта.

Список литературы

1. Liberato, P., Aires, C., & Liberato, D. (2020).

Generation z use of technology and satisfaction evaluation towards the tourism destination. [Uso da tecnología e avaliagao da satisfagao relativamente ao destino turístico pela geragao z] RISTI - Revista Iberica De Sistemas e Tecnologias De Informacao, 2020(E36), 556-576.

2. Olsson, L. E., Friman, M., Lättman, K., & Fu-jii, S. (2020). Travel and life satisfaction - From Gen Z to the silent generation. Journal of Transport & Health, 18, 100894. doi:10.1016/j.jth.2020.100894

3. Priporas, C.-V., Stylos, N., & Fotiadis, A. K. (2017). Generation Z consumers' expectations of interactions in smart retailing: A future agenda. Computers in Human Behavior, 77, 374-381. doi:10.1016/j.chb.2017.01.058

4. Robinson, V.M. and Schänzel, H.A., 2019. A tourism inflex: Generation Z travel experiences. Journal of Tourism Futures, 5(2), pp. 127-141.

5. Shen, Y. (Sandy), Choi, H. C., Joppe, M., & Yi, S. (2020). What motivates visitors to participate in a gamified trip? A player typology using Q methodology. Tourism Management, 78, 104074. doi:10.1016/j.tourman.2019.104074

6. Zhang, T. (2019). Co-creating tourism experiences through a traveler's journey: A perspective article. Tourism Review, 75(1), 56-60. doi:10.1108/TR-06-2019-0251

7. Бояркин А. Поколение Z: 16 особенностей людей, о которых вы ничего не знали / А. Бояркин // Генератор продаж. - URL: https://sales-genera-tor.ru/blog/pokolenie-z/

8. Вершицкий А.В. Концепция Р2Р как инновационный вид предпринимательства и партнерства / А.В. Вершицкий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 127-130.

9. Галенко Е.В. Теория поколений: возможности практического применения в туристской индустрии / Е.В. Галенко // Известия ДВФУ. Экономика и управление. - № 1. - 2019. - С. 57-67

10. Дрыглер Ю. Э. Теория поколения Z в туризме / Ю. Э. Дрыглер // Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов Молодежь, наука, творчество - Омск, 21-22 мая 2020 г. - Омск, 2020. - С. 368-370.

11. Исследование OneTwoTrip: большинство путешественников поколения Z пользуется Insta-gram, как путеводителем [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://hotelier.pro/marketing/item/is-sledovame-onetwotrip-bolsЫnstvo-puteshestvenni-kov-pokolemya-z-polzuetsya-instagram-kak-putevo-ditelem/

12. Казаков, С. П. Влияние социальных медиа на поведение потребителей в индустрии гостеприимства и в туризме: монография // М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 98 с.

13. Малетин С.С. Особенности потребительского поведения поколения Z / С.С.Малетин // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18 № 21. - С. 3347-3359.

14. Международный туристский бизнес: практика, проблемы, перспективы: монография / А. Д. Чудновский [и др.]; отв. ред. А.Д. Чудновский. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - 221 с.

15. Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е.

B. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 64 с.

16. Никонов Е. Стратегия Беби-бумеров (теория поколений) / Е. Никонов, Е. Шамис. - М.: Издательский дом университета «Синергия», 2018. - 256 с.

17. Официальный сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.mwto. org/ru (дата обращения: 08.11.2020).

18. Российское «поколение Z»: установки и ценности 2019/2020 / Гудков Л. И др. - М.: АО "Первая Образцовая типография", 2020. - 152 с.

19. Современный туризм: актуальные проблемы и перспективы: монография / под общ. ред.

C. В. Дусенко. - М.: РГУФКСМиТ, 2016. - 238 с.

20. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утверждена Законом Республики Крым от 09.01.2017 N 352-ЗРК/2017 (ред. от 30.05.2018) "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года" (принят Государственным Советом Республики Крым 28.12.2016) // Министерство экономического развития Республики Крым. - URL : https://minek.rk.gov.ru/uploads/txteditor/minek/attac .. (дата обращения: 04.11.2020).

21. Фролова Е.А. Тенденции и проблемы развития мирового туризма / Е.А. Фролова // Вестник университета. - 2019. - № 3. - С. 61-65

22. Щербакова, С. А. Международный туризм. Экономика и география / С. А. Щербакова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 144 с.

УДК 336.01

Грабчак Полина Михайловна

студентка 3-го курса,

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина,

Носова Татьяна Павловна

доцент, кандидат экономический наук Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА СБЕРЕЖЕНИЯ

Grabchak Polina Mikhailovna

3rd year student,

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin,

Nosova Tatiana Pavlovna

associate professor, candidate of economic sciences Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina

IMPACT OF INFLATION ON SAVINGS

Аннотация

Каждый человек редко, но следит за финансовыми новостями. Скорее всего, вы часто слышали, как эксперты и экономисты обсуждают уровень инфляции в экономике. Это может показаться поводом для беспокойства, ведь обычно им не хватает времени, чтобы объяснить основы, в том числе то, как инфляция может повлиять на ваши усилия по сбережению и инвестированию. Данная статья поможет разобраться в этой ситуации, объяснит потенциальное влияние инфляции на ваши финансовые планы. Abstract

Everyone rarely, but follows the financial news. Chances are, you've often heard experts and economists discuss the rate of inflation in an economy. This may seem like a cause for concern, since they usually don't have

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.